Занятие для дошкольников филимоновская игрушка

Обновлено: 03.05.2024

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

ВложениеРазмер
Конспект занятия "Филимоновская игрушка" 22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество (Рисование)

Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

-закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность.

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора

-учить рисовать элементы декоративного узора,

-формировать умение наносить на силуэте животного полоски - проводить

широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти

- закрепить правила работы с кисточкой, красками;

-развивать воображение, чувство формы.

-обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание фигурок филимоновской игрушки;

-чтение стихов о филимоновской игрушке;

- беседы о мастерах-умельцах.

Материалы и оборудование: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, филимоновские игрушки, бумажные силуэты «петушок» вырезанные из бумаги белого цвета, презентация «Филимоновские игрушки», образцы выполненные педагогом.

Активизации словаря: филимоновская игрушка, Филимоново.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными видами творчества, давайте вместе вспомним.

Дети : мы рисовали дымковские .

Воспитатель : Молодцы ребята, вы все помните. Совершенно верно, мы с вами успели познакомиться с дымковской росписью.

Сегодня хочу вас познакомить с еще одним очень интересным и колоритным видом творчества – это Филимоновская роспись .

В самом сердце России есть деревня под названием Филимоново . Давным-давно, прибыл в эту деревню гончар, а звали его Филимон . Он обнаружил в этой местности глину и начал лепить из нее горшки, а деревню так и стали называть Филимоново .

Очень уж ловко у Филимона получалось лепить посуду и игрушки . А однажды пришла ему в голову мысль, взял он, да и сделал дырочку в игрушке , чтобы та звук издавала. И стала называться такая игрушка – свистулька . Очень полюбились такие игрушки деткам , а Филимон стал свои свистульки на ярмарке продавать.

Понравилось и людям в деревне это ремесло, научились в деревне все из глины посуду да игрушки лепить . Все, от мала, до велика.

Использовали при росписи красный, желтый, зелёный, голубой и розовый цвета. Продавали игрушки – «забавки» на ярмарках, на базарах. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте.

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Дети отвечают на вопросы :

- как называются игрушки , с которыми мы с вами познакомились?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских ?

- как расписывали филимоновские игрушки , какие элементы использовали?

- какие цвета использовали?

- чем является филимоновская игрушка ?

- где продавали такие игрушки ?

Воспитатель : Ребята, а вам хотелось бы превратиться в умельцев и самим расписать игрушку ?

Дети охотно соглашаются.

Воспитатель : Ну вот и отлично, у меня тут как раз для вас посылочка из деревни Филимоново имеется (воспитатель достает шаблоны петушки) .

Воспитатель : Ребята, нам нужно украсить фигурки петушков филимоновским узором. Как вы думаете, какие элементы можно нарисовать? (полоски, точки, елочки).

- Какие краски используют в филимоновской росписи игрушек? (желтый, красный, зеленый)

- Первым мы закрашиваем у петушка бородку, гребешок красным цветом, клюв - желтым. А дальше вы расписываете его так, как вам нравиться: полосками, ёлочкой.

Роспись проводится в определенном порядке:

Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна

Затем обводят красным

Дети выполняют роспись силуэта.

Воспитатель : Молодцы! Какие замечательные петушки! Давайте расположим ваши рисунки на магнитной доске.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные, яркие петушки перед вами. Скажите, как называется эта роспись?

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка».

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров.

Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.

Развивать мелкую моторику рук

Материалы: оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек. Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.

Словарный запас: ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.

Предварительная работа: Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами, все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются?

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии?

Дети: ответы - матрешка, дымковская?

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»- игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой, а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Так почему же именно филимоновская игрушка, а не ивановская?

А кем был Филимон?

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую.

Чем они отличаются?

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи: узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью.

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Прикреплённые файлы:

Лепка из глины. Филимоновская игрушка Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее:.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект занятия «Народная игрушка» Юлия Лебедева Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка».

Конспект занятия «Спички — не игрушка» «Спички – не игрушка» Программные задачи: продолжать разъяснять запрет на игру со спичками, причины возникновения пожара, уточнить знания.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.

Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки»

Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки» Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Конспект занятия «Спички детям — не игрушка» Тема «Спички детям – не игрушка» Цель. Создание социальной ситуации для расширения знаний детей о пожарной безопасности. Задачи: Обучающая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Программное содержание: • Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.

Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - продолжать знакомить с дымковской и филимоновской игрушками; их содержанием и приемами.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Конспект занятия «Моя любимая игрушка»

Конспект занятия «Моя любимая игрушка» Проект «Моя любимая игрушка» Воспитатель: Кугатова М. М. Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы. Место реализации:.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Предварительная работа

Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.

Демонстрационный материал:

• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)

• Иллюстрации с филимоновской игрушкой

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Шаблон рисунка филимоновского петушка

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД

1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Воспитатель:

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек

Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?

Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают.

Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

2. Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»

Воспитатель:

Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для

Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки, елочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?

Дети:Да! Очень!

5. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА» Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД по рисованию с детьми средней группы «Моя любимая игрушка» Программное содержание: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» : формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные вопросы.

«Художественное творчество» : продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах; закреплять умение рисовать гуашевыми красками, используя приемы: концом кисти, плашмя, формировать умение ритмично располагать узор на форме.

«Социализация» : воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к труду народных мастеров.

Оборудование: ковролин, плоскостные изображение героев сказки, схема с филимоновскими узорами, кисти, краски, подставки по количеству детей, глиняные изделия.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них послушать?

В самом центре России, на высоком берегу реки стоит деревня. (Рассказывая, воспитатель прикрепляет на ковролин изображения реки, домов, людей и т. д. по ходу рассказа) Вдоль проселочной дороги рядами выстроились домики.

Однажды пришел в эту деревню человек, которого звали Филимон. Он обнаружил в этих местах отличную глину. Ребята, что можно делать с глиной, как её применять?

Правильно, из глины можно лепить. Вот и Филимон стал лепить из глины горшки и других научил. В честь него эту деревню назвали Филимоново.

Мужчины в Филимоново лепили посуду, а женщины - игрушки-свистульки. Это были петушки, козлики, барыни, кони. Дети помогали взрослым. Долгими зимними вечерами собирались все вместе и изготавливали различные изделия. Весной в огромной печи, которую специально для этого возводили, обжигали и игрушки и посуду. Это было зрелище необычной красоты. Игрушки получались белые, так как местная глина при обжиге белеет.

В те давние времена в деревнях не было красок и поэтому игрушки не расписывали. Когда появились краски, местные мастера стали украшать росписью глиняные игрушки. И они стали вот такими.

Посмотрите на них внимательно и скажите, какого цвета краски использовали умельцы? (Желтую, зеленую, синюю, красную). Украшали фигурки разными элементами. Чаще всего использовали чередующиеся полоски 2-х цветов, круги, которые обозначали солнце, звездочки, елочки, которые обозначали растительность, треугольники, которые обозначали землю.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки

Вот смотрите, этих лошадок нужно сделать яркими, нарядными. Хотите помочь им? Давайте украсим их, чтобы они отправились на праздник разнаряженные.

Лошадок мы будем украшать различными узорами, которые мы вспоминали. Использовать будем 3 цвета – красный, зеленый и жёлтый. Не забывайте, что элементы узора должны чередоваться. Начнем украшать. (Показ воспитателя) Работаем только кончиком кисти, чтобы линии получились тонкие и ровные. Работа детей.

Нарядные лошадки у нас получились?


Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни»

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни» НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни». МАДОУ «Детский Сад №76 комбинированного вида» Подготовила воспитатель: Трехина Е. А.

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке»

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке» Цель: учить составлять целое из частей. Задачи: закрепить знание геометрических фигур квадрат и треугольник; формировать последовательность.

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Бабочка. Монотипия» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение - детский сад №1 «Колокольчик» Конспект НОД по ИЗО в подготовительной.

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Конспект НОД по ОО «Развитие речи» старшая группа. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Цель: Учить детей составлять рассказы на.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Натюрморт» Тема: «Натюрморт» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. 2. Учить детей рисовать с натуры различные предметы,.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес»

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес» Тема: «Зимний лес» Цель: Продолжать учить рисовать сюжетную композицию на мятой бумаге с помощью различных художественных материалов. Упражнять.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки»

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки» Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами необычный день, на улице падает снег, скоро наступят новогодние праздники, будем встречать на.

Занятие по рисованию «Филимоновская игрушка» Занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка». Цели: Познакомить детей с новым видом них росписи. Сравнивать и находить сходство.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема занятия: «Филимоновская игрушка».

Цель : приобщение к истокам русской культуры.

Материалы: Презентация «Филимоновское чудо». Игрушки сделанные тульскими мастерами и детьми нашего детского сада.

Ход занятия.




В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, на высоком берегу реки Уны, стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.

Воспитатель: А теперь дети, внимательно послушайте легенду, о том как возник филимоновский промысел.

Появился однажды в тех местах мужик беглый каторжник, Филимоном его кликали. Остерегались по началу местные люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Был Филимон мастером гончарного дела, богомазом и игрушечником. В честь деда Филимона и была названа деревня, а также весь гончарный промысел.

 Филимоновская игрушка – русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине 19 века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали «семейно», сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Весной до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная, сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни - Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.


На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Краску-порошок мастерицы растворяют на яйце, отчего она глянцевито блестит. Краски кладут прямо на белый фон, а порой, чтобы наряднее было, сначала фигурку закрашивают желтой краской.

Во спитатель: Ребята, а вы когда-нибудь держали в руках свистульку? (ответы детей). Свистулька – очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. И ведь у каждой свистульки свой неповторимый голос. Свистульки часто вешали на шею детям, это был и поющий оберег, и забавная игрушка.

Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Мужчин, изготавливающих посуду называли гончарами, а женщин и девушек делающих игрушки-свистульки прозывали «свистуличницами». Девичье ремесло приносило семьям немалый доход. Каждая мастерица за сезон изготовляла 2-3 тысячи игрушек, продавались они по цене от 3 до 7 копеек за штуку. Благодаря своему ремеслу филимоновские девушки считались самой завидной партией в округе и были разборчивыми невестами, ведь они зарабатывали порой больше мужчин гончаров.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте внимательно рассмотрим узор на игрушках. Посмотрите, какой он яркий, необычный.

Читайте также: