Звезды холодные игрушки краткое содержание

Обновлено: 02.05.2024

Почему я решил поговорить именно об этой дилогии? Я сам не знаю. Можно сказать, что это были мои первые книги этого автора, или то, что это были первые мои прочитанные книги в 2000-м году. Или первая фантастика, которую прочитал, сидя в Центре Занятости – искал работу после окончания техникума… Я на самом деле, не знаю, почему именно – так-то, я много чего читал, и, вполне может быть, что следующая статья станет обзором творчества Роберта Хайнлайна, которого я очень сильно уважаю, хотя он и очень сильно не любил СССР…

Итак, дилогия «Звёзды – холодные игрушки». Там два романа – непосредственно, «Звёзды…» и «Звёздная Тень». И, на самом деле, здесь ситуация примерно такая же, как и с теми самыми «фальшивыми ёлочными игрушками». Нет, я не могу сказать, что творчество Лукьяненко вызывает у меня отторжение. Нет, не вызывает. Не могу я и сказать, что он пишет плохо. Нет, не плохо. Но, с другой стороны, я не могу сказать и то, что пишет он хорошо. На самом деле, самое лучшее, что мне понравилось в творчестве Лукьяненко – это «Дозоры». Вот там, на самом деле, при чтении ты буквально переживаешь за всех героев – как главных, так и второстепенных, как Светлых, так и, внезапно – Тёмных. Вот, например, мне очень жалко Алису Донникову. И вампира Костю – если вы понимаете, о ком я сейчас. Костя, кстати, умер очень нехорошей смертью… Но – это «Дозоры». Я не поклонник этого жанра, но там, как мне кажется, Лукьяненко был хорош. А вот, что касается «Звёзд…»… Но, как говорится, обо всём по порядку.

А начинается всё, на самом деле даже хорошо и интересно. Пилот русского «челнока» класса «Спираль» готовится к вылету домой, на Землю, с планеты Хикси. Все процедуры, от самых важных до не особенно важных, показаны очень интересно и достоверно. Сам взлёт – как «Спираль» запустили при помощи антиграва. Автор даже не поленился рассказать о том, что желать сейчас Хикси «долгих лет и здоровья» – высшее оскорбление, так как почти все те, с кем Пётр Хрумов сейчас общается, кого он видит на этом космодроме, скоро умрут. И само описание полёта, встреча со Счётчиком, посадка на Землю – всё это описано не просто хорошо – описано просто великолепно.

К сожалению, как только автор проводит нам, устами этого Пети, «экспозицию», читать становится уже не так интересно. Нет, понятно, что на автора очень хорошо влияла атмосфера всего того, что на тот момент происходило в стране. Ну вот, например…

После того, как люди изобрели технологию «джампа» и вышли в большой космос, оказалось, что они (какое удивление!) не одиноки во Вселенной. И так получилось, что есть Сильные расы – и есть Слабые. И нет ничего удивительного в том, что Сильные правят Слабыми. И понятно, что людей записали в Слабые, но они смогли стать «полезными» – благодаря «джампу» их корабли были самыми быстрыми во Вселенной. Ну, как быстрыми… Это были обычные «шаттлы» всех типов и систем – начиная от старенькой «Спирали» Лозино-Лозицкого (кстати – красивая машина, если кто не видел), и до «Буранов» и тому подобных машин на их базе. И понятно, что летать в космосе они могут… чуть лучше, чем вообще никак. Вся «фишка» – в «джампе», который мог мгновенно перенести корабль на расстояние в «двенадцать с хвостиком световых лет». И ещё то, что никто, кроме людей не мог этот самый «джамп» выдержать.

И вот сразу после этого объяснения, и после рассказа о том, что, собственно, происходит на Земле – читать становится уже не так уж и интересно. Просто дальше начинается, собственно, «сюжет», который, в принципе, неплох и даже, на самом деле, захватывает, но…

И ведь, если говорить серьёзно, без придирок, то дилогия-то получилась даже неплохой. По крайней мере, после того как я прочитал «Звёзды…», я пошёл и сразу купил себе «Звёздную Тень», прямое продолжение первого романа. И так же, как и первый роман, я прочитал его «одним махом» – я всегда быстро читал. И… с тех пор прошло больше двадцати одного года. Книги стоят у меня в книжном шкафу. Доставал ли я их оттуда хоть раз? Перечитывал ли я их хоть раз? Увы, но нет. На самом деле, я не могу сказать, что именно мне не понравилось в них. Атмосфера безысходности и беспросветности на Земле? То, что люди вышли в большой космос, но… оказались не готовы к тому, что там происходит? Тому, что даже такое сравнительно простое дело не смогло обойтись без разного рода «подковёрной возни» и прочего? Помните это – «Не ггоршш, а ггоршш!». В общем, это, на мой взгляд… не особенно красит сюжет.

На самом деле, я не могу сказать, понравились мне эти два романа, или нет. С одной стороны, как я уже говорил – отдельные эпизоды в романах просто прекрасны. Присутствует определённый юмор – и порой он даже забавный. Например, история Снега – почему его так странно назвали. Но вот, при чтении я порой ловил себя на мысли, что всё это – какое-то ненастоящее. Да, снова аналогия с теми фальшивыми ёлочными игрушками. И вроде у романов есть всё, что нужно – и сюжет, и герои, и космос, и так далее – но на выходе получается что-то не то.

Конечно, я могу быть неправ – и даже, скорее всего, я неправ. Но – если кто-то читал эти романы, то я буду рад обсудить их.

Приветствую всех вас, дорогие фантасты и любители фантастики! Меня зовут Николай Остапцов, писатель-фантаст, обозреватель Крымского клуба фантастов «Фанданго», участник семинаров «Фанданго-Аэлита», лауреат конкурсов.

С величайшим сожалением должен заявить, что современную фантастику теперь трудно назвать научной. Однако, я с удивлением обнаружил великолепный роман Сергея Лукьяненко "Звёзды - холодные игрушки".

Роман трудно назвать новинкой - ему скоро 24 года! Впервые он был издан в 1997 году, а его продолжение — в 1998 году. Полностью дилогия вышла в 2002 году и была переведена на польский, чешский, литовский. болгарский, венгерский и немецкий языки

Для начала, скажу, что я его прочёл совсем недавно. Как-то получилось, что раньше он мне не попадался, но название "зацепило", а значит - нужно отложить все дела и читать "Современного классика отечественной фантастики".

Итак, что меня привлекло в этом романе?

Во-первых, никаких колдунов, "тёмных, "иных" и прочей шпаны! Как они уже раздражают. Тут - обычные люди, пилоты, космонавты, учёные, жители других планет, у каждого - свои мысли, свой набор убеждений, своя мораль.

Во-вторых, главный вопрос этого романа пугающе прям: имеет ли право человек (или кто-то другой) принимать решение за кого-нибудь? Какое будущее дать ребёнку? Позволить ему принимать решение самому, или навязать ему своё, исходя из своих планов, убеждений, амбиций?

В-третьих, миры, которые Сергей Лукьяненко рисует читателям - выглядят потрясающе реалистично. И боевой корабль цивилизации Алари, и планета Родина (на которой жили Геометры) - выглядят, вполне, "по-инопланетянски ", а вот мир Земли - как-то "гротескно архаично". Во время эпизода посадки звездолёта "Спираль" на автотрассу создаётся впечатление, что появление звездолётов никак не повлияло на уровень земной техники, даже встретившийся автобус, и то - "Икарус". А в качестве "вишенки на торте" - преобладающие на дорогах "Жигули" и "КАМАЗы".

Интернетовская аннотация гласит:
"Встреча с иными цивилизациями оказалась обескураживающей: земляне опоздали — Галактика давно поделена между Сильными расами, другим же, более молодым, отведена роль винтиков в этой сложной структуре межзвездного сообщества… Устроит ли человечество такая роль — или оно все же попытается найти свой путь и встать вровень с Сильными?"

Но это, как говорится, "оболочка". За умопомрачительными приключениями Петра Хрумова, пилота "Трансаэро", скрывается целый комплекс сложнейших проблем.

Тут и традиционные "отцы и дети", отношения "стариков" и "новобранцев" в отношения "друзей" (во всех смыслах). Как могут и как должны относиться друг к другу различные цивилизации. Не обязательно, инопланетные. Подобная проблема имеет место и на Земле: как должны уживаться Западная и Восточная цивилизация, ведь они - совсем разные, с разными системами ценностей, традициями, целями и задачами.

Должны ли "старшие" (например, европейцы) делиться с менее развитыми, скажем, с африканцами, своими достижениями? Не приведёт ли это к катастрофе?

Имеют ли право "старшие" пользоваться ресурсами "младших"? В каких пределах? Должны ли "старшие" ограничивать "младших"? Кто такие "сильные" и "слабые"? Если одна цивилизация научилась летать быстрее всех, а другая - считать лучше всех, то какая из них "сильнее"?

Вопросы, поднятые в романе - интересны, действия/приключения героев - увлекательные. Взявшись за него, оторваться - совершенно невозможно!

В 1999 году роман-эпопея «Звёзды — холодные игрушки» был номинирован на премии « Интерпресскон » и « Бронзовая Улитка » в номинации «Крупная форма», а роман «Звёздная тень» на премию «Сигма-Ф» — приз читательских симпатий журнала «Если».

Остаётся добавить, что существует компьютерная игра: компания « Акелла » решила сделать по ней космический симулятор, взяв за основу « Хроники Тарр ». Из такого материала можно было сделать что-то действительно масштабное. Увы! Максимум, на что хватило Quazar Studio , — это короткая, на восемь миссий аркада, хотя и упакованная в рамки сюжета. История здесь собственная (авторы придумали приквел к событиям оригинальной дилогии), и надо отдать должное — следить за ней интересно.

Однако в остальном «Звезды» — это чрезмерно упрощенная версия «Хроник Тарр»: корабли отличаются только внешним видом, вида из кабины — тоже. Нет физики и подробной летной модели, а сам корабль может сбросить скорость и остановиться почти мгновенно. Все это дополняется неряшливо нарисованным космосом и примитивными миссиями, большая часть которых сводится к тому, чтобы собрать каких-нибудь 10 кристаллов. Вот и все космические приключения.

Ну да ладно, моя статья, всё-таки, не об игрушке.

Закончить свой обзор хочу словами из этой книги:

Стоит ли читать этот роман?

Всем ли он понравится?

- Конечно, нет! Увы, фантастика - далеко не для всех - любимый жанр. И среди почитателей таланта Сергея Лукьяненко - не все ищут какой-то глубинный смысл, больше заостряя внимание на приключениях и нечисти. Что ж, каждый ищет что-то своё!

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

Другие публикации канала - тут

Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)

Вторник — день хорошей фантастики, отметьте это в своём календаре. Почему? Да просто в этот день выходит рубрика «ПОСТгуманизм», где я стараюсь знакомить вас с лучшими образцами жанра. Даже если вы читали некоторые тексты, думаю, будет приятно вспомнить лишний раз о вкусе правильных букв.

Сегодня поговорим о дилогии «Джамп» Сергея Лукьяненко . Цикл состоит из двух романов. Это «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень» . Уверен, что эти вещи можно назвать вершинами в творчестве писателя. Сейчас эти два романа вспоминают достаточно редко, ибо качественная НФ отступает под напором зомби и примитивной попаданческой фэнтезятины .

Собственно, перед нами — космоопера. И да, «Звёзды» написаны ГОРАЗДО лучше «Лорда с планеты Земля» и ЗАПРЕДЕЛЬНО лучше «Линии грёз»/ «Императоров иллюзий» , кто бы там себе не воображал обратное. Первая публикация датируется 1997 годом — именно тогда издательство АСТ выпустило первую часть дилогии в серии «Звёздный лабиринт». Собственно, в этой серии я романы и прочитал.

Сюжет

В ближайшем будущем учёные изобретут «джамп» — способ мгновенного перемещения на несколько парсеков. Теперь люди умеют в пять-шесть прыжков достигать весьма отдалённых точек пространства. Выясняется, что космос обитаем, а разумные расы объединены в Конклав. Однако справедливости ждать не приходится — серьёзные политические решения принимают Сильные. А земляне, как несложно догадаться — один из слабейших народов обитаемой вселенной.

Первая часть начинается с того, что пилот Пётр Хрумов обнаруживает в недрах своего звездолёта «зайца» — инопланетянина Карела. У чужого есть сведения, которые он жаждет донести до Андрея Хрумова — деда главного героя. Информация радикально меняет расстановку сил в Галактике. Расы алари , калькуа и счётчиков намерены вступить в альянс с людьми, чтобы ликвидировать диктат Сильных. А поможет им в этом третья сила — геометры . Это мощная цивилизация, обладающая невероятным технологическим потенциалом. Внешне геометры похожи на людей, поэтому Конклав может уничтожить сгоряча Землю. Чтобы наладить контакт с геометрами и спасти человечество, Петру отводится сорок дней.

Пётр и его спутники направляются в ядро Галактики и обнаруживают там блуждающий мир, в котором есть Врата. Пётр выясняет, что геометры и земляне — один народ, вышедший некогда с Земли Изначальной . Тень — это система Врат, позволяющих любому человеку попасть в мир своей мечты. Вот только Врата сами определяют, куда подсознательно хочет попасть человек. Дополнительный бонус при пересечении портала — бессмертие. Мир, заполучивший Врата, становится обладателем идеальной защиты. Поскольку Сильные направили к Земле карательный флот, у Петра не остаётся выбора. Он должен добиться вхождения своего мира в Тень.

Моё мнение

Дилогию нужно читать до конца. По мере продвижения сквозь сюжетные перипетии вы обретёте несколько просветлений. Так и надо, это же Лукьяненко. Роман начинается простенько. Примитивные шаттлы, слабенький персонаж… Да, читается легко, но ничего особенного вы не видите. А затем — скачок. Ещё один. Чем дальше, тем масштабнее.

На протяжении большей части первого романа меня преследовало странное чувство дежавю. То «Возвышением» Дэвида Брина попахивало, то уши прогрессоров Стругацких отовсюду вылезали. Но прошло и это, меня отпустило. Лукьяненко двинулся дальше и создал вселенную, которую ни в коем случае нельзя назвать вторичной. Да, он делает отсылки к предшественникам, где-то полемизирует с ними. Но этим всё и ограничивается. Те, кто читал «Полдень», смогут насладиться сравнением социальных моделей. Тем, кто не читал, советую прочесть, Стругацкие этого заслуживают.

Некоторые критики считают «Звёзды — холодные игрушки» пародией на произведение Стругацких. Ну, или примитивным заимствованием. Ребята, мыслите глубже. Ситуация напоминает мне о двух версиях «Соляриса» — режиссёрской и авторской. Любую идею можно развить, выстроив на её основе нечто удивительное. Либо низведя до состояния примитивизма. Лукьяненко пошёл первым путём. Писатель взял «Полдень», рассмотрел его с разных сторон и нашёл грани, которых мы не видели. Предложил новую модель, в которой изъяны не очевидны. Нужно пожить в этом мире, чтобы понять…

«Звёздная тень», напротив, поднимает типичные для Лукьяненко темы. Я говорю о моментах выбора и понимании того, чего нам хочется на самом деле. Отправляя своего героя к галактическому ядру, писатель ищет то самое зеркало, которое поможет ему лучше познать себя. Возможно — познать до конца.

Будем рады видеть вас среди наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!

Сергей Лукьяненко - Звёзды – холодные игрушки

Сергей Лукьяненко - Звёзды – холодные игрушки краткое содержание

Полеты к звездам и встреча с иными цивилизациями оказались совсем не похожи на то, какими их описывали фантасты. Земляне опоздали – Галактика уже поделена между Сильными расами, другим же, более молодым цивилизациям отведена роль винтиков в этой сложной иодновременно простой структуре межзвездного сообщества – они могут делать только то, что у них получается лучше других, и не замахиваться на большее. И люди были вынуждены смириться с участью космических извозчиков, потому что их корабли – примитивные ракеты, шаттлы, челноки – оказались самыми быстрыми кораблями в Галактике. Оказалось, что только люди могут выжить в момент «джампа» – моментального прыжка на расстояние в несколько световых лет. Однако смирится ли человечество со столь незавидной ролью, удовлетворится ли оно торговлей космическими безделушками – или все же попытается найти свой путь и встать вровень с Сильными. Новый роман Сергея Лукьяненко – это одновременно и искрометная «космическая опера», и глубокое размышление о предназначении человеческой расы.

Звёзды – холодные игрушки - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Звёзды – холодные игрушки - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Сергей Лукьяненко

Звёзды – холодные игрушки

Океан не помнил обид. Подобно небу он верил в свободу, подобно небу – не терпел преград. Я стоял на мокром песке, волны лизали ноги, и так легко было поверить, что чужая звезда в небе – мое Солнце, а соленая вода – древняя колыбель человечества.

Вот только линия берега – слишком ровная. Прямая как горизонт, и такая же фальшивая. Если пойти вдоль берега, то ничего не изменится – по правую руку потянутся низкие, словно подстриженные, рощицы, по левую – будет шипеть прибой. Лишь песок под ногами изменит цвет, из желтого станет белым, из белого – розовым, из розового – черным, и – обратно. Полоска пляжа неощутимо для глаз повернет вправо, ее покроет снег, потом снова потянется песок, и когда-нибудь, очень нескоро, я вернусь к этой же точке, где волны все так же будут ласкать берег…

Один человек – уже слишком много, чтобы изменить мир.

Я сделал шаг, и вода с шипением заполнила мои следы.

Мир – уже слишком мал, чтобы оставить его в покое.

Да и нет для живых безмятежности.

Только морю и небу знаком покой.

Я поднял правую руку, посмотрел на нее – и пальцы стали удлиняться. Я лепил их взглядом, превращая человеческую плоть в острые изогнутые когти.

Впрочем, есть ли у меня еще право называть себя человеком?

Часть первая. СЧЕТЧИК.

– Ты не захватишь письмо? – спросила Эльза. – Похоже, мы тут завязнем недели на две, муж начнет волноваться.

– Я бы на его месте не прекращал этого занятия, – неуклюже сострил я. Эльза только улыбнулась, протягивая через стол конверт. Ее спутники сидели метрах в пяти, пили темное пиво, и скалились, оглядывая нас. Ну, еще бы. Я рядом с Эльзой выглядел настоящим цыпленком. Красивые немки, на мой взгляд, редкость. А Эльза Шредер мало того что была красивой, в парадной форме «Люфтганзы» она выглядела слегка цивилизовавшейся валькирией. Все эти побрякушечки на кителе, длинный ряд серебристых звездочек над левым нагрудным карманом, невесть как удерживающийся на белокурых волосах берет, здоровенный пистолет в запломбированной кобуре…

– А он и не прекращает, – серьезно сказала Эльза. С юмором у нее было куда хуже, чем с русским языком. – Ну, как, захватишь?

– Конечно, – я взял конверт, попытался засунуть его в карман. Конверт упирался. Эльза вздохнула, потянулась ко мне через столик, расстегнула куртку, опустила письмо во внутренний карман – где уже лежал маршрутный лист и «керосиновые талоны».

И с чего она знает униформу «Трансаэро» лучше, чем я сам?

– Спасибо, Петер, – произнесла Эльза низким, мягким голосом. Похоже, коверкая мое имя на немецкий лад, она выражала свое расположение. – Ты хороший мальчик.

Я поперхнулся от обиды. А Эльза полюбопытствовала:

– Может, заедешь во Франкфурт, сам передашь письмо? Ты бывал во Франкфурте? Муж будет рад.

Вот всегда так – стоит оказать услугу…

– У нас расписание напряженное, я дома буду дня три всего, – буркнул я.

– Тогда в следующий раз, – легко согласилась Эльза. – Пока, Петер…

Она поднялась, и я запоздало спросил:

– Джамайя, – Эльза вздохнула. – Подвернулся фрахт.

– Попугайчики и воробьи, – второй пилот «Люфтганзы» поморщилась. Я ее прекрасно понимал. Перевозить тысячу галдящих, гадящих, вопящих от тесноты и непривычной обстановки птиц – занятие не из приятных.

Эльза вернулась к своим приятелям, а я остался наедине с недопитой кружкой. Еще вчера я бы одной не ограничился. Но сегодня вылет, так что, по честному говоря, и эта кружка незаконная.

Я исподлобья оглядел бар. Народу было много, и все сидели тесными кучками. Самая большая и шумная – американцы из «Делты» и «Юнайтед Эрлайнз». Чуть поменьше – японцы из «Джал» и англичане из «Бритиш Эруэйз». Даже австралийцев из «Квантаса» и испанцев из «Иберии» я углядел. Наших – никого. Уступали мы в этом секторе позиции, здорово уступали. Я вздохнул, поднимаясь. Подошел к стойке, потянулся к телефону. Здоровяк-бармен радостно улыбаясь, подвинул мне аппарат. Воскликнул:

– О! Янг рашен пайлот!

Он меня со вчерашнего дня запомнил. Бармены русских всегда любят. Мы им выручку делаем… даже в одиночестве.

– Пайлот, пайлот, – рассеянно сказал я. Снял трубку, набрал номер диспетчерской. Ответили не сразу.

– Борт тридцать шесть – восемнадцать, «Трансаэро». Окно появилось?

Честно говоря, я надеялся, что сегодня вылететь не удастся. Можно было бы еще посидеть, попить хорошего пивка, выспаться в уютном гостиничном номере. Здесь мы бывали редко, жилье бронировали второпях, и потому мне выделили очень приличный люкс.

– Борт тридцать шесть – восемнадцать… – на том конце провода девушка-диспетчер защелкала клавиатурой компьютера. – Да, есть окно. В семнадцать ноль шесть. Подтверждаете вылет?

Я посмотрел на часы. Еще не было трех.

– На медконтроль в двенадцатый кабинет, и в контрольный центр, – любезно сказала девушка.

Опустив трубку я хмуро посмотрел на бармена.

– Фьють? – радостно спросил он.

Вот именно, фьють…

Я кивнул и пошел к двери. Навстречу ввалилась целая толпа – не то китайцы, не то филиппинцы, пришлось прижиматься к стене. Воспользовавшись заминкой я помахал немцам рукой, но они этого не заметили.

Шумно сегодня будет в «Старом Дональде Даке»…

После полумрака бара – тонированные стекла и плотные занавеси, снаружи немудрено было и ослепнуть. Я зажмурился, доставая темные очки, нацепил их, и только потом огляделся.

Сириус-А и Сириус-Б выжигали небо до белизны. Ничего, кроме света, над головой. Никаких облаков, конечно…

Земной сектор занимал окраину космодрома. Солидную часть окраины, но именно окраину. Километрах в трех от поселка тянулись посадочные полосы

– нежно-сиреневые плиты, которые не были ни бетоном, ни камнем, ни пластмассой. Уже много раз пробовали взять анализ сиреневого вещества, но пока это не удавалось. С год назад при посадке перевернулся английский челнок, пытавшийся на ходу сделать титановым скребком соскоб полосы. На дальнюю как раз садился «шаттл» – судя по раскраске, американский. В этом секторе торговлей занимались в основном они и французы. «Трансаэро» и «Российский аэрофлот» болтались в куда менее гостеприимных районах.

Между поселком и ПП стояли челноки, ожидающие очереди на взлет. Я отыскал взглядом свою птичку – ее уже начали выдвигать к стартовой башне. Двадцатиметровая труба, ощетиненная иглами-антеннами, и шар в основании – вот и все устройство для взлета. Как говорят у нас в компании – «с Земли надо взлететь, у чужих надо сесть…»

Сергей Лукьяненко - Холодные звезды [сборник litres]

Сергей Лукьяненко - Холодные звезды [сборник litres] краткое содержание

Миры будущего – далекого и близкого, где до звезд подать рукой; где человечество вновь и вновь находит повод для испытания своих сил и умений, научившись делать самые быстрые корабли во вселенной, изменять способности своего организма в зависимости от профессии и специализации и даже вплотную приблизившись к бессмертию! Где опасности подстерегают на каждом новом рубеже, а дружба и вражда столь же неизменны, как и в старом добром ХХ веке. Миры, населенные разумными насекомыми, мыслителями-рептилиями и прочими причудливыми созданиями, однако, далеко не столь опасными и непредсказуемыми как… человек. Итак, орудия к бою! Всем палубам – готовность номер один! Погнали.

Холодные звезды [сборник litres] - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Сергей Васильевич Лукьяненко

© С. Лукьяненко, 2010

© ООО «Издательство АСТ», 2019

Звезды – холодные игрушки

Океан не помнил обид. Подобно небу, он верил в свободу, подобно небу – не терпел преград. Я стоял на мокром песке, волны лизали ноги, и так легко было поверить, что чужая звезда в небе – мое Солнце, а соленая вода – древняя колыбель человечества.

Вот только линия берега – слишком ровная. Прямая, как горизонт, и такая же фальшивая. Если пойти вдоль берега, то ничего не изменится: по правую руку потянутся низкие, словно подстриженные, рощицы, по левую – будет шипеть прибой. Лишь песок под ногами изменит цвет, из желтого станет белым, из белого – розовым, из розового – черным, и – обратно. Полоска пляжа неощутимо для глаз повернет вправо, ее покроет снег, потом снова потянется песок, и когда-нибудь, очень не скоро, я вернусь к этой же точке, где волны все так же будут ласкать берег…

Один человек – уже слишком много, чтобы изменить мир. Я сделал шаг, и вода с шипением заполнила мои следы. Мир – уже слишком мал, чтобы оставить его в покое. Да и нет для живых безмятежности. Только морю и небу знаком покой.

Я поднял правую руку, посмотрел на нее – и пальцы стали удлиняться. Я лепил их взглядом, превращая человеческую плоть в острые изогнутые когти.

Впрочем, есть ли у меня еще право называть себя человеком?

– Ты не захватишь письмо? – спросила Эльза. – Похоже, мы тут завязнем недели на две, муж начнет волноваться.

– Я бы на его месте не прекращал этого занятия, – неуклюже сострил я.

Эльза только улыбнулась, протягивая через стол конверт. Ее спутники сидели метрах в пяти, пили темное пиво и скалились, оглядывая нас. Ну еще бы. Я рядом с Эльзой выглядел просто цыпленком. Красивые немки – редкость, на мой взгляд. А Эльза Шредер мало того что была красивой – в парадной форме «Люфтганзы» она выглядела слегка цивилизовавшейся валькирией. Все эти побрякушечки на кителе, длинный ряд серебристых звездочек над левым нагрудным карманом, невесть как удерживающийся на белокурых волосах берет, здоровенный пистолет в запломбированной кобуре…

– А он и не прекращает, – серьезно сказала Эльза. С юмором у нее было куда хуже, чем с русским языком. – Ну как, захватишь?

– Конечно. – Я взял конверт, попытался засунуть его в карман. Конверт упирался. Эльза вздохнула, потянулась ко мне через столик, расстегнула куртку, опустила письмо во внутренний карман, где уже лежали маршрутный лист и «керосиновые талоны».

И с чего она знает униформу «Трансаэро» лучше, чем я сам?

– Спасибо, Петер, – произнесла Эльза низким мягким голосом. Похоже, коверкая мое имя на немецкий лад, она выражала свое расположение. – Ты хороший мальчик.

Я поперхнулся от обиды. А Эльза полюбопытствовала:

– Может, заедешь во Франкфурт, сам передашь письмо? Ты бывал во Франкфурте? Муж будет рад.

Вот всегда так – стоит оказать услугу…

– У нас расписание напряженное, я дома буду дня три всего, – буркнул я.

– Тогда в следующий раз, – легко согласилась Эльза. – Пока, Петер…

Она поднялась, и я запоздало спросил:

– Джамайя. – Эльза вздохнула. – Подвернулся фрахт.

– Попугайчики и воробьи. – Второй пилот «Люфтганзы» поморщилась. Я ее прекрасно понимал. Перевозить тысячу галдящих, гадящих, взбесившихся от тесноты и непривычной обстановки птиц – занятие не из приятных.

Эльза вернулась к своим приятелям, а я остался наедине с недопитой кружкой. Еще вчера я бы одной не ограничился. Но сегодня вылет, так что, по-честному говоря, и эта кружка незаконная.

Я исподлобья оглядел бар. Народу было много, и все сидели тесными кучками. Самая большая и шумная – американцы из «Дельты» и «Юнайтед Эрлайнз». Чуть поменьше – японцы из «Джал» и англичане из «Бритиш Эруэйз». Даже австралийцев из «Квантаса» и испанцев из «Иберии» я углядел. Наших – никого. Уступали мы в этом секторе позиции, здорово уступали. Я вздохнул, поднимаясь. Подошел к стойке, потянулся к телефону. Здоровяк-бармен, радостно улыбаясь, подвинул мне аппарат. Воскликнул:

– О! Янг рашен пайлот!

Он меня со вчерашнего дня запомнил. Бармены русских всегда любят. Мы им выручку делаем… даже в одиночестве.

– Пайлот, пайлот, – рассеянно сказал я. Снял трубку, набрал номер диспетчерской. Ответили не сразу. – Борт тридцать шесть – восемнадцать, «Трансаэро». Окно появилось?

Честно говоря, я надеялся, что сегодня вылететь не удастся. Можно было бы еще посидеть, попить хорошего пивка, выспаться в уютном гостиничном номере. Здесь мы бывали редко, жилье бронировали второпях, и потому мне выделили очень приличный люкс.

– Борт тридцать шесть – восемнадцать… – На том конце провода девушка-диспетчер защелкала клавиатурой компьютера. – Да, есть окно. В семнадцать ноль шесть. Подтверждаете вылет?

Я посмотрел на часы. Еще не было трех.

– На медконтроль в двенадцатый кабинет и в Контрольный Центр, – любезно сказала девушка.

Опустив трубку, я хмуро посмотрел на бармена.

– Фьють? – радостно спросил он.

Вот именно, фьють…

Я кивнул и пошел к двери. Навстречу ввалилась целая толпа – не то китайцы, не то филиппинцы, пришлось прижиматься к стене. Воспользовавшись заминкой, я помахал немцам рукой, но они этого не заметили.

Шумно сегодня будет в «Старом Дональде Даке»…

После полумрака бара – тонированные стекла и плотные занавеси – снаружи немудрено было и ослепнуть. Я зажмурился, доставая темные очки, нацепил их и только потом огляделся.

Сириус-А и Сириус-Б выжигали небо до белизны. Ничего, кроме света, над головой. Никаких облаков, конечно…

Земной сектор занимал окраину космодрома. Солидную часть окраины, но именно окраину. Километрах в трех от поселка тянулись посадочные полосы – нежно-сиреневые плиты, которые не были ни бетоном, ни камнем, ни пластмассой. Уже много раз пробовали взять анализ сиреневого вещества, но пока это не удавалось. С год назад при посадке перевернулся английский челнок, пытавшийся на ходу сделать титановым скребком соскоб полосы. На дальнюю как раз садился шаттл – судя по раскраске, американский. В этом секторе торговлей занимались в основном они и французы. «Трансаэро» и «Аэрофлот» болтались в куда менее гостеприимных районах.

Между поселком и ПП стояли челноки, ожидающие очереди на взлет. Я отыскал взглядом свою «птичку» – ее уже начали выдвигать к стартовой башне. Двадцатиметровая труба, ощетиненная иглами-антеннами, и шар в основании – вот и все устройство для взлета. Как говорят у нас в компании: «С Земли надо взлететь, у Чужих надо сесть…»

Читайте также: