Запряжка в один конь романовская игрушка

Обновлено: 14.05.2024

Романовская игрушка - из липецких краев. Композиции глиняных игрушек есть в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.

Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т. е. безвкусно, пёстро одета.

Романовская игрушка - моя непосредственная, что ни на есть, землячка - моё родовое село Сырское всего в нескольких километрах:)

История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась : её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Данный лэпбук предназначен для детей от 3 до 7 лет. Он используется в таких областях как: "ОО Социально-коммуникативное развитие"; "ОО Речевое развитие", "ОО Познавательное развитие", "ОО Художественно-эстетическое развитие". Этот лепбук состоит из 6 карманов:

-История возникновения росписи;

-Д/и "Четвёртый лишний";

-Д/и "Собери картинку";

Вот такой замечательный и познавательный лэпбук у меня получился.

Лэпбук «Романовская роспись»




Балхарская роспись на кувшине

Балхарская роспись на кувшине Цель: Познакомить детей с некоторыми элементами балхарской росписи. Формировать умение выполнять несложные узоры кистью на бумаге. Развивать.

Фотоотчёт «Роспись по камню»

Фотоотчёт «Роспись по камню» Дорогие коллеги представляю вашему вниманию одно из моих увлечений: «Роспись по камню» Росписью по камню я занимаюсь почти 5 лет. А началось.

Лэпбук «Городецкая роспись»

Лэпбук «Городецкая роспись» Лэпбук помогает воспитателю дошкольного образования познакомить и рассказать воспитанникам тематический материал. Лэпбук ярко оформлен и.

Лэпбук «Городецкая роспись». В рамках проекта «Страна народных мастеров»

Лэпбук «Городецкая роспись». В рамках проекта «Страна народных мастеров» Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, третий лэпбук сделанный мой в рамках идущего у нас долгосрочного проекта «Страна Народных.

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Лэпбук позволяет воспитателю дошкольного образования организовать знакомство воспитанников с определенной лексической темой как с подгруппой,.

Лэпбук «Хохломская роспись»

Лэпбук «Хохломская роспись» Лэпбук- это собирательный образ энциклопедии на определенную тему. У данного пособия очень много преимуществ: многофункциональность,вариативность,.

Лэпбук «Жостовская роспись»

Лэпбук «Жостовская роспись» Лэпбук дает возможность воспитателю дошкольного образования организовать не только совместную деятельность с воспитанниками, но и групповую,.

Роспись пасхальных яиц фломастерами

Роспись пасхальных яиц фломастерами Яйца, окрашенные в один цвет, называются крашенками, а разрисованные орнаментами или сюжетными узорами – писанками. Классическая писанка.

Романовская игрушка получила свое название от одноименного села, расположенного недалеко от Липецка. Позднее село поделилось на части и та часть, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое. Романово возникло еще в XVI веке, бояре Романовы образовали здесь поселение для своих крестьян. А в 1614 году близкий родственник царя М.Ф. Романова Иван Никитович построил острог, и село стало называться городом, ныне село Ленино.

Романовская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка на выставке «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра».
Новый Манеж, 2015 г. Фото В. Леонова

Романовская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка на выставке «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра».
Новый Манеж, 2015 г. Фото В. Леонова

Окрестности были полны залежами глины (черной, белой, красной, желтой), что способствовало возникновению и развитию гончарного промысла среди местного населения. Крестьяне делали из глины посуду и игрушки-свистульки, часть для себя, а часть продавали. Игрушку по местности назвали «романовской».

Романовская глиняная игрушка. Государсвенный Русский музей

Глиняная игрушка. Конец XIX в., д. Романово, Липецкий уезд, Тамбовская губ.
Государсвенный Русский музей. Фото В. Леонова, 2017 г.

В XIX веке, почти в каждом дворе села Романово стояли горны для обжига гончарных изделий. Зола из печей служила, как удобрение. Вместе с золой в землю попадали осколки игрушек и посуды, которые до сих пор находят местные жители.

Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Благодаря золотистому цвету основания игрушки и мягкости форм теряется ощущение «грубости» глины.

Романовская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка на выставке «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра».
Новый Манеж, 2015 г. Фото В. Леонова

В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки.

Тройка

B.В. Маркин «Тройка». Выставка «Живой источник», Москва, Манеж, 2017 г. Фото В. Леонова

Невозможно найти две одинаковые игрушки, каждая из них является ручной работой мастера, в которой проявляется его индивидуальность. Часто мастера лепили уток, коров, баранов и прочих домашних животных.

Популярной игрушкой является «Романушка» – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба), бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.

Романушка

И. Беликова. Колокольчик «Романушка». Фото В. Леонова

Колокольчик Баран

О. Волокитина. Колокольчик «Баран». Коллекция О. Поповой

Колокольчик Коза

И. Беликова. Колокольчик «Коза» по мотивам романовской игрушки. Коллекция О. Поповой

В селе Троицкое находится единственный в области Центр романовской игрушки, основанный в 1986 году Виктором Маркиным. Сначала Виктор Маркин открыл кружок для обучения ремеслу лепки из глины в сельской школе, затем появилась еще одна мастерская. Сейчас первые ученики Маркина собирают уже свои группы и обучают народному ремеслу новых ребятишек. Виктор Маркин обучался ремеслу у потомственного гончара Ивана Фёдоровича Гункина, который был безусловным мастером своего дела. Иван Гункин умер в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла. Виктор Маркин также ввел новые сюжеты в образ романовской игрушки. Например, Сирин – птица счастья. Образ восходит к древнегреческим сиренам. Это полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. Сирин и её противоположность – Алконост являются традиционным изобразительным сюжетом русского искусства. Сейчас другие мастера берут птицу счастья Маркина как образец. Кроме птицы счастья у Виктора Васильевича есть ещё множество разнообразных образов игрушки: петухи с гребнем-полусолнцем, утки с утятами, барыни-романушки, танцующие медведи, всадники и т. д.

Романовская глиняная игрушка

В.В. Маркин «Романушка».
Выставка «Романовское Рождество Липецкого уезда», Москва, Народная галерея, 2010-2011

Романовская глиняная игрушка

В.В. Маркин «Дама».
Выставка «Романовское Рождество Липецкого уезда», Москва, Народная галерея, 2010-2011

Романовская глиняная игрушка

В.В. Маркин «Сирин».
Выставка «Романовское Рождество Липецкого уезда», Москва, Народная галерея, 2010-2011

Композиции глиняных игрушек повторяются в различных стилях глиняного ремесла. Романовскую игрушку выделяет среди прочих запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Наивность и мягкость образа народной игрушки сохраняется в каждой свистульке и романушке, изготавливаемой романовскими мастерами.

Романовская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка на выставке «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра».
Новый Манеж, 2015 г. Фото В. Леонова

Пара городская, Господин Нарцов, Царев град, Монах

Е.Г. Смолеевская, А.В. Рымарь: «Пара городская», «Господин Нарцов», Царев град», «Монах». Выставка «Живой источник»,
Москва, Манеж, 2017 г. Фото В. Леонова

Собака со щенком

О.Л. Волокитина «Собака со щенком». Выставка «Зачем ребенку медведь?»
Москва, Царицыно, 2018 г. Фото О. Поповой

Романовская глиняная игрушка

Романовская игрушка в Белом зале Российской академии художеств, 2020 г. Фото О. Поповой

Романовская глиняная игрушка

Романовская игрушка в Белом зале Российской академии художеств,2020 г. Фото О. Поповой

Романовская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка. ВДНХ, выставка актуального народного искусства, 2022 г. Фото О. Поповой

Романовская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка. ВДНХ, выставка актуального народного искусства, 2022 г. Фото О. Поповой

Колокольчик

Ольга Волокитина. Колокольчик «Романушка». Коллекция Н. Степановой

Колокольчик

Ольга Волокитина. Колокольчик «Баран». Коллекция Н. Степановой

Колокольчик

Анастасия Короленко. Колокольчик «Романушка». Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Ольга Волокитина. Колокольчик «Козлик рогатый». Коллекция О. Поповой

Колокольчик с четырьмя свистульками

Ольга Волокитина. Колокольчик с четырьмя свистульками. Коллекция О. Поповой

Анна Горбунова, 2011 г.

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер. Русское гончарное искусство и народная игрушка второй половины XX – начала XXI веков в рамках Всероссийского фестиваля „Гончары России“»

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

О романовской глиняной игрушке

Иван Федорович Гункин

Иван Федорович Гункин
Фото Светланы Пастуховой, 1997 г.

Романовская глиняная игрушка И.Ф. Гункина

Игрушка И.Ф. Гункина, 1991 г.

Романовская глиняная игрушка И.Ф. Гункина

Игрушка И.Ф. Гункина, 1991 г.

Романовская глиняная игрушка. Олень с птицей

Игрушка-свистулька «Олень с птицей», 2002 г. В.В. Маркин

Романовская глиняная игрушка. Гармонист на козле

Игрушка-свистулька «Гармонист на козле», 2002 г. В.В. Маркин

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка-свистулька

Игрушка-свистулька «Коза», 1997 г. В.В. Маркин
Игрушка-свистулька «Мужик», 2011 г. И.П. Беликова

Романовская глиняная игрушка-свистулька

Игрушка-свистулька «Романушка», 2011 г. И.П. Беликова
Игрушка-свистулька «Водовоз», 2017. И.П. Беликова

Романовская глиняная игрушка-свистулька

Игрушка-свистулька «Уточка с утятами», 2000 г. Е.Г. Смолеевская
Игрушка-свистулька «Баран», 1972 г. С.Ю. Пастухова

Романовская глиняная игрушка. Конь трехголовый

Игрушка-свистулька «Конь трехголовый», нач. 2000-х гг. П.И. Ширяев

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка-свистулька

Игрушка-свистулька «Корова», 1991 г. И.Ф. Гункин
Игрушка-свистулька «Птица Сирин», 2000 г. Л.Ю. Тихонова

Романовская глиняная игрушка. Бык

Окарина «Бык», 2018 г. А.В. Рымарь

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка. Тройка

Игрушка-свистулька «Тройка», 2010 г. О.Л. Волокитина

Романовская глиняная игрушка. Дама

Игрушка-скульптура «Дама», 2021 г. А.С. Короленко

Романовская глиняная игрушка. Поезд

Игрушка-скульптура «Поезд», 2010 г. О.Л. Волокитина

Романовская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Романовская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка. Романушка с коромыслом

Игрушка-скульптура «Романушка с коромыслом», 1998 г. Е.Г. Смолеевская
Игрушка-скульптура «Романушка с коромыслом», 2008 г. О.Л. Волокитина

Романовская глиняная игрушка. Романцы едут в Москву

Игрушка-скульптура «Романцы едут в Москву», 2010 г. О.Л. Волокитина

Романовская глиняная игрушка

Игрушка-скульптура «Романушка», 2000 г. Е.Г. Смолеевская
Игрушка-скульптура «Медвель с петухом», 1998 г. Е.Г. Смолеевская

Романовская глиняная игрушка В.В. Митина

Игрушка В.В. Митина на выставке «Гончарных дел мастер»

Романовская глиняная игрушка. Пожарный выезд

Игрушка-скульптура «Пожарный выезд (из двух раздельных частей)», 2017 г. В.В. Митин (роспись И.П. Беликовой)

Романовская глиняная игрушка. Чаепитие

Игрушка-скульптура «Чаепитие», 2018 г. В.В. Митин (роспись И.П. Беликовой)

Романовская глиняная игрушка. Офицер

Игрушка-скульптура «Офицер», 2017 г. В.В. Митин (роспись И.П. Беликовой)

Фото В. Леонова, О. Поповой
Всероссийский музей декоративного искусства
Москва, 24.12.2021

Квебек, Зимний карнавал

Выставка колокольчиков «Перезвон традиций" в Областном Центре романовской игрушки

С 3 по 31 марта 2015 года в Областном Центре романовской игрушки прошла выставка «Перезвон традиций», основную частью которой составили колокольчики из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее

1 В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой, которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась : ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.

2 Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими» или «романушками», если присмотреться, они чем-то напоминают скопинские скульптуры. Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.

3 У каждой эпохи — своя свистулька. До Петра чаще лепили домашних животных, а когда открылся липецкий курорт, появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. На железную дорогу ответили глиняным паровозом, а когда на курорт царь Николай пожаловал, то и его "обожгли" местные игрушечники. Очень редкая скульптура – похороны Льва Толстого. Местные жители очень трепетно к нему относились, любили его изображать.

4 Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы.

5 К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни.

6 Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях, то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.

7 Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.

8 Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм : красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.

9 Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

10 Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки.

11 Раскрашивается игрушка двумя способами : поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

12 Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX в. Это различного рода свистульки в виде коней и оленей, петухов и баранов и небольшие фигурки, покрытые жёлто-зелёной поливой, изображающие поездки и всадников.

В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию.

13 Постепенно, с появлением промышленных образцов посуды, гончарный промысел в Романове пришёл в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. промысел романовской игрушки стал возрождаться.

Портретное изображение «Государя», сделанное Митиным, тоже не осталось без внимания.

16 Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.

В настоящее время на месте старинного боярского города Романов, в селе Троицкое, в 20 км. от Липецка, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края. Центр активно возрождают и популяризируют традиции романовской керамики. Несколько дней в неделю лепке здесь обучают детей, а в другие дни – принимают всех желающих попробовать свои силы в народном искусстве. Знакомство начинается с экскурсии по музею, где собрана внушительная коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а также найденной при раскопках керамики.

Мастер-класс по лепке из глины романовской игрушки «Козлик»

Мастер-класс по лепке из глины романовской игрушки «Козлик» Из всех материалов для лепки глина - самая удивительная. Глина - это уникальный природный материал. Предметы, вылепленные из неё, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определённой твёрдости, а затем окрасить, покрыть росписью. Обожженная глиняная работа становится.

Фотоотчет «Романовская игрушка»

Фотоотчет «Романовская игрушка» Романовская глиняная игрушка давно стала бредом нашей Липецкой области. 2022 год объявлен Годом народного творчества. Предлагаю познакомиться с жемчужиной народного творчества Липецкого края - романовской игрушкой! Узнать традиционную романовскую игрушку несложно. Это глиняные.

Романовские игрушки - Лэпбук «Романовская роспись»

Лэпбук «Романовская роспись»

Публикация «Лэпбук «Романовская. » Романовская игрушка - из липецких краев. Композиции глиняных игрушек есть в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет.

Фотоотчет о занятии по лепке по мотивам романовской игрушки «Собачка»

Фотоотчет о занятии по лепке по мотивам романовской игрушки «Собачка» План мероприятий на октябрь по теме «Обычаи и традиции Липецкой земли» 1. Совместная деятельность воспитателя с детьми «Путешествие в бабушкин сундук» 2. Народные промыслы: лепка по мотивам романовской игрушки «Собачка» 3. КВН «Знатоки города Липецка» 4. Беседа «История Липецких.

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные.

Самоанализ ОД «Знакомство с романовской игрушкой» в старшей группе с использованием технологии «лэпбук» Тема: «Знакомство с романовской игрушкой» Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет. Конспект ОД разработан с учётом индивидуальных особенностей воспитанников старшей группы. Длительность составила 28 минут (из них - 26 минут ОД и 2 минуты –.

Романовские игрушки - НОД «Знакомство с романовской игрушкой» для детей 5–6 лет с использованием технологии «лэпбук»

Статья «НОД «Знакомство с романовской игрушкой» для детей 5–6 лет с. » Цель: познакомить детей с романовской игрушкой. Образовательные задачи: - формировать представление об истории возникновения романовской игрушки; - закреплять умение находить характерные особенности «романушек»; - способствовать приобщению дошкольников к истокам русской народной.

Конспект НОД в рамках проекта «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка» Проект: «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка». Подготовила: воспитатель ДОУ №14. Г. Липецка, Горбачева Анастасия Николаевна. Паспорт проекта: Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя. Участники проекта: Воспитатели.

НОД «Лепка жаворонка по мотивам романовской игрушки»

НОД «Лепка жаворонка по мотивам романовской игрушки» Цель : продолжать знакомить детей с романовской игрушкой, закреплять основной приём романовской лепки - "пельмень". Задача: продолжить знакомство с историей создания романовской игрушки, учить лепить жаворонка приёмом "пельмень"; воспитывать интерес и уважение к промыслам.


Глиняные поделки села Романово ныне Липецкой области известны с XVI в. Принято считать, что гончарный промысел в Романове появился после того, как в эти края переселились крестьяне из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии и было это в XVI веке.

Эту глиняную игрушку в народе ласково прозвали по названию села — «романушка». О ней написано много статей и книг. С первого взгляда, она впечатляет своей выразительностью и разнообразием образов.

Романовская малая скульптура сохранила милую непосредственность и самобытность, праздничность и сказочность, не утратила поэтического строя.

Лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре — более 40 основных сюжетов насчитывалось уже по официальным упоминаниям в конце XIX века.

Барыня с ребенком. Романовская игрушка, Липецкая обл. 1919 г. ГМЗ Царицыно.

К перечисленному можно прибавить: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег.

Все они имели и обрядовый смысл: собака — охранитель; индюк — игрушка для ребенка и оберег, её привязывали к люльке; козел ржаной — хлебное изобилие.

Позже появились образы утки, селезня, быка, коровы.

К наиболее поздним (начало XX в.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

Игрушка романушка. Всадник на коне.

История романовской игрушки

Романовской эта игрушка называется по названию села Романово. Там и в ближайших сёлах Пады, Хрущевка, Троицкое активно развивался гончарный промысел, лепили посуду и игрушки. В этих местах на высоком берегу реки Воронеж отличные месторождения гончарных глин разных сортов.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с романушкой произошло именно так. Игрушки ценили как малую скульптуру, их охотно покупали в городе и в деревне. Скупщики покупали и вывозили романушку далеко за пределы области.

Скорее всего, они и стали заниматься гончарным ремеслом, да и игрушки, если присмотреться, чем-то напоминают скопинские скульптуры.

Научный и искусствоведческий интерес к игрушки-романушки возник благодаря известному просветителю, подвижнику и краеведу Михаилу Павловичу Трунову (1867–1942 )и «Петровскому обществу». Игрушки стали покупать для коллекции. В отчете общества за 1909 год говорится:

В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ.

Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя.

Именно тогда и начали собирать первые глиняные игрушки для Краеведческого музея и для других российских музеев.

Наибольшего расцвета романовский промысел достиг во второй половине XIX в., а вот к 1930-м годам промысел стал угасать. Новое развитие он получил в 1980-е, когда его стали изучать студенты Липецкого педагогического института.

В настоящее время современные мастера, опираясь на романовские традиции прошлых веков, возрождают древний игрушечный промысел Липецкого края.

Офицер. Традиционный сюжет. Полива.

Романовская игрушка очень разнообразна, мастера лепят более полусотни сюжетов — от глубоко традиционных животных, птичек-свистулек, всадников, до современных сиринов и медведей; от простых собачек, до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой или окрашивается краской.

Село Романово

История села непосредственно связана с династией Романовых и начинается в XVI веке. Земли Романовых в Скопинском уезде были разорены и тогда крестьян переселили сюда.

Образовалось городище, затем город Романов. Поначалу земли относились к Тамбовской губернии, а потом перешли к Липецкой. До сих пор иногда, в описаниях фондов музеев, в описании можно встретить, что игрушка — Тамбовской губернии.

С XVIII века город снова стал селом. После революции 1917 года село Романово переименовано в Ленино, так оно зовётся и сейчас.

За всё время существования села там процветал гончарный и игрушечный промысел. Угасание произошло с приходом технического прогресса и в связи с политическими переменами в стране после революции.

Есть предположения, что отказ кустарей от гончарного производства в этих краях связан с высоким налогом на гончарство.

Музыкальная игрушка

Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

Поют в романушке и барыньки, и медведи, и диковинные петухи с огромными гребешками. Мастера утверждают, что именно местная глина даёт необыкновенные акустические возможности.

Курортный сувенир

Игрушка поначалу была довольно простой, лепили в основном образы домашних животных. На развитие сюжетности во многом повлияло открытие Липецкого курорта в XIX веке.

Игрушки стали яркими и более выразительными. Появились многофигурные композиции: сани с возницей, гуляющие пары в нарядных одеждах, тройки, шикарные диковинные птицы-индюки с пышными хвостами.

Каждый, кто приезжал на Липецкие воды, считал необходимым увезти красивый сувенир.

На сюжетность игрушки также ещё повлияла и мода на фарфоровые статуэтки. Появилось выражение «комодная игрушка». Барыни, офицеры, нянюшки и наездники — эти образы появились сразу в разных ремёслах — сергиевской игрушке, тульской городской и других, не обошли они и романушку.

Читайте также: