Зачем нужны игрушки человеку

Обновлено: 18.05.2024

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

ВложениеРазмер
zachem_nuzhny_igrushki_detyam.docx 27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Зачем нужны игрушки детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке «Денди», взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

  • Игрушки из реальной жизни.
  • Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
  • Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
  • Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
  • Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
  • При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
  • Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно, приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

  • Игрушки-забавы представляют собой «веселые игрушки»: смешные фигурки людей и животных (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка – «дергунчик» и др. Их особенность в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.
  • Образные или сюжетные игрушки определяют сюжет игры, развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда и самолеты, тележки), посуда, и мебель и др.
  • Строительные и конструктивные игрушки рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Начинаются они с различных наборов для игры в песке и снегу, в которые входят каталки-песочницы, песочные наборы в ведре или сите, лопатки и грабельки, совочки и леечки, мельницы, мини-санки и др. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей различных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Среди таких игрушек есть и сборные модели. Например, набор «Моделист» (модели парусников), «звезда» (модели современных вертолетов, самолетов, кораблей и т.д.).
  • Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Условия решения дидактической задачи заключены в конструкции игрушки. К ним относятся мозаики, настольные и печатные игры, народные игрушки (матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.). Особый вид дидактических игрушек представляют собой настольно - печатные и настольные игры. Они предусматривают наличие правил действий с игрушками и взаимодействия между участниками игры. Такие игры можно играть всей семьей (обычно по типу знаменитых игр - «ходилок»). Они сочетают досуговую и познавательную функции.
  • Игрушки – самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в них возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки « артистов», элементы декораций , маски; для сюжетно-ролевой – «продукты», «тетрадки» , «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушки, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок. Испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
  • Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
  • Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи), другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища ( ходунки, каталки, велосипеды, самокаты, конки,ролики, скакалки). Наконец , существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).

Все эти игрушки используются как в условиях совместной игровой деятельности детей со взрослыми и друг с другом, так и в самостоятельной деятельности дошкольника, отражая индивидуальность ребенка




Взрослые тратят уйму денег и времени на образовательные инструменты: изучают английский при помощи специальных приложений, покупают гаджеты, чтобы повысить работоспособность. Хотя все эти проблемы могут решить простые детские игрушки. Разбираемся, как они помогут взрослым стать чуть лучше.

Зачем нужны игрушки

Игрушки необходимы человеку с первых дней жизни. Сначала ребёнок развивает органы чувств — слушает звук погремушки, тянет голову за неваляшками. Затем учится ползать, ходить за игрушками, слушает музыку висящего над кроваткой мобиля, катает перед собой мишку на ручке. Ребёнку подходят и игрушки, соответствующие возрасту, и игрушки «на вырост». С ними он может научиться некоторым вещам раньше, чем другие дети без игрушек.

Затем игрушки нужны для игры — ребёнок строит и разрушает новые миры. Играя с куклами, примеряет на себя роль взрослого. Кормит мишек с тарелки и учится заботе и ответственности. С игрушками ребёнка можно научить понятиям «моё — чужое», научить стирать их, беречь, научить понятиям «можно — нельзя», «плохо — хорошо».

Игрушки помогают понять свои и чужие границы. Ребёнок бережёт игрушки, учится их охранять, затем учится делиться с другими ребятами. В песочницах или детских садах дети понимают, что такое общие игрушки, решают, как они будут с ними обращаться.

Зачем детские игрушки нужны взрослым

Взрослому периодически нужно прокачивать забытые навыки или осваивать новые. Кто-то после тридцати начинает развивать память, кто-то учится бережливости и начинает вести бюджет, кто-то пытается наладить взаимоотношения с другими людьми. Так или иначе взрослые делают это через игры — развивают память через специальные приложения, ведут бюджет с помощью программ, заставляющих тратить определённую сумму ежедневно, общаются в специальных сообществах, иногда даже посвящённых онлайн-играм. По сути, делают всё, чтобы научиться тому, что забыли ещё в детстве, чему учились через игры и игрушки.

Как детские игрушки помогают взрослым людям развиваться и становиться лучше. Изображение номер 1

Почему стоит обратиться к детским игрушкам

Развивают познавательные навыки. Игрушки позволяют развивать память, мышление, воображение и другие когнитивные функции. Карточки Memo помогают с памятью, любые конструкторы — с воображением, игры типа «Пройди лабиринт» развивают мышление. Если разобрать и собрать машинку, поймёшь, как работает и ломается техника.

Помогают общаться с другими людьми. Это работает и с многопользовательскими играми, и с игрушками для одного. Если вы проведёте несколько часов за игрой в банальную детскую «ходилку» с фишками и кубиками, вы столкнётесь с тысячей конфликтов и научитесь из них выходить. Если будете в одиночестве играть в куклы, познакомитесь с монстрами в своей голове — удивитесь и сможете принять их. По крайней мере появится тема для разговора с психологом.

Учат достигать цели. У каждой игрушки есть функция и цель. Если ты играешь с мишкой, твоя цель — прокатить его на коляске или напоить чаем. Если играешь с железной дорогой, то должен довести поезд до станции. Игра помогает забыть о своих обязанностях, погрузиться в приятную рутину и нащупать простые цели.

Возвращают в детство и дают отдохнуть. Конечно, игрушки позволяют не думать ни о чём. Запустить юлу, воздушного змея, собрать пиратский корабль из Lego и забыть, что завтра к восьми часам на работу (а потом ещё на йогу и в магазин).

— Детские игрушки проще найти и с ними легче начать играть. В любом магазине или даже в кладовке можно найти конструктор, кубик Рубика, пирамидки, мишку и железную дорогу. Игрушки не надо покупать в Google Play и устанавливать на компьютеры и смартфоны. В конце концов игрушку можно найти в доме друзей, у которых есть дети.

ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА. ЗАЧЕМ ОНА РЕБЕНКУ?

У большинства детей есть любимые игрушки, с которыми они не расстаются. Это могут быть плюшевые мишки или зайчики, куклы или машинки.

Любимые игрушки помогают пережить менее болезненно ребенку неприятные моменты. Присутствие лучшего друга успокаивает малыша. Ее наличие положительно влияет на психологическое и эмоциональное развитие крохи.

Иногда на игрушку ребенок переносит часть любви к маме, и в ее отсутствие любимый плюшевый мишка помогает пережить разлуку с самым родным человеком.

КАК МЫ ВЫБИРАЕМ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

К выбору дети и взрослые относятся по-разному. Так, если взрослый человек оценивает ее качество, эстетику или функции, опираясь на свой жизненный опыт, то ребёнку больше интересны физические свойства игрушки: какая она на ощупь, что будет если ее обнять, бросить, потянуть или надавить.

ИГРУШКИ ПОМОГАЮТ ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ

Нередко любима игрушка может рассказать, чем малыш будет заниматься в будущем:

- дети с развитым конкретным мышление выбирают игрушки, похожие на настоящее. Если это кукла, – то пупсик, максимально похожий на младенца. Если машина - то уменьшенная копия трактора, джипа и т.п. Такие дети в будущем легче справятся с работой требующей ответственности и скрупулезности.

- творческий потенциал малыша раскрывают игрушки, сделанные своими руками, а также использование в играх предметов, больше имеющих бытовое значение. Такие дети будут сами мастерить домик из картонной коробки, а длинную палку превратят в рыцарский меч!

- спортинвентарь, мяч выбирает будущий спортсмен, активист. Такому человеку будет сложно усидеть на одном месте в течение многих лет.

ЕСЛИ ЛЮБИМОЙ ИГРУШКИ НЕТ

Иногда бывает, что любимой игрушки у крохи нет. Это означает, что малышу позволено делать с мамой все, что он захочет. Для игр дочке или сыночку просто не нужен неодушевленный предмет.

В такой ситуации важно следить за балансом своих потребностей и интересов, и ребенка. Конечно, малышу нужно давать необходимый комфорт. Но стоит и помнить, что стабильное эмоциональное состояние и силы мамы – залог того, как будут чувствовать себя детей. Когда Вы жертвуете для ребенка чем-то значительным (еда, сон, терпите боль) – это вызывает много негативных чувств. В такие моменты можно самим попробовать перенести внимает ребенка с мамы на игрушку.

Относитесь к любимой игрушке внимательнее, и она станет хорошим помощником для родителей.

Недавно в комментариях мне был дан совет проанализировать свою целевую аудиторию на предмет востребованности моих игрушек, ибо состоятельным дамам 40+ и их домочадцам они не нужны, а у бедных молодых мамочек денег нет.

Скажу честно, если подобное мне бы написали в начале творческого пути, я его (путь) тут же бы и завершила. Действительно, зачем заниматься тем, что кроме тебя никому не нужно, не интересно, не востребованно.

Сразу хочу оговориться, что "игрушечным бизнесом" я занимаюсь только в свободное время, переводить его в дело своей жизни не собираюсь. Я делаю то, что приносит мне удовольствие и ставить все на поток не хочу.

Надеюсь, мои наблюдения будут интересны начинающим мастерам, кто еще не определился со своей ЦА и у кого , возможно , опускаются руки после подобных комментариев.

Я никому ничего не пытаюсь доказать и никого не хочу обидеть своими рассуждениями.

Итак, анализ - моя профессия, а отчетность - ее неотъемлемая составляющая.

В выборке были задействованы только покупатели, совершившие офлайн покупки, интернет покупатели не учитывались.

МОЯ целевая аудитория (классификация) :

1. По гендерному признаку:

- женщины 90% , что не удивительно, т.к. по магазинам и ярмаркам женщины любят ходить больше, мужчины в лучшем случае выступают в роли носильщиков и сопровождающих.

-мужчины 10% - среди них мои 2 постоянных заказчика, остальные- случайные посетили из числа сопровождающих.

2. По возрасту:

- до 20 лет (дети,. школьники, студенты) не более 15%. Сумма покупки ограничена количеством карманных денег, если хочется чего-то подороже, то приводят родителей, а это уже другая подгруппа.

-20-30 лет не более 15%. Спонтанные покупатели. Покупают под влиянием эмоций, не рассматривают с позиций "зачем это нужно и куда применить". Финансовая составляющая обычно не волнует. Такой небольшой процент объясняется тем, что не всем молодым людям интересны ярмарки, многие просто не знают, что они имеют место быть. Хочу отметить, что многие, из случайно зашедших, стали постоянными покупателями.

- 30-55 лет -львиная доля покупателей 60%. В основном - постоянные покупатели и заказчики, знают, что хотят, ценят ручную работу и готовы за нее заплатить. Обычно, ждут ярмарки, с удовольствием их посещают, приводят новых потенциальных клиентов.

- 55+ лет около 10%. Покупки совершают обдуманно, возможно, покупали бы больше, но пенсия не позволяет.

3. По семейно- родственному признаку:

- бабушки 50-60%. На пенсию на севере выходят пока в 50 лет, так что многие бабушки еще продолжают работать и соответственно имеют возможность баловать внуков игрушками ручной работы. Многие заказывают специально какие-то определенные игрушки. Много постоянных клиентов.

-мамы около 25%. Среди мам частые покупатели многодетные мамы и мамы детей возраста 3-10 лет. Более маленьким детям я сама не рекомендую покупать, т.к частая стирка моим игрушкам не рекомендуется.

-папы, дедушки 5 %. В основном покупают, если пришли вместе с ребенком и ребенку понравилось.

-невестки, свекрови, тещи, братья, сестры и т.д. 10%. Покупают для коллекций или просто на подарок как символ года.

4. По социальному статусу:

-работающие 70% . (работники сферы образования, здравоохранения, военнослужащие, представители администрации, нотариус, офисные работники, мастера на ярмарках и много-много других. В числе покупателей есть представители очень многих профессий).

-неработающие 30% (домохозяйки, пенсионеры, мамы в декрете, дети).

5. По назначению ( кому приобретается игрушка):

-детям 35% на подарок в качестве игрушки или или в качестве изделия для школьного конкурса или урока труда

- для себя 20% для пополнения коллекции

-взрослому человеку 45% на подарок на Новый год, день рождения и т.д.

Можно и дальше продолжать анализировать, но, думаю, что и так уже наскучила своими цифрами. У всех есть своя целевая аудитория, никто из нас не творит только для "тумбочки",

Желаю всем успехов в творчестве и побольше благодарных покупателей, не важно к какой подгруппе они относятся!

https://sueveriya.ru/wp-content/uploads/2017/10/malenkie-deti-i-kukly-kuvadki.jpg

Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.

Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.

2.Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ими, матери, и отцы напевали колыбельные песни. Кроме того, от первобытных времён сохранилось поверье, что трещотка своим шумом отгоняет злых духов и тем самым оберегают ребёнка

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть.

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые - погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребёнка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.

11. В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Утверждение Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит к тому, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Повторяя указанное в предыдущем пункте положение Г.В. Плеханова о том, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых, мы видим, что оно противоречит выводам Аркина, поскольку игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением формы предметов из жизни и деятельности бщества, пусть упрощенной, обобщенной и схематизированной формы. В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Необходимо сделать уточнение - Е.А. Аркин пишет об изначальных игрушках, и относит к ним:

а) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

б) двигательные игрушки - волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружие - лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки - изображения животных, кукол;

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Все игрушки, которые Е.А. Аркин относит к «изначальным», являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезали вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Отсюда вывод - игрушки живут дольше, чем орудия.

Зачем нужны игрушки

игра игрушка дети развитие

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

12.Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

- по материалам, из которых изготовлены игрушки,

- по способам изготовления,

- по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

- Развитие игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма.

- Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

1) Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. 815 с.

7) htt: // igrushka. kz/vip22/igsrra. Shtml.

8) Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 1980.

9) Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.

11) Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с.

13) Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. 144 с.

14) Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980. 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать? Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор .


"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка.


«Игровой зал» «Влияние современной игрушки на психику ребенка»

В программе: - Каково назначение современной игрушки- Какая должна быть современная игрушка- Какие игрушки ждут нас в будущем- Игровые упражнения- Карточки на память…Детские музыкальные зас.

Воспитательно-образовательная ценность игрушек. Виды игрушек, требования к ним.

Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование. История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятел.

Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка.Как правильно выбрать игрушку"

рекомендации для родителей.


Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка"

Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка" публикации на сайте ПедМир.


«Влияние современной игрушки на развитие ребенка дошкольного возраста»

Данная статья помогает определить родителям и педагогам значение игрушки в развитии ребенка. Правильный выбор игрушки имеет огромное значение в жизни малыша.Игрушка – предназначенный предмет для.

Читайте также: