Адольф дик т 34 конструктор танка

Обновлено: 26.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Этот сенсационный вывод следует из известного каждому либерасту постулата: "совок" был творчески бесплоден! Лагеря - англы с бурами задолго до революции использовали, бесчеловечную продразверстку - еще царское правительство ввело. И даже философские пароходы САСШ изобрели, оказывается.
Или вот в отношении танка Т-34: по дебилизору в целях разоблачения "бесчеловечного сталинского режима" показали как-то - довольно уже давно - сюжет о гениальном конструкторе Кошкине, коему всячески вставляли палки в колеса гусеницы. Мол, "кровавый тиран" выслушал прожект и, пыхнув трубкой, изрек: "Ресурсов дадим сколько надо, однако за попил спросим строго!" - крайне, крайне недемократично! И потом на полигоне действительно пришлось демонстрировать преимущества перед другими конструкциями, вместо чтобы просто дать слово маркетологам - умельцам живописать несуществующие достоинства. Да и самих маркетологов при той жестокой тирании не существовало как класса. Омерзительно.
Однако же чуть позже газета "Аргументы и Факты", проводя линию вашингтонского обкома на внушение идеи о бездарности русского народа, убедительно продемонстрировала, что никакого конструктора Кошкина в природе не существовало, под такой фамилией проживал малограмотный, с 2-мя классами образования, кондитер. А чертежи танка были куплены у недооцененного американским правительством гения из САСШ. (Тут, правда, возникает неприятный либерасткому уху диссонанс - получается, что генсек оказался шибко умнее президента. Но по прочтении статьи мало кто задумается об этом, верно? ;)
А уж в области искусств - так и вовсе ни одной оригинальной идеи: Волков "спиратил" Баума, Чуковский - Лофтинга, Толстой - Коллоди, Лагин - Энсти.
И вдруг обнаруживается странное и невероятное! В 2007г. в САСШ выходит мультфильм "Три Мушкетера": "Спасение короны зависит от храбрости и отваги четырех бесстрашных псов. Наших героев ожидают сражения с коварными гвардейцами кардинала и множество захватывающих приключений. Девиз прежний: Один за всех и все за одного!" Ну, мультфильм и мультфильм, однако же - еще в 1981 году в "убогом совке" появился мультфильм "Пес в сапогах": "В роли мушкетеров выступают королевские собаки, им противостоят коты кардинала". Как мог приключиться такой казус?
Объяснение напршивается только одно - в секретных подвалах Лубянки существовал как минимум один экземпляр машины времени. Чертежи, естественно, совецкие шпионы украли у Герберта Уэллса еще в 1920 году, при посещении тем разграбляемой жидобольшевиками Великой Империи. А может, даже в архивах самого да Винчи порылась пресловутая "кровавая рука Москвы" (не путать с благотворной "невидимой рукой рынка". )
Поистине потрясающие результаты могут быть получены посредством либерастской логики.

Сейчас другая версия модная.
Танк т34 придумал не поймешь кто, но его подсидел Кошкин - написал на него донос в НКВД и тот конструктор сел.
А Кошкин был простым администратором-комиссаром:)

> показали как-то - довольно уже давно - сюжет о гениальном конструкторе Кошкине

Для справки - Кошкин имел всего два класса церковно-приходской. Настоящий конструктор через два месяца после появления на заводе Кошкина, когда все проектные работы по танку были завершены, был арестован и расстрелян. До Харькова Кошкин "трудился" в парткоме Кировского завода в Ленинграде и к конструкторской деятельности не имел никакого отношения. Есть подтверждающие это документы и они опубликованы. Прообразом танка Т-34 был танк БТ-7. Вернее, в ходе дальнейшего развития танка БТ-5М получилось две ветви - БТ-7 и Т-34.

Краткая биография Кошкина - http://www.peoples.ru/technics/designer/koshkin/index.html
Про "2 класса церковно-приходской" к сожалению ничего нет, только про Ленинградский политех.
Опубликованные документы - в студию.
Что касается "прообразов", то мне как любителю "клеить танчеги" очень любопытно: по каким критериям они определяются? Почему бензиновый колесно-гусеничный БТ - вдруг прообраз дизельного полностью гусеничного Т-34? "Прообразом" тридцатьчетверки официально считаются А-20/32/34.

Первый проект, созданный под его руководством, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (бывший ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около 40-ка выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.
Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А.Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А.Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

Конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён.

Первое. Я просил ссылку на ДОКУМЕНТЫ (утверждалось, что они "есть и опубликованы"), а не ссылку на никем не рецензируемую Википедию. ДОКУМЕНТ - это например донос Кошкина на Дика с архивными номерами.
Второе. По прежнему непонятно (может быть только мне) по каким критериям БэТэшка - прообраз Т-34. В конце 30х развивались 2 направления (колесно-гусеничные машины - БТ и чисто гусеничные Т-28, Т-35 и др). В конце концов, первое было признано бесперспективным. Ну да, определенные технические решения разумеется применялись и позже.
Если так рассуждать, то прообразом Т-34 можно назвать и Т-28 - а что, оба средние, а то что у 28го 3 башни и подвеска другая, так это ничего ;)

> Если так рассуждать, то прообразом Т-34 можно назвать и Т-28
Компоновка совсем другая.

> например донос Кошкина на Дика с архивными номерами
Году в 1993 меня заинтересовало дело Ивановских ткачей. Краткая фабула: когда немцы двигались на Москву, они вплотную подошли к Ивановской области. Вся партийно-чекистская "элита" разбежалась "в эвакуацию". Тогда работяги стали требовать их вооружить, а семьи тоже эвакуировать. Им потом это припомнили - никого не оставили в живых. Недавно хотел кое-что уточнить, поинтересовался, а к документам по делу Ивановских ткачей опять "закрыт доступ". Так и к тому доносу на Дика доступ тоже теперь закрыт.

Если требуете представить донос, то заранее знаете, что сделать это уже невозможно. Получить доступ к уголовному делу на Дика СЕЙЧАС уже не представляется возможным.

В частности, среди многих изобретений Адольфа Яковлевича Дика примечательно такое: он изобрел трубогибочный станок, используемый при производстве конвективных пучков паровых котлов серии ДКВ, ДКВР. Ранее трубы гнули вручную, нагревая их на горне. За одну смену удавалось согнуть всего 4-5 труб, поскольку процесс был весьма трудоемким. Изобретенный Диком уникальный станок, предназначенный именно для котлостроения, принес огромную экономию, что позволило выполнить годовую программу за два месяца.

Это конечно очень интересно, но добавляйте пожалуйста источник.
В данном случае - "По материалам раздела "Биографии" сайта "Тайны имени". " ;)))
Что же до отправки по партийной линии - в те годы обычное дело. Вопрос - чему он в все же политехе учился, если его отправляли со словами «Стране нужны свои грамотные специалисты"?

Не знаю чему он там учился. Я еще в своей жизни не встречал бывших партийно-комсомольско-советских работников, которые что-то понимали бы в технике. Словоблудие и техника несовместимы.

С весны 1918 г он служит в рядах Красной Армии. Осенью 1919 г Кошкина принимают в ряды РКП (б). После окончания Гражданской войны политрука роты Михаила Кошкина посылают учиться в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. После трех лет учебы его направляют на партийную работу в Вятку. Вскоре Кошкина выдвигают на должность заведующего агитационно-пропагандистским отделом губернского комитета партии.

Летом 1929 г Михаила Кошкина вызвал секретарь губкома: «Стране нужны свои грамотные специалисты. Мы рекомендуем вас в счет парттысячи для учебы в Ленинградский политехнический институт. »
======================================== ===============
В своей жизни я еще ни разу не встречал партийно-комсомольско-советских чиновников, которые проявляли бы хоть какое-то понимание, не говоря о знании, техники. Словоблудие и техника несовместимы. Это, наверное, единственный и уникальный случай ;-))

Хотя верится с очень большим трудом в связи с разделением его КБ на два из-за слабости. И только когда Дик опоздал со сроком сразу же последовал "анонимный" донос и начальником справившегося с заданием КБ становится Кошкин.

первый раз слышу.
а можно ссылки на источники?
где публикованы документы?
я что-то слаюо представляю БТ-7, модернизированный до Т-34.
по-моему, даже езун не додумался до такой версии.

> я что-то слаюо представляю БТ-7, модернизированный до Т-34.
Достаточно добавить пятый каток, наклонить пружины подвески и чуть удлинить корпус. Баки, как и в БТ-*, были в кабине экипажа. Башня находилась, как и в БТ, далеко от центра тяжести, за счет чего вести прицельный огонь на ходу было невозможно. До баков и башни Дик не успел добраться. Была проблема у прообраза БТ-7, который уже не мог без гусениц двигаться по дороге (резина на катках не выдерживала веса и быстро изнашивалась).

В результате модернизации должен был получиться БТ-9. Но стараниями Дика получился Т-34, хотя изначально предполагалось иметь четыре катка, как и во всех танках линии БТ (быстроходный танк).

Мультфильм этот называется "ремейк". ;-))

На самом деле оригинальными танками, не имевшими аналогов, были танки КВ. И ракета Р-7, на которой Королев вывел Гагарина в космос тоже не имела ничего общего с ракетами Вернера фон Брауна. И в нарушение завещания Нобеля Канторович, единственный математик в мире, был награжден премией именно за решение математической задачи. И Норберт Винер в своей автобиографичной книге "Я математик" писал: "Я возмущаюсь когда меня называют отцом кибернетики. Я лишь продолжил начатое русскими." И в 1965 году в СССР поступил в продажу первый в мире радиоприемник "Микро", собранный по интегральной технологии. И много еще таких "и".

А конструктор Котин (автор танка КВ) был настоящим конструктором, в отличии от Кошкина. Возможно, созвучие фамилий многих сбивает с толку.

Судьба одного из создателей танка Т-34

История разработки Т-34 многократно подвергалась редактированию, из нее не раз стирались имена «врагов народа», сыгравших ключевую роль в его создании. Один из них — конструктор Адольф Дик. Все упоминания об этом конструкторе были уничтожены настолько тщательно, что понадобилась огромная архивная работа, чтобы восстановить хоть какие-то детали его биографии.

Танк для уличных боев

Адольф Дик

21 марта 1937-го нарком обороны Ворошилов направил начальнику Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА комдиву Густаву Бокису письмо, поручив создать танк, предназначенный для уличных боев. В письме детально оговаривалось, какими возможностями должна обладать новая боевая машина, чтобы она могла разрушать «не только всякого рода баррикады, но и каменные преграды – стены, дома и пр.», а также вести огонь так, чтобы «поражать противника в верхних этажах домов».

В начале апреля в Москве состоялось совещание под руководством помощника начальника АБТУ РККА бригадного инженера Василия Свиридова, в работе которого принял участие также начальник конструкторского бюро «190» (КБ-190) харьковского завода №183 Михаил Кошкин. По итогам совещания был принят протокол, включающий следующий пункт: «Разработку такого танка необходимо вести параллельно двумя путями: создания специальной конструкции танка и приспособления существующих танков». Одним из предприятий, которым была поручена работа по проектированию, стал завод №183.

21 июня 1937 года проект танка БТ-ИС был представлен на рассмотрение комиссии под руководством Свиридова, специально командированного для этого в Харьков. Одним из трех экспертов, принимавших участие в рассмотрении проекта БТ-ИС, стал адъюнкт Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) РККА военинженер 3-го ранга Адольф Дик.


– Адольф Дик начал заниматься проблемами повышения подвижности танков еще во время обучения на конструкторском факультете ВАММ РККА. Его статьи по этой теме были опубликованы в 1935 и 1936 годах в журнале «Механизация и моторизация РККА», – рассказывает Игорь Желтов, полковник запаса, автор наиболее авторитетных работ по истории танка Т-34 и советской бронетехники. – В ноябре 1936 года чертежи и объяснительная записка к проекту коробки скоростей из дипломного проекта Дика были направлены руководством АБТУ РККА в конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода как заслуживающие внимания и рассмотрения. А в январе следующего года военинженер 3-го ранга Адольф Дик был зачислен на должность адъюнкта по кафедре «Танков и тракторов» ВАММ РККА.

Заранее обречь работу Дика на провал

В марте 1937 года молодой специалист был командирован в Харьков, где от имени заказчика знакомился с ходом проектирования танка БТ-ИС в конструкторском бюро Кошкина, участвовал в войсковых испытаниях трех танков БТ-5-ИС и помог выявить его существенные конструктивные недостатки. Одной из них была 4-ступенчатая коробка передач.

– Проблема с коробками передач была реальной, – считает Владимир Горбунов. – Другой вопрос, что возникла она не только из-за конструкторских «недоработок», что само по себе достаточно спорно, а в связи с тем, что в танковые войска приходили ребята из сельской глубинки с весьма невысоким уровнем знаний и культуры общения с техникой. В ситуациях, когда нужно было работать коробкой передач, переходя на сложной местности на более низкую «ступень», они тупо «газовали», обеспечивая тем самым неминуемую поломку агрегатов.

За рулём раниих образцов

27 июня представитель АБТУ РККА на заводе №183 военинженер 2-го ранга Д. С. Сапрыгин, также принимавший участие в работе комиссии под руководством Свиридова, направил ему письмо с перечнем замечаний к проекту БТ-ИС. Одним из них было следующее: «Проектируя новый быстроходный колесно-гусеничный танк с синхронизацией скоростей, следует делать не менее пяти ступеней в коробке передач с диапазоном передаточных чисел около 8».

Нуждалась в доработке и разработанная схема трансмиссии.

– КБ-190 предложило привод с использованием карданных валов. Представители Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА вышли с предложением разработать конструкцию с использованием «гитарной передачи» и подвески, а потом выбрать лучший их двух вариантов. Между Свиридовым и и. о. директора завода №183 Ф. И. Лящем была достигнута договоренность, что разработкой проекта привода с «гитарной передачей» будет заниматься Дик. Харьковский завод обязали выделить ему в помощь к 25 июня 1937 года трех конструкторов высокой квалификации, – говорит Игорь Желтов.

Однако назначение специалиста из Москвы не вызвало восторга у руководства КБ-190. Возглавлявший его Кошкин не хотел делиться квалифицированными конструкторами, ведь заводское бюро и без того было перегружено работой.

Вместо трех конструкторов Дику выделили всего двух, да и то с опозданием: одного к 1 июля, второго – к 17 июля. Вскоре в Москве узнали, что на харьковском заводе работу Дика фактически саботируют. Помощник начальника АБТУ РККА Свиридов направил и. о. директора завода Лящу письмо, в котором выразил свое недовольство: « ..бюро "190» в лице его начальника т. КОШКИНА стало на путь противопоставления работы бюро работе т. ДИКА. В результате вместо здорового соревнования, идущего на пользу дела, получилось стремление заранее обречь работу т. ДИКА на провал. Это выразилось в не укомплектовании бригады т. ДИКА конструкторами и создании нездоровой обстановки вокруг всей его работы. »


В августе 1937 года группа под руководством Дика наконец получила третьего конструктора. Уже к концу месяца коллективу из четырех человек удалось разработать эскизный проект «гитарного привода» и подвески танка БТ-ИС. К этому же сроку КБ-190 под руководством Кошкина завершило доработку эскизного проекта танка БТ-ИС.

Старается деморализовать разговорами

Представитель АБТУ РККА на харьковском заводе Сапрыгин отправил начальнику АБТУ Бокису донесение, в котором подробно описал и оценил результаты работы обеих групп. По его мнению, работа Дика показала, что «гитара может быть сделана прочной, надежной и простой в изготовлении и эксплуатации». Также Сапрыгин отметил, что «проектирование, проводимое тов. Дик, ведется с учетом современных требований, предъявляемых к танкам».

Сегодня сложно судить, насколько обоснованными были обвинения в адрес Кошкина. Но о том, какие страсти кипели тогда на предприятии, можно судить по еще одной части из донесения Сапрыгина. Он сообщил, что в КБ-190 надеются, «что т. Дик со всеми изменениями не успеет закончить проект к сроку и поэтому не сумеет его защитить». Более того, Кошкин «ведет линию на срыв работы, которую проводит тов. Дик». Трех конструкторов, которых выделили Дику, он «старается деморализовать разговорами, что тов. Дик занимается бесплодным проектированием, и что у Дика ничего не получится. Поэтому у этих без того не сильных конструкторов опускаются руки».

Михаил Кошкин

Не ясно, почему Сапрыгин целиком встал на сторону Дика. Самая распространенная версия – что этот конфликт стал частью вечного противостояния военных и производственников: первые стремятся получить «идеальный» танк, а вторые думают, как изготовить его с минимальными затратами.

Человек с непростым характером

В начале сентября разработки группы Дика и доработанный КБ-190 проект танка БТ-ИС были рассмотрены на специальном совещании в Автобронетанковом управлении. Его руководителя Бокиса также не устроили результаты работы конструкторов Кошкина. Он направил и.о. директора завода Лящу письмо, в котором указал, что существенные недостатки танка БТ-ИС так и не устранены, поэтому он считает «необходимым дальнейшую разработку представленного проекта прекратить». Вместо этого нужно «разработать три проекта нового танка, отличающихся, главным образом, колесным приводом».

Бокис посчитал, что нельзя доверять работу над новым танком Конструкторскому бюро-190, поскольку оно «не обеспечило нужного качества и темпов работы». Вместо этого нужно создать отдельную конструкторскую группу (ОКБ) «из лучших конструкторов завода №183 в количестве не менее 20 человек», а руководство ею поручить Дику. Новый легкий колесно-гусеничный быстроходный танк, который планировалось создать на заводе №183, получит название БТ-20 (А-20).

Группа участников по изготовлению машины БТ-ИС

Однако к концу октября обстановка на заводе №183 вновь накалилась. Прибывшая комиссия констатировала, что возглавляемое Диком ОКБ не справляется с порученным делом. Начались поиски «виновных» в попытке срыва правительственного задания. Конструкторское бюро расформировали, а позже его руководителя арестовали – когда именно это произошло, неизвестно.

Версий, что стало причиной ареста, множество. Военный историк Максим Коломиец, к примеру, считает, что Дика подвели управленческие качества: «Дик, являясь, без сомнения, способным конструктором, не обладал организаторским талантом Кошкина. В результате, занимаясь проектированием сам, он не смог обеспечить работу коллектива».

Владимир Горбунов полагает, что такое объяснение не лишено оснований:

– Очень даже может быть. К сожалению, приходится принимать ко вниманию и то, что по воспоминаниям ветеранов-харьковчан, собранными основателем музея «История танка Т-34» Ларисой Васильевой, Дик был очень непростым человеком по характеру.

Кошкин – не конструктор Т-34?

В первой половине ноября 1937 года на заводе №183 была создана новая конструкторская группа, получившая название Бюро-24. Начальником был назначен Кошкин. Под его руководством было разработано два варианта танка А-20 – в колесно-гусеничном и гусеничном вариантах, которому присвоили наименование А-32. Именно А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной брони и 76-мм пушкой Ф-32 был принят на вооружение с присвоением названия Т-34.

А-20

В какой мере при создании танка Т-34 Кошкин использовал разработки Дика – еще один предмет ожесточенных споров. Наиболее радикальное мнение высказывает Барятинский в книге «Т-34 в бою»: «На сегодняшний день с высокой долей вероятности можно утверждать, что к проектированию колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) М. И. Кошкин либо не имел никакого отношения, либо имел весьма незначительное. И уж вовсе не как конструктор! Тактико-технические требования к танку БТ-20 разрабатывались при участии А. Я. Дика и во многом базировались на его разработках, сделанных летом-осенью 1937 года».

– Достоверно только то, что при разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) конструкторами Бюро-24 было реализовано предложение Дика по поводу расположения пружин в узлах подвески танка не вертикально, а под углом, – говорит Игорь Желтов. – Остальные нововведения (установка броневых плит под углом, введение в ходовую часть еще двух опорных катков – по одному на борт) хотя и предлагались Диком к реализации в новой машине, но не были его идеями. Расположение броневых деталей под углом было предложено и реализовано Николаем Цыгановым в конструкции танка БТ-СВ ("Черепаха"), а установка дополнительных опорных катков – требование Автобронетанкового управления РККА.

Умный и порядочный человек был

О дальнейшей судьбе конструктора известно лишь из сохранившихся воспоминаний людей, которые так или иначе с ним пересекались. Первый из них – писатель Юрий Юркевич. В его книге «Минувшее проходит предо мною» есть уникальное свидетельство, касающееся периода работы в ремонто-механических мастерских Вятлага: «. Слесарем работал и Адольф Дик, очень типичный украинский немец. Выпускник бронетанковой академии, кандидат технических наук, он обладал первоклассной инженерной и военной подготовкой, имел изобретения по танкостроению. Как немца, его у нас долго не допускали до инженерной работы. Правда, в дальнейшем он все же стал техноруком мастерских». Как рассказывает Юркевич, новый руководитель «быстро превратил грязные сараи в небольшой завод, чистенький и с приличным уровнем».

Дик был двужильной породы

В Вятлаге познакомился с Диком и философ Дмитрий Панин, прототип Дмитрия Сологдина, одного из главных персонажей романа Солженицына «В круге первом». В книге «Лубянка-Экибастуз. Лагерные записки» Панин вспоминает: «Осенью сорок первого, когда мы водворились в мастерской, нам, новичкам, бросился в глаза обрусевший немец. Он являл собой великолепный образчик нордической расы в духе разговоров и писаний того времени, которые как-то доходили до нас. Вероятно, лицевые углы и прочие неизвестные мне тонкости измерялись на таких удачных экземплярах. Запомнились также орлиный нос правильной формы, тонкие вечно твердо сжатые губы, резко выдающийся вперед подбородок. Его рост был 183 сантиметра: соразмерные руки, длинные ноги, широкие плечи. И очень приятный голос с затаенной усмешкой. Ходил он в потрепанной форме танкиста. Пилотка, брюки, гимнастерка в мазуте говорили о том, что он хороший мастер, а не только первоклассный инженер».

По словам Панина, Дик получил срок в 1938 году. Ему удалось завоевать авторитет в лагере, несмотря на распространившуюся среди заключенных информацию о том, что незадолго до ареста он выступал свидетелем обвинения на каком-то судебном процессе.

«Жизнь его была в наших руках: от нас зависело списать на общие работы, где был бы ему конец. Но так как на явном осведомительстве он пойман не был, мы решили дать ему возможность продолжать ремонт тракторов, оставив тем самым на самой тяжелой работе в мастерской, а дальше ходу не давать. До войны из какого-то волжского городка мать слала сыну посылки и физическая работа была ему даже в охотку. Но осенью-зимой сорок первого «двойной расход» и тяжелый труд, несмотря на то, что мы выписывали людям максимально возможные пайки, сделали свое: Дик «доплыл». Никаких жалоб, угроз, просьб с его стороны, но смотреть на него стало страшновато – синее обтянутое лицо, жуткие своей прозрачностью глаза. Вскоре я зашел к знакомой медсестре после приема и увидел в перевязочной в деревянном кресле по пояс обнаженного Дика. Он скорей полулежал, а не сидел. Вытянутые длинные ноги упирались в стену, раскинутые руки беспомощно свешивались со спинки кресла вниз. Мне показалось вначале, что подмышками у него были кровавые раны, в действительности же там образовались гнезда чирьев, так называемое «сучье вымя». Голова его бессильно склонилась на грудь. И весь он походил на подстреленного кондора. Я остановился молча в дверях приемной. Анечки не было, ушла в аптеку. Вдруг он очнулся, мы встретились глазами. Взора он не отвел, но голова снова обессилено свесилась к правому плечу. И тут что-то резко кольнуло сердце: я увидел, как он неожиданно улыбнулся. Улыбка была жалобная, но никак не жалкая, и я прочел в ней немую мольбу. Я не мог ошибиться и впился в его лицо, чувства крайне обострились. Молчание длилось минуты две. Вернулась Анечка, я вышел на воздух. Она лишь подтвердила лагерный диагноз, который и без того был ясен: дистрофия в самой ее лютой фазе.

На следующее утро я рассказал все своим ребятам и предложил им решить, что делать с Диком. Если бы он был натуральным гадом, он давно бы «развонялся», а он молчит и тянет. Когда крысу загоняют в угол, она бросается на человека. Здесь обстояло иначе. Его выступление на суде — реальный факт, но это еще не стукачество, могут быть и смягчающие обстоятельства. И я предложил перевести его с ремонта тракторов, где он явно больше работать не может, на ремонт оборудования, дать ему горизонтально-фрезерный станок, который он сперва должен сам отремонтировать, и обещал к нему даже не подходить, а принять станок, когда он будет готов. На этот раз мое предложение было принято. Дик соорудил себе козлы, и первые две недели сидел на них, замерев в картинной позе шабровщика. Через два месяца он прекрасно отремонтировал станок и был закреплен за ним фрезеровщиком. Обе стороны хранили полное молчание.

Когда разделились мастерские и мы уехали на пятый центральный лагпункт, Дик остался на первом…В феврале сорок третьего я приехал в мастерскую первого лагпункта получить чертежи приспособления для расточки блока цилиндров. Дик принял меня приветливо, был разговорчив, шутил по делу и без оного, вспоминал всякие мелочи…В то время, как мы рассматривали чертежи, на минуту исчезла его улыбка, глаза приняли цвет и выразительность стального лезвия и, почти не меняя интонации, он бросил: «Вами интересуются!» Тотчас лицо приняло прежнее выражение, язык без паузы составил следующую фразу о новом способе закрепления резцов в борштанге…

Не только западному читателю, но и сегодняшним подсоветским жителям следует разъяснить, что два слова, произнесенные Диком в условиях того терроризма, для многих очень неплохих людей могли стать пределом их желания помочь другому в надвигающейся беде. Он сказал достаточно, а если бы я обратился за разъяснениями, то встретил бы непонимающее холодное выражение лица. Думаю, что первоначально не ошибся: Дик сексотом не был», – пишет в своей книге Дмитрий Панин.

От котлов до ЭВМ

Отсидев полный срок, Адольф Дик был выслан на «вечное поселение» в алтайский город Бийск. Директором Бийского котельного завода был тогда Христофор Кулев, который не побоялся взять на работу "врага народа". 8 сентября 1950 года Дик был назначен технологом кузнечно-прессового цеха.

Бийский журналист Борис Косенков записал и опубликовал воспоминания инженера Петра Казанцева, работавшего на заводе одновременно с Диком. Казанцев рассказал, что Дик внес серьезный вклад в развитие котельного производства. За один только 1950 год он подал шесть рационализаторских предложений, два из которых были признаны изобретениями. Каждое из них позволяло повысить производительность труда в 8–30 раз. Коллегам по цеху Дик рассказывал, что его арестовали в тот же день, когда он завершил диссертацию, написанную по результатам работы над танком Т-34. Днем он сдал ее для защиты, а уже вечером за ним пришли

После 17-летней ссылки Адольф Дик получил разрешение вернуться в Москву. В столице его путь пересекся с инженером Юрием Найдиным, одним из создателей первых советских вычислительных машин. В книге "Рассказы о прошлом и о себе" Найдин вспоминает: «Большую помощь на основе огромного жизненного и инженерного опыта нам оказал в разработке конструкции пульта управления ЭВМ Адольф Яковлевич Дик (в прошлом один из главных разработчиков танка Т-34). Это был очень интересный и сильный человек. В прошлом адъюнкт бронетанковой академии, он вернулся после 17-летней ссылки из Бийска, где последние годы работал главным инженером котельного завода. Мы дружили с ним и общались до самой его кончины в 1978 году».

Адольф Яковлевич Дик (ум. 1978) — советский изобретатель, конструктор танков БТ-20 (А-20) и Т-34.

Участвовал в проектировании танка БТ-20 (А-20) будучи военинженером 3 ранга, адъюнктом ВАММ им. Сталина.

Содержание

Биография

Повышением проходимости колёсно-гусеничных танков БТ в середине 1930-х годов занималась группа энтузиастов во главе с воентехником 2-го ранга Н. Ф. Цыгановым. Под его руководством в автобронетанковых мастерских Харьковского военного округа изготовили опытные образцы танков БТ-2-ИС [1] и БТ-5-ИС, в которых ведущими были шесть из восьми опорных катков (ИС — Иосиф Сталин) [2] .

Параллельно с экспериментальными работами группы Цыганова подобные исследования проводились в Военной академии механизации и моторизации РККА на кафедре танков. Слушатель академии воентехник 1-го ранга А. Я. Дик также занимался этими вопросами. В 1935—1936 годах в журнале «Механизация и моторизация РККА» появились две его статьи по проблемам подвижности танка. По окончании академии А. Я. Дик продолжил службу в Харьковском военном округе в должности инженера 5-й танковой бригады.

В феврале 1937 года он участвовал в проведении войсковых испытаний трёх танков БТ-5-ИС, на которых познакомился с Н. Ф. Цыгановым и его работами по созданию танков БТ-5-ИС и БТ-СВ с наклонным расположением броневых листов. Цыганов для улучшения защищенности танка БТ-5 предложил располагать бортовые листы корпуса не вертикально, а под углом. Именно геометрия корпуса и башни танка Т-34 во многом схожа с очертаниями танка БТ-СВ-2.

В начале лета 1937 года военинженер 3-го ранга А. Я. Дик был зачислен адъюнктом на кафедру танков Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) им. Сталина, откуда его направили в Харьков, на завод № 183, для проектирования привода колесного движителя и ходовой части разрабатывавшегося заводом танка БТ-7-Б-ИС. В помощь А. Я. Дику из состава КБ-190 отдела «100» выделили 30 человек дипломников ВАММ. Основным требованием АБТУ РККА при выдаче заказа на проектирование заводом № 183 танка БТ-7-Б-ИС было наличие шести ведущих колёс. В постановлении Комитета обороны № 94 от 15.8.1937 указывалось, что завод № 183 в 1938 году должен изготовить «опытные образцы танка БТ-ИС с 6-ю ведущими колёсами, дизель-мотором, конической башней с 45-мм или 76-мм пушкой, с наклонными листами подбашенной коробки с переходом к их производству в 1939 году».

К концу октября 1937 года обстановка на заводе № 183 накалилась. Прибывшая комиссия констатировала, что возглавляемое А. Я. Диком ОКБ не справляется с порученным делом. Начались поиски «виновных» в попытке срыва правительственного задания. ОКБ расформировали, его начальника арестовали. После ареста Дика начальником КБ был назначен М. И. Кошкин. [3]

После войны участвовал в конструировании отечественных ЭВМ. В частности оказал помощь в разработке конструкции пульта управления ЭВМ «СТАРТ». [5]

21 марта 1937-го нарком обороны Ворошилов направил начальнику Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА комдиву Густаву Бокису письмо, поручив создать танк, предназначенный для уличных боев (хм. привет от Виктора Суворова). В письме детально оговаривалось, какими возможностями должна обладать новая боевая машина, чтобы она могла разрушать "не только всякого рода баррикады, но и каменные преграды – стены, дома и пр.", а также вести огонь так, чтобы "поражать противника в верхних этажах домов" (что в принципе невозможно).

Адольф Дик начал заниматься проблемами повышения подвижности танков еще во время обучения на конструкторском факультете ВАММ РККА. Его статьи по этой теме были опубликованы в 1935 и 1936 годах в журнале "Механизация и моторизация РККА", – рассказывает Игорь Желтов, полковник запаса, автор наиболее авторитетных работ по истории танка Т-34 и советской бронетехники. – В ноябре 1936 года чертежи и объяснительная записка к проекту коробки скоростей из дипломного проекта Дика были направлены руководством АБТУ РККА в конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода как заслуживающие внимания и рассмотрения. А в январе следующего года военинженер 3-го ранга Адольф Дик был зачислен на должность адъюнкта по кафедре "Танков и тракторов" ВАММ РККА.

"Заранее обречь работу Дика на провал"


В марте 1937 года молодой специалист был командирован в Харьков, где от имени заказчика знакомился с ходом проектирования танка БТ-ИС в конструкторском бюро Кошкина, участвовал в войсковых испытаниях трех танков БТ-5-ИС и помог выявить его существенные конструктивные недостатки.

Представитель АБТУ РККА на харьковском заводе Сапрыгин отправил начальнику АБТУ Бокису донесение, в котором подробно описал и оценил результаты работы обеих групп (Дика и Кошкина). По его мнению, работа Дика показала, что "гитара может быть сделана прочной, надежной и простой в изготовлении и эксплуатации". Также Сапрыгин отметил, что "проектирование, проводимое тов. Дик, ведется с учетом современных требований, предъявляемых к танкам".

Сегодня сложно судить, насколько обоснованными были обвинения в адрес Кошкина. Но о том, какие страсти кипели тогда на предприятии, можно судить по еще одной части из донесения Сапрыгина. Он сообщил, что в КБ-190 надеются, "что т. Дик со всеми изменениями не успеет закончить проект к сроку и поэтому не сумеет его защитить". Более того, Кошкин "ведет линию на срыв работы, которую проводит тов. Дик". Трех конструкторов, которых выделили Дику, он "старается деморализовать разговорами, что тов. Дик занимается бесплодным проектированием, и что у Дика ничего не получится. Поэтому у этих без того не сильных конструкторов опускаются руки".

Однако к концу октября обстановка на заводе №183 вновь накалилась. Прибывшая комиссия констатировала, что возглавляемое Диком ОКБ не справляется с порученным делом. Начались поиски "виновных" в попытке срыва правительственного задания. Конструкторское бюро расформировали, а позже его руководителя арестовали – когда именно это произошло, неизвестно.

Версий, что стало причиной ареста, множество. Военный историк Максим Коломиец, к примеру, считает, что Дика подвели управленческие качества: "Дик, являясь, без сомнения, способным конструктором, не обладал организаторским талантом Кошкина. В результате, занимаясь проектированием сам, он не смог обеспечить работу коллектива".

В какой мере при создании танка Т-34 Кошкин использовал разработки Дика – еще один предмет ожесточенных споров. Наиболее радикальное мнение высказывает Барятинский в книге "Т-34 в бою": "На сегодняшний день с высокой долей вероятности можно утверждать, что к проектированию колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) М. И. Кошкин либо не имел никакого отношения, либо имел весьма незначительное. И уж вовсе не как конструктор! Тактико-технические требования к танку БТ-20 разрабатывались при участии А. Я. Дика и во многом базировались на его разработках, сделанных летом-осенью 1937 года".

– Достоверно только то, что при разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) конструкторами Бюро-24 было реализовано предложение Дика по поводу расположения пружин в узлах подвески танка не вертикально, а под углом, – говорит Игорь Желтов. – Остальные нововведения (установка броневых плит под углом, введение в ходовую часть еще двух опорных катков – по одному на борт) хотя и предлагались Диком к реализации в новой машине, но не были его идеями. Расположение броневых деталей под углом было предложено и реализовано Николаем Цыгановым в конструкции танка БТ-СВ ("Черепаха"), а установка дополнительных опорных катков – требование Автобронетанкового управления РККА.

О дальнейшей судьбе конструктора известно лишь из сохранившихся воспоминаний людей, которые так или иначе с ним пересекались. Первый из них – писатель Юрий Юркевич. В его книге "Минувшее проходит предо мною" есть уникальное свидетельство, касающееся периода работы в ремонто-механических мастерских Вятлага: ". Слесарем работал и Адольф Дик, очень типичный украинский немец. Выпускник бронетанковой академии, кандидат технических наук, он обладал первоклассной инженерной и военной подготовкой, имел изобретения по танкостроению. Как немца, его у нас долго не допускали до инженерной работы. Правда, в дальнейшем он все же стал техноруком мастерских". Как рассказывает Юркевич, новый руководитель "быстро превратил грязные сараи в небольшой завод, чистенький и с приличным уровнем".

"Дик был двужильной породы"
В Вятлаге познакомился с Диком и философ Дмитрий Панин, прототип Дмитрия Сологдина, одного из главных персонажей романа Солженицына "В круге первом". В книге "Лубянка-Экибастуз. Лагерные записки" Панин вспоминает: "Осенью сорок первого, когда мы водворились в мастерской, нам, новичкам, бросился в глаза обрусевший немец. Он являл собой великолепный образчик нордической расы в духе разговоров и писаний того времени, которые как-то доходили до нас. Вероятно, лицевые углы и прочие неизвестные мне тонкости измерялись на таких удачных экземплярах… Запомнились также орлиный нос правильной формы, тонкие вечно твердо сжатые губы, резко выдающийся вперед подбородок. Его рост был 183 сантиметра: соразмерные руки, длинные ноги, широкие плечи. И очень приятный голос с затаенной усмешкой. Ходил он в потрепанной форме танкиста. Пилотка, брюки, гимнастерка в мазуте говорили о том, что он хороший мастер, а не только первоклассный инженер".

После 17-летней ссылки Адольф Дик получил разрешение вернуться в Москву. В столице его путь пересекся с инженером Юрием Найдиным, одним из создателей первых советских вычислительных машин. В книге "Рассказы о прошлом и о себе" Найдин вспоминает: "Большую помощь на основе огромного жизненного и инженерного опыта нам оказал в разработке конструкции пульта управления ЭВМ Адольф Яковлевич Дик (в прошлом один из главных разработчиков танка Т-34). Это был очень интересный и сильный человек. В прошлом адъюнкт бронетанковой академии, он вернулся после 17-летней ссылки из Бийска, где последние годы работал главным инженером котельного завода. Мы дружили с ним и общались до самой его кончины в 1978 году".

Его сложно было назвать лучшим по всем параметрам – он не стал бы идеальным танком даже при всём желании конструкторов. Но благодаря своей простоте, надёжности и отличным боевым характеристикам он стал легендарной боевой машиной – Т-34 назвали танком Победы.

Предыстория создания танка Т-34

Первый проект такого танка был разработан уже в 1934 году, он получил название Т-29 – машина была довольно интересная для своего времени – колёсно-гусеничный ход, противоснарядное бронирование, высокая маневренность и скорость передвижения. Однако были у этой машины и явные недостатки – конструкторы тех лет при создании проектов средних и тяжёлых танков делали упор на многобашенность, считая это лучшим решением. Отчасти это было неплохо – круговой пулемётный огонь (а малые башни средних танков были пулемётными) обеспечивал хороший подавляющий эффект вражеской пехоты. Но это создавало дополнительные сложности в эксплуатации – габариты танков тех лет не располагали к комфортному нахождению большого экипажа в пределах танка.

Большей частью поэтому, а также благодаря тому, что прототип танка, показанный наркому Орджоникидзе, имел существенные отклонения от чертежей, дальнейшую разработку Т-29 было решено прекратить. Хотя разработка была довольно перспективной для того времени, особенно в условиях отсутствия альтернативных решений. А Т-29 имел довольно перспективное орудие Л-10 (от остальных вариантов решили отказаться ещё на стадии проектирования), четыре пулемёта ДТ, расположенные по схеме 3/1 (три в передней части танка – один спаренный с пушкой, два в башнях, один в задней части башни – так называемый тыловой) и ещё один пулемёт мог устанавливаться на крыше башни в соответствующей турели, выступавший в качестве зенитного.

По завершении разработки Т-29, конструкторам выдали новое техническое задание, в котором были указаны основные требования к созданию перспективной боевой машины, которая должна быть собрана на базе имевшегося на вооружении танка БТ-7. Вернее, новая машина являлась очень глубокой модернизацией БТ-7 – в него требовалось установить дизельный двигатель В-2, рационализировать углы наклона бронелистов и по возможности улучшить бронирование, усилить подвеску и повысить ходовые качества. Работы над модернизацией поручили проводить Михаилу Ильичу Кошкину, и вскоре работы по модернизации БТ-7М были завершены, а это позволило выделить конструкторскую группу для разработки нового танка – модернизация «семёрки» практически исчерпала все возможности.

Путь к «тридцатьчетвёрке»

К концу 30-х годов в ГАБТУ уже явно понимали – грядёт конец эры быстроходных танков с противопульным и лёгким противоснарядным бронированием. Не было секретом, что ведущие армии мира тех лет уже давали упор на танки с противоснарядным бронированием, как например немецкий Pz. III, британский Mk.II (A10), «Valentine» и «Matilda», американские M3 Stuart и M4 Sherman вместе с их модификациями. Для адекватного ответа внешней угрозе, неминуемость которой уже понимали в руководстве СССР требовался новый танк, техническое задание на разработку которого было передано КБ Харьковского паровозостроительного завода под №183 в октябре 1937 года.

Список требуемых ВАММ и РККА характеристик выглядел следующим образом:

  • Тип привода танка – колёсно-гусеничный, привод на шесть колёс;
  • Боевая масса танка – 13-15 тонн;
  • Вооружение: основное орудие – 45-мм пушка, три пулемёта и возможность установки огнемёта, либо альтернативный вариант: 76-мм орудие, три пулемёта калибра 7,62 мм и возможность установки огнемёта;
  • Боекомплект – не менее 130 снарядов к 45-мм орудию, и не менее 50 к 76-мм. Пулемёты должны комплектоваться 2500-3000 патронов в лентах;
  • Толщина брони должна составлять не менее 25 мм в лобовой проекции корпуса, борта и корма – не менее 16 мм, дно и крыша – не менее 10 мм. Толщина бронирования башни была затребована не менее 35 мм;
  • Скорость езды должна быть в пределах от 7 до 70 км/ч, одинаковой как на гусеничном, так и на колёсном ходу;
  • Двигателем должен служить дизель, мощностью от 400 лошадиных сил, произведённый на ХПЗ;
  • Экипаж – три человека (механик-водитель, он же стрелок и радист, заряжающий, он же пулемётчик, и наводчик-командир танка);
  • Запас хода – не менее трёхсот километров;
  • Высота танка не более 230 см, а дорожный просвет – в районе 40 см.

Набрав новый состав КБ, Кошкин приступил к выполнению задачи с энтузиазмом – в то время загубить второй проект подряд для него стало бы катастрофой, ведь после ареста Дика за заводом было установлено негласное наблюдение от НКВД, выискивавших «недобитых вредителей», причастных к бывшему составу КБ. В итоге, к марту 1938 года был представлен проект танка под индексом А-20, который был утверждён, но с оговорками – военным внезапно стало казаться, что танк на полностью гусеничном ходу будет лучше, да и броня в 25 мм уже не казалась достаточной. Завязались серьёзные споры – кто-то из комиссии утверждал о необходимости создания именно колёсно-гусеничных машин, кто-то горой стоял за гусеничные варианты, мотивируя это разработкой новых марок стали, позволяющих гусеничным тракам не так быстро разрушаться при езде по различным поверхностям. Точку в спорах поставил лично Сталин, утвердивший производство двух гусеничных и одной колесно-гусеничной машины для проведения необходимых испытаний.

Нетрудно предположить, какому танку изначально отдавали предпочтение члены военной комиссии – в условиях надвигающейся войны, позволить разработку и запуск в серийное производство новой боевой машины было чересчур затратным и тяжёлым процессом. 19 декабря 1939 года, на заседании Комитета Обороны СССР приняли постановление за номером 443, в котором говорилось следующее:

Предписывалось также к марту 1940 года собрать две гусеничных машины для проведения всесторонних военных испытаний. В феврале-марте обе машины с внесёнными изменениями согласно постановлению №443 успешно прошли все заводские испытания в районе Харькова, подтвердив заявленные тактико-технические характеристики. Теперь дело оставалось за малым – убедить высшее руководство страны начать производство доработанной боевой машины. И для этого Кошкин предпринял несколько дерзкий, но обдуманный шаг – с обоих прототипов демонтировали вооружение, и закамуфлировав до полной неузнаваемости, обе машины направили своим ходом из Харькова в Москву. Двигались группой – два танка, два тягача «Ворошиловец», в обстановке строгой секретности – двигались только по просёлочным дорогам, в основном ночью. На день вся группа входила в лес, проводя светлое время суток под прикрытием деревьев.

После такого одобрения, военные живо заинтересовались реальными характеристиками брони и ходовых качеств будущей легенды – для этого танки для начала отправили на полигон в Подмосковье, где подвергли обстрелу из имевшихся на вооружении орудий, применяя бронебойные и осколочно-фугасные заряды. Результаты обстрела военных порадовали, изменений затребовала лишь конфигурация башни. А ходовые качества машин проверяли уже в Карелии, на сохранившихся руинах укреплений на бывшей линии Маннергейма.

Согласно итогам военной приёмки, Т-34 было окончательно решено принять на вооружение, а заводу №183 было предписано начать серийное производство танков уже в 1940 году, количеством не менее 200 штук. С 1942 года, наладив технологический процесс, выпуском Т-34 должны были заниматься сразу два предприятия – Харьковский паровозостроительный и Сталинградский танковый заводы, причём другие танки производить на этих заводах запрещалось.

Но не обошлось и без потерь – на обратном пути, когда танки своим ходом возвращались в Харьков, одна из машин опрокинулась с моста в реку в районе Орла. Принимая деятельное участие в эвакуации машины, уже простуженный Кошкин довольно долгое время провёл в ледяной воде. По возвращении в Харьков у него была диагностирована двусторонняя пневмония, но накопившаяся в его отсутствие на заводе работа не отпускала конструктора на лечение – тут и работы по первой модернизации «тридцатьчетвёрки», и разработки перспективной модели Т-44, да и в целом организация процесса по производству… В итоге конструктор слёг, вскоре потребовалась операция, в ходе которой ему удалили одно лёгкое. После операции Кошкина едва ли не силой поместили в санаторий «Занки» в Харьковской области, где он скончался 26 сентября 1940 года от тромбоза. Его место главного конструктора занял ближайший друг и соратник Александр Александрович Морозов.

Продолжение следует.

С вами был Диванный вояка, подписывайтесь на канал, поддерживайте старые и новые публикации своими лайками и комментариями - впереди ещё много интересного!

Читайте также: