Занятие по развитию речи в средней группе на тему народная игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по ФЦКМ « Народная игрушка»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи :
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование : матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».

Предварительная работа : чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Технологии : здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки , «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

Ход НОД :

- Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки, показ слайда 1).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.
Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?(ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек?(много)
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек 3-7).
Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. (Показ слайда 8). Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. -А для чего лепили!? -Ч тобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).
- Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки , обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. -Какие!? -Красные, желтые, синие, зеленые .
- Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (Показ слайдов 9-12).

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка . (Показ слайдов 13- 16).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце , отсюда и пошло название игрушки «Городецкая» . Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные . -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах : желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайда 17-19). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
(Показ слайдов 7- ). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
-У кукол нет лица.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная.
Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной. -Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? - Раскрашивают их красками.
-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно .

Ход НОД Стук, открывается дверь, закатывается Колобок.

Воспитатель (поёт песенку) : Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Круглый бок, румяный бок, Кто же это?

(Колобок) - дети хором

Воспитатель (приседает к Колобку) : Колобок хочет нам что-то сказать. Ребята, надоело колобку лежать на окошке и покатился он в лес по дорожке. Хочет он найти друзей, чтобы было веселей. А давайте поможем ему друзей искать! Я предлагаю вам пойти в лес по этой дорожке. А вы знаете, что надо делать, чтобы в лесу не заблудиться?

Артикуляционная гимнастика «В лесу». Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить с детьми пять-шесть раз.

Дети идут за воспитателем по дорожке и встречают матрёшку (сидит на пенёчке).

Воспитатель: кто это?

Воспитатель: давайте с ней поздороваемся!

Дети: здравствуй, матрёшка!

Воспитатель: Матрёшка – деревянная кукла, внутри которой находятся подобные куклы меньшего размера, число вложенных кукол от трёх и более.

Ребёнок читает стихотворение о матрёшке

«Моя матрёшка.»

Когда я маленькой была, Мне мама куклу принесла. Куклу не простую – Матрёшку расписную. А когда вместо одной, стало пять передо мной, Сколько радости тут было, Я матрёшку полюбила. Собирала, разбирала. Любовалась и играла. Годы шли, я повзрослела, А игрушка постарела. Но, по-прежнему люблю Матрёшку милую мою.

Воспитатель: матрёшка хочет с нами потанцевать

Танец «Мы – матрёшки», автор Л. Олифирова.

Мы матрёшки, вот такие крошки, (приседают)

Как у нас -2р. Чистые ладошки. (показывают ладошки)

Мы матрёшки, вот такие крошки, (приседают)

Как у нас -2р. новые сапожки. (показывают ножки)

Мы матрёшки, вот такие крошки, (приседают)

Мы хотим – 2р. Поплясать немножко. (кружатся)

Воспитатель: позовем матрёшку с собой, будет у Колобка подруга.

Дети зовут: матрёшка, пойдем с нами!

Колобок: матрёшка, давай с тобой дружить!

Дети идут за воспитателем, впереди разложены веточки.

Воспитатель: это ветер ветки наломал, надо через них перешагивать, высоко коленки поднимать.

Физкультминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте) Поднимаем ноги выше, Через кустики и кочки, (прыжки на месте) Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал (хлопки в ладоши) Не споткнулся, не упал.

(Слышна запись пения птиц.)

Воспитатель: Ой, а чьи это голоса? Кто это песни распевает? А где же птички?

Подходят к ёлке, на ней в гнёздышке сидят птички (народные игрушки)

Воспитатель: Да вот же они! Ой, как их много! Как они поют? (чик-чирик). Скажите, чик-чирик. По всей России матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил когда-то дед Филимон, любил он очень детей и что бы их порадовать делал для них различные игрушки из дерева и глины. Вот и стали называть игрушки филимоновскими.

Воспитатель даёт свистульку ребёнку.

Ребёнок читает стихотворение о игрушки-свистульки.

У меня в ладошах птичка, С виду птичка — невеличка, Только птичка не порхает. В небеса не улетает. Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят, Дуют в птичек — те свистят, Всех в округе веселят. (свистит в свистульку)

Физкультминутка «Птички в гнездышке сидят»

Птички в гнездышке сидят

Погулять они хотят Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

В стороны посмотрели,

Воспитатель: Ребята дайте мы для птичек споём песенку. Дети поют песенку про птичку «Маленькая птичка».

Птичке зёрнышек я дам, —

Прилетай скорее к нам.

Птичка зёрна поклюёт,

Детям песенку споёт.

И в лес улетела.

Воспитатель: понравилась птичкам наша песенка, давайте их теперь в гнёздышко посадим и возьмём с собой, будут у Колобка еще друзья!

Дети идут за воспитателем и видят полянку с осенними листочками. Физ. минутка: Мы снежинки белые, На веточках сидим. Дунул ветер - полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И снежинки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это под большим снежинками - куколка! Она хочет с вами познакомиться. Игра «Мне ладошку протяни, своё имя назови» (с каждым ребенком)

Воспитатель: давайте спросим, как куколку зовут?

Дети: как тебя зовут?

(Я кукла Колокольчик - позвенеть)

Воспитатель: повторите, как её зовут!

(дети повторяют)

Ребёнок читает стихотворение о кукле

Кукла у Наташи. Не отыщешь краше:

Руки — словно лапки. Глазки — пара точек,

А лицо — комочек. Кукла смотрит косо,

Взгляд её уныл. Кто-то вместо носа

Пуговку пришил, Но Наташа любит,

Нежит и голубит, И целует в щёчку

Колокольчик – кукла Добрых Вестей. Делают её из разных цветных лоскутков.

Эта кукла приносит в дом Радость и Веселье, она оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Воспитатель: давайте куклу тоже с собой возьмем, будет у Колобка много др узей!

Дети зовут: кукла, пойдем с нами!

Колобок: кукла-колокольчик, будем с тобой дружить? Дети и воспитатель подходят к колобку.

Воспитатель: смотри, Колобок, сколько мы друзей для тебя нашли

Колобок: много теперь у меня друзей! Спасибо вам, ребята! Теперь мне весело будет! Приглашаю вас всех к бабушке и дедушке!

Воспитатель: ребята, проводим Колобка с его друзьями к бабушке и дедушке!

Дети и воспитатель подходят к домику, там куклы бабушка и дедушка.

Воспитатель: давайте поздороваемся с ними! Скажем, здравствуй, бабушка, здравствуй, дедушка! Дети здороваются. Воспитатель: Колобок домой пришел и друзей своих привел! Ребята, давайте познакомим бабушку и дедушку с друзьями! Кого мы привели? (по очереди показывает матрёшку, птичек, куклу – дети называют). Воспитатель : Бабушка с дедушкой очень рады, что вы привели колобка с друзьями домой и дарят вам за это угощенье. Дети : Спасибо. Воспитатель: А теперь помашем бабушке, дедушке, Колобку и его друзьям и попрощаемся с ними! Что надо сказать? Дети машут и говорят: До свидания!

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Народная игрушка — матрёшка» Образовательные области: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное.

Конспект открытого занятия «Народная игрушка. Тряпичная кукла» в старшей группе Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением тряпичной.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6» Подготовила:воспитатель высшей категории.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ) Образовательные.

Конспект занятия «Русская народная сказка «Теремок» по развитию речи в младшей группе с использованием пальчиковых игр РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТЕРЕМОК» Задачи: - Продолжаем знакомить детей с русскими народными сказками - Учимся эмоционально воспринимать.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Курочка Ряба» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Русская народная сказка «Курочка Ряба». Цель: Учить детей из несложных действий.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе русская народная сказка О. Капицы «Лисичка — сестричка и серый волк» Задачи: Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя любимая игрушка» Цель: Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов - антонимов. Программные задачи: Продолжать.

Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка» конспект занятия в средней группе на тему:«Народная игрушка» Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа Автор – составитель Герлиц Н. И. Март 2017 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека.

Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек».

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Игра «Найди различия».

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята к нам в гости пришел Буратино и принёс «Чудесный мешочек» и записку. Давайте посмотрим, что в ней написано. Чтобы узнать содержимое мешочка, надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть у меня для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка —

А красавица девица, у нее сестрицы.

Каждая сестрица — для маленькой темница.

Воспитатель. Правильно, это матрёшка. Достаю и показываю матрёшку. Ой, посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку нам принес Буратино. Хотите узнать о ней? Тогда смотрите.

Показ слайдов с изображением матрёшек.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Как русская девчушка.

А мастер ту игрушку

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Ребята мы смотрели фильм, как и кто изготавливает матрёшку.

1. Давайте вспомним, из какого материала изготавливают матрёшек? Дети: матрёшек изготавливают из дерева.

2. Кто вытачивает матрёшек?

Дети: матрёшек вытачивает токарь.

3. Что потом происходит с заготовкой?

Дети: её покрывают грунтовкой и расписывают.

4. Кто расписывает матрёшек?

Дети: их расписывают художники.

Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

Дети разбирают и обследуют матрешку.

Воспитатель. А какие матрешки?

Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?

Воспитатель. А почему она такая гладкая.

Дети. Ее покрыли лаком.

Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой.

Упражнение на внимание: «Найди различия».

На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

у одной из матрёшек волосы желтые, у другой коричневые

у одной из матрёшек платочек в руках с рисунком, у другой без рисунка

у одной из матрёшек блузка желтая, у другой синяя

у одной из матрёшек есть бусы, у другой нет бус.

Воспитатель. Правильно. Ребята, наши матрешки, очень любят играть. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем.

Воспитатель. Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей». Дети собирают пять матрешек из двух частей.

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

Давайте расскажем им потешки:

1. Мышку встретили подружки,

И попрятались друг в дружку

А которая осталась

Больше всех перепугалась.

2. Нам конечно интересно

Про матрёшек рассказать

Но не плохо бы напомнить

Когда мы будем танцевать.

Дети становятся в круг и исполняют хоровод «Русская матрёшка»

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек (конфеты).

ВложениеРазмер
zanyatie.docx 15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой»

Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать описательную речь детей

Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек».

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Игра «Найди различия».

Воспитатель. Ребята к нам в гости пришел Буратино и принёс «Чудесный мешочек» и записку. Давайте посмотрим, что в ней написано. Чтобы узнать содержимое мешочка, надо отгадать загадку.

Есть у меня для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка —

А красавица девица, у нее сестрицы.

Каждая сестрица — для маленькой темница.

Воспитатель. Правильно, это матрёшка. Достаю и показываю матрёшку. Ой, посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку нам принес Буратино. Хотите узнать о ней? Тогда смотрите.

Показ слайдов с изображением матрёшек.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Как русская девчушка.

А мастер ту игрушку

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Ребята мы смотрели фильм, как и кто изготавливает матрёшку.

1. Давайте вспомним, из какого материала изготавливают матрёшек? Дети: матрёшек изготавливают из дерева.

2. Кто вытачивает матрёшек?

Дети: матрёшек вытачивает токарь.

3. Что потом происходит с заготовкой?

Дети: её покрывают грунтовкой и расписывают.

4. Кто расписывает матрёшек?

Дети: их расписывают художники.

Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

Дети разбирают и обследуют матрешку.

Воспитатель. А какие матрешки?

Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?

Воспитатель. А почему она такая гладкая.

Дети. Ее покрыли лаком.

Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой.

Упражнение на внимание: «Найди различия».

На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

у одной из матрёшек волосы желтые, у другой коричневые

у одной из матрёшек платочек в руках с рисунком, у другой без рисунка

у одной из матрёшек блузка желтая, у другой синяя

у одной из матрёшек есть бусы, у другой нет бус.

Воспитатель. Правильно. Ребята, наши матрешки, очень любят играть. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем.

Воспитатель. Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей». Дети собирают пять матрешек из двух частей.

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

Давайте расскажем им потешки:

1. Мышку встретили подружки,

И попрятались друг в дружку

А которая осталась

Больше всех перепугалась.

2. Нам конечно интересно

Про матрёшек рассказать

Но не плохо бы напомнить

Когда мы будем танцевать.

Дети становятся в круг и исполняют хоровод «Русская матрёшка»

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек (конфеты).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"

Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка".


Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой"

Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой_ Матрешкой" Выполнила воспитатель Жалилова Гульфия Махмутовна.


Конспект открытого просмотра ООД во второй младшей группе на тему: «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «СОВЕНОК»муниципального образования городской округ Люберцы Московской области140006. Московская об.


Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская народная игрушка – матрешка Пластилинография» (для воспитанников средней группы)

Цель: познакомить воспитанников группы №1 «Сказка» с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Конспект занятия "Русская народная игрушка - матрешка"

Занятие по позновательному развитию .Знакомство детей с русской народной игрушкой "Матрешкой".


Конспект занятия по аппликации в средней группе "Русская народная игрушка. Матрешка"

Конспект НОД по аппликации в средней группе Тема «Русская народная игрушка - Матрешка»Цель: - познакомить детей с русскими народными игрушками - создать интерес к народной .


Конспект - детско родительского досуга для воспитанников средней группы «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»

Досуг может быть приурочен к Дню матери или к 8 марта, предполагает совместное участие мам и детей. Матрёшка встречает гостей и проводит мероприятие, в ходе которого дети закрепляют знания о русской н.

Цель: формировать представление о русской культуре через традиционную народную игрушку – матрешку.

- Развивать интерес детей к народной игрушке матрешке.

-Формировать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту.

-Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество, эстетическое восприятие и воображение.

Участники: воспитатель, дети средней группы.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Предварительная работа: просмотр презентации «Игрушка матрешка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание узоров на одежде, игры с матрёшками.

Материалы и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, цветы и листики в тарелочках на каждого ребенка, салфетки влажные, кисточки, клей, образец воспитателя.

Методы и приемы работы с детьми: наглядные, игровые, практические и словесные.
Структура занятия:

Проверка готовности к занятию.

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Ознакомление, изучение нового материала (проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

Подведение итогов, рефлексия

Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе игрушек! Они вам нравятся?

Дети: Да, нам очень нравятся наши игрушки!

Воспитатель: А у вас есть любимая игрушка?

Дети: Есть. Дети называют свои любимые игрушки.

Воспитатель: Ребята, угадайте, что у меня в волшебном сундуке? Я хочу познакомить вас с очень интересной игрушкой, а какой, вы узнаете, разгадав мою загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Воспитатель: Верно! Это матрешка! - Какая наша матрешка?

Дети: Веселая, яркая, красивая, нарядная, деревянная.

Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка - удивительная игрушка! А как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”?

Дети: Потому, что она изготовлена из дерева.

Воспитатель: На лице у нее (воспитатель показывает, дети говорят) .- Румянец.

Что одето у нее на голове?- Платочек.

Какой платочек у матрешки? (предположения детей) . А что еще вы видите на туловище матрешки? Сарафан. Какой сарафан? (длинный) . А что матрешка подвязала на сарафан? Фартук. Какой фартук у матрешки? (Красивый фартук, расписной) . Чем украшен фартук у матрешки?

Дети: (цветами, узорами)

«Матрёшка на окошке в ярком сарафане,

и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.»

Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри.

Воспитатель: А вы знаете других матрёшек? Хотите узнать какие бывают матрёшки?

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в музей?

Дети: Да, давайте.

Воспитатель: Показ презентации.

Воспитатель: А еще наши матрешки любят играть и танцевать. Давайте поиграем с вами?

Хлопают в ладошки

На ногах сапожки,

Влево, вправо наклонились,

Всем знакомым поклонились.

Воспитатель: Ну что ребята, продолжим нашу экскурсию в музее? Мы с вами украсим сарафаны матрешек разными узорами.

Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас в мастерскую.

Дети: Дети проходят в мастерскую.

Воспитатель: Мы превратимся в настоящих мастеров.

Обращает внимание детей на свой образец. Дети рассматривают его.

Воспитатель: Ребята, матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. Вы можете им в этом помочь? У вас на столе лежат кружки, цветы, листочки. Ими будем украшать одежду матрёшек.

Дети берут готовые формы и украшают матрёшек аппликацией. После работы ребята рассматривают матрёшек.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Автор Кособокова Т. Б.

Цель занятия:

• устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

• знакомство с народными игрушками через театрализованную деятельность в знакомых сказках

• укрепление здоровья детей посредством использования современных здоровье сберегающих технологий

приобщение детей к народной культуре , через ознакомление с народной игрушкой .

1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками , возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки )

3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся! Дорогие гости и дети, посмотрите друг на друга, подарите друг другу доброжелательную улыбку. Улыбка – залог хорошего настроения, обмениваясь таким живым подарком, мы дарим друг другу здоровье и радость.

И с хорошим настроением продолжаем.

Воспитатель : Посмотрите на меня, сегодня я выгляжу необычно, кокошник расшитый бусинами, нравится? И пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. Я с собой принесла коробочку, хотите узнать, что там? Но сначала нужно отгадать загадку! (Читаю детям загадку.)

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружки.

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка !

Дети. Матрешка .

Воспитатель. Правильно, это русская народная игрушка - матрёшка . (Достаю и показываю матрёшку.)

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал ,

Игрушка - кукла расписная ,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка ,

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка ,

Как русская девчушка.

А мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал .

С тех пор живёт Матрёшка ,

Как русский сувенир.

Посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку я вам принесла . Вам нравится матрешка ? Это самая известная народная игрушка . Хотите узнать о ней? Тогда садитесь по удобней и послушайте мой рассказ.

Когда-то, давным - давно у детей не было так много разных игрушек , как сейчас и родители им мастерили игрушки сами , в основном из дерева.

Для того чтобы получилась такая кукла, трудятся много людей. Матрешка сделана из дерева , токарь из полена вытачивает заготовку, затем покрывает грунтовкой, чтобы убрать шероховатость. Потом художник наносит рисунок гуашью и начинает последовательно расписывать лицо, косынку, сарафан, передник. Русская матрешка расписывается очень ярко. Различные цветы, ягоды, грибы украшают ее наряд. Затем покрывает лаком, для блеска и так расписывают все матрешки . Каждая матрешка изготавливается с теплотой и любовью. Игрушка безопасна для детей , она округлой формы, не имеет мелких частиц, поэтому играть с ней могут даже самые маленькие дети, а взрослые украшают ими свои квартиры или коллекционируют. Относиться к матрешке нужно бережно , аккуратно, как и к любому труду народных мастеров .

Давайте мы с вами немножко поиграем.

Хлопают в ладоши дружные матрешки

На ногах сапожки, топают матрешки

Влево, вправо наклонились, всем знакомым поклонились

Девчонки озорные, матрешки расписные

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Давайте присядем и дальше послушаем!

А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой ? Её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна , а так как кукла маленькая – Матрешка . Матрёшка игрушка особенная . Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше и так из одной игрушки получаются 3 ,5,7 кукол.

(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе по росту )

Воспитатель. Ребята, сколько у нас матрешек на столе ?

Дети. Пять матрешек .

Ангелина, выйди сосчитай. (пять)

А сколько было? (одна)

Воспитатель. А какие матрешки ?

Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Проведем упражнение по величине. Нужно поставить матрешки по убывающей величине, от большой к маленькой.

Приглашаю двое детей выполнять упражнение.

Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?

Воспитатель. А почему она такая гладкая?

Дети. Ее покрыли лаком.

Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.

Предлагаю еще поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей» . Дети собирают матрешек из двух частей .

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

Воспитатель : Посмотрите, еще какая у меня матрешка есть . Матрешка – башкирка , ее делают башкирские умельцы. Деревянные фигурки в национальных костюмах с элементами башкирского орнамента (бабочка, ромб, кускар) . Это и отличает русскую матрешку от башкирской матрешки .

Воспитатель : Поиграем в башкирскую хороводную игру «Назови, кто я?» Дети, взявшись за руки, продвигаются по кругу, поют песенку. В кругу водящий с завязанными глазами.

- Солнце жаркое печет,

Песенку ручей поет,

Ты скорее угадай,

Где капель поет, узнай!

По окончании пения воспитатель дает одному из детей колокольчик. Ребенок, звеня в колокольчик, говорит : «Я здесь!» Водящий определяет, у кого колокольчик и называет имя ребенка. (Играют 3 – 4 раза) . - Молодцы, а сейчас приглашаю вас на места

Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой .

Упражнение на внимание : «Найди различия» .

На экране две матрёшки . Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

О чем мы сегодня говорили? О народной игрушке – матрешке

Из чего изготавливают матрешку ? Матрешку изготавливают из дерева

Чем расписывает художник? Художник расписывает гуашью

Какие чувства вызывает у вас матрешка ? Чувства тепла, любви, бережливости

Кому бы вы хотели подарить матрешку ? Маме, папе и т. д.

Молодцы! Девочки и мальчики, вы были такие внимательные, дружные как матрешки .

Читайте также: