Знаки на глиняных игрушках

Обновлено: 18.05.2024

Цель урока: Выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки.

  • личностные – активизация учебной, познавательной деятельности;
  • метапредметные – выполнение творческой работы и заданий в группе;
  • предметные – закрепление и применение знаний, полученных на прошлом уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Зрительный ряд: образцы элементов росписи игрушек, игрушки.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сегодня у нас не обычный урок, а народная ярмарка, на которой будут представлены разнообразные игрушки трех известных художественных промыслов.

Вопрос. Вспомните, что это за художественные промыслы, как они называются?

Ответы. Дымковская, Филимоновская и Каргопольская глиняные игрушки.

На прошлом уроке вы лепили игрушки из глины и пластилина. Посмотрите, чего не хватает на ваших поделках?

Ответы. Узоров, цвета, красок.

Вопрос. Как вы думаете, в чем заключается цель сегодняшнего урока?

Ответы. Расписать игрушки узорами и орнаментом.

Так как предмет изобразительное искусство является творчеством, то и работа ваша будет заключаться в выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки. Презентация.

Ребята разделились на 3 группы, это художественные мастерские, каждая из которых представляет свой промысел.

Прошу представиться группам.

1. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Дымковские игрушки мастерят в Кировской области под г. Вяткой. (Презентация. Слайд 2)

2. В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары. Там лепят Филимоновские игрушки. (Слайд 3)

3. Каргопольские игрушки родом из Архангельской области, из деревни Каргополье, что на севере России. (Слайд 4)

Вопрос. Давайте вспомним, кого изображали в игрушках мастера?

1. Ассортимент Дымковских игрушек разнообразен: барыни под зонтиком, румяные кавалеры, кони, медведи, олени, уточки, петухи. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (Слайд 5)

Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.

2. Филимоновские игрушки разнообразны: барыни и кавалеры, невеста с женихом, солдат всадники, птицы, петухи, собачки, лошади, свиньи, коровы, медведи. (Слайд 6)

3. Каргопольские игрушки– сцены из повседневной жизни: баба, мужик, пахарь, сеятель, кузнец. (Слайд 7)

Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке, гармонист. Есть и сказочные герои: лиса, медведь – одетые как люди, лошади, тройки, сани.

Вопрос: Какой цвет использовали художники для росписи игрушек? (Слайд 8)

Ответ: Для росписи Дымковских игрушек художники брали все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, синий, голубой, зеленый, фиолетовый, розовый.

Ответ: Для росписи Филимоновских игрушек брали три главные цвета – малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

Ответ: Для Каргопольских игрушек использовали красный, оранжевый, синий, зеленый, коричневый, черный.

Вопрос: А какое значение имели цвета в росписи? (Слайд 9)

белый – чистота, правда, добро;
красный – огонь, красота, здоровье, сила, слава;
желтый – солнце, свет, радость;
синий – небо, вода;
зеленый – жизнь, молодость;
черный – земля.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Один из них – весенний праздник “свистопляска”, который был посвящен солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотритесь к игрушкам. У каждого промысла есть похожие игрушки. Назовите их.

Ответ: это конь, птица и баба.

Вопрос: Какой смысл выражают эти образы? (Слайд 10, 11, 12)

конь – кормилец, защитник,
птица – счастье, удача,
баба – плодородие, продолжение рода, берегиня, женщина, мать, хранительница семейного очага.

В них живут память народа, его древние традиции. Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом.

Вопрос: Вспомните, какое значение имеют символы орнамента росписи? (Слайд 13)

Ответ: Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни, синяя волнистая полоса – это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Орнаменты, используемые при росписи глиняной игрушки.


Вопрос: Где еще можно встретить древние знаки орнамента, которым украшены игрушки?

Ответ: Знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в резьбе.

3. Динамическая пауза.

Вижу, вы сидеть устали, ну-ка, дружненько все встали!

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахали,
Друг на друга посмотрели,
Шесть – на место тихо сели.

4. Знание темы урока вы усвоили хорошо, молодцы. А сейчас приступайте к выполнению росписи игрушек, которых вы представите на нашей ярмарке.

Учащиеся приступают к выполнению росписи, звучит музыка, сборник русских народных наигрышей. Перед показом игрушек, когда все закончили работу, включается песня В. Леонтьева “Ярмарка”.

Учащиеся выставляют свои игрушки на стол. Просмотр работ.

5. Завершение урока.

Посмотрите, какая замечательная ярмарка игрушек у нас получилась!

Какими эпитетами можно охарактеризовать эти поделки?

Ответы: яркие, нарядные, красивые, праздничные, веселые.

Продолжите фразу: – я сегодня на уроке…

Какое применение вашим игрушкам вы бы нашли?

Что нового вы узнали на уроке?

Понравилось вам расписывать игрушки?

Мы с вами будем расписывать другие народные игрушки, об этом вы узнаете на следующем уроке.

Цель урока. Познакомить учащихся с историей, смысловым содержанием создания, традициями росписи глиняной народной игрушки на руси.

Ход урока. Развернутое комментирование подготовленных наглядных материалов. Учитель рассказывает учащимся об истории появления глиняной игрушки и её влияние на жизнь славянских народов. О любимых традиционных сюжетах в народной глиняной игрушке.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, экспозиция репродукций, таблицы с изображением орнаментов росписи глиняных игрушек. Игрушки мастеров, игрушки, выполненные учениками.

Ещё со времён славянского язычества, когда окружающие предметы и ритуалы наделялись сверхъестественной магической силой, возникло особое отношение к игрушке, которое не только выполняло свою основную функцию, обеспечивая процесс игры, но и, по народным представлениям, охраняла ребёнка от сил зла, сглаза, обеспечивала покровительство высших сил.
Удивительное сочетание магических верований, поэтического творчества, особенностей быта представляет собой народная анималистическая игрушка. Птица, конь, медведь, олень, баран, корова не только любимые фольклорные персонажи, но и наиболее распространённые игрушечные сюжеты. Несколько реже в игрушке встречаются образы волка, зайца, свиньи. Фигурки домашних и диких животных, выполняемые из глины руками народных мастеров никогда небыли копией живых существ. Они отличались яркой символичностью, лаконичностью, претворением фантазии в реальность и подлинного реализма в сказочность.

Одна из самых популярных народных игрушек – конь. Образ коня у многих народов, в том числе и у славян, олицетворял небесное светило. Существует несколько легенд о солнечном божестве, каждое утро появляющемся на небосклоне, даруя людям свет и тепло, начиная новый день. По одной из легенд, солнечное божество представлялось в виде прекрасного юноши верхом на коне, по другой – более зрелый муж разъезжал по небосклону на колеснице, запряжённой парой лошадей.




Изображение двуглавого коня в игрушке – отголосок древних представлений о двух мирах: надземном и подземном. Считалось, что часть суток небесное светило проходит в одном, а часть – в другом мире.


Разнообразные изображения коней в игрушке, по поверьям приносили благословение и особое покровительство солнца ребёнку. На связь этих игрушек с древнеславянским солнечным культом указывают несколько признаков. Один из них – окрашивание коней в ярко-красный цвет. Вспомним часто встречающиеся фольклорное определение солнца: «Красно Солнышко». Второй признак заключается в том, что большинство из них орнаментировано стилизованными солярными знаками: крестами и розетками, заключёнными в круг.


Пластическое решение изображения всадника характерно для глиняной игрушки, и явно указывает, что прообразом её было солнечное божество: в таких игрушках туловище всадника и коня слиты в единое целое. Такие изображения характерны для рязанской, абашевской, хлуднёвской игрушки.

С солнечным культом связан ещё один образ русской игрушки – Полкан. Он изображал существо с головой человека и туловищем коня. Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.



Солнечным культом и утренней зарёй связывалось изображение петуха. Изображение различных птиц связывалось с благопожеланиями. Считалось, что они приносят здоровье и удачу.


Утка, утушка – ещё один из популярных образцов в народной игрушке. Образ этой птицы был связан с водой. Вероятнее всего, в древнеславянских сельскохозяйственных культах она символизирует «влагу небесную». Это предположение подтверждается и особенностями декорирования игрушечных уточек: волнистые линии, ромбы с точками на боках и крыльях, соединённые в причудливые композиции, являются древними символами засеянного поля, небесной влаги, ниспадающей на землю.


Зайчик, кот в игрушке – это олицетворение солнечного бега, движения, вечного света. С ним связывают ещё и представление о плодовитости. Как персонаж, способствующий деторождению, он часто использовался в свадебном обряде. Наиболее архаичными по форме являются зайчики из глины рязанских и плешковских мастеров.



Олень – один из самых любимых образов у мастеров глиняной игрушки. По древнейшим представлениям славян, олень – жертвенное животное, приносимое с целью сохранения и увеличения урожая. Во времена язычества жертва приносилась солнечному божеству в середине июля, перед уборочной страдой. После принятия христианства на севере это действо трансформировалось в обычай устраивать угощение для прихожан в День Петра и Павла. В разных регионах России в приданиях оленя заменял лось, козёл, баран, бык. Все эти образы, прежде всего, связаны с сельскохозяйственными культами и являются связующим звеном человека с солнечными божествами. Не случайно рожки у глиняных игрушечных животных бронзированные, посеребрённые, окрашенные красной и жёлтой краской.



Несколько особняком стоит образ коровы. Также как и другие «рогатые» животные, она связывается с плодородием, но в отличие от них, корова не являлась жертвенным животным. Вероятнее всего, корова, по славянским представлениям ассоциировалась с хозяйкой, хранительницей домашнего очага. Не случайно головной убор замужней женщины «кика рогатая» назывался на севере «коровушкой». Наиболее наглядны глиняные коровы выполненные в Липецкой, Нижегородской, Пензенской и Рязанской областях. В их пластическом решении удачно сочетается монументальность и упрощенность форм, свойственная древнеславянским изображениям культовых животных, и яркая образность, позволяющая воспринимать эти персонажи в качестве игрушки.



Часто встречается изображение «свинки» в игрушке. Этот образ на Руси, согласно народным поверьям олицетворял плодородие, благополучие, иногда удачный брак. В игрушке символика плодородия нашла отражение в изображении свинки с несколькими поросятами, соединёнными в единую скульптурную композицию. Для фольклора характерна иная трактовка образа свиньи – как представительницы сил тьмы и злого начала.


Медведь – один из самых любимых «игрушечных» образов. По народным представлениям, медведь – хозяин леса, символ пробуждения природы от зимнего сна. Известна связь медведя с древнеславянским богом Велесом – покровителем домашнего скота. Существовало поверье о связи медведя с плодородием женщины. В старинных сказаниях встречается упоминание о том, что от связи медведя и женщины рождались богатыри. Почти повсеместно существовало поверье, что медведь, поделившись своей недюжинной силой, может помочь больному. Игрушечных медведей делали практически повсеместно из дерева и глины.


Достаточно редко встречаются в игрушке образы собаки и волка. В сказках собака – друг, помощник, вещун. Поэтому и волка и собаку нередко изображают с добычей в зубах. Волк – с одной стороны, олицетворение зла, двуличности, а с другой – персонаж добрый и мудрый. Такая трактовка свойственна русским сказкам.


Особое место в игрушке занимают космогонические символы: модели мира. Классическим примером этих символов могут служить так называемые «древа жизни» – один из часто встречающихся сюжетов в хлудневской глиняной игрушке. Они представляют собой сложные многофигурные композиции, где крона с птицами – небесный мир, ствол, вокруг которого располагаются иногда животные, иногда люди, – земной, а корни – подземный.


Говоря о смысловом содержании игрушки, необходимо отметить роль звука в игрушке. Многочисленные свистульки, погремушки выполняли не только функцию забавы, но и служили оберегом, По представлениям древних свист и шум отгонял злых духов.


Женская фигурка – Барыня, Девица, Матрона, Нянька занимает особое место в системе народной глиняной игрушки.





Отголоски древнего культа женского божества очень чётко прослеживаются в глиняных женских фигурках из различных регионов России. Глиняная игрушка в большей степени сохранила архаичные формы. В наши дни наиболее древние формы свойственны глиняной игрушке из окрестностей города Каргополя, Архангельской области. Каргопольские «бабы» в пластическом и орнаментальном отношении сохраняют черты, присущие изображениям женского божества древних славян, Фигурки отличает статичная форма, чётко очерченная грудь, юбка колоколом. Чаще всего в руках кольцеобразной формы – каравай (наиболее древний символ изобилия), блюдо с пирогами, птицы. Встречаются также фигурки матерей, кормящих грудью младенца, фигурки с руками, воздетыми к небу. Они не только сохраняют атрибуты плодородия, для них характерен древний декор: в орнаментах на юбках баб прослеживаются знаки засеянного поля, знаки дождя, иногда солярные знаки.

Примеры орнаментов

Источник – музей глиняной игрушки «Возрождённое ремесло», Центр ремёсел «Берегиня», г. Каргополь

Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных глиняных игрушек;
Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого;
Развивающая: учить через образ выражать свое понимание истоков образов глиняных игрушек;

  1. Закрепить знания учащихся по лепке из куска, декорированию игрушек и семантике древних знаков.
  2. Создать любой образ, воплощающий космогонические представления наших предков и усилить его смысловое значение декорированием.
  3. Учить выявлять общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине.
  4. Научить видеть общее в образах игрушек разных народов.

1 . Вводный раздел. Постановка цели. Повторение пройденного. “Символика образов мироздания в народном искусстве”

2. Постановка проблемы.

3. Новая тема “Истоки образов глиняных игрушек”
а) объяснение учителя;
б) практическая работа по декорированию (разд. материал);

Беседа по пройденному материалу, иллюстративный метод

Запись на доске.

Рассказ учителя; Демонстрация образцов и иллюстраций;

Запись в тетради

Наглядное пособие “Древние знаки мироздания”

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Объяснение, пояснение, индивидуальная работа с учащимися

План занятия

Народное искусство упорно хранит тайну своей вечной молодости. Оно подобно сказочному Древу жизни не перестает обновлять крону свежей листвой и в толще ствола наращивать годовые кольца. Древо жизни не умирает как символ вечно обновляющейся природы. Так и народное искусство – оно живет вечно, сохраняя инерцию мышления отцов, дедов и прадедов.

Все художественное творчество в каждую эпоху отмечено устойчивыми образами и мотивами, которые одно поколение переняло у предыдущего, а то – от предшествующего. Анализу этих устойчивых образов мы посвятим сегодняшнее занятие.

Сообщается тема занятия.

Вниманию детей предлагается видеофильм, знакомящий их с абашевской, дымковской, филимоновской и жбанниковской глиняной игрушкой.

Ребята, вы посмотрели видеофильм, познакомились с некоторыми народными промыслами, какие же образы наиболее часто встречаются в глиняной игрушке?

Д: Женщины, кони, бараны, олени, птицы, Сирины, Полканы и т.д. (далее в тексте ответы детей выделены курсивом)

Вот выявление их истоков, первоначального смысла и идей, которые вкладывали в них наши предки, составляет цель нашего занятия. Но прежде чем мы перейдем к ней, давайте вспомним:

Как украшались эти игрушки? Какие символы мироздания вам известны?

(Ответы детей, по окончании демонстрация наглядного пособия “Древние символы мироздания”)

Рисунок 1

Наряду со знаковыми символами космогонии в традиционном искусстве гл. игрушки издавна выступают люди и животные Мы будем говорить о них достаточно долго, я прошу вас внимательно слушать думать и в конце разговора ответить на вопрос:

С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных образов в глиняной игрушке? (Запись на доске)

Самые распространенные образы в гл. игрушке - женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие с блюдом, третьи с младенцем, иные держат в высоко поднятых руках птиц (демонстрация образцов). Причем такие фигурки характерны для искусства Ср. Востока, Балкан, Восточной Европы. На древних праславянских вещах они изображаются с VII в. до н.э. и олицетворяют и богиню весны, и образы матери-земли, и матери всей природы. По представлению предков, земля была живым существом. Для человека прошлого неживой природы не существовало, вся она была живой и говорящей. Подобно человеку на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала, а с первыми вешними лучами просыпалась, пила талые воды, наполнялась живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай .Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Она по-матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала, страдала в пору засухи. Она принимала человека в свои объятия, когда прекращалась его жизнь. Вот каково содержание образа Мать-земля… Мудрый наш предок соединил воедино два образа-земли и матери, два жизнеутверждающих начала, дающих жизнь всему живому (обсуждение содержания нагл, пособия “Трипольские богини плодордия”). Дети отвечают на вопрос: “Почему ученые называют эти образы богинями плодородия?” – (Отпечатки зерен,знаки земли и засеяннгог поля).

Рисунок 2

Т.о. женские фигурки были тесно слиты с образами земли и женщины, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами весеннего солнца. Н-р, образ женщины с птицами в поднятых руках, трактуется как моление “матери сырой-земли” о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для ее плодородия (детям дается раздаточный материал, и предлагается в теч. 2-х минут знаками и символами подчеркнуть смысловое значение предложенного образа).

Рисунок 3

Солнце для земледельца – это, прежде всего, свет, тепло, жизнь. Это и богатый урожай, а значит, и достаток, здоровье, счастье и благополучие. В народе говорили: “ Не земля хлеб родит, а солнце”. По представлению наших предков выезжало солнце на небо в колеснице, запряженной конями.

Часто в славянских преданиях эти кони - крылатые фантастические существа. Шерсть у них серебряная, хвост и грива – золотые, “из ноздрей пламя пышет, искры летят”. Скачет “выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает”. И наделен такой силой конь не случайно, ведь он – слуга жизнедающего светила и в тоже время его олицетворение. Отождествляли солнце с конем жители Ср. и Передней Азии. Так, Геродот писал о массагетах: “Быстрейшему из всех богов (солнцу) они посвящают быстрейшее животное (коней)”. В Месопотамии над скачущей лошадью всегда изображался знак солнца. Как олицетворение солнца конь может “помогать” произрастанию хлебов, травы деревьев, плодовитости животных и “ чадородию”женщин. Он – друг, помощник и советчик человека, (демонстрация образцов).

Днем служит солнцу конь, а вот ночью, когда солнцу нужно пересечь подземную реку, ему начинает служить утушка, или какая-либо другая водоплавающая птица. Вот поэтому-то утушка символизирует не только воду, но и солнце (демонстрация нагл, пособия, “Костяные амулеты “утко-кони””,с пояснением, что “утко-кони” являются круглосуточным оберегом).

Рисунок 4

Ну, а теперь ребята, взгляните на эту игрушку (демонстрация всадника на двуглавом коне). Ребятам предлагается внимательно осмотреть игрушку и найти в ней что-либо необычное, интересное (2 головы у коня, причем, головы разные - темная и светлая). Дети делают предположения, что может означать данный образ. Обобщив их ответы, сообщаю им, что у наших предков славян образ 2-х главого коня связан с весенним и осенним солнцем, с представлением о 2-х божественных существах близнецах, детях неба. А всадник на коне - воин, освобождающий весну от зимних оков, отпирающий весеннее солнце и вешние воды. Подчеркиваю, что образ появился благодаря смыслу, содержанию. Без него игрушка безмолвная форма.

Олень, лось, баран.

Олень-олицетворение солнца, неба. Причем, культ оленя более древний. Не случайно позднее, когда его сменил культ коня, на голове коня еще часто рисовали рога. На Среднем Востоке олень – “умирающее и воскресающее” солнечное божество ранних земледельцев. У скифов олень – солнце с сияющими золотыми рогами. Родственен оленю образ сохатого и барана. Частенько на боках этих игрушек рисовали большие буро-красные круги или огненные кресты. Баранам навивали большие рога, которые символизировали бесконечный бег солнца.

Кроме того, с этими образами было связано представление о довольстве и благе, а само слово “рогато” значило на севере жить в изобилии и богатстве.

“Жавороночки, Перепелушки,
Птички-ласточки! Прилетите к нам!
Весну ясую,
Весну красную
Принесите нам!”

Так окликали парни и девушки весну в день весеннего солнечного равноденствия. Верили люди, что дружным своим криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут “тепло-летушко”. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком.

Часто у славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Солнце представлялось птицей у др. германцев, индейцев Америки. Ученые считают, что крест в солярных знаках происходит от схематического изображения летящей птицы (демонстрация нагл. пособия, “Стилизованные образы птиц”, с пояснением). С появлением христианства образы птицы-солнца и утушки были заменены на Сирина, и Алконоста. Птицы радости и печали чаще всего составляют композицию с древом жизни, причем древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – символ добра и семейного счастья. А вся композиция в целом означала жизненное благополучие. Но птица Сирин встречается у славян гораздо чаще чем Алконост (показ образцов). Согласно легенде эта птица с головой девы обитала в райских садах и своим сладкоголосым пением усыпляла всех, кто попадал в этот сад. Даря Сирина, человек как бы желает такой же сладостной жизни как в раю. Т.о. в игрушке, птицы – посланцы солнца, обогревающие природу и передающие ей плодородящее начало солнца.

Рисунок 5

Интересный и загадочный персонаж в глиняной игрушке – Полкан. На груди его часто рисовалось лучистое солнышко. Полкан родственен древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему “невоображаемую резвость и быстроту”. Про него говорилось как про огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла. В народе образ Полкана – образ богатыря, одерживающего верх над силами стужи и тьмы и освобождающего от их власти землю, просыпающуюся под лучами вешнего солнца. Различают образ молодого Полкана-Ярилы-весеннего, и бородатого пожилого с лучистым солнцем на груди – Ярилы-летнего.

Т.о. Полкан олицетворяет, возможно Солнце и его производительную силу, дающую урожай крестьянским нивам, но это еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Это – выразительный и емкий образ тихой несокрушимой силы народной.

Мы с вами познакомились с наиболее распространенными образами глиняных игрушек. Теперь давайте попробуем четко и кратко выделить, что они олицетворяют.

После небольшой беседы составляется таблица (запись на лоске и в тетрадях):

  • Женщинаолицетворение земли, плодородия, урожая
  • Коньсветило, солнце, плодородие
  • Олень, лось , бараннебо и солнце, довольство и благо
  • Птицасолнце, небо, воздух
  • Утушкавода и влага небесная
  • Полкансолнце и силы добра
  • Сириндобро и благополучие

Ну а теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: “С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных глиняных игрушек?” После обсуждения в тетрадях записывается вывод: Все игрушки, тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека, с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего “рода - племени”, его благополучии и довольстве.

Помимо этого ребятам предлагается ответить на вопрос: “Чем объясняется, что люди разных стран даже не подозревающие о существовании друг друга представляют мироздание в почти одинаковых символах и образах?”. (Сходство процессов отражения природы в сознании людей).

Ребятам предлагается представить себя в роли мастера-игрушечника, живущего в начале XX-го века и:

1. Создать любой образ народной игрушки, отвечающий представлениям наших предков о мироздании.

2. Усилить смысловое значение образа декорированием.

Дети готовятся к занятию. Во время подготовки глины к работе (проминка) ставится несколько вопросов, уточняющих задание:
а) какие способы декорирования могут быть использованы при выполнении задания (процарапывание, налепы, художественная роспись, роспись ангобами);
б) поскольку работа должна быть представлена в законченном виде ребята определяют какой способ декорирования им следует исключить? (Худож. роспись, т.к. ею можно воспользоваться только после обжига);
в) какой способ лепки является наиболее подходящим для выполнения этого задания? (Лепка из куска).

Ребята работают на фоне легкой народной музыки. Педагог работает индивидуально с каждым ребенком, консультирует и, при необходимости, помогает.

По окончании рассматриваются все работы. Каждый ребенок рассказывает о своей игрушке, что задумал, как подчеркнул смысловое звучание. Ребята анализируют ее, дают оценку тому, что и как удалось в работе.

В заключение они совместно с педагогом отбирают лучшие работы на выставку в мастерской. Педагог дает оценку работы группы.

Оборудование для педагога:

Видеофильм, образцы игрушек, наглядные пособия, раздаточный материал, магнитофон.

Оборудование для детей:

Альбомы (тетради), карандаши, ручки.
Стеки, ангобы, кисти, доски для глины, глина, тряпки, турнетки.





Это всё солярные знаки, то есть знаки и символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы, Солнце было одним из главных природных явлений, которому поклонялись. Это символ земной жизни, без солнечного света и тепла не будет урожая, будет холод, болезни. Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь. Замкнутый круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега, спасения, это символ добра против зла. Замкнутый круг предотвращал вторжение злых сил. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца




Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия.



Конь у древних вятичей, южно-восточных славян, является символом устремления вперед, и конь является символом солнца, но как атрибут, а не солнце. Мифологический образ солнца очень многогранен и обладает множеством символов и атрибутов. Конь – один из них. Причем наиглавнейший.



Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Всадник на коне связывался с возрождением солнечного тепла, света, жизни.


Барыня – хранительница и защитница семейного очага, женских ремесел, прародительница рода человеческого. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей или птицами. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей.


Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. К символам возделанного поля можно отнести также крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами.Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя, который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды, дающие плодородие земле

Корова – символ спасения и благополучия. С глубокой древности животные с рогами являлись символом благосостояния рода и почитались как существа, несущие на рогах солнечный диск.

Олень - его ветвистые рога также воспринимались как символ Мирового Древа, а следовательно сам Олень соотносился с образом великой Богини – владычицы природы. Олень – символ плодородия, богатства, надежной защиты.

Медведь – в древности почитаемый у всех народов образ тотемного предка, образ хозяина, покровитель лесов, зверей и людей. Медведь - символ добра, а медведица с малышом – сродни барыни и явяется защитницей рода, семьи. По народным верованиям, Медведица когда-то родила первую женщину, поэтому медведь и медведица часто выступают как покровители женщин рожениц и женщин вообще.

Волк – символ любви и добра.

Петух – один из сильных оберегов. Символ солнца и света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье. Это символ наступающего дня и света. Петух – птица огня, вещая птица. Петух отгоняет злые силы. Его голос ослабляет и разрушает действие злых чар. Сидящие друг против друга петухи символизируют плодородие.

Утка – является женским символом, связана с Небесным и с Подземным миром, и с культом Великого женского божества, которое не только дарует плодородие земле, воде, но и защищает род, семью от всякого дурного влияния и воздействий. Утка – покровительствует всем женским ремеслам.

Птица – вестник весны и посредник между мирами, между человеком и и миром богов. Птица должна была донести людскую молитву до небес.

dimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospis

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinja

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

dimkovskaja-barinja

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Читайте также: