Жбанниковская городецкая глиняная игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Археологические находки свидетельствуют о том, что с XIII века в Городце существовал гончарный промысел. Во многих деревнях Городецкого района – Мошкино, Роймино и Рыжухино, Язвицы, Смиркино – издревле делали глиняную посуду и изготавливали глиняные игрушки.

Кувшины с росписью и свистульки из деревень Савино и Репино, что около Городца, или жбанниковские глиняные игрушки-свистульки, балахнинские изразцы — всё это составляет историю художественных промыслов Нижегородского края.
Кроме леса, Нижегородский край всегда был богат залежами глины, поэтому гончарное производство с сопутствующим ему «игрушечным» промыслом развивалось здесь повсеместно. Мелкие фигурки и свистульки, как известно, всегда сопутствуют гончарному промыслу.

Местные старожилы рассказывают легенду, что во времена седой древности на берегу речки Ройминки было селение черемисов.
Как-то, в середине позапрошлого века ,случайно, раскопали мальчишки в земле круг, груду глиняных черепков и птичку-свистульку «пигалу».
Стали на том кругу выкручивать посуду и жбаны для кваса. И от этого, говорят, и деревня стала называться Жбанниковым.

Интересно, что многие жбанниковские мастера упоминают о подобии промыслового обряда, связанного с культом предков — палочки для протыкания свистулек мастера делают из жимолости, которую собирали по округе.
Когда, в начале XX века, технический прогресс стал вытеснять спрос на глиняную посуду, вспомнили мастера про обычай свистульки лепить. Тем более на свисток, а по местному — дудку, нужна жирная глина, которой в городецких местах очень много. Дудки из неё получаются особенно звонкие.

Игрушечный промысел, то развивался, то затухал. Временем подъёма был НЭП, а также, предвоенные годы, когда работали заготконторы, собирая и игрушку. Дудки лепили даже в суровые военные годы.
Главная отличительная особенность жбанниковской игрушки — все фигурки имеют форму пирамиды на трёх опорах. Бывают отступления от правил, но редко, по особенной фантазии мастера. Они не динамичны, не передают движение.
Жбанниковская игрушка лепится руками, без каких-либо специальных приспособлений.
В более поздний период, мастера стали немного отходить от традиций, делать крупные фигуры, например оленей, коров уже не на трёх основах, а на четырёх ногах.
В качестве фона используется темная эмалевая краска, по нему потом наносят мазки светлых тонов. В давние времена мастера готовили краску из натуральных компонентов: растирали сажу или сушёную чернику, были и другие секреты. Развитие промысла пошло в гору, когда появились готовые краски.


Поверх тёмной основы фигурка раскрашивается яркими красками — зелёными, жёлтыми, красными.
В дополнение, отдельные детали фигур — рога, уши, копытца, конец хвостика — свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевым порошком.
Благодаря появившимся новым краскам, глиняная игрушка изменила свой неяркий облик и смогла стать самостоятельным промыслом, отделившись от гончарного, приспособившись к условиям рынка. Так, жбанниковская игрушка стала самостоятельным промыслом.

Приятного времени суток

Жбанниковская игрушка

Жбанниковская глиняная игрушка появилась в деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Подобные глиняные игрушки изготавливали и в близлежащих деревнях – Язвицы, Смиркино, Рыжухино, Роймино и пр. Кроме того, не менее известные русские народные художественные промыслы: хохломская, городецкая, семеновская росписи, балахинские кружева, новинская и федосеевская игрушки и подобные также родом из этих же мест. По произведенным в данном районе археологическим раскопкам появление глиняных игрушки датируется XIII веком.

Территория Городецкого района имела сравнительно немного плодородной земли, поэтому население занималось различными кустарными промыслами, изготавливали глиняную посуду, ткали и пряли, занимались вышивкой. Земля была богата черной глиной с золотистой россыпью. После обжига глина становилась красного цвета. Из такой глины изначально делали жбаны для кваса и прочих напитков, отсюда деревня и получила свое название. А позже так стали называть и свистульки, которые здесь изготавливались. Жбанниковская игрушка – это свистулька в форме пирамиды на трех ножках-основаниях. Популярные персонажи жбанниковской игрушки – конь, баран, бык, петух, птица Сирин, воины, всадники, гармонисты, различные сказочные и вымышленные персонажи.

Описание игрушки

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается сама фигурка, глину необходимо вытянуть наверх и сформировать голову будущего персонажа, вылепить ушки, рожки или головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стека делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига, для этого раньше использовали печи или выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня используются современные шахтные печи.

Жбанниковские свистульки – это не просто детские игрушки, часто такие свистульки использовали на ярмарках в качестве зазывал. Такие свистульки имели чистый и громкий свист: услышав такой звук, покупатель просто не мог не остановиться перед торговой палаткой. Другое назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и приносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Кроме того, в зависимости от конкретного персонажа изменялся и символизм игрушки: свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье и т.д. Большое значение было уделено и цвету игрушки: белый символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Для того, чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми. Туловище полностью выкрашивали в один тон, чаще всего в темный оттенок, а затем «тычками» наносили россыпь точек и пятен другого контрастного оттенка. С помощью простого метода нанесения ярких красок на тельце фигурки создавались настоящие художественные шедевры. Раньше для нанесения рисунка использовали кусочки ткани или же делали это пальцами, сегодня мастера используют кусочки поролона. Нередко на жбанниковских игрушках можно увидеть элементы хохломской росписи и цветочные рисунки. Сочетание красок в жбанниковской игрушке всегда выглядит причудливо и оригинально. Некоторые части рисунка покрывают золотистой или серебряной краской. Основные цвета, которые используются при росписи игрушек: красный, желтый, зеленый, голубой, белый. Таким образом, жбанниковская игрушка выделяется на фоне иных изделий народных промыслов. Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски, сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком. Секреты мастерства создания игрушек и художественной росписи часто передавали из поколения в поколение.

Плюсы и минусы

Жбанниковские игрушки изготовлены из глины, экологически чистого и натурального материала, поэтому полностью безопасны для ребенка. А незатейливые цветные узоры развивают фантазию и мышление малыша.

Новый век

До сих пор в деревне Жбанниково работают целые династии мастеров свистулечников. Одна из наиболее известных современных мастериц – Тимофеева Прасковья Степановна, которая одновременно является создателем музея жбанниковской игрушки, где находятся десятки коней, оленей, птиц, петушков, всадников и прочих персонажей. Каждая игрушка индивидуальна и неповторима. Дети Прасковьи Степановны также занимаются изготовлением игрушек.

Производство

Несмотря на развитие современных технологий и появление новых художественных приемов, процесс создания жбанниковских игрушек сохранился с момента своего первого появления. Каждая игрушка – это настоящее произведение искусства, потому что изделия кустарных промыслов не из серийного производства, они изготавливаются и расписываются красками вручную, имеют оригинальный и неповторимый дизайн.

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка – глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие.

Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.

Описание игрушки

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые и многоярусные рога, похожие на ветвистые ели. Современные абашевские игрушки разукрашивают яркими эмалевыми красками преимущественно синего, красного и зеленого цветов. Фигурки людей имеют объемные густые челки, кудри и бороды. Рога и ушки могут быть раскрашены серебристыми или золотистыми красками. Основной характерной чертой абашевских игрушек являются намеренно нераскрашенные части, которые заметно контрастируют с яркой эмалью. Некоторые мастера заливают готовые фигурки бесцветной поливой, так они становятся обтекаемыми и менее яркими. Размер игрушки достаточно маленький, она легко помещается на ладони ребенка.

Как играть?

Процесс изготовления абашевской игрушки достаточно прост, попробовать себя в роли мастера-ремесленника может каждый: для работы не требуется наличие каких-то специальных и сложных инструментов. Опытные мастера для своей поделки используют небольшой кусок глины и несколько стеков для разделения кусочков и нанесения узоров и отверстий. Основной инструмент для создания игрушки – это руки, самый ответственный этап – правильно сделать отверстие для свистульки, так как от этого зависит громкость и мелодичность звуков.

После того, как глиняная игрушка полностью готова, её необходимо просушить и обжечь. Уже после обжига наносят узоры масляными и эмалевыми красками, которые отличаются долговечностью и придают рисунку насыщенность. Основной мотив, используемый в росписи абашевских игрушек – природа, поэтому каждый цвет используется с определенной целью. Зеленым мастера рисуют траву, синим – небо, красным – пробуждение природы. Необычные и нарядные фигуры животных привлекают внимание, к тому же здесь они приобретают совсем неожиданный облик. Длинные шеи тянутся вверх к небу, короткие ножки прочно стоят на земле, выразительные глаза делают игрушки живыми.

Новый век

Сегодня изготовлением абашевской игрушки занимаются мастера Т. Зоткин, И. Зюзенков, А. Еськин, И. Калимуллина. Последняя мастер является организатором «Фонда возрождения абашевской игрушки», в селе Абашево расположен дом-музей абашевских мастеров и творческая лаборатория. Уникальное искусство живёт и в наши дни. С уверенностью можно сказать, что и будущие поколения получат возможность с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.

В прошлом году весной мы случайно застали окончание мастер-класса по лепке жбанниковской свистульки в городецком "Городе мастеров", который проводила Смирнова Наталья Юрьевна. Спросили об изготовлении колокольчиков, показали Колокольную галерею. Уговорили мастера сделать нескольких колокольчиков с элементами жбанниковской игрушки. И вот, уже летом работы были готовы! С характерным узором "тыковкой" (правда, без свистков)! Вот некоторые из них:

Колокольчики

Колокольчики из частных коллекций. Автор Наталья Смирнова, Городец

Колокольчики из Городца забрала Наталья и привезла на фестиваль гончаров в Скопине, где мы и встретились. Вот это путь!:) Наташа, большое спасибо! Теперь есть повод сказать несколько слов о жбанниковской игрушке и показать фотографии.

Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др. Название промысел получил по имени деревни Жбанниково. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и даже наши любимые женские фигурки:)

Игрушки. Начало XX в. Балахнинский уезд

Игрушки. Начало XX в. Балахнинский уезд.
Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Игрушки. Начало XX в. Балахнинский уезд

Игрушки. Начало XX в. Балахнинский уезд.
Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Жбанниковская игрушка. Баба с кувшином

П.С. Тимофеева. Баба с кувшином. 1978 г.
Дарвиновский музей. Выставка "Сказочная страна Нижегородия"

Жбанниковская игрушка

П.С. Тимофеева. Жбанниковская игрушка. 1970-80-е гг.
Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Читайте также: