Занятие по рисованию народная игрушка

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия по рисованию

Образовательная область «Изобразительная деятельность»

Декоративное рисование «Укрась свою игрушку»

1. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи кистью (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо)

2.Продолжать учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты дымковских игрушек.

1.Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций.

2.Развиватьэстетическое восприятие, творчество.

3.Вызвать интерес к народной игрушке.

1. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
2. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе

Словарная работа:

Активизация словаря: глиняные, свистулька.

Обогащение словаря: умельцы, дымковская, мастера, роспись.

Оборудование :

Предметные картинки, дымковские игрушки, готовые шаблонные рисунки дымковской игрушки, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки с водой.

Ход заняти я:

Группа оформлена атрибутами «Дымковской игрушки».

Дети входят в группу.

Воспитатель : Проходите, ребята. Рассаживайтесь поудобнее.

Привлекаю внимание детей.

- Ребята посмотрите, вот на эту фотографию.

На ней изображена церемония открытия Олимпиады в Сочи, где была использована стилистика дымковской игрушки — народного промысла вятской земли. В ярких дымковских красках перед зрителями олимпиады предстала средневековая Русь. А творчеству дымковской росписи более 400 лет . Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии –воду, а пересечение прямых линий(ромб)-землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки, (показываю детям дымковские игрушки).Дети как называются эти игрушки?

Дети : Дымковские.

Воспитатель : Правильно. А почему их так назвали?

Дети : Потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель :

Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо сказки.

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Сами белоснежны, как березки,

А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.

Воспитатель : Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Мастера делали их из глины. Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными. Поэтому дымковские мастера стали их расписывать яркими узорами.

Воспитатель : А какие элементы росписи использовали мастера?

Дети : Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Воспитатель : А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?

Дети : Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитател ь: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети : яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Воспитатель : А вы хотели бы в Дымково попасть и стать мастерами.

Дети : на лодке.

(имитация движений, переплыть)

Воспитатель : Вот мы и приплыли в село Дымково. Представим себе, что мы в дымковской мастерской, все тут есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. У меня для вас есть фигурки игрушек «Курочки», которые не успели расписать мастера. Давайте им поможем. Садитесь по удобнее, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте что получится. Настроились? А теперь приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку. Во время работы оказывается помощь, дается указание.

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.

Воспитатель : Вот наши « Курочки» и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.

Все «Курочки» не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски. Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу, дорогие мастера!

После занятия, даю детям трудовое поручение.

- Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.

Конспект НОД по ИЗО (рисованию) в первой младшей группе «Колокольчики».

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе на тему : «Народная игрушка – матрешка».

Цель. Дать представления детям о матрешке, как о русской народной игрушке; активизировать и обогащать описательную речь; расширить кругозор.

— Систематизировать знания детей о народной игрушке – матрешке.

— Расширять словарный запас прилагательных.

— Упражнять в согласовании слов в предложении.

— Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

— Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

— Формировать эмоциональную отзывчивость.

— Формировать интерес и любовь к народному творчеству.

— Воспитывать патриотические чувства у детей.

— Создавать эмоционально положительный настрой.

— Продолжать развивать интерес детей к потешкам, к фольклору.

Интегрируемые образовательные области:

— Художественно – эстетическое развитие

Словесный – ответы на вопросы.

Наглядный – рассматривание.

Рассматривание матрешки, игры с ней; чтение потешек; разучивание хороводной игры «Матрешкин хоровод».

Оборудование и средства:

Матрешки разных размеров, иллюстрации, альбомы о матрешке, дид. игра «Поставь матрёшек в ряд»»,заготовки матрешки из бумаги по кол-ву детей, разноцветная гуашь по кол-ву детей, тряпочки или влажные салфетки по кол-ву детей, кисточки по кол-ву детей.

Способы: сюрпризный момент, беседа, художественное слово - потешки, подвижная игра малой подвижности –хоровод, показ готового образца, демонстрация способа украшения сарафана матрешки, индивидуальная работа, подведение итогов занятия, выставка детских работ

Ход занятия.

Здравствуйте, дети. Проходите на ковер. Давайте все вместе встанем в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети берутся за руки, образуя круг. Улыбаются, приветствуют друг друга

Воспитатель: «Ребята, слышите, кто-то в дверь стучится. Давайте проверим, кто это пришел в гости к нам».

Воспитатель приносит из-за двери игрушку матрешку и читает детям потешку:

«Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки.

Матрёшечки румяные!»

Воспитатель: «Вы хотите познакомимся поближе с нашей гостьей?»

Воспитатель с детьми подходят к матрешке и рассматривают её со всех сторон. Воспитатель обращает внимание детей на наряд и лицо матрешки.

Воспитатель: «Это расписная, русская игрушка. Матрёшка. Посмотрите, что одето у неё на голове?»

Ответы детей (правильно, платочек)

А что одето у матрёшки на туловище?

Ответы детей (правильно, сарафан)

Воспитатель: «Ребята, а что нарисовано на сарафане?»

Ответы детей (цветы)

Воспитатель: «Посмотрите, на лице у неё – чёрные глазки, чёрные брови, алые губки. Яркий сарафан с цветами».

Воспитатель читает стихотворение и берет матрешку в руки :

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть,

Наша русская Матрешка.

Воспитатель трясет игрушку и удивленно восклицает: «Ой, ребята, а внутри у нашей матрешки что-то гремит», и даёт детям в руки подержать игрушку. Затем открывает матрешку : «Посмотрите, внутри матрешки ещё одна матрешка, похожая на большую, но меньше ростом.» Воспитатель вынимает все матрешки и ставит их рядышком, обращает внимание на их рост: «Одна матрешка у нас большая, а другая - поменьше».

Воспитатель: «Ребята, посмотрите как много матрешек, они все вместе, наверное, очень любят водить хоровод, взявшись за руки. А вы знаете, как нужно водить настоящий хоровод?

Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод» :

Куколке - матрешке строим дом хороший :

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

Воспитатель: «А пока мы с вами водили хоровод, матрешки запутались, кто где должен стоят. Давайте-ка поможем им встать по порядку».

Воспитатель показывает детям дидактическую игру «Поставь матрёшек в ряд» и предлагает желающим поучаствовать в игре.

Один комплект воспитатель использует как образец, а другой предлагает детям. Проводит игру со всеми желающими, по необходимости помогает детям правильно расставить матрешки по размеру.

Далее обращает внимание детей на бумажные заготовки матрешек. «А вот эти матрешки совсем загрустили, наверное, они хотят носить такие же ярке красивые сарафанчики и платочки как у их подружек. Поможем украсить сарафаны и платочки?»

Воспитатель читает стихотворение:

«Очень любят все матрёшки

Будет радостной матрёшка». (А. Волкова)

Воспитатель приглашает детей взять по одной бумажной заготовке и подойти к своему рабочему месту, где уже лежит подготовленная гуашь, кисточка и салфетка на каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, как нужно пользоваться кистью и украшать сарафан матрешки.

После того, как все дети закончат украшать матрешек, подводим итоги.

Воспитатель: «Ребята, кто сегодня пришел к нам в гости (матрешка, а какую одежду носит матрешка (сарафан, платочек, фартук, какой танец мы исполнили для матрешек (хоровод). Вот с какой русской народной игрушкой мы сегодня познакомились, а теперь пора провожать матрешку. Давайте попрощаемся с ней. До свидания».

Конспект НОД по рисованию «Народная игрушка — матрешка» в первой младшей группе




«Матрешка в гостях у малышей». Сценарий 8 марта в первой младшей группе

«Матрешка в гостях у малышей». Сценарий 8 марта в первой младшей группе «Матрешка в гостях у малышей» сценарий 8 марта 1 младшая группа. Вед: Что за праздник мы с тобой Первым встретили весной? Спросим Лизу,.

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект ООД по рисованию в первой младшей группе «Снег, снежок»

Конспект ООД по рисованию в первой младшей группе «Снег, снежок» Конспект ООД по рисованию в первой младшей группе «Снег, снежок». Провела: воспитатель Новикова В. В. Программное содержание: Познакомить.

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Мухомор»

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Мухомор» Цель: расширение и уточнение знаний детей о грибах. Знакомство с техникой рисование ватными палочками. Задачи: Образовательные: продолжать.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Сценарий на 8 марта в первой младшей группе «В гости к нам пришла матрешка» Сценарий на 8 марта в первой младшей группе «В гости к нам пришла матрешка». Ведущий: Вот опять наступила весна, Много праздников она принесла,.

по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.

Тема: «Народная игрушка»

Цель: Формировать элементарные представления о русской народной игрушке-матрешке.

1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.

2. Учить внимательно слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.

3. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

1. Развивать познавательную деятельность, инициативность.

2. Продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников.

3. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

2. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы,

столы, стулья, русский народный костюм для педагога, игрушки-матрёшки,

бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей, гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской, рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

Время реализации: 15 – 20 минут.

Методы и приемы организации НОД:

Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Игровые: сюрпризный момент (герои сказки).

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

Ход НОД

1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где располагается выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, в России тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой?

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек. А почему?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке)

Ой, ты барышня – матрешка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир.

Воспитатель: Я приглашаю вас занять свои места на стульчиках.

Воспитатель: Ребята я расскажу вам про секрет куклы-матрёшки.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель. Конечно же внутри матрешки еще одна матрешка

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Воспитатель: Значит, какие они?

Воспитатель: Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Посмотрите внимательно узоры на одежде матрёшек.

Какие одинаковые рисунки вы заметили?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Воспитатель: Матрешки любимые игрушки у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Встаньте в круг будем танцевать.

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши).

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед).

Топают матрешки. (Топают ногами).

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо).

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры. (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую русской матрешки (одеваем фартуки)

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

Воспитатель. Мастера скорей за дело.

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор.

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель: Художник нарисовал вот такую матрешку, а сарафан раскрасить забыл. Каким узором мы можем украсить сарафан?

Дети: цветочками, листьями, горошинками.

Воспитатель. Хотите помочь матрешке стать красивой?

Воспитатель: Посмотрите краски есть, а кисточек нет, чем же мы будем рисовать?

(Воспитатель показывает вариант раскрашивания матрешки, проговаривая действия).

Воспитатель: Смотрите вот это какой у меня пальчик?

Воспитатель: Правильно. Сначала я макаю указательный пальчик в красную краску и ставлю точку по середине фартука, затем вытираю об салфетку. Потом макаю пальчик в синюю краску, только подушечку пальчика и ставлю вокруг точки лепестки, большим пальцем. А мизинчиком я буду украшать косыночку своей матрешки. Окунаю только кончик мизинчика и аккуратненько ставлю точки на косыночке своей матрешки.

Воспитатель: Как украшен сарафан?

Дети: Цветочками, горошинками (кружочками)

Воспитатель: Теперь давайте вы сами попробуете.

Воспитатель: Проходим к столам. Садимся и приступаем!

После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.

Воспитатель: Ой, какие подружки получились для нашей матрешки. Красивые! А пока наши рисунки высохнут, давайте вместе с матрешкой поиграем в игру.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Воспитатель: На столе лежат конверты, в них находятся все части матрёшек. Нужно собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто первым соберет матрешку.

Воспитатель: Ну, вот ребята, настала пора возвращаться.

Подведение итогов занятия :

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, где мы сегодня были? Что мы делали?

Дети: Знакомились с Матрешкой, пели песенку и танцевали, отгадывали загадку, украшали сарафан цветами, листьями, играли в игру.

Воспитатель: Все ли справились с заданием - раскрасить сарафан Матрешек? За ваши старания матрешка прислала для вас сувениры.

Конспект занятия по рисованию «Народная игрушка»


«Народная игрушка — русский сувенир Матрёшка». Конспект занятия по изодеятельности с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Народная игрушка своими руками из пластилина

Народная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Лэпбук «Народная игрушка»

Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная игрушка в детском саду

Народная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие. Рисование» на тему: «Народная игрушка»

Создать условия для развития интереса к народному творчеству; познакомить с характерными особенностями богородской, дымковской, филимоновской и гжельской росписями.

Образовательные:

*Обобщить знания детей о народных игрушках—дымковских и богородских.

*Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании гжельского узора.

*Упражнять в рисовании гжельских цветочных орнаментов.

Воспитательные:

*Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

*Формировать представления о добре и зле

*Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

*Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками

Развивающие

· Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

· Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

· Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)

Материалы и оборудование:

· Народные игрушки: дымковские, богородские, филимоновские и гжельские

· Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

· Мультимедиа с презентацией «Гжельская роспись»

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом

· Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

· Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

· Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

Использованная литература:

· Методическая литература:

«Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.

«Небесная лазурь»: М.А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.

· Интернет ресурсы:

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель:

«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Кто же нам ее принес? И что в ней?»

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:

Воспитатель и дети открывают посылку

Воспитатель:

«Посмотрите здесь много разных интересных предметов»

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их

Воспитатель:

«Как вы думаете, что это за предметы?»

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель:

«Да, игрушки. Еще в посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю, и мы узнаем, кто прислал нам эти замечательные игрушки»

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости в наш Музей народной игрушки»

(Веселые мастера - умельцы)

Воспитатель:

«Ребята, а вы хотите посетить такой музей?»

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

«Итак, мы с вами отправляемся в музей русской народной игрушки. Давайте мы вспомним, что же такое музей? Кто знает, какие правила поведения в музее?» Давайте их повторим еще раз:

1) Громко кричать нельзя.

2) Необходимо слушать и запоминать новое.

3) Не хватать экспонаты руками.

4) Рассматривать экспонаты бережно, не бросая и не ломая их.

Дети и воспитатель идут в музей по массажным дорожкам под музыку. Их встречают Мастера – умельцы (мамы воспитанников в народных костюмах).

Мастерицы: Здравствуйте! Как мы рады, что вы к нам в гости зашли. Мы веселые мастера – умельцы, хранители русских народных традиций и сказок. Знаем мы их великое множество и можем вам рассказать.

Мастерица 1:

Только сегодня я хочу вам сказку не рассказать, а показать. Вот здесь она у меня и стоит, на столах и подставочках. Удивлены? Да посмотрите сами.

Вот здесь живёт сказка из Дымкова. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня, и индюк, и скоморох на поросенке. И весёлые качельки. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть. Посмотрите вот дед Мазай с зайцами. Ранней весной. Когда разлились реки, стали зайки – попрыгайки тонуть. А дед Мазай на лодке ехал. Увидел он несчастье зайцев. Собрал всех и спас – отвез на землю, да выпустил.

Воспитатель:

Давайте и мы с вами поиграем. Побудем Зайцами.

Подвижная игра под музыку «Весёлые зайки».

Мастерица 2:

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине мохнатый живот, внизу толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет — вот мишка на рояле играет, а заяц песни распевает, вот медведь с петухом поют, а вот и медом лакомится, да рыбку ест. Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: покрутишь шарик внизу вот у медведя и ручки шевелятся и рыбку в рот кладем да медом заедает. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят.

Воспитатель:

Давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Мишка косолапый».

Воспитатель:

А вот и еще один стол. А на нём игрушки гжельских мастеров. Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Послушайте сказку про эти игрушки.

Воспитатель:

Под Москвой, есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки. Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок, похожих на животных и людей и расписать их гжельской росписью. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют по белому снегу. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

Подвижная игра «Собака и птицы»

Воспитатель:

«Ребята, посмотрите на ваших столах тоже лежит из бумаги силуэт игрушки. Давайте подойдем и посмотрим какой?

Дети садятся за столы, рассматривают силуэт собаки.

Воспитатель:

Ребята, наша собачка белого цвета, мы с вами уже расписывали посуду гжельской росписью, а теперь давайте распишем и собачку. На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. А наши мастера помогут нам»

Воспитатель:

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель » П. Синявский.

Продуктивная деятельность детей. Роспись собачек.

Воспитатель:

«Ребята, понравился вам поход в музей к мастерам – умельцам? Что вы сегодня запомнили? Что вы делали?»

Воспитатель:

«Спасибо Вам мастера. Мы еще придем к вам. А теперь нам пора возвращаться в группу. До свидания».

Вспомогательная часть.
Материалы: альбом, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия: изображения с этапами выполнения работы, выполненные преподавателем; примеры русских народных игрушек.

Аннотация урока ( 3-5 предложений, отражающих идею урока ):

По ходу знакомства с новым материалом создать у воспитанников представление о видах русской народной игрушки . Формировать практические умения и навыки изображения предметов. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Воспитывать интерес к искусству.

ВложениеРазмер
plan_urokov.docx 19.03 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия ИЗО по теме
« Мы мастера русской народной игрушки»

Цель: Познакомиться с видами русской народной игрушки
Задачи:

  • познакомиться с историей русской народной игрушки
  • нарисовать образ собственной народной игрушки;
  • развивать творческие способности, воображение у детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать внимательность, навыки аккуратной работы, усидчивость .

Вспомогательная часть.
Материалы: альбом, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия: изображения с этапами выполнения работы, выполненные преподавателем; примеры русских народных игрушек.

1. Организационная часть ( Приветствие группы. Рассадка по местам ).
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски,
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

2. Вводная часть.
Диалог с воспитанниками, педагог задает наводящие вопросы, что бы подвести к теме урока: Для чего нужны игрушки? Какие вы знаете игрушки? Из чего, по вашему мнению, они делаются?
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с народными игрушками и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать.

3. Объяснение нового материала.
В древности игрушки делали сами, из того, что было под рукой: дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.
Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга. (разные формы, материалы, подвижные, неподвижные и т.д.)
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки - деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы), деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки, игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды. Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д.

4.Задание для практической работы.
После краткого рассказа о различных видах русской народной игрушки, ребятам нужно придумать и нарисовать эскиз русской народной игрушки (любой).
Дети приступают к выполнению задания – на белой бумаге, с помощью карандашей, красок, фломастеров.

5. Практическая часть.
После этого включить слайд-шоу из заготовленных изображений, чтобы вдохновить их наиболее разнообразными примерами, так же висят готовые работы на доске.
Переходим к практической части. После всех разъяснений, дети приступают к выполнению задания.
Во время работы воспитанников, педагог перемещается по аудитории, взаимодействуя с детьми. Кому необходимо приходит на помощь (наталкивает как найти интересные формы, композицию).

Читайте также: