Знакомство детей раннего возраста с народной игрушкой

Обновлено: 06.05.2024

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Дать начальные знания о народном творчестве. Рассказать о самой популярной русской игрушке - матрешке.

Развивающие:

• Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;

• Создать эмоциональное настроение.

ВложениеРазмер
I Организационный момент: Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок» - звенит колокольчиком, дети собираются 28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта»

г. Ртищево Саратовской области»

(ЦРР МДОУ детский сад № 1 г. Ртищево)

по познавательному развитию

в младшей группе «Звёздочки»

на тему «Знакомство с народными игрушками».

Борисова Любовь Алексеевна

Цель : формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Дать начальные знания о народном творчестве. Рассказать о самой популярной русской игрушке - матрешке.

• Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;

• Создать эмоциональное настроение.

Предварительная работа : чтение стих-ий А.Барто «Игрушки».

Методы и приемы : сюрпризный момент, худ.слово, рассказ воспитателя, рассматривание картинок, игрушек, беседа, инд.раб, музыкальное сопровождение,.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: колокольчик, пятиместная матрёшка, сундук, тряпичные куклы, иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки» , картинки: глиняных и деревянных игрушек, тряпичных кукол.

Раздаточный материал : матрёшки одинарные на каждого ребёнка.

I Организационный момент:

Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в

кружок» - звенит колокольчиком, дети собираются около

Воспитатель: Здравствуйте, девочки.

Воспитатель: Здравствуйте, мальчики.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в нашу любимую

игру с пальчиками.

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики

1-2-3-4-5 – начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

II Основная часть:

Воспитатель:. - Ребята, вы любите игрушки? (Да)

-А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки» . Дети читают стихи :

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу :

- Ох, доска кончается,

Воспитатель. Вот какие разные игрушки бывают.

-Ой, Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок? Давайте

посмотрим, что там внутри.

-Да здесь же игрушки, но необычные, а старинные, с которыми давным-давно играли наши бабушки, когда были маленькими. В старину не было магазинов, где продавали такие игрушки, с которыми вы сейчас играете в детском саду и дома. Поэтому игрушки делали своими руками.

Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получались свистулька , из деревяшки – занятные медвежата и курочки.

А вот это тряпичные куклы . Сделаны они из тряпочек и лоскутков

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек)

Воспитатель : - Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

(Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает.)

Воспитатель: Правильно, матрёшка! Это матрешка, народная игрушка.

Матрешка эта с секретом, любит пошутить и повеселиться.

Матрешка пришла не одна, а со своими сестричками.

-«Сестрички, ау, ау! Где вы спрятались?

-А вот мы их сейчас найдем»

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите -была одна матрешка,

а теперь, сколько их стало?"

"А из чего сделаны матрешки?"

"Значит, они какие?"

-Ребята, посмотрите какие они красивые! Все они отличаются росписью, но у каждой свой наряд: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным - давно это было. У одного мужечка захворала дочка любимая. Захворала от того, что грустно ей было без веселых игрушек. Долго-долго ходил мужичёк по ярмарке и увидел картинку на ней смешная, нарядная куколка. Купил он дочке картинку и довольный пошел домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, захотела она с ней поиграть, да не может – куколка ведь нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда взял ее батюшка деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешка все ее звали. И стала девочка выздоравливать. А отец стал такую же куколку для всех детишек точить. Получались забавные деревянные игрушки разрисованные цветами да букетами. Вот так ребята родилась матрешка. Матрешка старинная традиционная, народная игрушка, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы вместе с матрешкой встанем в хоровод :

Куколке - матрешке строим дом хороший: Стучат кулачками

Вот такой высокий, вот такой широкий! Руки вверх

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка. Руки в стороны

Весело так пляшет, вам платочком машет. Топают ногами и машут

-А теперь возьмите матрешку в руки, а другую руку прижмите к сердцу. Чувствуете, как в сердце становится тепло?

-Как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Потому что игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. А теперь доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

А вы хотите поиграть с матрешкой, вставайте в круг.

Игра с матрёшкой.

( Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в это время звучит народная мелодия.)

Я к вам собиралась,

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз.

III Заключительная часть:

-Сегодня мы узнали, с какими же игрушками играли наши бабушки.

- Ребята, вам понравилось, о чем мы сегодня говорили?

- Что именно понравилось?

А вы хотели бы поиграть с такими игрушками?

Тогда давайте поиграем с ними и познакомимся поближе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект РОД по «познавательному развитию» во второй группе раннего возраста «Знакомство с народной игрушкой – матрешкой».

Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой; различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы.


Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»

Цель: познакомить детей с насекомыми.


Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду».

Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду».


Конспект ООД по рисованию в младшей группе на тему «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»

Конспект занятия по рисованию в младшей группе на тему "Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров".


Конспект по познавательному развитию в младшей группе на тему "В гости к сказке"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16 С. ДУВАНМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.


Конспект по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Домашние животные»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.Задачи:• развитие связной речи, любознательности, усвоение словаря по теме;• продолжать учить разгадывать загадки;• .


Конспект НОД познавательному развитию в младшей группе на тему: «Маленькие Защитники Отечества!»

Конспект НОД познавательному развитию в младшей группе на тему: «Маленькие Защитники Отечества!»Цель: формирование первых представлений о празднике День защитника Отечества.

Впечатления детства создают основу для привязанности к своему народу, родному краю. Народное творчество по значимости и силе воздействия на ребенка не имеют себе равных. Оно способствует формированию личности ребенка, творческих способностей и нравственных качеств. Народная игрушка, являясь замечательным культурным наследием, имеет свои педагогические и художественные традиции, простые и ясные.

Сергиево-Посадские народные игрушки радуют мастерством исполнения, поражают выдумкой. Они всегда имеют свое неповторимое лицо. Неудивительно, что именно в нашем крае, богатом лесами, дерево стало самым распространенным материалом для ручного творчества. Множество его удивительных природных качеств (прочность и податливость, красивая естественная текстура, способность принимать любую окраску) щедро вознаграждают трудолюбие и изобретательность мастеров. Не зря наш родной город называют «столицей игрушечного царства».

С малых лет дети сталкиваются с народной игрушкой, играют с ней, но без специальной педагогической работы у них не формируется представление о народной игрушке как предмете истории, культуры родного народа, не возникает устойчивый интерес, который побуждал бы к познанию, к стремлению отразить свои знания в деятельности.

Данную работу мы проводим в трех направлениях:

- формирование у детей представлений о народной игрушке родного края;

- знакомство с трудом по изготовлению игрушек;

- стимулирование детей для отражения своих чувств и знаний в различных видах творческой деятельности.

При отборе и систематизации знаний об игрушках и игрушечных промыслов Сергиево-Посадского района, определении последовательности их формирования мы исходили из ведущего принципа дидактики – доступности, близости детям познавательного материала.

Использование народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе осуществляем посредством совокупности разнообразных методов и приемов. При этом учитываем особую роль краеведческого материала.

Расскажу об этом на примере ознакомления наших воспитанников с Богородской игрушкой и Сергиево-Посадской матрешкой.

Прежде всего мы предлагаем детям подумать, почему игрушки называются богородскими, как по названию можно определить «адрес», где они родились – село Богородское. Далее дети узнают особенности этих игрушек – маленькие скульптуры, затем материал, из которого они сделаны – дерево, липа. Дети без труда называют отличительный признак богородской игрушки – чаще всего ее не раскрашивают. Этим она отличается от многоцветных Сергиево-Посадских матрешек и городецких расписных игрушек. Казалось бы по этому признаку богородская игрушка должна быть менее интересна для дошкольников, для которых цвет – наиболее значимое свойство предметов окружающего мира. Но наша работа показала, что ознакомление с богородской игрушкой можно превратить в интересный для детей и насыщенный в воспитательном отношении процесс благодаря ее содержательным особенностям.

Рассматривая игрушки, дети без труда определяют, что мастера-игрушечники чаще, чем других животных изображают медведя. Так дети узнают, что в старые времена на Руси было много лесов, в которых водились медведи. Поэтому про них придумывали сказки и фигурку медведя вырезали из дерева и давали играть малышам. Таким образом мы подводим детей к пониманию того, что произведения народного творчества, в том числе народные игрушки, знакомят нас с прошлым страны, ее природными особенностями, с трудом людей.

Для усиления воздействия народной игрушки на эмоциональную сферу ребенка, для облегчения понимания ее содержания, для уточнения образов героев рассматривание сюжетных богородских игрушек («Вершки и корешки», «Девочка и медведь») сопровождаем чтением и рассказыванием сказок. Они вводят детей в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать, поступать по-человечески. Благодаря этому дети без труда дают характеристики героев богородских игрушек : Мишка-медведь – ленивый, добродушный, доверчивый и т. д. Через богородскую игрушку знакомим дошкольников с бытом, трудом русского народа в прошлом, вследствие чего история родного народа становится зримее, конкретнее, эмоционально окрашенной. С этой целью познакомим с игрушками – фигурками дровосека, охотника, крестьянина, несущего вязанку дров, бондаря, надевающего обруч на кадушку. При этом восприятие детей направляется вопросами о том, что делает дровосек, бондарь и т. д., для чего он так делает. От конкретных знаний об особенностях труда конкретного человека дети поводятся к обобщению: так трудились русские люди в старину.

Через богородскую игрушку раскрываем дошкольникам издавна сложившиеся чувства и отношение русского народа к детям, стремление их занять, повеселить. Это можно проследить через особенности изображения героев: расфуфыренная барыня, вызывающая улыбку у детей, веселая сценка «Как медведь дуги гнул» и т. д. Желание народа заинтересовать и позабавить ребенка богородскими игрушками раскрываем детям через устройство некоторых из них: возможность привести в движение с помощью специальной планки, баланса, каталки, есть игрушки-дергунчики. Забавное содержание многих игрушек, заложенный в них юмор, помогают нам подвести старших дошкольников к первоначальному осознанию отдельных национальных черт русского характера: веселость, оптимизм, доброе отношение к детям, трудолюбие и т. д.

Воспитательные функции ознакомления детей с игрушкой как частью народной культуры усиливается, если дети не только пользуются готовыми изделиями, но и создают красоту своими руками. Поэтому чтобы упрочить эмоционально-положительные чувства детей к богородской игрушке, к мастерам, ее изготавливающим, вместе с детьми изготавливаем подвижную конструкцию игрушки «Мишка». Это еще раз дает возможность показать детям, что основное в изготовлении этих игрушек – конструкция, которая делает игрушку живой, выразительной, особо привлекательной.

Начиная знакомство дошкольников с сергиево-посадской матрешкой, мы предлагаем детям определить, из чего сделана игрушка и затем уточняем, что матрешку точат из липы, предварительно хорошо просушенной. Показываем несложные инструменты: сверло, крючки, проходники, резцы, с помощью которых из обычной чурки мастера выполняют заготовки матрешек. Рассматриваем с детьми костюм матрешки: сарафан, фартучек – типичный костюм русской женщины: скромный и красивый.

Сергиево-посадская матрешка имеет свое неповторимое лицо: образ ее яркий, открытый; форма – устойчивая, добротная, крутобокая. Мы учим детей отличать ее от матрешек других промыслов. Полхов-майданские «тарарушки» расцвечены веткой с огромным цветком, рисунок бежит свободно, черный контур завершает гармонию узора. Семеновские матрешки – важные расписные красавицы. Сергиево-посадская матрешка- улыбчивая, озорная, веселая. Художники наделили ее чертами характера русского человека. Роспись чистым цветом, с черной графичной наводкой и быстрыми мазками в нехитром узоре. Наша матрешка – труженица. В ее руках изображены атрибуты русского быта: самовар, туесок, чайник и т. д. Благодаря этому дети знакомятся с жизнью и бытом родного края. Сначала игрушка привлекала детей как кукла, но она оказалась необычной, с чудесным сюрпризом - внутри находится матрешка поменьше, а в той еще и еще. И выстраивается целая семья матрешек. И зовут всех одним самым распространенным крестьянским именем – Матрена, Матрешка, Матрешечка.

Ответ на вопрос: «Для чего мастера изготавливали матрешек?» дети находят сами: порадовать детей яркой игрушкой, а чтобы было интересно с ней играть, матрешку делают с сюрпризом.

При рассматривании иллюстрации первой матрешки, которую выточил токарь В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин (именно им она обрела русские черты и покорила сначала Россию, а потом и весь мир, обращаем внимание детей на то, что у этой матрешки тот же наряд, та же добрая улыбка. Это дает возможность наглядно убедить детей в том, что мастера-игрушечники бережно сохраняют народные традиции, из поколения в поколение передают свое искусство росписи матрешек.

Во время занятий аппликацией дети учатся украшать костюм матрешки, проявляя творчество, фантазию. Лепят фигурки матрешек, осваивая роспись объемной формы. На рисовании учим детей выполнять элементы узора, уделяя особое внимание краскам, принципу росписи, тому, как строится колорит.

Посещение Музея игрушки дает детям возможность увидеть, как ярко и образно рассказывают игрушки о нашей истории, о прошлом, настоящем и будущем русского народа, о его богатой национальной культуре. Созданные мастерами игрушки дороги нам как носители духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем.

Многолетний опыт работы по данной теме позволяет сделать следующие выводы:

- в народных игрушках заключена воспитательная ценность, благоприятно влияющая на формирование у детей эстетических и нравственных чувств.

- их использование повышает эффективность работы по воспитанию у дошкольников любви к Родине, доброты, гордости за родной Край и труд своих земляков.

- умение замечать и понимать прекрасное обеспечивается только целенаправленной педагогической работой в тесном контакте с родителями воспитанников, которая включает разнообразные формы и методы, обеспечивающие единство воздействия на чувства, сознание, поведение и деятельность детей.

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой»

Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой» Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль в нашем детском саду, где успешно не боясь этого.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Край любимый мой или Знакомим детей с народной мудростью. С чего начинается знакомство с родным краем, его культурой? Когда это происходит? Когда родной становится любимым? Думаю, что в младенчестве,.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Открытое занятие (конспект непрерывной образовательной деятельности в ДОУ) по познавательному развитию по теме «Народная игрушка» для детей 2-3 лет

Составила: Зубкова Татьяна Владимировна

должность: воспитатель

возрастная группа детей: 2-3 года

номер группы: первая младшая группа №14

детский сад: ГБДОУ №65 Красносельского района

Санкт-Петербург

Открытое занятие интегрированного типа по теме «Народная игрушка» для детей 2-3 лет

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой, расширение словарного запаса по заданной теме

Программное содержание

Обучающие – формировать элементарные представления о народных игрушках, продолжать расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, закреплять правильное произношение звуков, слов, учить сравнивать предметы по величине, содержанию

Развивающие – формировать умения отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, формировать умения слушать и понимать содержания коротких стихотворений

Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к игрушкам, воспитывать интерес и любовь к народному творчеству

Словарная работа матрешка, неваляшка, деревянный/из дерева, пластмассовый/из пластмассы, цветная, нарядная, одна матрешка, много матрешек

Оборудование занятия - магнитофон с музыкальным диском, волшебный мешочек, колокольчик, стол, стул

Демонстрационный материал матрешка деревянная – 1 шт., неваляшка пластмассовая – 1 шт.

Раздаточный материал разрезные картинки «Матрешки» автор Вохринцева – 3 шт.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию – изготовление лепбука-плаката «Народная игрушка», чтение методической литературы О.Э.Литвинова «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста ФГОС (Детство Пресс-2016), О.Э.Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность» ФГОС (Детство Пресс-2016)

Индивидуальная работа с детьми на НОД – не проводится

Структура занятия и методические приемы

I. Вводная часть - 4 минуты.

а) прослушивание русской народной песни;

б) сюрпризный момент - демонстрация первой игрушки Неваляшка

б) физкультурная минутка (танец «Неваляшки»)

II. Основная часть – 10 минут.

а) беседа о народной игрушке;

б) рассматривание демонстрационного материала (матрешка)

в) называние детьми единственного/множественного числа;

г) дидактическая игра «Сколько игрушек».

д) раздача разрезных картинок

III. Заключительная часть - 3 минуты.

а) закрепление пройденной темы (вопросы детям);

б) анализ занятия (обобщение пройденного материала и закрепление словарного запаса).

Организаций детей на занятии

В вводной части дети встают группой около воспитателя, в основной и заключительной частях дети садятся на ковер/либо на стулья (воспитатель размещается перед детьми), при рассмотрении разрезных картинок дети садятся/встают в кружок

Ход занятия

Воспитатель: «Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришли необычные народные игрушки. Давайте с ними познакомимся» (звоню в колокольчик, достаю из волшебного мешочка неваляшку)

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?»

Воспитатель: «Правильно. Это игрушка называется Неваляшка. Она сделана из пластмассы, неваляшка пластмассовая. Посмотрите какая она цветная, нарядная, круглая и красивая. Давайте потанцуем с нашей игрушкой» (включаю магнитофон, показываю танец «Неваляшки», дети повторяют)

Воспитатель: «Какие вы молодцы, а теперь давайте послушаем о друзьях Неваляшки» (выключаю музыку и рассаживаю детей на ковер/или стулья)

Воспитатель: «Послушайте стихотворение о другой гостье:» (читаю стихотворение А.Кулешовой и достаю матрешку)

Кукла славная - матрешка,

Где-же ручки, где-же ножки?

Ротик - будто ягодки,

Глазки - будто точки!

Воспитатель: «Дети, как называется эта игрушка?»

Воспитатель: «Умницы. Это игрушка матрешка. Она сделана из дерева, игрушка деревянная. Смотрите, какая она цветная в нарядном сарафане и платочке»

Воспитатель: «А давайте поиграем с нашей матрешкой :

Воспитатель: «Посмотрите сколько у нас на столе стало матрешек?»

Воспитатель: «Закройте глазки. Откройте глазки. Посмотрите какое чудо- сколько теперь матрешек» (собираю матрешку)

Воспитатель : «Вы, наверное, уже хотите еще поиграть? Давайте поиграем в волшебные картинки?» (убираю игрушки в волшебный мешочек)

Воспитатель : «Наши подружки матрешки решила убежать от нас, давайте их соберем» (достаю разрезные картинки и помогаю им собрать, делаю акцент на «одна»/«много», предлагаю желающим собрать самостоятельно, последнюю картинку собираю с детьми совместно)

Воспитатель: «Вы очень умные детки. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Давайте попрощаемся с игрушками . Скажем до свидания вот этой гостье » (достаю первую игрушку из волшебного мешочка - неваляшку)

Воспитатель: «Как называется эта игрушка?»

Воспитатель : «А какая это игрушка, из чего она сделана?» (помогаю с ответом в случае затруднения)

Воспитатель: «Какие вы молодцы. Это действительно игрушка пластмассовая – игрушка сделана из пластмассы»

Воспитатель : «А как называется вторая игрушка?» (достаю матрешку и помогаю с ответом в случае затруднения)

Воспитатель: «Вы мои солнышки – все правильно отвечаете. Это матрешка».

Воспитатель : «А матрешка из чего сделана, какая она?» (помогаю с ответом в случае затруднения)

Воспитатель: «Ну вы меня удивили. Какой правильный ответ – это игрушка деревянная, она сделана из дерева. Вы очень много сегодня узнали о народных игрушках, какие бывают игрушки и из чего они сделаны. Давайте скажем всем до-свидания! Рады были вас видеть. До-свидания деревянная матрешка, до свидания пластмассовая неваляшка» (убираю игрушки в волшебный мешочек и заканчиваю занятие)

Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой; различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po.docx 14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект РОД по «познавательному развитию» во второй

группе раннего возраста

«Знакомство с народной игрушкой – матрешкой».

Задачи: познакомить детей с народной игрушкой матрешкой; различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы.

Предварительная работа: д/и «Собери матрешку», чтение стихотворения З.Медведевой «Матрешка».

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» .

Методы и приемы: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, худ.слово, рассказ воспитателя, рассматривание игрушки, беседа, инд.работа, похвала.

Оборудование: пятиместная матрешка, большая коробка, колокольчик.

Раздается звон колокольчила. Воспитатель заносит в группу большую коробку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежало около двери в нашу группу (показывает детям коробку). Вы хотели бы узнать, что находится в этой коробке? (Ответы детей) Тогда давайте откроем ее и посмотрим, что там.

Воспитатель вместе с детьми открывают коробку, достают большую матрешку.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает.) Это матрешка, народная игрушка.

Воспитатель читает стих-е:

Кукла славная – матрешка,

На фартучке цветочки

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красавица к нам пришла. Ее зовут Матрена.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает матрешку.

Воспитатель: Ребята, а во что одета матрешка? (Ответы детей) Как расписано платье? (Ответы детей) Что на голове у матрешки? (Ответы детей)

Воспитатель: Ой, а в матрешке то нашей что-то гремит! (Трясет матрешку) Хотите узнать, что за сюрприз приготовила нам матрешка? (Ответы детей)

Со словами: «Матрешка-матрешка, откройся немножко», воспитатель достает еще одну матрешку, потом следующую и т.д.

Воспитатель ставит матрешек в ряд и читает стихот-е:

Эти русские матрешки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Если младшей не найдешь.

Воспитатель: Сколько матрешек мы достали из коробки? (Ответы детей)

А сейчас, сколько матрешек? (Ответы детей) Правильно, молодцы! Была одна матрешка, а теперь много! Вот в чем загадка матрешки!

Воспитатель обращает внимание на величину матрешек: поменьше матрешка Матреша, еще меньше Маша, еще меньше - Машенька, а самая маленькая – Матрешечка.

Воспитатель вместе с детьми любуются матрешками: «Вот какие наши матрешки хорошенькие».

Воспитатель показывает детям, как матрешки прячутся одна в другую, и предлагает детям собрать и разобрать матрешку.

Дети собирают матрешку, воспитатель читает стихотворение:

Давай-ка с тобой поиграем немножко:

В матрёшке большой есть поменьше матрёшка.

Цветастое платье, румяные щёчки!

Её открываем - в ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют, матрёшки смеются

И радостно просят тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают прямо в ладошки -

Какие веселые эти матрёшки!

Воспитатель: Понравились вам матрешки? (Ответы детей) Матрешка яркая, нарядная, хочется любоваться ею. А еще с матрешкой весело играть.

Воспитатель ставит матрешку на «полочку красоты».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД Познавательное развитие для второй группы раннего возраста. Тема: "Кухонная посуда"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.


Конспект НОД физическое развитие во второй группе раннего возраста. Тема: «В гости к зайке»

Занятие нааправлено на развитие основных физических навыков детей раннего возраста, а также, на развитие социального взаимодействия.


Конспект НОД познавательного развития во второй группе раннего возраста " Снежная улица"

Конспект НОД познавательного развития во второй группе раннего возраста (Открытое занятие)Снежная улица.


Конспект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста (ФЭМП). Тема "Помоги белочке".

Конспект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста (ФЭМП). Тема "Помоги белочке".

КОНСПЕКТ по познавательному развитию в младшей группе на тему «Знакомство с народными игрушками».

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); .


Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Знакомство со свойствами воды»

Методический материал поможет педагогу вовлечь воспитанников в элементарную познавательно - исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Сформировать у воспитанников .


Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Знакомство со свойствами снега и льда»

Материал может помочь педагогу вовлечь воспитанников в элементарную познавательно - исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды (в твёрдом состоянии). Сформировать у них зн.











№ 1966 Знакомство с народными игрушками

Ивантеева Вера Александровна
МБДОУ детский сад "Солнышко" п.Синеборска
воспитатель

Конспект открытого занятия во второй младшей группе детского сада.

«Знакомство с народными игрушками»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

  • Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
  • Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
  • Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.
  • Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Ход мероприятия

Ведущая. Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А.Барто «Игрушки». Дети читают стихи:

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы, которые считаются одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек или слайды презентации)

Ведущая. Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать (надевает игрушку – Петрушку на руку), и вот игрушка ожила.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я весёлая игрушка, а зовут меня … (дети отвечают «Петрушка»)

Петрушка. Смотрите, какие у меня красивые штанишки. А какого они цвета? А это моя любимая рубашка. Вы знаете, какого она цвета? А на голове красный колпачок, по нему меня все сразу узнают. Я на ваш праздник принес еще игрушки – звонкие погремушки. Хотите с ними поиграть? (Да). Тогда становитесь врассыпную, я с вами поиграю.

Игра с Петрушкой

- У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать. То же с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.)

Ведущая. А теперь послушайте загадку:

Целый день стоят как свечки

Эти чудо - человечки.

Не желают куклы спать,

Не уложишь на кровать.

И опять встают на ножки.

Подскажи - ка мне дружок:

Как название игрушки?

Отгадать совсем не сложно:

Это кукла неваляшка

Ведущая: К нам пришла неваляшка яркая рубашка. Какая она? (яркая, красивая).

Знакомство с матрешкой:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

Ведущая. Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

Читайте также: