Жанровая композиция из жизни деревни в стиле каргопольской игрушки

Обновлено: 09.05.2024

Впервые Каргополь упомянут в год Куликовской битвы, 600 лет назад. Знаменит он шедевром древнерусского зодчества — Христорождественским собором XVI века. Места здесь дивные, незабываемые: река Онега, простор земли, ширь неба. Одним словом — Русский Север!

Издавна селились тут люди неторопливые, работающие споро и ладно. Пустого и лишнего они не терпят. Меткое слово, доброе дело ценят и помнят.

В повседневной жизни среди этой обильной, но суровой природы в обиход человеческий входило самое полезное и нужное.

Так родилась здесь глиняная игрушка, завелась она по избам окрестных деревень, по городским домам, глубоко выразив народный характер, став настоящим художественным явлением.

Лепят игрушку руками, как пирожок, сушат, обжигают в русской печи, раскрашивают немудреными красками. Делают основательно и умело, как и всякую другую работу.


Обжиг игрушек в русской печи | С.Е. Дружинин. По грибы. 1970

И вот появляется на белый свет не то птаха, не то девица. Ничего подобного в небе не летает, в воде не плавает, по земле не ходит. Но узнать это существо можно. Перед нами птица Сирин — образ, дошедший к нам из древнерусской языческой мифологии. Он символизировал радость, был своего рода эмблемой счастья, поэтому из века в век украшал прялки и туеса, величаво парил над изображениями бытовых сцен, будь то поездка в санях, посиделки или чаепитие. Так долетела до нас мечта наших далеких пращуров о солнце и воле.

Кому не известны кентавры из древнегреческих мифов! На Руси они прижились под именем китоврасов. Полюбился народу образ доброго, удалого человека, скачущего конем. И перед нами — целое племя веселых и задорных деревенских славянских кентавров. Постукивают бородатенькие китоврасы копытцами, трясут головами в заломленных шапках, а во всю грудь у каждого — солнце с яркими лучами. Создать такое может только талантливый и душевный человек, многое повидавший на веку, знающий и горе и радость.

Авторы каргопольских игрушек — люди в основном пожилые, но не стареющие сердцем.

Замечательную память о себе оставила Ульяна Ивановна Бабкина — чудо-мастерица. Ее игрушки показывались на выставке в Москве.


Ульяна Ивановна Бабкина | Каргопольская изба

Герои каргопольской игрушки — и коровушка-буренушка, и гармонисты, и грибники.

После напряженного трудового дня в темную зимнюю пору или в гнилую осень посмотришь на эти рукотворные чудеса — и словно побеседуешь с хорошим и отзывчивым другом. Станет на душе и легче, и радостнее, в самом пробудится художник, и мир расцветится радугой.

Вот почему возник и укоренился на каргопольской земле этот народный промысел.


А.П. Шевелёв. Коровушка. 1975 | Мастер каргопольской игрушки А.П. Шевелёв

↑ История

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА — русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 — 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.


Мастера каргопольской игрушки Д.В. и К.П. Шевелёвы | С. Н. Яковлева. Гармонист. 1976

Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 — 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века. Сведения о гончарстве этого многовекового периода немногочисленны. При археологических раскопках на соборной площади г. Каргополя найдено большое количество обломков средневековой глиняной посуды, свидетельствующих о значительных масштабах и высоком уровне керамического производства.


Крестьянка с птицей | Баба
И.В. и Е. А. Дружинины. 1942 | 1947

Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 — началу 20 в.в. Историко-краеведческие публикации и статистические отчеты по кустарной промышленности упоминают о существовании этого промысла в 8 волостях Каргопольского уезда. Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости, в окрестностях села Печниково. В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара, из них 30 человек в деревнях Гринево, Олеховская, Огнево и Ананьино.

Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление посуды давало дополнительные средства к жизни. За зиму гончар производил от 200 до 800 горшков, а его годовой заработок составлял 14 — 15 рублей (цена 1 горшка до 12 копеек). В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 — 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.

Передаваемые из поколения в поколение традиционные приемы изготовления глиняной посуды донесли до нас древнюю технологию. Мастера выделывали посуду на ручном деревянном гончарном круге, наращивая стенки сосудов из нескольких жгутов — «тетерок». Высохшие изделия помещали в обжигальню — закаляли огнем. Вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную «болтушку» из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами. Такую посуду называли обварной.

В конце 19 века широкое распространение получила поливная керамика. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой «мучкой». Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого времени, найденную в Каргополе, археологи датируют 15 — серединой 16 в.в. Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом — раствором жидкой глины с примесью извести.

В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе — юбке, обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника. Изменялась со временем и техника обработки поверхности (ангоб, обварка, полива), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды. Имеются сведения, что в конце 19 века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку. Для росписи использовали натуральные природные красители.

Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В каталогах предметов, поступивших в Олонецкий музей с 1871 по 1884 г.г., упомянуты детские глиняные игрушки из деревни Шалга: мужик, женщина, лошадь, корова, бараны и олень. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

После революции 1917г. с изменением социальных и хозяйственно-бытовых условий жизни спрос на гончарные изделия заметно упал и промысел постепенно угасал. В 30-е годы 20 века изготовлением посуды и игрушек занимались лишь немногие мастера.

↑ Возрождение


Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 — 1949г.г.) — талантливому мастеру — классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 — 1977г.г.) — самой знаменитой мастерице.

Изделиям этих мастеров свойственны лучшие черты старых каргопольских игрушек. В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 — 3 цвета. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.

В пластике и орнаменте «глиняных баб» Ивана Дружинина сохранилась ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом языческой богини Матери — покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной — образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.

Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

Своим художественным наследием она являет живую преемственную связь времён. В 50-60 г.г. 20 века она одна во всей округе продолжала заниматься лепкой игрушки.

Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет — всю жизнь делала мастерица свои «бобки» (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» (г.Архангельск).

Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович (1910 г.- 1980 г.). Он наладил настоящее гончарное производство, а также изготовление глиняной игрушки.

Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность.

Деревенская тема в игрушке осталась главной. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, нянчат детей, прядут. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара и гармонист.

↑ Символы и каргопольская роспись

Появление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей еще за 6-7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.

В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом:

↑ «Берегиня» — знак Земли


Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.

Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «присыпалась» от горячих лучей солнца.

Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.

Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Роспись по подолу глиняных «баб» словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя.

Белоснежная женская фигурка будто вырастает из земли, являя собой образ космический: она-и само распаханное поле, засеянное семенами, и свет, разливающийся над ним.

Стоит отметить, что Берегиня — это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву «Буки» алфавита. Руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

↑ «Медведь» — знак Плодородия

У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.

Медведь у большинства гончаров — добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет
— пела про него У.И. Бабкина

Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких — то далеких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы — все это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.

↑ «Олень. Лось. Баран» — знаки Неба

Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса — одной из плодородных в Каргополе культур — называли «бараном».

↑ «Полкан» — знак Солнца


Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище — как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана — лучистое солнышко.

Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы — бога Солнца.

В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря-Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни.

Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель» — пустота.

В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.

Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.

Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

↑ «Тяни-толкай»


Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней — черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне — символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника — на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе — а на других он уже прильнул к светлому коню.

↑ Каргопольские игрушки — сувениры


В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы «всё было как в жизни».

Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники.

Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

В 1993 году в Каргополе был образован Центр народных ремесел «Берегиня».Сейчас он является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду с другими ремёслами, лепкой игрушки занимаются 5 мастеров. Здесь получают навыки мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы по лепке для туристов. В Центре ремёсел оформлен небольшой музей глиняной игрушки.

В 2003 году в с. Печниково, родине известных мастеров глиняной игрушки, создан музейно-образовательный комплекс «Живая традиция» совместными усилиями Каргопольского музея и сельской школы. По сути — это музей-мастерская традиционной каргопольской игрушки. Работы старых мастеров представлены на музейной выставке «Глиняная сказка». А рядом, в мастерской, их потомки, печниковские ребятишки, постигают секреты гончарного ремесла.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный «Музей семьи Шевелевых». В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров.

Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Каргопольская игрушка.


Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская игрушка.

О Каргопольской игрушке. Каргополь находится за дремучими лесами и непроходим.

О Каргопольской игрушке. Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки,которые в далек.

В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки,которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.



Простота произведений народных мастеров - кажущаяся. За этой простотой - опы.

Простота произведений народных мастеров - кажущаяся. За этой простотой - опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания.








Изображения на каргопольских игрушках.

Изображения на каргопольских игрушках.






Краткое описание документа:

Презентация подойдет для любого класса, изучающего данную тему.

Цели:

1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.

2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 725 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство », Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др./ Под ред. Савенковой Л.Г.
  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: Искусство в жизни современного человека
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: 8 класс

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2018 1207
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 161 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Самыкина Анна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Проблемы адаптации детей с ОВЗ в обучении на примере детей РАС»

66 минут

«Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z»

59 минут

«Расстройства пищевого поведения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка
Презентацию подготовила учитель технологии Колесова Н.А.

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005).

Сегодня в Каргополь снова ведут все дороги. Сюда на Праздник народных мастеров России приезжают из Волгограда и Мурманска, Вологды и Владимира, Смоленска и Иркутска, Москвы, С.-Петербурга, Архангельска и др. городов.
А все началось с глиняной игрушки. Писатель Юрий Андреевич Арбат в 60-е годы нашел в деревне Гринево мастерицу Ульяну Ивановну Бабкину. Написал о ней и об Иване Васильевиче Дружинине, игрушку которого обнаружил в Москве в коллекции Музея народного искусства. Датирована работа Ивана Дружинина 1935 годом. Игрушки Ульяны Бабкиной сделаны для Юрия Арбата в 1963 году. Так узнали об удивительной мастерице-сказочнице. В деревню Гринево за игрушками и за добрым словом поехали ценители народного искусства.

«Ульяна Бабкина», Г.А.Кулишов

У.И.Бабкина расписывает игрушку,1972год

У.И.Бабкина лепит игрушку., 1972 год

Посуда
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком ласковым».1960 г.
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком лучистым». 1960 г.

Праздник 1995 года - «Гончары России» – был первой творческой встречей профессионалов-ремесленников.
Центром событий стала выставка «От археологии до наших дней» – из фонда Каргопольского музея и частных собраний. По описаниям краеведа Ф.К. Докучаева-Баскова на каргопольском базаре еще в начале XX века можно было встретить «из гончарных изделий… черную посуду: как-то горшки различных величин, крышки к ним, латки, кринки, масляники, кадиленки, цветочники…..

Посуда каргопольских гончаров: роговик, блюдо, рукомойник. 1947г.

Гончарные изделия. Каргопольский район.
XIV – XIXвв.

Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки – на воле , в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб (эти последние… скорее напоминают собою изделия людей каменного века), «Утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным давно нетронутой почвы)».

«Крестьяне пилят дрова». Н.Е.Пригодина

«За прялкой». О.Н.Фарутина

В глиняной игрушке Каргополя особо выделяются сюжеты, связанные с аграрной магией. Богатырь-Полкан часто изображен в позе сеятеля. Женская фигура в глине связывалась с образом Матери-Сырой земли, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами солнца.
Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменными его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг.

О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

1
2
1. О.Е.Исакова (Центр ремесел «Берегиня»)
2 О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

Н.Е.Пригодина (Центр ремесел «Берегиня»)

Символический фигурой в каргопольской игрушке стал Полкан-богатырь, впервые появившийся в творчестве Ульяны Бабкиной . Мифологическое существо полуконь-получеловек из глубин народного подсознания, из памяти былинного эпоса материализовался в глине и стал любимым сюжетом в творчестве всех мастеров, одним из символов города.
Более приближены к иллюстрации, к повествованию ярко раскрашенные игрушки Александра Петровича Шевелева – основателя артели мастеров в Каргополе, родоначальника сувенирного направления в развитии игрушки.

Фантазия , сказка, юмор, жизненные наблюдения рождаются только в условиях свободы. Развитие чувства формы и цвета , знание традиций требуют времени и любви. У каждого творчески работающего мастера в Каргополе свой узнаваемый почерк, свои любимые сюжеты, колористические решения. Центр ремесел «Берегиня» собрал наиболее активных мастеров. Здесь созданы условия для творчества, для участия на выставках и фестивалях народного искусства.
Династия потомственных мастеров из рода Кононовых – Светлана Михайловна Кононова и ее дочь Евгения Придеина, Тамара Серафимовна Водяницкая, Ольга Фарутина.

Они являются Народными мастерами России, участниками крупных художественных выставок, имеют учеников. Памятные события истории и современности вызывают появление новых образов игрушек. Каждый новый сюжет проходит испытание временем – лучшее закрепляется для следующего поколения мастеров.
Валентин Дмитриевич Шевелев сознательно реконструирует архаичные классические черты в каргопольской игрушке. Он вернул ее первозданный вид – до 30-х годов XX века игрушка не расписывалась. Она обрабатывалась способом обварки или покрывалась глазурью.

Многие фантастические сюжеты в игрушке восстановлены Валентином Дмитриевичем по рассказам матери – известной игрушечницы Клавдии Петровны Шевелевой.
«Баба с птицами». В.Д.Шевелев. 1984 г.

Скульптура «Ворон». 1995 г. Глина. Лепка, обварка

С.И.Рябов. Роспись игрушки. Село Ловзанга. 1982 г.

Валентин Дмитриевич Шевелев. 1984 г.

Семья Шевелевых: Ольга, Валентин, Дмитрий Васильевич, Анна, Василий, Игорь. Каргополь. 1974 г.

В такой печи готовили пищу и обжигали игрушки

Игрушки Ивана Васильевича Дружинина (1887-1949) и его жены Екатерины Андреевны Дружининой (1899-1978) из Гринева – одни из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Пластика Дружинина отмечает лишь самое главное. Руки у «баб» выполнены схематично: полукруглые, прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Они либо сложены под грудью, либо у живота. Иногда держат младенца или блюдо с пирогами, которые органично срастаются с самой фигуркой.

Крестьянин с папиросой. 1935 г.
И.В. и Е.А. Дружинины.

И.В. и Е.А. Дружинины.
Крестьянка с младенцем., Крестьянка с муфтой. Конец 1930-х гг. - 1940

И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянка с птицей и собачкой. 1935 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Медведь задирает теленка. 1937 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Олень и собака. 1937 г.

Часто руки бывают расположены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу. Их украшение состоит всего лишь из нескольких поперечных мазков, кисти рук окрашены зеленым или буро-красным цветом.
«Одеты» игрушки, как правило, в праздничные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные, словно под ними надето несколько юбок, а спереди подвязаны узорные передники. На головах – фантастические головные уборы.
Одним из наиболее интересных персонажей игрушек Дружининых является медведь.

Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать Александру Васильевну Завьялову (р.1913 г.), имя которой , к сожалению, знакомо совсем немногим. Наиболее интересны вылепленные ею стройные, высокие, не лишенные изящества «бабы». Их отличают гармоничные пропорции и чистый, сдержанный рисунок форм.

1
2
3
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

4
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

А.В.Завьялова. Бабы. 1976 г.

Среди гриневских мастеров известна и семья Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых. У них росли четыре сына и три дочери, трое из которых – Сергей, Николай и Любовь – лепили игрушки. Егор Иванович – потомственный гончар, но на продажу делал одну посуду, Ульяна Егоровна помогала ему в работе и, кроме того, «стряпала» игрушки.
Их дочь Любовь (р.1918г.), как и А.В.Завьялова, училась у У.И.Бабкиной.

К мастерам гриневского круга следует отнести интересного, самобытного гончара Семена Ивановича Рябова (1912-1984).Рябов – гончар замечательный, его посуда была признана чуть ли не самой лучшей: тонкостенная, с красивой муравленой поливой. Делал он и игрушки. Глиняные фигурки Рябова, в большинстве своем стоящие, изготовлены из единого куска глины с малым числом налепов. Игрушки несут в себе отголосок старых образов, хотя иные детали выполнены натуралистично.

С.И.Рябов. Крестьянка с птицей. Крестьянка подбоченись. Парень с гармонью.1976г.

С.И.Рябов. Гармонист. 1976 г.

С.И.Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977г.

Александр Петрович Шевелев (1910-1980).
В его произведениях преимущественное развитие получили повествовательные сюжеты: он любил лепить мужика, плетущего лапти или играющего на гармони, грибника с кузовком за плечами. Но иногда из рук Шевелева выходят игрушки совсем простые, будь то свистульки с головой птицы Сирин, коровы или барана, лошади или утушки, мы сразу обращаем внимание на их своеобразную лепку, присущую только этому мастеру, невольно всматриваемся и в сам образ, тесно связанный с местной фольклорной и изобразительной традицией.

«Лиса с петушком»
Шевелев Александр Петрович 1954 г.

А.П. Шевелев.
Свистульки: Корова, Дед, птица Сирин. 1977 г.

А.П.Шевелев. Тройка. 1978г.

А.П.Шевелев. Крестьянка с пирогами.1970г.

Клавдия Петровна Шевелева (1913-1974)
родная сестра Александра Петровича Шевелева. Так же, как и брат, она с детства помогала отцу лепить посуду и глиняные фигурки.
В ряде работ Шевелевой, так же как и ее брата, чувствуется стремление изобразить в игрушке, словно запечатленные с натуры, реальные сценки из сельской жизни, что подчеркивается не столько выбором сюжета, сколько характером пластики и росписи.

К.П.Шевелева. Возки. 1973г.

К.П.Шевелева. Медвежахи. 1970-1973)

К.П.Шевелева. Парень с гармонью. Посиделки. Старик плетет лапти. 1970г.

Сюжеты российских игрушек всюду едины: это-бабы, кони, птицы. Но на ряду внешних признаков, пластическому решению и манере росписи, легко отличить каргопольские фигурки от пензенских, тульские от вятских. У каждой – свой традиционный образ и стиль, свои приемы в работе, накопленные гончарами каждого из промыслов за долгие годы их существования.
Сегодня Каргополь- творческая лаборатория ,мастерская, «школа искусств» для народных мастеров и художников, архитекторов и музыкантов, исследовательское поле для искусствоведов и археологов.

3 поколения мастеров соединила «Берегиня». Старые мастера – носители традиций, получившие знания ремесел в детстве, в деревнях – в семьях потомственных мастеров, еще в 60-70-е годы передавали свои секреты следующему поколению мастеров, живущих в Каргополе. Их ученики стали первыми руководителями мастерских Центра ремесел, а ныне уже ученики учеников растят следующее поколение мастеров.
В дни праздников здесь размещаются мастер-классы, организуются выставки, семинары, творческие встречи. Участие на выставках в Каргополе престижно для любого российского мастера, художника, фотографа.

Будущих мастеров растит и Каргопольский педагогический колледж. В детской школе искусств также организована специальная программа по народному искусству Каргополья. Продолжает работать артель гончаров «Каргопольская игрушка», созданная в 60-е годы Александром Петровичем Шевелевым.

«Беломорские узоры» - здесь так же занимаются
гончарством. В этой мастерской трудятся всего
13 мастеров, некоторые из них уже более 20-лет
отдали этому нелегкому труду.

Гончар на своем рабочем месте

Сушка перед обжигом

Вторая сушка уже на специальной печи

Специальная печь для обжига игрушек и посуды

Посуда после обжига в специальной печи

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Доктор. Неизвестный мастер. 1952г. Нетрадиционная Каргопольская игрушка

Яковлева Светлана Николаевна 1972г.

Краткое описание документа:

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Читайте также: