Выставка советских елочных игрушек

Обновлено: 27.04.2024

За всей этой суетой как-то совсем забыла вам показать фотографии с выставки, которая в декабре-январе проходила в Коломенском - Три века русской ёлки. Я попала, тогда надо было билеты покупать онлайн и предоставлять код о вакцинации.

Выставка проходила в нескольких достаточно маленьких залах. Но раз уж я там побывала, то покажу вам обзор выставки.

Немного информации про Рождество, гадания и все, что с ним связано.

Очень часто считают, ёлка в России появились благодаря Петру Великому. На самом деле, хоть мы действительно обязаны Петру празднованием Нового года, это была еще совсем не та елка, к которой мы привыкли.

С 1700 года по его указу в России эту ночь празднуют, как в Европе. Указ гласил:

Ну что, смогли без помощи прочитать указ?)

«В знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви… по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чину перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…».

То есть в данном случае речь была про украшения из ветвей - венков и тд.

Первая же русская праздничная елка, была установлена в России в 1817 году. Её устроила великая княгиня Александра Федоровна, жена будущего императора Николая I . Будущая императрица ввела этот праздник, памятуя о собственном детстве в Германии.

На выставке было представлено небольшое количество открыток и поздравительных писем, в том числе императорской семьи, ведь именно им мы обязаны традицией ставить и наряжать новогоднюю ель.

А это старая. открытка! Кстати, у меня есть чудесная книга коллекционера русских открыток. Сделать обзор?

Примеру императорской семьи спешили следовать многие придворные, и обычай украшать елку под Рождество постепенно распространялся среди дворянства. Ёлки наряжали в общественных местах — в Дворянских собраниях, клубах и театрах.

Большая часть украшений завозилась к нам из Европы, в частности из Германии. На фото старый шар. Такие игрушки сделаны из толстого стекла.

И конечно же привозился картонаж. Дрезденский картонаж - это особенная красота. На выставке была небольшая витрина с ним.

Даже держатели для свечей были как произведение искусства. Я, кстати, откладываю себе старенькие необычные держатели. И привожу такие из Германии.

А потом была революция. И мы знаем историю, как запрещали елку и снова её разрешали.

Флажки на ёлку. Я фанат флажков:) Маленьких, ярких. Ёлка с ними смотрится очень красиво. Это прямо атрибут советской ёлки.

Очень понравилась идея. с одной стороны - угощение, с другой стороны еще и елочные украшения можно сделать.

Кстати, вот недавно я писала про советскую упаковку елочных игрушек. Что считаю, что это отдельные шедевры. Отдельный вид искусства. Вот для примера в данной статье посмотрите на упаковку. Раньше все рисовалось руками, это сейчас мир компьютера, потому тогда она и выглядела как-то душевнее что ли.

Известная чешская книга. Очень красиво.

В центре одного из залов стояла ёлка, украшенная разными старыми игрушками, а вокруг елки были разложены старые упаковки от подарков, гирлянд, конфет и тд. Тут хочется сказать, что поставить елку за стекло с кучей прожекторов было не самым удачным решением организаторов выставки. Но представленные экземпляры очень старые и редкие и видимо, они боялись за их сохран. Фото общего плана елки у меня не получилось. но зато я старалась рассмотреть и запечатлеть все интересные игрушки.

Елка наряжена с двух сторон в соответствии с периодами времени. Предлагаю полюбоваться.

Ну и коробочки, флажки и все, что было вокруг елочной тематики.

Что хочется сказать. Я возлагала на эту выставку очень большие надежды, ее так анонсировали. Но по итогу это оказалось очень маленькой выставкой, как собственно и все временные выставки. Но я в очень большом восторге от старых игрушек, хоть и не очень удобно было их рассматривать.

Кроме того большим разочарованием было то, что музей не выпустил каталогов на продажу. Только для участников выставки. Ну что ж - они многое потеряли, могли бы заработать и дать нам возможность порассматривать выставочные изделия ближе в хорошем качестве.

Лишний раз раз убедилась, что нужен, непременно нужен нам свой музей русской елочной игрушки!

В Московском планетарии открылась выставка раритетных новогодних игрушек и открыток

Специально к новогодним праздникам Московский планетарий подготовил выставку раритетных елочных украшений и коллекционных открыток, посвященных теме космоса. В экспозиции собраны 45 игрушек и 45 новогодних открыток, а также подарочные коробки и другие новогодние экспонаты 1950–1960-х годов. В этот период СССР и весь мир активно осваивали космос. Поэтому характерными елочными украшениями тех лет были стеклянные фигурки космонавтов, а на новогодних открытках впервые появились космические корабли, планеты Солнечной системы, звезды и кометы.

Каждая серия елочных украшений и поздравительных открыток создавалась под впечатлением от важных событий в истории страны и освоении космоса. Так, на открытках конца 1950-х изображали первый в мире искусственный спутник Земли. Он был запущен в СССР 4 октября 1957 года. В том же году специально для Московского планетария был сделан макет спутника в натуральную величину. Его можно увидеть в первом зале музея Урании. Среди других популярных сюжетов новогодних открыток конца 1950-х — начала 1960-х — изображение Деда Мороза на ракете, а также луноходов.

Кроме того, гости увидят на выставке раритетные подарочные коробки, созданные для кремлевской елки. В их оформлении также отражена тема космоса. Например, в экспозиции представлена коробка с реалистичным изображением знаменитых собак-космонавтов Белки и Стрелки.

Отдельный большой раздел выставки посвящен елочным украшениям. После запуска «Спутника-1» в 1957 году и полета на орбиту Земли Юрия Гагарина в 1961 году на фабриках производства елочных игрушек начали выпускать стеклянные ракеты, спутники и фигурки космонавтов в скафандрах. Посетители увидят эти раритетные елочные украшения, а также всевозможные гирлянды и модные в то время хлопушки.

На выставке представлены и знакомые многим с детства картонажные елочные игрушки. Их склеивали в мастерских из двух кусков картона с выпуклым рисунком. Затем покрывали серебристой или цветной фольгой и раскрашивали порошковыми красками с помощью распылителя. Также среди экспонатов — знакомые многим семьям фигурки Деда Мороза из папье-маше и ваты. Такие фигуры назывались подставочными, потому что их закрепляли на деревянной подставке и ставили под елку.




Стенды, на которых размещены экспонаты, оформлены рисунками художника-графика Олега Эстиса. Это иллюстрации к книге «Сказочные приключения маленького астронома». Ее написал Ефрем Левитан. На протяжении нескольких десятилетий деятельность писателя была тесно связана с Московским планетарием. Здесь он прошел путь от экскурсовода до одного из ведущих лекторов-методистов и члена ученого совета планетария. Отрывки из этой книги, рассказывающие о загадках Вселенной, посетители смогут прочитать на выставочных стендах.

Кроме того, этой зимой планетарий приглашает горожан на новое праздничное представление «Новогодняя история игрушек». Этот спектакль об игрушках, которые очень спешили на праздник, но по пути потерялись. Представление можно будет посмотреть с 18 по 30 декабря.

Здание Московского планетария, построенное по проекту архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского, — памятник эпохи конструктивизма. Авторы гордились гигантским куполом, диаметр которого составляет 25 метров. Сегодня под ним установлен проектор звездного неба последнего поколения. Благодаря уникальному оборудованию посетители могут любоваться планетами, звездами и созвездиями. Кроме того, в планетарии демонстрируют научно-популярные фильмы.

Ежедневно планетарий принимает до трех тысяч гостей, а в год его посещают около миллиона человек.

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

Как-то в июле ехали мы через подмосковный город Клин, и обнаружили в нём Музей ёлочной игрушки. Для нас это было настоящим волшебством посреди лета, а для вас это может стать отличным маршрутом на новогодних каникулах.

Как только входишь в этот каменный терем, начинается сказка, в которую погружаешься с превеликим удовольствием, независимо от возраста.

Круглый год ёлки в шариках-фонариках, Деды Морозы - сантиметровые и метровые, добрые и злые, Снегурки - ватные и стеклянные, красивые и не очень, а самое главное там такая коллекция ёлочных игрушек! Еле удержалась от расхищения музейных ценностей ;)

В музей мы попали к 10.00, был вторник, посетителей было немного. К нашему удивлению, нам выделили экскурсовода (для нас троих!). Вышла такая милая девочка-Снегурочка и повела нас вглубь «сказочного домика». Как же она старалась! Стихи, песни, шутки-прибаутки ;)

В разных залах (а их в музее 12!) Снегурка зажигала нам ёлки (естественно после волшебной фразы «Ёлочка, зажгись!»). В музее есть зал с ёлками, наряженными в традициях разных стран. Не могу сказать, что сильно впечатлил, но факт остаётся фактом.

Особенно я полюбила зал с игрушками из пресованной ваты.

Ужас, но у меня в домашней коллекции ни одной такой ватной игрушки. Ааа! Где справедливость? Датируются они 1930-1940 годами. Из ватно-пресованных больше всех меня умилил розовощёкий поросёнок. Он застенчиво тянулся ко мне своими «копытцами», надеясь на «усыновление»! С радостью бы забрала :)) злобные саркастичные .

В том же зале мне приглянулись юнга-семафорщик, темнокожий клоун,

мальчик верхом на снежном шаре,

Иван на диком Гусе (кстати, самая старая игрушка в музее!),

кот без штанов, но в сапогах (настоящий франт!)

и кролик в капусте (такой смешной).

Ещё из разряда ископаемых - картонажные игрушки. Такие делали в частных мастерских после 1920-го (когда Новый год после революции запретили, как буржуазный пережиток). Помню, у нас дома было несколько таких - остались от деда, но я их почему-то не любила, и, наверное, по этой же причине потеряла.

Очень удивил меня Дед Мороз в шапке с красной звездой и ружьем наперевес, Снегурочка в шлемофоне и мальчик-Новый Год в костюме Марата Казея. Вот это точно раритет!

Кстати, Снегурочка стала спутницей Деда Мороза только в 1937-м :) В том же 1937-м елки страны украшали шары с изображением Ленина, Сталина и всех членов Политбюро. К сожалению, их в музее нет. Традицию «вешать вождей» очень быстро отменили. Но я всё же нашла эти опасные игрушки в инете.

А ёлочный набор «Цирк»! У меня даже есть один такой белый медведь-гармонист. Оказывается, он был сделан в подарок Сталину, который очень любил одноименный фильм. Правда, как в этом наборе оказался ёж?! ))) Наверное, в память о Ежове.

С 1949 года начинается эпоха «В гостях у сказки». Одна из первых - серия «Сказка о царе Салтане» и все пушкинские сказки. Чуть позже «Айболит», «Чиполлино», «Буратино» и все-все-все.

Игрушек хрущевской колхозной тематики, как мне кажется, в каждом доме до сих пор великое множество! Все эти морковки, кукурузные початки, огурцы, репки и остальная овощебаза выпускалась огромными тиражами и стоила копейки. У меня тоже есть :) В детстве я их не жаловала (не сказочные ведь ни капельки), а теперь ценю - как представителей целой эпохи.

Часы появились среди ёлочных игрушек после триумфального шествия кинофильма «Карнавальная ночь» и песенки про пять минут ;) (1956 год).

Игрушки из стекляруса и проволоки заслуживают отдельного внимания. Они родом из детства моих мамы и папы. Именно поэтому они есть не только в музее, но и у меня. Вот! Точно так же, как и космо-игрушки - спутники, Гагарин с друзьями, звёзды, полумесяцы 1960 года рождения.

В 1966-м – была выпущена последняя советская игрушка, выполненная и раскрашенная исключительно вручную (по мнению международной организации коллекционеров ёлочных игрушек Golden Glow). По их же мнению, игрушки после 66-го - не представляют никакой ценности. С этим я не соглашусь.

Факт - как только мы ушли из залов со старыми советскими игрушками, я потеряла всяческий интерес. Началась эпоха шаров, сердец и гороскопов. Яркие, но абсолютно безликие витрины, лично у меня не вызывающие детской радости. Все современные игрушки, которые мне нравятся, делают не в России. Увы.

В рубрике "Советы эксперта" мы публикуем мнения известных коллекционеров и сотрудников музеев по атрибуции и уходу за старинными предметами. Сегодня своим многолетним опытом делится автор каталога "Советские елочные украшения" Алла Прибыткова (Корженевская). Надеемся, что советы помогут Вам при выборе советских елочных игрушек для коллекции или в подарок.

Я не смогу рассказать вам в нескольких предложениях все, на чем «набивала шишки» последние 20 лет, но могу дать ряд рекомендаций, опираясь на свой опыт:

1. При выборе игрушки надо отчетливо понимать цель вашей покупки. Возможно, Вы хотите дополнить сказку или серию, желаете просто украсить елочку, или же хотите приобрести игрушку на последующую продажу.

2. При покупке, для определения редкости и стоимости игрушки, рекомендую обратиться к Каталогу, в котором представлены ценовые показатели. Это сэкономит вам время и спасет от возможных ошибок.

3. При покупке в интернете обязательно задайте продавцу вопрос о состоянии игрушки, наличии дефектов и вмешательств, так как некоторые умалчивают об этом.

4. Если есть возможность посмотреть игрушку вживую, то проверьте состояние стекла на наличие трещин и сколов. Со временем размер трещины может увеличиваться!

5. Помимо стекла осмотрите внимательно состояние лакокрасочного покрытия. Если игрушка заманчиво блестит, то, скорее всего, ее в лучшем случае обновили цапонлаком, а в худшем - перекрасили полностью. Не забываем, что винтажным игрушкам более 50 лет! Перекрашенные игрушки теряют коллекционную ценность, а значит и стоимость. Однако подойдут для украшения елки!

6. Изучите крепление игрушек: если в шишку или сосульку добавлена прищепка, то это совсем не значит, что она будет относиться к более редким игрушкам на прищепке.

Составители Каталога старались максимально возможно размещать фотографии игрушек с оригинальным креплением:

ленинградские культигрушки - на своих интересных высоких прищепках с алебастром и треугольными краями (ранние крепления), либо на более поздних креплениях с краями в форме сердца;

7. Внимательно осмотрите состояние трубки, трещина на трубке может распространиться на всю игрушку!

8. Снимайте крепление осторожно придерживая прищепку или подвес, аккуратно вытащите усы. Ни в коем случае не пытайтесь снимать прищепку или подвес сразу целиком, это может привести к повреждению трубки!

Если проволока, из которой сделаны усы, очень жёсткая, то ее лучше заменить. Давление такой проволоки на стекло может привести к образованию трещин и к полному разрушению игрушки!

Для амальгамированных игрушек концы усов лучше немного подогнуть внутрь, чтобы они не царапали внутреннее зеркальное покрытие.

9. Если игрушка куплена Вами в зимнее время на улице или получена в посылке, то избегайте резкого перепада температур, так как это приводит к повреждению и отслаиванию лакокрасочного покрытия. Когда Вы принесли игрушку домой, то не доставайте ее сразу из упаковки, дайте ей возможность плавно согреться в течении нескольких часов.

10. Если игрушка нужна Вам для коллекции, то лучше не жалейте деньги, так как коллекционный лот может не встретиться Вам в течение долгого времени или вообще не встретиться никогда. Сталкиваюсь часто с жалобами коллекционеров, что уже и деньги давно заработаны, а нужную игрушку никак не получается купить.

Об эксперте. Алла Прибыткова (Корженевская) живет и работает в Москве. Занимается коллекционированием советских елочных игрушек более 20 лет. Автор каталогов " Советские елочные игрушки", участник выставок в музеях и выставочных залах Москвы. Алла Прибыткова в сети Фейсбук. Каталог можно заказать здесь.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал. В следующих статьях советы эксперта по антикварной мебели, фафору, винтажной одежде.

Читайте также: