Знаковые стимулы в привлекательности игрушек

Обновлено: 16.05.2024

Когда что-то искусственное вызывает реакцию сильнее, чем что-то естественное.

В середине 20-го века биолог Николас Тинберген занимался тем, что наблюдал за животными и птицами и изучал их поведение. В том числе он исследовал, как птицы кормят своих птенцов. Процесс кормления в общих чертах выглядит так: взрослые птицы прилетают в гнездо и приносят еду в клюве — эту еду нужно положить в клюв птенцам, которые тянут головы к небу и ждут.

Тинберген изучал, как именно устроено поведение птиц в этот момент. Птенцы открывали клюв, когда видели мать. Образ матери в этом случае является стимулом, а «открыть клюв, тянуться к небу и орать» — это реакция на этот стимул. Эволюция научила их, что если хорошо открывать клюв и громко орать в правильное время, то тебя накормят и ты выживешь. Но как они понимают, когда наступает это время? Что конкретно является стимулом? Тимберген выяснил, что это ромб на палочке с некоторыми узорами. Показываешь такую конструкцию птенцам, а они открывают клювы и ждут еду. Эта палка с ромбом — это минимальные черты, которые нужны, чтобы узнать мать и ждать еду.

Но Тимберген пошел еще дальше. Он нашел такую конфигурацию узоров, что птенцы, глядя на этот ромб на палочке, разевали клювы и орали так, будто завтра никогда не наступит. Т.е. он искусственно создал стимул, на который птенцы реагировали гораздо сильнее, чем на естественные. Такие стимулы назвали сверхстимулами или сверхнормальными стимулами (superstimulus, supernormal stimulus).

По похожему принципу работают яйца кукушек. Вместо того, чтобы выращивать птенцов самостоятельно, они подбрасывают их в чужие гнезда. При этом яйца кукушек крупнее. Из-за этого птицы предпочитают высиживать их, а не свои собственные яйца — просто потому, что яйцо кукушки им кажется более привлекательным. Такое яйцо является сверхстимулом.

Еще есть орхидейные богомолы, которые притворяются орхидеями и ловят насекомых. Для них богомолы похожи на орхидеи больше, чем сами орхидеи.

При формировании понятия «знаковые (ключевые) стимулы» Лоренц опирался на представления Я. фон Юкскюлля о видоспецифическом перцептивном мире восприятия животных (Umwelt).Учитывая значительные различия в строении и функционировании органов чувств, Юкскюлль утверждал, что представители разных видов воспринимают строго определенный набор внешних стимулов и не реагируют на другие.

Кроме того было известно, что инстинктивные действия проявляются только в ответна определенные раздражители, которые животные опознают уже при первом предъявлении, без всякого индивидуального опыта. Этираздражители, при действии которых происходит срабатывание ВРМ, Лоренц назвал ключевыми стимулами (key stimuli). Тинберген позднее предпочел называть их знаковыми (sign stimuli), но сейчас употребляются оба варианта. Они весьма разнообразны по своей природе и могут быть адресованы любому из анализаторов. Очень часто это элементарные физические или химические свойства объекта: «просто» цвет, форма, звук, запах, подвижность и

Примеры(из классических работ Лоренца и Тинбергена): –красное брюшко соперника вызывает реакцию агрессии у самца колюшки; – ярко окрашенный зев птенца – реакцию кормления у родителей; – размеры и округлая форма предмета – реакцию насиживания или закатывания в гнездо у разных видов птиц; – темный объект любой формы, совершающий «танцующие» движения – реакцию преследования у самца бархатницы в брачный период.

Иногда это сочетание нескольких простых характеристик.

Примеры(из работ Тинбергена): –Птенцы дрозда реагируют на взаиморасположение и относительную величину деталей объекта: если им предъявлять плоские диски, соединенные друг с другом (имитирующие фигуру матери), то они будут тянуться к верхней части этой сложной фигуры, соответствующей голове взрослой птицы. При этом размеры «головы» не должны приближаться к размерам «туловища»: если средний диск большой, то потянутся к большой «голове», если маленький – то к маленькой. – Если над загоном с индюшатами протягивать на проволоке Т-образную фигуру, то их реакция будет зависеть от направления ее движения: при движении длинной «шеей» вперед (силуэт мирной птицы) индюшата останутся спокойными, при движении короткой «шеей» вперед (силуэт хищника) проявится реакция бегства.

Поскольку животные в случае проявления инстинктивных реакций реагируют не на объект в совокупности всех его свойств, а на его отдельные элементарные свойства, то возможны на первый взгляд парадоксальные реакции.

Например, в опытах В. и М. Шлейдтов, описанных Лоренцем в его знаменитой книге «Агрессия: так называемое зло» (1994) индюшка, лишенная слуха, была способна заклевать насмерть своего собственного птенца, так как не воспринимала его писка (знаковый стимул, тормозящий агрессию матери). Индюшка, способная слышать звуки, могла напасть на молчащего птенца, но проявляла заботу о чучеле хорька (злейшего врага), если в него вмонтировали магнитофон, издающий писк птенца. В рассказе алтайского писателя В. Свинцова «Ошибка Архипова» описана ситуация, когда охотники случайно расположились на ночевку на месте тетеревиного тока. Когда рано утром они проснулись, то стали свидетелями драки нескольких самцов тетерева с забытым возле костровища закопченным чайником (знаковыми стимулами соперника, по-видимому, были черный цвет, форма и то, что он находился на территории тока).

Человек также не свободен от влияния знаковых стимулов.

Например: объекты, обладающие признаками детенышей (крупная голова, большие глаза, сильное преобладание мозговой части черепа над лицевой, пушистый покров, короткие конечности, писк и некоторые другие) вызывают выраженное стремление заботиться о них, особенно у женщин.

Лоренц ввел также понятие «релизер»(releaser). Под релизерами он понимал запускающие социальное поведение визуальные ключевые стимулы в виде морфологических признаков, возникших в ходе эволюции и усиливающих эффект инстинктивных действий. Это могут быть особенности окраски тела, различные гребни, хохолки, хвосты и т.п. Примером могут служить «зеркальца» на маховых перьях селезней многих видов уток, хвосты павлинов, причудливое оперение райских птиц, усиливающие эффект половых демонстраций. Особую категорию ключевых стимулов составляют сами выразительные видоспецифические комплексы движений: брачные демонстрации, позы угрозы и подчинения, приветственные ритуалы и т. д.

Тинберген и его сотрудники подробно изучали ключевые стимулы, управляющие поведением чаек с использованием серии все более упрощающихся макетов, в которых можно было варьировать выраженность тех или иных элементарных признаков объекта. Выяснилось, в частности, что можно создать модели, гораздо более эффективные для возникновения данной реакции, чем имитируемые ими естественные раздражители.

Например, у птенцов обыкновенных чаек вскоре после вылупления появляется реакция выпрашивания корма. Она состоит в том, что птенец клюет красное пятнышко на клюве родителей. Экспериментируя с различными по цвету, форме и контрастности моделями головы или только клюва, в которых поочередно исключались отдельные детали, Тинбергену удалось показать, что голова живой чайки — не лучший вариант стимула, побуждающего птенца выпрашивать корм, и что можно создать «сверхчайку», гораздо более эффективную, чем реально существующая. Эта «сверхчайка» ничем не напоминает голову настоящей чайки и фактически представляет собой плоский красный продолговатый предмет или даже тонкую палочку. Ключевыми стимулами здесь будут «красное» и «продолговатое».

Такие стимулы, утратившие сходство с реальными объектами, но имеющие максимально выраженные элементарные свойства и вызывающие максимально выраженную реакцию, были названы сверхоптимальными(синонимы: «свернормальные», «супернормальные»).

Примеры: – взрослые чайки, если у них есть возможность выбора, стремятся насиживать значительно более крупные гусиные яйца, а не собственные, хотя на них даже неудобно сидеть; – раскрытый зев кукушонка, очень ярко окрашенный, побуждает приемных родителей выкармливать его до собственного изнеможения (при этом он изначально крупнее их собственных птенцов, а через три недели становится в несколько раз больше своих кормильцев); – самец бархатницы в брачный период будет особенно охотно преследовать объекты, которые имеют более темную окраску, чем самка и в 3-4 раза превосходят ее размеры, в частности даже птиц; – в лаборатории Н. Тинбергена аквариум с самцами колюшки стоял на подоконнике. В брачный период всякий раз, когда мимо проезжал красный почтовый фургон, самцы тут же пытались «атаковать» его; – большинству людей кажутся красивыми куклы Барби. При этом никто не замечает, что у них значительнонарушены анатомические пропорции тела за счет усиления тех признаков, которые обеспечивают женскую привлекательность (более длинные ноги, более тонкая талия, более крупные глаза и т.д.)

Помимо ключевых раздражителей, непосредственно вызывающих ФКД существуют и такие, которые не вызывают ФКД, но могут подготавливать его реализацию. Выделяют:

· настраивающиестимулы (предварительно снижающие порог раздражимости нервных центров).

Примеры: – незнакомые предметы, запахи, звуки облегчают возникновение оборонительной реакции у самых разных видов животных; – присутствие кишечных паразитов заставляет собаку поедать лекарственные растения, которые она до этого игнорировала; – наличие в листе шелковицы цитраля (вещества из группы терпенов) позволяет гусенице тутового шелкопряда избрать его в качестве пищевого объекта (но начнет питаться она только при наличии в листе других веществ).

· Направляющие стимулы,позволяющие выбрать оптимальные условия для реализации поведенческого акта (часто объекты неживой природы).

Примеры: – у детенышей антилопы, выбирающих место отдыха, таким стимулом может быть что-то вертикальное, в том числе забор или ноги человека (в естественных условиях они отдыхают, забившись в чащу); – домашняя кошка, выбирая место для дефекации, ищет субстрат, который можно загребать лапой, «рыть», в том числе газету или одежду; – питон ориентируется по направлению роста шерсти на горле антилопы, которую он удушает, чтобы начать есть с головы.

· Терминирующиестимулы, отделяющие одну форму поведения от другой.

Отказавшись под влиянием экспериментов Э. фон Хольста от общепринятой трактовки всего поведения с позиций рефлекторной теории, Лоренц выдвинул гипотезу о том, что в основе инстинктивных действий лежат происходящие в каких-то нервных центрах в ЦНС процессы постоянной автоматической генерации координированных импульсов, аналогичных тем, которые Хольст обнаружил в основе локомоторных движений у рыб (см. ниже). Согласно гипотезе Лоренца непосредственная передача импульсов к мышцам блокируется, а блокировка может сниматься с помощью гипотетического нейросенсорного механизма, который он назвал «врожденной схемой реагирования». В настоящее время более распространен предложенный Тинбергеном термин «врожденный пусковой(или разрешающий)механизм»(ВРМ) (innate releasing mechanism). Врожденный разрешающий механизм снимает блокировку в ответ на специфические для данного инстинктивного действия стимулы, характеризующие жизненно важные для животного ситуации и объекты – так называемые знаковые или ключевые стимулы. При этом Лоренц утверждал, что только реакция ВРМ на ключевые стимулы является рефлексом, а не само инстинктивное действие после снятия блокировки. Согласно классическим этологическим представлениям выполнение ФКД после его высвобождения и координация движений в нем уже не зависят от контроля рецепторов.

Исходя из сказанного, ВРМ можно определить как совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность инстинктивных актов к биологически адекватным условиям среды («пусковым ситуациям»): настройку анализаторов на восприятие и распознавание специфических раздражителей, интеграцию соответствующих раздражений и растормаживание (или активацию) нервных центров, связанных с данным поведенческим актом.

Для пояснения принципа действия ВРМ часто пользуются аналогией с ключом и замком. Знаковый стимул сравнивают с ключом, идеально соответствующим замку – ВРМ, который снимает торможение с центров, обеспечивающих осуществление соответствующей реакции (ФКД). Таким образом, ФКД находится в состоянии постоянной готовности к выполнению (по принципу «в случае чего – все готово»), но будучи заблокирован ВРМ, проявляется только в присутствии знакового стимула.

Наиболее важной особенностью ВРМ является избирательность реагирования на внешние стимулы: они отзываются лишь на совершенно определённые комбинации раздражителей, которые только и могут вызвать биологически целесообразную реакцию. Иными словами, в сенсорной сфере существует некая «фильтрующая» функция, выражающаяся в специфической преадаптационной «готовности» воспринимать такие раздражители. При этом по мнению Лоренца, эта «фильтрация стимулов» обеспечивается ЦНС, а не является простым следствием чувствительности рецепторов и деятельностью периферической нервной системы.

Помимо ВРМ, запускающих инстинктивные действия, этологи ввели представления о ВРМ, блокирующих эти действия, например, таких, которые реагируют на «позы подчинения (покорности)» – особые знаковые стимулы-релизеры, блокирующих агрессию со стороны представителя своего вида.

ные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жиз­ни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и др. В детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей. Таким образом, игруш­ка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.

В игрушке присутствует условность изображения пред­мета, которая также позволяет выполнять с ней разнооб­разные действия (коня на колесиках можно возить за ве­ревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, на­туралистическая, «приземленная» игрушка не дает про­стор воображению ребенка, тормозит развитие игрово­го замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К. Д.Ушинского, «. дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо от­деланных, которых они не могут изменить по своей фан­тазии. » (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 476). Динамика в игрушке обеспечивается конст­рукцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Девочке намного интереснее играть с куклой, которую мож­но посадить за стол, поводить за ручку, искупать в тазике, причесать, переодеть в платье по сезону и т. п.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для разви­тия игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружа­ющей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу - малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т. е. вести себя «как мама», под­ражая ее действиям, отношению к ребенку. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеоб­разовательное значение, служит цели разностороннего раз­вития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному на­значению.

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоро­вье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, вожжи, кегли, серсо, обруч и др.) побуждают малышей бе­гать, бросать, метать, прыгать, ловить, т. е. развивают дви­жения, удовлетворяют потребности в двигательной актив­ности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, завод­ные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка - своеобразное окно в мир, они расши­ряют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изобража­ющие животных, утварь, технику и др. Есть игрушки, с по­мощью которых ребенок решает проблемные задачи, учит­ся самостоятельно мыслить, экспериментировать. Например, как сделать из конструктора тележку, чтобы ее колеса кру­тились, «как настоящие», как собрать башенку?

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 477). Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все за­висит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ре­бенка доброте, сопереживанию.

Игрушка наряду с детской книгой - первое произведе­ние искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические пережива­ния, прививает художественный вкус.

Признавая большое значение игрушек для развития де­тей, взрослые культивируют их: создают, мастерят, произ­водят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки ста­ли частью общечеловеческой культуры.

Возникновение игрушки в человеческом обществе уче­ные связывают с развитием трудовой деятельности перво- Истошт бытного человека. С тех древнейших вре-

«mvmu-н мен известны игрушки в форме орудий

труда, оружия, предметов быта, с помо­щью которых дети осваивали многие жизненно важные дей­ствия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источни­ки донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предме­ту: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, за­носящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Некото­рые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работаю­щий раб.

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художествен­ные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (кук­лы, фигурки животных). Было развито ремесленное произ­водство игрушек, которые стали предметом торговли в раз­ных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого филосо­фа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профес­сионализме мастеров.

На территории Восточной Европы древнейшие игруш­ки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обна­ружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохрани­лись игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атри­бутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домаш­него очага. От тех времен сохранились кукольные дома с пол­ной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, час­то с украшениями из драгоценных металлов, камней. Куколь­ные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие их них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по на­следству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушка­ми передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лос­куты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, вол­чки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.

В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончар­ная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Круп­ный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663 г. Для детей вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др/В Сергиевом По­саде, получившем известность как центр игрушечного цар­ства в России, изготовляли токарные деревянные распис­ные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписанные утки, петухи). Отсюда же начала свое шествие по городам и весям России матрешка. Это случилось в 90-е гг. XIX в. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).

Промышленное производство игрушек началось в не­мецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали фран­цузские города Страсбург и Лимож.

Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием про­мышленности, средств передвижения, техники в целом ме­няется содержание игрушек, появляются новые виды. Ко­нец XIX - начало XX в. - время развития технических иг­рушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.). Механизмы движения этих игрушек претерпевают изменения и дополняются по мере развития науки и техники. Очень скоро наряду с меха­ническими устройствами появляются пневматические, маг­нитные, электрифицированные игрушки.

Со времен Ф.Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металличес­кий конструктор.

^ Для любознательных

Более 50 лет назад датская фирма LEGO выпустила конструк­тор нового поколения. Основу конструктора составили кубики раз­ных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопка­ми. С самого своего появления датские конструкторы привлекли к себе внимание педагогов и стали широко использоваться в дет­ских садах, начальной школе, коррекционных заведениях. Первые наборы для детского сада были выпущены в 1961 г. Сотрудниче­ство фирмы LEGO с педагогами разных стран (Великобритании, Франции, США, Австрии, Голландии и др) дало возможность вы­пустить специальные образовательные наборы с методическими материалами по их применению. Сегодня в наборе к прочным, соч­но окрашенным кубикам предлагаются человечки, колесики, раз­личные дополнительные специальные детали. Все материалы рас­считаны не на сборку одной, пусть даже очень интересной модели, а на регулярную тематическую проектную работу. Несколько де­сятков элементов позволяют соорудить бесчисленное количество конструкций, к тому же любую из них можно создать различными способами. В мире не осталось стран, где не используются в яс­лях, детских садах, школах LEGO-конструкторы, поэтому сегодня говорят о существовании мирового сообщества LEGO-педагогики. Причем это педагогика, гуманистически направленная: фирма LEGO запрещает вводить элементы и детали антигуманного, ми­литаристского содержания в свои конструкторы.

Войны, прокатившиеся по Европе в XX в., повысили интерес к созданию военной игрушки. Военная техника, раз­ные виды оружия стали производиться в широком ассор­тименте и большом количестве. Военная игрушка, вошед­шая в жизнь детей, особенно мальчиков, стимулировала игры соответствующей тематики, утверждая культ силы, разрушая представления о ценности человеческой жизни.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появи­лись электронные игрушки (на микропроцессорах) с дис­танционным управлением, с программируемыми эффекта­ми. Так, в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки. С не­бывалой скоростью распространяются различные телеиг­ры, компьютерные игры.

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной

д Основное требование к игрушкам опре-

треоования к делила н к.Крупская в статье «Об иг- и грушке

1J рушках для дошколят»: игрушка должна

содействовать развитию ребенка на каждой возрастной сту­пеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой пе­дагогически ценной игрушки для детей дошкольного воз­раста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших до­школьников необходимы игрушки, которые помогают изу­чать окружающую действительность, стимулируют кол­лективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержа­нию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это тре­бование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действи­тельности» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - С. 49). Содействовать развитию дошкольника может игруш­ка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие аг­рессивное, разрушительное поведение, травмируют психи­ку дошкольника. Они формируют у детей искаженные пред­ставления об окружающем мире, о нравственности, подры­вают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Пе­дагогу следует разъяснять родителям пагубность воздей­ствия на ребенка игрушек милитаристского содержания, а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, про­поведующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требова­ние, учитывающее такие психофизиологические особенно­сти дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Сле­дует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возмож­ностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - С. 20). Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения иг­рушки распределяются по возрастным группам в одинако­вом ассортименте, что недопустимо. Слишком простые иг­рушки не вызывают интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, наоборот, сложные игрушки утом­ляют, побуждают к манипулятивным действиям.

Предъявляются определенные требования к оформле­нию игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмо­циональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена иг­рушка. Исследователями установлено, что мягкие, пуши­стые материалы вызывают положительные эмоции, сти­мулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холод­ной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жиз­ни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требо­ваний. В последние годы вопрос об ужесточении гигиеничес­ких требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красите­лей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных стра­нах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возрас­та. В связи с этим многие страны требуют от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее иеток- сичности, негорючести и т. п.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игруш­ки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т. д] Поэтому необхо­дим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ре­монт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сло­манных. Особое внимание следует обращать на незаделан- ные края металлических и деревянных частей, плохо укреп­ленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соот­ветствующим образом размещены, что требует использо­вания определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценичес­кое оборудование, подиумы.

Создание игрушки, полноценно отвечающей современ­ным требованиям, возможно при объединении специалис­тов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, ху­дожников, скульпторов, дизайнеров, технологов, инжене­ров и др.

В Москве в 1920 г. был открыт художественно-педаго­гический музей игрушки. В 1931 г. он был переведен в г. За­горск (ныне Сергиев Посад), где вместе с Научно-иссле­довательским институтом игрушки и техникумом игруш­ки (оба открыты в 1932 г.) образовал своеобразный центр отечественной игрушечной промышленности. Этот центр создает образцы новых игрушек, изучает тенденции раз­вития игрушки и т. д.

1. Психика и поведение животных, их взаимосвязь. Отличие психики животных от психики человека. Зарождение и основные этапы развития психики животных в процессе эволюции. Сравнительный подход. Методологические ограничения наук о поведении животных: гипотезы и интерпретации.

2. История зоопсихологии. Донаучные представления. Античность и средневековье. Новое время. Антропоморфизм и механицизм. Эволюционное учение. Новейшее время. Зоопсихология и этология. Конец XX в.: синтез наук о поведении животных. Социобиология и этология человека.

3. Поведение: генетика, эволюция, формы индивидуального поведения. Поведение, определяемое единичными генами. Поведение, определяемое многими генами. Синтетическая теория эволюции и дарвинистская концепция приспособленности. Поведенческая компонента приспособленности. Адаптивность поведения. Концепция стоимости выживания.

4. Методы исследования эволюции поведения. Движущие силы эволюции поведения. Микроэволюция поведения. Видообразование и репродуктивная изоляция. Поведение и систематика. Доместикация. Эволюционно стабильные стратегии.

5. Формы индивидуального поведения. Локомоция. Питание. Дыхание. Терморегуляция. Поиски убежищ. Избегание хищников. Сон. Гигиеническое поведение. Выделение. Индивидуальное поведение как результат приспособления к экологической нише. Немотивированная активность.

6. Координация. Пространственная ориентация. Навигация.

7. Гомеостаз. Терморегуляция. Водный баланс. Энергия и питательные вещества.

8. Мотивационные системы. Мотивационные состояния.

9. Исследовательское поведение. Орудийная деятельность животных. Сигнальное поведение. Интеллектуальные способности животных. Интеллект приматов в сравнении с интеллектом человека.

10. Игровое поведение. Игра у животных, ее функции. Игры детенышей животных и человека: сходство и отличия. Знаковые стимулы в привлекательности игрушек.

11. Агрессивность и иерархичность в детском возрасте. Биологические основы детских страхов, воровства, консерватизма. Ложь как замещающее поведение.

Лекция: «Эволюция человека» (часть 2)

. формы отбора и его давление на каждом этапе человеческой истории различны. Следовательно, эволюция человека продолжается. Мутационный процесс – единственный эволюционный фактор, который не только не утратил своего .

12. Врожденные формы поведения у подростков. Биологические основы проблемы «отцов» и «детей». Врожденные формы объединения подростков и их аналоги у животных. Программы демонстрации группового единства. Программа расселения. Включение в иерархическую структуру и утверждение своего статуса.

13. Пол и его детерминанты. Эволюционное значение раздельнополости: теория В.А. Геодакяна. Половая дифференцировка и ее роль в реализации полового поведения. Особенности поведения самцов и самок. Репродуктивное поведение как эволюционная стратегия. Ритуал ухаживания. Функции ухаживания.

14. Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию. Эволюция брачных отношений у приматов. Многообразие форм брачных отношений у человека и его причины. Перспективы института моногамного брака у человека с точки зрения этологии.

15. Родительское поведение: варианты взаимоотношений между родителями и детенышами. Несостоятельность понятия «материнский инстинкт». Влияние матери на будущее родительское поведение потомства. Биологические основы родительского поведения человека.

16. Изоляция как фактор эволюции, поведенческие механизмы изоляции. Территориальность. Человек как территориальное существо – врожденные формы поведения.

17. Иерархия. Варианты иерархических отношений. Детерминация иерархического ранга. Врожденные программы поведения иерархов, субдоминантов и низкоранжированных членов иерархической структуры. Знаковые стимулы иерархического ранга. Основные формы стихийно образующихся иерархий в группах людей. Способы противостояния формированию жестких иерархических структур.

18. Агрессия в человеческом обществе. Врожденные позы и жесты агрессии. Генетически закрепленные программы поведения человека в конфликтных ситуациях. Биологические предпосылки демократии. Альтруистические программы и способы предотвращения агрессии у приматов.

19. Поведенческие аналоги морали. Система естественных запретов. Баланс между уровнем агрессивности, вооружением и жесткостью запрещающих программ у животных. Несоответствие системы естественных запретов условиям, сложившимся в человеческом обществе.

20. Биологические основы экономических отношений. Инстинкт собственника. Генетически закрепленные варианты получения собственности. Эксперименты с получением собственности у приматов.

21. Понятие конфликта в этологии. Варианты поведения в конфликтных ситуациях. Смещенная активность. Переадресованная активность. Половая инверсия. Регрессия. Реакция замирания. Наиболее распространенные в природе конфликты. Конфликт за территорию. Природа конфликтов при демонстрации. Победа.

22. Конфликт между ухаживанием и угрозой. Демонстрации угрозы и умиротворения. Ухаживание как конфликтная ситуация. Позы ухаживания и их амбивалентность. Функции ухаживания. Ритуализация и ее значение.

23. Агрессия. Два взгляда на природу агрессии и возможные способы ее контроля. Агрессия как форма поведения, вызываемая внешними стимулами. Агрессия как наследуемая спонтанная активность. Аргументы «за» и «против». Эволюционная роль агрессии.

Поведение как психофизиологический феномен

. обладает способностью подавлять все предшествующие. Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида. По своему генезу это врожденные, передаваемые по наследству потребности. . О его наличии мы можем судить исходя из изменений во внешнем поведении: замечая какие-то перемены во внешнем поведении человека, мы догадываемся о том, что и внутри .

24. Поведение в изменчивой среде. Толерантность. Акклиматизация. Биологические часы. Зимняя спячка. Миграция.

25. Онтогенез поведения. Приспособительный характер возрастных изменений поведения. Генетические детерминанты возрастных изменений поведения. Средовые детерминанты возрастных изменений поведения. Этологические исследования возрастных изменений поведения.

26. Особенности поведения какого-либо класса или вида животных (по выбору).

Примеры похожих учебных работ

Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных

. человеком, животное может переключить агрессию на окружающие предметы или более слабую особь. Это называется ………………… Перечислите типы строительства муравейников ………………. Тема 11. Социальное поведение Образование сообществ животных происходит на основе .

Психологические особенности поведения животных на примере коровы

. люди; - Корови за офіцерів; - Барани захистили дисертації; - А кури повмирали зі сміху. Биологические особенности Царство: Животные . Дикий бык Подвид: Домашний бык Особенности внешних форм (экстерьера) крупного рогатого скота связаны с направлением .

Родительское поведение животных.Родительское поведение животных (animal parental .

. в теорию эволюции, Издательство МГУ,1981 7. Тимберген Н. Социальное поведение животных 8. Хайнд Р. Поведение животных, под . способствует появлению нормального родительского поведения без какой-либо гормональной основы. Конечно, в природе детеныши .

Реферат на тему: « Виды поведения животных»

. основ, закономерностей и механизмов поведенческих актов животных. Поведенческим актом называется целенаправленная деятельность организма для удовлетворения тех или иных биологических потребностей. Зоопсихология- раздел учения о поведении животных, .

6.Основные формы поведения животных

. раздражителей, имеющих основой «ключевой раздражитель». «Ключевой раздражитель» - признаки компонентов среды, на которые животные реагируют независимо от индивидуального опыта врождёнными видотипическими формами поведения. Ключевые раздражители .

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

. поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения . Это биологическая форма отражения. Живой .

Читайте также: