Задание для воспитателей по теме игрушки

Обновлено: 18.05.2024

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

Данный материал поможет воспитателям, работающих на старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Игрушки" Представлены игры на развитие фонематического слуха, развитие грамматического строя речи, на развитие речи с движением.

ВложениеРазмер
Собраны игры по всем разделам речевого развития 23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Задания воспитателям по теме: «Игрушки»

1. Упражнение «У кого больше?». Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками К – КЬ. Дети подбирают слова с этими звуками.

2 . Упражнение «Чего не хватает?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже.

На доске изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, коляска без ручки, мишка без лапы, зайка без уха. Столик без ножки. Воспитатель объясняет детям, что дети сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего? Когда дети расскажут. Что без чего, воспитатель предлагает им «починить» игрушки. Дети должны добавить недостающие детали.

3. Упражнение «Мячик мой». Развитие координации движений.

Друг веселый, мячик мой, (4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Всюду, всюду он со мной. (по 2 взмаха левой и правой рукой)

Раз, два, три. Четыре, пять. (5 прыжков на носочках, руки на поясе)

Хорошо мячом играть. (вновь по 2 взмаха , как бы удара)

4. Артикуляционная гимнастика по теме «Игрушки» (смотри приложение)

5. пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (попеременно хлопаем в ладоши и стучим

Куклы Катины сидят: кулачками)

2 медведя, Буратино, (загибаем пальчики поочередно)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

1,2,3,4,5. (разгибаем поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаем в ладоши и стучим

Мы игрушки сосчитать. Кулачками)

6. Игры с буквой (К)

Раскрашивание, вылепливание из пластилина. Вырезание из бумаги ножницами.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: «Игрушки»

Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки,, на именование, предназначение игрушек; как с ними обра­щаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- юла, пирамидка, песок, совок

- воздушный змей, ветер, воздушный шарик, игрушка-вертушка

- девочка, кукла, петрушка, Мальвина

- машинка, шофер, паровозик, кубики.

Мяч какой? – круглый, резиновый, футбольный, упругий и др.

Кукла какая? – красивая, нарядная, фарфоровая, кудрявая и пр.

  • Игра на развитие внимания, памяти, грамматического строя речи «Чего не стало?». Поставьте в ряд 5-6 игрушек. Предложите ребенку закрыть глаза, а потом угадать, какую игрушку вы спрятали.

• «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.

Дети играют с игрушкой, а потом прячут их и отвечают – кто с какой игрушкой играл. (Я играл с мишкой. Я иг­ рала с куклой. Я играл с матрешкой.)

· Д/и «Один-много» (образование множественного числа существительных)

•«Игрушки-малютки». Формирование навыка образова­ ния существительных с уменьшительно-ласкательными суф­ фиксами:

Чтение с выражением стихотворения «Подружки» А. Кузнецовой.

Беседа с детьми.

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Развитие связной речи

Составить рассказ «Мишка» по серии картинок.

«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине».

«Мы с игрушками играем». Заучивание четверостишия с выкладыванием и демонстрацией игрушек:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

«Что делают игрушки?» Составление сложных предложе­ ний с союзом а. с показом демонстрируемого действия с игрушкой.

Кукла лежит, а ежик стоит.

Робот стоит, а мишка сидит.

Машина едет, а самолет летит.

Мячик скачет, а шарик висит.

Гномик прыгает, а кукла спит.

· Загадать детям загадки:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

День, и два, и даже пять.

В ней горошинки звенят,

Это первая игрушка

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите –

Колесики начнут крутиться,

Поставьте, и она помчится.

Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает.

Зверь любимый весь из плюша:

Лапки, хвостик, даже уши.

Кручусь-верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.

Кручусь-верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.

Сенсорное развитие

«Цепочка машин». Учить детей дифференцировать поня­тия «большой — маленький». Выставление пяти машин различной величины друг за другом вместе с деть­ ми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, са­ мая маленькая.

Выполнение инструкций педагога.

— Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.

— Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.

— Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
Работа над звуковой стороной речи

•«Договори слово»: кук. бара. матреш. пирами. авто. неваляш.

«Повтори чистоговорки»

Бик-бик-бик — кубик; бан-бан-бан — барабан;

ла-ла-ла — юла; лет-лет-лет — самолет;

кат-кат-кат – самокат; на-на-на — машина;

Физкультминутка-логоритмика

• Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихо­ творения А. Барто «Барабан».

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Полтора часа подряд.

Полтора часа подряд!

Но назад идет отряд,

Барабан уже дырявый!


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО

Курс повышения квалификации

Методическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Задания учителя-логопеда по теме: "Игрушки" для воспитателей. Тема изучается с детьми средней группы в свободной деятельности как в подгруппах, так и индивидуально. Данные игры и упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя, связной речи дошкольников.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 772 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
  • Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

Оставьте свой комментарий

  • 26.09.2019 3268
  • DOCX 19.2 кбайт
  • 29 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козырева Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

83 минуты

«Инклюзивное образование – территория успеха для каждого»

136 минут

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

53 минуты

«Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД № 368 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ИГРУШКИ»

Лексическая тема «Игрушки»

Блок I Развитие пассивного и активного словаря. Формирование навыков коммуникации.

1. Рассмотреть с ребенком игрушки, сопровождая показ называнием игрушки. Игрушку либо картинку удерживать на уровне губ, глаз. Словарь по лексической теме: кукла, машина, пирамидка, кубик – кубики, мячик – мячики, ведерко, лопатка, мишка

Цель: формирование умения ребенка фиксировать взгляд на предмете, объекте, прослеживать взглядом его движение.

2. Упражнение «Найди такой же»

Цель: формирование умения с помощью взрослого соотносить предметы с их изображением на картинках;

Указания к выполнению задания: Для выполнения задания, необходимы игрушки, карточки с изображением игрушек: (кукла, машина, пирамидка, кубик, мячик, ведерко лопатка, мишка).

Положить перед ребенком четыре карточки с изображением игрушек. В правой руке на уровне глаз держать игрушку (например, машинку). Привлечь внимание фразой: «Посмотри на меня» Произносим фразу: « Найди такую же машинку» Если ребенок не проявляет самостоятельность, вкладываем игрушку в руку ребенку, используем метод «Рука в руке». При нахождении нужной игрушки, проговариваем фразу: «Такая же машина», «Такая же кукла» и т.д. Так же работаем с остальными карточками. Поощряем выполнение задания самостоятельно. Приложение I .1

3. Упражнение «Покажи игрушку»

Цель: формирование умения при рассматривании предметов, картинок, использовать указательный жест;

Способствовать расширению пассивного словаря.

Указания к выполнению задания: Для выполнения задания можно использовать карточки или игрушки: (кукла, машина, пирамидка, кубик, мячик, ведерко лопатка, мишка). Перед ребенком выкладываются в ряд четыре – пять карточек или игрушек. Привлекаем внимание ребенка, назвав его по имени. Произносим фразу: «Покажи машинку» Формируем указательный жест. Если ребенок не проявляет инициативу, используем метод «Рука в руке» Поощряем выполненное задание заранее предусмотренным стимулом.

4. Упражнение « Дай, покажи, возьми»

Цель: формирование умения понимать и выполнять простые инструкции: «дай», «покажи», «возьми»;

Указание к выполнению задания. Для выполнения задания необходимы игрушки, карточки с изображением игрушек. Положить перед ребенком четыре пять игрушек ( карточек). Привлечь внимание фразой «Посмотри на меня, возьми машинку» Если ребенок затрудняется выполнить задание, используем метод «Рука в руке» удерживая на уровне глаз картинку с изображением машинки, повторяем фразу.

- «Посмотри на меня, дай машинку»

- «Посмотри на меня, покажи мячик»

- «Посмотри на меня, возьми мишку»

За каждым выполненным заданием, следует поощрение в виде эмоционально окрашенной похвалы).

5. Упражнение «Да, нет»

Цель: формирование использования жеста «Да», «Нет»

Указания к выполнению задания. Удерживая на уровне глаз, губ картинку или игрушку, задавать вопрос « Это машинка?» осуществляем легкий нажим ладонью на затылочную область головы ребенка, произнося слово «Да». В результате многократного повторения формируется соответствующий навык. Аналогично формируем навык «Нет»:

« Показывая на машинку, спрашиваем: «Это мяч?» - покрутить головой влево – вправо в ответ, произносим «Нет – это машинка».

6. Упражнение «Я хочу» Использование карточек по системе РЕС S

Цель: формирование умения просить предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе;

Указания к выполнению задания. Для выполнения задания необходимы игрушки, карточки с изображением игрушек, карточки PECS . Игрушки, вызываемые у ребенка наибольший интерес, ставятся в поле зрения ребенка. При этом, самостоятельно ребенок доставать игрушки не должен. При проявления инициативы со стороны ребенка, по отношению к игрушке помогаем ребенку взять карточку и вложить в руку взрослого. Изображение показываемого предмета лежит перед ребенком. Привлекаем внимание ребенка, называя его по имени. Помогаем ребенку взять карточку, расположить на липкой ленте, и строим предложение, используя жесты и словесное сопровождение.

- «Дай мне пирамидку»

Поощряем проявление инициативы со стороны ребенка.

6. Упражнение «Половинки»

Цель: формирование умения составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (2-4 детали)

Указания к выполнению задания. Перед ребенком нужно положить одну деталь. Привлекаем внимание ребенка, назвав его по имени. Показываем, как составить целое из двух частей. Далее работа проводиться с тремя, четырьмя деталями. Предлагаем ребенку выполнить задание, используя короткую фразу: «Делай так». Если ребенок затрудняется выполнить задание, используем метод «Рука в руке» Приложение

Поощряем выполнение задания самостоятельно.

Блок II

Формирование элементарных математических представлений

1. Упражнение «один – много»

Цель: формирование умения различать понятия «один - много»;

Указание к выполнению задания. Слева от ребенка кладем одну игрушку. Привлекаем внимание ребенка, назвав его по имени. Произносим фразу «Посмотри – один». С правой стороны выкладываем три игрушки. Произносим фразу: «Посмотри - много». Затем, указывая на одну игрушку, повторяем фразу, добавляя название игрушки. «Посмотри – одна машинка », «Посмотри – много машинок» Задание выполняется со всеми изучаемыми игрушками.

Приложение II .1.

1. Упражнение «Большой – маленький»

Цель: формирование умения различать понятия «большой – маленький»,

Указания к выполнению задания. Слева от ребенка кладем одну большую игрушку. Привлекаем внимание ребенка, назвав его по имени. Произносим фразу «Посмотри – большой». С правой стороны выкладываем три игрушки. Произносим фразу: «Посмотри - маленький». Затем, указывая на одну игрушку, повторяем фразу, добавляя название игрушки. «Посмотри – большая машина», «Посмотри – маленькая машинка». «Возьми большую машину» «Дай маленькую машинку» Задание выполняется со всеми изучаемыми игрушками. Поощряем выполнение задания самостоятельно.

2. Упражнение «Сколько игрушек?»

Цель: формирование умения понимать вопрос «Сколько?» соотносить количество предметов с цифрой « 1», «2».

Указания к выполнению задания . Для выполнения задания необходимы игрушки, картинки с изображением игрушек, цифры «1», «2» по количеству игрушек.

Перед ребенком игрушка или картинка с изображением игрушки ( например – кубик) . В руках у педагога цифра « 1». Привлекаем внимание ребенка, назвав его по имени. Задаем вопрос: «Сколько кубиков?» Вкладываем в руку ребенка цифру «1», используя метод «Рука в руке». Подносим цифру к игрушке, проговаривая - «Один кубик». Задание выполняется несколько раз. Поощряем самостоятельность ребенка.

Перед ребенком игрушки или картинки с изображением игрушек (например – мячики). В руках у педагога цифра «2». Привлекаем внимание ребенка, назвав его по имени. Задаем вопрос: «Сколько кубиков?» Вкладываем в руку ребенка цифру «1», используя метод «Рука в руке». Подносим цифру к игрушке, проговаривая - «Один кубик». Задание выполняется несколько раз. Поощряем самостоятельность ребенка.

Блок III Глобальное чтение

Упражнение «Запоминание слов»

Рекомендации к выполнению упражнения:

- М атериал следует подавать таким образом, чтобы ребенок не успевал отвлечься, потерять интерес к процессу . Ребенок сидит напротив педагога. Привлекаем внимание ребенка, назвав его по имени. Удерживая карточку на уровне глаз, или рта произносим слово. Карточки меняются через 3-5 сек. Для соотнесения слова с реальным предметом одновременно показывается слово и предмет на картинке. В течение дня занятие повторяется 3 - 4 раза;

- П осле выполненного задания, следует похвала, поощрение (даже если ребенок просто слушал педагога) ;

- Е сли ребенок начал повторять слова или отдельные слоги, звуки, усильте поощрение (можно использовать любимое лакомство или игрушку ребенка);

- При поведении данного задания, не требуется проверка усвоения материала (ответного озвучивания);

Упражнение «Активные карточки»

Рекомендации к выполнению упражнения:

Ребенок сидит напротив педагога. Перед ребенком выкладываются в ряд картинки с изображением игрушек. Приложение I .3 Привлекаем внимание ребенка фразой: «Посмотри на меня» В правой руке на уровне глаз держим карточку с написанным словом. Произносим слово «Машина». Вкладываем карточку в руку ребенка, направляя к нужной картинке. По мере выполнения задания минимизируем помощь. Затем, быстро убираем картинки с изображением игрушек, на столе остаются карточки со словами. Называем предмет, просим ребенка дать слово. Если ребенок делает попытки выполнить задание самостоятельно, поощряем заранее предусмотренным стимулом.

Я работаю учителем – логопедом 31 год. Из опыта работы я знаю насколько необходимо для успешности и эффективности коррекционного процесса взаимодействие всех специалистов ДОУ. Поэтому моей задачей является не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя - непосредственного участника коррекционно-развивающего процесса, по закреплению знаний, полученных детьми на логопедических занятиях. Я помогаю воспитателям коррекционных групп старшего дошкольного возраста организовать предварительную работу по подготовке к занятиям по развитию речи. Немаловажное значение имеет и систематическая работа по развитию у детей с ОНР неречевых процессов (внимания, памяти, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса).

Я систематизировала дидактический материал по всем лексическим темам для воспитателей, включая игры и игровые упражнения по всем направлениям коррекционно-развивающей программы.

Предлагаю логопедам и воспитателям познакомиться с одной из моих методических разработок по теме «Игрушки».

Игры и игровые упражнения, содержащиеся в ней, помогут организовать работу воспитателей по заданию логопеда в течение недели. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и направлены на развитие всех компонентов речи. Можно использовать только те игры и игровые упражнения, которые необходимы детям, в зависимости от их возрастных и речевых особенностей. Этот материал можно использовать во время различных режимных моментов.

Благодаря комплексному подходу к преодолению ОНР педагогами ДОУ отмечается положительная динамика в развитии детей.

Тема «Игрушки»

Расширение словарного запаса детей:

Познавательная часть]

а) Воспитателям рекомендуется:

• Закрепить в словаре обобщающее понятие «игрушки».

• Рассказать детям об игрушках, в том числе и о русских народных.

• Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

• Рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (в группе).

• Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика…

цвет, форму, величину, части игрушек, показать и рассказать, как в них играют; (сопровождать все действия речью).

• Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов

б). Дети должны знать:

• Какие игрушки есть дома и в детском саду?

• Как нужно относиться к своим игрушкам и других детей?

• Из чего сделаны эти игрушки?

• Из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она сделана.

• Как играть той или иной игрушкой;

• Уметь подбирать к существительным (названия игрушек) слова-определения (прилагательные) – круглый мяч…

• Уметь составлять простые, сложные предложения.

• Уметь придумывать загадки об игрушках.

• Какие игрушки самые любимые и почему?

• Уметь составить описательный рассказ.

• Уметь сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, классифицировать их.

• Учить объединять предметы в пары, делать умозаключения.

• Развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания.

Лексико - грамматический строй речи

Словообразование:

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами

«Назови ласково» (можно играть с мячом): мяч — мячик; зеркало – зеркальце; мишка — мишенька, мишутка.

«Закончи предложение»: Оля собирала большую пирамиду, а Юля- маленькую …

2. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

«Один – много»: кукла – куклы…

«У меня — у нас — нет» Деревянная пирамидка – деревянные пирамидки - нет деревянных пирамидок.

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.

«Сосчитай»: считать до 5 (1 игрушка, 2 игрушки,, 5 игрушек…; один мяч)

4. Сравнение множеств с помощью понятий больше, меньше, столько же.

5. Образование прилагательных от существительных:

«Какой? Какая? Какое?», «Назови, какая? (из чего сделана)», (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая) - деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая) - керамическая (куколка).

6. Согласование существительных и прилагательных:

«Назови игрушки». Назвать все деревянные игрушки (пластмассовые, мягкие, жёлтыё, большие). Подобрать предметы к признакам: плюшевый, любимый.

• Узнавание предмета по признакам и действиям. Подбор признаков и действий к предмету. Кто/Что? Что делает? Какой?» Какое? (какой? какая? какие)

7. Образовать признаки от действия: играть-играющий, заводить-заводной, петь – поющая…

8. Образование наречий от прилагательных: «Как» (лёгкий - легко, интересный - интересно);

9. Образование родственных слов:

«Подбери родственные слова»: игра, играть, игрушка, игрушечный, игровая…кукла, куклы, куколка, кукольный… (из предметного словаря)

10. Образование сложных слов: «Объясни слова» (на каждую ладошку по слову, соединяем их, выделяя наличие в них двух основ): разно-цветный, много-этажная.

11. Образование приставочных глаголов от существительных: уборка - убирать, собирать.

12. Подбор антонимов «Скажи наоборот»: большой - маленький, мало – много…

13. Подбор синонимов: «Скажи по-другому»: юла – волчок, прыгать – скакать, кружиться – вращаться…

Связная речь

1. «Скажи по образцу: Я – Он – Она – Они»:

Я мою игрушку – (Он моет игрушку. – Она моет игрушку. – Они моют игрушки).

2. Предложно-падежное управление и практическое усвоение предлогов.

«Где спряталась игрушка?»

Игрушечная мастерская (предлог «без»: машина без колеса).

«Чего не бывает?» машины без колеса, куклы без носа, парусника без мачты и т. д.

Кому подарили? (подарили Ване, маме).

С чем играют? (предлог «с»: с машинкой, с мячом).

Убери игрушки, (предлоги «в», «на»: в ящик, на полку).

3. Распространение предложения определениями

«Наряди предложение» (дети договаривают предложение друг за другом, добавляя новое слово).

Мне купили…мяч. Мне купили…новый мяч. Мне купили…новый разноцветный мяч. И т. д.

4. Развитие разговорно-описательной речи детей.

• «Описываем» любимую игрушку по плану (с использованием мнемотаблицы):

Что это? (название игрушки);

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как можно с ней играть?

• «Узнай игрушку по описанию» (с опорой на мнемотаблицу). Можно предложить несколько игрушек для описания и отгадывания.

а). Взрослый рассказывает об игрушке, а ребёнок её называет.)

б). Ребёнок рассказывает об игрушке, а другие дети отгадывают о какой игрушке он говорит. Кто отгадал, тот и загадывает следующую игрушку.

5. Составляем рассказы по темам: «Моя любимая игрушка», «Сказка о любой игрушке», «Как ты играешь куклой, машинкой?», «Как сделать кораблик?», «Если бы я был мячиком.»

6. Пересказ сказки «Соломенный бычок» (можно использовать картинки; обратить внимание на последовательность событий)

Развитие психических функций:

1. Развитие фонематического слуха:

• «Разговор на «кукольном языке» (повторять за взрослым слоговые цепочки из близких звуков; взрослый прикрывает рот экраном (листком бумаги):

па-па-ба ба-па-ба ба-ба-па та-да-та

да-та-да та-та-да да-да-та да-та-та

Можно выделять слоги громче и дольше (с ударением, использовать различные интонации: та-да-та? та-да-та!

• «Угадай, что звучит» Наглядный материал: ширма барабан, молоточек, бубен, дудочка, колокольчик, гармошка.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Педагог предлагает послушать, как они звучат. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей.

• «Где позвонили?» – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Выбирается ведущий- ребёнок, который закрывает глаза. Взрослый встает в стороне от него и тихо звонит (гремит, шуршит). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание

2. Совершенствование навыка слогового анализа:

• «Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове», «Прыгни столько раз, сколько слогов в слове» «Прошагай слово».

• «Мы с картинками играем». Взрослый читает зачин:

Мы с картинками играем,

По слогам их называем,

Покажи свои ладошки

И похлопай в них немножко.

Затем предлагает детям назвать игрушки или выставленные на доске картинки и отхлопать в ладоши количество слогов в их названиях.

• «Сосчитай слоги» (речевая подвижная игра). Взрослый вместе с детьми произносит зачин:

На носочки дети встали,

Слоги в слове сосчитали.

(Взрослый произносит слова, а дети сопровождают каждый слог движением: поднимаются на носки и опускаются на пятки).

Мяч, мя-чик, мя-чи-ки Кук-ла, ку-кол-ка, ку-кол-ки.

Куб, ку-бик, ку-би-ки Дом, до-мик, до-миш-ко, до-ми-ки

3. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

• «Узнай игрушки на ощупь» («Волшебный мешочек»). (Ребёнку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её, объяснить по каким признакам он догадался)

• «Узнай предмет по его части (кабина – машинка, колечко – пирамидка.)»

машины: кабина, кузов…

• «Назови»: Всюду находить и называть предметы желтого, синего и красного цветов.

• «Собери» (разрезные картинки, пазлы, кубики).

4. Классификация предметов

• «Что лишнее и почему?»:

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

пирамидка, мячик, хлебница, слоник (хлебница)

- Почему этот предмет лишний?

яблоко – мяч – слива – апельсин

машинка – пирамидка – морковка – матрешка

5. Игры для развития внимания, мышления, памяти:

• «Есть — было — будет». Доска - (дерево) — (паровозик, кубик, кукольная мебель); ткань — (нитки) — (платье для куклы).

• «Сделай, как я скажу». Цель: в этой игре преследуется развитие понимания словесных инструкций, воспитание внимания. Учиться правильно выполнять простые задания в названной последовательности (возьми мишку и посади на стул, покатай мяч и отдай мне.) –

Разложить в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли».

• «Чего не стало?» (Взрослый на столе (полке) расставляет игрушки. Просит детей запомнить последовательность игрушек. Затем убирает одну (две) игрушки, когда дети закрывают глаза. Просит ответить на вопрос: «Чего не стало? Где стояла игрушка? – Что изменилось на полке?»

• «Расставь игрушки правильно» Взрослый называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он раставил.

6. Проблемные вопросы:

- Почему взрослые не играют в игрушки?

- Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка.

• Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

7. Загадки. Игра «Отгадай загадки - назови отгадки».

Проектная деятельность как форма планирования воспитательно-образовательного процесса при реализации ФГТ в ДОУ Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием.

Читайте также: