Звезды холодные игрушки описание

Обновлено: 15.05.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 399 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

События первого романа фантастической дилогии «Звезды – холодные игрушки» развиваются на Земле будущего. Пилот Петр Хрумов узнает, что в галактике появилась новая раса геометров, похожих на людей. Однако из-за возможного союза с этой расой человечество может быть раз и навсегда уничтожено другими, более могущественными расами.

Петр отправляется на разведку, чтобы оценить сильные и слабые стороны намечающегося альянса. Однако выясняется, что в мире геометров нет свободы, а люди подавлены мощной идеологией. Когда-то геометры со своей звездной системой бежали от Тени… Тогда Петр решает найти саму Тень, угрожающую всему живому во всем межзвездном пространстве…

Встреча с иными цивилизациями оказалась обескураживающей: земляне опоздали – Галактика уже поделена между Сильными расами, другим же, более молодым, отведена роль винтиков в этой сложной и одновременно простой структуре межзвездного сообщества – они могут делать только то, что у них получается лучше других, и не замахиваться на большее. И люди вынуждены смириться с участью космических извозчиков (ведь только они могут выжить в момент джампа – моментального прыжка на расстояние в несколько световых лет). Однако удовлетворится ли человечество торговлей космическими безделушками – или все же попытается найти свой путь и встать вровень с Сильными.

Новый роман Сергея Лукьяненко выдержан в лучших традициях «космической оперы» и читается на одном дыхании с первой до последней страницы.

Приветствую всех вас, дорогие фантасты и любители фантастики! Меня зовут Николай Остапцов, писатель-фантаст, обозреватель Крымского клуба фантастов «Фанданго», участник семинаров «Фанданго-Аэлита», лауреат конкурсов.

С величайшим сожалением должен заявить, что современную фантастику теперь трудно назвать научной. Однако, я с удивлением обнаружил великолепный роман Сергея Лукьяненко "Звёзды - холодные игрушки".

Роман трудно назвать новинкой - ему скоро 24 года! Впервые он был издан в 1997 году, а его продолжение — в 1998 году. Полностью дилогия вышла в 2002 году и была переведена на польский, чешский, литовский. болгарский, венгерский и немецкий языки

Для начала, скажу, что я его прочёл совсем недавно. Как-то получилось, что раньше он мне не попадался, но название "зацепило", а значит - нужно отложить все дела и читать "Современного классика отечественной фантастики".

Итак, что меня привлекло в этом романе?

Во-первых, никаких колдунов, "тёмных, "иных" и прочей шпаны! Как они уже раздражают. Тут - обычные люди, пилоты, космонавты, учёные, жители других планет, у каждого - свои мысли, свой набор убеждений, своя мораль.

Во-вторых, главный вопрос этого романа пугающе прям: имеет ли право человек (или кто-то другой) принимать решение за кого-нибудь? Какое будущее дать ребёнку? Позволить ему принимать решение самому, или навязать ему своё, исходя из своих планов, убеждений, амбиций?

В-третьих, миры, которые Сергей Лукьяненко рисует читателям - выглядят потрясающе реалистично. И боевой корабль цивилизации Алари, и планета Родина (на которой жили Геометры) - выглядят, вполне, "по-инопланетянски ", а вот мир Земли - как-то "гротескно архаично". Во время эпизода посадки звездолёта "Спираль" на автотрассу создаётся впечатление, что появление звездолётов никак не повлияло на уровень земной техники, даже встретившийся автобус, и то - "Икарус". А в качестве "вишенки на торте" - преобладающие на дорогах "Жигули" и "КАМАЗы".

Интернетовская аннотация гласит:
"Встреча с иными цивилизациями оказалась обескураживающей: земляне опоздали — Галактика давно поделена между Сильными расами, другим же, более молодым, отведена роль винтиков в этой сложной структуре межзвездного сообщества… Устроит ли человечество такая роль — или оно все же попытается найти свой путь и встать вровень с Сильными?"

Но это, как говорится, "оболочка". За умопомрачительными приключениями Петра Хрумова, пилота "Трансаэро", скрывается целый комплекс сложнейших проблем.

Тут и традиционные "отцы и дети", отношения "стариков" и "новобранцев" в отношения "друзей" (во всех смыслах). Как могут и как должны относиться друг к другу различные цивилизации. Не обязательно, инопланетные. Подобная проблема имеет место и на Земле: как должны уживаться Западная и Восточная цивилизация, ведь они - совсем разные, с разными системами ценностей, традициями, целями и задачами.

Должны ли "старшие" (например, европейцы) делиться с менее развитыми, скажем, с африканцами, своими достижениями? Не приведёт ли это к катастрофе?

Имеют ли право "старшие" пользоваться ресурсами "младших"? В каких пределах? Должны ли "старшие" ограничивать "младших"? Кто такие "сильные" и "слабые"? Если одна цивилизация научилась летать быстрее всех, а другая - считать лучше всех, то какая из них "сильнее"?

Вопросы, поднятые в романе - интересны, действия/приключения героев - увлекательные. Взявшись за него, оторваться - совершенно невозможно!

В 1999 году роман-эпопея «Звёзды — холодные игрушки» был номинирован на премии « Интерпресскон » и « Бронзовая Улитка » в номинации «Крупная форма», а роман «Звёздная тень» на премию «Сигма-Ф» — приз читательских симпатий журнала «Если».

Остаётся добавить, что существует компьютерная игра: компания « Акелла » решила сделать по ней космический симулятор, взяв за основу « Хроники Тарр ». Из такого материала можно было сделать что-то действительно масштабное. Увы! Максимум, на что хватило Quazar Studio , — это короткая, на восемь миссий аркада, хотя и упакованная в рамки сюжета. История здесь собственная (авторы придумали приквел к событиям оригинальной дилогии), и надо отдать должное — следить за ней интересно.

Однако в остальном «Звезды» — это чрезмерно упрощенная версия «Хроник Тарр»: корабли отличаются только внешним видом, вида из кабины — тоже. Нет физики и подробной летной модели, а сам корабль может сбросить скорость и остановиться почти мгновенно. Все это дополняется неряшливо нарисованным космосом и примитивными миссиями, большая часть которых сводится к тому, чтобы собрать каких-нибудь 10 кристаллов. Вот и все космические приключения.

Ну да ладно, моя статья, всё-таки, не об игрушке.

Закончить свой обзор хочу словами из этой книги:

Стоит ли читать этот роман?

Всем ли он понравится?

- Конечно, нет! Увы, фантастика - далеко не для всех - любимый жанр. И среди почитателей таланта Сергея Лукьяненко - не все ищут какой-то глубинный смысл, больше заостряя внимание на приключениях и нечисти. Что ж, каждый ищет что-то своё!

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

Другие публикации канала - тут

Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)

Вторник — день хорошей фантастики, отметьте это в своём календаре. Почему? Да просто в этот день выходит рубрика «ПОСТгуманизм», где я стараюсь знакомить вас с лучшими образцами жанра. Даже если вы читали некоторые тексты, думаю, будет приятно вспомнить лишний раз о вкусе правильных букв.

Сегодня поговорим о дилогии «Джамп» Сергея Лукьяненко . Цикл состоит из двух романов. Это «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень» . Уверен, что эти вещи можно назвать вершинами в творчестве писателя. Сейчас эти два романа вспоминают достаточно редко, ибо качественная НФ отступает под напором зомби и примитивной попаданческой фэнтезятины .

Собственно, перед нами — космоопера. И да, «Звёзды» написаны ГОРАЗДО лучше «Лорда с планеты Земля» и ЗАПРЕДЕЛЬНО лучше «Линии грёз»/ «Императоров иллюзий» , кто бы там себе не воображал обратное. Первая публикация датируется 1997 годом — именно тогда издательство АСТ выпустило первую часть дилогии в серии «Звёздный лабиринт». Собственно, в этой серии я романы и прочитал.

Сюжет

В ближайшем будущем учёные изобретут «джамп» — способ мгновенного перемещения на несколько парсеков. Теперь люди умеют в пять-шесть прыжков достигать весьма отдалённых точек пространства. Выясняется, что космос обитаем, а разумные расы объединены в Конклав. Однако справедливости ждать не приходится — серьёзные политические решения принимают Сильные. А земляне, как несложно догадаться — один из слабейших народов обитаемой вселенной.

Первая часть начинается с того, что пилот Пётр Хрумов обнаруживает в недрах своего звездолёта «зайца» — инопланетянина Карела. У чужого есть сведения, которые он жаждет донести до Андрея Хрумова — деда главного героя. Информация радикально меняет расстановку сил в Галактике. Расы алари , калькуа и счётчиков намерены вступить в альянс с людьми, чтобы ликвидировать диктат Сильных. А поможет им в этом третья сила — геометры . Это мощная цивилизация, обладающая невероятным технологическим потенциалом. Внешне геометры похожи на людей, поэтому Конклав может уничтожить сгоряча Землю. Чтобы наладить контакт с геометрами и спасти человечество, Петру отводится сорок дней.

Пётр и его спутники направляются в ядро Галактики и обнаруживают там блуждающий мир, в котором есть Врата. Пётр выясняет, что геометры и земляне — один народ, вышедший некогда с Земли Изначальной . Тень — это система Врат, позволяющих любому человеку попасть в мир своей мечты. Вот только Врата сами определяют, куда подсознательно хочет попасть человек. Дополнительный бонус при пересечении портала — бессмертие. Мир, заполучивший Врата, становится обладателем идеальной защиты. Поскольку Сильные направили к Земле карательный флот, у Петра не остаётся выбора. Он должен добиться вхождения своего мира в Тень.

Моё мнение

Дилогию нужно читать до конца. По мере продвижения сквозь сюжетные перипетии вы обретёте несколько просветлений. Так и надо, это же Лукьяненко. Роман начинается простенько. Примитивные шаттлы, слабенький персонаж… Да, читается легко, но ничего особенного вы не видите. А затем — скачок. Ещё один. Чем дальше, тем масштабнее.

На протяжении большей части первого романа меня преследовало странное чувство дежавю. То «Возвышением» Дэвида Брина попахивало, то уши прогрессоров Стругацких отовсюду вылезали. Но прошло и это, меня отпустило. Лукьяненко двинулся дальше и создал вселенную, которую ни в коем случае нельзя назвать вторичной. Да, он делает отсылки к предшественникам, где-то полемизирует с ними. Но этим всё и ограничивается. Те, кто читал «Полдень», смогут насладиться сравнением социальных моделей. Тем, кто не читал, советую прочесть, Стругацкие этого заслуживают.

Некоторые критики считают «Звёзды — холодные игрушки» пародией на произведение Стругацких. Ну, или примитивным заимствованием. Ребята, мыслите глубже. Ситуация напоминает мне о двух версиях «Соляриса» — режиссёрской и авторской. Любую идею можно развить, выстроив на её основе нечто удивительное. Либо низведя до состояния примитивизма. Лукьяненко пошёл первым путём. Писатель взял «Полдень», рассмотрел его с разных сторон и нашёл грани, которых мы не видели. Предложил новую модель, в которой изъяны не очевидны. Нужно пожить в этом мире, чтобы понять…

«Звёздная тень», напротив, поднимает типичные для Лукьяненко темы. Я говорю о моментах выбора и понимании того, чего нам хочется на самом деле. Отправляя своего героя к галактическому ядру, писатель ищет то самое зеркало, которое поможет ему лучше познать себя. Возможно — познать до конца.

Будем рады видеть вас среди наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!

Почему я решил поговорить именно об этой дилогии? Я сам не знаю. Можно сказать, что это были мои первые книги этого автора, или то, что это были первые мои прочитанные книги в 2000-м году. Или первая фантастика, которую прочитал, сидя в Центре Занятости – искал работу после окончания техникума… Я на самом деле, не знаю, почему именно – так-то, я много чего читал, и, вполне может быть, что следующая статья станет обзором творчества Роберта Хайнлайна, которого я очень сильно уважаю, хотя он и очень сильно не любил СССР…

Итак, дилогия «Звёзды – холодные игрушки». Там два романа – непосредственно, «Звёзды…» и «Звёздная Тень». И, на самом деле, здесь ситуация примерно такая же, как и с теми самыми «фальшивыми ёлочными игрушками». Нет, я не могу сказать, что творчество Лукьяненко вызывает у меня отторжение. Нет, не вызывает. Не могу я и сказать, что он пишет плохо. Нет, не плохо. Но, с другой стороны, я не могу сказать и то, что пишет он хорошо. На самом деле, самое лучшее, что мне понравилось в творчестве Лукьяненко – это «Дозоры». Вот там, на самом деле, при чтении ты буквально переживаешь за всех героев – как главных, так и второстепенных, как Светлых, так и, внезапно – Тёмных. Вот, например, мне очень жалко Алису Донникову. И вампира Костю – если вы понимаете, о ком я сейчас. Костя, кстати, умер очень нехорошей смертью… Но – это «Дозоры». Я не поклонник этого жанра, но там, как мне кажется, Лукьяненко был хорош. А вот, что касается «Звёзд…»… Но, как говорится, обо всём по порядку.

А начинается всё, на самом деле даже хорошо и интересно. Пилот русского «челнока» класса «Спираль» готовится к вылету домой, на Землю, с планеты Хикси. Все процедуры, от самых важных до не особенно важных, показаны очень интересно и достоверно. Сам взлёт – как «Спираль» запустили при помощи антиграва. Автор даже не поленился рассказать о том, что желать сейчас Хикси «долгих лет и здоровья» – высшее оскорбление, так как почти все те, с кем Пётр Хрумов сейчас общается, кого он видит на этом космодроме, скоро умрут. И само описание полёта, встреча со Счётчиком, посадка на Землю – всё это описано не просто хорошо – описано просто великолепно.

К сожалению, как только автор проводит нам, устами этого Пети, «экспозицию», читать становится уже не так интересно. Нет, понятно, что на автора очень хорошо влияла атмосфера всего того, что на тот момент происходило в стране. Ну вот, например…

После того, как люди изобрели технологию «джампа» и вышли в большой космос, оказалось, что они (какое удивление!) не одиноки во Вселенной. И так получилось, что есть Сильные расы – и есть Слабые. И нет ничего удивительного в том, что Сильные правят Слабыми. И понятно, что людей записали в Слабые, но они смогли стать «полезными» – благодаря «джампу» их корабли были самыми быстрыми во Вселенной. Ну, как быстрыми… Это были обычные «шаттлы» всех типов и систем – начиная от старенькой «Спирали» Лозино-Лозицкого (кстати – красивая машина, если кто не видел), и до «Буранов» и тому подобных машин на их базе. И понятно, что летать в космосе они могут… чуть лучше, чем вообще никак. Вся «фишка» – в «джампе», который мог мгновенно перенести корабль на расстояние в «двенадцать с хвостиком световых лет». И ещё то, что никто, кроме людей не мог этот самый «джамп» выдержать.

И вот сразу после этого объяснения, и после рассказа о том, что, собственно, происходит на Земле – читать становится уже не так уж и интересно. Просто дальше начинается, собственно, «сюжет», который, в принципе, неплох и даже, на самом деле, захватывает, но…

И ведь, если говорить серьёзно, без придирок, то дилогия-то получилась даже неплохой. По крайней мере, после того как я прочитал «Звёзды…», я пошёл и сразу купил себе «Звёздную Тень», прямое продолжение первого романа. И так же, как и первый роман, я прочитал его «одним махом» – я всегда быстро читал. И… с тех пор прошло больше двадцати одного года. Книги стоят у меня в книжном шкафу. Доставал ли я их оттуда хоть раз? Перечитывал ли я их хоть раз? Увы, но нет. На самом деле, я не могу сказать, что именно мне не понравилось в них. Атмосфера безысходности и беспросветности на Земле? То, что люди вышли в большой космос, но… оказались не готовы к тому, что там происходит? Тому, что даже такое сравнительно простое дело не смогло обойтись без разного рода «подковёрной возни» и прочего? Помните это – «Не ггоршш, а ггоршш!». В общем, это, на мой взгляд… не особенно красит сюжет.

На самом деле, я не могу сказать, понравились мне эти два романа, или нет. С одной стороны, как я уже говорил – отдельные эпизоды в романах просто прекрасны. Присутствует определённый юмор – и порой он даже забавный. Например, история Снега – почему его так странно назвали. Но вот, при чтении я порой ловил себя на мысли, что всё это – какое-то ненастоящее. Да, снова аналогия с теми фальшивыми ёлочными игрушками. И вроде у романов есть всё, что нужно – и сюжет, и герои, и космос, и так далее – но на выходе получается что-то не то.

Конечно, я могу быть неправ – и даже, скорее всего, я неправ. Но – если кто-то читал эти романы, то я буду рад обсудить их.

Мода. Чем плоха мода? Если тема становится популярной, то пока из нее все соки не выжмут – не остановятся. Нынче отечественные разработчики мучают современную литературу. Особенно фантастику. Что ни год, так чуть ли не по десять игр по книгам выходят. И никогда точно не знаешь – каким же в итоге получится проект. То порадуют нас интересной «Завтра война», то огорчат боевиком по «Обитаемому острову». А какие эмоции вызывает космический симулятор по произведению Сергея Лукьяненко «Звезды. Холодные игрушки»? Сейчас разберемся.

Название может ввести в заблуждение. Слово «игрушки» напоминает о детстве. Сразу представляется какая-то радужная космическая история для маленького мальчика, который всегда мечтал летать на звездолетах.

Но я напомню, что автор книги – Лукьяненко. А он писатель далеко не детский, потому не обманывайтесь, перед нами вполне обычный проект. Не для малышей, но и не только для взрослых. Как уже сказал – обычный.

Звезды: Холодные игрушки

В первых же миссиях нас пугают вот такими уродливыми кораблями.

Историю же подробно пересказывать не буду, поскольку она – практически самое главное здесь. Бессмысленно брать большое и относительно глубокое произведение за основу, а потом просто игнорировать его. Нет, разработчики поступили правильно. Они взяли мир, его законы, особенности, о которых мы коротко скажем.

Действие «Холодных игрушек» происходит в недалеком будущем, вскоре после того, как люди наконец-то встретили первых разумных существ во Вселенной и заняли определенную нишу среди других рас. Человечество торгует, ведет дипломатические переговоры, исследует. Но это все нам не очень интересно, поскольку главное – война.

Да, в один не очень прекрасный момент в спокойной вселенной начинаются активные бои. Появляется странная раса Теней. Что это – не скажем. Иначе придется раскрыть кучу секретов.

Звезды: Холодные игрушки

Портреты «общителей» главного героя выглядят неплохо, да и текст хорош.

Игрушечный мирок

Вроде бы, чего здесь страшного? Сколько сюжетов космосимов мы знаем? Разве хоть один пострадал от того, что кто-то узнал заранее его историю? Можем вспомнить недавние «Хроники Тарр» и даже «Завтра война». Там сюжет был важен, но не будь его – ничего ужасного не произошло бы.

Однако же разработчики «Холодных игрушек» отнеслись к делу несколько иначе. Они решили полностью оправдать звание «игры по книге», а потому сюжет здесь – самое основное. Только представьте: летите вы, выполняете миссию, а с вами безостановочно кто-то разговаривает. Причем если вы сможете быстро разбираться со всеми поручениями, то так и не услышите тишины в эфире (во всяком случае, в первых главах, дальше будет сложнее, а потому в спешке побеждать не получится).

Эффект довольно забавный. Космос, одиночество, полная тишина. А тут с вами постоянно кто-то болтает. Отвечать, конечно, не сможете. Но к говорящим дружеские чувства появятся.

Нечто подобное было, если помните, в оригинальных «Хрониках Тарр». Там тоже все любили беседовать. Особенно во время перестрелок. Но это был просто треп. Здесь же нам постоянно по чуть-чуть рассказывают историю мира, говорят, что произошло, почему началась война. Я не скажу, что чувство – будто книжку читаешь. Нет, это иначе. Но эффект погружения и приятные ощущения сравнимы.

Звезды: Холодные игрушки

Игра настраивает против себя уже в обучении, когда заставляет минут двадцать просто тренироваться летать.

Бои для детсада

Давайте еще немного попредставляем. Вот летим мы на нашем космическом корабле, слушаем ворчания или наставления зеленоватого господина, считающего своим долгом постоянно развлекать нас болтовней. Смотрим на космос. Идиллия. И причем мы сейчас не просто движемся бесцельно вперед, а еще и задание выполняем. Например, нам надо собрать пятнадцать минералов. Находим на карте нужную точку, летим туда три минуты, собираем груз пару секунд и к следующему пункту направляемся еще три минуты. Потом еще три минуты. Затем еще. Еще. Еще.

И при этом ничего не делаем, только летим! Иногда встречаются враги, которых уничтожаем буквально с одного лазерного полпинка, и опять мы мчимся дальше.

Тут-то и понимаешь, что с миссиями что-то не то. Нас заставляют выполнять ужасно рутинные занятия. Будто мы не летчики-герои, а прыщавые посыльные из «Футурамы». Или другое сравнение. Будто мы не отдохнуть за игру сели вечерком, а вновь за школьной партой/офисным столом очутились. И выполняем ненавистные задания, которые нам дал стоящий выше некто.

Звезды: Холодные игрушки

Безвкусный и убогий космос.

Ищешь отдушину в боях, но и там их нет. Что за мода пошла – делать космические сражения эталоном казуальщины? Сложности нет, тактики нет, а что тогда есть? Динамика? Существует десяток до сих пор хороших игр, в которых можно интересно повоевать. Те же «Хроники Тарр» – отличная штука. О серии с «иксом» в имени я вообще молчу.

Но ладно бы бои были лишь простыми, так они еще и однотипные. Да и звездолетов здесь чуть. Я уже устал сравнивать, но опять-таки, берем приличные космосимы и видим, что уже много лет корабли мы собираем сами. А здесь нам дают что-то на выбор, и все – баста. Делай с ним что хочешь.

В общем, играть просто скучно. Вы видели сражения в «Предтечах»? Вот здесь что-то подобное. Нет сложности настоящего симулятора типа «Ила», но и не хватает динамики и зрелищности HAWX.

Звезды: Холодные игрушки

Даже в брифингах есть ошибки. Обратите внимание на последний абзац.

Акелла промахнулся

О зрелищности и графике можно и вовсе отдельно сказать. Помнится, когда я впервые увидел «Хроники Тарр», то раскрыл рот и был заворожен. Пускай потом разработчики заставили нас исследовать однообразный космос, но сперва они потрясли. В «Звездах» же с самого начала ничего интересно не показывают. Некрасивые однотонные задники (а ведь они безумно важны в играх про космос; вспомните, насколько хорошо проработаны они были в «Рейнджерах» и «Звездных волках» – загляденье ведь) с видом на одинокую планету и бездушные угрюмые метеориты, которые ожидают нашего появления.

Причем помимо того, что здесь некрасиво, так еще и баги кругом. Как вам, например, возможность пролететь сквозь противника? Удар обо что-то тоже ничего особенного не значит. А уж как сильно порой «заедают» «Звезды» – это вообще кошмар. Чувствуется дух «Акеллы», которая выпустила Disciples 3. Даже в текстах попадаются банальнейшие ошибки.

Вот и получается, что в этот раз игра по книге чересчур решила приблизиться к первоисточнику и стала чем-то вроде квеста, где много смысла, мало динамики. Но жанр явно выбран не тот. В космическом симуляторе должно быть динамично и весело.

Плюсы: интересный сюжет.
Минусы: скучно; некрасиво; баги.

Читайте также: