100 летие образования конструктор кого бюро туполева

Обновлено: 05.05.2024

Данная работа участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днем». Орфография и пунктуация автора сохранены!

В 2022 году конструкторское бюро публичного акционерного общества «Туполев» отмечает 100-летний юбилей со дня основания. Андрей Николаевич Туполев был выдающимся авиаконструктором, академиком, трижды Героем Социалистического Труда.

К началу Великой Отечественной войны боевые самолёты, разработанные в его коллективе, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР. В январе 1941 г. совершил первый полёт пикирующий бомбардировщик Ту-2, который по своим характеристикам превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый реактивный самолёт российской гражданской авиации ТУ-104. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым через Северный полюс в США.

Нам пока далеко до мировых рекордов, хотя, как знать, но уже сегодня воспитанники детского сада №19 города Ишима могут похвастаться первыми конструкторскими находками на интерактивной выставке детско-родительских работ «Самолёт построим сами».



Игнатенко Марина Анатольевна,

старший воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009379 скачать >>>>

Диплом участника областного конкурса публикаций скачать >>>>

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2022/2023 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Информационная минутка, посвященная празднованию 100-летия основания конструкторского бюро публичного акционерного общества "Туполев".


В 2022 году конструкторское бюро публичного акционерного общества "Туполев" отмечает 100летний юбилей со дня основания.

Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972) был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком АН Советского Союза, трижды Героем Социалистического Труда. Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолётов. Именно на сконструированных Андреем Туполевым самолётах было установлено более ста мировых рекордов и уникальных перелётов.

Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888 году в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908 году А.Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учёбы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полёт на планере, в постройке которого брал активное участие.

Но 1911 году учёба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещённой литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом Первой мировой войны надзор был снят и А.Туполев смог продолжить учёбу. В 1918 году он с отличием окончил училище.

Профессиональная деятельность А.Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком ещё со времён учёбы в училище, он начал работу в российском расчётном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А.Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н.Жуковского в 1921 году – заместителем директора Сергея Чаплыгина.

В 1922 году, на базе ОКБ, выдающимся авиаконструктором и организатором производства Андреем Николаевичем Туполевым, было основано нынешнее ПАО «Туполев».

В 1925 году А.Туполев создал один из лучших самолётов своего времени - двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1. Также в 1932 году А.Туполев руководил созданием АНТ-25.

Все это время до 1936 года А.Туполев проводил опыты с дюралем в самолётостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А.Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолёта, чем используемое железо и дерево. В 1936 году А.Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности. К 1937 году авиаконструктор усовершенствовал свою модель. Именно ТБ-3 использовали для высадки на Северной Полюс советских учёных.

В октябре 1937 года А.Туполев, вместе с группой учёных-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А.Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940 года А.Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Все время, пока А.Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29. А.Туполева освободили досрочно летом 1941 года, и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955 году.

К началу Великой Отечественной войны боевые самолёты, разработанные в его коллективе, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР.

Они воевали все 4 года войны: СБ и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а Ту-2 в апреле 1945-го бомбили Берлин.

В январе 1941 г. совершил первый полёт пикирующий бомбардировщик Ту-2, который по своим характеристикам превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Эти самолёты выпускали несколько авиапредприятий страны, в том числе Московский авиационный завод N° 22 им. С. П. Горбунова (с конца 1941 г. он стал казанским) и Авиационный завод N° 23, образованный на той же производственной площадке в 1942г.

Всего за время войны выпущено 1216 таких самолётов. Советские предприятия продолжали выпускать их ещё в течение 7 лет после Победы, и всего до окончания серийной постройки было произведено 2527 машин этого типа.

А. Н. Туполев за создание Ту-2 в 1943 году получил Сталинскую премию, в 1944 году орден Отечественной войны и Орден Суворова, ему были присвоены звание генерал-майора и в 1945 году звание Героя Социалистического Труда. Многие сотрудники КБ и серийных заводов в 1944 году награждены правительственные наградами.

После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый реактивный самолёт российской гражданской авиации ТУ-104. Кроме того, конструктор разработал турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт, вылет которого состоялся в 1957 году.

Всего под его руководством создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых строились серийно, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).

На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США.

Туполев стал академиком, генеральным конструктором.

Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В городе Кимры Тверской области установлен бюст Туполеву.
Сын Туполева, Александр Андреевич Туполев — также известный авиаконструктор, академик.

В 1972 году Туполев получил пятую по счёту главную премию страны в области науки. Теперь она называлась Государственной премией СССР. 22 сентября Андрей Николаевич Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм» в третий раз получил звание Героя Социалистического Труда с вручением медали «Серп и Молот».

Генерал-полковник-инженер в отставке Трижды Герой Социалистического Труда Туполев Андрей Николаевич. Октябрь 1972 года.

Спустя два месяца после получения своей третьей Звезды Героя Социалистического Труда – 23 декабря 1972 года 84-летний Андрей Николаевич Туполев скончался. Он был похоронен с высокими воинскими почестями. Тело Туполева покоится на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве рядом с погибшими при катастрофе самолета АНТ-20 «Максим Горький», экипажем разбившегося в 1973 году на авиасалоне в Ле-Бурже Ту-144 и многими другими его друзьями и соратниками.

Сегодня имя Туполева носит Московский Авиационный научно-технический комплекс, Казанский авиационный институт и один из островов Карского моря.

Тульский государственный музей оружия продолжает серию публикаций, посвященных 100-летию опытного конструкторского бюро «Туполев» (ОКБ).

Основанное легендарным российским авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым ОКБ разработало более 300 различных моделей и модификаций самолетов. За 100 лет истории выпущено более 18 000 самолетов марки «Ту», установлено около 280 рекордов грузоподъемности и дальности полета.

Семья Туполевых. Слева направо сидят — Анна Васильевна (мать), Николай Иванович (отец), Николай (брат), Мария, Наталья, Вера (сестры), Андрей; стоят — племянница, Сергей (брат), Александра Николаевна (его жена), Анна (няня). 1900 г.

Семья Туполевых. Слева направо сидят — Анна Васильевна (мать), Николай Иванович (отец), Николай (брат), Мария, Наталья, Вера (сестры), Андрей; стоят — племянница, Сергей (брат), Александра Николаевна (его жена), Анна (няня). 1900 г.

Сегодня наш рассказ посвящен жизненному пути основателя опытного конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в усадьбе Пустомазово (ныне не существует) Тверской губернии в дворянской семье нотариуса и дочери судебного пристава. Он был шестым из семи детей четы Туполевых. Семья жила достаточно бедно, зарабатывала на жизнь нелегким крестьянским трудом.

Андрей Николаевич окончил Тверскую гимназию, Императорское Московское техническое училище (современное МВТУ им. Н.Э. Баумана). Именно там он познакомился с «отцом русского воздухоплавания» Николаем Егоровичем Жуковским (1847-1921), обучавшим его и других будущих ученых, конструкторов, академиков и летчиков: А.А. Архангельского, А.А. Микулина, В.М. Петлякова, Б.С. Стечкина, С.А. Чаплыгина и многих других.

Однако учеба Туполева была прервана: в 1911 году его приговорили к выселке из столиц за предоставление своего «адреса» для планирования студенческих забастовок. Но уже в 1913 году он возвращается в Москву.

Во время Первой мировой войны Андрей Николаевич работал в первом в стране авиационном расчетном бюро и записался «братом милосердия». Именно в этот период он познакомился со своей будущей женой Юлией Николаевной Желтиковой (1894-1962).

1 декабря 1918 года издается Положение о Центральном аэродинамическом институте (будущем ЦАГИ). Директором института был назначен Жуковский, Туполев стал главой авиационного отдела.

В октябре 1922 года при ЦАГИ была организована Комиссия по постройке цельнометаллических самолетов под председательством Андрея Николаевича. Это событие стало началом истории будущего всемирно известного ОКБ «Туполев».

На испытаниях глиссеров. Слева — А. Н. Туполев, справа — начальник ЦАГИ Н. М. Харламов. Севастополь, 1928 г.

На испытаниях глиссеров. Слева — А. Н. Туполев, справа — начальник ЦАГИ Н. М. Харламов. Севастополь, 1928 г.

В 20-30 годы ХХ века под руководством Туполева были созданы самолеты как военного, так и гражданского назначения - АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-20, АНТ-35, АНТ-40 (СБ), АНТ-42 (ТБ-7).

21 октября 1937 года Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. В заключении он, вместе с другими репрессированными авиаконструкторами, работал в специальном ЦКБ-29 НКВД. С началом войны Туполев был досрочно освобожден и эвакуирован в Омск, где организовал производство самолета «Ту-2». Всего на фронтах Великой Отечественной войны были задействованы 11 типов самолетов и торпедных катеров Туполева.

Главные конструкторы авиационной техники периода Великой Отечественной войны: С. А. Лавочкин, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, А. И. Микоян. 1947 г.

Главные конструкторы авиационной техники периода Великой Отечественной войны: С. А. Лавочкин, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, А. И. Микоян. 1947 г.

В послевоенное время под руководством авиаконструктора Туполева был разработан и внедрен целый ряд высококлассных бомбардировщиков «Ту», началось создание стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160.

Андрей Николаевич внес колоссальный вклад и в развитие гражданской авиации, под его руководством создавались самолеты для внутренних и международных пассажирских авиалиний: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-144, Ту-134 и Ту-154. Туполев искал возможности создания новых типов магистральных пассажирских самолетов, что обусловило появление современных машин Ту-204/214 и Ту-334.

Всего под руководством выдающегося конструктора спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 выдающихся перелетов.

M. В. Козлов, Э. В. Елян, А. А. Туполев, А. Н. Туполев, В. Н. Бендеров, Ю. Т. Селиверстов после первого вылета Ту-144. 1968 г.

M. В. Козлов, Э. В. Елян, А. А. Туполев, А. Н. Туполев, В. Н. Бендеров, Ю. Т. Селиверстов после первого вылета Ту-144. 1968 г.

Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 года в Москве. Его имя носит Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря, набережная в Москве, улицы в Киеве, Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах.

Тульский государственный музей оружия продолжает серию публикаций, посвященных 100-летию опытного конструкторского бюро «Туполев».

Основанное легендарным российским авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым, ОКБ разработало более 300 различных моделей и модификаций самолетов. За 100 лет истории было выпущено более 18 000 самолетов марки «Ту», установлено около 280 рекордов грузоподъемности и дальности полета.

Сегодня наш рассказ посвящен жизненному пути «отца русского воздухоплавания» Николаю Егоровичу Жуковскому.

Николай Егорович родился 5 января 1847 в имении Орехово Покровского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Тягу к знаниям проявил уже в детстве, во многом благодаря его первому учителю Альберту Христиановичу Репману – будущему знаменитому физику.

Жуковский окончил 4-й Московскую гимназию и физико-математический факультет Московского университета. Впоследствии защитил докторскую диссертацию на тему «О прочности движения».

Николай Егорович внес огромный вклад в развитие физики, математики и механики, но, в первую очередь, он известен как «отец русского воздухоплавания».

Вклад Жуковского в теоретическое развитие авиации сложно переоценить. Достаточно вспомнить его деятельность в разработке теоретических и экспериментальных основ аэродинамики, где им были получены фундаментальные, основополагающие для всего последующего развития авиации результаты. Велика роль Н.Е. Жуковского в создании ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института – мирового научного авиационного центра, руководству которым он отдал последние годы своей жизни, а также Военно-воздушной инженерной академии, названной его именем.

В 1908 году, когда готовилась выставка учеников Жуковского в Московском высшем техническом училище, им помогал один студент-первокурсник, представившийся коротко и просто: «Туполев. Андрей».

Андрей Николаевич Туполев от своего учителя унаследовал скрупулёзное внимание к мелочам и точности в проектировании и всегда с большим теплом и уважением вспоминал человека, кто всеми силами старался помочь будущему конструктору.

Среди учеников Жуковского было множество академиков, ученых и конструкторов. Например, Н.Н. Поликарпов, Г.М. Мусинянц, В.М. Петляков, Л.С. Лейбензон, Б.Н. Юрьев, В.П. Ветчинкин, а также уроженец Тулы Б.С. Стечкин и многие другие.

Члены воздухоплавательного кружка МВТУ. Справа от Николая Егоровича Жуковского сидят Б.И. Россинский, Б.С. Стечкин, А.Н.Туполев, за Жуковским стоит Б.Н. Юрьев.

Члены воздухоплавательного кружка МВТУ. Справа от Николая Егоровича Жуковского сидят Б.И. Россинский, Б.С. Стечкин, А.Н.Туполев, за Жуковским стоит Б.Н. Юрьев.

С.А. Чаплыгин, ученик Николая Егоровича Жуковского, говорил о нем так: «Он своей светлой и могучей личностью объединял в себе и высшие математические и инженерные науки. Лишь в меру необходимости отдавая дань потребностям жизни, он все свои гигантские силы посвящал работе. При своем ясном, удивительно прозрачном уме он умел разрешить и внести такой свет в, казалось бы, безнадежные вопросы, что после его слов все становилось ясным».

Целая плеяда знаменитых ученых, академиков и конструкторов продолжили дело Н.Е. Жуковского, руководствуясь его главным принципом – «человек может все, используя силу разума».


Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

В 2022 году КБ «Туполев» отметит столетний юбилей своего создания

В 2022 году КБ «Туполев» отметит столетний юбилей своего создания

Вся авиационная отрасль страны начала подготовку к знаменательному событию, которое состоится 22 октября 2022 года. Именно в этот день ровно 100 лет назад было создано конструкторское бюро «Туполев», которое отложило колоссальный отпечаток на развитие всего воздушного транспорта страны.

Помимо военных крылатых машин, внесших весомый вклад в разгром врагов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, одним из мирных направлений работы туполевцев стал выпуск гражданских авиалайнеров. Первый реактивный пассажирский самолет СССР был назван Ту-104 и поднялся в воздух в 1955 году. Его сменил ставший одним из самых массовых в производстве ближнемагистральный Ту-134. Он также использовался и в военной авиации.

Ярким отечественным самолетом стал сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, развивавший скорость до 2500 километров в час, что было больше, чем у его основного конкурента, британо-французского Concorde.

Но для советских и российских граждан самым востребованным стал трехдвигательный реактивный пассажирский Ту-154, который совершил свой первый полет в 1968 году. Он на многие годы стал высокоэффективным самолетом в отечественной гражданской авиации, чьи эксплуатационные и летные характеристики были на уровне лучших иностранных аналогов.

Якутия, как и многие другие регионы, также массово использовала эти крылатые машины. В народе их прозвали небесными ласточками, так полеты на них были комфортными и безопасными.

Сегодня ПАО «Туполев» – ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения. На самолетах «Туполева» установлено около 280 мировых рекордов по дальности полета и грузоподъемности

Опытно-конструкторским бюро А.Н. Туполева разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18 тысяч самолетов марки «Ту», около 1 тысячи из них поставлено в 20 стран мира.

28 октября 2020 года единственный из оставшихся в российской гражданской авиации Ту-154 совершил последний полет. Борт компании «Алроса» доставил 140 пассажиров из якутского города Мирный в Новосибирск.

Пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я)

Читайте также: