Выставка народной игрушки в доу

Обновлено: 24.04.2024

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).

Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Общие сведения о проекте :

Тип проекта детско – родительский, познавательно- творческий

Место реализации МАДОУ «Буратино»

По виду деятельности Познавательно- творческий

По продолжительности среднесрочный (01.09.2017 – 27.12.2018г.)

По форме реализации групповой

Участники проекта дети средней группы, родители, воспитатель

Возраст детей 4-5 лет

Цель проекта : приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.

Задачи проекта :

• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;

• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;

• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;

• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;

• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;

• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Механизмы реализации проекта :

• совместнаядеятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, изобразительной,чтение художественной литературы);

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.

Продукты проекта :

• презентация итогов проекта для педагогов и родителей ДОУ;

• выставка кукол сделанных руками детей и родителей;

• создание мини-музея народной куклы - игрушки в дошкольном учреждении.

• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;

• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»

• взаимодействие в рамках родительского клуба «Играем вместе»;

• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».

• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышения уровня творческой активности;

• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Реализация проекта

I этап –подготовительный, сроки реализации сентябрь 2017 года

Взаимодействие с детьми

• ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?»

• показ презентации «Игрушки наших предков»;

• беседа «Моя любимая игрушка»;

• выявление интересов и знаний детей о народных игрушках

Взаимодействие с родителями воспитанников

• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;

• опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла»

• знакомство родителей с проектом;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?»

• выставка рисунков «Игрушка наших предков»

• подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея.

Организация РППС в группе

• настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота»

• подбор русских народных сказок;

• подбор природного и бросового материала;

• красочные иллюстрации «Народные игрушки».

• Хороводные игры, музыка

- Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий;

- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли;

• Подбор сказок, потешек, небылиц.

II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - ноябрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

Экскурсии в мини-музей ДОУ «Русская изба»

• пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»;

• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

• подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»;

лепка: «Украсим лошадку» в стиле дымковской игрушки, «Неваляшка»;

рисование: «Коняшка», «Узоры на тарелочке»;

аппликация: «Сорока», «Матрешка»

Познавательно – исследовательская деятельность

• исследование свойств природного материала (трава, ветки деревьев, листья, глина);

беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках : дудочка, деревянная ложка, погремушка.

разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га»

• чтение народных сказок, заучивание небылиц

Взаимодействие с родителями

• родительские встречи, в рамках деятельности родительского клуба на тему: «Народная кукла - игрушка в игре современных детей»;

• консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей»,

памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»;

• беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»;

• папка – передвижка «История народной игрушки»

• мастер – класс:«Делаем куклы своими руками»

• конкурс для родителей «Развиваем творческие способности через изготовление народных кукол»;

семинар практикум для родителей: «Семейная мастерская»;

• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями».

Организация РППС в группе

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми;

• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;

• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками

В рамках проекта используются разнообразные

формы взаимодействия с родителями:

Информационно - аналитические • консультации

• сайт группы «Колокольчики»

Наглядно - информационные • фото – выставки

• день открытых дверей

• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей

• выпуск мини книг со схемами изготовления кукол

Познавательные • совместная деятельность по плану реализации проекта

• родительский клуб «Играем вместе»

Досуговые • совместная театрализованная деятельность

• участие в конкурсах и выставках

IIIэтап - заключительный, сроки реализации декабрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

развлечение: «Ярмарка народной игрушки»

Взаимодействие с родителями

• оформление мини-музея «Народная игрушка»»

• презентация итогов проекта, в рамках заседания клуба «Играем вместе»;

• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»

Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города

• мастер- класс для педагогов дошкольного учреждения, города по изготовлению народной куклы - игрушки;

• презентация проекта;

• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;

• диссеминация опыта на различных уровнях

Результатом реализации проекта стали :

• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;

• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;

• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• повысился уровень творческой активности;

• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»

3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –

4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.

5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»

6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»

7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»

Дымковская игрушка для мини-музея

Дымковская игрушка для мини-музея Пополнили экспозицию мини-музея в группе: Вот что у меня получилось! А это - дети постарались) «Дымковская игрушка» — одна из.

Создание мини-музея «Моя безопасность»

Создание мини-музея «Моя безопасность» МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатели: Фомина Т. В, Захарова У. В. Нам не всегда имеется возможность посещать музеи,.

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея»

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея» Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург иду в Русский музей. За одно посещение невозможно посмотреть всю композицию музея. И как-то так получалось,.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Проект мини-музея «Символика нашей страны» для старшего дошкольного возраста Обоснование для разработки проекта Дети не владеют достаточной информацией о государственной символике – гербе и флаге, истории своей страны.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект «Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125» группа «Карлсон» «Создание мини-музея в группе детского.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»

Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

образовательные: учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов;

развивающие: развивать умение определять отличительные признаки народных игрушек, интерес к русской народной игрушке;

воспитательные: воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.

Материал и оборудование: выставка русских народных игрушек (матрешки, дымковские игрушки, Богородские игрушки).

Словарная работа: Дымково, матрешка, Богородская игрушка, легенда.

Методы и приемы : наглядный (игрушки), словесный (беседа, рассказ воспитателя).

Предварительная работа : рассматривание игрушек и их иллюстраций, рисование дымковских игрушек, игры с матрешками.

Упражнение на установление единого ритма работы – прохлопывание песенки «Сидит, сидит зайка».

2. Вступительная беседа.

-- Ребята, назовите одним словом то, что я сейчас вам перечислю: кукла, машина, мяч, пирамидка …? ( Это игрушки ).

-- А как вы думаете, зачем игрушки придумали? ( Чтобы дети играли ).

-- А вы хотите узнать, как появились игрушки?

-- Взрослые были заняты работой по дому, в огороде, и детей в это время чем-то нужно было занять, позабавить. Детских садов раньше не было. Вот и мастерили тогда взрослые для своих детей игрушки из разного материала: из тряпочек, соломы, глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток.

-- Хотите посмотреть, какими игрушками играли дети раньше? Тогда я приглашаю вас на выставку русской народной игрушки.

3. Рассматривание народных игрушек.

-- Посмотрите на эту игрушку. Как она называется?

-- Из чего она сделана?

-- В чем ее особенность?

-- Верно. В одной спрятано целое семейство таких же куколок от мала до велика.

Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
А еще сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

-- Эту игрушку придумали сто лет назад. А так, как в то время среди девочек часто встречалось имя Матрена, то и назвали куклу ласково – матрешка. Посмотрите, какая она простая, приветливая… Еще какая? ( Милая, улыбчивая, красивая, веселая ).

-- Перейдем к следующей игрушке. Кто знает, что это за игрушки? ( Дымковские )

-- Почему они так называются? ( Их делали в селе Дымково ).

-- Чем отличаются эти игрушки от всех остальных?

-- Из чего сделаны эти игрушки? ( Из глины )

-- Значит, они какие? ( Глиняные )

-- Чем еще их отличие? ( Расписаны только линиями и точками, кружочками )

-- Это расписная игрушка. Раньше такие игрушки делали специально к праздничному гулянью – «свистунье». Делали эту игрушку в виде свистулек.

Каких только свистулек не налепят мастерицы! Всадник, конь, баран, уточка, корова, дама в шляпке… Везли на ярмарку и продавали там.

-- Нравится вам эта игрушка? Почему?

-- Что может с игрушкой произойти при неосторожном обращении? ( Она разобьется )

-- А вот следующие игрушки. Посмотрите – птички на подставке, - если потянуть за ниточку, птички замашут крылышками, как будто хотят взлететь, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, правда? И делали их в селе Богородское . Поэтому и называются они богородская игрушка. Повторите.

-- Из чего они сделаны? ( Из дерева )

-- Значит, какие они? ( Деревянные )

-- Хотите услышать легенду о богородской игрушке? Легенда – это такой рассказ, короткий рассказ о том, что было.

В маленькой деревеньке Богородское жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку (кусочек дерева) и вырезала игрушку, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись изготовлением деревянной игрушки.

-- Посмотрите на игрушку, подумайте и скажите, чем она непохожа на другие игрушки? ( Она деревянная и неокрашенная, а еще некоторые детали движутся, если дернуть за веревочку или потянуть за планку ).

Доброго времени суток всем, кто нашел время и заглянул на мою страничку! Хочу представить вам выставку, приуроченную к тематической неделе "Народные игрушки". Данная выставка была организована для воспитанников старшей группы.

- воспитание интереса к народному искусству;

- обогащение нравственного опыта;

- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Примечательно, что идея выставки пришлась по душе как детям, так и их родителям. Благодаря активному участию родителей, выставка с каждым днем пополнялась разнообразными экспонатами.

К выставке дети проявили большой интерес. С удовольствием рассматривали новые, ранее не знакомые им игрушки, рассказывали об уже известных, с помощью воспитателя определяли к какому виду искусства относится та или иная игрушка.

Организация выставок стала доброй традицией нашей группы.

Выставка «Народные промыслы и игрушки»


Фотоотчет тематической недели «Народные промыслы»

Фотоотчет тематической недели «Народные промыслы» Народные промыслы-это одна из самых интересных тематических недель в детском саду. Дети с неподдельным интересом знакомятся с видами народного.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Народные промыслы и промыслы Кубани (фотоотчёт)

Народные промыслы и промыслы Кубани (фотоотчёт) В нашей любимой изостудии мы проводим много времени. Здесь мы знакомимся с народными промыслами России и нашей Кубани. Очень нравится делать.

Народные промыслы России Видео

Народные промыслы России Видео Побывав этим летом в городе Вологде на фестивале «Народные промыслы России», я была в восторге от работ народных умельцев! Чего только не.

ООД Тема: «Народные промыслы. Жостово». Подготовительная группа. ОО О. О. «Познавательное развитие»- продолжать знакомить детей с историей художественного промысла Жостово; с разнообразием форм подносов.

Проект «Народные промыслы» для средней группы Информационно-творческий проект для детей младшей и средней групп «Народные промыслы России» Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность:.

Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы» МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» Выполнили воспитатели Копусова И. И. ,.

Создание мини-музея «Русские народные промыслы» Тема –“Создание мини-музея “Русские народные промыслы ” Участники проекта: Воспитатель Элизбарашвили К. Р. Дети средней группы, родители.

Цель проекта Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта 1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).

2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.

3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.

4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.

5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

результаты 1. У детей расширится представление об истории народной игрушки : глиняной (Дымковской, деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.

2. Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.

3. Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.

4. Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.

5. Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Каждому человеку и каждому народу, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, свое прошлое, понимать свое место в мире других людей и других народов. Все это возможно тогда, когда освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. В дошкольном возрасте мы должны воспитывать детей на основе традиций и культуры русского народа. Именно через народные традиции, народную культуру каждое новое поколение усваивает опыт старших, образ морали и эстетические предпочтения, формы и модели поведения. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность данного проекта заключается в следующем: в настоящее время у детей недостаточно сформированы представления о народной игрушке и слабо развит познавательный интерес к ней, к её истории, а в наших магазинах очень сложно найти именно народную игрушку.

Игрушки – это важное составляющее каждой культуры. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались детей, наши потомки вкладывали свою любовь и мудрость. Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью.

В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации; являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта : приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта :

1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).

2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.

3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.

4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.

5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

Содержание проекта.

Для воспитания духовно – нравственной личности, формирования интереса к культуре русского народа и уважения к национальным традициям важно правильно сконструировать содержание деятельности по всем направлениям развития ребенка, необходимо учитывать потребности детей и их возрастные особенности.

В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:

1. Работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;

При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое, задействовали все виды детской деятельности.

2. Работу с родителями.

Она включает в себя:

Консультация «Загадка дымковской игрушки»

Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»

Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик»

3. Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Оформление мини – музея «Народная игрушка».

Сроки реализации проекта : сентябрь 2019г - май 2020г

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.

2 этап - основной

Организация и проведение работы по реализации задач проекта.

3 этап – заключительный

Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлен мини – музей «Народная игрушка».

план работы с детьми

фактического проведения № Содержание мероприятия Цель Мероприятия

Беседа «Что ты знаешь о русских народных игрушках?» формирование представлений детей о народной культуре, народных промыслах

2. Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные» расширение представлений детей о народной культуре, народных промыслах – дымковской игрушке

3. Просмотр презентации «Путешествие в страну глиняных игрушек» расширение представлений детей о разнообразии народного искусства – лепке игрушек из глины

4. «Дымковский индюк» (пластилинография) учить декоративно оформлять плоскостное изображение – украшать элементами дымковской, декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, линиями и т. д.)

октябрь 1. «Дымковская барыня» (поделка из бумаги) развивать умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи, самостоятельно составлять узор на изделии новой формы

2. Чтение и заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»

формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

Народная подвижная игра «Как у наших у ворот»

сохранение и укрепление народных традиций, развитие двигательной активности детей

4. Дидактическая игра «Народные промыслы» продолжение знакомства детей с народными промыслами, развитие внимания, памяти.

5. Беседа «Матрешка – народная игрушка» знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой, ее характерными особенностями

Ноябрь 1. Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки» расширение представлений детей об истории матрешки

2. ООД «В музее матрешек» расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения.

3. Беседа «Бабушкины куклы» знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол

4. Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука» расширение представлений детей об истории народной тряпичной куклы

Декабрь 1. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

2. Дидактическая игра «Подбери узор» составление декоративных композиций на основе знакомства с дымковским промыслом

3 Дидактическая игра «Что бывает из дерева, глины, ткани»

обогащение и активизация словаря

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

развитие тактильных ощущений, умения определять материал на ощупь

5. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую» расширение представлений детей о народных промыслах, развитие ролевого взаимодействия

Январь 1. Пальчиковая игра «Мастера» развитие логоритмических способностей детей

2. Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки» оздоровление детей через двигательную деятельность

3. Народная подвижная игра «Ручеек» знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

Февраль 1. Хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

2. Роспись матрешек развитие творческих способностей детей на основе народного творчества

3. Лепка «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина на основе дымковских игрушек)

приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, уточнение представлений о дымковской игрушке

4. «Матрешки и их друзья».

заинтересовать детей сюжетом игры, вовлечь в игровую ситуацию; учить

следить за словами и действиями героев-игрушек (картинок, развивать внимание, двигательную активность; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

1. Рисование красками «городецкий конь»

Развивать умение создавать рисунок городецкой росписи.

2. Городецкие игрушки. Рассказ об

истории промысла. Описание

сюжетной игрушки «Лошадки в

Познакомить детей с городецкой игрушкой. Учить описывать сюжетные

игрушки, выделяя характерные признаки.

3. Аппликация «Вырежи и наклей силуэты народных игрушек» Развивать умение вырезать силуэты народных игрушек и аккуратно наклеивать

4. Игра «Что за игрушка?»

учить называть предмет и описывать его.

1. Гжельская игрушка. Рассказ об истории промысла.

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять

Растительные элементы росписи.

2. Филимоновская игрушка

Лепка «Филимоновский петушок»

познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, создать условия для творчества по мотивам филимоновской игрушки.

3. Презентация «История развития филимоновской игрушки». Расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

4. Аппликация «Филимоновские петушки» упражнять детей в умении вырезать прямую полоску бумаги, украшать ими шаблон филимоновских игрушек, правильно составлять узор из деталей; аккуратно наклеивать.

5. Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.

1. опиши «Моя любимая

народная игрушка»

Учить описывать предмет. Побуждать употреблять в речи простейшие

Сложных предложений, согласовывая слова в предложении. Развивать

воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать

любовь игрушкам, за ними ухаживать, убирать на место после игры.

2. Лепка по замыслу Развивать умение лепить народную игрушку, передавая ее образ

3. Рисование по замыслу Развивать умение рисовать народную игрушку

4. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

план работы с родителями

Дата проведения № Содержание мероприятия Цель Мероприятия

Консультация «Загадка дымковской игрушки» Реализация единого подхода детского сада и семьи в приобщении детей к народной культуре и традициям русского народа

декабрь 2. Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении и роли народной игрушки в духовно – нравственном воспитании детей

март 3. Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении игрушки и ее роли в воспитании детей

май 4. Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик» Установление партнёрских взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями через совместную деятельность

- У детей расширится представление об истории народной игрушки : глиняной (Дымковской, деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.

- Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.

- Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.

- Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.

- Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.

1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004.

2. Дурасов Н. А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.

3. Дорожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.

4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005.

5. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005.

6. Соломенникова О. А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.

7. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7

г. Хвалынска Саратовской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

по духовно – нравственному развитию и воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Корнилова

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Народная игрушка своими руками из пластилина

Народная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Лэпбук «Народная игрушка»

Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная игрушка в детском саду

Народная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.


Автор: Кокурина Лариса Анатольевна.воспитатель, МДОУ №38, городской округ Шуя, Ивановская область.
Описание: Данный проект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей среднего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Актуальность.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Новизна
Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
- активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель проекта: Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой.
Задачи.
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки ( глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Дети:
• устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
• изготовление кукол своими руками;
• проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
• знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с игрушками;
• создание выставок из детских работ.
Родители:
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Этапы работы над проектом:
1этап подготовительный.
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки), никто из родителей не изготавливает игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим .
В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что
Высокий уровень знания о народной игрушке и имеют всего 5% родителей. Они используют в воспитании и развитие своих детей народную игрушку
Средний уровень имеют 50%. Родители знают о народных игрушках, но их значимость для развития ребенка не используют.
Низкий уровень 45%. Родители приблизительно знают о народных игрушках.
С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки"
Также детям были представлены наглядные изображения народных игрушек. Им предлагалось ответить на вопросы, что изображено на картинках и зачем нужны эти предметы и хотелось ли детям их иметь у себя дома.
Проанализировав полученные данные выяснилось, что дети любят играть в современные игрушки , которых сейчас много на прилавках, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше, как и во что можно играть с народной игрушкой. В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что:
Высокий уровень знания о народной игрушке имеют всего 2% детей

Средний уровень имеют 20%
Низкий уровень 78%
2 этап проекта.
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.
Формы и методы работы с родителями:
1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
3. участие в выставке «Народная кукла»
4. мастер – класс «Кукла Пеленашка»
Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Колыбельная для Пеленашки», «Семья»
2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась» , «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».



Познавательное развитие:
1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;
3. обследование игрушек.
4. исследование материалов, из которых они сделаны.
5. Создание в группе коллекции лоскутков.
6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.
7. Просмотр презентации «Игровые куклы»
8. Знакомство с народными традициями празднования Масленицы, с обычаями и традициями встречи весны на Руси.


Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Русская матрёшка»;
2. Лепка «Весёлая неваляшка»;
3. Рисование «Весёлая неваляшка»;
4. Изготовление кукол Пеленашки; Кувадки, Столбушки, Мартинички (куколки из ниток) и других кукол.
5. Лепка дымковской игрушки «Птичка»;
6. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Юбка дымковская барышня»
7. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных
8. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»


Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»
5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.
6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»
7. Сочинение сказки про куклу Бабочка
8. Речевая игра «Придумай кукле имя»


Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Игрушки », «С куклой»
2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»
3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами
4. Игры малой подвижности «Найди куклу»
3 этап проекта.
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Отслежены результаты работы;
2. Организована выставка;
3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;
4. Оформлена папка-передвижка.
5. Создан мини-музея «Народная игрушка»
В ходе реализации данного проекта достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта
6. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,
Уровень отношения к народной игрушке у родителей

В конце проекта низкий уровень снизился с 45% до 2%
Количество родителей, которые стали более активно использовать народную игрушку в воспитании и развитии своих детей увеличился с 5 % до 44%
Средний уровень стал 54 %, а в начале проекта был 50%

Уровень усвоения знаний по теме проекта у детей

В конце проекта низкий уровень снизился с 78 % до 22
Количество детей с высоким уровнем увеличилось с 2% до 35%
А со среднем уровнем стало 43%, а было 20%.
Практическая значимость заключается в том, что проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:
1. умение творчески подойти к любому делу;
2. развитие познавательной активности;
3. знакомство детей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством;
4. приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Читайте также: