Знакомство дошкольников с филимоновской игрушкой

Обновлено: 13.05.2024

Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, картинки с элементами филимоновских узоров; гуашь, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки филимоновских игрушек, свистульки-игрушки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о филимоновских игрушках; беседы; лепка из глины филимоновских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о филимоновской игрушке.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие. Мы отправимся в гости в русскую избу, как художники по росписи народной игрушки. Но сначала заглянем на ярмарку, мысленно представим, что мы посетили еще и ярмарку.

Стихотворение про ярмарку.

Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

Здесь изображены игрушки с которыми играли дети в Древней Руси. Это деревянные, соломенные, глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. Поэтому они получили название – народные.

Основная часть:

Ребята, вы видели когда-нибудь пасущуюся на лугу разноцветную, полосатую корову? А лошадь с длинной как у жирафа, шеей? Нет, конечно, в жизни такого не бывает. Давайте немного пофантазируем. Представьте кукол барышень одетых в пёстрые юбки до пят и в кокетливые шляпки, солдат в мундирах с погонами, в полосатых штанах и сапогах на высоких каблуках, всадников в фуражках с козырьком, ловко управляющих стройными конями, медведей, оленей, баранов, курочек… Такие игрушки есть у нас в группе. Их называют русскими народными игрушками. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Их действительно создавал народ.

Филимоновской игрушке более 700 лет. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве были обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. На раннее происхождение филимоновской миниатюры указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с птицами и детьми в руках, кони олени, коровы, петухи…) и элементы росписи (разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским формам славянского культа. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX в. промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные (показ иллюстрации): у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком. Какие элементы использовали мастера? Расписывают эти игрушки жёлтыми, красными, лиловыми, зелёными, реже синими и фиолетовыми полосками. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. (презентация)


Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.

И живут там мастерицы
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в группе, а в мастерской, и вы все не дети, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят филимоновские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

– Какие цвета вы будете использовать для росписи филимоновской игрушки?

– Какие элементы росписи будете использовать?

– Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам филимоновских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).



Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.


На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

За работу тихо сели.

Рефлексия

А теперь заканчивайте свои работы

Сегодня я узнал …

Оцените своё изделие

-* над изделием ещё надо потрудиться;

-** изделие сделано хорошо;

- *** изделие сделано отлично.


Фотографии из архива д/с №15 «Страна чудес» г. Ханты- Мансийск, педагога Пуртовой Анны Газинуровны.

1. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка: История, искусство, роспись игрушки / И. А. Богуславская. – М.: 1975.

2. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка: Жизнь игрушке дала свистулька / Г. Л. Дайн. – М.: 1980.

3. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М.: Просвещение, 1980.

4. Под ред. Неменского, Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: 1979.

5. Барадулина, В. А. Основы художественного ремесла: Поколение мастеров – игрушечников / В. А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД в старшей логопедической группе

«Народные промыслы России. Филимоновская игрушка»

Борковская Светлана Александровна

первая квалификационная категория

Основная цель: познакомить детей с Филимоновским промыслом.

1. Продолжать формировать представления о русских народных промыслах, их

истории и отличительных особенностях.

2. Формировать интерес у дошкольников к Филимоновскому промыслу.

3. Закреплять умение расписывать готовые формы.

Развивающие:

1. Развивать мышление, воображение, любознательность, умение довести начатое дело до конца.

2. Развивать у дошкольников эстетическое восприятие прекрасного.

3. Развивать у дошкольников навыки свободного общения с взрослыми и детьми

Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь и уважение к искусству народных мастеров.

2. Воспитывать чувство сопереживания к близкому.

3. Формировать у дошкольников гражданскую принадлежность, патриотические

чувства к Родине.

Предварительная работа:

1. Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами, с их

2. Беседы по теме: «Народные промыслы России».

3. Рассматривание картин, иллюстраций, буклетов, изделий мастеров.

4. Оформление уголка «Народные промыслы» .

5. Интерактивная экскурсия в музей «Народной игрушки».

6. Проведение НОД по декоративному рисованию, лепке.

7. Оформление выставок детских работ.

8. Изготовление дидактических игр для детей:

«Найди такую же фигурку»;

Оборудование и материалы:

1. Выставка Богородских игрушек.

2. Выставка Дымковских игрушек.

3. Выставка Филимоновских игрушек.

4. Игрушка – Мастер (дедушка).

5. Наборы для росписи гуашью (палитры, кисти №3, гуашь красного, желтого зеленого цветов, баночки с водой) - 8 штук.

6. Заготовки филимоновских игрушек из бумаги, из глины – по 8 штук.

7. Конверты с разрезными картинками «Дымковская игрушка» - 8 штук.

8. Музыкальное оформление (включается во время самостоятельной работы детей).

Ход образовательной ситуации:

I .Введение в игровую ситуацию

Цель : создание интересной мотивации к деятельности.

Ø Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

Ø Обращение к личному опыту детей;

Ø Создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.

Дети и воспитатель входят в зал. Дети встают полукругом.

- Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Поприветствуйте их. (Здравствуйте.)

-Ребята! Любите ли вы играть в игрушки? (Да, очень любим.)

-А как к вам попадают игрушки? (Игрушки дарят, покупают в магазине и т.д. Игрушку можно сделать своими руками.)

-Верно, в старину на Руси игрушки делали своими руками мастера умельцы.

- Ребята, к нам пришло письмо. Вам интересно, что там написано? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам старый мастер с улицы Филимоновской. Много лет я работал в своей мастерской, лепил игрушки и расписывал их. А теперь я постарел, глаза мои видят плохо, и игрушки расписывать я не могу. Ведь их очень ждут малыши! Очень вас прошу, прийти ко мне и помочь в моей беде. Жду с нетерпением. Дед Филимон».

-Ребята, что же нам делать? (Помочь деду Филимону.)

- Вы хотите ему помочь? (Да, хотим) Мы можем это сделать прямо сейчас? (Да, можем) Для чего нам нужно попасть в город Мастеров? (Чтобы помочь старому дедушке.)

Как мы сможем попасть в город Мастеров? (Поехать на автобусе, полететь на самолете, и т. д.)

-Я уверена, что у вас все получится, ведь вы же добрые и дружные ребята! Итак, вперед!

II . Актуализация

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Ø Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

Давайте закроем глаза и представим, что мы уехали из города Ярославля.

Раз, два, три – повернись,

В городе чудесном окажись.

Вот мы и попали в чудесный город Мастеров.

Посмотрите, как здесь красиво. Давайте пройдемся по улицам города.

Вот мы с вами начинаем,

Вдоль по улицам гуляем.

Видим мы красивый дом.

И игрушек много в нем.

Воспитатель со стола снимает платок.

-Ребята, как вы думаете, на какую улицу мы попали? (Эта улица называется Богородская!)

- Как вы догадались? (Мы здесь видим Богородские игрушки.)

 (700x464, 60Kb)

Медведь, мужик, коза и волк.

И медведи, и старушки.

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих игрушках. (Эти игрушки сделаны в Московской области селе Богородское. Они деревянные, вырезаны из липы, которую сушат долгое время, чтобы она не растрескалась. Их не расписывают. Они умеют двигаться, поэтому их называют игрушки-забавы.)

-Верно ребята, в умелых руках мастеров бруски дерева превращаются в забавные игрушки. Чаще всего это медведь, он, то надевает лапти, то играет на гитаре, а то, как здесь моется под душем (показывает).

-Продолжим наше путешествие по улицам города Мастеров.

Вот мы с вами продолжаем,

Вдоль по улицам гуляем.

Видим мы красивый дом.

И игрушек много в нем.

-Как называется эта улица? (Это Дымковская улица, потому что здесь мы видим дымковские игрушки)

http://4put.ru/pictures/max/175/539674.jpg

-Давайте расскажем, что мы знаем об этой игрушке. (Эти игрушки родом из села Дымково. Их лепят из глины. Фигурки бывают самые разные: барышни, индюки, олени, кони, водоноски. Расписывают игрушки яркими красками: зеленой, синей, черной, голубой, желтой, оранжевой, красной. Элементы дымковской росписи – это клетки, полоски, круги, точки, овалы, волнистые линии.)

- Ребята, на улице Дымковской что-то лежит на столе. Что это? (Конверты.)

Что там может быть? (Письмо, игра)

Игра «Собери картинку»

• закреплять знания детей о дымковских игрушках;

• учить собирать целое из частей;

• развивать мышление детей.

Ход игры.

Перед игроками на столе лежат конверты с разрезными картинками. Воспитатель предлагает участникам рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.

-Ну что, пойдем дальше!

Вот мы с вами продолжаем,

Вдоль по улицам гуляем.

Видим мы красивый дом.

И игрушек много в нем.

III .Затруднения в игровой ситуации.

Цель : организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Ø Создание ситуации затруднения;

Ø Фиксация в речи причины затруднения.

- Посмотрите, ребята, какой красивый дом на этой улице! Нас кто-то встречает.

Выходит Мастер (Дед Филимон):

- Здравствуйте, дети. Вы догадались, кто я? (Вы – дед Филимон, старый мастер. Это вы нам прислали письмо.)

-Правильно, я дед Филимон. Наверное, вы догадались, на какой улице я живу? (Улица Филимоновская)

-Правильно, это улица Филимоновская. Как вы думаете, почему эта улица так называется? (Может быть потому, что здесь делают Филимоновские игрушки.)

- Какие вы умные ребята!

- Вы правильно сказали, письмо-то я вам отправил, а что в письме написал- позабыл. Напомните мне, пожалуйста. (Дети вспоминают текст письма)

- Да, я много лет был Мастером на все руки. А теперь вот какая беда произошла, старый я стал, лепить-то леплю, а вот расписывать уже не могу, ничего не вижу. Распишите, пожалуйста, мои игрушки. (Но мы не умеем. Мы не знаем, какие цвета используются и элементы росписи.)

-Я вижу, у вас возникло затруднение? Что же мне теперь делать? (Мы готовы научиться. Вы нам покажите и расскажите.)

-А вы сможете? А вы сумеете? Сейчас я вас проверю.

IV .Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Ø Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

Ø Фиксация нового знания в речи и знаково;

Ø Создание ситуации успеха.

-Конечно же, я все вам покажу и расскажу.

-А кто догадается, откуда родом Филимоновская игрушка? (Из Филимоново.)

-Правильно родилась эта игрушка в селе Филимоново, где жил старик по имени Филимон, это мой дедушка. Он и придумал делать такие игрушки, отсюда и пошло название Филимоновская игрушка.

http://kustari.net/userfiles/image_9.jpg

-Посмотрите, кого напоминают Филимоновские игрушки? (Филимоновские игрушки напоминают африканских жирафов и зебр.)

Почему? (У этих игрушек такие длинные шеи как у жирафа. Расписаны игрушки как зебры, в полоску.)

-Филимоновские игрушки лепили из глины. При сушке глина трескается, ее выравнивают влажной рукой несколько раз. Поэтому у этих игрушек такие длинные шеи как у жирафа.

-Какими элементами еще расписаны эти игрушки, и какие цвета красок используются?

(Звездочки, солнышки, кружочки, елочки, тонкие полоски. Рисовали красным, желтым, зеленым цветом.)

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/34/33834/33834_html_419eefbb.jpg

-Чем отличаются филимоновские игрушки от других игрушек? (Филимоновские игрушки – это свистульки.)

- Давайте еще раз рассмотрим элементы росписи. Я вам покажу, как их рисовать. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы филимоновской росписи на заготовках из бумаги. (Работа детей)

Рис.3

-Еще свистульку на Руси называли улютка, соловей, гудуха, сопелка.

Мастер свистит в свистульку и приглашает всех в хоровод (динамическая пауза)

Игра «В Филимоново мы были»

Образуют хоровод, идут по кругу и поют:

В Филимоново мы были, (2 раза)

Хороводы мы водили, (2 раза)

Мы, как барыни, кружились.

На скамеечки садились.

Потом глины накопали.

И свистушки лепить стали.

Дети кружатся на месте.

Дети выполняют «пружинки»

Дети показывают, как копают.

Дети показывают, как лепят.

V .Включение нового знания в систему знаний

Цель: закрепление нового знания в играх и упражнениях.

Ø Соответствие используемых игр цели занятия;

Ø Индивидуальные затруднения в играх;

Ø Ситуация успеха в совместной деятельности.

-Отдохнули пора и за работу, я вас приглашаю в свою мастерскую.

Вот я для вас налепил игрушки. Садитесь на свои места и расписывайте игрушки из глины. (Дети расписывают глиняные игрушки под русские народные композиции.)

-Какие же вы молодцы! Вы очень помогли старому дедушке. Мне очень понравилось, как вы работали. Я решил подарить вам эти игрушки. Играйте на здоровье. (Спасибо, Мастер.)

Что-то я устал, пойду, отдохну. До свидания, ребятки. (До свидания.)

- А нам нужно возвращаться в детский сад.

Раз, два, три – повернись,

В детском саду окажись.

Вот мы с вами вновь очутились в детском саду.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Ø Организация анализа детской цели;

Ø Фиксация нового знания в речи;

Ø Определение выполнения взрослой цели.

-Где вы побывали? Для чего вы туда ходили? (В городе Мастеров. Для того, чтобы помочь старому деду Филимону.)

-Что вы повидали? (Видели игрушки: богородские, дымковские, филимоновские.)

-С кем повстречались? ( Со старым мастером Филимоном.)

-Помогли ли доброму человеку? (Помогли. Расписывали игрушки)

-Как называлась игрушка, которую вы расписывали? (Филимоновская игрушка.)

-Почему она так называется? (В селе Филимоново жил старик Филимон, который придумал лепить и расписывать такие игрушки).

-Чем она отличается от других игрушек? (У всех игрушек длинная шея. Основные элементы росписи – полоски.)

- Легко ли вам было сегодня? Что получилось? Что не получилось? (Ответы детей)

- Вы очень меня сегодня порадовали, потому что умеете помогать людям в беде, потому что любите узнавать новое, умеете дружить.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

Ознакомление детей с Филимоновским промыслом

воспитатель высшей кв. к.

История возникновения промысла

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. В глубокой древности в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня Филимоновскую игрушку. Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на Филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи Филимоновской игрушки.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.
Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Она занималась именно игрушкой, потому что хотела детей позабавить, а лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.
Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала, как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что, начиная с 7 лет, уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.


В Филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.


Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

История возникновения промысла для детей

Промысел игрушки возник в середине ХIХ века. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 века. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все Филимоновские игрушки – свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

После сушки изделия обжигают в муфельных печах. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.


Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Сегодня в Одоеве лепят Филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.


Характерные особенности промысла

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда Филимоновские фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи. Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял, размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.

Главное, что поражает при взгляде на Филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать Филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Яркая и очень самобытная Филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Принято считать, что Филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение. Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно. Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа. Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц.


Технология выполнение игрушки и росписи

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях.

Последовательность лепки птички

Последовательность лепки барышни


Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым. Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.


Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. В Филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

Роспись делается в несколько этапов.

Сначала фигурку «желтят». Краска наносится на белый фон толстой кисточкой. Отдельные части игрушки можно полностью закрасить жёлтым, а можно покрыть широкими полосами и большими кругами. Это основа для всего последующего рисунка.


Затем следует взять красную или малиновую краску и более тонкую кисточку. Наносится узор из линий. Широкие желтые полосы можно обвести по периметру, а круги украсить веточками или лучиками.


Зеленый, голубой или бирюзовый цвет наносится в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисть. Узором из линий, точек, капель следует заполнить оставшееся свободным пространство.

Стоит обратить внимание на то, что у людей лица остаются белыми, а у животных могут быть закрашены любой краской. Глаза и рот изображаются схематично.

Образовательные. Познакомить детей с филимоновской народной игрушкой, как видом декоративно-прикладного искусства.

Развивающие. Развивать интерес к народным игрушкам Поволжья. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие. Формировать интерес детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора;

Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.

Материал. Оформление настенного плоскостного панно с изображением филимоновской деревни, филимоновские игрушки.

Предварительная работа. Знакомство детей с дымковской народной игрушкой. Расписывание силуэта дымковского коня. Рассматривание филимоновских игрушек. Беседа о народных промыслах.

Воспитатель. - Дети, к кому мы ездили раньше в гости? Дети. – К бабушке в деревню.

Воспитатель. - А вы хотели бы поехать ещё в гости?

Воспитатель. - Сегодня мы с вами поедем в деревню Филимоново, к деду Филимону. Отправляемся в деревню на машине. Садитесь поудобнее, пристегните все ремни, для безопасности.

Завели машину ш-ш-ш (круговые движения)

Накачали шину ш-ш-ш (насос)

И поехали скорей (вращение руля).

Воспитатель. Вот мы и приехали в деревню Филимоново.

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки и расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет. (Воспитатель показывает на плоскостное деревенское панно: дома, разные филимоновские фигурки).

Воспитатель. – Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут здесь мастерицы, что добро в дома несут. С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Ребята, хотите узнать, почему их так называют? Давным-давно, жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки - свистульки. А мастерицы их расписывали. Они были такие яркие, веселые, полосатые с длинной шеей. Вот и назвали деревню Филимоново, а игрушки филимоновские. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле. (Воспитатель берёт игрушку показывает детям).

Воспитатель. – Дети, подойдите на игрушки поглядите, игрушки раскрашены ярко, полоски красные, зелёные, жёлтые, сверху вниз и поперёк, очень привлекательные. (Даёт игрушки детям потрогать, погладить, рассмотреть). –Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая без хитрых затей. С длинной шеей, расписная, Для игры и забавы детей. Лепят филимоновские игрушки из глины, а глину добывают из глубоких оврагов. Эта глина мягкая, рукам послушная.

(Воспитатель проходит и показывает каждому ребенку комок глины, предлагает его потрогать, затем мнёт ее в руках, вытягивает глину, показывает детям, как из неё лепят). Все эти игрушки забавные, высокие, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи так вытянули, что на жирафов стали похожи. Лепят их весёлые мастерицы и приговаривают: «Ух, ты, серьёзная получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!» Дети, филимоновская игрушка - свистулька. Ты свести свистулечка, моя дорогулечка. Тише, громче, веселей, чтоб порадовать детей. (Воспитатель показывает детям, как свистит игрушка - свистулька, затем раздаёт каждому ребёнку по игрушки-свистульки, предлагает детям по свистеть, по веселиться). Вот, свистулечка какая, глиняная птичка Необычная смешная птичка невеличка. Воспитатель. - Сколько восторга способна подарить филимоновская игрушка-свистулька даже маленькому ребенку! Свистеть можно на все лады. А это так здорово поднимает настроение! Простая интересная забава снимает детскую напряженность. Дети, давайте с вами продолжим веселие и поиграем. Музыкальная пауза. Игра «Волшебный платок». (Воспитатель говорит слова). Платок поднимается, детки собираются. Всех укрывает, волшебство начинает. Платок опускается, чудо начинается. 1-2-3-4-5 зайчики идут плясать. Воспитатель. – Дети, вот образцы от деда Филимона, их надо расписать яркими полосками. Для вас открыта мастерская, заходите, садитесь. Прежде чем начать надо пальчики размять. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, раз, два, наши дети мастера. Сели встали, сели встали, мы работать не устали. (На столах на каждого ребёнка: клеёнка, краски гуашь (красная, зелёная, синяя, жёлтая, кисточка, салфетка, баночка с водой, силуэт филимоновской игрушки. Дети разноцветными полосками, расписывают образцы).

Воспитатель. - Филимоновская игрушка готова! Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые игрушки. Так и хочется сказать. Ну, игрушка просто диво Загляденье как красива. И не зря ведь говорится, Дело мастера боится. Понравились ли вам ваши игрушки? Чем? От них веет теплом, добротой. Глядя на них, поднимается настроение.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь поудобнее, пристегните все ремни, для безопасности.

Завели машину ш-ш-ш (круговые движения)

Накачали шину ш-ш-ш (насос)

И поехали скорей (вращение руля).

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Программное содержание: • учить: - отгадывать загадки; - участвовать в диалоге при обсуждении; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного.

Конспект НОД по рисованию во второй группе раннего возраста «Знакомство с дымковской игрушкой» Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой. Образовательные задачи: Познакомить с народной дымковской игрушкой (лошадка, обратить внимание.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Бэлла Мойсеева МБДОУ № 13 «Снежинка» г. Юрги Конспект.

НОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с народной игрушкой «Сергиев Посад — город мастеров-игрушечников» Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с народной игрушкой"Сергиев Посад - город мастеров-игрушечников"Задачи: Продолжать.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Конспект НОД «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» с использованием ИКТ и игровых технологий Цель: Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:.

НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с дымковской игрушкой» НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с дымковской игрушкой». Программные задачи: • Продолжать знакомство детей с дымковской.

ООД Художественно-эстетическое развитие «Знакомство с дымковской игрушкой» для детей старшей группы

ООД Художественно-эстетическое развитие «Знакомство с дымковской игрушкой» для детей старшей группы Конспект ООД Лексическая тема «Знакомство с дымковской росписью Художественно - эстетическое развитие. (Рисование). Тема : " Дымковская.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Предварительная работа

Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.

Демонстрационный материал:

• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)

• Иллюстрации с филимоновской игрушкой

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Шаблон рисунка филимоновского петушка

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД

1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Воспитатель:

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек

Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?

Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают.

Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

2. Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»

Воспитатель:

Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для

Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки, елочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?

Дети:Да! Очень!

5. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА» Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД по рисованию с детьми средней группы «Моя любимая игрушка» Программное содержание: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Читайте также: