Занятия с дидактическими игрушками формируют какую активность детей

Обновлено: 28.04.2024

Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по Цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В процессе работы мы учли, что дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Педагоги поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание и воспроизведение. Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач:

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия ( сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действий с предметами совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Пробуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)






Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развитие действий с предметами . Игры- занятия с дидактическими игрушками.

Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом. Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Педагоги поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

В раннем возрасте сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и саморазвитие.

Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями , способствуют развитию у детей мыслительных операций. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна как для одаренных детей, так и для детей имеющих проблемы в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала. Работа в данном направлении потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

города Балашова Саратовской области»

Консультация для педагогов

Дидактические игры,

как средство развития познавательных

способностей детей дошкольного возраста.

Заместитель заведующего по воспитательно -

образовательной работе МАДОУ д/с «Ивушка»

г. Балашова Саратовской области

Надос Ирина Александровна


Курс профессиональной переподготовки

Методическая деятельность в дошкольном образовании

  • Сейчас обучается 143 человека из 46 регионов


Курс повышения квалификации

Организационно-педагогическое обеспечение деятельности педагога-организатора образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации безопасной среды в дошкольном образовании


«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 803 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

Оставьте свой комментарий

  • 02.04.2017 2995
  • DOCX 32.4 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Надос Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

59 минут

«Особенности возрастного подхода к социализации воспитанников и обучающихся в условиях современной информационной среды»

61 минута

«Мотивация в профессиональном саморазвитии. Комьюнити-сообщества»

66 минут

«Новаторский взгляд репетитора на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ в онлайн формате»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


«Игра — это огромное светлое нежное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающий огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Ключевые слова: дидактические игрушки, игра, блоки Дьёнеша, методика, дети, соотнесение, группировка, сортировка, развитие.

Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в нравственной и умственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. На современном этапе игру выделяют одним из самых главных видов деятельности, который используется нами в целях воспитания дошкольников.

Данной проблемой занимаются многие учёные, психологи и педагоги: Виноградова. Н.А., Позднякова. Н.В., Комарова. Н.Ф., разработаны практические и методические пособия Е. И. Касаткиной, С. Л. Новосёловой, Е. В. Трифоновой, В. Л. Вороновой. Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом.

Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Мы поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. В концепции развития образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы подобрать для ребёнка игры, которые были бы ему «по уму и по сердцу», в которых малыш не только получал бы удовольствие, но и овладевал определёнными навыками умениями, которые понадобятся ему в жизни.

На данный момент у нас существуют очень много авторских методик, которые направлены на развитие той или иной сферы. Наиболее известными являются имена Монтессори, Дьёнеша, Кюизенера, Воскобовича. Можно сказать, что своей целью они ставят максимальное развитие творческого потенциала ребёнка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению. Более подробно хотелось бы остановиться на методике Дьёнеша. Золтан Дьенеш (1916–2014 годы жизни) — венгерский математик, психолог, преподаватель. Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша).

Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Сам по себе набор — потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые), на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме), третий вариант — 3 свойства.



Рис.1. Сортируем по признакуРис. 2. Собери фигуру

К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Мы в своей работе очень часто используем этот набор как игровой материал в образовательной деятельности (в ходе реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»); в совместной деятельности с детьми в ходе сюжетно-ролевых игр (используется как предметы-заместители), в ходе организованных игр-путешествий (используется как таинственные клады, волшебные предметы с определенными свойствами). Данный материал используется в коррекционной работе с детьми, своевременно не осваивающими образовательную программу, и в ходе индивидуальной работы одаренными детьми. С Блоками Дьенеша возможно разрабатывать свои варианты игр разных уровней сложности, чтобы осуществлять дифференцированный подход к детям с различными уровнями развития.

Интересных игр много! Дети всегда с удовольствием решают логические загадки. Есть и любимые игры, в которые хочется играть ещё и ещё.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие.

В раннем возрасте сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и саморазвитие.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна как для одаренных детей, так и для детей имеющих проблемы в развитии. Главное условие — это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала. Работа в данном направлении потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты. Использование обучающих игрушек в дидактических играх принесёт наибольшую пользу при условии соблюдения важнейших принципов обучения: научности, доступности, систематичности, постепенности, последовательности. Уже само название принципов является лаконичной характеристикой их сути. Их соблюдение предоставит нам возможность в играх с дидактической игрушкой направлять действия ребёнка соответственно поставленным задачам.

И так игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. Хочется привести в заключение слова А.С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

  1. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в первой младшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. Издательство «Мозаика-синтез», 2013.
  2. Игровые занятия с детьми 2–3 лет Д. Н. Колдина. Издательство «Сфера”, 2012
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов/ Е. В. Зворыгина; под ред.С. Л. Новосёловой. Просвещение, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, блок, задача, игрушка, методика, набор, окружающий мир, работа, развитие.


Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

‒ развивать мышление у детей;

‒ развивать самостоятельность в поиске решений;

‒ развивать умение отвечать и задавать вопросы.

При подборе игр учитываются особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

Дидактические нетрадиционные игры включаются в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Игры для занятий подбираются с учетом познавательного материала, который дети изучали. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаются вопросы, даются образцы действий, образец высказывания, напоминаются правила. В процессе игровой деятельности с детьми необходимо вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаётся в группе предметно-развивающая среда.

Остановимся на ряде нетрадиционных дидактических играх, которые применяются в работе с детьми:

Игра «Собери бусы»

Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Дидактические игры сцветными крышками.

Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Игры сприщепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

В утренний режим проводятся пальчиковые гимнастики с прищепками, предварительно отобрав прищепки, чтоб были не тугие. Поочерёдно покусывая прищепкой фаланги каждого пальчика сопровождаются действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

В этом упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

Дидактическая игра «Спрячь козлёнка».

Цель игры — учит детей различать и называть предметы по цвету и форме, с помощью операции сравнения.

Описание игры: детям предлагаются домики в которых живут козлята. Каждый домик определенного цвета. Нужно спрятать козлят от волка, закрыв окошечки такого же цвета и формы, что и домики.

Игра очень проста в изготовлении, а у детей. вызывает массу положительных эмоций.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона- по 2 фигурки каждой. Фигуры прикреплены на ленточки. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру, надевают на шею. Воспитатель читает стихотворение:

По дороге я пойду, Друга я себе найду. Где ты друг, милый мой. Обнимись скорей со мной. Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактические задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос Кто это? — Кошка. Чем питается? (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку. Например

БЕЛКА — ОРЕШКИ, СЕМЕЧКИ

ЛЯГУШКА — МУХА, БАБОЧКА

КОРОВА — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

ЛОШАДЬ — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Дидактическая игра «Доска с замочками»

Игровая доска стимулирует детей к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире. Юный исследователь, постигая устройство механизмов, учится комбинировать различные приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой и творческие способности.

На игровой поверхности нарисовано четыре домика, в каждом живут известные малышу из повседневной жизни и сказок домашние животные — куры, гуси, собаки. Вы можете не только научить ребёнка открывать замки разных форм, но и пофантазировать в процессе игры — какая коровка здесь живёт — Бурёнка, а, может, Зорька? а овечки за этой дверцей белые и пушистые, а, может быть, чёрные? А какой породы собачка спряталась в будке — пудель, а, может быть, овчарка? Заодно можно вспомнить: как «говорит» гусь? из какого домика, если очень хорошо прислушаться, можно услышать тоненькое «бе-е-е»? а кто даёт людям молоко? Вспомнили, придумали, а теперь — быстрее открываем замок. Возможно, не все замки поддадутся одинаково легко, здесь будет важно терпение и помощь воспитателя. Глядя, как ловко это получается, дети запоминают использованные Вами приёмы и постепенно учатся применять увиденное на практике. Все старания упорного открывателя будут щедро вознаграждены, ведь за каждой дверцей ребёнка ждёт сюрприз. Заглядывай скорее и ты увидишь хозяина домика. Рассмотрели зверушек, а теперь быстрее закрываем дверцы, пока они не разбежались. А теперь — попробуй-ка сам.

Доска с замочками надолго увлечёт Вашего ребёнка и подарит массу приятных и радостных моментов. Кропотливые упражнения с замочками послужат своего рода пальчиковой гимнастикой. А ведь развитие мелкой моторики теснейшим образом связано с развитием пространственного и логического мышления. Сосредоточенные манипуляции с механизмами замков формируют навыки сенсорной и моторной координации. Движения маленьких ручек станут более уверенными, твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму. «Доска с замочками» — это увлекательная и интересная игра, полная открытий и закрытий, которая надолго станет любимым занятием. А еще, после освоения «Доски с замочками» уже можно будет не бояться, что ребёнок, случайно закрывшись где-то, растеряется и не сможет открыть любую задвижку и замок.

Систематическая работа даёт положительные результаты. Дети узнают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, растёт уровень знаний, они становятся более самостоятельны, активны, больше интересуются познавательной литературой, задают вопросы, творчески мыслят, у них активизируется мыслительная способность.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, бусы, логическое мышление, представление детей, ход игры, щипковый хват.

Читайте также: