Занятие каргопольская игрушка старшая группа

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Детско-родительский творческий проект

«Народные игрушки. Каргопольская игрушка»

Средняя группа

Образовательная деятельность: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Актуальность: Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по телевидению рекламируют, например, кукол которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через знакомство с народно - прикладным искусством происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки … мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитываем в детях нравственно - патриотические чувства - уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Приобщение детей к традициям русской культуры

ü ознакомить с разнообразием русских народных игрушек;

ü знать характерные особенности разных промыслов;

ü воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству;

ü продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться;

ü воспитывать интерес к истории и культуре русского народа;

ü обогащать и расширять словарный запас детей;

ü развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

ü побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

ü создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

ü развитие совместного творчества родителей и детей;

ü развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

ü заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

ü привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством ;

ü помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка »;

ü участие в выставке « Народная кукла »

1. Воспитание любви к народному искусству России.

2. Ребенок – творец, мастер, создатель народной игрушки.

3. Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе.

4. Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.

5. Умеют изготавливать глиняные игрушки.

6. Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.

7. Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой .

8. Устойчивое желание играть с народной игрушкой.

Используемые педагогические технологии:

ü Проектный метод.

ü Здоровье сберегающие технологии.

ü Обучение в сотрудничестве.

ü Информационно - коммуникационные технологии.

ü Исследовательские методы в обучении.

Работа над проектом осуществлялась

v во время непрерывной образовательной деятельности;

v в ходе режимных моментов;

v в самостоятельной деятельности детей;

v в совместной деятельности.

Основные этапы реализации:

Работа на занятиях:

1. НОД Лепка «Каргопольская игрушка. Лошадка»

2. НОД Аппликация: «Каргопольская игрушка. Полкан»

3. НОД ознакомление с окружающим миром «»

Совместная деятельность детей и воспитателя:

1. Беседы: «В какие мне нравится играть игрушки?», «Что ты знаешь о народных игрушках?», «Во что играли ваши прабабушки и прадедушки?», «Кто и как изготавливал Каргопольские игрушки?».

2. Беседы с детьми на тему: «Каргопольская игрушка»

3. Презентация – « Каргопольская игрушка. Последовательность изготовления», «История каргопольской игрушки»

4. Заучивание потешек о матрешке

5. Декоративное рисование: «Палкан-знак солнца»

6. Дидактические игры: «Лото. Каргопольская игрушка, «Которая по счету матрешка спряталась?», «Узнай игрушку по описанию», «Составь узор» , «Сосчитай матрешек»

7. Пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковские барышни», «У матрешкиной сестрицы»

8. Физкультминутки «Любуемся игрушками» « Уточка»

9. Дыхательная гимнастика «Дуем, задуваем» , «Подуй на платочек»

10. Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». «Сиди, сиди, Яша», «Бабки», «Лошадки», «Ручеек».

11. Рассматривание открыток о народных игрушках

12. Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей» (Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой), «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек».

13. Викторина « Ярмарка игрушек».

14. Загадывание загадок по теме проекта.

15. Чтение художественной литературы: считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки,с тихи: И. Кадухина, Т.Маврина, В. Фофанов, Л.Дьякова, Г.Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер», Н.Коноплева «Вторая жизнь вещей», М.Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки»,.Ю. Анохин «В музее игрушек».

16. Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».

17. «Лошадка» роспись силуэтов филимоновских игрушек.

18. Оригами: «Веселые подружки».

19. Театрализованные игры с использованием народной куклы . Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»

Самостоятельная деятельность детей:

1. Рассматривание иллюстраций и картинок народной игрушки.

2. Самостоятельная изобразительная деятельность по данной теме (лепка, рисование, аппликация, пластилинография)

Совместная деятельность детей и родителей:

1. Рассматривание вместе с детьми картинок, иллюстрации народной игрушки.

2. Просмотр мультфильмов (кукольных).

3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по теме проекта.

4. Заучить с детьми стихотворений, считалок, потешек.

Заключительный:

v оформление выставки детских работ «Народная игрушка»;

v занятие на тему: НОД Лепка «Дымковская игрушка» ,

НОД Аппликация: «Одень Матрешку»,

НОД ознакомление с окружающим миром « Дымковская игрушка».

v развлечение «Викторина « Ярмарка игрушек».

v Оформление фото альбома «Народные игрушки».

v Создание мини – музея «Народная игрушка».

Пальчиковая игра «Матрешки» У матрешки нашей Мани Пять девчоночек в кармане. Маню раскрываем, Зину вынимаем. Вот раскрыли Зину, Вытащили Нину. А из Нины мы досталиЧернобровую Наталью. А внутри Наташи Засиделась Даша. Дашу мы раскрыли ,Выпустили Лилю. Все девчонки из кармана Вышли в красных сарафанах.

1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки. 3–12 строчки — на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки. 13–14 строчки — раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах.

Пальчиковая гимнастика ,, Дымковская барышня ,, Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские Наши руки крендельком Щёки будто яблочки С нами издавно знаком Весь народ на ярмарке

«У Матрешкиной сестрицы…» У Матрешкиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони). По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони). Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка – в жилете, Петушок – в берете, Коза- в сарафане, Заинька – в кафтане, (На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших). А всех их пригоже Корова в рогоже. (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками).

Дать могу одну подсказку- Хватит вам её вполне: Все мои сестренки сразу Помещаются во мне. Ну- ка, что это за крошки? Деревянные…(Матрешки)

2.Я хочу вам рассказать Лет четыреста назад К празднику весны, «Свистунья», Их лепили, стар и млад…(Дымковские игрушки)

3.Мы веселые сестрицы Играть в прятки мастерицы! Мы милы и круглолицы, А платочки у нас – расписные, А улыбки у нас – озорные! . (Матрешки)

4.Деревянные игрушки, Да игрушки не простые- Мы всегда в движении, Мы всегда в работе. А как нам это удается, Играя вы поймете. (Богородская игрушка)

5.Расписные коньки, Разноцветные индюки. Барышни румяные И гусары бравые- Играй вдоволь, да смотри Только нас не урони!(Дымковская игрушка)

6.Привезли мы глину с дальнего бугра Ну-ка за работу, чудо мастера ! Слепим, высушим- и в печь! А потом распишем.(Дымковская игрушка)

7. Он упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
( Ванька-встанька)

8.Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встаёт опять
И стоит-качается.
( Ванька-встанька)


9.Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла- . (неваляшка)


10.Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке!
(неваляшка)

Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Задачи: 1) Познакомить с историей возникновения Каргопольской игрушки.

2) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

3) Учить поэтапно, расписывать силуэт Каргопольской игрушки.

Материалы: Народные игрушки, иллюстрации (этапы изготовления игрушки, символика цвета).

Силуэт Каргапольской игрушеки «Коня – Палкана», вырезанного из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа : Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке. Рассматривание знакомых народных игрушек из глины. Использование раскраски «Народные промыслы». Игра – лото - поделка «Русский сувенир». Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

-Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем об игрушках наших прабабушек и прадедушек, а так же познакомимся с новыми, необычными игрушками нашего Русского Севера.

1.Дидактическая игра «Узнай, что в сундуке».

-У нас с вами посмотрите, имеется целый сундук различных игрушек, нам необходимо разобрать их по полочкам, чтоб навести порядок. В сундуке хранятся народные игрушки разных мастеров нашей страны.

-Как необходимо обращаться с такими игрушками? Почему? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям взять по одной игрушке и рассказать о ней.

Воспитатель рассказывает сам об одной из игрушек для образца.

Дети по образцу рассказывают о своих игрушках, которые взяли из сундука. (Слушаются ответы нескольких детей, остальным предлагается рассказать об игрушке в конце занятия)

Воспитатель предлагает сгруппировать игрушки по элементам росписи, расставить их по полочкам: филимоновские игрушки, дымковские игрушки и несколько игрушек неизвестных для детей, поставить отдельно.

-Посмотрите эти игрушки нам с вами пока неизвестны, но сейчас мы с вами узнаем о них много интересного.

2. История возникновения Каргопольских игрушек.

Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. Игрушки Каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием. Они немного неуклюжи и тяжеловаты: крепкие крестьянки, мужики, птицы, кони.

«Полихан» или «Конь – Палкан», был одним из самых любимых образов народных умельцев. Узор прост и незатейлив. На поверхности фигурок писали древние символы солнца - круги, кресты, а так же веточки, мотивы хлебных колосьев и зёрен.

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

4. Роспись силуэта «Коня – Полкана».

- Я предлагаю вам пройти и присесть за столы.

- Что вы видите на своих столах? (ответы детей)

- Перед вами находится силуэт Каргопольской игрушки «Коня – Полкана».

Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем ее расписывать.

Воспитатель рассказывает детям этапы росписи силуэта и показывает пример росписи на доске.

Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки».

Культурная практика «Художественно эстетическое развитие»

Тема «Роспись каргопольской игрушки»

Цель : Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие.

1. Познакомить детей с каргопольской росписью.

2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки

3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Предварительная работа : беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление глиняных лошадей, просмотр иллюстраций о промысле, изготовлении каргопольской игрушки, о сегодняшней работе мастеров; рассматривание альбомов, глиняных игрушек, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея и мастерской по росписи, рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

Воспитатель: А куда отправимся – это вы отгадаете сами.

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!

Воспитатель: А теперь посмотрите вокруг, куда мы попали?!

Воспитатель: А попали мы в город Каргополь. Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах.

«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.

Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).»

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в мастерскую. Ребята, а что такое мастерская?

(Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Кто работает в мастерской?

(Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать глиняную каргопольскую игрушку.

Воспитатель: Ой, посмотрите, какие у меня игрушки!

Воспитатель: Но они совсем не раскрашены! Что же делать?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольские игрушки, но сначала давайте рассмотрим, какие цвета красок используют каргопольские мастера?! (красный, зеленый, голубой, черный).

Воспитатель: Из каких элементов состоит кагопольский узор? (Круги, кресты, кольца, линии, волнистые линии, точки, овал).

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.

Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.

Воспитатель: Пройдите каждый на свое местечко. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою игрушку. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнем пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски).

Анализ детских работ

Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы?

Какая лошадка вам понравилась больше всех?

Какие краски использовали?

Какие элементы узора?

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Каргопольская игрушка"

Знакомство детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.


Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественное творчество». Лепка.) Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»

Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек.


Конспект занятия Каргопольская игрушка

Конспект занятия по лепке для детей среднего возраста.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки».


Конспект ООД "Роспись каргопольской игрушки"

Данное занятие поможет педагогам познакомить детей с росписью каргопольской игрушки.


Конспект НОД Тема:"Роспись по мотивам каргопольской игрушки" (средняя группа)

Данное заняти проводится с группой детей среднего дошкоьного возраста по теме: "Роспись по мотивам каргопольской игрушки". Проводя с детьми данное занятие мы знакомим детей с Каргопольской р.


Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». ________________ Пр

Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольской игрушки».

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Тема занятия: «Каргопольские игрушки из пластилина - Полкан»

Цель занятия: Расширения кругозора детей, знакомство с каргопольскими игрушками, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

• Познакомить детей с каргопольской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства;

• Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

• Учить детей самостоятельно лепить каргопольские игрушки;

• Формировать умение детей лепить из целого куска пластилина;

• Воспитывать у детей интерес к народной культуре и традициям.

Сегодня я хочу вам рассказать о истории возникновения каргапольской игрушки, название которой происходит от древнего города Каргополь, который находится на самом севере России Архангельской области. В деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — горшков, мисок, изготовлением глиняных игрушек, которые потом возили на базар и продавали. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Лепили самые разные игрушки, которые не просто были для детской забавы, но и являлись символами и защитниками домашнего очага и людей.

Одна из главных символов каргопольской игрушки— это «Полкан» русский богатырь, защитник людей от сил зла символизирует «солнце».

Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце.

Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца.

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла.

Он наполовину бравый генерал:

грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой,

а туловище-как у коня, и на ногах копыта.

На груди Полкана-лучистое солнышко

Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря

А сейчас я покажу вам, как слепить самого популярного персонажа в каргапольской игрушке, Полкана — это полу конь, полу человек. Для этого понадобится глина, краски и стек.

Берем кусочек глины и раскатываем столбик. Большим пальцем собираем глину по обе стороны, формируя конечности. С одной и с другой стороны. Далее вытягиваем хвост и шею. Формируем шею с головой. Все выравниваем и заглаживаем.

Намечаем руки, и сразу вытягиваем. От плеча делаем руки по шире, а потом поуже. Добавляем на голову небольшой кусочек глины. Спина ровная. Шея не тоненькая. Берем небольшой кусок глины и примазываем его чуть выше шеи. Приложила. Прижала. Верхний край примазываем, а нижний оставляем. Получается лицо. Нижняя часть борода, с верхняя часть чуть заужена, форма конуса, чтобы потом шапка на голове не смотрелась гнездом. Нос делаем из отдельного шарика, определяем места ему, не очень высоко, чтобы подбородок не смотрелся сильно мощно. Примазываем и заглаживаем. Берем небольшой кусочек глины, и раскатываем жгутик.

Накладываем его на верхнюю часть головы, сглаживаем. Стеком прорисовываем бороду.

Вот такой у нас Полкан получился. А раскрасить вы его можете разными цветными красками. Рубашка зелёная, шапка красная, а на груди Полкана лучистое солнышко.

1. Сделать заготовку из целого куска пластилина;

2. Вытягиваем хвост и шею. Формируем шею с головой

3. Ноги вытянуть из основной массы.

4. Отделить часть пластилина для головы;

5. Опоясать голову жгутом;

6. Жгут примазать по направлению к макушке, втянуть бороду.

Самостоятельная работа детей

Повторение этапов лепки игрушки «Полкан» и выполнение работы детьми.

Анализ выполненных работ.

Сегодня вы познакомились Каргопольской игрушкой и изготовили одну из главных дохристианских русских символов, защитников людей от сил зла – Полкан-знак «Солнца»

Давайте посмотрим, у кого, что получилось? Расскажите, как вы выполняли свою работу?

• Скажите, ребята, что в сегодняшнем занятии показались вам трудными? (Ответ детей).

• А какие задания лёгкими? (Ответ детей).

• Понравилось ли вам сегодня занятие? (Ответ детей).

Ребята, вы все справились с заданием. Все научились лепить из пластилина народную игрушку – «Полкан». Молодцы! Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Пасхальная коробочка» (аппликация)

В конспекте описано занятие по аппликации по теме: "Пасхальная коробочка" для детей старшего дошкольного возраста.


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для старших дошкольников по развитию умения рисовать предметы техникой тычка.


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Пластилинография "Морские обитатели"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Пластилинография "Морские обитатели".


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру".

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Зимний лес"

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:1. Обучающая:-Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге и наносит оттиск на .


Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. «Волшебные снежинки».

Муниципальный этап всеросийсского конкурса "Учитель года" - 2022 г..Номинация "Воспитатель года".."Педагогическая находка".Коваленко Анастасия Вячеславовнавос.

конспект занятия по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему "Оренбургский пуховый платок"

Накинь на плечи пуховый платок,И словно из печи тепла глоток.Мягкий пушистый обнимет, любя,И искрой лучистой согреет тебя.Нежность и ласку подарит тебе,Жизнь будто сказку, откроет в тепле.Он сбе.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД «Путешествие в Каргополь» для детей старшего дошкольного возраста.

Нод «Путешествие в Каргополь»

Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Познакомить детей с историей возникновения промысла, особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к народным традициям края.

Развивать у детей способности анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Чтение рассказов и стихов о народных промыслах.

Формировать у дошкольников потребность помогать друг другу, выра-жать свои действия в речи. Развивать память, внимание, коммуникативные умения.

Материалы к занятию: Народные игрушки, мультимедийная установка, экран, презентация «Каргопольская глиняная игрушка». Иллюстрации (этапы изготовления игрушки, мелодии народных песен в аудиозаписи .

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Рассматривание знакомых игрушек из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

Воспитатель: Ребята, какие бывают игрушки? Из чего они сделаны? А в старину из чего делали игрушки вы знаете? (ответы детей).

Вот здесь на столах стоят игрушки разных областей нашей страны. Рассмотрите их внимательно, из чего они сделаны?

- Как вы думаете как необходимо обращаться с такими игрушками и почему?

Воспитатель: Кто из вас сможет расставить игрушки по элементам росписи? Попробуйте и расскажите о своих игрушках (дети рассказывают о дымковских и филимоновских игрушках). Читают стихи о дымковских игрушках:

1. Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

На полосках точки

А вокруг кружочки!

Левый бок- завиток

Правый бок- завиток

На груди- цветок.

3. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Он похож на сундучок.

Сундучок не простой

Красный, белый, золотой.

5. Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный!

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У меня совсем не прост.

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)

Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья.

Каргопольские игрушки остаются стоять на столе, так как дети с ними не знакомы.

Воспитатель: Ребята, а это каргопольские игрушки. Их так называют, потому что мастерят их в далёком северном городе Каргополе Архангельской области. Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки. С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом держали скот, занимались земледелием, выращивали хлеб, а осенью, зимой и весной делали глиняную посуду, а так как жили крестьяне очень бедно, то своим детям они мастерили игрушки из остатков глины. Изготавливали их особым – «обварным» способом:1. Лепили фигурку; 2. обжигали; 3. погружали в густой мучной раствор – болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор. Каргопольские игрушки были очень простые. Современные каргопольские игрушки сохранили те, простые формы, но стали более изящные. В них чётко прорисованы детали. Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки. Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные (кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек-полуконь.

Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение о каргопольской игрушке:

Каргополь умел работать

И умел повеселить.

Для детишек – ребятишек

Мог игрушку смастерить.

Выбирал там мастер сказку –

Был его весёлым нрав!

Вот медведь глядит с опаской,

В танце на ногу припав.

Хочешь сам слепить такого?

Вот собачки вот Полкан,

И смешной Тяни – толкай!

«Как поскачет он такой? –

И рассматривает рьяно, -

Конь с двойною головой?

Буду я лепить такого! » -

И усердно глину мнёт,

И вытягивает шейку,

Ножкам форму придаёт.

Кира выбрала Полкана

И задумалась слегка,

Как же вылепить такого

Из единого куска,

Лучше сформовать как шляпку

И бородку прилепить, -

На игрушке применить.

Юля с Натой лепят смело

Их кентавр могуч и крут

С глиной действовать умело

Руки их не устают.

Как занятье пролетело

Не заметили в делах.

А весёлые игрушки

Гордо встали на столах.

Ждёт их печка после сушки

В печке станут кирпичом

И вода им нипочом!

Их распишут детки ярко

Изучив цветной узор.

Мамы наши от подарка

Оторвать не смогут взор!

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим презентацию о каргопольской игрушке.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?

Читайте также: