Звезды холодные игрушки сюжет

Обновлено: 27.04.2024

Звёзды — холодные игрушки — дилогия Сергея Лукьяненко в жанре космической фантастики, состоящая из книг «Звёзды — холодные игрушки» (1997) и «Звёздная тень» (1998). Книги последовательно описывают начальную и конечную часть одной и той же истории, в них действуют одни и те же персонажи.

Содержание

Мир дилогии

XXI век, ближайшее будущее. На Земле открыт «джамп» — способ мгновенного перемещения космического корабля в другую точку пространства. Открытие было совершено в России группой молодых ученых из МГУ, но дальнейшая разработка была проведена в США. За один прыжок корабль перемещается на константное расстояние около двенадцати световых лет. Благодаря этому открытию начинаются полёты в дальний космос. Ситуация парадоксальная — в Солнечной системе не освоены даже ближайшие к Земле планеты, а к звёздам уже летают. Звездолёты представляют собой обычный космический челнок для орбитальных полётов, с жидкостно-реактивным двигателем, запускаемый носителями, зачастую сделанными ещё в XX веке, только оснащенный устройством для межзвёздных перелётов.

В первых же полётах в дальний космос земляне встретились с инопланетянами. Оказалось, что в этой области Галактики сосуществует множество разумных видов, объединённых в так называемый Конклав. Правят в Конклаве старые, могущественные расы, так называемые Сильные, более всего озабоченные тем, чтобы не допустить конкуренции. Положение молодых рас, так называемых слабых, которых примерно на порядок больше, довольно неприятное — их деятельность жёстко контролируется; обычно расе «выделяется» какая-то узкая специализация, к которой она лучше всего приспособлена, и в межзвёздных отношениях она вынуждена играть заданную роль. Так, раса алари, создающая разрушительное оружие и мощные боевые корабли, используется исключительно для военных целей, раса счётчиков вынуждена работать в Конклаве в качестве «живых компьютеров», куалькуа — в качестве переводчиков и даже живых блоков управления боевых торпед, и так далее. Отказаться невозможно — Конклав не останавливается перед уничтожением тех, кто не желает подчиняться его законам. В условиях узкой специализации молодые расы не могут развиваться гармонично, в итоге оставаясь в подчинённом положении.

Ниша, которую заняли земляне в системе Конклава — быстрые перевозки грузов. Как очень быстро выяснилось, из всех разумных Конклава только человек нормально переносит джамп (даже испытывает эйфорию в момент прыжка) — все остальные либо гибнут, либо сходят с ума, впрочем, от этого не застрахованны и люди — после определенного количества «джампов» подряд повреждается психика и человек уходит в «вечный джамп» — джампирует, пока не умрет от истощения или пока не кончится топливо. Корабли чужих могут перемещаться в подпространстве, что является более быстрым, чем обычный полет, но более медленным, чем джамп, видом перемещения в космосе.

Разумные расы Конклава

  • Хиксоиды — Сильная раса разумных насекомоподобных, похожих на богомолов, существ трех метров ростом. Уроженцы планеты Хикси, имеют много колоний, в том числе в системе Сириуса. Видимо, делятся на касты по способности к той или иной работе, касты разнятся окраской покровов, например, интеллектуальная элита имеет алую окраску. Отдельный хиксоид — хрупкое существо, от неловкого движения может сломать себе конечность, но при этом у него зрение в несколько раз совершеннее человеческого. При смене поколения хиксоидов для старых особей проводится традиционная коллективная эвтаназия. Хиксоиды не так далеки от человека по психологии — у них есть аналоги телевидения, рекламы, циркового искусства. После вступления человечества в Конклав наряду с даэнло стали ответственными за нашу расу.
  • Даэнло — Сильная раса. Даэнло выглядят как огромные носороги с гибкими длинными щупальцами на морде. Обладают в том числе сильным космическим флотом. Вместе с Хикси являются ответственными за человечество.
  • Торпп — небиологическая раса с неясным для землян статусом, скорее всего, Сильная (присутсвует на совете Сильных рас). Торпп выглядит как небольшое солнце, подвижное разумное облако энергии, заключенное в силовых полях.
  • Счетчики — небиологическая Слабая раса, чьей специализацией является функция компьютеров — разнообразные сложные расчеты. Самоназвание расы в книге не упоминается, но слово «счетчик» в их обществе считается оскорбительным. Планета счетчиков напоминает Сатурн, человек не может на ней существовать. Целью существования своей расы сами счетчики считают познание изначальной истины. Счетчики выглядят как среднего размера, покрытые крупной серой чешуей, рептилии с голубыми, способными светиться в темноте, глазами. У этой расы существует два сознания, внутреннее (воспринимает информацию на уровне байтов) и внешнее (подобное сознанию биологических рас). Счетчики способны входить в контакт с живыми и неживыми системами, чье действие основано на электрических импульсах, от человеческого мозга до микросхем различных приборов.
  • Алари — Слабая раса существ, подобных земным грызунам. Специализацией алари является военная функция. Алари могут передвигаться как на четырех, так и на двух ногах. На передних конечностях — гибкие пальцы, но, например, оружие алари обычно крепится к голове и управляется языком. Их интересной особенностью является способность к половому самоопределению при достижении какого-то возраста, причем неопределившийся алари полноценен физически и интеллектуально. Определение пола происходит со сменой окраски с черной на серую.
  • Куалькуа — Слабая раса-симбионт. Куалькуа не имеет определенного облика, может входить в контакт с любым существом биологической природы и трансформировать тело носителя в соответствии с его пожеланиями. Известны среди других рас своим равнодушием к смерти. Все куалькуа на самом деле являются одним, единым существом с единым разумом.
  • Человечество — Слабая раса, находящаяся под консультативной опекой Хикси и Даэнло. По косвенным данным, в дилогии описано ближайшее будущее Земли, примерно 2030-е годы. Кроме джампа, прорывов в технологии почти нет, разве что изобретение механизмов, проецирующих изображения на воздух. Практически все государства имеют свои космические программы, при этом 20 % Земли работает на космос. В России произошли следующие события — Москва перестала быть столицей, в прошлом произошел конфликт с Украиной по поводу Крыма, и ко времени событий романа Крым признан независимым государством.
  • Дженьш — Сильная раса. Описаны, как «затюканные инженеры, напоминающие гибрид пчелы с обезьяной». В конце книги присутствуют на совете Сильных рас, но для Хрумова является неожиданным то, что Дженьш — Сильная раса. Упоминается то, что они обладают достаточно сильным флотом. («Допустим Дженьш и вы, Алари, разотрете систему геометров в пыль…»)
  • Пыльники — Слабая раса, чьей специализацией является терраформирование. В дилогии только упоминается. По имеющейся информации, являются червями.
  • Мерцающие — Слабая раса, контролирующая каналы связи. В дилогии только упоминается.
  • Непроизносимые — Слабая раса, пытающаяся выработать общую мораль и философию для всех рас, чтобы они перестали делиться на сильных и слабых. В дилогии только упоминается.

Сюжет

Звёзды — холодные игрушки

Пилот Пётр Хрумов, возвращаясь с грузом с Хикси-43, восьмой планеты системы Сириуса, обнаруживает, что на его корабль пробрался «заяц» — инопланетянин-счётчик, называющий себя Карелом. Каким-то образом инопланетянин сумел перенести «джамп» и не сойти с ума. Карел говорит, что несёт информацию, жизненно важную для всего человечества, но готов поделиться ею только с Андреем Хрумовым. Ввозить на Землю чужого — преступление, но Пётр всё-таки делает это.

С помощью Данилова — лучшего пилота компании «Трансаэро» — и многочисленных связей Андрея Хрумова, удаётся сделать практически невозможное — провести на стартующий с космодрома корабль Андрея Хрумова, Машу Клименко и Карела. Герои отправляются к эскадре алари и узнают, что эскадра недавно приняла бой с одиночным кораблём неизвестного типа. Этот корабль уничтожил более сорока малых боевых кораблей алари и серьёзно повредил крейсер. После захвата пилот корабля вступил в бой с алари на борту крейсера и был убит. Пилот оказался биологически полностью эквивалентным человеку. Из компьютера корабля удалось получить большое количество сведений о пилоте, о его языке, но совсем немного — о его родине. Пилота звали Ник Ример. Цивилизацию, к которой принадлежал Ник, условно назвали Геометрами, за то, что на своей родной планете она превратила материки в геометрически правильные фигуры. Геометры не просто прилетели в этот район на разведку. Оказывается, они переместили сюда всю свою звёздную систему, с центральным светилом и планетами. Очевидно, что столкновение Геометров с Конклавом неизбежно. Слабые расы должны выбрать, с кем им выгоднее сотрудничать. Для человечества появление Геометров — действительно серьёзная опасность, сильные, узнав об идентичности людей и геометров, уничтожат людей просто как возможных потенциальных союзников своих врагов.

Оказавшись на Родине, Ник встречается со своим Наставником, друзьями и возлюбленной. Но он не помнит почти ничего, лишь отмечает, что его реакция на происходящее вокруг не такая, какой она должна быть. Мир Геометров внешне выглядит как воплощение земных утопий XX века (практически все детали обстановки позаимствованы из Мира Полудня братьев Стругацких). Люди живут, работают, осваивают космос. Правит Мировой Совет, состоящий из наиболее авторитетных специалистов (врачей и учителей-Наставников). Дети почти с рождения воспитываются в интернатах, под наблюдением профессиональных Наставников. Наставник — самая почётная профессия у Геометров, обладающая высокими полномочиями и любовью сограждан, их задача — воспитывать детей в духе признанной идеологии, с чем они почти всегда успешно справляются.

Основа идеологии Геометров — идея Дружбы, под которой понимается необходимость навязать любой контактирующей расе собственный взгляд на мир, после чего принять её в число своих друзей. Поскольку навязывание мировоззрения высокоразвитой цивилизации трудноосуществимо, имеется институт «регрессоров» — агентов Геометров, направляемых к другим цивилизациям для проведения так называемых «миссий дружбы». Регрессоры понижают развитие иных рас до уровня, достаточно низкого для безоговорочного принятия ими идеологии Геометров. Геометры уже подчинили себе таким образом две расы разумных, живших с ними в одной звёздной системе — так называемых «маленьких друзей» и «гибких друзей». Идея Дружбы признаётся самоценной и не подлежащей сомнению. Геометры искренне стремятся к её осуществлению и готовы идти на жертвы.

Во время посещения интерната, где он воспитывался, Ник, узнав, что Наставники с помощью аппаратуры наблюдения могут в любой момент подсматривать за жизнью подопечных и свободно делают это, даёт своему Наставнику Перу пощёчину. Его тут же изолируют, а затем отправляют в «санаторий» — фактически концлагерь, заключённые которого занимаются выравниванием береговой линии в холодной части континента. В момент драки со старшим по бараку, куалькуа пробуждает в Нике сознание Петра Хрумова. Для Петра нет никаких загадок в восприятии этого мира — он видит, что здесь нет свободы, что самовыражение людей подавлено идеологией. Пётр бежит из «санатория» и встречается с Наставником Пером. От Наставника он узнаёт причину того, что Геометры перемещают свою звёздную систему из ядра галактики на периферию. Оказывается, Геометры бежали от противника, которого называют Тень. Почему-то этот противник настолько страшен им, что они не стали пробовать на нём свою Дружбу, а предпочли уйти как можно дальше.

Решив, что Геометры в качестве господина слабых рас немногим лучше Конклава, Пётр отправляется к Тени, чтобы узнать, не будет ли она лучшим выходом из создавшегося положения. Но сначала нужно принести информацию о Геометрах. Пётр захватывает корабль и возвращается.

Звёздная тень

После возвращения от Геометров Пётр узнаёт, что во время его отсутствия дед умер. Чтобы спасти сознание деда, счётчик переселил его в выделенную область собственного мозга, таким образом, дед оказался в теле Карела. Маша, любившая Андрея Хрумова, в шоке, она отказывается признавать его в новом качестве. Сам Андрей Хрумов тоже не в восторге от случившегося, но даже такая жизнь — всё же лучше, чем смерть.

Разведка чуть было не срывается. Оказывается, Данилов и Маша даже не помышляли о путешествии к ядру. Они решили, что ситуация благоприятствует доставке корабля Геометров на Землю, вместе с образцами оружия чужих. Пётр, не желающий нарушать данное слово, получает заряд из парализатора, состыкованные корабли джампом доставляются к Земле. Однако на земной орбите Пётр, придя в себя, с помощью куалькуа, оставшегося в его теле, и Карела освобождается и бежит на корабле геометров. Во время побега в корабле остаются все герои — Пётр, Карел и Андрей в одном теле, Данилов и Маша. Корабль подчиняется только Петру. Данилову и Маше приходится вынужденно лететь вместе с ним — возвращаться и выгружать их слишком опасно, единственная альтернатива для них — быть выброшенными за борт.

Добравшись до ядра, герои находят блуждающую планету, не вращающуюся вокруг звезды, но при этом, почему-то, с кислородной атмосферой, вполне комфортными условиями на поверхности и странными областями, в которых, судя по результатам изучения, происходит активное поглощение энергии. Приземлившись поблизости от одной из этих областей, герои высаживаются и добираются до неё.

Странная область оказывается тем, что в мире Тени называют Вратами. Войдя во врата, герои разделяются, попадают на разные планеты. Попутно пережив различные события, в конце концов они собираются в одном и том же месте, уже зная, что такое Тень. Как оказалось, в глубокой древности на планете, которую здесь называют Земля Изначальная, развилась могучая человеческая цивилизация. Она вышла в космос и начала активную колонизацию, чему способствовала высокая плотность звёзд в ядре. Корабли с колонистами уходили постоянно, в том числе и очень далеко. Колонии развивались, где-то — гибли. В них возникали и исчезали самые разные политические системы, были периоды мира и войн, происходило практически всё, что когда-либо придумывали земные фантасты, а также многое другое. И нынешние жители Тени, и Геометры, и земляне — дальние потомки колонистов Земли Изначальной. В какой-то момент были изобретены Врата. Первоначально они были вполне вещественными сооружениями, позже изменились, но всегда они выполняли одну и ту же функцию: прошедший через них человек скрупулёзно изучался искусственным интеллектом Врат и переправлялся на планету, где он мог бы жить так, как подсознательно более всего хочет. Если предпочтения человека менялись, он мог снова войти во Врата и переместиться в другое место. Вся совокупность миров, в которых были размещены Врата, и стала называться Тенью.

Тень — мир практически неограниченной свободы. Врата фильтруют людей, объединяя в одном мире тех, кто имеет сходные или совместимые потребности. Если человек хочет властвовать или подчиняться — он окажется в мире, где это возможно. Если хочет воевать за правое дело — попадёт в мир, где идёт война, причём его сторона будет очевидно права. Желающий исследовать мир окажется на планете — университете, где все занимаются наукой, мизантроп — на отдельной планете, где не будет никого, кроме него. Врата не подчиняются сознательному волеизъявлению, они определяют, чего человек хочет на самом деле. Ещё одно важное свойство Врат — тот, кто хотя бы один раз прошёл через них, становится бессмертным. Умерев, он снова попадёт в желаемый мир и сможет продолжить жить. Мир, в котором есть Врата, приобретает защиту.

Не всем в Тени нравится система Врат. Некоторое время назад существовал Хрустальный Альянс, который объединял недовольных и пытался уничтожить Врата. Существует также Торговая Лига — она перевозит грузы между мирами, пользуясь обычными космическими кораблями, и пытается создать сеть собственных Врат, которые были бы обычным средством передвижения. Последнее пока получается не особенно. На одной из планет Тени Андрей Хрумов получает новое человеческое тело, в которое переселяют его сознание, сохранённое Карелом.

Как узнаёт Пётр, куалькуа, живущий в его теле — не самостоятельная особь. В действительности все особи куалькуа во Вселенной — единое существо с общим сознанием и личностью. Общение его частей происходит через какие-то каналы, для которых не имеет значения расстояние. Куалькуа сообщает Петру, что сильные расы, узнав о Геометрах, уже направили к Земле флот, который должен её уничтожить. Последним средством для спасения Земли кажется введение её в Тень. Но чтобы войти в Тень, мир должен получить зерно Врат — небольшой артефакт, который необходимо доставить на планету и бросить на неё. Чтобы зерно подействовало, сам бросающий должен быть уроженцем этой планеты и должен быть уверен, что это необходимо. Герои добывают зерно, но перед самым отлётом на Землю в Петре вновь просыпается личность Ника Римера. Ник везёт зерно на планету Геометров и бросает его там. Геометры входят в Тень. Попав в новорождённые Врата, Пётр навсегда избавляется от Ника — тот отправляется куда-то. Зерно дублируется, его копия остаётся у Петра, но Пётр понимает, что дубликат предназначен не ему, а находящемуся в его теле куалькуа. Ведь сам Пётр не может заставить себя поверить, что Земля должна войти в Тень.

Пётр вступает в переговоры с сильными, в результате которых они отказываются от идеи уничтожения Земли и снимают обвинения с рас — участников заговора. Пётр возвращается на Землю, а через некоторое время избирается сильными расами полномочным представителем Земли для участия в переговорах о вступлении землян в их ряды.

Приветствую всех вас, дорогие фантасты и любители фантастики! Меня зовут Николай Остапцов, писатель-фантаст, обозреватель Крымского клуба фантастов «Фанданго», участник семинаров «Фанданго-Аэлита», лауреат конкурсов.

С величайшим сожалением должен заявить, что современную фантастику теперь трудно назвать научной. Однако, я с удивлением обнаружил великолепный роман Сергея Лукьяненко "Звёзды - холодные игрушки".

Роман трудно назвать новинкой - ему скоро 24 года! Впервые он был издан в 1997 году, а его продолжение — в 1998 году. Полностью дилогия вышла в 2002 году и была переведена на польский, чешский, литовский. болгарский, венгерский и немецкий языки

Для начала, скажу, что я его прочёл совсем недавно. Как-то получилось, что раньше он мне не попадался, но название "зацепило", а значит - нужно отложить все дела и читать "Современного классика отечественной фантастики".

Итак, что меня привлекло в этом романе?

Во-первых, никаких колдунов, "тёмных, "иных" и прочей шпаны! Как они уже раздражают. Тут - обычные люди, пилоты, космонавты, учёные, жители других планет, у каждого - свои мысли, свой набор убеждений, своя мораль.

Во-вторых, главный вопрос этого романа пугающе прям: имеет ли право человек (или кто-то другой) принимать решение за кого-нибудь? Какое будущее дать ребёнку? Позволить ему принимать решение самому, или навязать ему своё, исходя из своих планов, убеждений, амбиций?

В-третьих, миры, которые Сергей Лукьяненко рисует читателям - выглядят потрясающе реалистично. И боевой корабль цивилизации Алари, и планета Родина (на которой жили Геометры) - выглядят, вполне, "по-инопланетянски ", а вот мир Земли - как-то "гротескно архаично". Во время эпизода посадки звездолёта "Спираль" на автотрассу создаётся впечатление, что появление звездолётов никак не повлияло на уровень земной техники, даже встретившийся автобус, и то - "Икарус". А в качестве "вишенки на торте" - преобладающие на дорогах "Жигули" и "КАМАЗы".

Интернетовская аннотация гласит:
"Встреча с иными цивилизациями оказалась обескураживающей: земляне опоздали — Галактика давно поделена между Сильными расами, другим же, более молодым, отведена роль винтиков в этой сложной структуре межзвездного сообщества… Устроит ли человечество такая роль — или оно все же попытается найти свой путь и встать вровень с Сильными?"

Но это, как говорится, "оболочка". За умопомрачительными приключениями Петра Хрумова, пилота "Трансаэро", скрывается целый комплекс сложнейших проблем.

Тут и традиционные "отцы и дети", отношения "стариков" и "новобранцев" в отношения "друзей" (во всех смыслах). Как могут и как должны относиться друг к другу различные цивилизации. Не обязательно, инопланетные. Подобная проблема имеет место и на Земле: как должны уживаться Западная и Восточная цивилизация, ведь они - совсем разные, с разными системами ценностей, традициями, целями и задачами.

Должны ли "старшие" (например, европейцы) делиться с менее развитыми, скажем, с африканцами, своими достижениями? Не приведёт ли это к катастрофе?

Имеют ли право "старшие" пользоваться ресурсами "младших"? В каких пределах? Должны ли "старшие" ограничивать "младших"? Кто такие "сильные" и "слабые"? Если одна цивилизация научилась летать быстрее всех, а другая - считать лучше всех, то какая из них "сильнее"?

Вопросы, поднятые в романе - интересны, действия/приключения героев - увлекательные. Взявшись за него, оторваться - совершенно невозможно!

В 1999 году роман-эпопея «Звёзды — холодные игрушки» был номинирован на премии « Интерпресскон » и « Бронзовая Улитка » в номинации «Крупная форма», а роман «Звёздная тень» на премию «Сигма-Ф» — приз читательских симпатий журнала «Если».

Остаётся добавить, что существует компьютерная игра: компания « Акелла » решила сделать по ней космический симулятор, взяв за основу « Хроники Тарр ». Из такого материала можно было сделать что-то действительно масштабное. Увы! Максимум, на что хватило Quazar Studio , — это короткая, на восемь миссий аркада, хотя и упакованная в рамки сюжета. История здесь собственная (авторы придумали приквел к событиям оригинальной дилогии), и надо отдать должное — следить за ней интересно.

Однако в остальном «Звезды» — это чрезмерно упрощенная версия «Хроник Тарр»: корабли отличаются только внешним видом, вида из кабины — тоже. Нет физики и подробной летной модели, а сам корабль может сбросить скорость и остановиться почти мгновенно. Все это дополняется неряшливо нарисованным космосом и примитивными миссиями, большая часть которых сводится к тому, чтобы собрать каких-нибудь 10 кристаллов. Вот и все космические приключения.

Ну да ладно, моя статья, всё-таки, не об игрушке.

Закончить свой обзор хочу словами из этой книги:

Стоит ли читать этот роман?

Всем ли он понравится?

- Конечно, нет! Увы, фантастика - далеко не для всех - любимый жанр. И среди почитателей таланта Сергея Лукьяненко - не все ищут какой-то глубинный смысл, больше заостряя внимание на приключениях и нечисти. Что ж, каждый ищет что-то своё!

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

Другие публикации канала - тут

Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)

Вторник — день хорошей фантастики, отметьте это в своём календаре. Почему? Да просто в этот день выходит рубрика «ПОСТгуманизм», где я стараюсь знакомить вас с лучшими образцами жанра. Даже если вы читали некоторые тексты, думаю, будет приятно вспомнить лишний раз о вкусе правильных букв.

Сегодня поговорим о дилогии «Джамп» Сергея Лукьяненко . Цикл состоит из двух романов. Это «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень» . Уверен, что эти вещи можно назвать вершинами в творчестве писателя. Сейчас эти два романа вспоминают достаточно редко, ибо качественная НФ отступает под напором зомби и примитивной попаданческой фэнтезятины .

Собственно, перед нами — космоопера. И да, «Звёзды» написаны ГОРАЗДО лучше «Лорда с планеты Земля» и ЗАПРЕДЕЛЬНО лучше «Линии грёз»/ «Императоров иллюзий» , кто бы там себе не воображал обратное. Первая публикация датируется 1997 годом — именно тогда издательство АСТ выпустило первую часть дилогии в серии «Звёздный лабиринт». Собственно, в этой серии я романы и прочитал.

Сюжет

В ближайшем будущем учёные изобретут «джамп» — способ мгновенного перемещения на несколько парсеков. Теперь люди умеют в пять-шесть прыжков достигать весьма отдалённых точек пространства. Выясняется, что космос обитаем, а разумные расы объединены в Конклав. Однако справедливости ждать не приходится — серьёзные политические решения принимают Сильные. А земляне, как несложно догадаться — один из слабейших народов обитаемой вселенной.

Первая часть начинается с того, что пилот Пётр Хрумов обнаруживает в недрах своего звездолёта «зайца» — инопланетянина Карела. У чужого есть сведения, которые он жаждет донести до Андрея Хрумова — деда главного героя. Информация радикально меняет расстановку сил в Галактике. Расы алари , калькуа и счётчиков намерены вступить в альянс с людьми, чтобы ликвидировать диктат Сильных. А поможет им в этом третья сила — геометры . Это мощная цивилизация, обладающая невероятным технологическим потенциалом. Внешне геометры похожи на людей, поэтому Конклав может уничтожить сгоряча Землю. Чтобы наладить контакт с геометрами и спасти человечество, Петру отводится сорок дней.

Пётр и его спутники направляются в ядро Галактики и обнаруживают там блуждающий мир, в котором есть Врата. Пётр выясняет, что геометры и земляне — один народ, вышедший некогда с Земли Изначальной . Тень — это система Врат, позволяющих любому человеку попасть в мир своей мечты. Вот только Врата сами определяют, куда подсознательно хочет попасть человек. Дополнительный бонус при пересечении портала — бессмертие. Мир, заполучивший Врата, становится обладателем идеальной защиты. Поскольку Сильные направили к Земле карательный флот, у Петра не остаётся выбора. Он должен добиться вхождения своего мира в Тень.

Моё мнение

Дилогию нужно читать до конца. По мере продвижения сквозь сюжетные перипетии вы обретёте несколько просветлений. Так и надо, это же Лукьяненко. Роман начинается простенько. Примитивные шаттлы, слабенький персонаж… Да, читается легко, но ничего особенного вы не видите. А затем — скачок. Ещё один. Чем дальше, тем масштабнее.

На протяжении большей части первого романа меня преследовало странное чувство дежавю. То «Возвышением» Дэвида Брина попахивало, то уши прогрессоров Стругацких отовсюду вылезали. Но прошло и это, меня отпустило. Лукьяненко двинулся дальше и создал вселенную, которую ни в коем случае нельзя назвать вторичной. Да, он делает отсылки к предшественникам, где-то полемизирует с ними. Но этим всё и ограничивается. Те, кто читал «Полдень», смогут насладиться сравнением социальных моделей. Тем, кто не читал, советую прочесть, Стругацкие этого заслуживают.

Некоторые критики считают «Звёзды — холодные игрушки» пародией на произведение Стругацких. Ну, или примитивным заимствованием. Ребята, мыслите глубже. Ситуация напоминает мне о двух версиях «Соляриса» — режиссёрской и авторской. Любую идею можно развить, выстроив на её основе нечто удивительное. Либо низведя до состояния примитивизма. Лукьяненко пошёл первым путём. Писатель взял «Полдень», рассмотрел его с разных сторон и нашёл грани, которых мы не видели. Предложил новую модель, в которой изъяны не очевидны. Нужно пожить в этом мире, чтобы понять…

«Звёздная тень», напротив, поднимает типичные для Лукьяненко темы. Я говорю о моментах выбора и понимании того, чего нам хочется на самом деле. Отправляя своего героя к галактическому ядру, писатель ищет то самое зеркало, которое поможет ему лучше познать себя. Возможно — познать до конца.

Будем рады видеть вас среди наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!

Почему я решил поговорить именно об этой дилогии? Я сам не знаю. Можно сказать, что это были мои первые книги этого автора, или то, что это были первые мои прочитанные книги в 2000-м году. Или первая фантастика, которую прочитал, сидя в Центре Занятости – искал работу после окончания техникума… Я на самом деле, не знаю, почему именно – так-то, я много чего читал, и, вполне может быть, что следующая статья станет обзором творчества Роберта Хайнлайна, которого я очень сильно уважаю, хотя он и очень сильно не любил СССР…

Итак, дилогия «Звёзды – холодные игрушки». Там два романа – непосредственно, «Звёзды…» и «Звёздная Тень». И, на самом деле, здесь ситуация примерно такая же, как и с теми самыми «фальшивыми ёлочными игрушками». Нет, я не могу сказать, что творчество Лукьяненко вызывает у меня отторжение. Нет, не вызывает. Не могу я и сказать, что он пишет плохо. Нет, не плохо. Но, с другой стороны, я не могу сказать и то, что пишет он хорошо. На самом деле, самое лучшее, что мне понравилось в творчестве Лукьяненко – это «Дозоры». Вот там, на самом деле, при чтении ты буквально переживаешь за всех героев – как главных, так и второстепенных, как Светлых, так и, внезапно – Тёмных. Вот, например, мне очень жалко Алису Донникову. И вампира Костю – если вы понимаете, о ком я сейчас. Костя, кстати, умер очень нехорошей смертью… Но – это «Дозоры». Я не поклонник этого жанра, но там, как мне кажется, Лукьяненко был хорош. А вот, что касается «Звёзд…»… Но, как говорится, обо всём по порядку.

А начинается всё, на самом деле даже хорошо и интересно. Пилот русского «челнока» класса «Спираль» готовится к вылету домой, на Землю, с планеты Хикси. Все процедуры, от самых важных до не особенно важных, показаны очень интересно и достоверно. Сам взлёт – как «Спираль» запустили при помощи антиграва. Автор даже не поленился рассказать о том, что желать сейчас Хикси «долгих лет и здоровья» – высшее оскорбление, так как почти все те, с кем Пётр Хрумов сейчас общается, кого он видит на этом космодроме, скоро умрут. И само описание полёта, встреча со Счётчиком, посадка на Землю – всё это описано не просто хорошо – описано просто великолепно.

К сожалению, как только автор проводит нам, устами этого Пети, «экспозицию», читать становится уже не так интересно. Нет, понятно, что на автора очень хорошо влияла атмосфера всего того, что на тот момент происходило в стране. Ну вот, например…

После того, как люди изобрели технологию «джампа» и вышли в большой космос, оказалось, что они (какое удивление!) не одиноки во Вселенной. И так получилось, что есть Сильные расы – и есть Слабые. И нет ничего удивительного в том, что Сильные правят Слабыми. И понятно, что людей записали в Слабые, но они смогли стать «полезными» – благодаря «джампу» их корабли были самыми быстрыми во Вселенной. Ну, как быстрыми… Это были обычные «шаттлы» всех типов и систем – начиная от старенькой «Спирали» Лозино-Лозицкого (кстати – красивая машина, если кто не видел), и до «Буранов» и тому подобных машин на их базе. И понятно, что летать в космосе они могут… чуть лучше, чем вообще никак. Вся «фишка» – в «джампе», который мог мгновенно перенести корабль на расстояние в «двенадцать с хвостиком световых лет». И ещё то, что никто, кроме людей не мог этот самый «джамп» выдержать.

И вот сразу после этого объяснения, и после рассказа о том, что, собственно, происходит на Земле – читать становится уже не так уж и интересно. Просто дальше начинается, собственно, «сюжет», который, в принципе, неплох и даже, на самом деле, захватывает, но…

И ведь, если говорить серьёзно, без придирок, то дилогия-то получилась даже неплохой. По крайней мере, после того как я прочитал «Звёзды…», я пошёл и сразу купил себе «Звёздную Тень», прямое продолжение первого романа. И так же, как и первый роман, я прочитал его «одним махом» – я всегда быстро читал. И… с тех пор прошло больше двадцати одного года. Книги стоят у меня в книжном шкафу. Доставал ли я их оттуда хоть раз? Перечитывал ли я их хоть раз? Увы, но нет. На самом деле, я не могу сказать, что именно мне не понравилось в них. Атмосфера безысходности и беспросветности на Земле? То, что люди вышли в большой космос, но… оказались не готовы к тому, что там происходит? Тому, что даже такое сравнительно простое дело не смогло обойтись без разного рода «подковёрной возни» и прочего? Помните это – «Не ггоршш, а ггоршш!». В общем, это, на мой взгляд… не особенно красит сюжет.

На самом деле, я не могу сказать, понравились мне эти два романа, или нет. С одной стороны, как я уже говорил – отдельные эпизоды в романах просто прекрасны. Присутствует определённый юмор – и порой он даже забавный. Например, история Снега – почему его так странно назвали. Но вот, при чтении я порой ловил себя на мысли, что всё это – какое-то ненастоящее. Да, снова аналогия с теми фальшивыми ёлочными игрушками. И вроде у романов есть всё, что нужно – и сюжет, и герои, и космос, и так далее – но на выходе получается что-то не то.

Конечно, я могу быть неправ – и даже, скорее всего, я неправ. Но – если кто-то читал эти романы, то я буду рад обсудить их.

Звёзды — холодные игрушки — дилогия Сергея Лукьяненко в жанре космической фантастики, состоящая из книг «Звёзды — холодные игрушки» (1997) и «Звёздная тень» (1998). Книги последовательно описывают начальную и конечную часть одной и той же истории, в них действуют одни и те же персонажи.

Содержание

Мир дилогии

XXI век, ближайшее будущее. На Земле открыт «джамп» — способ мгновенного перемещения космического корабля в другую точку пространства. Открытие было совершено в России группой молодых ученых из МГУ, но дальнейшая разработка была проведена в США. За один прыжок корабль перемещается на константное расстояние около двенадцати световых лет. Благодаря этому открытию начинаются полёты в дальний космос. Ситуация парадоксальная — в Солнечной системе не освоены даже ближайшие к Земле планеты, а к звёздам уже летают. Звездолёты представляют собой обычный космический челнок для орбитальных полётов, с жидкостно-реактивным двигателем, запускаемый носителями, зачастую сделанными ещё в XX веке, только оснащенный устройством для межзвёздных перелётов.

В первых же полётах в дальний космос земляне встретились с инопланетянами. Оказалось, что в этой области Галактики сосуществует множество разумных видов, объединённых в так называемый Конклав. Правят в Конклаве старые, могущественные расы, так называемые Сильные, более всего озабоченные тем, чтобы не допустить конкуренции. Положение молодых рас, так называемых слабых, которых примерно на порядок больше, довольно неприятное — их деятельность жёстко контролируется; обычно расе «выделяется» какая-то узкая специализация, к которой она лучше всего приспособлена, и в межзвёздных отношениях она вынуждена играть заданную роль. Так, раса алари, создающая разрушительное оружие и мощные боевые корабли, используется исключительно для военных целей, раса счётчиков вынуждена работать в Конклаве в качестве «живых компьютеров», куалькуа — в качестве переводчиков и даже живых блоков управления боевых торпед, и так далее. Отказаться невозможно — Конклав не останавливается перед уничтожением тех, кто не желает подчиняться его законам. В условиях узкой специализации молодые расы не могут развиваться гармонично, в итоге оставаясь в подчинённом положении.

Ниша, которую заняли земляне в системе Конклава — быстрые перевозки грузов. Как очень быстро выяснилось, из всех разумных Конклава только человек нормально переносит джамп (даже испытывает эйфорию в момент прыжка) — все остальные либо гибнут, либо сходят с ума, впрочем, от этого не застрахованны и люди — после определенного количества «джампов» подряд повреждается психика и человек уходит в «вечный джамп» — джампирует, пока не умрет от истощения или пока не кончится топливо. Корабли чужих могут перемещаться в подпространстве, что является более быстрым, чем обычный полет, но более медленным, чем джамп, видом перемещения в космосе.

Разумные расы Конклава

  • Хиксоиды — Сильная раса разумных насекомоподобных, похожих на богомолов, существ трех метров ростом. Уроженцы планеты Хикси, имеют много колоний, в том числе в системе Сириуса. Видимо, делятся на касты по способности к той или иной работе, касты разнятся окраской покровов, например, интеллектуальная элита имеет алую окраску. Отдельный хиксоид — хрупкое существо, от неловкого движения может сломать себе конечность, но при этом у него зрение в несколько раз совершеннее человеческого. При смене поколения хиксоидов для старых особей проводится традиционная коллективная эвтаназия. Хиксоиды не так далеки от человека по психологии — у них есть аналоги телевидения, рекламы, циркового искусства. После вступления человечества в Конклав наряду с даэнло стали ответственными за нашу расу.
  • Даэнло — Сильная раса. Даэнло выглядят как огромные носороги с гибкими длинными щупальцами на морде. Обладают в том числе сильным космическим флотом. Вместе с Хикси являются ответственными за человечество.
  • Торпп — небиологическая раса с неясным для землян статусом, скорее всего, Сильная (присутсвует на совете Сильных рас). Торпп выглядит как небольшое солнце, подвижное разумное облако энергии, заключенное в силовых полях.
  • Счетчики — небиологическая Слабая раса, чьей специализацией является функция компьютеров — разнообразные сложные расчеты. Самоназвание расы в книге не упоминается, но слово «счетчик» в их обществе считается оскорбительным. Планета счетчиков напоминает Сатурн, человек не может на ней существовать. Целью существования своей расы сами счетчики считают познание изначальной истины. Счетчики выглядят как среднего размера, покрытые крупной серой чешуей, рептилии с голубыми, способными светиться в темноте, глазами. У этой расы существует два сознания, внутреннее (воспринимает информацию на уровне байтов) и внешнее (подобное сознанию биологических рас). Счетчики способны входить в контакт с живыми и неживыми системами, чье действие основано на электрических импульсах, от человеческого мозга до микросхем различных приборов.
  • Алари — Слабая раса существ, подобных земным грызунам. Специализацией алари является военная функция. Алари могут передвигаться как на четырех, так и на двух ногах. На передних конечностях — гибкие пальцы, но, например, оружие алари обычно крепится к голове и управляется языком. Их интересной особенностью является способность к половому самоопределению при достижении какого-то возраста, причем неопределившийся алари полноценен физически и интеллектуально. Определение пола происходит со сменой окраски с черной на серую.
  • Куалькуа — Слабая раса-симбионт. Куалькуа не имеет определенного облика, может входить в контакт с любым существом биологической природы и трансформировать тело носителя в соответствии с его пожеланиями. Известны среди других рас своим равнодушием к смерти. Все куалькуа на самом деле являются одним, единым существом с единым разумом.
  • Человечество — Слабая раса, находящаяся под консультативной опекой Хикси и Даэнло. По косвенным данным, в дилогии описано ближайшее будущее Земли, примерно 2030-е годы. Кроме джампа, прорывов в технологии почти нет, разве что изобретение механизмов, проецирующих изображения на воздух. Практически все государства имеют свои космические программы, при этом 20 % Земли работает на космос. В России произошли следующие события — Москва перестала быть столицей, в прошлом произошел конфликт с Украиной по поводу Крыма, и ко времени событий романа Крым признан независимым государством.
  • Дженьш — Сильная раса. Описаны, как «затюканные инженеры, напоминающие гибрид пчелы с обезьяной». В конце книги присутствуют на совете Сильных рас, но для Хрумова является неожиданным то, что Дженьш — Сильная раса. Упоминается то, что они обладают достаточно сильным флотом. («Допустим Дженьш и вы, Алари, разотрете систему геометров в пыль…»)
  • Пыльники — Слабая раса, чьей специализацией является терраформирование. В дилогии только упоминается. По имеющейся информации, являются червями.
  • Мерцающие — Слабая раса, контролирующая каналы связи. В дилогии только упоминается.
  • Непроизносимые — Слабая раса, пытающаяся выработать общую мораль и философию для всех рас, чтобы они перестали делиться на сильных и слабых. В дилогии только упоминается.

Сюжет

Звёзды — холодные игрушки

Пилот Пётр Хрумов, возвращаясь с грузом с Хикси-43, восьмой планеты системы Сириуса, обнаруживает, что на его корабль пробрался «заяц» — инопланетянин-счётчик, называющий себя Карелом. Каким-то образом инопланетянин сумел перенести «джамп» и не сойти с ума. Карел говорит, что несёт информацию, жизненно важную для всего человечества, но готов поделиться ею только с Андреем Хрумовым. Ввозить на Землю чужого — преступление, но Пётр всё-таки делает это.

С помощью Данилова — лучшего пилота компании «Трансаэро» — и многочисленных связей Андрея Хрумова, удаётся сделать практически невозможное — провести на стартующий с космодрома корабль Андрея Хрумова, Машу Клименко и Карела. Герои отправляются к эскадре алари и узнают, что эскадра недавно приняла бой с одиночным кораблём неизвестного типа. Этот корабль уничтожил более сорока малых боевых кораблей алари и серьёзно повредил крейсер. После захвата пилот корабля вступил в бой с алари на борту крейсера и был убит. Пилот оказался биологически полностью эквивалентным человеку. Из компьютера корабля удалось получить большое количество сведений о пилоте, о его языке, но совсем немного — о его родине. Пилота звали Ник Ример. Цивилизацию, к которой принадлежал Ник, условно назвали Геометрами, за то, что на своей родной планете она превратила материки в геометрически правильные фигуры. Геометры не просто прилетели в этот район на разведку. Оказывается, они переместили сюда всю свою звёздную систему, с центральным светилом и планетами. Очевидно, что столкновение Геометров с Конклавом неизбежно. Слабые расы должны выбрать, с кем им выгоднее сотрудничать. Для человечества появление Геометров — действительно серьёзная опасность, сильные, узнав об идентичности людей и геометров, уничтожат людей просто как возможных потенциальных союзников своих врагов.

Оказавшись на Родине, Ник встречается со своим Наставником, друзьями и возлюбленной. Но он не помнит почти ничего, лишь отмечает, что его реакция на происходящее вокруг не такая, какой она должна быть. Мир Геометров внешне выглядит как воплощение земных утопий XX века (практически все детали обстановки позаимствованы из Мира Полудня братьев Стругацких). Люди живут, работают, осваивают космос. Правит Мировой Совет, состоящий из наиболее авторитетных специалистов (врачей и учителей-Наставников). Дети почти с рождения воспитываются в интернатах, под наблюдением профессиональных Наставников. Наставник — самая почётная профессия у Геометров, обладающая высокими полномочиями и любовью сограждан, их задача — воспитывать детей в духе признанной идеологии, с чем они почти всегда успешно справляются.

Основа идеологии Геометров — идея Дружбы, под которой понимается необходимость навязать любой контактирующей расе собственный взгляд на мир, после чего принять её в число своих друзей. Поскольку навязывание мировоззрения высокоразвитой цивилизации трудноосуществимо, имеется институт «регрессоров» — агентов Геометров, направляемых к другим цивилизациям для проведения так называемых «миссий дружбы». Регрессоры понижают развитие иных рас до уровня, достаточно низкого для безоговорочного принятия ими идеологии Геометров. Геометры уже подчинили себе таким образом две расы разумных, живших с ними в одной звёздной системе — так называемых «маленьких друзей» и «гибких друзей». Идея Дружбы признаётся самоценной и не подлежащей сомнению. Геометры искренне стремятся к её осуществлению и готовы идти на жертвы.

Во время посещения интерната, где он воспитывался, Ник, узнав, что Наставники с помощью аппаратуры наблюдения могут в любой момент подсматривать за жизнью подопечных и свободно делают это, даёт своему Наставнику Перу пощёчину. Его тут же изолируют, а затем отправляют в «санаторий» — фактически концлагерь, заключённые которого занимаются выравниванием береговой линии в холодной части континента. В момент драки со старшим по бараку, куалькуа пробуждает в Нике сознание Петра Хрумова. Для Петра нет никаких загадок в восприятии этого мира — он видит, что здесь нет свободы, что самовыражение людей подавлено идеологией. Пётр бежит из «санатория» и встречается с Наставником Пером. От Наставника он узнаёт причину того, что Геометры перемещают свою звёздную систему из ядра галактики на периферию. Оказывается, Геометры бежали от противника, которого называют Тень. Почему-то этот противник настолько страшен им, что они не стали пробовать на нём свою Дружбу, а предпочли уйти как можно дальше.

Решив, что Геометры в качестве господина слабых рас немногим лучше Конклава, Пётр отправляется к Тени, чтобы узнать, не будет ли она лучшим выходом из создавшегося положения. Но сначала нужно принести информацию о Геометрах. Пётр захватывает корабль и возвращается.

Звёздная тень

После возвращения от Геометров Пётр узнаёт, что во время его отсутствия дед умер. Чтобы спасти сознание деда, счётчик переселил его в выделенную область собственного мозга, таким образом, дед оказался в теле Карела. Маша, любившая Андрея Хрумова, в шоке, она отказывается признавать его в новом качестве. Сам Андрей Хрумов тоже не в восторге от случившегося, но даже такая жизнь — всё же лучше, чем смерть.

Разведка чуть было не срывается. Оказывается, Данилов и Маша даже не помышляли о путешествии к ядру. Они решили, что ситуация благоприятствует доставке корабля Геометров на Землю, вместе с образцами оружия чужих. Пётр, не желающий нарушать данное слово, получает заряд из парализатора, состыкованные корабли джампом доставляются к Земле. Однако на земной орбите Пётр, придя в себя, с помощью куалькуа, оставшегося в его теле, и Карела освобождается и бежит на корабле геометров. Во время побега в корабле остаются все герои — Пётр, Карел и Андрей в одном теле, Данилов и Маша. Корабль подчиняется только Петру. Данилову и Маше приходится вынужденно лететь вместе с ним — возвращаться и выгружать их слишком опасно, единственная альтернатива для них — быть выброшенными за борт.

Добравшись до ядра, герои находят блуждающую планету, не вращающуюся вокруг звезды, но при этом, почему-то, с кислородной атмосферой, вполне комфортными условиями на поверхности и странными областями, в которых, судя по результатам изучения, происходит активное поглощение энергии. Приземлившись поблизости от одной из этих областей, герои высаживаются и добираются до неё.

Странная область оказывается тем, что в мире Тени называют Вратами. Войдя во врата, герои разделяются, попадают на разные планеты. Попутно пережив различные события, в конце концов они собираются в одном и том же месте, уже зная, что такое Тень. Как оказалось, в глубокой древности на планете, которую здесь называют Земля Изначальная, развилась могучая человеческая цивилизация. Она вышла в космос и начала активную колонизацию, чему способствовала высокая плотность звёзд в ядре. Корабли с колонистами уходили постоянно, в том числе и очень далеко. Колонии развивались, где-то — гибли. В них возникали и исчезали самые разные политические системы, были периоды мира и войн, происходило практически всё, что когда-либо придумывали земные фантасты, а также многое другое. И нынешние жители Тени, и Геометры, и земляне — дальние потомки колонистов Земли Изначальной. В какой-то момент были изобретены Врата. Первоначально они были вполне вещественными сооружениями, позже изменились, но всегда они выполняли одну и ту же функцию: прошедший через них человек скрупулёзно изучался искусственным интеллектом Врат и переправлялся на планету, где он мог бы жить так, как подсознательно более всего хочет. Если предпочтения человека менялись, он мог снова войти во Врата и переместиться в другое место. Вся совокупность миров, в которых были размещены Врата, и стала называться Тенью.

Тень — мир практически неограниченной свободы. Врата фильтруют людей, объединяя в одном мире тех, кто имеет сходные или совместимые потребности. Если человек хочет властвовать или подчиняться — он окажется в мире, где это возможно. Если хочет воевать за правое дело — попадёт в мир, где идёт война, причём его сторона будет очевидно права. Желающий исследовать мир окажется на планете — университете, где все занимаются наукой, мизантроп — на отдельной планете, где не будет никого, кроме него. Врата не подчиняются сознательному волеизъявлению, они определяют, чего человек хочет на самом деле. Ещё одно важное свойство Врат — тот, кто хотя бы один раз прошёл через них, становится бессмертным. Умерев, он снова попадёт в желаемый мир и сможет продолжить жить. Мир, в котором есть Врата, приобретает защиту.

Не всем в Тени нравится система Врат. Некоторое время назад существовал Хрустальный Альянс, который объединял недовольных и пытался уничтожить Врата. Существует также Торговая Лига — она перевозит грузы между мирами, пользуясь обычными космическими кораблями, и пытается создать сеть собственных Врат, которые были бы обычным средством передвижения. Последнее пока получается не особенно. На одной из планет Тени Андрей Хрумов получает новое человеческое тело, в которое переселяют его сознание, сохранённое Карелом.

Как узнаёт Пётр, куалькуа, живущий в его теле — не самостоятельная особь. В действительности все особи куалькуа во Вселенной — единое существо с общим сознанием и личностью. Общение его частей происходит через какие-то каналы, для которых не имеет значения расстояние. Куалькуа сообщает Петру, что сильные расы, узнав о Геометрах, уже направили к Земле флот, который должен её уничтожить. Последним средством для спасения Земли кажется введение её в Тень. Но чтобы войти в Тень, мир должен получить зерно Врат — небольшой артефакт, который необходимо доставить на планету и бросить на неё. Чтобы зерно подействовало, сам бросающий должен быть уроженцем этой планеты и должен быть уверен, что это необходимо. Герои добывают зерно, но перед самым отлётом на Землю в Петре вновь просыпается личность Ника Римера. Ник везёт зерно на планету Геометров и бросает его там. Геометры входят в Тень. Попав в новорождённые Врата, Пётр навсегда избавляется от Ника — тот отправляется куда-то. Зерно дублируется, его копия остаётся у Петра, но Пётр понимает, что дубликат предназначен не ему, а находящемуся в его теле куалькуа. Ведь сам Пётр не может заставить себя поверить, что Земля должна войти в Тень.

Пётр вступает в переговоры с сильными, в результате которых они отказываются от идеи уничтожения Земли и снимают обвинения с рас — участников заговора. Пётр возвращается на Землю, а через некоторое время избирается сильными расами полномочным представителем Земли для участия в переговорах о вступлении землян в их ряды.

Читайте также: