Ярославская игрушка из глины

Обновлено: 14.05.2024

Ярославская игрушка

Майолика – красивейшее направление в живописи и декоративно-прикладном творчестве. Существует несколько версий появления названия этой разновидности керамики. По первой версии, название майолика произошло от фамилии французского скульптора Аристида Майоля, который экспериментировал с производством. По второй – от названия острова Майорка (Мальорка), именно оттуда в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские сосуды из керамики и поливные плитки. Такой вид творчества существует достаточно давно – несколько тысячелетий назад прототип современной майолики возник в Египте, потом был распространен в Вавилоне и других странах Дальнего Востока. Позже майолика появилась в странах средней и центральной Азии, а затем уже и в Европе. В Италии керамическая плитка появилась в 11 веке, а в России только в 17 веке, когда она была завезена Петром I. Самые известные производители керамических изделий с монохромной росписью в России – это московский завод Гребенщикова, мастерские подмосковного поселка Гжель, и не последнее место здесь занимает Ярославль, где мастера изготавливали поливные изразцы для украшения стен храмов и знатных домов.

Ярославская земля богата содержанием большого количества красной глины, что дало толчок к развитию гончарного и лепного искусства. В 19 веке было модным оформлять интерьер дома в майоличном стиле. Такую роскошь, естественно, могли позволить себе только обеспеченные граждане, люди с низким или средним достатком довольствовались лишь вазами, кувшинами и расписными фигурками.

Описание игрушки

Расписные керамические фигурки украсят любой дом, а хозяевам они принесут немало радости и хорошего настроения. Такая керамика изготавливается из обожженной глины, а после расписывается глазурью. Готовое изделие мастер покрывал слоем олова, после засыхания наносился второй слой – свинец, который придавал изделию глянец. Сегодня для производства игрушек и посуды в стиле майолика используется белая легкоплавкая глина, она требует двойного обжига. Обычные домашние печи и костры сегодня вытеснили большие и производительные муфельные печи, которые способны обжигать изделие при температуре 750 градусов. После первого обжига наносится глазурь, разрисовывается и уже при температуре около 1000 градусов происходит повторный обжиг. Неизменным с течением веков осталась роспись изделий. Расписывается готовое изделие до обжига, по сырой глазури, поэтому от мастера требуется ловкость рук, любая неточность или ошибка могла испортить творческий замысел. Работать мастеру с такими материалами очень сложно, так как после обжига цветовая палитра может кардинально поменяться, из-за окиси металлов, которые содержатся в краске, возникают всевозможные расцветки. Примеры древней майолики – декоративное панно, расписная посуда и небольшие керамические статуэтки до сих пор хранятся в художественных музеях мира. Ярославские гончары не только не утратили древнее мастерство, переданное предками, они продолжают развивать и усовершенствовать свое искусство. Испокон веков Ярославль славился миниатюрными сувенирами и игрушками, которые выполнены в стиле майолики. Особой популярностью пользуются керамические елочные игрушки и украшения, колокольчики, шкатулочки и декоративные интерьерные вазы. В 1992 году в Ярославле была открыта мастерская майолики, здесь сегодня трудится целый коллектив художников, вручную расписывающий крошечные сувениры и игрушки. Сюжеты игрушек различны: люди, животные, сказочные персонажи и небольшие сюжетные сценки. Большой популярностью у покупателей пользуются милые расписные котики, мышки, барашки, петухи и птички, можно найти даже фигурки известных личностей. Каждая работа пестрит разнообразием цвета, колоритом красок и теней. Игрушки и статуэтки ярославской майолики – это оригинальный и ценный подарок к любому празднику.

Как играть?

Майолика обладает некоторыми особенностями: процесс изготовления одной игрушки – очень длительный процесс, который занимает около 3 недель. Сложная роспись каждого изделия требует большого художественного опыта.

Плюсы и минусы

Игрушки очень хрупкие, поэтому фигурки не предназначены для игр детям, а могут выполнять лишь декоративную функцию – такая статуэточка прекрасно впишется в любой интерьер. Ярославские глиняные игрушки сделаны с душой и никого не оставят равнодушным. Так и хочется подержать в руках эти колоритные игрушки: смешного Петрушку, глупого Иванушку из русских сказок, погладить глазастого кокетливого Котика, полюбоваться трогательным Ангелочком. Все вещи сделаны с душой, улыбкой и безупречным вкусом, что показывает высокий профессиональный уровень ярославских мастеров.

Вальдорфская кукла

Изготовление вальдорфских кукол основывается на традициях создания старинных тряпичных кукол из подручных материалов: льняных и шерстяных тканей, соломы, овечьей шерсти и т. п. У этих кукол натуральные пропорции, согласно основным законам строения человека. Именно это и явля.

Романовская игрушка

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, ра.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то, что на фигурке присутствовали яркие оттенки, выглядела она приглушенно. Лицо расписывалось довольно условно. .

Филимоновская игрушка

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивы.

Ярославская игрушка

Расписные керамические фигурки украсят любой дом, а хозяевам они принесут немало радости и хорошего настроения. Такая керамика изготавливается из обожженной глины, а после расписывается глазурью. Готовое изделие мастер покрывал слоем олова, после засыхания наносился второй с.

Русская тряпичная кукла

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции обере.

Мазыкская игрушка

Не существовало мастеров, которые занимались бы только изготовлением игрушек. Это были обычные столяры или плотники, а производством игрушек занимались лишь в присутствии жен, детей или друзей. Когда члены семьи заходили в мастерскую, ремесленник откладывал свою серьезную ра.

Скопинская игрушка

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 1.

Петрушка

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники .

Абашевская игрушка

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые .

Богородская игрушка

Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, .

Бирюльки

Знаменитый профессор Сергей Иванович Ожегов, живший и работавший в двадцатом веке, в толковом словаре определяет бирюльку как маленькую фигурку, точенную из дерева. Более широкое толкование этому же слову дает Владимир Иванович Даль, трудившийся в девятнадцатом веке. Согласно.

Японская кукла

Куклы Японии различают по категориям:

1. Фигурки для праздничных событий:
Хина-нингё - куклы, изображающие высокопоставленных лиц.
Гогацу-нингё - куклы в образе героев.

2. Фигурки со встроенной механикой- Ка.

Поморские игрушки

Самыми известными игрушками Поморской земли являются «Поморские козули» и «Птица счастья». «Поморских козуль» изготавливали все члены семьи в свободное от рыболовства и охоты время. Козули делались из ржаного теста, которое обычно замешивал отец, а затем все семейство, от ма.

Жбанниковская игрушка

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается .

Соломенная кукла

На сегодняшний день известно несколько разновидностей соломенных кукол: Зернушка, Капустка, Бессониница и Десятиручка. Первая, Зернушка, делалась из соломы, ручки ее перевязывались особым способом. В ручку куклы вплетали несколько колосков. Люди верили, что своей силой Зерну.

Птица счастья

Птицу счастья изготавливают из цельного деревянного бруска или щепы (поэтому, еще одно ее название – щепная птица), обычно используется дерево пихты, сосны, ели или кедра. Для соединения деталей не используют дополнительные материалы, типа клея, гвоздей и прочих крепежей. Ка.

Ндебеле

Нтванэ - это куклы, выполненные при помощи плетения. В работе используется трава, шерсть и бусинки. Куклы олицетворяют плодовитость, указывают на особое значение женщины в роли жены и матери. Куклы мужского пола отличаются от женских фигур формой и дополнительным аксессуаром.

Глиняные игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеро.

Плешковская игрушка

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые.

Федосеевские игрушки

С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло.

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

В нашем магазине майолики вы можете купить сувениры, ёлочные игрушки, фигурки, настенную керамику: декоры, рельефы и панно.

Подарочные наборы

Время новогодних подарков для ваших близких

Снеговики-спортсмены подарочный набор майолики

Подарочный набор «Снеговики – спортсмены»

Птицы России подарочный набор майолики

Подарочный набор «Птицы России»

Тигры подарочный набор майолики

Подарочный набор «Тигрята»

Новогодние игрушки подарочный набор майолики

Набор для маленькой ёлочки «Новогодние игрушки»

Плоды сада подарочный набор майолики

Набор для маленькой ёлочки «Плоды сада»

Купить майолику на официальном сайте

Сувениры, подарки, елочные игрушки, настенная керамики и многое другое

Новинки

Новые изделия Ярославской майолики

Мешочек ёлочная игрушка майолика

Мешочек

Груша ёлочная игрушка майолика

Груша

Снегурочка ёлочная игрушка

Снегурочка

Торт ёлочная игрушка майолика

Сосулька ёлочная игрушка майолика

Сосулька

Ярославские
изразцы

Посетите наш сайт с ярославскими изразцами. Изразцы для печи и камина, интерьерные зеркала, сувениры.

В МАГАЗИН


Купить ярославскую майолику

Лучшие цены на ярославскую майолику

Официальный сайт
ярославской майолики

На нашем сайте вы можете купить продукцию ярославской майолики, которую производит наша мастерская. В нашем каталоге представлены елочные игрушки, фигуры, колокола, декоры рельефы и многое другое.

Ярославская майолика – это ремесленная мастерская. С момента своего основания, мы произвели на свет более 5000 изделий. Сейчас в нашем каталоге около 300 наименований, поэтому вам будет из чего выбрать.

Ангелы

Майолика - изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком (керамической основы), покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, яркий блеск и контрастные сочетания цветов.Термин возник в Европе около XV века для обозначения покрытых глазурью и расписанных люстром испано-мавританских керамических изделий, ввозимых в Италию через остров Мальорка, а также собственно итальянских изделий. В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных. Экспонаты древней майолики - декоративные панно, расписная посуда и статуэтки - широко представлены в экспозициях художественных музеев. Помимо керамики, стиль майолики нашел отражение в картинах русских живописцев Серебряного века,

Технология производства

В состав майолики входят легкоплавкие глины (пластичные материалы) с добавлением песка или шамота (отощающие материалы, способствующие уменьшению усадки при сушке и обжиге). После измельчения и смешивания исходных компонентов изделия формуют различными способами: керамические плитки - прессованием полусухих порошков влажностью 6-8%; полую и плоскую посуду - раскаткой на формовочных станках пластичных масс влажностью 20-23%; посуду и сувениры - литьём в пористые гипсовые формы из шликеров влажностью 29-33%. После сушки изделия обжигают при температуре 900-1100 °C обычно 2 раза с применением так называемого утильного обжига и, после нанесения слоя глазури политого об¬жига; при использовании надглазурных керамических красок применяют третий, декорирующий обжиг при температуре 750-850 °C. Майолика, в которой используются огнеупорные беложгущиеся глины, каолины, песок и плавни (полевошпатные материалы), близка по свойствам и технологии к фаянсу, однако отличается большей пористостью и меньшей температурой политого обжига (до 1050 °C). В структуре майолики преобладают зёрна кристаллических фаз при небольшом содержании (до 10%) стеклофазы и относительно крупные поры. Водопоглощение майолики обычно составляет 10-20%; предел прочности при изгибе до 20 МПа. Майоликовые глазури наносят на изделия поливом, распылением, путём окунания в них изделий.

Для майолики используются практически все известные техники декорирования: скульптурные методы (рельеф, гравировка и другие), роспись, печать и аэрография подглазурными и надглазурными керамическими красками, люстрами и другое. Часто майоликовые изделия расписываются вручную ангобами и цветными глазурями.

Особенности и преимущества майолики

Главная особенность майолики - её глазурованная поверхность, закрывающая поры, и высокая степень декоративности. Сегодня украшение интерьера майоликой – это настоящая роскошь, которая далеко не всем по карману. Но, тем не менее, из такой плитки можно создать небольшое панно, которое будет удачно сочетаться с остальной отделкой, украшать комнату, и при этом обойдется не так дорого. Майолика – это высший класс плитки, материал, известный с древних времен, материал, который отличается изысканным внешним видом, долговечностью и практичностью. Разберемся, за какие преимущества ценится майолика, чем отличается, почему стоит так дорого и можно ли сэкономить, если уж очень хочется украсить свое жилище подобным образом. За какие такие ценные свойства майолика получила такое признание и так высоко ценится? Во-первых, как и вся керамическая плитка, майолика – абсолютно экологичный материал. Во-вторых, она долговечна, а древние ее образцы сохранились до сих пор. В-третьих, эта плитка не поддается воздействию огня, обладает высокой теплопроводностью, не накапливает статическое электричество и долго остывает, поэтому ее часто использовали и используют для облицовки каминов.

На счет внешнего вида даже говорить не стоит – он шикарен, и именно благодаря ему майолика и ценится. За счет рельефной поверхности такая плитка очень интересно отражает свет, отлично сочетается с такими материалами, как дерево, камень, штукатурка. Для минималистичных интерьеров отлично подойдет однотонная плитка, а вот в классические неплохо впишется и разрисованная майолика. Цена на майолику традиционно очень высока, причем однотонная плитка обойдется гораздо дешевле расписной. Стоит отметить, что некоторые магазины продают остатки плитки из каких-то коллекций дешевле, так как собрать из них целостный узор уже не получиться. Такие остатки и можно использовать для украшения собственной комнаты: выложить ими какую-то часть стены. При этом разные орнаменты только сыграют на руку, ведь получится что-то типа пэчворка.

Читайте также: