Значение народной игрушки в воспитании дошкольников

Обновлено: 18.05.2024

Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены деревянные лодочки, погремушки, коньки, волчки, птички, мечи, детские музыкальные инструменты — дудочки, трещётки, жужжалки.

Современная классификация игрушек выделяет образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых, особенности их быта, труда, материальной культуры; дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей реальности (погремушки, головоломки, жужжалки); игрушки одинарные или в наборе; объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и те, которые нужно смастерить собственными руками; моторные игрушки — скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Через игру, использование игрушек дети социально адаптировались к реальной жизни, учились жить в среде сверстников, выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Игрушки помогали воспроизводить все жизненные ситуации, проживая их в игровой форме с раннего детства — свадьба, рождение младенца, ухаживание за ним, приём гостей, ведение быта, воспроизведение обрядов и т.д., обыгрывалось детьми, позволяло глубоко знакомиться с обрядовой культурой, приобщала к устоявшимся народным традициям, определённому устою.

Например, как много, оказывается, может нести для ребёнка обыкновенная тряпичная кукла. До нашего времени сохранились самобытные конструкции кукол, изготавливаемые без использования иглы с помощью скрученной ткани, щепок, брусков, веток с сучками. Более поздние по времени куклы, в изготовлении которых использовались иглы, набивались материалами, символизирующими природные силы — льноволокно, зерно, опил, шишки, древесную золу.

С помощью тряпичной куклы дети узнавали о значении и роли матери в семье. Куклы раскрывали перед детьми такие функции как рождение, выкармливание, воспитание потомства, передача традиций растущему поколению.

В тряпичных куклах через типизацию образов, представление ярких национальных характеров получали отражение национальные идеалы и ценности, национальные особенности, особая славянская ментальность.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность Любимые детские игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить- то есть развивают движения, удовлетворяют потребность в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом звучащие, заводные – вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Признавая большое значение игрушек для развития детей, взрослые культивируют их, создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметы быта. С помощью которых осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. Раньше игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались оживить игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающийся пастью, тигр - заносящий лапу над предполагаемой жертвой и другие. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта; телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, в Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (это куклы, фигурки животных) использовали –кожи, дерева, драгоценные металлы, Было развито ремесленные производства игрушек, которые стали предметом торговли, в разных странах Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха среди игрушек тех времен, были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко 2ому веку до нашей эры. Это всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических раскопках Москвы, Коломны, Петербурга.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, шлемы, щиты, мячи, доспехи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалась магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшенными из драгоценных металлов и камней. Кукольные дома так же как и заводные, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (это солома, глина, кора деревьев, дерево, ткани).

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, волчки, луки, дудки, кубарики, куклы, свистульки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы, обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие во многом сходны по конституции, форме, декору. А произошло это, потому что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного мастера - природы. И в роскошном дворце и в соломенной хижине ребенок играл, только игрушки эти были разными - у одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпку, у других дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые древнейшие куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их более 4 тысячи лет. Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики прически из глиняных или деревянных бусинок.

Археологи на раскопках находят игрушки с утварью, предметами быта, что доказывает древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей, игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки рыбки и птички. И сегодня эти находки нас удивляют - из чего их делали? Из веток, плодов, сучков дерева, цветов, соломы, глины, хлебного мякиша, то есть из того что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили не долго - они быстро ломались, поэтому они не дошли до наших дней. Чтобы сделать их более занимательными предки наши заставляли их действовать; совершать не сложные движения, издавать звуки и шумы, ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета - что если дети много и усердно играют в куклы то в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к игрушкам – быть беде. Колыбельке ребенку клали куклу «оберег» считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику троицы делали из веток Семина и Семиниху, сажали их под березу водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке. Только мне не понятно почему такой трагический конец этих кукол?

Игрушки сделанные мастерами называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были потешные лошадки, оружие (пистолеты, рогатки, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы в полном тогдашнем наряде. Но такие куклы появились 150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено – белая кора которого становилась личиком куклы. Дальше люди придумали другие материалы - делали куклы из соломы – куски ткани становились одеждой. Фантазия мастеров была безгранична -они кроме кукол из соломы мастерили миниатюрные птицы, делали игрушки стригушки - подобную стригушку можно сделать из мочалки, из веток или из льняной пакли, из трав семейства злаков.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках они были известны грекам, римлянам. Игрушки эти называли шаркунами, гремушками, брякулками, брякушками, делали из разного материала и разной формы, их плели из бересты, в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка из древесины, лепили из глины. Погремушке родственница трещотка – игрушка, взятая из жизни, музыкальной игрушкой была – свистулька. Они могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи - маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.

Любимыми детскими забавами в Тульской Московской и других губерниях были гармошки. Они отличались друг от друга своими размерами и звучанием. Существовали гармошки так называемые баян, хромка, тальян, аккордеоны. Самой распространенной игрушкой деревенских детей была тряпичная кукла. Кукол этих берегли – вырастает девочка, становится мамой и куклу передает дальше своей дочке. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав – игрушка имеет общеобразовательное значение, служит целью разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач ребенка благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике использования, возрастному назначению.

Воспитание и развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Дорогие Коллеги! Представляю вам фотоотчёт, в виде презентации, по теме самообразования «Воспитание и развитие детей раннего возраста в.

Атрибуты своими руками для сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе Игры своими руками. Авторский дизайн. Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является - игра. Дети очень любят играть в разнообразные.

Народная игрушка издревле была средством развлечения, физического и интеллектуального развития детей, исполняла роль важного культурного объекта. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Игрушка - первый рассказчик о Родине, друг и учитель.

ВложениеРазмер
Значение народной игрушки в воспитании дошкольников 680.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение народной игрушки в воспитании дошкольников»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культуру любого народа невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. В народном искусстве отражается трудовая деятельность, быт, обряды, мировоззрение народа, его национально-самобытные художественно-эстетические идеалы, художественные вкусы, духовно-эстетические потребности, чувство национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.

Народная игрушка является частью культуры каждого народа.

Народная игрушка издревле была средством развлечения, физического и интеллектуального развития детей, исполняла роль важного культурного объекта. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Игрушка - первый рассказчик о Родине, друг и учитель. Куклы («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (Гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. Народная игрушка – это не только предмет для забавы, она «включает» взрослых и детей в традиции своего народа и закладывает основы патриотического воспитания. Ребенок, который знаком с народной игрушкой, знаком с историей своего народа, а следовательно это патриотичный, нравственно-развитый и социально-адаптированный ребенок.

Для более успешного знакомства детей с народной игрушкой, в нашем ДОУ прошла выставка совместного творчества «Русская народная игрушка».

Родители совместно с детьми изготавливали народные игрушки из ткани, лоскуточков, дерева, глины, ниток. Все постарались и проявили фантазию. Наши уголки народного творчества были пополнены игрушками, изготовленными своими руками. Созданная своими руками народная игрушка воспитывает у детей стремление к добру и правде, любовь к красоте.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Консультация для воспитателей.

«Значение народной игрушки в воспитании дошкольников»

Автор. Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Пояснительная записка. Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной и средней школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы педагогики. В материале раскрывается актуальность заявленной темы консультации; рассматривается вопросы влияния народной игрушки на воспитание дошкольников; ценность и ее место в современной игре дошкольников.

Цель. Расширение знаний педагогов о значении народной игрушки в воспитании дошкольников.

Предварительная работа. Изучение литературы по теме консультации.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого по знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культуру любого народа невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. При этом каждый народ под влиянием специфических социальных и природных условий создает свои локальные художественно-эстетические культурные традиции в развитии народного декоративно-прикладного творчества. В них отражаются трудовая деятельность, быт, обряды, мировоззрение народа, его национально-самобытные художественно-эстетические идеалы, художественные вкусы, духовно-эстетические потребности, чувство национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.

Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Значение народной игрушки в жизни современных детей трудно переоценить. Высказывание «об игре, как ведущем виде деятельности дошкольников», стало аксиомой. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Во время игры ребенок выполняет разные задания, находит предметы или обменивается ими, придумывает новые сюжеты собственных игр, применяя свой уже имеющийся жизненный опыт.

Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Игрушка, по слова Гузениной, - первый рассказчик о Родине, друг и учитель. Куклы («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (Гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. По мнению Гузениной, «понимание того, что народная игрушка – это не только предмет для забавы, она есть самое прямое желание утверждения бытия Родины, неискоренимости ее образа, настойчивая попытка его фиксации и констатации вневременного, вечного, сакрального его значения» начинается с знакомства с промыслами, с «включения» взрослых и детей в традиции своего народа и закладывает основы патриотического воспитания.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для воспитания, обучения и развития ребенка. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий. Игрушка для детей – это самый главный предмет, через который ребенок познает окружающий мир. И, конечно же, прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с детьми.

Ценность игрушки велика, в первую очередь, для педагогики, в связи с ролью игры в воспитательном процессе. Это ведущий тип деятельности ребенка до школы, когда закладываются основные качества личности. Игрушка отражает мир самого человека, его природное окружение, мир его культуры. В этом качестве она – способ передачи материального и духовного опыта общества, и самого важного, вневременного, и актуального своей исторической конкретностью. В связи с этим встает вопрос: все ли игрушки полезны детям?

Какой должна быть игрушка по сюжету, облику, качеству? Об этом надо задуматься не только родителям, но и производителям игрушек. Вопрос не теряет остроты, пока наш рынок заполнен натуралистичными куклами, назойливыми по цвету, с трудом узнаваемыми зверями, уродливыми монстрами, игрушками на батарейках, монотонно повторяющими одни и те же движения. Игрушки наших детей сложны, но агрессивны, нарядны, но не доступны каждому, ярки, но бездуховны. Игра с ними только и может, что повторять экранную жизнь: боевики и фильмы ужасов, эстрадные и модельные шоу, погони и издевательства героев мультфильмов.

Народные игрушки, наоборот, способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Тряпичная или соломенная кукла, глиняный конек или птица-свистулька, деревянный медведь, бьющий по наковальне молотом по очереди с мужичком, интересны и понятны современным детям. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она развлекает и дарит положительные эмоции, отражая быт, труд, природу, праздничные традиции родного народа, прививает любовь к национально-самобытным и общечеловеческим сторонам жизни. Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви.

Народная игрушка – это и предмет, и модель, а самое главное, она является художественным образом для игры, в которой находят смелое обобщение, порождающее многообразие метафор, ассоциаций, общечеловеческих идей. Народная игрушка – ценный образец народной культуры, который обогащает массовую культуру и быт современников благодаря тому, что обладает удивительным многообразием и неразрывностью функций. Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Игрушка знакомит с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства. Она обладает немалым запасом общечеловеческих ценностей, помогает воспитывать подрастающее поколение прежде всего с духовной стороны, прививая нормы нравственности, основы толерантности (терпимости к проявлениям иной культуры), уважение к традициям.

1. Ковычева, Е. И. Народная игрушка [Текст]: учебно – методическое пособие для вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 159 с.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 14-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Роль народной игрушки

в воспитании дошкольника.


Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

По содержанию игрушки можно подразделить на:

1. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребенок в повседневной жизни. К таким игрушкам относятся фигуры женщины, коня, медведя, петуха и т.д.

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества . Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки , которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка . Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру .

2. Народная дидактическая игрушка – это игрушка , в которой отражена народная мудрость , весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка , как и всё народное творчество , отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям . Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребё нку : шары, бочонки, кольца и др.

В народной дидактической игрушке поставлена цель : дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы, они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны , они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой , ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус , развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога : поправки вносит сама игрушка .


3. Игрушки-самоделки – это игрушка, которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из коры деревьев и т. д.

Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Как влияет народная игрушка на развитие и воспитание дошкольников:

· способствует развитию у детей эстетического восприятия.

· может быть использована в процессе трудового воспитания дошкольников - последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд.

· способствует умственному развитию дошкольников.

· способствует решению задач сенсорного воспитания. Обследование игрушки осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм.

· народная игрушка содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании

· Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем мире. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления, привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно, но не знает, не замечает его качеств.


Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить , воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.

Простота народной игрушки , её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка.

Читайте также: