Завод красный боевик игрушки

Обновлено: 26.04.2024

Окружён территорией Тамбовского района, в который не входит, так как является самостоятельной административно-территориальной единицей городом областного значения, образующим одноимённое муниципальное образование городской округ город Котовск. [3]

Содержание

География [ | ]

Расположен на правом высоком берегу реки Цны, в 15 км от Тамбова, его промышленный спутник.

История [ | ]

В 1914 году началось возведение рабочего посёлка Пороховой Завод и производственных корпусов казённого предприятия оборонного назначения по соизволению Николая II. Уже в следующем году в спешном порядке был построен и сдан в эксплуатацию самый крупный на Тамбовщине завод. До революции 1917 года продолжалось активное строительство завода. Была проложена узкоколейная железная дорога. Возведена единственная тогда на Тамбовщине ТЭЦ.

В 1918 году посёлок стал центром сельского района и получил наименование Ударный, а в 1919 году — название Красный Боевик. Население посёлка по переписи 1939 года составило 16 986 человек.

Постановлением Президиума ВЦИК 9 февраля 1938 года посёлок завода выделяется в самостоятельный промышленный район Тамбова с образованием райсовета. А 16 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок преобразован в город Котовск, названный в честь героя гражданской войны — комбрига Г. И. Котовского.


В период Великой Отечественной войны город сначала был прифронтовым, а затем тыловым. На пороховом заводе (завод № 204) выпускалась пороховая продукция.

Всего в боях против фашистов участвовало 2698 котовчан, 2291 из них награждены орденами и медалями. 9 горожан удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Посконкин А. Р., Комбаров Е. И., Конин М. Ф., Питерский Г. И., Любичев М. Д., Свистунов А. И., Малин А. П., Поляков М. П., Фёдоров Б. А. [4]


18 мая 2011 года состоялось заседание организационного комитета по созданию герба г. Котовска. Герб Котовска был утверждён 30 июня 2011 года на двадцать третьей сессии пятого созыва Котовского городского Совета народных депутатов решением № 242 «Об утверждении Положения о гербе города Котовска Тамбовской области».

Идея герба: Николай Луговских, Аркадий Антонян (Котовск);
Геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки), Сергей Янов (п. Малаховка);
Художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (Москва);
Обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково).

«В червленом поле на зелёной, тонко окаймленной серебром, волнистой оконечности, обремененной золотым пушечным стволом — вырастающая ель того же металла».

Красный цвет — символ мужества, силы, труда, красоты и праздника. В годы Великой Отечественной войны пороховой завод (завод N 204) работал круглосуточно, не закрываясь ни на день. За время войны здесь было произведено сорок миллионов зарядов и девяносто тысяч тонн пороха. За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы войны завод был награждён орденом Отечественной войны I степени. Пороховой завод, его роль в появлении и становлении города аллегорически отражена в гербе красным полем и орудийным стволом. Красное поле также отсылает к одному из ранних названий посёлка (с 1919 до 1939 года) — Красный Боевик.

Зелёный цвет — символ молодости, здоровья, природы, жизненного роста. Город Котовск расположен к югу от Тамбова на правом высоком берегу реки Цна, показанной в гербе серебряным волнистым поясом. Первоначально здесь был лес, и улицы поселка прорубались просеками. И сегодня Котовск — один из самых зелёных и благоустроенных городов области. Об этом в гербе символизируют зелёная оконечность и золотая растущая ель.

Золото — символ богатства, стабильности, уважения, солнечного света и тепла. Серебро — символ чистоты, совершенства мира и взаимопонимания.

Герб впервые был продемонстрирован широкой публике и использован на Покровской ярмарке, состоявшейся на Набережной улице города Тамбова 14—15 октября 2011 года.

Население [ | ]

Численность населения
1916 [5] 1931 [5] 1959 [6] 1967 [5] 1970 [7] 1979 [8] 1989 [9] 1992 [5] 1996 [5]
8000 ↘ 2800 ↗ 25 511 ↗ 30 000 ↗ 33 347 ↗ 37 848 ↗ 38 510 ↗ 38 600 ↘ 38 500
1998 [5] 2002 [10] 2003 [5] 2005 [5] 2006 [5] 2007 [5] 2009 [11] 2010 [12] 2011 [5]
↘ 38 000 ↘ 34 054 ↗ 34 100 ↘ 33 300 ↘ 33 000 ↘ 32 600 ↘ 32 224 ↘ 31 850 ↗ 31 900
2012 [13] 2013 [14] 2014 [15] 2015 [16] 2016 [17] 2017 [18] 2018 [19] 2019 [20] 2020 [21]
↘ 31 611 ↘ 31 406 ↘ 31 220 ↘ 31 136 ↘ 30 718 ↘ 30 353 ↘ 29 999 ↘ 29 377 ↘ 28 955
2021 [1]
↘ 28 663

На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 522-м месте из 1117 [22] городов Российской Федерации [23] .

Активная убыль населения города связана с низкой рождаемостью и высокой смертностью и оттоком в крупные города из-за падения производства на градообразующих предприятиях города, таких как Тамбовский пороховой завод, ОАО «Алмаз», ОАО «Котовский лакокрасочный завод» (численность рабочих сократилась в 8—10 раз относительно конца семидесятых — начала восьмидесятых годов прошлого века).

Экономика [ | ]

В Котовске находятся заводы:

  • ЗАО «Котовский завод нетканых материалов»
  • «Пластмасс» (Тамбовский пороховой завод)
  • ОАО «Искож»
  • ОАО «Алмаз»
  • хлебозавод («Котовскхлеб»)
  • завод по изготовлению керамических изделий

Отраслевая структура промышленности за 1 полугодие 2009 года (объём производства):

  • Химическая промышленность 449,7 млн руб. — 55,5 %
  • Машиностроение 39,1 млн руб. — 4,8 %
  • Лёгкая промышленность 263,9 млн руб. — 32,5 %
  • Пищевая промышленность 57,8 млн руб. — 7,2 %

В 2011 году лидером в промышленности стал «Котовский завод нетканых материалов» с объёмом производства 1,1 млрд руб.

Транспорт [ | ]

Пригородные и междугородние перевозки осуществляются ООО «Котовсктрансавто» автобусами моделей: ПАЗ 3204, ПАЗ 4238, ЛиАЗ 5256.36, микроавтобусами Газель Некст, Peugeot Boxer и Iveco Daily.

В начале 2000-х годов были сняты с эксплуатации и списаны все автобусы марок ЛиАЗ-677М, ЛАЗ-695Н, МАРЗ и Альтерна (Руслан); в 2010-х — автобусы Hyundai AeroCity и Hyundai AeroTown, Daewoo BS 106. В настоящее время в городе действуют три автобусных маршрута. Интервал на городских маршрутах составляет 30 минут.

Образование [ | ]


  • Две основные школы: школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов, объединенная со школой №4 и основная школа (объединила школу № 1 и № 2).
  • Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
  • Котовский индустриальный техникум
  • Детская школа искусств
  • Дом детского творчества


Культура [ | ]

В городе функционируют

  • Музейный историко-просветительный образовательный комплекс;
  • Дворец Культуры;
  • Детская библиотека;
  • Библиотека Дворца культуры;
  • Библиотека им. В. В. Маяковского.
  • В городе жил и работал известный русский писатель, поэт и публицист Виктор Герасин.

Телевидение [ | ]

В Котовске есть собственный телеканал «КТВ-8». Создан в 1992 году. Начал вещание 18 февраля 1993 года. Осуществляет собственное вещание в кабельных и IP-сетях города с 18:00 до 23:00 ежедневно, кроме субботы.

История создания и развития [ | ]

1992 год. Заведующим и директором местного ДК было принято решение о создании местного телевидения. Глава администрации поддержал эту идею.

В декабре 1992 года в Новосибирске был куплен эфирный передатчик.

В феврале 1993 года была построена телевизионная антенна рабочими Котовского завода пластмасс.

18 февраля 1993 года состоялся первый эфир. Провели его Батуров Александр и Михеев Николай. Первыми корреспондентами были Дворецкова Людмила и Южева Елена. Первым телеоператором стал Шмырёв Игорь.

С 26 ноября по 13 декабря 2020 года аналоговое эфирное вещание было прекращено в связи со сложной эпидемиологической ситуацией и угрозой распространения новой Коронавирусной инфекции.

14 декабря 2020 года телеканал сменил графическое оформление, перешёл на широкоэкранный формат вещания, и обновил эфирную сетку: появились фильмы и программы по синдикации («Искры камина», «Обзор мировых событий», фильмы проекта «Общее дело»). [24]

Археология [ | ]

Под Котовском, на правом берегу реки Цны, где планируется разместить микрорайон «Новый Котовск», найдены захоронения абашевской и срубной культур бронзового века [25] [26] .

Добрый день, друзья!
Моя сегодняшняя публикация посвящена Котовскому заводу пластмасс.
А началось все со случайной покупки двух игровых кукол на Тамбовской блошке: прессопилочной авторства Э.Фадеевой, производства Фабрики «Победа», г.Киев и целлулоидного пупса Котовского Завода «Красный боевик».



Поскольку целлулоидные куклы дело в моей коллекции «новое, неосвоенное» ©, я принялась искать информацию по заводу, производившему львиную долю советских целлулоидных игрушек.
Оказывается, построен этот завод был еще в 1915 году и тогда же вокруг него вырос поселок.

Вот что об этом пишет Википедия:
«В 1914 году началось возведение рабочего посёлка Пороховой Завод и производственных корпусов казённого предприятия оборонного назначения по соизволению Николая II. Уже в следующем году в спешном порядке был построен и сдан в эксплуатацию самый крупный на Тамбовщине завод. До революции 1917 года продолжалось активное строительство завода. Была проложена узкоколейка. Возведена единственная тогда на Тамбовщине ТЭЦ.
В 1918 году посёлок стал центром сельского района и получил наименование Ударный, а в 1919 году — название Красный Боевик. Население посёлка по переписи 1939 года составило 16 986 человек.
Постановлением Президиума ВЦИК 9 февраля 1938 года посёлок завода выделяется в самостоятельный промышленный район Тамбова с образованием райсовета. А 16 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок преобразован в город Котовск в честь героя гражданской войны — комбрига Г. И. Котовского.»

При чем же здесь целлулоид скажете вы?
Все дело в том, что целлулоид, как и современный бездымный порох производят из одного сырья – целлюлозы, а потому эти два производства зачастую объединяют под одной крышей – и практично и секретность соблюдена.
Итак: Тамбовский пороховой завод (с 1915 г.);
Завод «Красный боевик» (с 1919 г.);
Государственный союзный завод № 204 (с 1937 г.); В периодической печати 1950-х гг. именуется как «завод сельхозмашиностроения».
Завод имени Калинина (с 06.03.1966);
Завод пластмасс (п/я А-3584) (с 29.06.1966);
ГУП «Котовский завод пластмасс» (с 1996 г.);
ФГУП «Котовский завод пластмасс» (с 1999 г.);
ФКП «Тамбовский пороховой завод» (с 25.08.2006).
До начала 1930-х гг. на заводе лишь перерабатывались импортные и трофейные пороха, но в 1932 г. уже был выпущен первый пироксилиновый порох, произведенный самостоятельно, в апреле 1933 года начат выпуск целлулоида, а в 1936 году изделий из него.

Тогда же, в конце 30-х название завода сменилось, но сам городок переименовали в Красный Боевик, затем кому-то пришло в голову, что в Гражданскую войну мимо проходил легендарный комдив Котовский, и городок переименовали уже в Котовск. И главная улица в нем стала — улица Котовского.

Если посмотреть со спутника, пороховой завод — градообразующее предприятие Котовска — занимает большую территорию, чем город, который оно образует. Корпуса его разбросаны по лесу – мера эта вынужденная, чтобы не детонировали при возможном взрыве. Меры предосторожности здесь максимальные. Для ЧП достаточно одной искры. Потому рабочие при входе оставляют сигареты и зажигалки, мобильные телефоны и переодеваются в антистатические костюмы. А грузы по территории завода доставляют повозки, запряженные лошадьми без подков.
Тамбовский пороховой завод выпускает не только начинку для патронов, боеприпасов, пороховые заряды для ракет. В настоящее время завод работает в полную силу: гособоронзаказ сегодня большой.

проходная завода
И хотя в советское время предприятие было засекречено, но широкую известность и даже славу приобрела его гражданская продукция – игрушки, в частности знаменитая кукла-неваляшка. Надо сказать, что снаряды, которые выпускал тогда завод, тоже называли «неваляшками» — из военной хитрости.

фото из интернета
Выпуск этой куклы начали в 1958 году, когда всесоюзный Институт игрушки разработал для порохового завода несколько моделей кукол из целлулоида. устойчивости. В наше время выпускают более 35 видов таких игрушек. Правда делают их не из целлулоида, а из полиэтилена.



Я убеждена, что прообразом ее послужил знаменитый старинный русский Ванька – встанька.
Вот что об этом пишет словарь Михельсона: «человѣкъ, который какъ кошка, всегда падаетъ на ноги, наподобіе игрушки этого названія: «куколка», которая, какъ ее ни нагибай въ разныя стороны, всегда становитсяна ноги. Есть и рюмки такія.» 1896—1912.
А это словарь Ушакова: «ВА́НЬКА-ВСТАНЬКА, ваньки-встаньки, муж. Детская куколка, которая вследствие прикрепленной к низу тяжести всегда встает, как бы ее ни кинуть.
|| перен. Человек, который легко оправляется от всякой беды (разг. ирон.).»
То же определение дает и Ожегов, но сами работники завода стойко убеждены, что знаменитая, исконно русская игрушка — неваляшка имеет японское происхождение, якобы именно оттуда ее завезли в СССР ПОСЛЕ войны.


памятник Котовской неваляшке
Но вот что мне совершенно не ясно, так это точное время выпуска целлулоидных пупсов.
Хотя завод был переименован из «ЗКБ» еще в 30-х, но клеймили игрушки знаменитым ромбом с тремя буквами вплоть до конца 60-х.
Позже появилось клеймо «черепашка», хотя его ошибочно часто называют и снежинкой и солнышком и штурвальчиком)))


Игрушки Котовского завода пластмасс:
фото из интернета




















Ямогу: P.I.A. Авторские Шарнирные Куклы Поздняковой Ирины Александровны

Ямогу: Мебель из экологичных материалов для ваших кукол

Там где было производство и куклы должны водиться))) Повело вам оказать в нужное время и в нужном месте!

Вообще то автор топика из г. Москва, поделилась с нами информацией из интернета и др. источников. Спасибо ей.

Маргарита, спасибо большое за интересный топик.Многие игрушки были у нас в детстве. Огромных пупсов, мы с сестрами, каждый вечер полоскали в бабушкином корыте.Петухи, зайцы, неваляшки все они родом из моего детства.

Спасибо за публикацию, увидела любимых куколок. Но до чего же хрупкие они были: бывало, что ломались чуть ли не в день покупки, особенно при помощи младшей сестры(((

Хотя на упаковке было написано, что это сувенирная продукция и для игры не предназначена. По неваляшкам так не скучаю, как по большим куклам на этих фото, точно такую мне купили и даже отдали одежду младшей сестры, из которой она выросла. Я так радовалась! А потом сестра с размаху плюхнулась на живот кукле и промяла((( А потом ещё и по голове чем-то стукнула и куклу выбросили. Потом мне только маленьких покупали, они тоже здесь на фото есть. Но с ними было уже не так интересно.


Очень замечательный топик… и фотки такие «воспоминательные»… а про японскую неваляшку -ДАРУМА, мне она больше напоминает матрешку, вот описание из Википедии- «Дарума (яп. だるま или 達磨) — японская традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму, в японской синкретической мифологии — божество, приносящее счастье. Кукла имеет второе название — Тогаку.

Куклы-дарума, приготовленные к сожжению в храме.
Кукла делается из дерева, папье-маше или бумаги и не имеет рук и ног: по легенде после девяти лет медитации у Бодхидхармы атрофировались конечности. Кукла обычно бывает окрашена в красный или, реже в зелёный, жёлтый или белый цвета. На ней изображается борода и усы, но глаза рисуются без зрачков.

Разницу реально можно увидеть, только поставив пупсов рядом. Основное различие, это небольшое расхождение в росте пупса. И этих пупсов выпускали не только Котовск и Охтален.

Продолжаю тему любимых советских кукол. Кукол редких, желанных и замечательных. Сегодня о Котовском заводе.

В 1914 году началось возведение рабочего посёлка Пороховой Завод и производственных корпусов казённого предприятия оборонного назначения по соизволению Николая II. В 1915 году в спешном порядке был построен и сдан в эксплуатацию самый крупный на Тамбовщине завод. До революции 1917 года продолжалось активное строительство завода.
В 1918 году посёлок стал центром сельского района и получил наименование Ударный, а в 1919 году — название Красный Боевик.
Постановлением Президиума ВЦИК 9 февраля 1938 года посёлок завода выделяется в самостоятельный промышленный район Тамбова с образованием райсовета. А 16 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок преобразован в город Котовск в честь героя гражданской войны — комбрига Г. И. Котовского.

Вот какие названия носил завод: Тамбовский пороховой завод (с 1915 г.);
Завод «Красный боевик» (с 1919 г.);
Государственный союзный завод № 204 (с 1937 г.). В периодической печати 1950-х гг. именуется как «завод сельхозмашиностроения».
Завод имени Калинина (с 06.03.1966);
Завод пластмасс (п/я А-3584) (с 29.06.1966);
ГУП «Котовский завод пластмасс» (с 1996 г.);
ФГУП «Котовский завод пластмасс» (с 1999 г.);
ФКП «Тамбовский пороховой завод» (с 25.08.2006).
До начала 1930-х гг. на заводе лишь перерабатывались импортные и трофейные пороха, но в 1932 г. уже был выпущен первый пироксилиновый порох, произведенный самостоятельно, в апреле 1933 года начат выпуск целлулоида, а в 1936 году изделий из него.

В конце 30-х годов название завода сменилось, но сам городок переименовали в Красный Боевик. Затем в честь легендарного комдива гражданской войны Котовского городок переименовали в Котовск. Главная улица в нем стала — улица Котовского.

В советское время предприятие было засекречено, но широкую известность и даже славу приобрела его гражданская продукция – игрушки, в частности знаменитая кукла-неваляшка. Выпуск этой куклы начали в 1958 году, когда всесоюзный Институт игрушки разработал для порохового завода несколько моделей кукол из целлулоида.

Это послужило толчком к созданию новой коллекции, но в этот раз Александр решил собирать не модели автомобилей, а игрушечные автомобили и обязательно в оригинальном виде, без каких-либо переделок. Тогда же и был заложен основной принцип коллекции, которого Александр придерживается и по сей день: максимальное стремление к оригиналу, минимум новых вмешательств. Коллекция достаточно быстро росла, Александр узнавал много нового. Отдельной радостью было найти точно такие же машинки, какие были и у него в детстве. И, хотя, сейчас у Александра огромная коллекция, в ней до сих пор нет всех игрушек, которые были именно в его детстве.

Изначально формат коллекции предполагал только техническую, транспортную игрушку. Но впоследствии, видя с какой скоростью изчезают игрушки, которые еще совсем недавно были массовыми, были принято решения расширить формат коллекции. Одними из первых к коллекции добавились октябрьско-пионерская символика, конструкторы, книжки-игрушки. В этот момент коллекция уже стала претендовать на звание музея и Александр стал проводить первые выездные выставки. Чуть позже в коллекции появились куклы, звери, резиновые, полиэтиленовые, целлулоидные игрушки, настольные игры.


2. В настоящий момент Александр особенно увлечен наполнением самой новой, кукольной части коллекции. Как признается Александр — «Всю жизнь я был совершенно равнодушен к куклам, но сейчас они захватили меня полностью и последние два года составляют в моей душе серьезную конкуренцию технике».


3. Коллекция охватывает период СССР до 1990 года и немного позже, если разработка выпускаемой игрушки была выполнена еще во времена СССР. Точное число экспонатов в коллекции установить невозможно т.к. нет возможности провести инвентаризацию, но по грубым подсчетам Александру удалось собрать более 1000 игрушек различного года выпуска и состояния. Основная часть собрания лежит упакованной и недоступной для какого-либо осмотра, к тому же в не самых лучших условиях (неотапливаемый гараж с протекающей крышей). А наиболее ценные экспонаты находятся в обычной однокомнатной квартире, занимая в ней практически всё свободное пространство, что тоже совершенно не удобно для просмотра.


4. Мечта Александра открыть настоящий музей со свободным доступом для всех желающих. По его мнению коллекция должна быть доступна для широкого круга посетителей: только тогда она живет. Как минимум необходимо светлое и отапливаемое помещение, в котором можно разместить экспонаты коллекции и проводить экскурсии. Александр пытается вести переговоры с администрацией своего района, но положительных решений пока не было принято.

Этот репортаж показывает общий масштаб коллекции и Александр просит отнестись к нему с пониманием — это не выставка и не музей, это вынужденная мера хранить экспонаты в таком виде за отсутствием иных вариантов. Поэтому не обращайте внимание на пыль, я совершенно спонтанно нагрянул к Александру в гости и у него было возможности подготовиться к моему приходу.

Итак, давайте познакомится с некоторыми экспонатами коллекции:


5. Единственная в советском союзе шарнирная кукла. Ее можно посадить и она будет нормально сидеть.


6. Кукла со следящими глазами.


7. Лошадка на колесиках. Экспонат интересен тем, что это самодельная, а не серийная игрушка, сделанная из подручных материалов.


8. Деревянные машинки Буратино, такие обычно были в детских садах — РАФики и самосвалы. А сверху самосвал ЛТЗ ГАЗ-52 еще с металлическими колесами.


9. Электронная настольная игра Стрелок, это уже начало 1990-х годов.


10. Очень интересные экспонаты из той же коллекции деревянных игрушек. Обратите внимание на стиль и дизайн — это ведь настоящий маскл кар!


11. Огромная коллекция советских кукол: целлулоидные, полиэтиленовые, игровые и декоративные.


12. Различные модели колесной техники.


13. Эксклюзивный и один самых доростоящих экспонатов в коллекции — электрическая железная дорога производства завода «Москабель». С трансформатором, освещением, семафорами и стрелками. Выпущена 60 лет назад. В полной комплектации такая железная дорога в наше время стоит почти 100 тысяч рублей.


14. Планетоход Электроника ИМ-11. Выпускался в 1980-х годах, а за основу был взят разработанный в США BIG TRAK. Имеет память и может выполнять запрограммированный алгоритм действий. Пожалуй, одна из самых технологичных игрушек в СССР.


15. Серия развивающих конструкторов Юность.


16. Культовая игрушка 1960-х годов — Луноход с дистанционным проводным управлением. Умеет ездить вперед-назад, поворачивать и открывать крышку с солнечной батареей.


17. Игрушки занимают все свободное пространство в квартире. ЗИЛы с полуприцепами разных годов выпуска и собрание ЗИС-150 разных годов выпуска.


18. На полке на кухне приютились звери — резиновые, полиэтиленовые, целлулоидные.


19. Гоночные машинки эстонского завода Norma, известного производителя ремней безопасности для автомобилей.


20. А большая часть коллекции хранится в гараже и совершенно не доступна для осмотра.


21. Многочисленные настольные игры.


22. Педальная детская машина Оренбуржец.


23. Александр показывает как в течение времени менялась конструкция шасси выпускаемых игрушек — в первое время конструкцию дорабатывали, чтобы повысить детализацию, а в последние годы выпуска наоборот упростили, чтобы снизить себестоимость производства.


24. Большинство советских игрушек умирали вот таким образом. После чего её выбрасывали.


25. Еще куклы.

А вы нашли игрушки, которые были в вашем детстве?

Александр с огромной радостью примет в дар, купит или обменяет любые старые игрушки времен СССР. И совершенно не важно в каком они состоянии, возможно именно этой игрушки очень не хватает в модельном ряду коллекции. Примите и вы посильное участие в сохранении исторического наследия! Связаться с Александром можно через ЖЖ — shuriken_ru .

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Забытые советские игрушки

Да, было время, когда детские игрушки делали в основном из железа.

IMG_3746


Набор кукол "Детский сад", игрушка "Автобус" 1950-нач. 60-х

Что-то у меня журнал в последнее время стал напоминать "Афишу" :) Но выставок, милых моему сердцу, действительно много сейчас, поэтому не могу не ходить и не делиться - вдруг кому-то пригодится? Зима, по-моему, самое то время, когда по музеям ходится замечательно.
В общем - очередная выставка для тех, кто неравнодушен к игрушкам и не прочь поностальгировать :) Называется "Мы едем, едем, едем", проходит в Коломенском, во Дворце Алексея Михайловича (м. Каширская), продлится до 8 марта. Взрослый билет - 150, школьники - 50, дошкольники - бесплатно.
На выставке представлены коллекционные модели, детские игрушки, настольные игры, книги, открытки из коллекции Сергея Романова, а это значит, что там можно увидеть множество уникальных вещей.
Какие же, все-таки, хорошие игрушки делали раньше. Прямо вот смотришь - ну Вещь же! Такой вещи радуешься, ценишь, передаешь младшим братьям-сестрам. Куклы - с лицами человеческими, резиновые игрушки для малышей - добрые. Вот сейчас, например, каждый мой поход в большой игрушечный магазин, накануне Нового года или матвеева дня рождения, оборачивается сплошным расстройством от обилия пластмассового мусора и просто страшноты какой-то. За редким исключением - практически никакой альтернативы :( Есть страшнота и мусор дорогие, а есть дешевые. Интересно, что-нибудь из этого пластмассового современного недоразумения сохранится для выставок, которые будут проходить хотя бы лет через 30?

Мы с Матвеем ходили в будний день, за все то время, что мы там провели (около 2 часов) были практически одни (не считая семьи, которая забежала на 5 минут), я не спеша все рассматривала и читала, Матвей задружился с милой смотрительницей (сошлись на почве любви к рисованию) и вообще сказал, что это, пожалуй, лучшая из всех выставок, на которой он был за последнее время. Детям на выставке, кроме разглядывания игрушек и моделей, можно играть на игровой приставке в "Гонки" (это же до сих пор называется игровой приставкой, да? :) а то мы с Матвеем как-то пока мимо этого, хотя смотрительницы ему очень любезно предлагали :) и, если ребенок умеет сам читать - можно подбирать бумажные колеса с номерами к соответствующим моделям машинок и узнавать для себя что-то новое.
Очень жалею, что решили поехать экспромтом и без Антона, мне кажется, что это идеальная выставка для больших и маленьких мальчиков :)

Машинок на выставке очень-очень много, я, конечно, сфотографировала далеко не все, а только наиболее понравившееся.

IMG_3747


Автомобиль Москвич, 1960-е; Заправочная станция, 1970-нач. 1980-х

IMG_3748


Гараж и автомобиль "Чайка", куклы "Мальчики-суворовцы", 1960-е

IMG_3749


Троллейбус "Пионер" из серии "Радуга", 1960-70-е

IMG_3751


АЗС, Киев, 1960-70-е

IMG_3752


Мотоциклист, Ленинград, кон. 1950-70-е

IMG_3754


Троллейбус, Минск, 1950-е; деревья из строительного набора, 1950-60-е; Троллейбус, Рига, нач. 1960-х; набор кукол "Детский сад", Мос. обл., 1950-нач. 60-х

IMG_3755


Мальчики-нахимовцы и капитан-офицер, Мос. обл., 1950-нач. 60-х

IMG_3756


Автобус, Астрецово, 1950-е

IMG_3757


Автомобиль-фургон "Одежда", 1950-е

IMG_3759


Игра настольная "Настойчивость", 1940-е Мне кажется, что такую игру не очень сложно сделать самому, мне вот прямо захотелось :)

IMG_3760


Игра настольная "Будь осторожен!", Минск, 1950-е Тут, по-моему, должно быть еще сбоку устройство, вроде пускового - для железного шарика.

IMG_3762


Автомобиль-фургон, Верхняя Пышма, 1960-70-е

IMG_3763


Каток, Киев, 1950-е; Пионер, Москва, артель Всекохудожник, 1934.

IMG_3764


Мотороллер, Астрецово, 1960-нач. 1970-х

IMG_3765


Автомобиль-фургон "С Новым годом!", Верхняя Пышма, нач. 1960-х

IMG_3767


Автобус, Минск, 1950-нач. 60х; Пионервожатая с пионерами, Мос. обл, 1950-нач. 60-х

IMG_3768


Автомобиль-фургон "Рыба", Ленинград, 1950-нач. 60-х

IMG_3769


Трамвай электромеханический, Одесса, 1970-е

IMG_3770


Автобус "Турист" из серии "Радуга", Верхняя Пышма, 1960-70-е

IMG_3772


Гоночный автомобиль, Ленинград, 1930-нач. 40-х

IMG_3773


Игрушка-конструктор "Автомобиль гоночный", Ленинград, 1930-нач. 40-х; Гоночный автомобиль, Москва, кон. 1970-х

IMG_3775


Гоночные автомобили, Харьков, 1930-40-е

IMG_3778


Гоночный автомобиль, Минск, 1970-е; Автомобиль гоночный, Астрецово, 1970-нач. 80-х

IMG_3779


Автомобиль гоночный миниатюрный, Завод Ватутина, Киев, 1960-70-е

IMG_3781


Кукла "Пожарный", Москва, 1930-е; Пожарная машина: (2) - Москва, 1950-нач. 60-х; (3) - Москва, Артель "Универпром", 1930-40-е; (4) - 1950-е

IMG_3784


Пожарная машина, 1-й Механический завод, Москва, 1950-нач. 60-х

IMG_3786


Пожарная машина, 1-й Механический завод, Москва, 1940-нач. 50-х

IMG_3789


Настольная игра "Юные пожарные", Москва, кон. 1950-х - нач. 60-х

IMG_3792


Деревянная игрушка "Трамвай №10", Артель "Любимая игрушка", Москва, 1930-е; Трамваи, Артель "Штампигрушка", Москва, кон. 1930-40-е

IMG_3795


Трамвай, Астрецово, 1950-нач. 60-х

IMG_3796


Куклы "Рабочий с молотком", "Рабфаковка", Москва, Артель "Всекохудожник", 1934

IMG_3797


Трактор "Фордзона" с Пашей Ангелиной, Ленинград, 1930-е

IMG_3798


Трактор "Фордзона", Киев, 1930-е

IMG_3801


Трактор с прицепом, Артель "КИМ", Москва, 1920-30-е

IMG_3805


Автомобиль-цистерна "Молоко", 1950-60-е, Москва, Серп и Молот (3), 1-й Механический завод (4), Ленинград (5).

IMG_3806


Трактор, 1950-60-е

IMG_3807


Комбайн "Колос", Астрецово, 1960- нач. 70-х Очень понравился Матвею!

IMG_3809


Милиционер, Москва, 1930-е; электромеханическая игрушка "Жезл", Ленинград, 1960-е; рядом - автомобиль "Милиция" из серии "Радуга", Верхняя Пышма, 1960-70-е; внизу слева - деревянный микроавтобус "Милиция", Наро-Фоминск, 1970-80-е; по центру - "Милиция", Кубань, кон. 1960-70-е; справа сверху - автомобиль "Милиция", Минск, кон. 1960-х-70-е, рядом - "Милиционер-регулировщик", ф-ка "Треугольник, Ленинград, 1950-60-е; справа внизу - кукла "Милиционер", Москва, завод "Малыш", 1960-нач. 70-х, рядом - микроавтобус "ГАИ", кон. 1960-70-е.

IMG_3813


Автобус, артель "Универпрома", Москва, 1930-40-е.

IMG_3814


Игрушка-конструктор "Автомобиль-кабриолет", Ленинград, "Северный пресс", 1930-40-е

IMG_3816


Мотоцикл с коляской, Ленинград, 1930-40-е

IMG_3820


Кукла "Айболит", худ. Лев Разумовский, Ленинград, 1950-е; деревянный автомобиль "Скорая помощь": рядом, справа (2) 1940-50-е; (3) - Лобня, 1960-70-е; (6,7) - 1960-е; игра настольная "Юные санитары", Москва, 1960-е; игрушка электромеханическая "Айболит", Рига, Страуме, 1960-нач. 80-х; игрушка "Медсестра", завод "Треугольник, 1960-70-е.

IMG_3823


Куклы "Айболит", "Медсестра", Киев, Завод резиновых изделий, 1960-70-е, "Скорая помощь", Астрецово, 1960-70-е. Мне этот добрый Айболит напомнил трогательного Деда Мороза из мультика "Дед Мороз и лето" )

IMG_3824


Кукла "Медсестра", худ. Винокур, Ивановская ф-ка игрушек, 1960-е

IMG_3825


1930-40-е

IMG_3827


"Прожекторная установка", 1930-40-е

IMG_3830


Кукла "Красноармеец", Москва, Артель "Всекохудожник", 1934; Мотоциклист, Ленинград, 1930-40-е; (3,6) автомобиль "Эмка", з-д Мосгорместпрома №1, 1930-40-е; (4) грузовик "ЗИС Полуторка", артель "Универпрома", Москва, 1930-40-е; (8) грузовик АМО, артель "КИМ", Москва, кон. 1920-30-е.

IMG_3832


Санитарная машина, артель "Универпрома", Москва, 1930-40-е

IMG_3834


Мотоциклисты из Ленинграда, Верхней Пышмы, Киева. 1930-70-е

IMG_3836


Верхняя Пышма, 1960-е и Ленинград, 1950-70-е

IMG_3838


Экскаватор СиМ, Москва, Серп и Молот, 1950-нач. 70-х
Мечта моего детства :)

IMG_3839


Гусеничный трактор, Уфа, 1970-е

IMG_3840


Экскаватор СиМ, Москва, Серп и Молот, 1991; Бетономешалка, худ. Казаков, Астрецово, 1960-70-е

IMG_3843


Педальный автомобиль "Москвич", Москва, 1960-е
Просто мечта всех советских детей, наверное :)

IMG_3847

В последнем зале выставлено множество моделей автомобилей - легковых, грузовых, гоночных, общественного транспорта и всяческих машин специального назначения. На стенах висят бумажные колеса с номерами, которые надо подобрать к соответствующей машинке и узнать о ней что-нибудь интересное. В этом зале я ходила, как ни странно, дольше всего.

IMG_3845

Машинка, которая больше всего понравилась Матвею - ЗАЗ 965А "Запорожец", 1963. Копия из серии "Автомобили Джеймса Бонда", воспроизводит эпизод из фильма "Золотой глаз".

IMG_3848

ЗИС-6, 1934

Читайте также: