Знакомство с белорусской народной игрушкой

Обновлено: 10.05.2024

Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.

- Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Р одиной ;

- Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа .

- У чит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления .

Тематика : самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств , динамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.

Ученые утверждают, что свистящие и звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI - XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.

2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.

3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.

С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.

Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.

Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения - таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.

Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка , обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Гражданская идентичность, патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребенку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны. Развитие личности в обществе невозможно без знания культуры своей страны. Культуру же невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.


Поэтому Романовская Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования по эстетическому направлению, поставила перед собой задачу формирования у детей первоначальных представлений о национальных культурных традициях посредством ознакомления их с белорусской народной игрушкой.



Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка, народная кукла. Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Знакомство детей с традиционными белорусскими куклами помогает нам открыть новые грани истории и культуры нашего народа. Путем изготовления кукол, мы также можем узнать, какие интересы были у наших предков, что они любили, чего боялись, каким ценностям следовали. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. А для девочки кукла была еще и мерилом ее мастерства. Всему этому и мы стремимся научить наших воспитанников. В процессе изготовления куклы собственными руками у детей развиваются творческие способности, развивается мелкая моторика руки, прививается любовь, эстетический вкус к изделиям народных мастеров.




Многие тряпичные куклы, сделанные руками детей, вошли в нашу коллекцию творческих работ или стали ценным подарком их близким и друзьям. Так же самодельные куклы «участвуют» в инсценировках, играх детей.

-воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к изделиям народного творчества, аккуратность в обращении.

Предварительная работа с детьми: рассматривание белорусских игрушек, природных материалов (глина, солома, лён, дерево, лоза).

Оборудование: белорусские народные игрушки, мольберт, мяч.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкие- далёкие времена. В давние времена люди жили в деревянных домах. Не было электричества, телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыновей и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

- Я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них. Приглашаю вас в далёкое прошлое белорусских игрушек.

Воспитатель подводит детей к столу, где расположены белорусские народные игрушки.

- Это белорусские игрушки. Посмотрите, какие они разные. А чем они отличаются друг от друга?

Беседа о белорусских игрушках

- Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые ещё не умеют ходить? (Погремушки.) Давным- давно тоже были погремушки, но они были не такими, как сейчас, делали их из глины. (Воспитатель показывает кусок глины.). Если игрушки были из глины, значит, какие это игрушки? Правильно, глиняные.

Воспитатель показывает погремушку:

- Ребята, как вы думаете, почему эта игрушка так называется? (Потому что гремит, издаёт звук.) Правильно. Внутрь погремушки насыпали мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался шум. А чтобы такая игрушка была красивой, её расписывали – рисовали на ней узоры.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

- У меня есть погремушка, а у вас не погремушка, а … погремушки.

- Я играю (чем) … погремушкой.

- Я положила (что) погремушку.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель показывает соломенную куклу:

- Ребята, обратите внимание на эту куклу, она сделана из соломы. А значит она какая? (Соломенная.) Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом сгибали, скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

- Давайте назовём ласково части тела куклы. (Головка, ручки.) А как можно назвать ласково куклу? (Куколка.) А как ласково назвать её платье? (Платьице.)

Воспитатель показывает детям тряпичную куклу:

- Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, эта кукла тряпичная. Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутков ткани.) Такую куклу делала мама для своей дочки, когда она была совсем маленькой. Потом девочка подросла и начинала играть с нею.

Давайте сравним этих куколок. Какая из них более яркая? (Тряпичная.) Опишите, пожалуйста, её наряд. (Платочек, платьице, фартушок.)

В давние времена глаза, рот, нос, рисовали угольками из печки, а потом стали их вышивать нитками. Я буду показывать вам части лица куклы, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки.)

- А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная … поменьше, маленькая.

Дидактическая игра «Закончи стихотворение про куклу»

Бабушка мне сшила … куклу,

Целый день играю с … куклой,

Рассказала всем о … кукле,

Имя выбрала для … куклы –

Дидактическое упражнение «Свистулька»

Воспитатель показывает детям игрушку свистульку:

- Ребята, это свистулька. На кого она похожа? (На птичку.) Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная.) А как вы считаете, почему она называется свистулькой? (Потому что свистит.)

Дидактическая игра с мячом «Какая игрушка?»

-Ребята, одному из вас я бросаю мяч, называю предмет и материал, из которого он сделан. Вы ловите мяч, бросаете его мне обратно и называете слово, отвечающее на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?». Если игрушка сделана из дерева, значит она деревянная. А если из пластмассы? А из резины? (меха, ткани, соломы, льна, глины, стекла, картона, бумаги,

Дидактическая игра «Подбери словечко»

- Дети, возьмите по одной игрушке. Давайте подберём для каждой игрушки слова-признаки.

Кукла какая? – Красивая, маленькая, льняная, нарядная.

Лукошко какое? – Жёлтое, соломенное, круглое, большое.

Свистулька какая? – Гладкая, толстая, блестящая, звонкая.

Коник какой? – Деревянный, маленький, красивый.

Физкультминутка «Буратино» (дети имитируют движения Буратино, в соответствии с текстом).

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

Составление описательного рассказа по игрушке.

- Дети, подойдите к столу. Видите, как много здесь игрушек. О них можно много рассказать. При выборе игрушки покупателем в магазине важно то, как продавец сумел обратить на неё внимание покупателя, разрекламировать её, представить её. Давайте придумаем рекламу игрушке. (На столе – глиняная игрушка свистулька – петушок.) Например: Это народная игрушка свистулька – петушок. Он яркий, разноцветный. Сделан петушок из глины. Он умеет свистеть, как свисток. С ним надо аккуратно, осторожно играть, потому что петушок может разбиться.

- Если продавец вот так всё расскажет об игрушке и покажет, что она умеет делать, я обязательно куплю такую игрушку. Теперь представьте себя в роли продавцов. Дети составляют рассказ по игрушке – деревянная свистулька.

Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в далёкие времена, когда не было современной техники, а игрушки для детей взрослые делали своими руками. Какие игрушки тех времён вам запомнились? Вы хотели бы с ними играть? Мы обязательно с ними поиграем. Только обращаться с ними нужно осторожно. Как вы думаете, почему? (Могут сломаться, разбиться.) Правильно, ребята, играть с такими игрушками нужно осторожно, тогда они будут долго нас радовать. Молодцы! Всем спасибо!

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Чтобы этого не произошло, надо с самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Лучше нет пути, чем знакомство с народными традициями, народными промыслами Беларуси, мастерством народных умельцев и белорусским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре. Именно дошкольный возраст представляет благоприятные перспективы формирования у детей патриотизма.

В соответствии с принципами государственной политики в сфере образования, Кодексом Республики Беларусь об образовании, учебной программой дошкольного образования и образовательными стандартами дошкольного образования воспитание гражданственности и патриотизма является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Учебной программой дошкольного образования в старшей группе определены следующие задачи в данной области:

воспитывать: патриотические чувства; чувства любви к родному краю и гордости за него;

• воспитывать желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).

• Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве Беларуси, о наиболее значимых ремеслах (вышивка, ткачество, керамика, изделия из соломки, льна, дерева, лозы); красоте и целесообразности эстетики быта, культуры белорусов.

Для себя мы конкретизировали эти задачи:

• показать разнообразие декоративно-прикладного искусства Беларуси, его характерные особенности, своеобразие.

• Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность;

• Приобщать к эстетической культуре;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Развивать мелкую моторику рук детей;

• Обогащать словарный запас детей.

С целью ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством Беларуси мы создали необходимые условия работы: подобрали литературу, изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал.

Всю работу проводим в 3-х направлениях:

Первое направление: ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы.

Для ознакомления с определённым видом декоративно-прикладного искусства в группе оформлен национальный уголок с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси,

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

имеются наборы открыток «Белорусский национальный костюм»,


«Декоративно-прикладное искусство Беларуси»,


тематические альбомы «Белорусский узор» и «Белорусская игрушка».


Знакомство детей с декоративно - прикладным искусством осуществляем практически во всех видах деятельности детей. Например,

• На занятиях по развитию речи дети составляли описательные рассказы по игрушкам.


• На занятиях по математике дети упражнялись в составлении узоров из геометрических фигур.


Ознакомление с народными промыслами дополняем знакомством с народной музыкой, обрядами, что обогащает представления детей, способствует повышению интереса к народному искусству.

С целью формирования знаний о культуре белорусского народа провели:

• Занятия в форме сюжетных игр «Художественный салон»,


«Выставка народного творчества», «Музей народного искусства».

• занятие «В гости к народным мастерам» с использованием электронной презентации.

• Занятие по патриотическому воспитанию «Традиции и обычаи белорусского народа» с использованием электронной презентации.

С целью обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства проводили :

• занятие по лепке «Конiк - беларуская глiняная цацка»,


• Занятие по аппликации «Украшение рушника»


• Занятие по рисованию «Слуцкiя паясы»


• Занятие по ручному труду «Изготовление куклы-оберега из соломки».


• итоговое занятие «Экскурсия в музей белорусского искусства» с использованием электронной презентации

В ознакомлении с народным искусством Беларуси большую роль играет детская художественная литература. В уголке юного книголюбителя собраны детские книги «Гучыць родная мова».


С целью формирования детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы большое внимание уделяем организации свободной деятельности воспитанников:

• Предлагаем игры-задания «Линии в белорусском орнаменте», которые способствовали укреплению координации, подготовке руки детей к письму.

• Для развития мелкой моторики рук «Белорусские раскраски»,


• Организуем беседы об истории создания предметов народного искусства,

• Выставку детских работ по декоративно-прикладному искусству;


• Рассматривание познавательной литературы


• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

• Интересны детям виртуальные экскурсии к народным мастерам (с помощью электронной презентации) «Работа на прялке»,

«Как сплести корзину из лозы», «В старинной кузне», «В гончарной мастерской».

В свободной деятельности также использовались серии альбомов для обогащения детского художественного творчества «Белорусский узор», «Белорусская игрушка».


Знания, полученные в специально организованной деятельности закрепляем в дидактических играх по ознакомлению детей декоративно-прикладном искусством. В группе оформлены

дидактические игры «З чаго гэта зроблена?»,


«Укрась одежду, обувь».


Особый интерес вызывают у детей дидактические игры в сопровождении электронной презентации.

Например: дидактическая игра «Найди лишнее»

Дидактическая игра «Художественные часы»

В группе составлена картотека дидактических игр по ознакомлению с народным искусством Беларуси. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, рисунки детей, предметы декоративно-прикладного искусства.


Именно разнообразная игровая среда, созданная в группе, интеграция разных видов детской деятельности способствует повышению знаний детей о народном искусстве Беларуси.

Важным условием эффективной реализации задач патриотического воспитания дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители принимали активное участие в обогащении образовательной среды группы.

Для повышения компетенции родителей по проблеме подготовлены

тематическая папка «Как воспитать маленького патриота»,


«Музей белорусского народного искусства в деревне Раубичи»,

консультации «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Как правильно организовать поход в музей с ребенком?».

С помощью родителей собраны:

• библиотека детских книги на белорусском языке


• картотека белорусских раскрасок

• фонотека белорусского музыкального фольклора

• иллюстрации для рассматривания с детьми

• оформлены презентации «Виртуальный музей народного белорусского народного творчества», «Азбука белорусского орнамента для детей»

• приобретена познавательная литература для детей


Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогическая разработка на тему: «Декоративно -прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством — вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством мордовского народа Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей. Мордовское.

Семинар — практикум для педагогов. «Ознакомление с декоративно-прикладным искусством». Цель семинара-практикума: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского.

Творческий проект «Ознакомление детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством» «Голубая Гжель» Содержание проекта 1. Название проекта. 2. Руководители проекта. 3. Интеграция образовательных областей. 4. Вид проекта. 5. Продолжительность.

Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»

Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Знакомство детей с искусством Задача педагога прежде всего воспитывать интерес к произведениям искусства. Постепенно он воспитывает у детей способность эстетического.

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?» Конспект занятия по НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей группы 5-6 лет. Знакомство детей с искусством: «Что.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Подготовила воспитатель: КОНДРАТ О.Ю.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Подготовила воспитатель: КОНДРАТ О.Ю.

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Подготовила воспитатель:
КОНДРАТ О.Ю.

Народная культура – это история народа.Ремесла народных мастеров уходят далек.

Народная культура – это история народа.
Ремесла народных мастеров уходят далеко в прошлое, и продолжая традиции предков, мы можем очень легко окунуться в обстановку наших дедов, прадедов и даже средневековья. Занимаются народным творчеством в Беларуси как индивидуальные мастера, так и многочисленные мастерские. Произведения наших мастеров можно увидеть на выставках-ярмарках, во время проведения различных праздников, а также в музеях и мастерских.
Белорусские народные промыслы – это резьба по дереву, изделия из глины и керамики, из соломки, ткачество, чеканка. Существуют и современные виды народных промыслов, такие как биссероплетение, изделия из современных материалов.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ




ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ


ТКАЧЕСТВО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ТКАЧЕСТВО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ТКАЧЕСТВО

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКИ

ПЛЕТЕНИЕ КОРЗИН

БИССЕРОПЛЕТЕНИЕ


ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В БЕЛАРУСИ НЕ ИСЧЕЗНЕТ ПОЛНОСТЬЮ И БУДЕТ ПРОВОДНИКОМ НАШЕЙ.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В БЕЛАРУСИ НЕ ИСЧЕЗНЕТ ПОЛНОСТЬЮ И БУДЕТ ПРОВОДНИКОМ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ НА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 922 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 08.07.2017 10877
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 137 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондрат Оксана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

101 минута

«Основы религиозных культур и светской этики»

29 минут

«Юлия Гиппенрейтер: Общаться с ребенком. Как?»

67 минут

«Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: