Алексей сурин конструктор танков

Обновлено: 25.04.2024

На заводах ČKD (ЧКД) Алексей прошел весь путь от техника-чертежника до позиции главного конструктора вооружения для чехословацкой армии. В конструкторском отделе под его научно-техническим руководством было создано большое количество проектов разных типов вооружения, прежде всего танков. "ЧКД" и "Шкода" были ведущими фирмами чешской военной промышленности, когда-то они снабжали оружием всю Австро-Венгрию. Маленькой Чехословакии столько вооружения не требовалось, и поэтому оба предприятия ориентировались в основном на экспорт. Правительство Чехословакии старалось давать заказы на производство обеим этим фирмам, чтобы не допускать монополизации.

Первой работой молодого инженера стала модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50. Это была своеобразная комбинация немецкого гусеничного трактора "Hanomag" и ходовой части грузовика (старомодные высокие колеса со сплошными грузошинами). Двигатель 50 л.с. Два экземпляра были построены для чешской армии, один вооружен 37-мм пушкой, другой - пулеметом "Шварцлозе". По результатам испытаний А.Сурину была заказана новая модель - KH-60. Помимо увеличения мощности мотора до 60 л.с, новый танк получил новую 4-ступенчатую КПП и другую форму корпуса. В увеличенной башне можно было установить 47-мм пушку или спарку пулеметов. Скорость достигла 45 км/ч на колесах и 18 км/ч на гусеницах. Кстати, оба изготовленных в 1927 году опытных образца были закуплены Советским Союзом.


Колесно-гусеничный танк KH-60

Следующей работой Сурина в фирме ЧКД стала танкетка на основе английской "Виккерс", которая была принята на вооружение чехословацкой армии стила свою - vz.33. Главным конструктором был Сурин. Основным отличием от прототипа было наличие двух пулеметов ZB vz.26 - у стрелка и у водителя. В 1933 году танкетка была принята на вооружение под наименованием Tancik vz. 33. Всего было выпущено более 70 штук.



АН-IV

Параллельно с экспортной танкеткой, Алексей работал над проектом более тяжелой машины. В 1933 году танк под именем LT vz.34 стал первым, произведенным и принятым на вооружение в Чехословакии. Он был вооружен 37-мм пушкой А3 и двумя пулеметами ZB 53. Броня: лоб 15 мм, борт 12, прочее 10. Ходовые качества оказались вполне на уровне: 30 км/ч по шоссе, 15 км/ч по проселку. В общем, получился английского "Виккерс Мк Е" или советский Т-26. Всего была выпущена 51 машина, все были на вооружении чехословацкой армии.


LT vz.34

В некоторых публикациях Сурина называют конструктором ВСЕХ чешских танков, включая LT vz.35. Последнее явно неверно хотя бы потому что Алексей на "Шкоду" никогда не работал.

Тем временем талантливый конструктор работал одновременно над несколькими экспортными заказами: для Ирана, Перу, Швейцарии и Литвы. Вскоре 50 танков ушло в Иран - они там служили практически без модернизации до 1957 года. Перу закупила 24 машины. Первым делом они, как водится, приняли участие в очередном государственном перевороте. А в июле 1941 года, когда всем было не до проблем Южной Америки, армия Перу нанесла мощный удар по соседнему Эквадору. В результате продолжавшейся 3 месяца войны перуанцы отвоевали себе обширные земли в верховьях Амазонки. Танки показали себя отлично - в бою не была потеряна ни одна машина. Армия осталась ими настолько довольна, что даже после Второй Мировой Войны пыталась разыскать и купить уцелевшие танки этого типа, считая "чехов" гораздо лучше, чем американские "стюарты" военного выпуска. Но ничего не нашлось. А оставшиеся машины служили - вы не поверите - аж до 1988 года.


Самый удачный чешский экспортный танк TNH

Швейцария тоже заказала 24 машины - с усиленной броней и вооружением в виде 24-мм пушки "Эрликон", он получил обозначение Panzerwagen 39. Этими машинами были вооружены танковые роты в трех легких бригадах альпийской республики. Танки эксплуатировались вплоть до 1950 г.

Глядя на экспортные танки ЧКД, которые с каждой партией становились все совершеннее, армия Чехословакии поневоле сравнивала их с принятым недавно "шкодовским" LT vz.35. Вроде и неплох танк, но постепенно отставал от требований времени. Фирма ЧКД, учуяв куда ветер дует, заказала А.Сурину модификацию его "иранского" танка под местные требования. В первую очередь, усилить броню и при этом сохранить подвижность. Лоб корпуса и башни получил броню 25 мм, борт - 15. Для обеспечения подвижности на танке устанавливался лицензионный бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664 (Praga-EPA) и планетарная коробка передач Praga-Wilson, также выпускавшаяся по лицензии британской фирмы Rolls-Royce. Вскоре танк TNHPS был принят на вооружение в 1938 году под индексом LT vz.38. Был выдан заказ на выпуск 150 машин. Но выполнить его не успели - Чехословакия перестала существовать.

Касательно участия Алексея Сурина в работе на вермахт. После прихода Красной Армии он был арестован и трое суток провел в НКВД, однако был признан невиновным. И это при том, что тогдашние "органы" в излишнем гуманизме замечены не были, мягко говоря. Нашлась бы хоть малейшая зацепка - сидеть ему не пересидеть, однако выпустили.

После войны конструктор продолжил работу на ЧКД. В том числе по выполнению еще довоенных заказов на его танки - 20 штук в Абиссинию, сколько-то в Перу. Но вскоре СССР "танковую самодеятельность" прекратил, оставив "странам народной демократии" только разработку легкобронированных машин. Но вплоть до конца 1960-х Алексей Михайлович работал в качестве консультанта в области производства военной техники. Будучи пенсионером, он еще несколько лет работал в Праге как конструктор газотурбинных двигателей для военной техники, а также систем силовых передач. Умер в 1974 году, на его могиле простое надгробие с короткой надписью: «Сурины».

Поговорим про Алексея Михайловича Сурина - чехословацкого и немецкого конструктора военной техники русского происхождения.

На самом деле, Сурин ковал чехословацкий танковый кулак, однако после присоединения Чехословакии к Германии, вся военная техника страны отошла в распоряжение вермахта.

Тогда на вооружении Чехословакии стояло 3 модели танков:

  • LT vz.34 - уже считался устаревшим к началу 40-х годов;
  • LT vz.35 - легкий танк, по характеристикам был близок к немецкому Pz.II;
  • LT vz.38 - легкий танк, схож с Pz.III.

В разработке каждого из них Сурин играл далеко не последнюю роль.

Но самое важное здесь то, что среди танков, отведенных Германией на вторжение в СССР, каждый пятый был чехословацким.

А еще он также принимал участие в разработке уже чисто немецкой противотанковой САУ Hetzer, но об этом далее.

Не будем раньше времени клеймить Алексея Михайловича негодяем и предателем - это вовсе не так, а немного поговорим о нем самом.

Сурин участвовал в Первой Мировой, а затем и в Гражданской войне на стороне белых. После поражения был вынужден бежать и, в конце концов, осел в Чехословакии, где в 1925 году его пригласили работать в ЧКД - крупнейшей на тот момент машиностроительной фирме в стране. Как вы уже поняли, занимался он разработкой военной техники.

Когда началась Великая Отечественная, несмотря на неприязненное отношение к большевикам, Сурин не желал, чтобы его работа была направлена против родины.

В 1942 году Гудериан лично предложил Алексею Михайловичу заняться анализом и модернизацией немецкий танков. От этой работы он сумел отказаться.

А во время работ над САУ Hetzer намеренно саботировал разработку. Ему удалось внести в машину конструктивный дефект, перегружавший передние катки САУ. А во время испытаний, когда проблема была выявлена, предложил в качестве временного решения облегчить передний бронелист, пока конструкторы найдут лучшее решение. Благодаря этому, вся установочная партия в 100 машин оказалась непригодной к отправке на фронт и использовалась только в учебных целях.

В 1944 Сурина представили к Ордену Германского Орла, однако, чтобы избежать получения награды он симулировал приступ стенокардии и, благодаря двоюродному брату-врачу, до конца войны оставался на больничном.

После освобождения Чехословакии советскими войсками, лучшее, что светило Алексею Михайловичу - арест и принудительные работы в одном из КБ тюремного типа. Однако, как выяснилось, советской разведке было известно о подрывной деятельности Сурина и ареста ему удалось избежать.

В 1950 году Сурин привлекается к внедрению производства Т-34-85 на территории Чехословакии, после чего на 10 лет прекращает заниматься вооружением, а в 1960 возвращается в роли консультанта, а также конструктора силовых установок для военной техники, чем и занимается до смерти в 1974 году.

Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!

Родился он в 1897 году под Харьковом, учился в политехническом училище, записался добровольцем в армию во время Первой мировой. Революцию не принял, сражался за белых, когда стало понятно, что дела Белой армии плохи, то он эмигрировал. Сначала он жил в Турции, но потом переехал в Прагу с целью доучиться. Язык и учеба не вызывали у него трудностей, со всем этим он быстро освоился и устроился в ЧКД - одну из крупнейших машиностроительных фирм Чехословакии.

Он много и усердно работал, создал большое количество машин, в основном легких танкеток, которые по большей части шли на экспорт, чехословацкой армии много не надо было.

Одним из самых успешных его проектов стал знаменитый LT vz.38, вы наверняка его видели на фотографиях, правда, скорее всего, это были фотографии немецкой армии.

Сурин, ориентируясь на передовые разработки западных стран и нужды армии, создал свой самый лучший танк LT vz.38. Однако, на вооружение он поступить так и не успел, Чехословакия превратилась в новое государственное образование - протекторат Богемия, то есть по сути стала оккупирована Германией.

Немцы по достоинству оценили танк Сурина и он поступил в части Вермахта. Мощности чешских заводов нагрузили для выпуска лёгкой бронетехники для Вермахта. Каждый пятый немецкий танк был произведен в Чехии.

Тихий саботаж

Машина получилась тесной, заряжающего пересадили влево от орудия, что осложнило перезарядку. Само расположение орудия не давало ему наводиться влево на такой же угол как и вправо. Неудобное расположение командира лишало его хорошего обзора.

Такое расположение экипажа способствовало крепкой мужской дружбе) Картинка взята из одной небезызвестной игры

Такое расположение экипажа способствовало крепкой мужской дружбе) Картинка взята из одной небезызвестной игры

Однако, главным недостатком машины стало шасси, передняя подвеска была перегружена, передачи часто ломались, старый движок не справлялся с повышенной массой машины. Броня делалась из чешской стали, которая в силу отсталости Чехии в металлургии от Германии, была гораздо более хрупкой.

Сурин планомерно вводил решения, которые максимально затрудняли выпуск и использование машины, срывал сроки разработки и производства. Например, крюки для буксирования специально сделали слабыми, они очень легко обрывались при существенных нагрузках.

Для того, чтобы "решить" проблему перегруза спереди Сурин придумал решение - сделать отверстия в лобовой броне и прикрыть их тонкими листами, которые можно было бы пробить даже из винтовки. Пока приемка пыталась понять зачем это нужно, первую партию пустили с дырявой броней. Машины признали негодными и отправили в учебные части, а Суриным заинтересовались как саботажником.

Однако, он симулировал приступ, что и спасло его сначала от расследования, а затем и от награждения Железным Крестом. Железный Крест Сурин получать не хотел, все контакты с фашистами старался минимизировать, а после выпуска эрзац-самоходки с кучей проблем вообще до конца войны симулировал болезнь.

После войны

После освобождения Чехословакии им, как и многими другими, заинтересовались органы безопасности. Сурин сумел доказать, что он не являлся пособником фашистов и саботировал производство.

После войны он остался в Чехословакии, где и продолжал работать над новой техникой. В 1974 году он умер в возрасте 77 лет.

Вольноопределяющийся

А конструктором этих танков, и не только их, был русский белоэмигрант Алексей Михайлович Сурин. Он родился в 1897 году в Харьковской губернии. В 17 лет он окончил гимназию в городе Ахтырка, и поступил в Киевский Политехнический. Но учебу не довелось даже начать - грянула Первая Мировая, и студенты-первокурсники практически поголовно вступили добровольцами в армию. Для лиц с образованием в царской армии существовал особый статус - вольноопределяющийся. Основным их отличием была возможность упрощенной сдачи экзамена на чин прапорщика или подпоручика - только военные дисциплины. Но экзамен ещё когда будет, а пока грамотных добровольцев с руками отрывали всё более множащиеся технические войска - артиллерия, авиация, саперы, связисты. Алексей Сурин попал в артиллерию, на Юго-Западном фронте. В офицеры вышел не сразу - не до экзаменов было. Служил сначала рядовым, потом был произведен в унтер-офицеры. Позже закончил Высшую артиллерийскую школу и был произведен в чин подпоручика. В 1916 году участвовал в наступлении 9-й армии ген.Лечицкого (одновременно с "Брусиловским прорывом" под Луцком). Потом был переброшен в Румынию, где русские войска спасали своего новоявленного союзника от полного разгрома. Там, в Румынии, и встретил А.Сурин революцию.

Белоэмигрант

Вначале он мыслил аполитично. Ни за красных, ни за царя - пропади всё пропадом, а с него хватит. Бросил свой полк, добрался до Киева, надеялся продолжить учебу в политехе. Но разве там было до учебы! Власть менялась каждую неделю, каждая старалась своей дуростью превзойти предыдущую. Было на что посмотреть, над чем подумать. Главное живым остаться. И потому когда в августе 1919 в Киев вошли части Добровольческой Армии (корпус генерала фон Бредова), Алексей без колебаний присоединился к ним. Сначала вступил в известный добровольческий Киевский Офицерский полк, потом был переведен по специальности, в один из артдивизионов. Участвовал в боях в районе Чернигова и Житомира - как против красных, так и против петлюровцев. На этом вроде бы не главном направлении тогда тоже происходило много интересного. В октябре добровольцы сначала в очередной раз по глупости потеряли Киев, а потом через три для снова взяли его у петлюровцев. И так до декабря, пока отступление Деникина на Московском направлении не заставило оставить и Киевскую губернию. Алексею повезло: основная масса белых из-под Киева отошла к Одессе и была отрезана красными. Но его часть смогла прорваться в Крым - чтобы позже эвакуироваться. Никаких подвигов на крымской земле они не совершали: безнадежность Белого Дела была очевидна, речь шла лишь о том, как это всё поскорее закончить.

Конструктор.

Алексей Сурин высадился в Константинополе. Технические навыки и здесь не дали пропасть - вскоре он устроился автомехаником в гараж при французской военной миссии. По тем временам редкое везение. Но услышав, что в далекой Чехословакии русских эмигрантов разрешили принимать в учебные заведения - бросил насиженное место и в 1921 году приехал в Прагу. Сразу же поступил в Технический институт (СVUT), быстро справился с новой обстановкой, учебой и чешским языком. Экзамены сдавал досрочно, и быстро получил диплом инженера-машиностроителя и электротехника. С 1924 года Алексей работает на фирме ЧКД - одной из двух (наравне со "Шкодой") ведущих фирм чешской военной промышленности. Когда-то эти фирмы снабжали оружием всю Австро-Венгрию. Сейчас маленькой Чехословакии столько вооружения не требовалось - и поэтому оба предприятия ориентировались в основном на экспорт. Но и свою армию не забывали.

Колесно-гусеничный танк KH-60

 []

Первой работой молодого инженера стала модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50. Это была своеобразная комбинация немецкого гусеничного трактора "Hanomag" и ходовой части грузовика (старомодные высокие колеса со сплошными грузошинами). Двигатель 50 л.с. Два экземпляра были построены для чешской армии, один вооружен 37-мм пушкой, другой - пулеметом "Шварцлозе". По результатам испытаний А.Сурину была заказана новая модель - KH-60. Помимо увеличения мощности мотора до 60 л.с, новый танк получил новую 4-ступенчатую КПП и другую форму корпуса. В увеличенной башне можно было установить 47-мм пушку или спарку пулеметов. Скорость достигла 45 км/ч на колесах и 18 км/ч на гусеницах. Оба изготовленных в 1927 году опытных образца были закуплены. Советским Союзом. Таким образом, уже самое первое изделие конструктора-белоэмигранта Сурина досталось его злейшим врагам-коммунякам. То ли ещё будет ! В 1929 году вышла еще одна модификация этого танка - КН-70. Она имела более мощный мотор, повышенную скорость и более совершенный механизм смены колес на гусеницы. Впрочем, она тоже осталась в одном экземпляре - его закупила Италия.

Танкетка

 []

Танкетками увлекался не только Тухачевский, и не просто так. Если известный всем по Первой Мировой "угрюмый танк" действительно был тяжелым и тихоходным, то произведение фирмы "Карден-Ллойд" просто рвало все стереотипы. Их модели 1929-30 года развивали скорость до 45 км/ч, лихо преодолевали канавы, косогоры и прочие препятствия. При этом базировались на хорошо освоенных автомобильных и тракторных агрегатах, а по весу и по стоимости не сильно отличались от обычного автомобиля. Казалось бы, идеальная машина будущей войны. Против сотен и тысяч таких бронированных латников не устоит никто ! Не зря эти танкетки закупались в 15 странах, а лицензии на их производство приобрели семь - от СССР до Франции и от Швеции до Чехии. Дьявол, как всегда, крылся в деталях. Предельно облегченная конструкция не допускала усиления брони. А та, которая была - пробивалась вблизи из винтовки. Никаких средств связи и даже места для них. Завидная надежность (в английском исполнении) базировалась на лучшей в мире металлургии и вековых традициях фирмы "Виккерс". Попытка воспроизвести ту же конструкцию в местных условиях давала самые разные результаты. То же касалось и брони, стойкость которой могла различаться в разы, в зависимости от производителя.

Танкетка vz.33

 []

Сами англичане рассматривали танкетку в основном как пулеметовоз и подвозчик патронов. В атаку на ней ходить никто в здравом уме не собирался. Тем более - бодаться с орудиями ПТО. В Англии, даже в худшие времена имевшей кроме танкеток и "нормальные" танки, не требовали от "Карден-ллойдов" невозможного. В малых же странах танкетки считались основной ударной силой, и на них порой возлогались совершенно неподъемные задачи. В Чехословкии фирма ЧКД на основе английской танкетки выпустила свою - vz.33. Главным конструктором был Сурин. Основным отличием от прототипа было наличие двух пулеметов ZB vz.26 - у стрелка и у водителя. Видимо считали, что у мехвода в бою будет достаточно свободного времени. В 1933 году танкетка была принята на вооружение под наименованием Tancik vz. 33. Всего было выпущено более 70 штук.

Танкетка АН-IV

Танк LT vz.34

Опытный танк P-II-a

 []

Вскоре после начала производства vz.34 стали очевидные его слабые стороны. Правительство выдвинуло новые требования к легкому танку поддердки пехоты. В техническом задании оговаривались следующие условия: бронирование лобовых бронелистов 25 мм, бортовых - 15 мм, максимальная скорость - 30 км\ч, вооружение - одна 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемета. Надо сказать, что отношения правительства Чехословакии с ее двумя главными оружейными фирмами - "ЧКД-Прага" и "Шкода" были весьма сложными. Обе требовали свой кусок бюджетного пирога, ни одну нельзя было всерьез обидеть и оттолкнуть - иначе вторая, став монополистом, совсем потеряет совесть. Поэтому крупные выгодные заказы давались фирмам попеременно, иногда даже вопреки техническим и военным резонам. В таких условиях и проходил конкурс на легкий танк. Одни авторы откровенно пишут, что "Шкоду" выбрали заранее и конкурс был лишь формальностью. Другие сравнивают ТТХ представленных машин и находят, что ЧКД из-за спешки все-таки не совсем выполнила условия, в частности по толщине брони. Как бы то ни было, победу одержал танк фирмы "Шкода" - LT vz.35, он же 35(t). Но при этом, из тех же политических соображений. половину заказа на новые танки получила ЧКД ! Так что борьбу нанайских мальчиков придумали не вчера, и совсем не нанайцы. В некоторых публикациях, Алексея Сурина называют конструктором ВСЕХ чешских танков, включая LT vz.35. Последнее явно неверно, хотя бы потому что Алексей на "Шкоду" никогда не работал. Но кто сейчас будет копаться в таких "мелочах" ! Точно так же в той же Чехословакии изобретение первого "УЗИ-образного" автомата "Samopal.23" вместо Я.Холечека приписывают Вацлаву Холеку - разработчику пулеметов, а фирму "Зброевка Брно" путают с CZ. "К черту подробности, на каком я континенте . "

Экспортный танк TNH

Легкий танк LT vz.38

Глядя на экспортные танки ЧКД, которые с каждой партией становились все совершеннее, армия Чехословакии поневоле сравнивала их с принятым недавно "шкодовским" LT vz.35. Вроде и неплох танк, но постепенно отставал от требований времени. Фирма ЧКД, учуяв куда ветер дует, заказала А.Сурину модификацию его "иранского" танка под местные требования. В первую очередь, усилить броню и при этом сохранить подвижность. Лоб корпуса и башни получил броню 25 мм, борт - 15. Для обеспечения подвижности на танке устанавливался лицензионный бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664 (Praga-EPA) и планетарная коробка передач Praga-Wilson, также выпускавшаяся по лицензии британской фирмы Rolls-Royce. Танк TNHPS был срочно принят на вооружение в 1938 году под индексом LT vz.38. Был выдан заказ на выпуск 150 машин. Но выполнить его не успели - Чехословакия перестала существовать.

Алексей Михайлович Сурин (10 февраля 1897, с. Поличковка — 6 апреля 1974, Прага) — чешский конструктор танков русского происхождения.



Биография

Сурин Алексей Михайлович родился 10 февраля 1897 г. в России в селе Поличковка Богодуховского уезда недалеко от Харькова. Происходил из семьи помещиков, благодаря чему получил высшее образование в Политехническом институте в Киеве, Высшую артиллерийскую школу закончил в чине подпоручика. Участвовал в Первой мировой войне, впоследствии и Гражданской войне на стороне белых. После поражения белых через Турцию и Югославию попал в Чехословакию. Поселившись в Праге работал техником в фирме ЧКД, с 1925 участвовал в разработке вооружения. Первой его работой в 1925-27 гг. была модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50 (чеш. Kolohousenka ) два экземпляра которого, на пробу, были закуплены СССР. В 1930 ему была поручена модификация танкетки Carden Loyd, с чего и началась прославившая его карьера конструктора танков. В 1932 г. под давлением фирмы получает чехословацкое гражданство. В 1933 г. получил задание создать отделение специальных конструкций SPE, занятое прежде всего разработкой танковой техники. Его улучшенный вариант танкетки Carden Loyd Mark VI была принята на вооружение чехословацкой армией как vz.33. Далее была разработана модель LT vz.34 — первый успех, а затем и улучшенный вариант P-II-a, предложенные чехословацкой армии в качестве стандартного легкого танка. При неясных обстоятельствах победил проект Шкода S-II-a (LT vz.35) — главным образом благодаря политическим связям руководства фирмы Шкода и контактам с аграрной партией. Последним в полосе неудач был и P-II-b.

Во время Второй мировой войны Алексей Михайлович продолжал работать над разработкой танков и самоходных орудий на базе LT vz.38. Старался минимизировать контакты с немцами, когда Гудериан лично попросил его дать оценку конструкции немецких танков, Сурину чудом удалось выкрутиться. В конце 1944 г. был представлен к Ордену Германского Орла, однако решил избежать позора и, с помощью своего двоюродного брата-врача, симулировал приступ стенокардии и до конца войны остался «на больничном». После прихода Красной Армии три дня был на допросе в НКВД, однако был признан невиновным в коллаборации. После войны продолжал работу над танками G-13, AH-IV-Hb (для Абиссинии), TNH n.A, Прага/Шкода TVP. В 1950 г. был принужден внедрять производство танков T-34/85, производством оружия перестает заниматься после перевода производства танков в Словакию (по стратегическим причинам). Отделение SPE было закрыто и Сурин перешёл в отделение кулачных компрессоров, где и проработал до ухода на пенсию в 1960 г. В 1961-63 гг. вернулся к работе в качестве консультанта в области производства тяжелой военной техники и часто ездил в Словакию в Дубницу над Вагом и Мартину. Алексей Михайлович скончался от инсульта 6 апреля 1974 г., похоронен на кладбище в пражских Дяблицах.

Читайте также: