Знакомство с дымковской игрушкой в доу

Обновлено: 29.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Знакомство с Дымкой»

Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи.
Учить украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая свой узор из элементов дымковской росписи с помощью поролоновых и ватных тычков. Продолжать упражнять в нетрадиционной технике рисования.
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество, самостоятельность, аккуратность в работе.
Воспитывать интерес к народной игрушке, умение сочувствовать, сопереживать.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя о дымковских игрушках, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках, беседы, раскрашивание книжек-раскрасок, лепка дымковских игрушек.
Оборудование: Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, трафареты дымковских игрушек, поролоновые и ватные тычки, краски, тряпочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Подзываю к себе детей.
Воспитатель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
-Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам!
-Доброе утро!
Приветливым лицам!
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
(Дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в детский сад почтальон принес нам письмо. Пришло оно из Дымково.
- Хотите посмотреть, что внутри конверта?
Дети: Да
Из конверта достаю картинки.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые и яркие игрушки изображены на картинках! Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие?
Дети: Дымковские
Воспитатель: - А почему они так называются?
Дети: Их изготавливают мастера в селе Дымково.
Воспитатель: - Ребята, а из какого материала изготавливается дымковская игрушка?
Дети: Дымковскую игрушку изготавливают из глины.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, как изготавливается дымковская игрушка? Я предлагаю вам посмотреть на экран.

- Ребята, вы знаете какие цвета красок используют мастера при росписи дымковских игрушек?

Дети: Синие, красные, желтые, зеленые, оранжевые, голубые, белые, немного черного.
Воспитатель:- Какие элементы росписи используют мастера при росписи дымковских игрушек?
Дети: Прямые линии – полоски, волнистые линии, кольца, круги, точки, сетка.
Воспитатель:- Ребята, а еще в конверте есть письмо.
«Дорогие ребята! Пишут, вам дымковские мастера. В селе Дымково очень скоро откроется ярмарка дымковской игрушки " Свистунья", а работы на ярмарку ещё не расписаны. Может быть вы нам поможете?

Воспитатель: - Ребята поможем мастерам?

А как мы свами можем им помочь?

Правильно, давайте сами станем мастерами и распишем игрушки.
Дети: Давайте.

Воспитатель: Тогда не будем терять времени и отправимся в путь.

ТОП, ТОП, ХЛОП, ХЛОП

Вокруг себя повернись

В мастерской очутись!

Воспитатель: Проходите все в мастерскую.

Воспитатель: Здесь у вас свое рабочее место и инструменты, которыми вы будете работать. Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку с помощью вот таких палочек-тычков, (показывает тычок- палочку с поролоном и ватой). Давайте вспомним технику росписи. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке - большие круги, их нужно располагать друг от друга подальше, что потом еще нарисовать ватным тычком точки.

- Затем берём ватную палочку, обмакиваем аккуратно в краску. Среди больших кружков, ватной палочкой нарисуем маленькие точки, для них мы выбираем другую краску.
(показывает приемы работы тычком, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и тычок).

Теперь можем приступить к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Конь меня в дорогу ждёт

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой

Пышной, сказочной красивой.

Быстро я в седло вскочу

Не поеду - полечу

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

Постукивание пальцами рук по столу.

Махи руками в стороны.

Постукивание пальцами рук по столу

Ритмичное сжимание кулачков обеих рук.

Помахать ладонями обоих рук.


- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
Дети украшают фигурки игрушек, звучит народная музыка.
По ходу расписывания игрушек направлять детей на правильное выполнение работы.

Воспитатель: - Дети, давайте посмотрим на игрушки, которые вы расписали.
Воспитатель: -Какие красочные узоры на них получились, теперь игрушки стали красивыми и яркими. Какой узор ты использовала при росписи коня?
Воспитатель: - Мы с вами помогли мастерам, а теперь нам пора возвращаться домой.
Топ, топ, хлоп, хлоп
Вокруг себя повернись
В детском саду очутись!
Воспитатель:
- Ребята, где мы сегодня побывали, что видали?
(Ответы детей) .
Воспитатель:
- А кому же вы помогали?
Дети: Дымковским мастерам.
Воспитатель:
- Кем мы были?
Дети: Мастерами.
Воспитатель:
- Понравилось вам наше путешествие в Дымково?
Дети: (Ответы детей).

В следующий раз мы с вами познакомимся с другим народным промыслом с Филимоновской игрушкой.
Воспитатель: Вы просто молодцы! Ой, ребята, посмотрите в нашей группе появился волшебный сундучок! Посмотрим, что в нем!
Воспитатель открывает сундучок, а там лежать леденцы на палочке. Воспитатель раздает леденцы.
Воспитатель: -Дети, это дымковские мастера вас отблагодарили за помощь.

Цель: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки. Развивать наглядного – образное мышление, речь. Формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к народным промыслам. Вызвать радость от рассматривания яркой, народной расписной игрушки, познакомить с дымковской росписью.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Знакомство с Дымковской игрушкой»

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации с элементами росписи дымковской игрушки, игра «Подбери цвета к дымковской игрушке», «Укрась дымковскую игрушку», презентация.


Словарная работа: село Дымково, индюк, уточка, барыня, козлик, орнамент


Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом- тычком и ватными палочками, обмакивая в гуашь и ритмично носить точки;


Развивать эстетическое восприятие, воспитывать чувство сопереживание помочь;

Иллюстрации дымковской игрушки (лошадка- картонные заготовки для каждого ребенка, мольберт, гуашь красного, желтого и синего цвета, тычинки из картона, ватные палочки, салфетки для рук.

Ход НОД:

-Ребята, к нам под нашу Ёлочку посылка пришла. Давайте посмотрим от куда и что в ней? Пришла она з села Дымково. А чтобы узнать, что в ней, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Быстрее ветра я скачу,

’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,

Я громко ’’иго-го’’ кричу,

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. Открывается посылка. А вот и наша гостья дымковская игрушка- лошадка.

Нас лошадка приглашает в свое село Дымково на экскурсию.

(звучит русская народная музыка, дети оказываются на ярмарке). Ребятки, мы с вами оказались в селе, которое называется Дымково. И сейчас здесь проходит ярмарка. Кто знает, что такое ярмарка? (ответы детей)

Да, ребятки, сейчас это называется магазин. И там продавалось всё что делалось своими руками. Когда-то очень давно у деток не было игрушек машинок, кукол, роботов, конструкторов, и даже телефонов не было. Мастера, дети вместе со своими родителями делали из глины вот такие замечательные игрушки. Особенно перед новым годом родители покупали своим деткам новые игрушки. Ими не только играли, но и украшали Ёлки.

Ребятки, посмотрите какие красивые игрушки. Попробуйте отгадать как они называются….

(Дети называют игрушки : лошадки, козлики, индюки, петушки, Барышня). Ребятки, эти игрушки называются Дымковские. Посмотрите, вот глина. Когда ее намочишь, она становится как пластилин. Из нее лепят игрушки и ставят их сушиться в печь. Когда игрушка высыхала, ее окрашивали в белый цвет и украшали узорами.

На ярмарке не только продавали, но и веселились. А ярмарках всегда очень весело. Приглашаю вас прокатиться на веселой карусели.

Подвижная игра “Карусель”.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Кого увидели? (Дети называют (индюк, петух и т. д… –и показывают)

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Вот и от нашей лошадки вам задание:

1 Задание: «Найди в группе картинку дымковскую игрушку и подбери к дымковской игрушке.»

(Дети находят картинку и подбирают к выставленным на столе игрушкам.)

Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку- лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

- Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка- лошадка?

Ответы детей (кружками).

- А кружочки какими цветами разукрашены?

Ответы детей (синими, красными)

- Посмотрите, внимательно, кружочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

2 задание: «Подбери цвета к дымковской игрушке»

3 задание: «Укрась дымковскую игрушку».

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

- Ребята проходите за столы, на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.

- Чтобы нарисовать кружочки, нашим лошадкам, для этого надо взять Тычинки –если это большой круг или ватные ватную палочку-если это маленький круг, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)

- Рисуйте, аккуратно, палочки прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.

Мы поскачем, скачем, скачем.

(дети поочередно топают ножками- то одной, то другой)

Я лошадка- серый бок!

(повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу,

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте)

Посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у нас лошадки. Как вы думаете наша гостья обрадуется (Да)

- Как называется село от куда наша игрушка -лошадка?

( Ответы детей: Дымково)

- Какие игрушки вы видели на ярмарке?

( Ответы детей: индюк, барышня и т. д.)

- Вам понравилось разрисовать лошадку?

( Ответы детей: да)

- Какие узоры вы рисовали?

( Ответы детей: кружочками, точками)

( Ответы детей: синими, красными)




Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.

Тип проекта: Информационный, художественно-эстетический, творческий, исследовательско-экспериментальный

Продолжительность: Краткосрочный

Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели

Актуальность: Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

Использование дымковской народной игрушки даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно - патриотических качеств младших дошкольников.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).

Задачи проекта:

Образовательные

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Познакомить детей со свойствами песка и глины.

3. Активизировать словарь за счёт уточнения названий предметов одежды дымковских барышень, названий элементов дымковской росписи.

4. Учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

Развивающие

1. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный.

2. Развивать умение ритмично наносить линии в разных направлениях: короткие и длинные, перекрещивать их; пятна, кружки, создавать элементарный дымковский узор.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Мероприятия:

Формы работы с детьми

«Знакомство с дымковской игрушкой» (развитие речи)

«Украсим платочек барыни» (аппликация)

«Дымковская салфетка» (ИЗО)

«Поиграем с песком и глиной»

Рассматривание альбомов и книг «Дымковские игрушки»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Собери предмет», «Выложи узор».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек»

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Лошадка»

Игра малой подвижности: «Карусель»

«Гуленьки», «чтение о дымковских игрушках»

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»

Физминутки: «Лошадка», «Петушок»

Художественно-эстетическая деятельность

«Народные промыслы (Раскраски)», «Украсим уточку» лепка.

Формы работы с родителями

Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Предполагаемый результат:

• Получить знания о дымковской игрушке;

• Проявить интерес к народной игрушке

• Принять участие в оформление выставки «Дымковская игрушка»;

• Познакомились с особенностями дымковской росписи;

• Закрепить основные цвета;

Развивать умение рисовать элементарный узор из прямых перекрещивающихся линий

Форма проекта: Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41

Пушкинского района Санкт – Петербурга

во второй младшей группе на тему

«Знакомство с Дымковской игрушкой»

- формировать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; рассказать о процессе изготовления.

-способствовать формированию умения замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: материал, цвет, элементы узора.

- развивать эстетическое восприятие и вкус;

-развивать интерес к творчеству народных умельцев.

-воспитывать отзывчивость на красоту росписи;

-воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народному наследию.

Рассматривание иллюстраций, картинок с дымковскими игрушками, составление альбома; рассматривание элементов дымковского узора; чтение русских народных потешек, стихов; пальчиковые игры, п/и «Карусель»

Интеграция образовательных областей: социально – личностное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы, приемы: словесный, игровые приемы, сюрпризный момент, приемы поощрения, наглядный.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая технология, личностно – ориентированная технология

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие в волшебную страну народных мастеров и отправимся мы с вами в большое село Дымково. А поедем мы на лошадке.

Громко цокают копытца,

Цок, цок, цок, цок.

В гости к Вам лошадка мчится,

Цок, цок, цок, цок.

Воспитатель: Вот мы и приехали, присаживайтесь.

Есть в России уголок,

Где из труб дымок идет

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Пестрыми фигурками, крошечными мурками.

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

Воспитатель показывает дымковскую игрушку.

Рассказ воспитателя о Дымковской игрушке

«Это Дымковская игрушка. Получила свое название от села Дымково. В давние времена жители этого села, от мала до велика( значит и дети и взрослые) , лепили глиняные игрушки для весенней ярмарки. Зимой все село было в дыму оттого, что в каждом доме топились печи для обжига игрушек, а в пасмурные дни над речушкой стоял туман в виде легкой дымке. Круглый год село стояло словно в дымке, его так и стали называть Дымково, а игрушки стали называться дымковские. Вокруг села было много глины, из нее и стали лепить игрушки. Лепят игрушку по частям, отдельно туловище, ноги, рожки и т.д. Затем соединяют в целую игрушку, сушат и обжигают в русской печи. Покрывали белилами и начиналось самое интересное. КАК вы думаете, что? Конечно, роспись игрушки. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи. Красный, оранжевый, синий, зеленый, золотой, желтый. Такая игрушка грустная или веселая? Мастера наносят узор сразу кистью, начинают с крупных узоров. Каждый узор состоит из нескольких элементов: точка, круг, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка. Именно по этим узорам дымковскую роспись можно отличить от других росписей. И в наше время в этом селе живут мастера и делают игрушки на радость детям и взрослым. »

Воспитатель: давайте, немного поиграем.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите

раз и два, раз и два

Вот и кончилась игра.

Завертелись карусели,
завертелись карусели,

Вверх летили ( встали и потянулись вверх)

Вниз летели ( присели на корточки)

Воспитатель: Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Вынимаю на показ и веду про них рассказ.

Что за конь? Только тронь!

Со всадником вместе,

проскачет верст двести!

- Вот какой конек красивый - тонконогий, пышногривый. Чем украшен? Какого цвета грива, хвост, копытца? Какие элементы узора есть у нашего коника? ( круги большие и маленькие) Да, этот элемент узора называется «солнце».

Воспитатель: вынимаю на показ, продолжаю свой рассказ.

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный.

У большого индюка

все расписаны бока

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

- какого цвета гребешок, бородка? Как украшен? Что нарисовано на грудке? Что еще украшено узором ( крылья, хвост). Его большой красивый хвост и крылья похожи на сказочный цветок. Какие элементы узора вы видите? (круги, кольца, волнистые линии, сетку )

Воспитатель: все игрушки не простые , а волшебно – расписные.

Я – девица – краса

Посмотри, как хороша!

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плыву,

песню тихую пою.

Воспитатель с детьми рассматривает барышню.

Воспитатель достает трафарет дымковской барышни и «нечаянно» высыпает узоры.

-Что же делать? Как помочь барышне? Подводит детей к тому, что юбку надо украсить дымковским узором.

ИГРА «СОСТАВЬ ДЫМКОВСКИЙ УЗОР»

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в волшебную страну народных мастеров подходит к концу. Пора возвращаться домой. Вам понравилось в селе Дымково? Что делают в этом селе? Какие игрушки запомнились больше? Садимся на лошадку и возвращаемся домой.

Читайте также: