Жостово гжель дымковская игрушка

Обновлено: 28.04.2024

-Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

-Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

Развивающая:

- Развивать речь, память, мышление.

-Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

-Развивать творческие способности.

Воспитательная:

-Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

ВложениеРазмер
znakomstvo_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_russkimi_narodnymi_promyslami_2.docx 19 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.

(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)

-Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

-Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

- Развивать речь, память, мышление.

-Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

-Развивать творческие способности.

-Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

Знакомство с понятием – «народные промыслы России».

Знакомство с понятием – «промысел».

Промысел – «Золотая хохлома».

Промысел – «Гжельская роспись».

Промысел – «Городецкая роспись».

Промысел – «Дымковская роспись».

Промысел – «Полховско-майданская роспись».

Промысел – «Русская матрёшка».

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

Гжель, гжельская роспись — народный промысел, зародившийся в России в одноименном регионе Гжель (примерно в XI-XIII веках), превратившийся в народное искусство, в основном характеризуется росписью фарфоровых изделий краской оттенками синего цвета на белом фоне.

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

На солнышке блестят.

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

Дымковская роспись- представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров.

Бочонки, копилки, матрешки, грибки

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце и речка и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют и травка растет.

Рисуются тушью на стеблях цветы

Их яркие краски сочны и просты.

Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать!

а в руках - одна игрушка.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета — портретная матрёшка.

Пословицы о ремесле, пословицы о мастерстве и ремесле.

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

Ремеслу везде почет.

Не учи безделью, а учи рукоделью!

Мужик не прядет, а без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит.

Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.

Портной без кафтана, сапожник без сапогов, а плотник без дверей.

Мастерство везде в почете.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Дидактическое упражнение «Назови народные промыслы России»

Дидактическая игра «Угадай промысел»

В заключении предложить детям раскрасить по выбору детей какой промысел понравился больше всего. Оформить выставку детских работ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У.

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм.

Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).

Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей.

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей.

Цикл занятий по народно - прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. « Сине-голубое чудо гжели».

Программное содержание:Задачи:Образовательные:*Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой*Рассказать о других керамических промыслах, в частности.

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до.


Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.

(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)

-Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

-Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

- Развивать речь, память, мышление.

-Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

-Развивать творческие способности.

-Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

О промыслах

Знакомство с понятием – «народные промыслы России».

Знакомство с понятием – «промысел».

Промысел – «Золотая хохлома».

Промысел – «Гжельская роспись».

Промысел – «Городецкая роспись».

Промысел – «Дымковская роспись».

Промысел – «Полховско-майданская роспись».

Промысел – «Русская матрёшка».

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

(Гжель)

Гжель, гжельская роспись — народный промысел, зародившийся в России в одноименном регионе Гжель (примерно в XI-XIII веках, превратившийся в народное искусство, в основном характеризуется росписью фарфоровых изделий краской оттенками синего цвета на белом фоне.

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

На солнышке блестят.

(Городец)

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

(Дымка)

Дымковская роспись- представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров.

Бочонки, копилки, матрешки, грибки

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце и речка и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют и травка растет.

Рисуются тушью на стеблях цветы

Их яркие краски сочны и просты.

(Полховский Майдан)

Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать!

Загляделася старушка-

а в руках - одна игрушка.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета — портретная матрёшка.

Пословицы о ремесле, пословицы о мастерстве и ремесле.

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

Ремеслу везде почет.

Не учи безделью, а учи рукоделью!

Мужик не прядет, а без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит.

Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.

Портной без кафтана, сапожник без сапогов, а плотник без дверей.

Мастерство везде в почете.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дидактическое упражнение «Назови народные промыслы России»

Дидактическая игра «Угадай промысел»

В заключении предложить детям раскрасить по выбору детей какой промысел понравился больше всего. Оформить выставку детских работ.

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края В 2015-2016 году я выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по.

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму»

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму» Дидактическая игра "Найди лишнее". Цель:Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание»

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание» Год назад в нашей группе стартовал проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе. Дети узнавали свою родословную, традиции.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами»

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами» На первоначальном этапе проекта в раздевалке группы и в нашей группе в соц. сетях родителям для ознакомления были предложены консультации.

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми»

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми» 30 июля 2020 для детей дежурной группы "Домовята" (воспитатель Богомолова А. М., младший воспитатель Тукачева А. М.) было проведено мероприятие.

Актуальность: Интерес к теме вызван тем, что каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к богатой русской культуре.

Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам : росписи посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевное плетение, гончарное и др.

В своей работе, я уделю большое внимание таким народным промыслам, как роспись предметов быта в разных техниках. Это «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Палех», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка» и «Матрёшка».

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет Коморова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя и анкетирование родителей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой. Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования. И она звучала так: «Знакомство с народным творчеством, как средство развития художественно-эстетических способностей детей»

Основные проблемы проекта: научить детей дошкольного возраста определять и различать виды народных промыслов, а также развить умение изображать основные орнаменты и узоры.

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с народными промыслами и организацию творческой и продуктивной деятельности.

• Собрать информации на тему «Народные промыслы России»;

• Анализ и обобщения знаний, информации о народных ремеслах;

• Узнать в каких областях России появились самые знаменитые народные промыслы;

• Научить детей различать техники росписи: «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Палехская роспись», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка», «Жостовская роспись»;

• Выработать практические навыки в росписи у детей;

• Создать наглядно - информационный материала для широкой аудитории;

• Развить навыки по использованию цифровых технологий;

• Ознакомить младших школьников с народными промысломи;

• Представить собранный материал, в виде презентации проекта.

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема занятий Программное содержание

«Какие народные промыслы существуют в России?» 1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».

2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.

3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» ( тема: «Какие народные промыслы существуют в России?»

Работа с родителями Выставка детских рисунков «Украшение свитера». Помощь в подготовке сюжетно-ролевой игры (угощения в буфете театра).

Конспект НОД знакомство с народными промыслами России

Тема «Какие народные промыслы существуют в России?»

1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».

Цель: Формирование представления детей о русских промыслах, воспитывать любовь к родине, уважение к труду людей.

2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.

Цель: Развитие наглядного представления о народных промыслах России. Ознакомление с элементарными узорами и орнаментами.

3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.

Цель: Закрепление умения детей украшать предмет одежды, используя раннее изученные элементарные узоры и орнаменты. Развитие эстетического восприятия, самостоятельности.

Материалы: Вырезанные из плотной бумаги свитера, кисти, краски гуашь, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)

Методика проведения: Показать детям вырезанные из бумаги свитеры, предложить украсить их. Спросить, что модно сделать, чтобы они стали красивыми. Предложить ребятам вспомнить приемы украшения. Спросить, где можно разместить украшения. Сказать, что каждый ребенок украшает как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узоры. Оказать помощь в подборе цвета.

В конце занятия все изделия разложить на столе, рассмотреть. Подчеркнуть красивое сочетание цветов, элементов узора.

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» ( тема: «Какие народные промыслы существуют в России?»)

Цель: воспитывать интерес у детей к русским народным промыслам, воспитывать умение играть в команде и самостоятельно, формированию восприятия прекрасного.

Материалы:№ домика, 3 поросенка (кукла, волк (кукла, наглядные материалы о народном промысле, ширма, угощения в буфет.

Методика проведения: Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными промыслами России, с сказкой «Три поросенка». Рассматривание альбомов, книг на тему.

Предложить поиграть в театр. Решить совместно, что сначало нужно сделать, чтобы попасть в театр (купить билет). Повторить правила поведения в театре.

Показать с помощью детей сказку «Три поросенка». Ответить на вопросы о народных промыслах России, для помощи поросятам.

Сходить в буфет, провести чаепитие.

Обсудить увиденный спектакль и поход в театр.

Тема занятий Программное содержание

«Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка»

1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».

2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.

3. Раскрашивание с детьми. Тема: «Матрешка».

4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.

Работа с родителями Наглядная консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста».

Конспект НОД знакомство с народными промыслами России

Тема: «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка».

1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».

Цель: Знакомить с видами игрушек народных умельцев России.

Методика проведения: Рассмотреть иллюстрации, настоящие игрушки. Рассказать о быте того времени. Уточнить про историю возникновения игрушек.

2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных ремеслах. Приобщение к прекрасному. Прививание уважения к трудам русских народных мастеров. Учить любить, ценить свою Родину.

3. Раскрашивание с детьми. Тема: «Матрешка».

Цель: Знакомство с русской матрешкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Ознакомить с историей возникновения матрешки. Развитие умения украшать матрешку, используя подходящие цвета т элементы.

Материалы: Карандаши цветные, раскраски.

Методика проведения: Показать настоящую матрешку, иллюстрации матрешек. Дать рассмотреть, поразбирать. Рассказать сказку о матрешке, объясняющую ее происхождение. Повторить цвета и технику росписи. Предложить самим раскрасить свою матрешку.

Устроить выставку рисунков в группе. Рассмотреть какие цвета использовали дети. Выбрать более выразительные.

4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.

Цель: Ознакомление детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и другое, обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы специфическую окраску, роспись. Учить предавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемам примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки)

Материалы: Дымковские игрушки. Пластин, доска для лепки (для каждого ребенка)

Методика проведения: Выставляя перед детьми дымковские изделия отметить их необычность, отметить их яркости узора. Спросить, из чего состоит узор. Предложить вылепить уточку. Рассмотреть игрушку, спросить какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.

Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать более выразительные.

• Создание мини-музея «Народные промыслы России»;

• Создать наглядный игровой материал «Техника росписи предметов быта» (в приложении 1);

• Собрать сборник из любимых стихов русского фольклора «Ремесла России» (в приложении 2);

• Совместное творчество с детьми, поздравительные открытки «С новым годом» в технике хохломской росписи;

• Совместная, работа с родителями, плакат к празднику «8 марта» в технике Жостовской росписи для девочек из класса (в приложении 3);

• Самостоятельная деятельность, лепка по мотивам народных игрушек;

• Утренник «8 марта» знакомство с народным фольклором.

Перспектива дальнейшей работы:

Тема очень многогранная. Много художественной и научной литературы можно прочесть.

Так же планируется сходить в городской краеведческий музей.

Пополнять сборник стихов русского фольклора о «Ремеслах России».

Список использованных источников и литературы:

• С. И. Ожегов «Толковый словарь»;

• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Детей к истокам русской народной культуры»;

• А. Е. Клиентов «Народные промыслы»;

• В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство»;

• Некрасова М. А. «Народное искусство как часть культуры»;

• Разина Т. Ю. «Художественные промыслы Подмосковья»;

• Рондели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»;

• Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. «Художественные промыслы России»;

• Супрун Л. Я. «Резьба и роспись но дереву»;

• Уткин П. И., Королёва Н. С. «Народные художественные промыслы».

Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста



Игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие.

Мультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста

Мультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста «Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая.

«Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый.

Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по использованию.

Презентация на тему самообразования «Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления детей» Ушинский К. Д. говорил: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это.

Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии Презентация "Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии" Выступление.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и.

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках росписей, традициях.

4. Различать и называть изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности.

5. Различать материалы народных промыслов (дерево, глина, жесть, фарфор).

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.

Выставка экспонатов для мини-музея:

Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия, Жостовские подносы, городецкие доски, шкатулки.

- занятия по мотивам народных росписей;

- занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);

- театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.

- силуэты из бумаги дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды;

- заготовки фигурок из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;

- изготовление шкафчиков из спичечных коробков для городецкой росписи;

- раскраски по каждой росписи.

Ход занятия

На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные и самодельные) – Гжель, Городец, Хохлома, Дымково, Жостово.

Дети играют. Вдруг начинает играть яркая народная композиция (комаринская, плясовая и т. п.).

Воспитатель: Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей) Как вы думаете, куда она нас приглашает? (ответы детей) Правильно, она нас зовет в деревню, к русскому народу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов». Посмотрите (снять платок) какие предметы народных умельцев лежат в этом чудесном подносе. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы, Жостово. А вот эти работы умельцев из нашей группы.

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

А вот какие это промыслы, вы догадайтесь сами.

1. О ПРОМЫСЛАХ

Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня!

Что это за роспись такая?

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№1, на слайде – разные виды дымковской игрушки). Кто сможет рассказать об этом промысле и показать изделия? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – дымковская игрушка. (откуда промысел, материал, какие изделия) и показывает.

История, особенности промысла : Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской игрушке? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Возле Вятки самой,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Хорошо. Переходим к следующему экспонату. Снова загадка:

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды гжели). Кто хочет рассказать о гжельской росписи? Покажи нам, пожалуйста, предметы с гжельской росписью. Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – гжели и показывает.

История, особенности промысла : Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о гжельском промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему промыслу. И снова загадка:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды предметов городецких мастеров). Скажите, что же такое городецкая роспись? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – городецкой росписи и показывает.

История, особенности промысла : Городец. В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки, а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.

Воспитатель: А может кто-нибудь знает стихотворение об этом промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Тонко вывела рука!

Мастера из Городца

Бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему экспонату. Что это?

Разные ложки и ковши

Ты разгляди, не спеши.

Трава там вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№4, на слайде – разные виды хохломской посуды). Скажите, что же такое Хохлома и где изделия с хохломской росписью? Выбирается ребёнок и рассказывает о Хохломе.

История, особенности промысла : Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста, предметы золотой хохломы. (кто-то из детей показывает) А может кто-нибудь и стихотворение об этом промысле знает? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней… наша Хохлома.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Столько стихотворений знаете о народных помыслах!

Воспитатель: Ребята, мы про все экспонаты мы рассказали?

Дети: Нет. Остался жостовский поднос.

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№5, на слайде – разные виды жостовсой росписи). А кто хочет рассказать про этот промысел? Выбирается ребёнок и рассказывает о жостовской росписи.

История, особенности промысла : Жостовская роспись появилась в деревне Жостово, Московской области. Она известна народным промыслом — изготовлением и росписью подносов из жести, по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.

2. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации)

Игры «Четвертый лишний», «Что общего?»

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на слайд (№5). Предметы какого промысла вы видите? Какой предмет лишний? (Ответы) Молодцы!

Воспитатель: А на этом слайде (№6? (Ответы) Хорошо. Понравилось? А посмотрите здесь что лишнее? (слайд№7). А теперь другая игра «Что общего?» (слайд№8). Что общего у этих промыслов (Хохлома и Городец? (Ответы детей, они из дерева). А у этих (№9, Гжель и Дымково? (Ответы детей, они из глины).

ФИЗ. МИНУТКА «Посуда» :

Вот стоит стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая – носик чайника)

Очень важный, как начальник.

Вот фафорывые чашки (приседания,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (покружиться,

Если стукнуть – разобьются (хлопок,

Вот серебряные ложки (наклоны, с поднятыми вверх руками,

Вот он, жостовский поднос (нарисовать круг руками,

Он посуду нам принес.

3. ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фоном звучит народная музыка

Воспитатель: Замечательная игра, хорошо мы размялись! Пришло время пополнить наш музей экспонатами разных промыслов. Сколько народных промыслов мы вспомнили? ( Ответы детей: Пять) Предлагаю рассчитаться на «первый, второй…пятый» и разбиться на группы по счёту. Замечательно, у нас получилось 5 групп и пять промыслов. Теперь предлагаю вам загадки, и кто первый отгадает, тот и будет выбирать задание для своей команды. Представители (победители загадок) групп вытягивают задание на листах. Задание: нужно расписать предметы той или иной росписью (из перечисленных, даются образцы элементов). Группы проходят за столы, на которых стоят корзинки с определённым набором гуаши, кисточек, тряпочек, заготовок предметов (для гжели, жостовской, хохломской, городецкой) и керамопластика с дощечками и стеками (для дымковской). Фоном звучит спокойная русская народная музыка, дети расписывают (10-15 минут).

Наглядная информация для родителей по основным народным промыслам.

ВложениеРазмер
gzhel.pptx 1.66 МБ
dymka.pptx 598.98 КБ
hohloma.pptx 1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гжель - старинное русское село на берегу реки Гжелки, недалеко от Москвы. Название село получило от слова, происходящего из лексикона древних гончаров – « жгель », или «жечь», «обжечь». В округе, возле села, располагаются богатейшие залежи глин, поэтому здесь издавна жили искусные гончары. По указу царя Алексея Михайловича вся Гжель была закреплена за Аптекарским приказом в целях изготовления посуды. Поэтому гжельские крестьяне никогда не были крепостными. ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Именно из гжельской глины был впервые изготовлен русский фарфор. С тех пор стали возникать артели по производству фарфора. Изначально местные изделия расписывали разноцветными красками, но в рисунках всегда преобладали природные мотивы.

Однако , в середине 40-х годов XX века на учёный-искусствовед Александр Борисович Салтыков и художница Наталья Ивановна Бессарабова занялись возрождением старых традиций. Они взяли за основу старые образцы традиционной бело-голубой гжели, выполненной специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. В конце XIX века Гжель переживает период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Особенностью гжельской росписи всегда была исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дымковская игрушка Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. К началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались по всей стране. Над их созданием работали 59 семей из Дымково.

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина , осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла . Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин . С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Хохломская роспись возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Хохломская роспись Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции . Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка . Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с р умянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением. Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с историей промысла, с дымковской игрушкой. Для воспитателей

Дымковская игрушка, техналогия и значение дымковской игрушки.

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей.


Календарный план воспитательно - образовательной работы подготовительной группы Тема: Народные промыслы (гжель, хохлома, городец, жостовская, дымковская росписи).

Цель: Закрепить знания детей об особенностях гжельской, хохломской, городецкой и жостовской, дымковской росписи (знание истории возникновения промысла, технологии изготовления предметов, их бытового н.


Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово) Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных про.


Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Дымковская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка».


Проект "Промыслы России. Дымковская игрушка"

Познавательно- творческий проект.

Проект "Народные промыслы России. Дымковская игрушка"

Неотъемлемой частью культуры нашей необъятной страны является декоративно-прикладное искусство. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и драгоценны. Как всякое великое.

Читайте также: