Алексеев конструктор экранопланов биография личная

Обновлено: 15.05.2024

Дорога жизни Ростислава Алексеева, «отца» судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов, пролегала по водам и против течения. Невзирая на бушующую Великую Отечественную войну, козни властей и зависть недоброжелателей, он конструировал, переоборудовал, испытывал крылатые корабли. Изобретения Ростислава Евгеньевича до сих пор форсируют водоемы России и используются как прототипы в зарубежных странах.

Детство и юность

Кораблестроитель родился 18 декабря 1916 года в Новозыбкове Черниговской губернии Российской империи. Сейчас это город Брянской области.

Живость ума, прозорливость и целеустремленность Ростислав Алексеев унаследовал от отца и матери — агронома, члена Академии наук Белорусской ССР Евгения Кузьмича и учительницы русского языка Серафимы Павловны.

Таланты родителей передались и остальным детям. Анатолий, старший брат Ростислава, пропавший без вести в 1941 году, трудился радиоинженером. Сестры Галина и Маргарита тоже занимались точными науками: одна стала кандидатом физико-математических наук, другая — архитектором.

Страсть к покорению водных просторов в Ростиславе Алексееве проснулась еще в детстве. В 14 лет он смастерил свою первую лодку – совсем простенькую, но без труда держащуюся на волнах. В 16 лет «родилась» яхта. А самое ценное изобретение раннего периода биографии Ростислава Алексеева — яхта-швертбот «Пират», собранная в 1935 году для любительской регаты.

В парусном спорте Ростислав остался надолго. Яхты для соревнований он мастерил сам, чем особенно изумлял жюри. «Самопальные» суда ничуть не уступали по скорости и маневренности дорогостоящим плавучим сооружениям соперников, а во многом даже превосходили.

В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький. Сейчас этот город называется Нижний Новгород.

Альма-матер Ростислава Алексеева стал Горьковский индустриальный институт им. А. А. Жданова. В октябре 1941 года он защитил диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях» и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда, в 25 лет, парень мечтал создавать крылатые корабли.

Личная жизнь

С Мариной, своей будущей женой, Ростислав Алексеев познакомился в студенчестве. Он избрал путь кораблестроителя, а она училась на химическом факультете. 6 июня 1941 года молодые люди сыграли свадьбу и с тех пор не расставались.

Артём Быстров и Полина Воробьёва в ролях Ростислава Алексеева и жены Марины (кадр из сериала «Обгоняя время»)

Артём Быстров и Полина Воробьёва в ролях Ростислава Алексеева и жены Марины (кадр из сериала «Обгоняя время»)

Личная жизнь Ростислава и Марины Алексеевых сначала была сплошной трагедией. Умирали их дети — один во время родов, другой совсем младенцем от порока сердца. 8 мая 1944 года на свет появилась дочь Татьяна. Ее здоровье тоже вызывало серьезные опасения, но малышка выжила. Позже родился сын Евгений.

Карьера

Война обошла Ростислава Алексеева стороной. Но это не значит, что он ничего не делал для соотечественников. В ноябре 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР получил чертежи судна на подводных крыльях (СПК), назначение которого — истреблять подводные лодки. Идея показалась ему слабой. Но Ростислав не терял надежду пустить свои наработки в производство. Он вывозил опытные образцы в Волгу, укреплял крылья, вновь и вновь выверял устойчивость судна.

На стороне Ростислава Алексеева оказалось руководство завода «Красный Сормов», где в военные годы вместо кораблей собирали танки. Несмотря на загруженность производства, конструктору выделили 2 часа в день на создание своего СПК. Итоговый образец спустили на воду в апреле 1943 года. Он развивал скорость до 30 км/ч.

Ни одно изобретение Ростислава Алексеева не допустили в помощь Красной армии, хотя он регулярно предлагал чертежи и идеи. Может, это и к лучшему: изобретателю больше нравилось проектировать «мирные» корабли. Власть, правда, не позволяла.

В 1954 году предложение Ростислава Алексеева о создании пассажирского катера на подводных крыльях встретило категорический отказ. А затем еще раз. И снова. Создавалось впечатление, что «верхушке» не нравились не идеи Ростислава Евгеньевича, а он сам. Но, несмотря на козни Министерства судостроительной промышленности СССР, 8 мая 1957 года на воду встал теплоход «Ракета» вместимостью до 66 человек.

С тех пор Ростислав Алексеев ежегодно выпускал пассажирские СПК — «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник». Некоторые из них до сих пор бороздят водную гладь России.

Пассажирские СПК не утоляли жажду Ростислава Алексеева к скорости. Тогда он задумался над созданием экранопланов. Итоговый образец взмыл в воздух в июле 1961 года. Он разгонялся до 200 км/ч. Испытания своими глазами видел лидер СССР Никита Хрущев. Спустя 11 месяцев на воду спустили «КМ» — экраноплан, который за рубежом называли «Каспийский монстр». На момент создания это было самое крупное и тяжелое летательное судно в мире.

Заслуги Ростислава Алексеева признали лишь в 1962 году. Ему вручили Ленинскую премию, а также представили к почетному званию «Заслуженный изобретатель РСФСР». Несмотря на награды, кораблестроитель не сумел избежать предательства и зависти. В 1976 году его внезапно отстранили от всех должностей. Возможной причиной столь неуважительного отношения «верхушки» к Ростиславу Евгеньевичу стала его встреча с Никитой Хрущевым: якобы конструктор «прыгнул выше головы».

Смерть

К здоровью Ростислав Алексеев относился практично: если не болит, значит, все в порядке. Дважды его отправляли в санаторий, и всякий раз конструктор сбегал к любимой работе.

В январе 1980 года во время испытания очередной версии экраноплана Ростислав Алексеев получил травму. Она повлекла развитие перитонита. Пришлось провести 4 операции, но их оказалось недостаточно.

9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича не стало. Причиной смерти стал плеврит. Попрощаться с создателем крылатых кораблей собралась половина Нижнего Новгорода. Тело захоронили на Бугровском кладбище. На могиле установлен бронзовый бюст Ростислава Алексеева.


Страшный сон американских адмиралов

Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.

Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.

Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.

Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева

Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».

Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева — советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.


Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.


«Ракета», покорившая мир

В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.

Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

«Каспийский монстр»

Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.


Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.

«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.

От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.

«Орлёнок» и опала

Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.

Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.

В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.


Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Что нужно России?

В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.

Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.

А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.

Покорители воды и воздуха:

100 лет назад в городе Новозыбкове (ныне Брянская область) родился человек, которому суждено было создать одни из самых удивительных машин на Земле — экранопланы, объединившие в себе черты самолета и корабля.

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился в 1916 году в семье агронома и учительницы. В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником. В те же годы он начал заниматься парусным спортом.

Алексеев заинтересовался идеей повышения скорости на воде еще во время своего обучения на транспортно-машиностроительном факультете Горьковского индустриального (политехнического) института имени Жданова. Ростислав Евгеньевич пришел на завод "Красное Сормово" со своим дипломным проектом. В годы Великой Отечественной войны он начал работу на заводе в ОТК по приемке танков Т-34. Во внерабочее время он испытывает первую модель судна на подводных крыльях. В 1943 году состоялся спуск на воду первого катера на подводных крыльях.

Впоследствии за создание первых отечественных торпедных катеров на подводных крыльях Алексееву и группе его соратников, принимавших непосредственное участие в работах, в 1951 году была присуждена Сталинская премия.

С 1952 года на базе гидродинамической лаборатории и опытного танкового цеха была образована Научно-исследовательская опытовая гидродинамическая лаборатория, которая впоследствии выросла в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.

С 1960 года ЦКБ ведет разработку проектов экранопланов. В общей сложности разработано порядка 40 проектов этих кораблей, построено более 30 единиц различного назначения. Переход от подводных к воздушным крыльям позволил снять ограничения со скорости движения судов и приблизить ее к авиационной.

ЧТО ТАКОЕ ЭКРАНОПЛАН

Экраноплан — это аппарат, использующий так называемый экранный эффект, который заключается в свойстве крыла, двигающегося вблизи поверхности моря или ровной суши, увеличивать подъемную силу и снижать сопротивление. Эффект тем больше, чем меньше расстояние крыла от поверхности.

Экранопланы имеют авиационные скорости движения, но не требуют аэродромов, обладают большой грузоподъемностью, могут эксплуатироваться над любой относительно ровной поверхностью. По мореходности ограничения для экранопланов существуют только при взлете и посадке.

Крыло экраноплана (в отличие от самолета) имеет специальный профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью ("экраном").

Крупные экранопланы, снабженные поддувом реактивных струй двигателей под крыло, обладают мореходностью на взлете и посадке до 5 баллов, а в полете их мореходность практически не ограничена. Это обеспечивает высокую регулярность движения экраноплана.

Морской экраноплан обладает значительно большей безопасностью в полете, чем самолеты, так как аэродром всегда под ним, и даже одновременный отказ всех двигателей позволяет ему выполнить безопасную посадку на воду. Экраноплан может лететь над мелководьем, что недоступно скоростным судам.

Скорость и управляемость экраноплана, а также возможность быстрого увеличения высоты полета позволяют безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.

ЗНАМЕНИТЫЕ "ЛУНЬ" И "ОРЛЕНОК"


Экраноплан "Лунь"

В 1966 году был создан первый экспериментальный полномасштабный морской корабль-экраноплан "Корабль-макет" (КМ) с десятью авиационными турбореактивными двигателями.

Строившийся на заводе "Волга" опытный морской транспортно-десантный экраноплан "Орленок" (С-21, заложен в 1970 году) в 1973 году совершил первый пробный выход в технологической конфигурации на реке Волга.

В 1982-м группа в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов "Орленок" в ходе учений на Каспийском море продемонстрировала беспрецедентную оперативность и скрытность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа. Дивизион этих экранопланов входил в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.

В 1989 году после проведения стрельб был сдан с высокой оценкой первый в истории мировой техники опытный ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь".
В 1992-м был создан и утвержден проект опытного поисково-спасательного экраноплана "Спасатель" на базе материальной части второго строившегося образца экраноплана "Лунь".

Взлетная масса — до 400 тонн, скорость полета — до 550 км/ч, вместимость — 150–500 человек, госпитально-медицинский комплекс по своим масштабам — беспрецедентный для летательных аппаратов.

Аналогов ранее созданным экранопланам со схожими характеристиками взлетной массы, скоростными показателями и мореходностью не существует.
Сегодня ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева ведет разработки ряда проектов экранопланов для различных зон применения, с различными взлетной массой и диапазоном скоростных характеристик. Проекты экранопланов могут использоваться для перевозки пассажиров, срочной доставки грузов, а также для решения задач МЧС.

Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также "воздушных ям" и "болтанки".
Конструкции экранопланов технологичнее самолетов, что дает несколько меньшую себестоимость. Инфраструктура для обслуживания и обеспечения безопасности экранопланов требует меньших затрат. Экранопланы могут взлетать с воды на значительном расстоянии от берега, а значит, производить меньше шума в городе, чем самолеты, и двигаться из порта на режиме "малого газа". Параметры выхлопных газов двигателей соответствуют требованиям международных стандартов и по сравнению с самолетами быстрее нейтрализуются поверхностью моря.

Эксплуатация экранопланов возможна во всех климатических зонах. Наиболее выигрышно их использование на юге. Экранопланы обладают особой эффективностью, начиная от 600–800 тонн грузоподъемности. В зависимости от постановки задач экраноплан может иметь минимальную численность экипажа. Десантный экраноплан может транспортировать до 50% от взлетной массы.

Дальность полета экраноплана соизмерима с показателями авиационной техники. Для экраноплана, базирующегося на воде, необходим понтонный причал, остальное оборудование требуется такое же, как и для авиационной техники. Для подготовки пилотов накоплена необходимая база. Обучиться управлению экранопланами будет проще пилотам с опытом управления гидросамолетами.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЕКТЫ


Корабль-экраноплан "Корабль-макет"

В данный момент специалисты ведут работы по созданию проектов высокоскоростных катеров нового поколения "Сагарис", "Турмалин", "Голдфингер". Экстерьер этих судов отличается футуристичным дизайном, утверждают в ЦКБ.

ЦКБ по СПК на территории собственного научно-производственного комплекса ведет строительство опытного образца судна на подводных крыльях (СПК) "Валдай 45Р". Прототипами данного судна являются СПК "Беларусь" и "Полесье".

На заводе "Вымпел" ведется строительство головного судна на подводных крыльях "Комета 120М". Наработан большой опыт создания кораблей и катеров с воздушной каверной на днище водоизмещением от 100 до 400 тонн и скоростями движения от 30 до 60 узлов: быстроходный катер "Серна", десантный катер "Дюгонь", патрульные катера "Меркурий" и "Сокжой", пассажирское судно "Линда".

Одна из новых разработок — быстроходное экспедиционное судно "КВК 1200". Корабль способен решить целый круг задач: выполнение научно-исследовательских работ, геологоразведки, экологического мониторинга; транспортное обеспечение ТЭК; осуществление грузовых транспортных перевозок; участие в спасательных операциях. На базе платформы "КВК 1200" реализована концепция "интеллектуального корабля", обеспечивающая высокий уровень эффективности управления. Командный комплекс сосредоточен в одном месте и позволяет осуществлять постоянный контроль за всеми системами жизнеобеспечения корабля и состоянием экипажа.

Конструкторские идеи Ростислава Алексеева опередили время на десятки лет. Можно сказать, что с легкой руки гениального конструктора сошло и слово "экраноплан", которое во всем мире принято произносить по-русски.

Именно под руководством Алексеева корабли для перевозки грузов и пассажиров по рекам и морям сумели достичь скоростей 200, 300 и даже 500 км/ч. Скоростные суда ЦКБ по СПК признаны классификационными обществами США, Италии, Франции и других судостроительных держав.
Суда, спроектированные при Алексееве, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, Венгрию и другие страны.

FISHKINET

В семействе отечественных экранопланов хорошо известны две военные разработки – проект 904 «Орленок» (транспортно-десантный экраноплан). 120-тонный десантный корабль «Орленок» мог садиться и взлетать в пятибалльный шторм.

Ростислав Алексеев.

 Ростислав Алексеев.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.

Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.


В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.

Макет экраноплана «Орленок», предназначенного для перевозок пассажиров. Что такое экраноплан?
Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

"Каспийский монстр"


Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.

Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.

Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева

«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.

Экраноплан «Орлёнок».

Экраноплан «Орлёнок».

От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.

«Орлёнок» и опала

Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.

Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.

В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.

Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.

Конструктора погубило его детище

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

От «Новика» до «Стерегущего». 5 знаменитых кораблей «Северной верфи»
Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Ростислав Евгеньевич Алексеев – выдающийся советский конструктор, создатель судов на подводных крыльях и экранопланов. Он создал скоростной транспортный флот, равного которому до сих пор нет в мире. Доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий. Он стоит в одном ряду с создателем ракет и космических кораблей Королевым, и советским авиаконструктором Туполевым.

Содержание статьи

Ростислав Алексеев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Ростислав Алексеев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Алексей Роде: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Людмила Алексеева: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область).

Его отец Евгений Кузьмич – ученый, который внес большой вклад в развитие сельскохозяйственной науки страны. Он занимался растениеводством, возглавлял опытную станцию по сельскому хозяйству. Он был профессором и академиком Белорусской Академии наук.

Мать Ростислава Серафима Павловна преподавала в школе русский язык и литературу.

В семье Алексеевых было четверо детей. Старшим братом Ростислава был Анатолий. Родители вместе с сестрами Галиной и Маргаритой ласково называли Ростислава «Ростиком».

В 1923 году мальчик пошел в первый класс в Новозыбковскую школу, в которой учился до 13 лет.

В конце 20-ых годов XX века в стране шли политические репрессии. По приказу Сталина арестовывали ни в чем неповинных людей. 29 сентября 1929 года по доносу был арестован отец Ростислава. Мальчика исключили из пионеров как сына «врага народа».

Мать Ростислава, чтобы спасти семью, отправила детей к родственникам, которые жили в разных городах Советского Союза. Затем она отправилась к месту ссылки мужа в Среднюю Азию. Ростислав стал жить у своего дяди в Нижнем Тагиле. Там юноша устроился работать на радиомонтажный завод в слесарный цех.

В 1933 году семья Алексеевых воссоединилась. Им было разрешено поселиться в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). В это время Ростислав стал увлекаться парусным спортом. С юношеским задором он принимал участие в гонках и ловил ветер под парусами. Вместе с другом они построили яхту «Черный пират». Это увлечение стало знаковым в его судьбе.

В 1935 году Ростислав Алексеев поступил учиться в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет. Будучи студентом, он возглавлял яхтенную секцию в институте. Юноша мечтал о создании водного транспорта высоких скоростей.

Дипломная работа Р.Е. Алексеева называлась «Глиссер на подводных крыльях», которую он защитил в июле 1941 года. Тема его проекта в период начала войны была очень актуальна. Алексеев получил правительственное задание – создать скоростной боевой катер для советского флота.

В 1942 году молодой специалист получил распределение на завод «Красное Сормово» в Горьком. Там он работал в цехе, где выпускались танки. В стенах этого завода появилось первое в мире судно на подводных крыльях. В 1945 году Алексеев выполнил поставленную перед ним задачу. В 1951 году за достигнутые успехи в кораблестроении конструкторскому бюро Алексеева и его руководителю была присуждена Сталинская премия.


В 1960 году Ростислав Евгеньевич получил правительственное задание – создать экраноплан. Работы проводились в строгой секретности на испытательной станции в городе Чкаловске Горьковской области. Лучшие специалисты конструкторского бюро трудились над сборкой модели экраноплана СМ-1(самоходная модель -1).

В 1962 году Ростиславу Алексееву была присуждена Ленинская премия за создание судов на подводных крыльях.

В 1965 году талантливого ученого сняли с должности главного конструктора. Ему были предъявлены анонимные доносы, в которых содержались незаслуженные обвинения. Незадолго до этого Алексеев пригласил к себе на работу нескольких конструкторов из Зеленодольска. Директор конструкторского бюро Зеленодольска был назначен Министром промышленности. Он заставлял своих бывших подчиненных писать на Алексеева доносы. Знаменитого конструктора оставили работать в направлении экранопланов.

С 1975 по 1980 годы Р.Е.Алексеев разработал несколько моделей пассажирских экранопланов: «Волга-2», «Ракета-2», «Вихрь-2».


В 1980 году вручную на реку спускали экраноплан весом в полторы тонны. Один из сотрудников, оставив экраноплан, стал поправлять ворота ангара, которые закрылись от ветра. Аппарат сдвинулся с места и наехал на Ростислава Евгеньевича всей своей тяжестью. В больницу он попал с перитонитом, который вызвал осложнения. Он скончался утром 9 февраля 1980 года, не приходя в сознание. Р.Е. Алексеев похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.

Посмертно Р.Е. Алексеев был удостоен Государственной премии в области судостроения.

Портрет Ростислава Алексеева висит в галерее Зала Славы Конгресса США среди выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие цивилизации в XX веке.

Именем гениального конструктора назван Нижегородский государственный технический университет. Одна из площадей Нижнего Новгорода названа в его честь.

Выдающемуся конструктору в Нижнем Новгороде установлен памятник. В городе Чкаловске Нижегородской области есть «Музей скоростей», в котором собраны материалы о его личности.


Творчество

В жизни Ростислава Евгеньевича всегда присутствовала скорость. Он любил гонять на своем автомобиле, нередко нарушая правила дорожного движения.

Окончив институт, Алексеев вместе с коллективом специалистов трудился над созданием боевых катеров на подводных крыльях на заводе «Красное Сормово».Осенью 1945 года Алексеевым был сконструирован катер, который летел над гладью воды с невиданной ранее скоростью 87км/ч .

С окончанием войны необходимость в боевых кораблях отпала. Стране были нужны суда для перевозки гражданского населения. Алексеев получил новую задачу: переоборудовать военный катер для использования его в мирных целях.

В мае 1957 года на Волге впервые была представлена «Ракета» на подводных крыльях. В это время в Москве проходил VI Международный фестиваль молодежи и студентов. Путь из Горького до Москвы «Ракета» прошла за 14 часов. Другим судам водного транспорта нужно было три дня, чтобы доплыть по Волге от Горького до столицы. Участники фестиваля с огромным восторгом встретили «Ракету». Они совершали на ней прогулки по Москве–реке. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев тоже с удовольствием прокатился на «Ракете».


Руководитель партии одобрил все проекты Р.Е. Алексеева. В 1959 году на заводе «Красное Сормово» начали серийный выпуск «Ракет». Конструкторское бюро Алексеева ежегодно создавало новую модель судна. Во время проведения первых испытаний «Ракеты» на них присутствовал создатель космических кораблей С.П. Королев. Всем судам давали названия, которые были связаны с космосом. После «Ракеты» был выпущен «Метеор», а затем «Комета» и «Спутник».

«Комета» стала самым удачным судном. Она шла со скоростью 60 км/ч и могла перевозить до 130 пассажиров.

Уже тогда идея о создании новой техники высоких скоростей не давала конструктору покоя. Он смотрел далеко в будущее и связывал перспективы развития судостроения с экранопланами.

Экраноплан имеет большое преимущество по сравнению с самолетом. Этот летательный аппарат обладает скоростью самолета, но его грузовая способность значительно выше. Он летит над гладью воды на высоте 2-3 метра. Это возможно благодаря экранному эффекту, когда между крылом и поверхностью воды возникает динамическая воздушная подушка.

На экраноплане летать для человека безопаснее, чем на самолете. В случае выхода из строя двигателей машина может опуститься на водную поверхность, несмотря на шторм. Преимущество экранопланов заключается в том, что им не нужны взлетно-посадочные полосы.

В 1961 году на реке Троца прошли первые испытания экраноплана. Конструктор управлял своим «детищем» сам. Он мастерски умел водить самолет, автомобиль, яхту.


Во время первого полета экраноплан развил скорость 200 км/ч. Это был огромный прорыв в будущее.

В 1966 году на Каспийском море прошли испытания экраноплана КМ (корабль–модель). За рубежом он получил прозвище Каспийский монстр. Благодаря успешному завершению испытаний, Алексеев приступил к дальнейшим проектам.


В 1967 году был построен гигантский экраноплан весом 500 тонн, который в длину достигал 100 метров и имел 10 моторов.

В 1974 году при испытании экраноплана «Орленок» произошло чрезвычайное происшествие: у него оторвало хвостовую часть. Р.Е. Алексеев на всех испытаниях всегда находился в кабине пилота. Он смог мгновенно принять правильное решение в аварийной ситуации. Включив двигатели на полную мощность, он посадил экраноплан.

Пилоты авиации, которые были свидетелями происходящего, говорили, что Алексеев достоин звания героя, ведь он спас и людей, и машину. Алексеева по приказу министра Бутомы перевели в рядовые конструкторы.

Руководству советской системы гениальный изобретатель был неудобен. Он решал все вопросы сам, минуя бюрократический аппарат. Чиновники не могли подчинить себе талантливого ученого. В это время в стране произошла смена власти. Н.С. Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС сменил Л.И. Брежнев. Министерское начальство воспользовалось этим, чтобы снять Р.Е. Алексеева с должности.

Гонения на гениального изобретателя продолжались. Он получил запрет находиться на испытаниях летательных аппаратов, которые были им созданы. Знаменитый конструктор достойно переносил унижения. Ему пришлось пережить предательство бывших друзей, которые не подавали ему руки.

Ученый работал над усовершенствованием новых моделей экранопланов до последних лет своей жизни.


Личная жизнь

С будущей супругой Мариной Ростислав познакомился во время учебы в институте. Девушка училась на факультете химии курсом младше.


Они поженились перед самой войной 6 июня 1941 года. Затем стали жить с матерью Марины в ее квартире. Начало совместной жизни было для них трагическим. В тяжелые военные годы умерли двое их детей: в 1942 году первый ребенок умер при родах, а в 1943 году второй, в связи с тяжелым заболеванием – врожденным пороком сердца. Позже у них родились сын Евгений и дочь Татьяна.

Дом 45а по ул. Ульянова, в котором жил Алексеев и сейчас стоит в Нижнем Новгороде. В нем живут его дети, внуки и правнуки.


Выдающийся конструктор, создавший для страны технику, не имеющую мировых аналогов, жил в этой квартире со своей семьей и тещей до конца своих дней. Он никогда не просил для себя материальных благ.

У Татьяны Ростиславовны, дочери Р.Е. Алексеева, есть сыновья – Глеб и Михаил. Четверо детей Глеба и двое детей Михаила являются правнуками знаменитого изобретателя.

Читайте также: