Зачем нужны детские игрушки

Обновлено: 30.04.2024

Я решила немного поразмышлять на данную тематику. Что представляют из себя развивающие игрушки? Вообще практически все игрушки несут в себе тот или иной развивающий компонент, как бы их не называли, потому что дети развиваются в игре. Но все же обычные игрушки в первую очередь призваны развлечь и отвлечь ребенка, чтобы он поиграл самостоятельно или с другими детьми. Игрушки же с пометкой "развивающие" изначально предназначены для развития у ребенка тех или иных навыков или знаний, используются в совместной игре с родителями, обыкновенно имеют направленное действие на определенную тематику, часто сочетают в себе сенсорный и познавательный компоненты. Та же банальная детская пирамидка из семи колечек разных цветов самая что ни на есть развивающая.

Ребенок развивает мелкую моторику, нанизывая кольца, познает тактильно и зрительно материал, из которого изготовлена пирамидка, и учит основные цвета и размеры от большего к меньшему и наоборот. Сейчас можно сказать "бум" развивающих игрушек в нашей стране. В продаже их очень много, как импортных, так и отечественного производства. На любой вкус и кошелек, из разных материалов и их сочетаний.

В одной из дискуссий в сети Интернет одна женщина очень остро высказалась на эту тему. Она сказала: "Зачем я буду покупать своему ребенку игрушку ручной работы, непонятно кем сделанную, непонятно как сделанную, я даже не могу ее потрогать, потому что мастер живет на другом конце нашей необъятной страны? Я могу просто пойти в большой магазин и выбрать там понравившуюся игрушку, у которой будет производитель с мировым именем и сертификаты качества, и стоить она будет возможно дешевле ручной ."

Еще одна женщина высказалась, что это все в духе советского дефицита - делать что-то своими руками. Это раньше все шили, перешивали и переделывали, потому что купить было негде или не на что. А ассортимент игрушек был мал, и они у всех были одинаковыми. А сейчас все везде есть и огромном ассортименте, зачем что-то еще придумывать.

Третья сказала, что это все вообще от лукавого, что раньше без них все вырастали умными и способными.

Что я могу на это ответить? Я думала также, мое мнение на тему игрушек практически совпадало с первым и третьим, пока в семье не появился ребенок. Ребенок, который всю нашу жизнь перевернул с ног на голову. Ребенок, который не развивается по стандартному пути, ему не подходят обычные игрушки, он играет в них не так, как задумано, или вообще не играет. Стандартные подходы и тактики развития на него не действуют. Его ум и психика работают нестандартно. Приходится изрядно попотеть, чтобы донести до него то, что нужно донести, развить в нем то, что необходимо развить (бытовые навыки, связанную речь, моторику крупную и мелкую, знания об окружающем мире и основах жизни в нем). Все то, что у многих детей развивается само в обычном процессе жизнедеятельности в кругу семьи и общества, у нашего вызывает большие сложности в понимании, приходится фантазировать, много фантазировать и много думать, постоянно искать новые подходы. Да, со временем это корректируется, "лечится" родителями, педагогами, психологами, врачами, даже само перерастается. Но активнее всего мозг развивается в первые шесть лет жизни. И важно это время не упустить.

И таких детей на самом деле не мало. Есть те, которые играют только в то, что крутится. Другим нужно, чтобы вещь обязательно шуршала и т.д. Приведем в пример ту же пирамидку. Обычный ребенок достаточно быстро ее освоит. А если ребенок играет только в то, что гремит и шершавое? Приходится в пирамидке делать дырочки, засыпать в кольца горох или рис, а на поверхность клеить кусочки шершавых тканей. И это хорошо, если у мамы есть на это время, а если нет? А если детей в семье трое? А если в тех детских садах, куда мама водит детей, нет специалиста, который поможет такому ребенку, нет нужных пособий? Попробуйте найдите в продаже гремящую шершавую пирамидку или другое пособие с подобными свойствами для отработки моторики рук, обучению цветам и размерам. Вот так и рождаются развивающие игрушки ручной работы. Такие игрушки, которые завлекут ребенка с определенными склонностями и направят его в нужном для обучения направлении. "Развивашки" с нужными тактильными элементами, подходящей формы, нужного цвета или с необходимым звуковым компонентом, определенной последовательности действий и т.п.

Никакой производитель не в силах угадать всех особенностей детей и придумать соответствующие игрушки для их развития. Зато есть возможность заказать у кого-то игрушку конкретно для своего ребенка, с его проблемами, с его необычностями. Да, на нее нет сертификата качества, да, заранее ты возможно ее не подержишь в руках, да, она сделана дома руками одного-двух человек. Но зато она сделана для твоего ребенка, такого, какой он есть, она рассчитана на его восприятие мира, его уровень способностей, она его увлечет, потому что она придумана и продумана изначально его родителями, теми людьми, которые знают его лучше и глубже, чем все окружающие.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

ВложениеРазмер
zachem_nuzhny_igrushki_detyam.docx 27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Зачем нужны игрушки детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке «Денди», взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

  • Игрушки из реальной жизни.
  • Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
  • Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
  • Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
  • Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
  • При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
  • Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно, приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

  • Игрушки-забавы представляют собой «веселые игрушки»: смешные фигурки людей и животных (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка – «дергунчик» и др. Их особенность в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.
  • Образные или сюжетные игрушки определяют сюжет игры, развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда и самолеты, тележки), посуда, и мебель и др.
  • Строительные и конструктивные игрушки рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Начинаются они с различных наборов для игры в песке и снегу, в которые входят каталки-песочницы, песочные наборы в ведре или сите, лопатки и грабельки, совочки и леечки, мельницы, мини-санки и др. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей различных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Среди таких игрушек есть и сборные модели. Например, набор «Моделист» (модели парусников), «звезда» (модели современных вертолетов, самолетов, кораблей и т.д.).
  • Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Условия решения дидактической задачи заключены в конструкции игрушки. К ним относятся мозаики, настольные и печатные игры, народные игрушки (матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.). Особый вид дидактических игрушек представляют собой настольно - печатные и настольные игры. Они предусматривают наличие правил действий с игрушками и взаимодействия между участниками игры. Такие игры можно играть всей семьей (обычно по типу знаменитых игр - «ходилок»). Они сочетают досуговую и познавательную функции.
  • Игрушки – самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в них возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки « артистов», элементы декораций , маски; для сюжетно-ролевой – «продукты», «тетрадки» , «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушки, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок. Испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
  • Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
  • Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи), другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища ( ходунки, каталки, велосипеды, самокаты, конки,ролики, скакалки). Наконец , существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).

Все эти игрушки используются как в условиях совместной игровой деятельности детей со взрослыми и друг с другом, так и в самостоятельной деятельности дошкольника, отражая индивидуальность ребенка

Развитие богатого эмоционально мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Это не обязательно огромные, дорогие тигры и львы, экстравагантные куклы, машины. У кого-то это невзрачный мишка, малюсенький пупсик с немыслимым количеством нарядов.

Выбор игрушек должен делать не взрослый, а только лишь сам ребенок. Только он из большого набора домашних игрушек, искренне подаренных ему родителями, способен выбрать именно ту игрушку , которая нужна ему.

Зачем ребенку любимая игрушка?

Затем, зачем нам, взрослым, друзья и любимые. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешет. Именно он поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой.

В «друзья» девочки и мальчики скорее выберут Мишку, Зайчонка, Котенка, то есть ту игрушку, которое близко и понятно человеку.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющие ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подрожать взрослым.

Игрушка из реальной жизни:

Кукольное семейство (может быть семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефоны и т. д.

Игрушки помогающие выплеснуть отрицательную энергию:

Веревку, скакалки, мячи, надувные «груши», подушки, резиновые игрушки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли, теннисные ракетки, городки и т. д.

Игрушки, развивающие творческую фантазию и самовыражение:

Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика. Наборы для рукоделия , нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей.

Все мальчики любят «мужские» вещи. Но не торопитесь дарить им пистолеты и автоматы. У вас есть возможность превратить сына в помощника по дому, подарив набор инструментов ( деревянные или пластмассовые молоточки, пилочки, отвертки и т. д. ), если к игре подключается папа, то скоро ваш сын превратится в превосходного мастера.

При покупке игрушек важно простое правило:

«Игрушки следует выбирать, а не сорить!»

Великолепные автоматические и полуавтоматические, полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать , отшлифовывать основные свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

● Игрушки должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. Должны быть мягкими и теплыми, сделанными из натуральных материалов(дерево, кожа, ткань и т.д.), оформлены художественно-эстетическим вкусом.

● Для ребенка будут интересны и полезны пластмассовые пирамидки из 5- 10 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров , вкладывающиеся друг в друга, разноцветные строительные и конструкторские детали.

● Детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Именно поэтому наибольшую пользу принесут игрушки, сделанные своими руками вмести со взрослыми.

● Завоевывают интерес набор зверушек, солдатиков, кукольных семей. В процессе взросления все больше привлекают внимание модели самолетов и кораблей, фломастеры и настольные игры для развития логического мышления.

Дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинает нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок и т.д. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам , признавать выигрыш другого, общаться и работать совместно со взрослыми и сверстниками.

Какие игрушки нужны детям?

Современный рынок пестрит большим разнообразием детских игрушек. Выбрать ту, которая будет не только интересна, но и полезна для малыша, бывает совсем не легко. В этой статье мы расскажем Вам, какое количество игрушек нужно детям, какие виды игрушек существуют и какие из них подходят ребенку в зависимости от его возраста.

Для чего нужны игрушки?

Игрушки – это неизменные спутники детства. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, а способ научиться чему-то новому и развить свои способности. Изначально игрушки были уменьшенными копиями орудий труда, а их функция заключалась в обучении ребенка пользоваться ими (например, раньше для малышей делали маленькие лук и стрелы, чтобы они научились охотиться). Впоследствии, когда такая необходимость отпала, несмотря на то, что внешний вид игрушки оставался неизменным, она стала инструментом развития каких-либо навыков.

Игрушки играют большую роль в жизни детей. Большинство из них являются упрощенными и уменьшенными копиями реальных предметов и приближают ребенка к миру взрослых.

Для чего нужны игрушки?

Роль игрушки меняется и в зависимости от возраста ребенка. Если изначально для малышей важна внешняя привлекательность игрушки, ее соответствие реальным предметам жизни, то уже в старшем дошкольном ценится ее «обобщенность» и многофункциональность.

Педагоги и психологи выделяют следующие виды игрушек.

  1. Сюжетно-образные игрушки (куклы, наборы профессий, фигурки животных и т.д.);
  2. Дидактические игрушки (головоломки, конструкторы, собственно дидактические игры);
  3. Спортивные игрушки (мячи, обручи, скакалки и т.д.);
  4. Музыкальные игрушки (бубны, погремушки, ксилофоны и т.д.);
  5. Настольные игры;
  6. Театральные игрушки (кукольный и пальчиковый театр);
  7. Игрушки-забавы (используются для развлечения).

Игрушки также различаются по своему назначению:

  1. Игрушки, способствующие развитию личностной сферы;
  2. Игрушки, которые способствуют развитию моторных и познавательных способностей.

Игрушки также различаются по своему назначению

Нужно ли детям много игрушек?

Если Вы спросите малыша, достаточно ли у него игрушек, он ответит, что, конечно, нет. Малышам всегда мало! Но, тем не менее, сколько игрушек покупать, решают взрослые. Некоторые родители стараются, чтобы у малыша было как можно больше игрушек, не задумываясь о том, так ли они необходимы. Психологи утверждают, что наличие слишком большого количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. В этом случае они перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела. Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их.

Детям не нужно слишком большое количество игрушек. Понаблюдайте за играми ребенка и Вы заметите, что с одними игрушками малыш играет часто, а к другим почти не проявляет интереса.

Среди игрушек должно быть разнообразие. Постарайтесь, чтобы у малыша были разные виды игрушек: музыкальные, спортивные, настольные и т.д. Среди достаточного количества игрушек, ребенок обычно выбирает любимые, к которым у него формируется привязанность. Играя с ними, дети учатся заботе и ответственности.

Подходите к выбору игрушек взвешенно:

  • Не приобретайте игрушки между делом, например, придя в магазин за продуктами;
  • Не следуйте моде на игрушки слепо;
  • Ориентируйтесь на потребности возраста;
  • Учитывайте интересы Вашего ребенка;

Игрушки для малышей до года

Возраст ребенка – один из главных критериев выбора игрушек. Главная задача игрушек для детей до года – это стимуляция органов чувств (зрения, слуха, осязания). Они должны быть яркими, приятными на ощупь и, в первую очередь, безопасными. Малышам до года подойдут такие игрушки, как:

  • Развивающий коврик с дугами;
  • Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубны, шуршащие игрушки);
  • Тактильные мешочки;
  • Мячики (в том числе массажные);
  • Мягкие и деревянные кубики;
  • Рамки-вкладыши;
  • Пальчиковые игрушки;
  • Безопасные предметы из реальной жизни (пластиковые бутылки, бусы, деревянные ложки и т.д.);
  • Игрушки для ванной.

Чем младше ребенок, тем меньше игрушек ему необходимо. Гораздо ценнее эмоциональное общение с близкими взрослыми, которое происходит, в том числе, в процессе игры.

Игрушки для малышей до года

Какие игрушки полезны детям раннего возраста

Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая связана с овладением культурными способами действий с предметами. Дети этого возраста учатся пользоваться ложкой, мыть руки с мылом, открывать и закрывать замочки, одеваться и так далее. Поэтому самыми полезными игрушками для малышей раннего возраста являются обычные бытовые предметы. Также им будут интересны и полезны игрушки, развивающие наглядно-действенное мышление, мелкую моторику и познавательную активность:

  • Шнуровки;
  • Сортеры;
  • Рамки-вкладыши;
  • Бизиборды;
  • Игрушки-каталки;
  • Матрешки;
  • Пирамидки;
  • Машинки;
  • Кубики;
  • Конструктор с крупными деталями;
  • Музыкальные игрушки;
  • Спортивные игрушки;
  • Книжки;
  • Кинетический песок;
  • Наборы для творчества (рисования, лепки, аппликации);
  • Сенсорные коробки;
  • Лопатки, совочки, сита;
  • Обучающие карточки и так далее.

Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности, поэтому у них должна быть возможность играть в одиночку. Очень важно, чтобы детские игрушки были качественными и безопасными, а также интуитивно-понятными ребенку.

Какие игрушки полезны детям раннего возраста

Вопросу хранения игрушек тоже следует уделить внимание. Рассортируйте игрушки по категориям и разложите их по контейнерам или корзиночкам. Ребенок должен знать, где что лежит, и учиться самостоятельно убирать игрушки на место.

Самые необходимые игрушки для детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста очень любознательны и полны энергии. Игрушки для дошкольников должны быть разнообразны, в том числе, давать возможность малышу развиваться через сюжетно-ролевую игру. Если Ваш ребенок посещает занятия или детский сад по системе Монтессори, стоит подобрать для игр дома те пособия и игрушки, которые будут дополнять Монтессори-материалы, с которыми малыш занимается в клубе.

  • Книги. Для детей от 3 до 5 лет лучше выбирать сказки с простым сюжетом или истории из повседневной жизни. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже начинают читать сами, поэтому им понравятся короткие иллюстрированные сюжеты, напечатанные крупным шрифтом. Для совместного чтения можно выбрать книги с более сложными сюжетами, в том числе с фантастическими.

Самые необходимые игрушки для детей дошкольного возраста

  • Материалы для творчества. Это может быть цветная бумага и картон, пластилин и тесто для лепки, карандаши, краски, ножницы, клей и многое другое.
  • Конструкторы. От мягких и больших кубиков по мере взросления ребенка можно переходить к конструкторам с мелкими и оригинальными деталями. Игры с конструктором хорошо развивают мелкую моторику, внимание, мышление и воображение.
  • Сенсорные коробки. Это замечательная многофункциональная игрушка, которая подходит детям от 6 месяцев до 7 лет. Ее легко сделать при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами. Наполнение сенсорной коробки может быть разнообразным: крупы, макароны, камни, песок, шишки, орехи, вода и так далее. Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение.
  • Кукольный и пальчиковый театр не только прекрасно развивают фантазию и речь, но и позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности.

В Монтессори-подходе сюжетные игрушки не приветствуются. Их вполне могут заменить удобные и подходящие по размеру реальные предметы.

В Монтессори-подходе сюжетные игрушки не приветствуются

  • Настольные игры. В настоящий момент существует большое разнообразие настольных игр для детей разных возрастов. С их помощью малыш может научиться считать и читать, следовать правилам, развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Особую значимость имеют игры, в которые можно играть всей семьей.
  • Спортивный инвентарь. Для гармоничного развития ребенку просто необходима физическая активность. Замечательно, если дома у малыша будут мячи, скакалки, тоннели и другие спортивные снаряды.

Выводы

При выборе игрушек для своего ребенка мы рекомендуем Вам руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Они должны не просто занимать малыша, но и развивать его. Ориентируйтесь на возраст ребенка, его потребности и интересы. Кроме этого, детская игрушка должна быть качественной и безопасной. Для игр вполне можно использовать различные предметы быта, а также игрушки, сделанные своими руками.

Выводы

Заключение

Посещая Монтессори-клуб «Созвездие», ребенок оказывается в Монтессори-среде, наполненной множеством интересных предметов. Монтессори-материалы - это не просто игрушки, а специально разработанные инструменты для всестороннего развития малыша. На занятиях педагог наблюдает за ребенком и, если это действительно необходимо, оказывает ему помощь. Задача Монтессори-педагога - организовать пространство и действия каждого малыша так, чтобы дети могли заниматься интересующими их вещами самостоятельно. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА. ЗАЧЕМ ОНА РЕБЕНКУ?

У большинства детей есть любимые игрушки, с которыми они не расстаются. Это могут быть плюшевые мишки или зайчики, куклы или машинки.

Любимые игрушки помогают пережить менее болезненно ребенку неприятные моменты. Присутствие лучшего друга успокаивает малыша. Ее наличие положительно влияет на психологическое и эмоциональное развитие крохи.

Иногда на игрушку ребенок переносит часть любви к маме, и в ее отсутствие любимый плюшевый мишка помогает пережить разлуку с самым родным человеком.

КАК МЫ ВЫБИРАЕМ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

К выбору дети и взрослые относятся по-разному. Так, если взрослый человек оценивает ее качество, эстетику или функции, опираясь на свой жизненный опыт, то ребёнку больше интересны физические свойства игрушки: какая она на ощупь, что будет если ее обнять, бросить, потянуть или надавить.

ИГРУШКИ ПОМОГАЮТ ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ

Нередко любима игрушка может рассказать, чем малыш будет заниматься в будущем:

- дети с развитым конкретным мышление выбирают игрушки, похожие на настоящее. Если это кукла, – то пупсик, максимально похожий на младенца. Если машина - то уменьшенная копия трактора, джипа и т.п. Такие дети в будущем легче справятся с работой требующей ответственности и скрупулезности.

- творческий потенциал малыша раскрывают игрушки, сделанные своими руками, а также использование в играх предметов, больше имеющих бытовое значение. Такие дети будут сами мастерить домик из картонной коробки, а длинную палку превратят в рыцарский меч!

- спортинвентарь, мяч выбирает будущий спортсмен, активист. Такому человеку будет сложно усидеть на одном месте в течение многих лет.

ЕСЛИ ЛЮБИМОЙ ИГРУШКИ НЕТ

Иногда бывает, что любимой игрушки у крохи нет. Это означает, что малышу позволено делать с мамой все, что он захочет. Для игр дочке или сыночку просто не нужен неодушевленный предмет.

В такой ситуации важно следить за балансом своих потребностей и интересов, и ребенка. Конечно, малышу нужно давать необходимый комфорт. Но стоит и помнить, что стабильное эмоциональное состояние и силы мамы – залог того, как будут чувствовать себя детей. Когда Вы жертвуете для ребенка чем-то значительным (еда, сон, терпите боль) – это вызывает много негативных чувств. В такие моменты можно самим попробовать перенести внимает ребенка с мамы на игрушку.

Относитесь к любимой игрушке внимательнее, и она станет хорошим помощником для родителей.

Читайте также: