Занятие по народной игрушке в средней группе

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Орехова Надежда Анатольевна

Организация: МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка» ОП д/с «Теремок» комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия г. Ковылкино

Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной игрушки; познакомить с историей матрешки.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
  • способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитательные

  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: деревянная матрешка, презентация, атрибуты для дидактической игры «Собери матрешку», атрибуты для подвижной игры « Встань по росту»

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: рассматривание, показ, вопросы, указания.

Формы: коллективная (групповая) беседа, дидактическая и подвижная игры.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Ход НОД:

Воспитатель: проходите дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

( воспитатель приглашает детей пройти на свои стульчики)

Воспитатель: Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

(Достаёт из корзинки народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки)

Воспитатель: У меня осталась одна игрушка, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке.

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются —( матрешки)

Дети:

Воспитатель: Правильно.

- А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?

Ответы детей.

Воспитатель.

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Воспитатель.

- Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель.

- Хотите узнать?

Первая матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца. Один богатый человек ездил в Японию и привез такую игрушку. Она заинтересовала русских мастеров.

Ее стали изготавливать из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем

( игра «Встать правильно»- воспитатель объясняет правило игры)

Дети возьмите себе по одной матрешке как только музыка заиграет матрешки начинают танцевать. Музыка закончилась каждая матрешка должна найти свое место по росту.

Дети как стоят у нас матрешки сначала самая большая следом поменьше и так до самой маленькой.

Молодцы! А наше занятие продолжается.

Воспитатель: Дети подойдите к столу у нас на столе лежат конверты посмотрите, что там внутри (дети достают из конвертов разрезные картинки)

Воспитатель: Дети соберите картинку и скажите, что у вас получилось.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Рассматривают матрешек, делятся впечатлениями.

(Воспитатель берет матрешку со стола)

Воспитатель: Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко

Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал!

Итог НОД

Воспитатель: Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Ответы детей.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Ответы детей.

Воспитатель: А как можно с ними играть?

Ответы детей.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Самоанализ занятия в средней группе

Тема: «Русская матрешка».

Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной игрушки; познакомить с историей матрешки.

В ходе занятия решены следующие Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;

способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;

вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

Развивающие:

развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитательные

воспитывать любовь к народному искусству;

содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ

При подготовке к занятию проводилась большая предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения В. Моисеева «Русская матрешка».

В ходе занятия были использованы все группы методов: словесный, практический, наглядный.

Непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. При разработке конспекта учитывались требования программы «Детство». Мной была создана развивающая среда, которая способствовала вовлечению в совместную деятельность детей.

  • построено в логической последовательности. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.
  • планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали матрешку, были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Внимание уделяла каждому ребенку, хвалила, одобряла, помогала, с помощью дикции голоса старалась передать хорошее настроение детям.

Анализируя проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены, игровая мотивация вызвала у детей интерес и активность на протяжении всего занятия. Считаю, что поставленные мною задачи реализованы.

формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Воспитательные:

Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;

Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Материалы и оборудование:

матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы».

чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Ход занятия:

-Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это(Матрешка)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешка)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.

Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему (ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек (много)

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице.

-А для чего лепили? (Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).

-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие.

-Какие? (Красные, желтые, синие, зеленые).

-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)

Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

- Известный народный промысел – Городецкая игрушка.

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом, каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

-Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол?

Что их объединяет?

(У кукол нет лица).

Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.

Вот какие интересные куклы из тряпочек.

-Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная).

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.

Давайте вспомним с какими именно.

-Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной

- из чего сделаны эти игрушки?

- из глины, дерева, ткани.

-Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?

-Раскрашивают их красками.

-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект НОД по окружающему миру «Весна красна пришла» в старшей группе Тема: «Весна красна пришла». Цель:уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: образовательные: • закрепить.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Пожарная техника» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с пожарной техникой.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

НОД по окружающему миру «Наш любимый детский сад» в средней группе Цель: Обобщение знаний детей о детском саде и профессиях взрослых, которые в нём работают. Задачи: • формировать представления о том, что.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по ФЦКМ « Народная игрушка»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи :
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование : матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».

Предварительная работа : чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Технологии : здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки , «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

Ход НОД :

- Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки, показ слайда 1).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.
Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?(ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек?(много)
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек 3-7).
Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. (Показ слайда 8). Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. -А для чего лепили!? -Ч тобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).
- Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки , обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. -Какие!? -Красные, желтые, синие, зеленые .
- Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (Показ слайдов 9-12).

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка . (Показ слайдов 13- 16).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце , отсюда и пошло название игрушки «Городецкая» . Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные . -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах : желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайда 17-19). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
(Показ слайдов 7- ). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
-У кукол нет лица.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная.
Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной. -Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? - Раскрашивают их красками.
-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Автор Кособокова Т. Б.

Цель занятия:

• устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

• знакомство с народными игрушками через театрализованную деятельность в знакомых сказках

• укрепление здоровья детей посредством использования современных здоровье сберегающих технологий

приобщение детей к народной культуре , через ознакомление с народной игрушкой .

1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками , возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки )

3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся! Дорогие гости и дети, посмотрите друг на друга, подарите друг другу доброжелательную улыбку. Улыбка – залог хорошего настроения, обмениваясь таким живым подарком, мы дарим друг другу здоровье и радость.

И с хорошим настроением продолжаем.

Воспитатель : Посмотрите на меня, сегодня я выгляжу необычно, кокошник расшитый бусинами, нравится? И пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. Я с собой принесла коробочку, хотите узнать, что там? Но сначала нужно отгадать загадку! (Читаю детям загадку.)

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружки.

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка !

Дети. Матрешка .

Воспитатель. Правильно, это русская народная игрушка - матрёшка . (Достаю и показываю матрёшку.)

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал ,

Игрушка - кукла расписная ,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка ,

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка ,

Как русская девчушка.

А мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал .

С тех пор живёт Матрёшка ,

Как русский сувенир.

Посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку я вам принесла . Вам нравится матрешка ? Это самая известная народная игрушка . Хотите узнать о ней? Тогда садитесь по удобней и послушайте мой рассказ.

Когда-то, давным - давно у детей не было так много разных игрушек , как сейчас и родители им мастерили игрушки сами , в основном из дерева.

Для того чтобы получилась такая кукла, трудятся много людей. Матрешка сделана из дерева , токарь из полена вытачивает заготовку, затем покрывает грунтовкой, чтобы убрать шероховатость. Потом художник наносит рисунок гуашью и начинает последовательно расписывать лицо, косынку, сарафан, передник. Русская матрешка расписывается очень ярко. Различные цветы, ягоды, грибы украшают ее наряд. Затем покрывает лаком, для блеска и так расписывают все матрешки . Каждая матрешка изготавливается с теплотой и любовью. Игрушка безопасна для детей , она округлой формы, не имеет мелких частиц, поэтому играть с ней могут даже самые маленькие дети, а взрослые украшают ими свои квартиры или коллекционируют. Относиться к матрешке нужно бережно , аккуратно, как и к любому труду народных мастеров .

Давайте мы с вами немножко поиграем.

Хлопают в ладоши дружные матрешки

На ногах сапожки, топают матрешки

Влево, вправо наклонились, всем знакомым поклонились

Девчонки озорные, матрешки расписные

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Давайте присядем и дальше послушаем!

А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой ? Её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна , а так как кукла маленькая – Матрешка . Матрёшка игрушка особенная . Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше и так из одной игрушки получаются 3 ,5,7 кукол.

(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе по росту )

Воспитатель. Ребята, сколько у нас матрешек на столе ?

Дети. Пять матрешек .

Ангелина, выйди сосчитай. (пять)

А сколько было? (одна)

Воспитатель. А какие матрешки ?

Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Проведем упражнение по величине. Нужно поставить матрешки по убывающей величине, от большой к маленькой.

Приглашаю двое детей выполнять упражнение.

Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?

Воспитатель. А почему она такая гладкая?

Дети. Ее покрыли лаком.

Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.

Предлагаю еще поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей» . Дети собирают матрешек из двух частей .

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

Воспитатель : Посмотрите, еще какая у меня матрешка есть . Матрешка – башкирка , ее делают башкирские умельцы. Деревянные фигурки в национальных костюмах с элементами башкирского орнамента (бабочка, ромб, кускар) . Это и отличает русскую матрешку от башкирской матрешки .

Воспитатель : Поиграем в башкирскую хороводную игру «Назови, кто я?» Дети, взявшись за руки, продвигаются по кругу, поют песенку. В кругу водящий с завязанными глазами.

- Солнце жаркое печет,

Песенку ручей поет,

Ты скорее угадай,

Где капель поет, узнай!

По окончании пения воспитатель дает одному из детей колокольчик. Ребенок, звеня в колокольчик, говорит : «Я здесь!» Водящий определяет, у кого колокольчик и называет имя ребенка. (Играют 3 – 4 раза) . - Молодцы, а сейчас приглашаю вас на места

Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой .

Упражнение на внимание : «Найди различия» .

На экране две матрёшки . Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

О чем мы сегодня говорили? О народной игрушке – матрешке

Из чего изготавливают матрешку ? Матрешку изготавливают из дерева

Чем расписывает художник? Художник расписывает гуашью

Какие чувства вызывает у вас матрешка ? Чувства тепла, любви, бережливости

Кому бы вы хотели подарить матрешку ? Маме, папе и т. д.

Молодцы! Девочки и мальчики, вы были такие внимательные, дружные как матрешки .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

План - конспект занятия по формированию целостной картины мира

в средней группе:

Тема: «История народной игрушки»

Дата проведения: 13.11.2017г.

Тип занятия: НОД

Технология занятия: Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественно-эстетическое развитие, здоровье.

Цель: Знакомить детей с народной игрушкой.

- прививать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;

- развивать внимание, мышление, творчество детей;

- обогащать словарный запас детей за счет слов и словосочетаний: народная игрушка, матрешки, курочки клюют и т.д.

- способствовать развитию детских видов деятельности с учетом индивидуальных и возрастных возможностей каждого ребенка в группе.

- доставить детям радость от взаимодействия с новым игровым материалом.

- создать атмосферу эмоционального комфорта в группе; способствовать развитию у детей бережного отношения к игрушкам.

Форма занятия: групповая, фронтальная

Продолжительность занятия: 20 минут

Участники: воспитатель и обучающиеся

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Материалы и оборудование: экран с диапроектором, куколка, люлька, народные игрушки: тряпичные куклы, лошадки – каталки, щит и меч, Дымковская игрушка, Богородская игрушка, матрешка.

Предварительная работа : д/и «Из чего игрушка?»; составление описательного рассказа по игрушке; словесная игра «Прятки»; беседа с детьми; рассказ воспитателя; и/у «Успокой куклу»; рассматривание самодельных русских народных кукол; игра «Кукольное чаепитие.

Методы и приемы работы с детьми: беседа, сюрпризный момент, физкультминутка, использование ИКТ (презентация), наглядные пособия (игрушки), поощрение, оценка .

Планируемый результат: формирование у детей знаний о разнообразии народных игрушек. Формирование у детей уважения и любви к Родине и истории своего народа.

Основные термины, понятия: народная игрушка, тряпичная игрушка, зольная кукла, Дымковская игрушка, Богородская игрушка, матрешка.

Место проведения : групповое помещение.

Структура занятия:

Этап занятия

1. Организационный этап.

Сюрпризный момент (куколка)

2. Основной этап.

Дидактическая игра: «Из какого материала это сделано».

Беседа про любимую игрушку

История народной игрушки с показом презентации

3. Заключительный этап.

Итог. Рефлексия деятельности

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом перед экраном.

1. Организационный момент:

(Воспитатель входит в группу с куклой на руках, слышен плач ребенка)

— Девочка клубничка,
Румяное личико,
Щечки, что яблочки,
Губки, как ягодки,
Носик- курносик –пуговкой.
Глазки серенькие.
Зубки беленькие.

Воспитатель: — Ребята, подскажите, пожалуйста, что же сделать? Как успокоить малышку?

Дети: — Покачать, спеть песенку и т.д.

Воспитатель: — Ребята, наша малышка устала, нам надо ее успокоить и уложить спать, а вы умеете укачивать?

Воспитатель: — Как вы это делаете? Покажите, что при этом надо делать? При этом надо припевать, убаюкивать.

Дети убаюкивают куклу, воспитатель их благодарит.

Воспитатель: — Молодцы. Наша девочка уснула (воспитатель куколку кладет в люльку).

2. Основной этап.

Воспитатель (тихо говорит): — Пока девочка спит, вы мне расскажите какая игрушка у вас любимая. (Ответы детей (2-4 ребенка).

Дидактическая игра: «Из какого материала это сделано».

Воспитатель: — Ребята, игрушки бывают разные и изготовлены они из разного материала. Как можно назвать игрушку, сделанную из дерева, одним словом.

Игрушка из дерева — деревянная

Из стекла – стеклянная

Из меха – меховая

Из бумаги – бумажная

Из пластмассы – пластмассовая

Из железа – железная

Из ткани — тканевая (тряпичная)

Из кожи – кожаная

Воспитатель: — У вас так много красивых и интересных игрушек, ребята, а где вы с мамами и папами покупаете игрушки? (Ответы детей).

Воспитатель: — А раньше магазинов не было, как вы думаете, где родители брали для своих детей игрушки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Игрушки сначала делали сами, после стали покупать на ярмарке.

Физкультминутка « Игрушки»:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Показ презентации «Народная игрушка»

Воспитатель: - Ребята, хотите послушать и посмотреть, как на Руси появились игрушки?

Дети: - Да. (СЛАЙД 1)

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков изменялась, отражая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, камушки необычной формы, еловые шишки и дерево. (СЛАЙД 2)

Малыши очень любили такие игрушки. Ведь все, из чего они были изготовлены, было таким знакомым и привычным.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. (СЛАЙД 3)

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа - защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.

Первые мячи мяли и валяли из шерсти, отсюда и название. (СЛАЙД 4)

Золы (зольная кукла). Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага. (СЛАЙД 5)

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло.

Когда дети подрастали, менялись и игрушки. Они усложнялись, помогали малышу научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этого изготавливались различные каталки, а затем игрушки на палочке. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. (СЛАЙД 6)

На игрушку крепили колокольчики или бубенчики, колесики. Такая игрушка увлекала ребенка звуками, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. (СЛАЙД 7)

Наши предки были очень умны. Они давали ребенку ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала его, подготавливая малыша к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. (СЛАЙД 8)

Для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т.д. Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности, уголка. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день. (СЛАЙД 9)

Дымковская игрушка (СЛАЙД 10)

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.

В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.

Богородская игрушка (СЛАЙД 11)

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.

Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

В Сергиевом Посаде Первые были созданы русские матрёшки, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. (СЛАЙД 12), (СЛАЙД 13)

Воспитатель: - Ой, ребята, слышите, наша девочка проснулась. Давайте вернем домой (воспитатель достает куклу из люльки и относит).

3. Заключительный этап.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Вам понравилось занятие?

Воспитатель: - Что, вы узнали сегодня интересного? (ответы детей)

Читайте также: