Выставка елочных игрушек ссср

Обновлено: 18.05.2024

Бегут года, десятилетия, меняются столетия, но все так же для миллионов людей самым волшебным праздником остается Новый год. Любят главный праздник года и коллекционеры, но любовь у них особая. Самое заветное желание любого увлеченного собирателя - пополнить свою коллекцию еще одной заветной вещицей.

И сегодня, раз уж Рождество не за горами, речь пойдет о советских новогодних игрушках. Да, вот так, страны Советов давно нет, а игрушки пока есть и многие из них стоят не малых денег.

Государственное производство елочных игрушек стало налаживаться лишь с 1936 года, до этого праздничные украшения производились, в основном, частными умельцами и небольшими артелями.

До 40-х годов материалы для производства использовались самые простые и доступные - картон, вата, бумага. Некоторые из игрушек дожили и до наших дней. Но вот сохранивших первозданный вид - таких немного, все-таки ватные и картонные изделия сложно чистить, а запахи и влагу они впитывают хорошо.

Сколько стоят советские елочные игрушки сейчас и от чего зависит цена

Состояние коллекционных предметов - один из основных параметров, влияющих на стоимость .

Следующий, немаловажный фактор - это редкость новогодней игрушки . Другим языком, чем меньше тираж выпущенной вещицы, тем желаннее она для коллекционеров.

Вот, например, картонные елочные игрушки, хотя и имеют солидный возраст, продаются по цене 50-500 рублей за штуку, уж очень большими тиражами в своё время выпускались.

Есть, правда, и среди картонажа ценности. Например, фигурка пограничника с собакой. Никто и не помышлял об ее исключительности, пока в прессе не вышла статья, что именно картонную елочную игрушку "Пограничник Карацупа и пес Ингус" выпускали только в течении 1936 года и лишь единичные экземпляры сохранились до наших дней.

Самые расторопные продавцы быстренько отыскали на блошках упомянутый предмет и выставили на продажу. Пара штук ушла по цене более 100 000 руб, потом стоимость немного откатилась вниз, но и сейчас на интернет-аукционе Мешок фигурка выставляется по цене 15000-35000 рублей, в зависимости от сохранности.

Но ажиотажа лоты с пограничником уже не вызывают.

А вот интерес к тематическим сериям не ослабевает уже который год.

В СССР, в принципе, был очень популярен выпуск чего-бы то ни было наборами от открыток до солдатиков.

Поэтому стоимость стеклянных героев одной и той же сказки отличается в несколько раз.

Дорого ценятся елочные фигурки из набора Чиполлино: Синьор Помидор за решеткой (50-70 тыс. руб.), Барон Апельсин (40-50 тыс. руб.), Лук-порей, собака-ищейка Держи-хватай, генерал Мышь Долгохвост (40-50 тыс. руб), а вот Лимон или Редиску можно купить за 500-1000 руб.

Коллекционеры ценят уникальность и аутентичность. Хорошая сохранность антикварного предмета и отсутствие следов реставрации ценятся выше художественной красоты .

Редкая елочная стеклянная Снегурочка из одноименного набора, ушла с аукциона в ноябре 2021 года за 227 тыс. рублей

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

В Московском планетарии открылась выставка раритетных новогодних игрушек и открыток

Специально к новогодним праздникам Московский планетарий подготовил выставку раритетных елочных украшений и коллекционных открыток, посвященных теме космоса. В экспозиции собраны 45 игрушек и 45 новогодних открыток, а также подарочные коробки и другие новогодние экспонаты 1950–1960-х годов. В этот период СССР и весь мир активно осваивали космос. Поэтому характерными елочными украшениями тех лет были стеклянные фигурки космонавтов, а на новогодних открытках впервые появились космические корабли, планеты Солнечной системы, звезды и кометы.

Каждая серия елочных украшений и поздравительных открыток создавалась под впечатлением от важных событий в истории страны и освоении космоса. Так, на открытках конца 1950-х изображали первый в мире искусственный спутник Земли. Он был запущен в СССР 4 октября 1957 года. В том же году специально для Московского планетария был сделан макет спутника в натуральную величину. Его можно увидеть в первом зале музея Урании. Среди других популярных сюжетов новогодних открыток конца 1950-х — начала 1960-х — изображение Деда Мороза на ракете, а также луноходов.

Кроме того, гости увидят на выставке раритетные подарочные коробки, созданные для кремлевской елки. В их оформлении также отражена тема космоса. Например, в экспозиции представлена коробка с реалистичным изображением знаменитых собак-космонавтов Белки и Стрелки.

Отдельный большой раздел выставки посвящен елочным украшениям. После запуска «Спутника-1» в 1957 году и полета на орбиту Земли Юрия Гагарина в 1961 году на фабриках производства елочных игрушек начали выпускать стеклянные ракеты, спутники и фигурки космонавтов в скафандрах. Посетители увидят эти раритетные елочные украшения, а также всевозможные гирлянды и модные в то время хлопушки.

На выставке представлены и знакомые многим с детства картонажные елочные игрушки. Их склеивали в мастерских из двух кусков картона с выпуклым рисунком. Затем покрывали серебристой или цветной фольгой и раскрашивали порошковыми красками с помощью распылителя. Также среди экспонатов — знакомые многим семьям фигурки Деда Мороза из папье-маше и ваты. Такие фигуры назывались подставочными, потому что их закрепляли на деревянной подставке и ставили под елку.




Стенды, на которых размещены экспонаты, оформлены рисунками художника-графика Олега Эстиса. Это иллюстрации к книге «Сказочные приключения маленького астронома». Ее написал Ефрем Левитан. На протяжении нескольких десятилетий деятельность писателя была тесно связана с Московским планетарием. Здесь он прошел путь от экскурсовода до одного из ведущих лекторов-методистов и члена ученого совета планетария. Отрывки из этой книги, рассказывающие о загадках Вселенной, посетители смогут прочитать на выставочных стендах.

Кроме того, этой зимой планетарий приглашает горожан на новое праздничное представление «Новогодняя история игрушек». Этот спектакль об игрушках, которые очень спешили на праздник, но по пути потерялись. Представление можно будет посмотреть с 18 по 30 декабря.

Здание Московского планетария, построенное по проекту архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского, — памятник эпохи конструктивизма. Авторы гордились гигантским куполом, диаметр которого составляет 25 метров. Сегодня под ним установлен проектор звездного неба последнего поколения. Благодаря уникальному оборудованию посетители могут любоваться планетами, звездами и созвездиями. Кроме того, в планетарии демонстрируют научно-популярные фильмы.

Ежедневно планетарий принимает до трех тысяч гостей, а в год его посещают около миллиона человек.

Первые стеклянные ёлочные шарики появились в Тюрингии.

Именно Лауша считается родиной стеклянных ёлочных украшений. Легенда гласит, что в 1847 году один бедный стеклодув, у которого не нашлось к Рождеству настоящих орехов и яблок, чтобы украсить рождественское дерево, смастерил орехи и яблоки из стекла.
С середины 19 века рождественские ёлочки начали украшать стеклянными шариками.
Показать полностью.

Стеклодувные мастерские работали в этих местах с давних времён, первая была основана в 1595 году протестантом из Швабии Гансом Грайнером и известным стеклодувом из Богемии протестантом Христофом Мюллером. Имена этих мастеров-стеклодувов стоят рядом.

Первая стеклодувная мастерская в Лауше возникла в местечке Henriettenthal, в 600-ах метрах к северо-востоку от центра городка Lauscha. Спустя два года, в 1597-ом мастерская была перенесена непосредственно в Лаушу с позволения герцога Иоганна Казимира (1564-1633).

В трёх лаушских мастерских стеклодувы изготавливали не только традиционные бокалы или стеклянные шайбы для окон и витражей, напоминающие по форме бутылочное донышко, но и бусы, элементы мозаики, ёлочные шары, цветы, фрукты, игрушки и даже искусственные человеческие глаза.

Вплоть до 1920-х гг. Лауша была мировым центром производства стеклянных ёлочных украшений. Однако, к 1932-ому году производство оказалось на грани банкротства.

С 1820-х годов в своих мастерских стеклодувы использовали масляные лампы, а с 1850-х- керосиновые, пламя которых усиливалось за счёт мехов.
В 1867 году в Лауше был открыт газовый завод, где стеклодувы могли использовать удобные легко регулируемые газовые горелки и выдувать большие тонкостенные шары.
К 1900-ому году в Лауше производилось до 200 000 ёлочных украшений в год.
После Первой Мировой войны производство сократилось, закрылся для ёлочных игрушек из Лауши огромный американский рынок.

С 1939 по апрель 1945-ого ёлочные игрушки в Лауше не производились. Во время Великой Отечественной войны на лаушских стеклодувов работали советские военнопленные, заключённые концентрационных лагерей.
Немецкоговорящая вики сообщает о 121 -ом военнопленном из Италии, Голландии, Польши, России и Украины, работавшем в лаушских мастерских во время Второй Мировой войны.

3 июля 1945 года Красная Армия заняла южную Тюрингию. Таким образом, Lauscha принадлежала к советской зоне оккупации.
Вторая волна популярности пришла уже во времена ГДР.

Трудные времена приходили и уходили, сегодня это совсем небольшой коллектив, бережно сохраняющий свою историю.
Вредные и опасные технологии, по-семейным традициям применявшиеся фактически в домашних условиях, были давно запрещены.
С 1991 года в Лауше работает единственное в своём роде училище в стране, которое готовит специалистов-стеклодувов, в том числе и тех, кто выбирает своей профессией изготовление ёлочных игрушек.

По ссылке - 4-х минутное видео, в котором показана чудом сохранившаяся наряженная ёлочка 1914 (1915) года.
Тематика игрушек военная. Такая ёлка называлась "Feldweihnachtsbaum", полевая рождественская ёлка.
В разобранном виде такие ёлки отправлялись на фронт. Искусствоведы утверждают, что эти игрушки изготовлены в Лауше.

Как-то в июле ехали мы через подмосковный город Клин, и обнаружили в нём Музей ёлочной игрушки. Для нас это было настоящим волшебством посреди лета, а для вас это может стать отличным маршрутом на новогодних каникулах.

Как только входишь в этот каменный терем, начинается сказка, в которую погружаешься с превеликим удовольствием, независимо от возраста.

Круглый год ёлки в шариках-фонариках, Деды Морозы - сантиметровые и метровые, добрые и злые, Снегурки - ватные и стеклянные, красивые и не очень, а самое главное там такая коллекция ёлочных игрушек! Еле удержалась от расхищения музейных ценностей ;)

В музей мы попали к 10.00, был вторник, посетителей было немного. К нашему удивлению, нам выделили экскурсовода (для нас троих!). Вышла такая милая девочка-Снегурочка и повела нас вглубь «сказочного домика». Как же она старалась! Стихи, песни, шутки-прибаутки ;)

В разных залах (а их в музее 12!) Снегурка зажигала нам ёлки (естественно после волшебной фразы «Ёлочка, зажгись!»). В музее есть зал с ёлками, наряженными в традициях разных стран. Не могу сказать, что сильно впечатлил, но факт остаётся фактом.

Особенно я полюбила зал с игрушками из пресованной ваты.

Ужас, но у меня в домашней коллекции ни одной такой ватной игрушки. Ааа! Где справедливость? Датируются они 1930-1940 годами. Из ватно-пресованных больше всех меня умилил розовощёкий поросёнок. Он застенчиво тянулся ко мне своими «копытцами», надеясь на «усыновление»! С радостью бы забрала :)) злобные саркастичные .

В том же зале мне приглянулись юнга-семафорщик, темнокожий клоун,

мальчик верхом на снежном шаре,

Иван на диком Гусе (кстати, самая старая игрушка в музее!),

кот без штанов, но в сапогах (настоящий франт!)

и кролик в капусте (такой смешной).

Ещё из разряда ископаемых - картонажные игрушки. Такие делали в частных мастерских после 1920-го (когда Новый год после революции запретили, как буржуазный пережиток). Помню, у нас дома было несколько таких - остались от деда, но я их почему-то не любила, и, наверное, по этой же причине потеряла.

Очень удивил меня Дед Мороз в шапке с красной звездой и ружьем наперевес, Снегурочка в шлемофоне и мальчик-Новый Год в костюме Марата Казея. Вот это точно раритет!

Кстати, Снегурочка стала спутницей Деда Мороза только в 1937-м :) В том же 1937-м елки страны украшали шары с изображением Ленина, Сталина и всех членов Политбюро. К сожалению, их в музее нет. Традицию «вешать вождей» очень быстро отменили. Но я всё же нашла эти опасные игрушки в инете.

А ёлочный набор «Цирк»! У меня даже есть один такой белый медведь-гармонист. Оказывается, он был сделан в подарок Сталину, который очень любил одноименный фильм. Правда, как в этом наборе оказался ёж?! ))) Наверное, в память о Ежове.

С 1949 года начинается эпоха «В гостях у сказки». Одна из первых - серия «Сказка о царе Салтане» и все пушкинские сказки. Чуть позже «Айболит», «Чиполлино», «Буратино» и все-все-все.

Игрушек хрущевской колхозной тематики, как мне кажется, в каждом доме до сих пор великое множество! Все эти морковки, кукурузные початки, огурцы, репки и остальная овощебаза выпускалась огромными тиражами и стоила копейки. У меня тоже есть :) В детстве я их не жаловала (не сказочные ведь ни капельки), а теперь ценю - как представителей целой эпохи.

Часы появились среди ёлочных игрушек после триумфального шествия кинофильма «Карнавальная ночь» и песенки про пять минут ;) (1956 год).

Игрушки из стекляруса и проволоки заслуживают отдельного внимания. Они родом из детства моих мамы и папы. Именно поэтому они есть не только в музее, но и у меня. Вот! Точно так же, как и космо-игрушки - спутники, Гагарин с друзьями, звёзды, полумесяцы 1960 года рождения.

В 1966-м – была выпущена последняя советская игрушка, выполненная и раскрашенная исключительно вручную (по мнению международной организации коллекционеров ёлочных игрушек Golden Glow). По их же мнению, игрушки после 66-го - не представляют никакой ценности. С этим я не соглашусь.

Факт - как только мы ушли из залов со старыми советскими игрушками, я потеряла всяческий интерес. Началась эпоха шаров, сердец и гороскопов. Яркие, но абсолютно безликие витрины, лично у меня не вызывающие детской радости. Все современные игрушки, которые мне нравятся, делают не в России. Увы.

Читайте также: