Выдели название народных промыслов которые занимаются изготовлением игрушек

Обновлено: 08.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

"_____"_______2020 г. Ф.И.

Директор МКОУ Юмасинская СОШ

Тестовые задания по ИЗО для 5 класса 2019-2020 учебный год

Итоговый тест по Изобразительному искусству для 5 класса составлен по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской.

Вам предлагается ответить на 20 вопросов, выбрать правильные ответы (один или более) и обвести их кружком, а так же вписать свои предполагаемые ответы.

1-20 Инструкция. Обведите правильный ответ в кружок.

1. Какое животное являлось одним из древнейших и любимых образов народного искусства?

2. Для чего народный мастер украшал окружающие его предметы знаками и символами?

3. Соедини линиями символические изображения с их значением.

Солнце, Земля, плодородие, вода, древо жизни.

4-6 Инструкция. Обведите правильный ответ в кружок.

4. Как называлось самое почётное место в избе - духовный центр дома?

5. Неизменная спутница крестьянских женщин.

6. Какой элемент женского народного костюма не относится к костюму юга России.

7. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.

8. Изделия из цветной обожженной глины - это.

а) керамика
б) художественное стекло
в) гобелен

9. Декоративное произведение из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение - это.

б) витраж;
в) батик.

10. Назовите, что являлось символом власти у жителей Древнего Египта?

а) священная змея;

в) ладья вечности;

11. Символ власти в Древнем Китае.

12. Как называлась французская модная одежда XVII века?
а) дублет;

13. Назовите самую важную часть щита.

14 . Основной цвет в народной вышивке

15.Терракота – это…

a) обожжённая глиняная фигурка / «жжёная земля»/;

б) изделия из цветной обожжённой глины;

и) изделия из солёного теста.

16. Гутное стекло – это…

а) цветное стекло;

б) выдувное стекло, получаемое ручным способом;

в) расписное стекло.

17. Какие техники используют для обработки металла?

18. Как называется самое древнее искусство, возникшее в первобытное время?

в) декоративно - прикладное.

19. Основные цвета в хохломской росписи.

а) красный и жёлтый;

б) жёлтый и чёрный;

в) красный и чёрный.

20. Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву.

Председатель аттестационной комиссии: Нежданова Г.П./____________/___________

Аттестующий учитель: Чикунова Н.А.___________________/________________

Ассистент: Соколов Е.В. _________________/__________

Пояснительная записка

Итоговый тест по Изобразительному искусству для 5 класса составлен по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской..

За каждое правильно выполненное задание даётся 1 бал, за невыполненное – 0 баллов.
Итоги пробного тестирования сведены в таблицу, где испытуемые:
1 – справились с заданием, 0- не справились с заданием.
Просчитав % выполнения задания по каждому обучающемуся, присваивается уровень освоения программного материала.

Общее число заданий теста соответствует 100%, а число заданий, выполненных учащимся х%. В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую отметку. Например: 71-100% из 100% - «отлично», 51-70% из 100% - “хорошо”, 31-50% из 100% - “удовлетворительно”, 50% и ниже – «неудовлетворительно».

Ключи к заданиям по изобразительному искусству для 5 класса 2019-2020 учебный год (1 вариант).

Ответы: 1 (б),2 (б), 4 (красный угол), 5 (а),6 (а),7 (б, в,е), 8 (а), 9 (б), 10 (а), 11 (в),12 (в), 13 (б), 14 (б), 15 (а), 16 (б), 17 (б, в), 18 (в), 19 (в), 20 (б,в).

"_____"_______2020 г. Ф.И.

Директор МКОУ Юмасинская СОШ

Тестовые задания по ИЗО для 5 класса 2019-2020 учебный год

Итоговый тест по Изобразительному искусству для 5 класса составлен по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской.

Вам предлагается ответить на 20 вопросов, выбрать правильные ответы (один или более) и обвести их кружком, а так же вписать свои предполагаемые ответы.

1-20 Инструкция. Обведите правильный ответ в кружок.

1.Одно из главных мест в украшении жилища занимает образ.

2. Как назывались особо украшенные части фронтона русской избы ?

а) доски - причелины;

б) лобовая доска;

в) наличники окон.

3. Что в русской избе спасало от холода и являлось основой жизни крестьянской семьи?

4. Неизменная спутница крестьянских женщин.

5. Соедини линиями символические изображения с их значением.

Солнце, Земля, плодородие, вода, древо жизни.

6. Основной цвет в народной вышивке

7. Какой элемент женского народного костюма не относится к костюму северных и центральных губерний России?

8. Какой элемент одежды являлся основой мужского народного костюма?

9. Как называется большое событие, объединяющее людей, сопровождающиеся песнями, плясками и прибаутками?

10. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.

11. Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по металлу.

12. Основные цвета в хохломской росписи.

а) красный и жёлтый;

б) жёлтый и чёрный;

в) красный и чёрный.

13. Назовите, что являлось символом, защищающим людей Древнего Египта от беды?

а) священная змея;

в) ладья вечности;

14. Символ радости в Древнем Китае.

15. О каком костюме идет речь: "От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты, ленты, банты!"

б) женский костюм;

16. Назовите самую важную часть щита.

17. Декоративное произведение из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение - это.

б) витраж;
в) батик.

18. Гутное стекло – это…

а) цветное стекло;

б) выдувное стекло, получаемое ручным способом;

в) расписное стекло.

19. Какие техники используют для обработки металла?

20. Как называется самое древнее искусство, возникшее в первобытное время?

в) декоративно - прикладное.

Председатель аттестационной комиссии: Нежданова Г.П./____________/___________

Аттестующий учитель: Чикунова Н.А.___________________/________________

Ассистент: Соколов Е.В. _________________/__________

Пояснительная записка

Итоговый тест по Изобразительному искусству для 5 класса составлен по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской..

За каждое правильно выполненное задание даётся 1 бал, за невыполненное – 0 баллов.
Итоги пробного тестирования сведены в таблицу, где испытуемые:
1 – справились с заданием, 0- не справились с заданием.
Просчитав % выполнения задания по каждому обучающемуся, присваивается уровень освоения программного материала.

Общее число заданий теста соответствует 100%, а число заданий, выполненных учащимся х%. В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую отметку. Например: 71-100% из 100% - «отлично», 51-70% из 100% - “хорошо”, 31-50% из 100% - “удовлетворительно”, 50% и ниже – «неудовлетворительно».

Ключи к заданиям по изобразительному искусству для 5 класса 2019-2020 учебный год (2 вариант).

Ответы: 1 (б), 2 (в), 3 (б), 4 (а), 6 (б), 7 (в), 8 (б), 9 (б), 10 (б,в,е),11 (а), 12 (в), 13 (г), 14 (б), 15 (а), 16 (б), 17 (б), 18 (б), 19 (б,в), 20 (в).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Карточка № 1

1. Как называется посуда белого цвета, расписанная голубыми красками?

а) хохлома б) гжель в) жостово

2. Крестьянский дом-жильё в России

а) юрта б) яранга в) изба

3. Основной цвет в народной вышивке

а) зелёный б) красный в) синий

4 Городецкая роспись наносилась на:

а) керамические изделия; б) деревянные изделия; в) стеклянные изделия;

г) металлические изделия.

5 . Из представленных ниже изображений выбери городецкую роспись.

1 2. 3.

Карточка № 2

1.Орнаменты бывают

а) растительные б) с изображением людей в) геометрические

г) с изображением техники

2. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:
а) красный и золотой б) Желтый и черный
в) белый и синий г) оттенки зеленого.

3. В городецкой росписи преобладает цвета:

а) белый, голубой, синий; б) Черный, синий, зеленый;

в) Черный, красный, золотой; г) Желтый, красный, зеленый

4. Пластилин -..

а) материал для лепки; б) материал для красок; в) основа ткани

5. Выбери из представленных фото филимоновскую игрушку

1 2 3 4

Карточка № 3

1. В городецкой росписи часто изображают:
а) коней и птиц; б) коз и коров;
в ) кошек и собак; г) жуков и бабочек.

2.Какие народные промыслы известны росписью по дереву?

а) Жостово б) Хохлома в) Гжель г) Дымково д) Городец

3.Какие цвета характерны для филимоновской игрушки?

а) синий б) малиново-красный в) черный г)изумрудно-зеленый

д) фиолетовый е) желтый ж)голубой

4. Отличительный особенностью майолики является?

а)многоцветная роспись б) монохромность в) сине-белый цвет

5. Из представленных ниже изображений выбери роспись гжель .

1. 2 3

Карточка № 4

1.Какие краски использовали городецкие мастера

а) яркие насыщенные б)монохромные в) спокойные , светлые

2. Какие игрушки являются глиняными?

а) городецкая б) дымковская в) филимоновская

3. Гжельская роспись основана на:

а) мотивах растительного орнамента б) геометрических формах

4. Хохлома – этот промысел предполагает роспись изделия из:

а) металла б) стекла в) керамики г) дерева

5. Выбери из представленных фото каргопольскую игрушку

1 2 3 4

Карточка № 5

1.Какие цвета характерны для филимоновской игрушки?

а) синий б) малиново-красный в) черный г)изумрудно-зеленый

д) фиолетовый е) желтый ж)голубой

2. Цвет который используют мастера хохломы

а) красный б)розовый в)черный

г)синий д)золотой е)коричневый

3.Как и называют игрушку « рождённую» на берегах Вятки ?

а) филимоновская б) дымковская в) каргопольская

а) дверь б) труба в) окна

5. Выбери из представленных фото каргопольскую игрушку

1 2 3 4

Карточка № 6

1.О каком промысле идет речь?

Нас лепили мастера

Нас расписывать пора

2. Фарфоровая посуда отличается:

а) тонкими стенками б)одноцветным узором в)угловатыми формами

3.На изделиях городецкой росписи можно увидеть:

а) розы, ромашки , пионы; б) изображение различных предметов быта

в) мифологических животных г) розаны, купавки, бутоны

4 .Народный промысел «Дымка» -это изготовление
а) подносов б) игрушек в) посуды г) шкатулок

5. Выбери из представленных фото дымковскую игрушку

1 2 3 4

Карточка № 7

1.В основе росписи глиняных игрушек лежит

а) орнамент из растительных форм б) орнамент из мифологических животных

в) орнамент из геометрических форм

2.Помимо сундуков,, хлебниц, лубяных коробов городецкие мастера делали:

а) расписные деревянные игрушки

б) изделия из глины в) тканевые коврики

3. Определите вид росписи используемый мастерами хохломы

а) узоры в полосе б) цветы в букете в) под фон

4. Из представленных ниже изображений выбери роспись хохлому .

1. 2. 3

5 Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.

а)Хохлома; б)Дымково; в)Филимоново; г)Гжель;
д)Каргополь; ………………. е)Жостово.

Карточка № 8

1.Орнаменты бывают

а) растительные б) с изображением людей в) геометрические г) с изображением техники

2.Какие народные промыслы известны росписью по дереву?

а) Жостово б) Хохлома в) Гжель г) Дымково д) Городец

3. Кудрина – это

а)Завитки из листьев б)пышный цветочно-листовой узор

в) затейливый геометрический орнамент

4. Определите вид народной росписи

5. Из чего делают изделия Гжели?

1 Что такое майолика?

2.Определите вид народной росписи

3.Какие основные цвета хохломской росписи?

4. Деревянные украшения на передней части крыши

а) фронтон б) наличники в) причелина

5. Синий цвет- основной цвет народных промыслов
а) Гжели б) Хохломы

в) Жостова г) Палеха

Карточка № . 10

1.Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется_______________________

2. Основной цвет в народной вышивке

а) зелёный б) красный в) синий

3.Народный промысел «Хохлома» -это изготовление

а) подносов б) игрушек

в) посуды г) шкатулок

4. Из представленных ниже изображений выбери хохломскую роспись.

5 Керамика – это изделия и материалы из _____________и её смесей, закреплённые обжигом.

Карточка № 11

1. Выбери из представленных фото дымковскую игрушку

2.Расписная деревянная посуда этого промысла – своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идёт речь?

3.Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву . а) Хохлома; б) Жостово; в) Городец; г) Дымково.

4.Из какого материала выполняют изделия Гжель?

а) дерево б) металл в) глина в) пластмасса

5. Завершающий приём в городецкой росписи, который выполтняется белой и чёрной красками .

а) купавка; б) замалёвок; в) букет; г) оживка.

Карточка № 12

1.Из какого материала выполняют изделия Хохломы?

а) дерево б) металл в) стекло в) пластмасса

2 .Создание произведений народного искусства в определённых традициях на продажу называется…

3. Назови известные тебе виды орнамента.

4.Вид керамики из белой обожжённой глины.

а) фарфор б) фаянс; в) майолика; г) терракота

5.Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тестовая работа по ИЗО в 5 классе I четверть

Тема: «Древние корни народного искусства»

Из предложенных вариантов ответа выбери правильный

1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:

2. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:

а) причелины, полотенце, наличник

б) конь - охлупень, причелины, кросно, полотенце

в) фронтон, коник, лобовая доска

3. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:

4. Где находилось почетное место в избе «красный угол» -

а) в центре избы

в) в переднем углу избы

5. Какой предмет был неизменной спутницей женщины:

6. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:

7. Какое изображение не относится к числу символов-оберегов:

8. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц. Что они символизируют…

9. Из перечисленного ниже списка выберите предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:

Ухват, печь, стол компьютерный, лавка-конник, люлька, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, вальки, телевизор, кастрюля.

10. Выберете те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд:

Кокошник, туфли, пальто, кичка, сорока, рубаха, платье, сарафан, понева, блузка, душегрея.

11.Деревянный крестьянский дом

Тестовая работа по ИЗО в 5 классе 2 четверть

Тема: «Связь времён в народном искусстве»

1.Какой русский город , прославился своими глиняными игрушками?

2. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек:

3. Вставь пропущенное слово:

Керамика – это изделия и материалы из … и её смесей, закреплённые обжигом.

4. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:

а) Красный и золотой

б) Желтый и черный

в) Белый и синий

г) Оттенки зеленого

5. В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки?

6. Расписная деревянная посуда этого промысла – своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идёт речь?

7. Какие черты свойственны изделиям хохломских мастеров:

а) преимущественное использование холодных тонов

б) частое использование растительного орнамента

в) преимущественное использование геометрического орнамента

г) использование в качестве материала для росписи в основном глиняной посуды.

8. Завершающий приём в городецкой росписи, который выполняется белой и чёрной красками:

9.Название хохломского узора:

10.Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву:

11. Закончи предложение :

Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется…

Тесовая работа по ИЗО в 5 классе за III четверть

Тема: « Декор – человек, общество, время»

1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело?

а) для устрашения и защиты

б) чтобы привлечь внимание

г) чтобы украсить себя

2. В Русском государстве царское платье олицетворяло:

а) силу, достоинство и могущество

в) особое положение.

3. Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были:

а) передник изысканной формы, пояс

б) два скипетра, искусственная борода

в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона

4. Какое изображение является символом бога утреннего солнца:

5. Символами императора в Древнем Китае были:

а) белый журавль на синем небе

б) цвет золота - жёлтый и дракон

в) барс, тигр, лев

6. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили :

а) о процветании государства

б) чтобы поднимать престиж среди других стран

7. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее:

а) наполнить вещь смыслом

б) определить положение хозяина в обществе

в) расписать вещь для красоты

8. Что такое костюм?

а) одежда, которую носит человек

б) стиль и цвет, аксессуары

в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию

9. Что такое Герб:

а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода

б) отличительный знак

в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря

10. Выберите верное определение:

а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах

б) геральдика – наука о гербах и их прочтении

в) геральдика – наука о марках

11. Символика изображения медведя:

а) власть, господство, прозорливость (предвидеть будущее, прозрение)

б) верность, преданность, повиновение

в) сила, мужество

12. Какое символическое значение имел жёлтый цвет:

а) богатства и справедливости

б) любви, смелости

в) невинности и чистоты

Итоговый тест по изобразительному искусству, 5 класс

1.Выбери один правильный ответ

1) Что такое Декоративно-прикладное искусство?

а) это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту

б) заводские изделия

в) изделия из соломки

2. Дощечка, на которой художник смешивает краски:

3. Какие изделия называются керамикой:

а) из цветной обожжённой глины

б) из белой обожжённой глины

4. Какая композиция называется симметричной:

а) изображение слева подобно изображению справа

б) выверенное чередование

в) изучение закономерностей

5.Женская фигура по представлению русского крестьянина –это божество, выражавшее представление…

а) о небе в) о поле

б) о земле г) о реке

6.Хохломской узор из удлиненных, слегка изогнутых былинок, написанных в виде ритмически чередующихся кустиков:

а) травка в) криуль

б) розан г) купавка

7. Старинный русский женский головной убор:

а) шляпа в) кокошник

б) кепка г) платок

8.Узор, предназначенный для украшения различных предметов:

а) украшение в) орнамент

б) рисунок г) наклейка

9. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

10. Тканый ковер-картина ручной работы высокого художественного качества:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

11. Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

12. Отличительный знак государства, города, сословия, рода:

а) эмблема в) значок

13) Что такое «красный угол»?

а) угол, где размещалась икона

б) угол, который красили красным цветом

в) угол, который завешивали красной тряпкой


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


«Имидж современного студента как часть образовательной среды»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 644 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

Оставьте свой комментарий

  • 09.04.2022 294
  • DOCX 21.2 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Асламова Анна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

68 минут

«Административные вопросы организации семейного образования»

30 минут

«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

76 минут

«Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: