Американский конструктор космических кораблей

Обновлено: 04.05.2024

"Спейс шаттл" (Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США, предназначенный для доставки людей и грузов на низкие околоземные орбиты и обратно. Шаттлы использовались в рамках осуществляемой Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) государственной программы "Космическая транспортная система" (Space Transportation System, STS).

Космический челнок всегда летал с экипажем, в составе которого обычно командир, пилот, и от двух до пяти специалистов (научных сотрудников - специалистов по операциям) и два или три специалиста по полезному грузу (научные сотрудники - специалисты по конкретным исследованиям).

Конструктивно шаттл состоит из трех основных компонентов - орбитального аппарата (орбитер, orbiter), который выводится на околоземную орбиту и является космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работают в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращается на Землю и совершает посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводняются на парашютах и затем используются вновь. Внешний топливный бак сгорает в атмосфере.

Программа по созданию шаттлов разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению НАСА с 1971 года. Строительство первых двух шаттлов началось в июне 1974 года. Первоначально летные корабли обозначались номерами OV-099, OV-101, OV-102 и так далее. Всего было построено шесть шаттлов.

Корабль OV-101 был выпущен 17 сентября 1976 года и получил название "Энтерпрайз" (Enterprise) по имени звездолета из фантастического телесериала Star Trek. Это был прототип шаттла для испытаний в атмосфере, который так никогда и не побывал в космосе.

Для испытаний нового космического корабля был создан специальный самолет, на корпусе которого крепился "Энтерпрайз". Сначала испытания проводились без участия экипажа, впоследствии челнок стали запускать уже вместе с людьми, отслеживающими работу приборов. После того, как "Энтерпрайз" перестали использовать для испытаний, некоторые его детали пошли на создание новых челноков.

Шаттл "Колумбия" (Columbia, OV-102) был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Этот корабль был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). Первый полет челнока с космонавтами на борту состоялся 12 апреля 1981 года.

"Колумбия" была тяжелее шаттлов, построенных позже, и у нее не было стыковочного модуля, поэтому она не могла стыковаться ни со станцией "Мир", ни с Международной космической станцией (МКС). "Колумбия" первой из челноков была подвергнута различным модернизациям, которых она на своем веку пережила более 50. За время своей службы шаттл совершил 28 рейсов на орбиту Земли и провел в космосе 300 дней.

1 февраля 2003 года во время своего последнего полета при входе в атмосферу Земли перед посадкой шаттл "Колумбия" потерпел катастрофу. Причиной аварии стало разрушение теплоизоляционной обшивки корабля при старте, в ходе снижения именно из-за этого дефекта корабль разрушился, и все семь находившихся на борту астронавтов погибли.

Строительство космического челнока "Челленджер" (Challenger, OV-099) началось в 1975 году. В июле 1982 года он был передан НАСА. Шаттл назван в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-е годы. Первый космический полет совершил 4 апреля 1983 года.

28 января 1986 года после старта на 73-й секунде полета "Челленджер" потерпел катастрофу. От корабля оторвался один из ускорителей и пробил топливный бак, что привело к разрушению шаттла и гибели семи астронавтов. Это был десятый полет шаттла.

Шаттл "Дискавери" (Discovery, OV-103) начали строить в 1979 году. Он был передан НАСА в ноябре 1982 года. Челнок назвали в честь одного из двух судов, на которых в 1770-х годах британский капитан Джеймс Кук открыл Гавайские острова и исследовал побережье Аляски и северо-западной Канады. Первый полет в космос шаттл совершил 30 августа 1984 года, а последний - с 24 февраля по 9 марта 2011 года.
В его "послужном списке" числятся столь ответственные операции, как первые полеты после гибели шаттлов "Челленджер" и "Колумбия", доставка на орбиту космического телескопа "Хаббл", вывод на траекторию перелета автоматической межпланетной станции "Улисс", а также второй полет к "Хабблу" для проведения профилактических и ремонтных работ. За время своей службы шаттл совершил 39 полетов на орбиту Земли и провел в космосе 365 дней.

Шаттл "Атлантис" (Atlantis, OV-104) был передан в эксплуатацию НАСА в апреле 1985 года. Челнок был назван в честь океанографического исследовательского парусного судна, которое принадлежало океанографическому институту в Массачусетсе и эксплуатировалось с 1930 года по 1966 год. Первый полет шаттл совершил 3 октября 1985 года. "Атлантис" был первым шаттлом, который состыковался с российской орбитальной станцией "Мир", а всего он совершил к ней семь полетов.

В 1991 году флот американских космических челноков пополнил шаттл "Индевор" (Endeavour, OV-105), названный в честь одного из кораблей британского флота, на котором совершал путешествия капитан Джеймс Кук. Его строительство началось в 1987 году. Он был построен взамен потерпевшего катастрофу шаттла "Челленджер". "Индевор" - самый современный из американских космических челноков, и многие новшества, впервые опробованные на нем, были позднее использованы при модернизации остальных шаттлов. Первый полет совершил 7 мая 1992 года.
За время своей службы шаттл выполнил 25 полетов на орбиту Земли и провел в космосе 299 дней.

Всего шаттлы совершили 135 полетов. Челноки рассчитаны на двухнедельное пребывание на орбите. Самое длинное космическое путешествие совершил шаттл "Колумбия" в ноябре 1996 года - 17 суток 15 часов 53 минуты, самое короткое - он же в ноябре 1981 года - 2 дня 6 часов 13 минут. Обычно полеты шаттлов продолжались от 5 до 16 суток.
Они использовались для вывода грузов на орбиту, проведения научных исследований, обслуживания орбитальных космических аппаратов (монтажные и ремонтные работы).

В 1990-е годы шаттлы принимали участие в совместной российско-американской программе "Мир - Спейс шаттл". Было осуществлено девять стыковок с орбитальной станцией "Мир". Шаттлы играли важную роль в осуществлении проекта по созданию Международной космической станции (МКС). Одиннадцать полетов были выполнены по программе МКС.
Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков.
Стоимость каждого полета шаттла составляла около 450 миллионов долларов. За эти деньги орбитер шаттла мог доставить за один рейс к МКС 20-25 тонн груза, включая модули для станции, и семь-восемь астронавтов.

После закрытия программы НАСА Space Shuttle в 2011 году все "ушедшие на пенсию" шаттлы займут места в американских музеях. Не летавший шаттл "Энтерпрайз", который находился в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне (США), в июне 2012 года был доставлен на музей-авианосец Intrepid в Нью-Йорке (США). Его место в Смитсоновском институте занял шаттл "Дискавери". Шаттл "Индевор" в середине октября 2012 года был доставлен в Калифорнийский научный центр, где он будет установлен в качестве экспоната.

Планируется, что в начале 2013 года шаттл "Атлантис" займет свое место на постоянной выставке в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде.

Один комик сказал, что если где-то есть территория без флагов вообще, то американцы костьми лягут, но воткнут там свой. В истории освоения космоса до сих пор много непонятного. Кто все же вырвался вперед, американцы или русские? Была ли высадка на Луну? Как обычные люди могут попасть в астронавты?

American Butler ответит на все – мы расскажем вам о том, что на самом деле представляет из себя космическая отрасль США.

Космонавтика в США: история освоения американского космоса — American Butler

Космическая программа США: от терниев до звезд

История освоения Америкой космоса началась с создания в 1915 году NACA — консультативного органа, которое занималось изучением космоса. Но это была лишь теория, к 1958 году NACA превратилась в NASA — Американского комитета по воздухоплаванию. Тогда же началась особо активная стадия космической гонки между СССР и США. Для победы в ней требовались активные действия — спутники, ракеты с экипажем, новые открытия.

Тут же стоит оговориться, что это гражданская организация, отвечающая за научные экспедиции и коммерческие проекты. Все военные разработки находятся под ведомством космических подразделений ВВС США и никакого доступа к информации о них нет. Как, впрочем, и в любой другой стране, имеющей космические программы.

Космическая гонка СССР против США — фото американского астронавта на луне — American Butler

За 60 лет существования, американская космическая программа совершила множество суборбитальных (на баллистических траекториях) и орбитальных полетов. Силами США были организованы огромные кампании со множеством миссий:

  • Аполлон — проект по изучению Луны, создан в 1961 году в разгар «лунной гонки» с Советским Союзом;
  • Эксплорер — серия спутников и исследовательских станций;
  • Викинг — программа по изучению поверхности и недр Марса;
  • Эхо — проект по налаживанию систем спутниковой связи;
  • Маринер — миссии по изучению Венеры, Марса и Меркурия;
  • Меркурий — одна из самых известных исследовательских программ с работой на МКС;
  • Новые рубежи — программа для изучения самых дальних и малоизвестных областей Солнечной системы.

Помимо общегосударственных, в США появились и частные космические проекты. Самый известный из них — Space-X под руководством Илона Маска. Корабли производства Space-X в данный момент являются самыми передовыми и востребованными в мире.

В истории американской космонавтики есть и большие драмы. Так крушение шаттлов «Челленджер» (1986) и «Колумбия» (2003) привели гибели 14 членов экипажей и приостановлению полетов. После этих катастроф в обществе велись яростные дискуссии о целесообразности и рисках космических программ. Активисты призывали политиков прекратить бодаться с СССР: звучали лозунги, что советы никогда не раскроют реального количества жертв в космосе, а Америка из-за этого может продолжать считать катастрофы и жертв исключительными случаями.

Последним пассажирским кораблем был шаттл «Атлантис», работавший в основном для технического обслуживания МКС и нужд Министерства обороны США. С 2011 года США не производит запусков пассажирских кораблей. Все американские астронавты доставляются на МКС в экипажах кораблей Роскосмоса.

Космическая программа США — фото астронавтов на орбите Земли — American Butler

Космическая гонка СССР против USA – версия 2.0

Сравнивать Россию и Америку тут не совсем корректно, потому что каждый в итоге внес свой огромный вклад. Но все же можно выделить измеримые и важные критерии сравнения роли двух сверхдержав в космосе.

США Россия
Основное направление развития, цель Научные, коммерческие и оборонные проекты: большие планы по использованию ресурсов космоса. Привлечение большой доли частного финансирования. Главное — выжать из космоса практическую пользу Более имиджевый проект: для практического применения научных открытий в последние годы недостаточно ресурсов и специалистов. Главное — сохранить имидж космической державы-первопроходца
Число модулей на МКС (на 2018 год) 7 из 15 5 из 15
Годовые бюджеты NASA — примерно $20 млрд Роскосмос — примерно $2,4 млрд

Так был ли человек на Луне

Это мы доподлинно узнаем еще очень нескоро. Но с вероятностью в 75% — да, был.

После того, как высадка Нила Армстронга и Базза Олдрина на поверхность Луны была опубликована (а было это в июле 1969 года), зародилось множество теорий заговора. И американские, и советские скептики долго выискивали следы подлога. Звучали версии, что США инсценировали посадку в съемочном павильоне, чтобы отвлечь людей от собственных провалов во Вьетнаме и заодно утереть нос Советскому Союзу, отомстить за Гагарина.

Среди доводов были и вполне вероятные — флаг не мог развеваться в ваккуме, космонавтов в прыжке отбрасывало недостаточно высоко, на кадрах нет кратеров, вонзить флаг в лунный грунт невозможно… Но даже, казалось бы, идейные враги отрицают вероятность обмана. Советские космонавты, инженеры, конструкторы и ученые практически в один голос говорят о том, что высадка была. Более того, в течение трех лет после американцы еще 5 раз сходили на поверхность Луны.

Возможно, американское правительство в 69-м действительно делало подсъемки на студии, но лишь для того, чтобы процесс был более зрелищным и динамичным для обывателей. Никаких весомых доказательств фальсификации до сих пор не представлено.

История развития американского космоса в США — фото астронавтов НАСА — American Butler

Как полететь в космос

Этот вопрос давно перестал быть глупым и детским — за деньги в США возможно все. Хотя космический туризм пока не так доступен, как хотелось бы. За всю историю на орбиту выходили всего 8 человек «со стороны».

Особенно активно над этим работают частные космические компании. По части ценников и подготовки все довольно разнится, но можно точно сказать одно: это очень дорого и очень трудно. Например, основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте за возможность полететь в космос выложил $35 млн и потратил больше года на сложную физическую подготовку.

Как полететь в космос — фото ракет для запуска в космос на мысе Канаверал в Космическом центре Кеннеди во Флориде — American Butler

Но если все же хочется и можется, то провайдера можно даже выбрать. Помимо NASA в Америке космическим туризмом и частными космическими проектами занимаются:

Тема космоса бесконечна, как и сама вселенная. И самое приятное в ней то, что абсолютно все космические объекты, фотографии, видео и разработки NASA считаются достоянием народа США. А значит, их можно абсолютно свободно посмотреть — стоит лишь приехать в штаты.

Компания American Butler может помочь не только с транспортом, но и с экскурсиями по самым интересным местам космической славы Америки.

Астронавт Эдвин Олдрин на Луне

Космическая программа "Аполлон" — американская программа по разработке серии пилотируемых космических аппаратов "Аполлон" (Apollo) и их полетов, целью которых была доставка американских астронавтов на Луну с последующим возвращением на Землю.

Программой "Аполлон" в США начали заниматься с октября 1960 года, когда Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) заключило несколько договоров с фирмами на проведение научно-исследовательских работ по разработке трехместного космического корабля "Аполлон" и ракеты-носителя "Сатурн". Для ее осуществления были использованы результаты научно-технических и медико-биологических исследований предыдущих программ. Интенсивные работы по программе "Аполлон" начались в 1961 году после того, как президент США Джон Кеннеди призвал американских ученых и конструкторов сделать все возможное, чтобы до конца 1960-х годов осуществить высадку астронавтов на поверхность Луны.

Для осуществления запусков лунных экспедиций была создана трехступенчатая ракета-носитель "Сатурн-5", которая доставляла на круговую околоземную орбиту высотой 185 километров полезную нагрузку массой 139 тонн, при выводе на траекторию полета к Луне до 50 тонн. Ее первый запуск был осуществлен 9 октября 1967 года.

Параллельно с работами по ракетам-носителям создавался и корабль "Аполлон". Он состоял из орбитального (командного) модуля, в который входили двигательный отсек и отсек экипажа, и лунного модуля (кабины). Общая масса "Аполлона" с двигателями и запасом топлива составляла около 44 тонн. В нем могли разместиться три астронавта. Лунный модуль имел массу около 14,5 тонн, высоту семь метров; состоял из двух ступеней ‑ посадочной, снабженной посадочным шасси, и взлетной, на которой имелась герметическая кабина астронавтов.

По программе полета с помощью двигателей третьей ступени ракеты-носителя и орбитального модуля корабль "Аполлон" выводился на орбиту искусственного спутника Луны. Двое астронавтов переходили из него в лунную кабину, которая затем отделялась от орбитального модуля и садилась на Луну. Третий астронавт оставался в орбитальном модуле на орбите искусственного спутника Луны. После завершения миссии на Луне лунный модуль с астронавтами взлетал, стыковался с аппаратом, ожидающим на орбите. Астронавты переходили в орбитальный модуль, а лунная кабина отделялась и падала на Луну. Орбитальный модуль с тремя астронавтами возвращался на Землю.

С 1964 года по 1968 год велась отработка полетов лунных кораблей "Аполлон" в беспилотном варианте. С использованием ракет-носителей "Сатурн-5" были произведены два запуска корабля "Аполлон" без экипажа — 9 ноября 1967 года ("Апполон-4") и 4 апреля 1968 года ("Апполон-6").

Запуски кораблей с экипажем начались значительно позже, чем предусматривалось первоначальным планом. 27 января 1967 года при наземной подготовке в кабине экипажа "Аполлона" из-за короткого замыкания в аппаратуре в кислородной атмосфере корабля возник пожар. Погибли три астронавта.

НАСА отменило все планировавшиеся полеты. Несостоявшаяся миссия получила название "Апполон-1". Корабль срочно доработали, были введены дополнительные меры безопасности.

11 октября 1968 года ракетой "Сатурн-1В" был выведен на орбиту первый американский трехместный пилотируемый корабль "Аполлон-7". В состав экипажа вошли астронавты: Уолтер Ширра (командир корабля), Дон Эйзел и Уолтер Каннингем. В полете, длившемся 10,7 суток (163 витка), был тщательно проверен космический корабль без лунной кабины. 22 октября 1968 года корабль благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.

21 декабря 1968 года ракета-носитель "Сатурн-5" вывела на траекторию полета к Луне "Аполлон-8" с астронавтами Фрэнком Борманом (командир корабля), Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом. Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем к Луне. 24 декабря корабль был выведен на орбиту искусственного спутника Луны, совершил на ней 10 оборотов, после чего стартовал к Земле и 27 декабря 1968 года приводнился в Тихом океане. Во время полета проверялась навигация и система управления на трассе Земля ‑ Луна, орбите вокруг Луны, трассе Луна ‑ Земля, вход командного модуля с экипажем в атмосферу Земли со второй космической скоростью и точность приводнения в океане. Астронавты провели фотографирование Луны и навигационные эксперименты, а также телевизионный сеанс.

Во время полета корабля "Аполлон-9", состоявшегося 3-13 марта 1969 года, лунный модуль и командно-служебный модуль испытывались совместно на орбите искусственного спутника Земли. Были проверены способы управления всем космическим лунным комплексом "в сборе", связь между кораблями и Землей, сближение и стыковка. Двое астронавтов в лунном модуле отстыковались от командного модуля, отошли от него, а затем испытывали системы сближения и стыковки.

16 июля 1969 года был запущен космический корабль "Аполлон-11" с астронавтами Нилом Армстронгом (командир корабля), Майклом Коллинзом и Эдвином Олдрином на борту. 19 июля корабль был переведен на орбиту вокруг Луны. 20 июля астронавты Армстронг и Олдрин, перейдя в лунный модуль, отстыковались от командного модуля. В этот же день лунная кабина, пилотируемая Армстронгом, успешно прилунилась на освещенной Солнцем поверхности на экваторе в юго-западной части Моря Спокойствия. 21 июля на поверхность Луны ступил первый человек ‑ Нил Армстронг, а через 20 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. Астронавты, одетые в скафандры с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения, перемещались по лунной поверхности в пределах 30 метров от лунного модуля, установили телевизионную камеру, сейсмометр, лазерно-радарный отражатель для измерения расстояния от Земли до Луны с высокой точностью, развернули рулон алюминиевой фольги для улавливания частиц благородных газов в солнечном ветре, собрали 22 килограмма образцов лунных пород, фотографировали, вели телефонный разговор с Землей, установили флаг США, оставили на Луне пять медалей с изображениями погибших космонавтов и астронавтов и памятную табличку со словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества".

По истечении одного часа 44 минут в кабину вернулся Олдрин, а через 10 минут после него Армстронг. В течение всего периода пребывания астронавтов на Луне велась телевизионная передача на Землю.

Связь астронавтов, находившихся на Луне, с астронавтом в командном модуле осуществлялась через наземные станции НАСА. 21 июля Армстронг и Олдрин стартовали с Луны, пробыв на ней 21 час 36 минут.

Пристыковавшись к командному модулю, они перешли в него. Отделив лунный модуль, астронавты вышли на траекторию полета к Земле. 24 июля "Апполон-11" успешно приводнился в Тихом океане.

Вслед за первой лунной экспедицией США отправили еще шесть. 14-24 ноября 1969 года состоялся полет космического корабля "Апполон-12", во время которого два астронавта, прилунившись, совершили по два выхода на поверхность Луны.

Во время полета космического корабля "Апполон-13", состоявшегося 11-17 апреля 1970 года, посадка на Луну была отменена в связи со взрывом в двигательном отсеке, поставившим под угрозу жизнь экипажа. Корабль, облетев Луну, приводнился в Тихом океане. Астронавты не пострадали.

31 января 1971 года стартовал космический корабль "Аполлон-14". 5 февраля 1971 была совершена очередная посадка лунного модуля. За два выхода из лунной кабины на поверхность Луны два астронавта из 224 запланированных научно-исследовательских операций выполнили 215. Общая продолжительность пребывания их на Луне составила 33 часа 14 минут. 9 февраля 1971 года экипаж пилотируемого космического корабля вернулся на Землю.

26 июля 1971 года был произведен запуск космического корабля "Аполлон-15". 30 июля лунный модуль совершил посадку на Луну. В ходе этой экспедиции впервые для перемещения по лунной поверхности использовался двухместный вездеход. Астронавты совершили три выхода на поверхность Луны общей продолжительностью 18 часов 37 минут, за которые проехали на вездеходе 28,1 километра и собрали 77 килограммов грунта. "Аполлон-15" вернулся на Землю 7 августа 1971 года.

16 апреля 1972 года взлетел корабль "Аполлон-16". 21 апреля лунный модуль совершил посадку. Астронавты совершили три выхода на поверхность Луны. В своих передвижениях по ней они также использовали вездеход. Во время последнего выхода астронавты оставили его в 100 метрах от лунного модуля, чтобы телевизионная камера смогла передавать на Землю старт взлетной ступени. Полет проходил до 27 апреля 1972 года.

7 декабря 1972 года ракетой-носителем "Сатурн-5" был запущен очередной космический корабль США "Аполлон-17" с астронавтами Юджином Сернаном, Рональдом Эвансом и Харрисоном Шмиттом на борту. 11 декабря произошла посадка на Луну лунного модуля с астронавтами Сернаном и Шмитом. Они совершили три выхода на поверхность, во время которых занимались изучением образующихся минералов поверхностных слоев Луны, зондированием окололунного пространства. В своих передвижениях по Луне использовали вездеход. Астронавты собрали 110,4 килограмма образцов лунных пород. Экипаж космического корабля вернулся на Землю 19 декабря 1972 года.

Полетом "Аполлона-17" завершилась программа исследования Луны. Запланированные еще три полета астронавтов на Луну с их высадкой на нее были отменены, так как конгресс США отказал в выделении денежных средств на эти цели.

После этого был запущен еще только один космический корабль "Аполлон" в рамках совместной программы экспериментального полета "Аполлон"-"Союз". Программа возникла из желания СССР и США разработать совместные спасательные процедуры и технические средства на тот случай, если какой-либо космический экипаж окажется на орбите в безвыходном положении. Полет "Аполлона", который был почти идентичен космическому аппарату, который вращался вокруг Луны, продолжался с 15 по 24 июля 1975 года, а участвовавшего советского космического корабля "Союз-19" с 15 по 21 июля. Во время него были успешно выполнены несколько маневров сближения и стыковочных операций, после чего корабли разделились и летали автономно вплоть до возвращения на Землю.

Технологический задел, полученный при реализации "Лунной программы" стал основой для последующих космических достижений США, включая создание "шаттлов".

01. 1945, май. Вернер фон Браун, изобретатель ракеты «Фау-2», Герберт Акстер, ученый из Пенемюнде и Вальтер Дорнбергер, руководитель ракетным исследовательским центром в Пенемюнде сдаются армии США в конце Второй мировой войны

01. 1945, май. Вернер фон Браун, изобретатель ракеты «Фау-2», Герберт Акстер, ученый из Пенемюнде и Вальтер Дорнбергер, руководитель ракетным исследовательским центром в Пенемюнде сдаются армии США в конце Второй мировой войны

02. 1946, 24 октября. Первая фотография Земли из космоса была получена 24 октября 1946. Запущенная в США с полигона White Sands автоматическая ракета V-2 вышла на суборбитальную траекторию с апогеем 105 км и сделала серию снимков Земли

02. 1946, 24 октября. Первая фотография Земли из космоса была получена 24 октября 1946. Запущенная в США с полигона White Sands автоматическая ракета V-2 вышла на суборбитальную траекторию с апогеем 105 км и сделала серию снимков Земли

03. 1948, июль. Первая фотография кривизны Земли, сделанная автоматической камерой, прикрепленной к ракете.

03. 1948, июль. Первая фотография кривизны Земли, сделанная автоматической камерой, прикрепленной к ракете.

04. 1954, октябрь. Впервые сфотографирован большой участок Земли от Небраски до Тихого океана

04. 1954, октябрь. Впервые сфотографирован большой участок Земли от Небраски до Тихого океана

05. 1957, октябрь. Первый в мире искусственный спутник объявил о начале космической гонки СССР и США

05. 1957, октябрь. Первый в мире искусственный спутник объявил о начале космической гонки СССР и США

06. 1958, 31 января. Запуск «Эксплорера-1», первого американского искусственного спутника Земли

06. 1958, 31 января. Запуск «Эксплорера-1», первого американского искусственного спутника Земли

07. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

07. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

08. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

08. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

09. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

09. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

10. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

10. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

11. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

11. 1958, февраль. Научная группа Вернер фон Браун празднует успех «Эксплорер-1» и открытие радиационных поясов вокруг Земли названных поясами ван Аллена.

12. 1959. Семь астронавтов для первой пилотируемой космической программы США «Меркурий»

12. 1959. Семь астронавтов для первой пилотируемой космической программы США «Меркурий»

13. 1959, март. Снимки запуска ракет «Минитмен-миссайл» на мысе Канаверал

13. 1959, март. Снимки запуска ракет «Минитмен-миссайл» на мысе Канаверал

14. 1959, март. Запуск ракеты «Минитмен-миссайл» на мысе Канаверал

14. 1959, март. Запуск ракеты «Минитмен-миссайл» на мысе Канаверал

15. 1959, март. Запуск ракеты «Минитмен-миссайл» на мысе Канаверал

15. 1959, март. Запуск ракеты «Минитмен-миссайл» на мысе Канаверал

16. 1960, 1 апреля. «Тайрос 1», первый погодный искусственный спутник Земли передал в ЦУП первые телевизионные изображения нашей планеты

16. 1960, 1 апреля. «Тайрос 1», первый погодный искусственный спутник Земли передал в ЦУП первые телевизионные изображения нашей планеты

17. 1961. Полет «Меркурия-Атласа»-4 продемонстрировал способность ракеты Атлас D LV-3B, вывести капсулу Меркурия на орбиту, работоспособность капсулы и её систем, возможность работать полностью автономно, также были получены отличные снимки Земли

17. 1961. Полет «Меркурия-Атласа»-4 продемонстрировал способность ракеты Атлас D LV-3B, вывести капсулу Меркурия на орбиту, работоспособность капсулы и её систем, возможность работать полностью автономно, также были получены отличные снимки Земли

18. 1961, 5 мая. Портрет Алана Шепарда в его скафандре на борту «Меркурия-Редстоуна»-3 (Freedom 7) в течение первого американского суборбитального полета

18. 1961, 5 мая. Портрет Алана Шепарда в его скафандре на борту «Меркурия-Редстоуна»-3 (Freedom 7) в течение первого американского суборбитального полета

19. 1961, 5 мая. Портрет Алана Шепарда после полета

19. 1961, 5 мая. Портрет Алана Шепарда после полета

20. 1962, 23 января. Джон Гленн забирается в капсулу «Меркурия-Атласа»-6 (Friendship 7).

20. 1962, 23 января. Джон Гленн забирается в капсулу «Меркурия-Атласа»-6 (Friendship 7).

21. 1962. 20 февраля. Джон Гленн внутри кабины «Меркурий-Атлас»-6 (Friendship 7). Первый орбитальный космический полёт, совершенный гражданином США. Первое приземление человека в кабине космического аппарата после орбитального полета

21. 1962. 20 февраля. Джон Гленн внутри кабины «Меркурий-Атлас»-6 (Friendship 7). Первый орбитальный космический полёт, совершенный гражданином США. Первое приземление человека в кабине космического аппарата после орбитального полета

22. 1962, 20 февраля. Первая фотография из космоса сделанная человеком во время полета Джона Гленна на «Меркурии-Атласе»-6 (Friendship 7).

22. 1962, 20 февраля. Первая фотография из космоса сделанная человеком во время полета Джона Гленна на «Меркурии-Атласе»-6 (Friendship 7).

23. 1962, 11 сентября. Президент Джон Ф. Кеннеди и вице-президент Линдон Б. Джонсон посетили доктора Вернера фон Брауна в Космическом центре Маршалла и сообщили о решении послать человека на Луну

23. 1962, 11 сентября. Президент Джон Ф. Кеннеди и вице-президент Линдон Б. Джонсон посетили доктора Вернера фон Брауна в Космическом центре Маршалла и сообщили о решении послать человека на Луну

24. 1963. 15 мая. Снимок Земли из космоса, сделанный Гордоном Купером во время полета на «Меркурии-Атласе»-9 (Faith 7)

24. 1963. 15 мая. Снимок Земли из космоса, сделанный Гордоном Купером во время полета на «Меркурии-Атласе»-9 (Faith 7)

25. 1965, февраль. Снимки Земли из космоса с борта «Джемини-2» — американского беспилотного космического корабля. Основной целью полёта являлись проверка и регулировка всех систем корабля, проверка ракеты-носителя и систем мягкой посадки

25. 1965, февраль. Снимки Земли из космоса с борта «Джемини-2» — американского беспилотного космического корабля. Основной целью полёта являлись проверка и регулировка всех систем корабля, проверка ракеты-носителя и систем мягкой посадки

26. 1965, февраль. Презентация корабля «Джемини»

26. 1965, февраль. Презентация корабля «Джемини»

27. 1965, март. Портрет первого экипажа космического корабля серии «Джемини» Вирджила Гриссома и Джона Янга

27. 1965, март. Портрет первого экипажа космического корабля серии «Джемини» Вирджила Гриссома и Джона Янга

28. 1965, 23 марта. Земля освещенная Солнцем во время первого витка на орбите «Джемини»-3 пилотируемого Вирджилом Гриссомом и Джоном Янгом

28. 1965, 23 марта. Земля освещенная Солнцем во время первого витка на орбите «Джемини»-3 пилотируемого Вирджилом Гриссомом и Джоном Янгом

29. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

29. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

30. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

30. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

31. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

31. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

32. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

32. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

33. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

33. 1965, 3 июня. Первый выход американского астронавта в открытый космос. Ред Уайт уплывает от космического корабля «Джемини»-4

34. 1965, 21 августа. Запуск на мысе Кеннеди «Джемини»-5

34. 1965, 21 августа. Запуск на мысе Кеннеди «Джемини»-5

35. 1965, август. Вид заката из космоса. «Джемини»-5, пилотируемый Гордоном Купером и Чарльзом Конрадом. Первый рекорд длительности полёта, установленный астронавтами США. Из-за падения давления в топливном элементе не удалось провести сближение с мишенью

35. 1965, август. Вид заката из космоса. «Джемини»-5, пилотируемый Гордоном Купером и Чарльзом Конрадом. Первый рекорд длительности полёта, установленный астронавтами США. Из-за падения давления в топливном элементе не удалось провести сближение с мишенью

36. 1965, август. Тихий океан из космоса во время полета «Джемини»-5

36. 1965, август. Тихий океан из космоса во время полета «Джемини»-5

37. 1965, август. Калифорнийский залив из космоса во время полета «Джемини»-5

37. 1965, август. Калифорнийский залив из космоса во время полета «Джемини»-5

38. 1965, август. Китай из космоса в районе границы Кашмира и провинции Сычуань во время полета «Джемини»-5

38. 1965, август. Китай из космоса в районе границы Кашмира и провинции Сычуань во время полета «Джемини»-5

39. 1965, август. Китай, река Янцзы из космоса во время полета «Джемини»-5

39. 1965, август. Китай, река Янцзы из космоса во время полета «Джемини»-5

40. 1965, 21 августа. Портрет космонавта Чарльза Конрада, сделанный во время полета «Джемини»-5

40. 1965, 21 августа. Портрет космонавта Чарльза Конрада, сделанный во время полета «Джемини»-5

«Меркурий» - первая космическая программа в США, включающая космический корабль предназначенный для полета человека в космос. Именно на «Меркурии» славу американский первооткрывателей космоса получили Алан Шепард и Гордон Купера

К концу 1950-х г.г., космическая гонка между СССР и США становилась все более ожесточенной. Обеими сторонами уже были запущены спутники, автоматические станции, даже животные, оставался самый главный шаг. Полет человека в космос.

Американский космический корабль «Меркурий»

Американский космический корабль «Меркурий» – первый в США, предназначенный для полета человека в космос. Высота: 290 сантиметров, диаметр у основания 183 сантиметра. Вес —от 1,35 до 2 тонн.

Первый американец в космосе

Первая американская программа полета человека в космос носила название «Меркурий».

Цель «Меркурия» сводилась к тому, чтобы досконально изучить возможности и последствия полета человека в космос. Для этих целей в начале 1959 г. в США начался отбор добровольцев, которым предстояло стать астронавтами, готовыми отправится в небывалый доселе космический полет для полета на одноместных пилотируемых кораблях-спутниках «Меркурий».

В апреле этого же года стали известны имена астронавтов, которые в ближайшие 2—3 года должны были совершить полет в кабине этого корабля. Это были —Вирджил Гриссом, Гордон Купер, Джон Гленн, Малькольм Карпентер, Уолтер Ширра, Алан Шепард, Дональд Слейтон.

С сентября 1959 по май 1961 г. на баллистические траектории в экспериментальных целях было выведено несколько капсул без человека. Американцы тропились как могли, но все же не успели – первым человеком в космосе стал советский космонавт Юрий Гагарин.

Первый американский астронавт отправился в космос через 25 дней после Гагарина, 5 мая 1961 г. Им стал астронавт Алан Шепард, успешно поднявшийся в космическом корабле «Меркурий» на высоту 186,4 километра, и всего через 15 минут опустившийся в посадочной капсуле в воды Атлантического океана.

Дальность этого полета составила 486 километров, вес капсулы с астронавтом 1832,51 килограмма. Американский астронавт установил мировые рекорды продолжительности, дальности и высоты в классе неорбитальных полетов.

Астронавт Алан Шепард - первый американец в космосе, стартовал через 25 дней после Юрия Гагарина

Астронавт Алан Шепард – первый американец в космосе, стартовал через 25 дней после Юрия Гагарина

Полеты в рамках космической программы «Меркурий» (1961-1962 г.г.)

Вслед за Аланом Шепардом 21 июля 1961 г. с мыса Канаверал на баллистическую траекторию был запущен астронавт Вирджил Гриссом, который почти повторил полет своего предшественника.

Гриссом с капсулой поднялся на высоту 188,8 километра и пролетел расстояние 504 километра. Полет астронавта продолжался 16 минут. Астронавты А. Шепард и В. Гриссом каждый в отдельности в состоянии невесомости находились не более 5 минут.

13 сентября 1961 г. был осуществлен беспилотный запуск на орбиту вокруг Земли капсулы «МА-4» весом 994 килограмма с «роботом» на борту. Полет продолжался 109 минут. Вслед за этим 29 ноября 1961 г. на орбиту была выведена капсула «МА-5» («Меркурий—Атлас») с обезьяной на борту.

Через 3 часа 21 минуту после старта капсула с обезьяной приводнилась в 800 километрах юго-восточнее Бермудских островов. Запуск капсулы «МА-5» был осуществлен после того, как летчик-космонавт СССР Г. С. Титов 6—7 августа 1961 г. на корабле «Восток-2» провел сутки в космическом полете.

20 февраля 1962 г. в 17 часов 47 минут 39 секунд с мыса Канаверал был дан старт космическому кораблю «Френдшип-7». На борту корабля находился подполковник ВВС США Джон Гленн. Через 5 минут после старта корабль был выведен на орбиту вокруг Земли с максимальной высотой полета 256 километров.

Этот полет стал первым американским пилотируемым полетом космического корабля. Он состоялся через 10 месяцев и 8 дней после полета в космос Ю. А. Гагарина и через 6 месяцев и 14 дней после суточного пребывания в космическом пространстве советского космонавта Г. С. Титова. Полет продолжался 4 часа 56 минут 23 секунды. За это время астронавт Д. Гленн три раза облетел нашу планету и прошел расстояние, равное 121 795 километрам.

Все запланированные программой полета эксперименты астронавт Д. Гленн в основном выполнил. После благополучного возвращения американского астронавта Д. Гленна из космоса в его адрес 21 февраля 1962 г. советские космонавты Ю. А. Гагарин и Г. С. Титов направили поздравительные телеграммы.

24 мая 1962 г. в 15 часов 45 минут с мыса Канаверал с помощью ракеты «Атлас» был произведен еще один запуск космического корабля — на этот раз «Аврора-7». На борту корабля находился капитан-лейтенант ВВС США астронавт Малькольм Карпентер.

Карпентер должен был провести ряд новых экспериментов: изучить поведение жидкости в условиях невесомости, наблюдать свечение ночного неба, сравнить восприятие различных цветовых оттенков в космосе, выяснить возможности наблюдения сильных источников света на Земле (1 000 000 свечей), провести фотографирование, навигационные расчеты и метеорологические наблюдения, проверить ручное управление.

Разрез одноместного космического корабля «Меркурий».

Разрез космического корабля «Меркурий». Как видно, даже одному астронавту тут совершенно негде развернуться

В полете и при возвращении на Землю с кораблем неоднократно прекращалась радиосвязь. В кабине и в скафандре астронавта температура поднималась до 28— 39°С. Снижалось давление кислорода, приборы, измеряющие температуру тела и давление крови астронавта, давали неправильные показания, не сработали автоматические системы раскрытия тормозного и основного парашютов.

Вследствие большого перерасхода топлива при проведении астронавтом ориентации некоторое время корабль был неуправляемым, а это привело к тому, что Карпентер приводнился в 465 километрах от расчетной точки. После приводнения астронавт около трех часов находился в лодке в ожидании поисковой команды.

Астронавт США М. Карпентер пробыл в космосе 4 часа 56 минут 5 секунд и прошел расстояние 122 408 километров. По этим показателям полет астронавта М. Карпентера являлся почти копией полета его соотечественника астронавта Д. Гленна.

3 октября 1962 г. в 14 часов 15 минут в космос был запущен корабль-спутник «Сигма-7» с капитаном третьего ранга Уолтером Ширра на борту. На корабле «Сигма-7» были проведены некоторые усовершенствования с учетом полетов Гленна и Карпентера и в связи с более продолжительным полетом.

В этом полете был проведен ряд новых экспериментов, которые представляют ценность для науки и техники. В интересах экономии топлива в течение 118 минут корабль совершал свой полет с выключенной системой ориентации; для снижения расхода электроэнергии часть аппаратуры, система ориентации, радиопередатчик и телеметрические системы на продолжительное время выключались.

Астронавт вел визуальное наблюдение за спутником «Эхо», изучал космические лучи, принимал пищу и ориентировался с завязанными глазами в условиях невесомости, фотографировал земную поверхность, проводил ориентировку в космосе с использованием небесных светил и другие исследования.

Полет астронавта У. Ширра на корабле «Сигма-7» завершился успешно. Медицинский осмотр показал, что состояние Ширры после полета хорошее. Полет продолжался 9 часов 13 минут. Астронавт У. Ширра 6 раз облетел Землю и преодолел 231 700 километров. В этом полете У. Ширра установил американские (национальные) рекорды на продолжительность, дальность и максимальную высоту космического полета.

Напомним, что в результате первого в мире многодневного группового полета двух советских космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» (11—15 августа 1962 г.) космонавты СССР А. Г. Николаев и П. Р. Попович выполнили ряд экспериментов, имеющих важное научно-техническое значение, и установили абсолютные мировые рекорды продолжительности (70 часов 23 минуты 38 секунд) и дальности (1 975 200 километров) группового полета.

Последние космические полеты в рамках программы «Меркурий»

15 мая 1963 г. в 16 часов 4 минуты с мыса Канаверал стартовал еще один космический корабль — «Фейт-7» с астронавтом Гордоном Купером на борту. Задача этого полета состояла в том, чтобы определить состояние человека (астронавта) в условиях длительного космического полета. Астронавт Купер должен был управлять кораблем, проводить фотосъемки, выпустить шар и наблюдать за ним во время полета его за кораблем, вести другие научные исследования.

Когда Купер пролетал над Памиром и Тибетом, по его утверждению, он видел отдельные дома и даже грузовые машины на дорогах. Некоторые американские ученые считают, что, по всей вероятности, астронавт был подвержен галлюцинации, вызванной одиночеством и влиянием невесомости. В этом полете, как и в других, был проведен эксперимент по наблюдению из космоса за сильным световым импульсом, создаваемым лампой мощностью 3 000 000 свечей.

Американский астронавт Гордон Купер - последний пилот программы «Меркурий»

Американский астронавт Гордон Купер – последний пилот программы «Меркурий»

На первом витке из-за неисправностей в автоматической системе температура в кабине резко повысилась и достигла 47°С, а в скафандре — 33°С. Астронавту удалось устранить эту неисправность. Но на последних витках из-за неисправностей в контейнерах Купер не смог принимать пищу и воду и питался только фруктами.

В результате организм астронавта оказался сильно обезвоженным, Купер потерял 3,17 килограмма своего веса и был сильно утомлен полетом. Кроме того, на корабле начались неполадки в системе стабилизации. В эти минуты Купер проявил высокое самообладание и мужество.

Полет Гордона Купера продолжался 34 часа 19 минут 49 секунд. Он 22 раза облетел Землю и перекрыл расстояние 878 970 километров. Астронавт установил два национальных рекорда — на продолжительность и дальность космического орбитального полета. Этот полет был последним полетом по программе «Меркурий».

По этой программе шестеро астронавтов побывали в космическом пространстве, четверо из них — в орбитальных полетах. Общий орбитальный налет астронавтов США составляет 53 часа 25 минут 17 секунд. 34 раза они облетели нашу планету и прошли расстояние, равное 1 354 873 километрам.

Общий орбитальный налет шести советских космонавтов к этому времени составил 381 час 30 минут 16 секунд. На космических кораблях «Восток» космонавты СССР сделали 259 витков вокруг земного шара к прошли расстояние, равное 10 662 740 километрам.

Читайте также: