Значимость игрушки в развитии воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Обновлено: 26.04.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

В статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе

Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольника

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников»

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Кадралиева Зольхаят Гайнединовна /Kadralieva Zolhayat Gainedinovna - воспитатель

Государственное дошкольное образование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джанайская ООШ», с. Джанай, Красноярский район, Астраханская область

Аннотация: в статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Ключевые слова: игра, игрушка, игровая деятельность, воспитание, развитие ребенка, психическое воздействие.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечения, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности [1, с. 7].

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т. д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному значению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка и мешок с подарками).

Игрушка по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль [2, с. 11].

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которое само же к ним привязало» [3, с. 47]. Также Ушинский подчеркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития ребенка. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке и на предметы, на людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой побуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворить потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, резиновые мячики, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в

качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, его заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление -знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия - это действия обобщения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества - сюжетно -ролевой и ролевой. Предметно - игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно -смысловое содержание и его игровых действий.

1. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980, 64 с.

2. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Электронный архив, 11 с.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т., Т. 1 М.: Педагогика, 1988, 414 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ статья игрушки.doc

«Роль игрушек в развитии ребенка».

Значение игрушек для ребёнка

Для гармоничного и интенсивного развития каждому ребёнку необходимо не только хорошее питание, правильная гигиена, но и развивающие игры, но и правильные игрушки. С помощью игрушек малыш знакомится с окружающим миром.

Первое, что находится вокруг крохи, что помогает его заинтересовать, это игрушки. Только активно взаимодействуя с окружающими предметами, контактируя с близкими людьми, малыш полноценно развивается.

Ребёнку необходимо постоянное общение , его надо учить играть.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

"Какие игрушки нужны детям"

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из лоскутков. Из огромного количества игрушек, подаренных ребенку, только он сам способен выбрать то, что действительно нужно ему. Именно ту игрушку, память о которой он пронесет по всей своей жизни, а возможно, и подарит своим детям вместе с тем чувством близости и теплоты, которое они ощутили вместе. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую может наказать, поругать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты. Их ломают, наказывают, забрасывают в дальний угол, но именно о них вспоминают дети в минуты разочарований. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле . Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу , разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети игра­ли — жили в образе.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы , лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место, не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори элементы которой, можно увидеть в кабинете коррекции №8 г. Атбасар, но это несложно сделать и в комнате у ребенка, для этого детская комната или уголок условно делится на зоны:

математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

языковая (кубики с буквами, книги),

зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

зона физического развития (фитбол, рукоход).

Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента начала ползания. Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте.

Покупайте игрушки осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

Какие игрушки нужны ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время, которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик.

Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом "Лучше меньше, да лучше". Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых.

· Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.

· Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.

· Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.

· Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

· Детство любого ребенка неотделимо от игрушек. Современные магазины предлагают нам огромный ассортимент игрушек, способный угодить не только желаниям ребенка, и требованиям родителей. Очень часто, присматривая подарок малышу, мы стоим перед выбором: купить яркую, дорогую, многофункциональную игрушку или отдать предпочтение подарку с меньшим набором характеристик, но укладывающейся в семейный бюджет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно понять, для чего вообще нужна ребенку игрушка?

· Детская игрушка – это пропуск во взрослый мир. С ее помощью малыш знакомится и исследует окружающую действительность, учит общаться, узнавать себя и выражать чувства. Любая игрушка, независимо от цены и качества, затрагивает эмоциональный мир ребенка. Играя, малыш представляет свой мир, воображает и придумывает собственных героев, их истории и приключения. Игрушка – это проводник фантазии, поэтому очень важно, чтобы она нравилась ребенку.

· При покупке игрушки для ребенка подумайте, как с ней можно играть и насколько быстро она может надоесть. Не забывайте, что игрушки следует выбирать, а не собирать. Железная дорога с пультом управления и механическая кошка, поднимающая лапу, может оказаться надолго в шкафу. Купите набор разноцветных кубиков, из которых можно построить дом или крепость, пластмассовую собачку, которую можно выводить гулять, купать, разрисовывать фломастерами. Ребенку нужна игрушка, с которой он может играть, не боясь ее сломать. Помните, любая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с родителями.

Марина Сотникова
Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка.

Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

В педагогической литературе существуют разные подходы к классификации игрушек : по содержанию, форме, внешнему виду, по назначению для разных видов игр и др. А. С. Макаренко все игрушки делил на 3 типа : игрушка готовая, механическая, или простая (автомобили, пароходы, мишки и др.); игрушка полуготовая, которая требует от ребенка некоторой доработки (картинки, кубики, конструкторы и др.) и игрушка-материал (глина, песок, картон, дерево, и др.). Педагог считал, что у каждого типа игрушек есть свои положительные качества и недостатки.

Е. А. Аркин классифицировал игрушки по тематике и видам игр: сенсорные, подвижные, производственные и технические, военные и охотничьи, общественные и бытовые, конструктивные, образные.

Е. А. Флерина группирует игрушки на сюжетные или образные, моторно-спортивные, и тренировочные, строительно-конструктивные, дидактические и творческо-трудовые игрушки (полуфабрикаты для игрушек-самоделок)

В современной литературе чаще встречается Классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные игрушки : куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки : матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрез-ные картинки). Забавные игрушки : с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. Предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры).

Игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка).

Спортивные или Моторные игрушки : мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки. Предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

Музыкальные и театральные игрушки : игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки, бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски, музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. ; театрализованные – служат для разыгрывания сценок.

Технические игрушки : водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др. Вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки).

Строительно-конструктивные игрушки наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крышы); смешаный строительный материал.

Игрушки-самоделки : из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями. Дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Игровое оборудование составляет целиком обособленную группу - и представляет собой приспособления и конструкции для игр на участке детского сада.

Требования к игрушкам :

- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

- развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организа-торские способности;

- пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Родительское собрание «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» Цель: 1. Помочь познакомиться друг с другом и специалистами, снять психологические барьеры. 2. Установить более тесный контакт между сотрудниками.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Форма проведения: семейная гостиная Возраст: средний Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка». Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ Согласно внедрению ФГОС ДО с родителями я старюсь выстраивать партнерские отношения. Участники: родители, воспитывающие детей дошкольного.

Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Виды игр «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Значение игрушки в воспитании ребенка Давно известно, что неотъемлемой частью жизни ребенка является игрушка. Игрушка-предмет для игры, появился еще в глубокой древности. Приобретая.

Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники.

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка О. Н. Кузнецова ГБДОУ детский сад № 45 Адмиралтейского района Санкт-Петербург «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Значение семейных отношений в воспитании ребенка Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во лжи, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивать,.

«Значение театрализованных игр в воспитании ребенка». В помощь педагогам-психологам Значение театрализованных игр в воспитании ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ре-бенка в дошкольном.

Значение игрушек в развитии ребенка.

Игрушка – это спутник малыша с самого его рождения. Конструктор, пирамидка, каталки и плюшевые мишки – любимая игрушка малыша приносит в его жизнь новые впечатления, делает ее радостней и интересней. Какое же влияние на ребенка оказывают игрушки, и как могут помочь родителям в воспитании и развитии детей.

Игрушки для развития детей : формирование психики.

Во время игровой деятельности происходит несколько важных механизмов в психики:

• Чувства и эмоции;

• Восприятие и ощущение.

История развития начинается с погремушки. Она издает звуки, мелькает перед глазами, чем именно и привлекает малыша. Рассматривая самую первую в своей жизни интересную вещь, малыш начинает учиться концентрировать свое внимание, у него возникает желание потрясти взять в руки, потрогать. Это начинает стимулировать малыша работать ручками, узнавать предмет, поворачиваться на звук и улыбаться при его приближении

Конструктор, пирамидка, с их помощью малыш учиться распознавать формы, цвета, размер. Это хорошие тренажеры для развития мелкой моторики, воображения и мышления. Так же они очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: мебель, кукольная посуда, врачебные принадлежности. Ребенок начинает запоминать название каждого предмета, и учиться с ними обращаться.

Для эмоционального развития детям нужно иметь в качестве друга мягкую игрушку или куклу. В глазах ребенка она становиться живой, ее нужно уложить спать, накормить, вылечить. И так в процессе игры у дошкольника проявляются первые признаки эмпатии: любовь, забота, в это время он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в нравственном, так и эмоциональном плане.

Большое влияние на развитие воображения и мышления оказывают функциональные игрушки. Обратите внимание, как годовалый малыш долгое время возится с баночкой, выключателем или замком. Таких вещиц может быть огромное количество, для удобства их закрепляют на одной доске – бизиборде. Он вызывает интерес к неизведанному, и побуждает к размышлению. Взрослые же должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой лучше определиться, какую пользу игрушка принесет малышу. Ведь на самом деле среди разнообразия очень приобрести вещь, которая за место помощи и развития может привести к моральной дезориентации и разрушению психики. К примеру, куклы с искаженными лицами, страшные киборги, уродливые монстры с ярко прорисованными бородавками и шрамами, плюшевые фекалии, куклы – трупы.

Помимо психического развития, обязательно позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случает так же, игрушки станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму.

Наверное цель всех мам, а в особенности пап - вырастить своих малышей ловкими, сильными и крепкими. Крошечные гантели, скакалки и хула – хуп - все это вам обязательно пригодится. На самом деле физическое развитие начинается намного раньше, когда малыш старается перевернуться на животик, поползти, сесть или старается сделать первый шаг. Его движения неточны и хаотичны, чувство равновесия еще дремлет, координация нарушена. Для того что бы ваш малыш развивался в физическом плане, вам помогут:

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от всего процесса ходьбы, что позволяет вам добиться автоматизма в этом деле, и развить координацию движения.

Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день, вы сможете помочь ему освоить простейшие движения и тогда вы не успеете оглянуться, как малыш станет прыгать, бегать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Для того что бы малыш развивался гармонично, желательно чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи советуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек.

Обучающие игрушки самую ключевую роль в раннем развитии ребенка. С их помощью ребенок сможет легко освоить буквы, счет научиться разбираться во временах года, начнет определять время на часах и возможно воспроизводить первые музыкальные ноты. Для этого вам нужно:

Детские музыкальные инструменты.

Используя пособия и придумывая интересные сюжеты, ребенка легко научить важным вещам и подготовить его к школе. При этом не стоит забывать о том что, игрушка – это отличный инструмент для воспитания малыша.

Какое значение имеют игрушки в воспитании ребенка.

Медвежонок, зайчонок или кукла могут стать самыми настоящими вашими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если родители смогут сформировать к ним, отношения как к живым друзьям.

С такими игрушками у детей устанавливаются положительные эмоциональные отношения – это важнейший момент в воспитании – который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда папа или мама просят свое дитя угомониться, другое – когда к всему процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравиться», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к более послушной девочке и заберет с собой любимого зайку, может стать очень весомым аргументом. Таким образом в воспитании нужно применять оценку поведения и конечно его регулирование через игрушки, чтобы сформировать:

Бережливость, организованность, аккуратность;

Умение побороть капризы и страхи;

Эмпатию, доброжелательность, сопереживание;

Первоначальное представление о зле и добре.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают вырастить ребенка и сформировать личность.

Выбор игрушек в зависимости от возраста.

В развитии способностей малыша большую роль играют конечно погремушки, черно – белые картинки, размещенные на бортиках кроватки, подвески. Но при покупке игрушек нужно учитывать, стремительный рост и взросление ребенка.

o В три месяца малыш не просто лежит в кроватке, он учиться переворачиваться, хватает различные предметы и конечно же пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек нужно учитывать обязательно возрастные особенности малыша. Для малышей в 3 месяца подойду: развивающий коврик, музыкальная карусель (мобиль, звуковые браслеты, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками.

o В 9 месяцев и до года когда малыш уже уверенно ползает, сидит и даже ходит, приходит время более сложных развивающих игрушек. Это могут быть различные конструкторы – каталки, сортеры, крупные пазлы. В этом возрасте рекомендуется стараться приобщать малыша к рисованию, пальчиковыми красками, а так же игре на музыкальных инструментах. Но конечно основное внимание желательно уделить развитию опорно – двигательной системе, стараясь предлагать ему каталки, прыгунки, лошадки – качалки.

o В 2-3 года ребенок начинает понимать предназначение окружающих предметов, так что скорее всего ему наверняка понравиться набор мебели, чемоданчик с врачебными инструментами, кукольная посуда.

o В 5 лет – это уже личность со своими предпочтениями и интересами. Теперь ему доступны многие виды игрушек, с которыми он сможет разыгрывать различные сюжеты. В этом возрасте девочки предпочитают играть - с куклами и их принадлежностями, ну а мальчики - с машинками и солдатами. Однако есть настольные игры которые будут интересны для обоих полов: домино, пазлы, лото.

Советы и рекомендации.

Часто перед родителями встает вопрос, как же выбрать игрушку для своего малыша, чтобы она понравилась и в тоже время увлекла, и оказалась полезной? Тут приходят на помощь советы детских психологов.

Старайтесь приобретать игрушки, соответствующие уровню развития и возрасту малыша.

Чем младше ребенок, тем крупнее должна быть игрушка или детали конструктора.

Временами убирайте разные предметы из зоны видимости. По прошествии какого – то времени они будут восприниматься как новые.

Предлагайте ребенку игровые пособия разной направленности. У каждого малыша должны быть скакалки, мячи, прыгалки, так же и игрушки, требующие внимания и сосредоточенности: конструктор, пазлы, мозаика.

Помогите малышу организовать игру. Подскажите, а лучше поучаствуйте в строительстве дома, или побудьте клиентом в детской парикмахерской, а может быть даже больным на приеме у доктора.

Игрушек не должно быть много. Из большого разнообразия ребенку сложно выбирать, в результате чего он перестает их замечать.

Обращайте свое внимание, какие пособия вызывают больший интерес у ребенка. Еще в раннем детстве возможно выявить таланты или даже наклонности будущих стилистов, скульпторов или художников.

Игра помогает детям получать навыки и развивать способности, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни малыша очень велико, но важнее для него любовь близких, внимание и забота. Только находясь рядом с ребенком, обучая и направляя, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека, личность с большой буквы.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Светлана Леонидовна

В статье анализируется значение игрушки для ребёнка. Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются, какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Светлана Леонидовна

Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)

Разработка и реализация проекта «Игрушки» в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы дошкольного звена МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар- Ола Республика Марий Эл)

Текст научной работы на тему «Роль игрушки в жизни ребёнка»

РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА Герасимова С.Л.

Герасимова Светлана Леонидовна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеёк», г. Мичуринск, Тамбовская область

Аннотация: в статье анализируется значение игрушки для ребёнка. Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются, какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад. Ключевые слова: игрушки, ребёнок.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности [1, с. 46].

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Игрушка вредна, если она: провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость; вызывает страх или тревогу, психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка; имеет грубый натурализм; унижает человеческое достоинство; искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она: безопасна; привлекательна; эстетична; соответствует возрастным возможностям ребёнка; полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.); выполнена из экологически чистых материалов; упакована.

Правила выбора игрушки

• Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;

• Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;

• Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.

• Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;

• Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;

• Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно

время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. [2, с. 152]

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2008. 85 с.

2. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. М.: Просвещение, 2007. 280 с.

Читайте также: