Взяла с собой игрушку

Обновлено: 28.04.2024

Если ребенок не расстается с мишкой или куклой, а потеряв игрушку, долго и горько плачет, значит, она имеет для него особую ценность. Как родителям относиться к такой привязанности малыша? Почему она возникает и когда проходит? На что стоит обратить внимание взрослым, чтобы помочь ребенку в нужный момент безболезненно расстаться с предметом обожания?

Многие дети настолько сильно привязываются к какой-нибудь вещи или игрушке, что не могут оставить ее ни на минуту. При этом любимым и ценным может стать любой предмет: плюшевый мишка, детское одеяло или просто кусочек ткани. Малыш очень любит обнимать свое «сокровище», прижимать к себе и даже посасывать.

О чем говорит наличие любимой игрушки

В 1940-х годах исследователи считали такие объекты признаком расстройства привязанности между ребенком и матерью, но позднее педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт доказал обратное. Любимая игрушка у ребенка появляется не из-за отсутствия заботы и любви, а как раз, наоборот, является его воспоминанием о любви и безопасности.

Более поздние исследования подтвердили точку зрения Винникотта: дети, которые очень сильно привязаны к какому-либо предмету, счастливее остальных и имеют более крепкие связи со своими родителями.

Но такой эффект от наличия объекта привязанности меняется по мере взросления детей. То же исследование показывает, что если, уже будучи подростком, ребенок так и не смог расстаться со своим любимым предметом из детства, это говорит о хрупкости и уязвимости его психического здоровья.

Когда и как появляется любимая игрушка

Привязанность к какому-то определенному предмету часто возникает в возрасте около 8 месяцев. В это время у ребенка появляются первые попытки осознания, что он — отдельная от родителей личность. Так начинается следующий этап психического развития, и малыш впервые ощущает тревогу, связанную с отделением от близких взрослых.

Однако такая особо любимая игрушка появляются не у всех детей. По статистике, только один ребенок из двух проявляет явную привязанность к какому-нибудь предмету.


Важно понимать, что на возникновение подобной любви повлиять невозможно. Она развивается естественным образом. Родители могут просто предложить ребенку какую-нибудь вещь, например, игрушку, и если он почувствует в ней необходимость, то этот предмет станет любимым.

Для чего она нужна

  1. думает о близких в моменты их отсутствия и ждет возвращения взрослого, чувствуя себя в безопасности;
  2. привыкает находиться в одиночестве, например, в своей кроватке;
  3. учится самостоятельности и воспитывает уверенность в себе, находясь в новых обстоятельствах (детский сад, прогулка с няней, визит к врачу).

Поскольку любимая игрушка для ребенка — источник комфорта и безопасности, никогда не лишайте ее малыша в качестве наказания за плохое поведение.

Психологи называют любимую игрушку «переходным объектом». Она помогает ребенку перейти от тесной связи с родителями к этапу осознания собственной индивидуальности, который происходит обычно в возрасте от 12 до 18 месяцев. В этот период ребенок приобретает уверенность в себе, достаточную для исследования окружающего мира под чутким присмотром близких и любимых им взрослых.

Каждая любимая игрушка уникальна

Такая игрушка, как правило, одна, и если с ней что-то происходит, ребенок очень тяжело переживает эти изменения и не принимает их. Успокаивает и утешает малыша именно тот запах, вид и состояние игрушки, которые она приобрела с течением времени. Ведь маленькие дети очень чувствительны к запахам: для успокоения малышу бывает достаточно вдохнуть аромат грудного молока или маминой кожи. Поэтому даже если предложить ребенку точно такого же плюшевого мишку, как тот, что у него был, только нового, то замена малыша не удовлетворит.


Каждый ребенок выстраивает свои собственные отношения с любимой игрушкой. Некоторые не расстаются со своим сокровищем целый день, другие требуют мишку или зайку только на время сна, третьим игрушка нужна в моменты грусти или знакомства с новым окружением.

Как избежать «драм» при потере игрушки

Потеря любимой игрушки может стать настоящей трагедией для малыша. Родители будут в состоянии предотвратить или смягчить последствия утраты, если подготовятся к ним заранее.

  1. С самого начала регулярно стирайте любимую вещь малыша. Так он привыкнет к тому, что она не всегда пахнет одинаково.
  2. Запаситесь «двойником» игрушки: приобретите второй такой же предмет. Давайте их ребенку попеременно, чтобы оба экземпляра пахли и выглядели одинаково.

Отказ от игрушки

Однажды ребенок перестанет думать о предмете обожания и сможет отказаться от него. Но такое решение он должен принять самостоятельно. Это произойдет, когда малыш перестанет испытывать в нем необходимость.

  1. Когда ребенок освоит речь, он сможет выражать свои чувства иным способом — при помощи слов.
  2. С возрастом малыш начнет чувствовать большую уверенность в себе.
  3. По мере развития социальных связей с внешним миром (друзья и взрослые в детском саду, ровесники на детской площадке и т. д.) ребенку будет требоваться все меньше утешения при помощи любимой игрушки.

Как правило, малыш отказывается от «переходного объекта» в возрасте от 3 до 5 лет. Он может потребоваться ребенку в стрессовой ситуации: во время адаптации к детскому саду, при смене воспитательницы или группы детского сада, при посещении врача или в случае долгого отсутствия родителей. Обычно к 6 годам для успокоения и ощущения чувства безопасности любимая игрушка ребенку уже не требуется.

Тем не менее бывают случаи, когда ребенку может временно вновь понадобиться его любимец. Если серьезно заболел кто-то из близких, пришлось поменять место жительства или в семье появился еще один ребенок, малыш может вспомнить о своем прежнем «утешителе». В этот момент важно уважать его потребность. Когда ребенок справится с новой ситуацией, игрушка ему больше не понадобится.

Как помочь ребенку расстаться с любимой игрушкой

Не следует настаивать на отказе ребенка от игрушки, но можно помочь ему обходиться без нее.

1. Не лишайте малыша любимой игрушки внезапно и резко, думая, что так он быстрее о ней забудет. Поддержите ребенка, успокойте, скажите, что он сам принимает решение. Чем больше понимания и сочувствия ребенок будет получать с вашей стороны, тем быстрее он откажется от привычки повсюду носить с собой свою игрушку.

2. Позвольте ребенку прибегать к помощи игрушки-утешителя во время важных изменений в жизни: поступления в детский сад или перехода из одной группы в другую. Вы можете попросить воспитательницу понаблюдать, в какие моменты малыш требует игрушку, чтобы узнать, что его беспокоит больше всего. С 3–4-летним малышом можно договориться о некоторых правилах, например, о том, что он может взять игрушку в кроватку или в машину, но не в продуктовый магазин.

3. Обустройте дома специальное место для любимой игрушки. Ребенок сможет оставлять ее там, пока ест или играет. Постепенно он все реже будет обращаться к ней за утешением.

4. Если ваш ребенок оставил игрушку дома, лучше не возвращаться за ней. Объясните малышу, что раз он забыл о ней, значит, она ему уже не так сильно нужна. Успокойте его, сказав, что игрушка будет ждать его дома и он обязательно найдет ее там, где оставил. Если ребенок младше 2 лет и он испытывает сильное беспокойство без своей любимой игрушки, тогда лучше все-таки за ней вернуться.

5. Для воспитания самостоятельности вы можете попросить малыша, чтобы о своей игрушке он заботился сам. Вы заботитесь обо всем, что касается прогулок и занятий, а его обязанность — помнить о своем любимце. Записка-напоминание у двери — например, с изображением любимой игрушки — может ему в этом помочь.

- Конечно, родная, что? – Инна отложила вымытую чашку на сушилку и повернулась к дочке.

- Можно я возьму с собой игрушки, когда пойду жить к бабушке?

- А почему это ты собралась идти жить к бабушке?

- Ну, когда родится новый ребенок, мне придется уйти, нужно же место уступать.

- Что за глупости? Откуда ты это взяла, Алиса?

- Так бабушка сказала.

- А что именно она тебе сказала?

- Что, когда родится новый малыш, у тебя не будет времени на меня, нужно будет его любить, а еще, что он будет младшеньким и любименьким.

Инна вытерла мокрые руки и отбросила полотенце. Спокойно! Сейчас сорваться – напугать дочку.

- Иди ко мне, - Инна села и взяла дочь на руки, - ты у меня уже большая, целых пять лет тебе, вот и будем с тобой говорить, как взрослые, хорошо?

- Когда тебя еще не было и мы познакомились с твоим папой, я все время думала, что очень хочу ребенка. И, когда я тебя ждала, почему-то мне казалось, что будет именно девочка. Понимаешь? Я ждала именно тебя. Свою дочку. Как ты думаешь, я сильно тебя люблю?

- Ну вот, а ты говоришь, что я, вдруг, поменяю тебя на другого ребенка. Это же невозможно! Так не бывает!

- Правда. Скажи мне, дочь, а любить кого-то - это хорошо?

- Да. Я тебя люблю, папу, бабушек, деда и мне хорошо.

- Знаешь, этому малышу здорово повезло.

- Потому, что его буду любить не только я, не только папа. Я знаю, кто его любить будет больше всего и кого он будет любить больше всего.

- Тебя, конечно! Ты же его сестра! Самый родной ему человек, роднее не бывает. Ой, видишь, как брыкается? – Инна положила ладошку дочки к себе на живот. – Все слышит и хочет уже скорее тебя увидеть.

Алиса прижалась щекой к маминому животу и получила в ухо довольно ощутимый пинок.

- Привет! Ага, я тоже тебя жду! – засмеялась Алиска.

- И еще, доченька. Никому тебе место уступать не придется. У тебя своя комната, там твоя кроватка, твои игрушки. Ты же видела большую коробку в прихожей?

- Это кроватка для малыша. Папа соберет ее в выходные и у него будет своя кроватка и свои игрушки.

- Это хорошо. – Алиса вздохнула, прижалась к маме и спросила, - А зачем тогда бабушка так сказала?

- Не знаю, может быть ты ее не так поняла. Бывает, что люди говорят что-то, а мы отвлекаемся и плохо их слушаем. Ты что делала, когда она с тобой разговаривала?

- Ну вот. Может ты ее просто не расслышала. Ладно, беги, дорисуй свой шедевр, а я приготовлю ужин и потом можем с тобой поиграть, договорились?

- Да! – Алиса унеслась в комнату, а Инна тяжело выдохнула.

В голове крутились разные мысли, эмоции бушевали вовсю, и она постаралась дышать поглубже, чтобы успокоиться и привести нервы в порядок. Малышу этот шторм совсем ни к чему.

Инна любила свою мать, но, если бы ее спросили, насколько, – ответить она бы не смогла. Иногда ей казалось, что это просто привычка и необходимость, что ли. Нужно любить родителей и все, без вариантов. У них в семье вообще с понятием «любить» все было сложно. Между родителями теплых чувств не было, они жили по принципу «как все». Даже когда что-то делали вместе – это было молча. Никаких задушевных бесед, совместных прогулок или чего-то подобного. Они даже в отпуск никогда не ездили всей семьей, проводили время на даче, где был большой участок, огород и все терялись с раннего утра как можно дальше друг от друга.

С братом у Инны тоже не было теплых отношений. Только став взрослой, она поняла, что почему-то мама всегда настраивала их друг против друга. Когда маленькие были:

- Инна, не лезь к нему, он мальчик, нечего вам вместе делать.

- Игорь, что ты жалуешься, правильно и сделала, что треснула тебя! Мало! Дай сдачи, что ты ноешь? И вообще, нечего лезть к сестре.

Дальше – больше. Мелкие склоки стали перерастать в обиды посерьёзнее и копились как снежный ком. Разбился он неожиданно и когда они уже совсем выросли. Инна вышла замуж, а Игорь уехал на заработки на Север. Там он женился, жизнь потихоньку налаживалась. Они почти не общались, так, на праздники парой слов перекинутся и все. Инна только и знала, что все хорошо, работает, ждут с женой двойню. А тут звонок среди ночи.

- Инна, Игорь разбился!

Зимняя трасса, плохая дорога.

Инна даже минуты не думала, через час муж отвез ее в аэропорт. Три месяца кошмара. Неделя под реанимацией, когда только одна мысль кулаком в небеса: «Господи, спаси!» Потом долгий период реабилитации, когда заново учила держать ложку, ходить, говорить внятно. Обошлось. Перед ее отлетом, Игорь, качая на руках дочку и, глядя на сонного сына на руках у сестры, спросил:

- Слушай, я не пойму, а почему мы в детстве все время ругались? Все время думаю, а вдруг и мои так будут.

- Это от нас зависит. Только не спрашивай – как? Я не знаю. Как-то маму спросила, почему в детстве она все время нас лбами сталкивала?

- Она сказала, что ничего такого не видит, ее так же воспитывали. Она ведь тоже с сестрами не общалась. Помнишь тетю Валю? Мы ее увидели первый раз, когда нам уже за двадцать было. Мама сказала еще, что даже если мы и родились в одной семье – это вовсе не значит, что мы должны быть близкими людьми. Вот и делай выводы. А еще, Игорь, я, когда тебя в реанимации увидела, поняла, что роднее тебя у меня человека нет. Что бы там мама не говорила.

С тех пор отношения наладились. Игорь с семьей приезжали в гости, только останавливались у Инны, а не у родителей.

Немного успокоившись, Инна набрала номер матери:

- Здравствуй, мама! Как дела? Я с Алисой разговаривала сейчас. Переезд к тебе, из-за рождения брата, отменяется, она решила остаться дома. Зачем ты сказала ребенку, что она станет лишней? То есть, ты не понимаешь, что такого? Нет, объяснять я тебе не буду, смысла не вижу. У нас на завтра планы поменялись, как, впрочем, и на ближайшее время. Не могу пока сказать, насколько. Поэтому внучку в гости не ждите завтра. Нет, мама, я люблю тебя, но детей своих люблю больше, уж прости. Привет папе, я позвоню. Пока.

Инна опустила телефон, погладила живот и сказала:

- Вот так-то! У нас свои семейные ценности! Пойдем-ка мы съедим мороженого с твоей сестрицей, а потом позвоним дядьке и спросим, не хотят ли они приехать к нам на Рождество.

Все текстовые материалы канала Lara's Stories являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

Начался сезон отпусков. Это замечательная пора, когда родители могут провести время с детьми. Как правило, многие стараются куда-то выехать, чтобы сменить обстановку, оздоровить детей. И если дорога долгая, да еще и в автомобиле, то у каждой мамы возникает закономерный вопрос, как дети перенесут долгий путь и как сделать так, чтобы детям было интересно и весело?

Когда мы в первый раз поехали на автомобиле в отпуск, старшему сыну было 6, а двум младшим сыновьям 3 года. Хочу поделиться опытом, что помогло мне сделать дорогу до моря более интересной и увлекательной для детей.

В первую очередь это конечно игрушки! Речь пойдет о тех игрушках, которыми дети были увечены больше всего:

- музыкальные телефоны (или мультиплееры) с песенками и сказками - младшим, интерактивный планшет с познавательными вопросами и загадками-старшему. Было конечно шумновато, когда включали втроем свои игрушки, но зато дети были заняты и им было весело. Им очень нравилось подпевать знакомые песенки или просто слушать сказки. Когда младшие наигрались своими музыкальными телефонами, то стали уговаривать старшего брата, поделиться с ними планшетом. Радости не было предела, когда старший брат дал поиграть свою игрушку. Музыкальные телефоны и планшет им пришлись по душе. Для детей поменьше подойдут и музыкальные книжки.

- пружинки-радуги. Они разноцветные, радуют глаз, весело пружинят. Пружинками дети тоже были заняты долго. Сначала они их перекидывали с одной руки на другую, растягивали в разные стороны. Потом, придумали один край пружинки зацепить за поручень, а другой за подголовник кресла. Три пружинки были натянуты, как паутина с разных сторон. Правда в конце поездки они их запутали так, что уже не смогли распутать. Поэтому, на обратный путь пришлось покупать новые пружинки-радуги.

- змейки. Это было первое знакомство со змейкой. Всем мальчишкам они сразу же понравилась. Они могли сидеть подолгу собирать разных животных (змею, собачку, динозавра, лошадь, жирафа и т.д.). Если что-то не получалось собрать, в силу возраста, просили меня. Когда получалось собрать самим, то я их обязательно хвалила, и они начинали придумывать что-то новое. Эта игрушка хорошо развивает мышление.

- магнитные доски для рисования. Почему именно магнитная доска? Карандаши, фломастеры, пластилин однозначно решили не брать. Чтобы автомобиль был не изрисован и не запачкан. А магнитная доска была очень удачным решением. В наших магнитных досках были еще и печатки в виде сердечка, круга, квадрата, треугольника и т.д.. Дети с большим удовольствием на них рисовали и ставили печати. Машина осталась чистой и дети довольны.

- Многоразовые объемные наклейки. Тоже на ура. Наклейки оставляли на тот момент, когда дети уже подустали в дороге. И у них словно открывалось «второе дыхание». Им очень нравился процесс наклеивания и переклеивания. В первую поездку разрешали клеить их хоть куда, даже на стекло автомобиля. Но на тонированных стеклах при отклеивании повреждается пленка, незначительно, но тем не менее. На следующий год брали с собой блокнот и клеили на блокноты. Было уже не так весело. Но все-равно, наклейки оставались одним из любимых занятий.

- пазлы на 12 деталей. Мои дети очень любят пазлы. В этом возрасте они собирали пазлы и на большее количество. Но это не удобно в автомобиле. Если берете пазлы в дорогу, сразу продумайте, на чем дети их будут собирать. Я брала небольшую коробочку с бортиками, чтобы пазлы не выпадали из нее. Есть еще деревянные пазлы, они идут сразу на деревянной основе. Возможно у кого-то в машине есть штатные столики. Это будет очень удобно. Еще можно приобрести съемный столик. Все на ваше усмотрение. Штатного столика у нас в автомобиле нет, а вариант со съемным нам не подходил, т.к. столики нужны были всем, а третий столик крепить не на что.

- мягкие магнитные игры с полем для выкладывания. Пазлы и детали из магнитной игры рано или поздно оказывались на полу автомобиля. Я постоянно искала эти детали поднимала, подавала. Поэтому, каждая мама сделает вывод для себя сама, нужны ей в поездке игры с мелкими деталями или нет. Для меня это была не проблема.

На следующий год, когда мы снова поехали на море, эти игрушки я обновила и снова взяла с собой в дорогу. И еще приобрела водяные игрушки с колечками, лабиринт, пятнашки, тетрис. Эти игрушки тоже были занимательными. Можно приобрести кубик-рубик. Я не стала. Кубик-рубик у нас был дома, и дети с ним уже вдоволь наигрались. Постарайтесь приобрести в дорогу что-нибудь новенькое из игрушек. Когда игрушка новая, она гораздо дольше увлекает ребенка, чем уже изученная. Ну, и конечно, учитывайте интересы своих детей.

Почти у каждого ребенка есть любимая или любимые игрушки. У кого-то мягкий плюшевый мишка, у кого-то кукла (если эта девочка) и т.д. Их тоже надо взять с собой. Мои мальчишки сложили свои любимые игрушки в рюкзачки. Они периодически их доставали и играли с ними.

Ну и, гаджеты. Да, без них не обойтись совсем. Это часть современной жизни. Мы с мужем не сторонники того, чтобы дети пропадала в ноутбуках, планшетах и телефонах, но в пути позволяли им немного поиграть и посмотреть мультфильм. Заранее продумали какие мультфильмы и игры детям будут интересны и установили их на планшет. Планшет давали ближе к вечеру, когда во все игры уже наигрались и немного подустали.

И еще, это уже не относится к игрушкам, но все-же. Мы заранее записали диск с детскими песенками и диск с аудио-сказками. Песенки были на ура, они очень поднимали настроение. Под них мы все вместе пели, веселились. До сих пор, когда включаем этот диск, у всех всплывают воспоминания о поездки на море и много положительных эмоций. А вот аудио-сказки слушать всем было скучновато. Но я взяла с собой книжки, которые любят мои дети, и читала им вслух. Это им нравилось гораздо больше. Но это наш опыт. У кого-то дети любят слушать и аудио-сказки. И это тоже очень хорошо.

Чем можно еще занять в дороге детей смотрите в моей статье "Едем на море на автомобиле. Чем развлечь детей в дороге?».

Буду очень рада, если мой опыт кому-нибудь поможет. Думаю, многие советы пригодятся не только во время поездки на автомобиле, но и в поезде, и в самолете. Всем желаю теплого лета, хорошего отдыха и удачного пути.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы получать новые статьи. Если статья понравилась ставьте лайк, чтобы статью увидели, как можно больше людей.

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

чем занять ребенка в дороге

Отправляясь в отпуск всей семьей, обязательно продумайте, чем занять ребенка в дороге. Нужно не просто взять что-то из игр и развлечений, а сделать этот набор интересным, максимально универсальным и занимающим мало места.
По интересам ребенка и предпочтениям взрослых в дорожный набор включают игрушки, развивающие пособия, книги, наборы для творчества. Родители также могут предусмотреть возможность использования современных гаджетов (плееров с записью аудиосказок, планшетов, транслирующих мультфильмы или развивающие презентации, детям постарше – игровых приставок). Cписки того, чем развлечь ребенка в дороге, зависят от возраста чада, способа путешествия и его длительности. Но обо всем по порядку.

Как правильно подготовиться к путешествию с маленьким ребенком

путешествие с ребенком

Ребенку любого возраста нужно обязательно заранее сказать о готовящемся путешествии, рассказать, что вы собираетесь на море (в горы, Диснейленд, к бабушке в другой город и т.д.), объяснить, что к месту отдыха необходимо добираться поездом/машиной/самолетом/автобусом. Подробно расскажите малышу о новом для него транспорте (если это его первая поездка). Можно нарисовать или слепить тот транспорт, на котором планируется путешествие. Если у ребенка уже есть опыт поездок в отпуск, вспомните вместе с ним, где вы отдыхали в прошлый раз, как добирались, что ему больше всего заполнилось в том путешествии.

Если ваши дети возрастом от 0 до 6 лет и они еще не очень хорошо ориентируются во времени, то скажите им, что вы проведете в дороге полдня, ночь, день, ночь, а наутро выйдете из поезда и увидите море! Или так: мы сядем в машину рано утром, когда только встает солнышко, а доберемся до бабушки вечером, тогда, когда солнышко устанет, пойдет спать и на улице будет темно. Рассказывайте отпрыску о том, чем вы планируете заняться во время дороги: почитать, поиграть, поговорить и т.д. Возможно, ребенок подскажет вам несколько интересных идей.

Взрослые! Обязательно подготовьтесь сами к дороге с маленьким путешественником.

Он физически не может сидеть спокойно на одном месте и не задавать вопросы! Не нервничайте! Он не хочет вам мешать – ему просто скучно и он требует вашего внимания. Так не отказывайте ему в этом! Как много времени вы проводите один на один с ребенком в обычной жизни? В лучшем случае пару-тройку часов вечером после работы, причем часть этого времени занята еще и домашними делами. Наслаждайтесь времяпрепровождением друг с другом! Играйте, общайтесь, веселитесь – у вас отпуск, пора новых впечатлений и положительных эмоций.

Чем занять ребенка в дороге на машине

чем занять ребенка в дороге на машине

Универсальный список того, чем занять ребенка в дороге на машине выглядит так:

  • Яркие книги с крупными, яркими картинками. Совсем крошкам показывать и читать их будет, конечно, мама. Дети постарше сами могут называть, что изображено на картинках. Дальнейший диалог зависит от фантазии взрослых и темперамента малыша. Можно вспомнить другие сказки, в которых задействованы персонажи с картинок, или придумать свою историю про любого из них. Пусть малыш попробует вспоминать цвета, названия предметов, транспорта, животных, растений и т.д. С детьми постарше можно учиться считать и читать. Расскажите любому книжному герою про вашу семью, что вы любите, чем занимаетесь, какие домашние животные есть у вас.
  • Пара любимых мягких игрушек ребенка для того, чтобы их можно было покормить, попоить, показать им что-то в окошке и т.д. Для самых маленьких можно прихватить с собой игрушку на присоске — малыш надолго увлечется её приклеиванием-отклеиванием от стекла автомобиля и собственных ручек-ножек. Годовалым малышам и двухлеткам возьмите пару разных игрушек-шнуровок, небольшой деревянный сортер с картинками или простейшую головоломку, подходящую по возрасту. Детям трех-четырех лет можно взять сортер с разноцветными геометрическими фигурами (попутно изучить цвета и названия форм), головоломки и небольшую мозаику (только не давайте малышу много деталей одновременно), игрушки пальчиковые или на руки для интересных дорожных театральных постановок.
  • Экран для рисования. Вы тоже рисуйте вместе с малышом, обсуждайте нарисованное, проговаривайте сами слова, побуждайте ребенка говорить, правильно строить предложения. С экраном удобно также изучать буквы, цифры, правила грамматики, таблицу умножения и т.д. Для детей постарше можно взять с собой магнитную доску с цифрами и буквами.
  • Существует много красочных музыкальных пособий, направленных на легкое изучение географии для самых маленьких – это отличный вариант времяпрепровождения в дороге. С пяти-шести лет можно вместе изучать обычные бумажные географические карты и разговаривать с ребенком про конкретный город, страну или придумывать вместе сказку, в которой герой, такой же сильный, как ваш ребенок, путешествует по морям-океанам или новым землям. Знакомя старших дошколят и младших школьников с конкретной страной, можно заодно рассказать, как называют её жителей (итальянцы, россияне, индусы и т.д.). Также с подросшими детьми интересно разбираться в атласах автомобильных дорог, направляя водителя по верному пути и изучая дорожную терминологию. Можно запоминать обозначения дорожных знаков или определять регион РФ по государственным номерам проезжающих мимо автомобилей.

Если вашему ребенку не больше пяти лет, то обязательно выучите перед поездкой несколько потешек, стихотворений, сказок, несложных загадок, разучите пальчиковые игры и несколько детских песенок. Выучите хотя бы одну песенку, в которой нужно что-то показывать (тянуть вверх ручки, мотать головой, топать ножками и т.д.) – пригодится в качестве веселой разминки на остановках.

Обязательно запланируйте остановку в городе. Идеальный вариант – крупная детская площадка, время перед обедом или ужином. Ребенок набегается, потом плотно поест - и длительный сладкий сон чаду обеспечен!

При остановках за городом возле леса можно пособирать листья, шишки, орешки, веточки, а по приезде домой сделать аппликации или поделки из сокровищ, найденных по дороге. Прибавьте к этому поделки из камушков и ракушек – и воспоминания об отпуске будут свежи еще длительное время.

Чем занять ребенка в дороге на автобусе

чем занять ребенка в автобусе

В салоне автобуса комфортно расположить вокруг себя можно существенно меньше вещей, чем в личном автомобиле. Однако и в автобусе книги, экран для рисования, сортеры и головоломки будут актуальны. Важно дозированно доставать развлечения из походной сумки, чтобы потом не собирать части игр по всему салону. Желательно, конечно, взрослому знать некоторое количество стихов, сказок, потешек наизусть. Хорошо выручают в дороге с маленькими путешественниками пальчиковые и словесные игры. Они не только позволяют весело и интересно проводить время, но и способствуют развитию речи, памяти и логики. Важно только подобрать их соответственно возрасту детей.

Мы подготовили цикл статей про словесные игры с детьми двух-семи лет. После ознакомления с нашими идеями у вас больше не будет трудностей с развлечением ребенка в дороге. С малышами двух-трех лет можно поиграть в игры, направленные на изучение частей человеческого тела, флоры, фауны, известных сказок и обычных предметов обихода.

Детям трех-четырех лет можно предлагать простейшие ассоциативные игры, изучать цвета, формы и размеры, вместе пересказывать известные сказки или придумывать свои собственные истории.

С детьми четырех-пяти лет интересно обсуждать такие понятия, как «больше-меньше», «части целого», «лишнее», «время суток», «время года». Им также можно предложить отгадывать предметы, названия животных и цветов по описанию взрослых. Детям пяти-шести лет предложите игры, основанные на понятиях «что общего?», «один - много», «антонимы». С детками такого возраста также интересно разгадывать загадки, выстраивать логические ряды, играть в города и ассоциации. Со старшими дошколятами и первоклассниками можно разучивать буквы, учиться считать, читать и писать.

Также верным помощником взрослых в долгой дороге на автобусе могут стать сказки, записанные на аудиоплеер или телефон. С планшетами и компьютерными играми не усердствуйте – в дороге еще больше напрягаются глаза, что может отрицательно сказаться на детском зрении.

Чем занять ребенка в дороге на поезде

чем занять ребенка в поезде

Для развлечения ребенка, путешествующего поездом, можно ограничиться теми же рекомендациями, что и для развлечения детей в поездке на машине или в автобусе. Однако список того, чем занять ребенка в дороге поездом, можно пополнить обыкновенным альбомом для рисования, раскрасками, карандашами и фломастерами. Детям будут интересны и специальные пособия с наклейками. Более взрослым детям подойдут альманахи с кроссвордами, головоломками, ребусами и прочими развивающими заданиями. Также можно использовать специальные игры-карточки, ориентированные на знание цветов, фигур, названий животных, неживых предметов и т.д. К месту придется небольшая настольная компактная игра, соответствующая возрасту ребенка, например лото или домино. Для будущих первоклассников и учеников начальных классов отличным развивающим времяпрепровождением будут такие игры, как «Балда» или «Эрудит».

Прихватите с собой пару-тройку маленьких машин — с ними так весело устраивать гонки по своим полкам и окнам.

Можно взять реквизит для кукольного театра (самодельный или купленный) и разыгрывать целые спектакли. Сегодня многочисленные развивающие пособия помогут вам сделать домашний кукольный театр самостоятельно. С детьми постарше фигурки можно вырезать и склеить вместе до поездки, а в поезде разыгрывать спектакли – так и интереснее, и для развития памяти, речи и внимания ребенка полезнее. С этими же фигурками или любыми другими мягкими игрушками или куклами интересно играть в «Горячо-холодно», а с маленькими детьми в обычные прятки (естественно, прячутся игрушечные друзья ребенка). Также хорошо может выручить в дороге конструктор, состоящий из небольшого количества деталей среднего размера (не слишком мелких, чтобы не потерять их, и не слишком крупных, чтобы не брать для игр отдельный чемодан).

как развлечь ребенка в поездке

Вариантов развлечений детей в дороге множество. Конечно, собираясь в путь, родители должны ориентироваться на пристрастия собственного ребенка. Однако путешествие - хороший способ предложить чаду что-то, чем он не очень любит заниматься в обычной жизни, например какие-то развивающие игры, загадки или чтение. Посвятите нелюбимое ребенком занятие, например чтение, теме путешествий — ребенок обязательно заинтересуется! Дорогие взрослые, еще раз обращаем ваше внимание на то, что дорога – это отличный повод провести время вместе с ребенком! Подготовившись заранее, продумав игры, взяв с собой пару книжек, машинку, куклу, набор развивающих карточек, вы без труда решите вопрос, чем занять ребенка в дороге. А современные гаджеты, будь то игры, мультфильмы на планшете или сказки в аудиоплеере, берите с собой в качестве подмоги, а не как основное развлечение. Счастливого вам пути!

Читайте также: