Американский конструктор танков кристи

Обновлено: 27.04.2024

Вторая часть обзора будет посвящена всего лишь одной машине. Творению Джона Уолтера Кристи скоростному танку Christie M1928 \ M1931 известному еще и под названием “Model 1940”. И в общем это неудивительно, ибо именно этот танк стал прародителем целого семейства советских бронированных машин - знаменитых танков БТ.


Несмотря на преследовавшие его неудачи Кристи не опускал руки и в 1928 году начал проектирование совершенно новой машины. На этот раз Кристи выбрал в качестве основы четыре пары сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами, передними направляющими и задними ведущими колёсами. Задняя колесная пара была ведущей, передняя пара колёс была управляемой при движении на колёсном ходу.
Совершенно новой была подвеска танка – каждое колесо оснащалось мощной вертикально установленной пружиной, расположенной между двумя бортовыми листами корпуса и связанной с катками через качающиеся рычаги. Такая схема впоследствии получила наименование “подвески Кристи” (или подвески “свечного” типа) и устанавливалась на многие виды бронетехники практически без изменений, например на советские танки Т-34 и британские крейсерские А34 “Comet”.
Толщина бронирования не превышала 12,7-мм. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем Liberty L-12 мощностью 338 л.с. с жидкостным охлаждением. Запас топлива составил 35 галлонов (132,5 литра). Компоновка осталась классической, экипаж танка состоял из 3-х человек: водителя, командира машины и стрелка. Башня на танке отсутствовала, а вооружение, состоявшее из двух 7,62-мм пулеметов Browning, размещалось в носовой части корпуса и на крыше боевого отделения на штыревой установке.
На этот раз Джон Уолтер Кристи "сорвал банк". Да и потраченные им за пять лет личные средства (382000 долларов - огромнейшая по тем временам сумма !) не пропали даром. На испытаниях М1928 развил максимальную скорость на колесах 120 км\ч и 67 км\ч на гусеницах. Для бронетехники тех лет (да и сейчас) это был поистине поразительный результат, поэтому Кристи возлагал на этот танк большие надежды и назвал его “Model 1940”.
В октябре 1928 года на полигоне Форт Майерс состоялась официальная демонстрация М1928 военному руководству. Видимо, не ожидая от очередного творения Кристи положительных результатов, начальник комиссии генерал Чарльз П. Саммеролл, отдал устный приказ о проведении всесторонних ходовых испытаний за счет конструктора. Как и следовало ожидать, в адрес М1928 было отпущено множество критических замечаний. Военные специалисты указали на “съедание” подвеской заброневого пространства в передней части корпуса, слишком тонкое бронирование, слабое вооружении и отсутствие башни. Кристи как мог отстаивал свою идею использования высокоскоростных танков, которые могли, в буквальном смысле этого слова, прошивать оборонительные порядки противника, нарушая его коммуникации и громя незащищенные тылы. Посильную помощь конструктору оказали полковник Дж.С.Паттон и майор С.С.Бенсон, которые также поддержали тактику использования скоростных танков в рамках действия кавалерийских частей.
Танк Christie M1928 на испытаниях в 1928 году.




Шасси, которое после тестов было почти непригодно для дальнейшего использования, передали Кристи для доработок. Ходовая часть была отремонтирована, ёмкость топливного бака довели до 50 галлонов (189 литров), предусмотрели установку одноместной башни с 37-мм пушкой. несмотря на кучу замечаний, пехота и кавалерия остались довольны показанными этой машиной скоростными характеристиками и 22 августа 1929 года танковый комитет рекомендовал принять М1928 на вооружение и включить его в текущую производственную программу.
Танк Christie M1928 на показе в Вашингтоне, 1929 год


Однако, организовать серийный выпуск М1928 не получилось. В конце 1931 года Кристи создал улучшенную модель М1931, в котором он попытался избавиться от большей части недостатков. Конструкция корпуса подверглась небольшим изменениям – была немного уменьшена его высота и переделана кормовая часть. Появилась цилиндрическая одноместная башня с 37-мм орудием и небольшой командирской башенкой.
Ходовая часть танка подверглась частичным доработкам. Она состояла из восьми опорных обрезиненных колес диаметром 686 мм установленных на качающихся рычагах с длинными геликоидальными пружинами, обеспечивавшими колесу вертикальный ход до 40,65 см. Таким образом, каждое колесо могло подниматься до уровня днища танка, что обеспечивало ему очень высокую проходимость. Гусеницы состояли из стальных пластин площадью около 645 см.кв. Время перехода с колес на гусеницы увеличилось до 30 минут, при том, что принцип смены хода не менялся.
Департамент вооружение получил М1931 только 19 января 1931 года и сразу поставил его на испытания.
Танк Christie M1931




Был поднят вопрос о закупке этой машины, но никаких гарантий о серийном производстве чиновники не дали, что совершенно не устроило Кристи. В свою очередь военные указывали на слишком высокую стоимость танка. Итог этой коммерческой “схватки” оказался компромиссным – в 1932 году Кристи получил заказ на 7 модифицированных танков получивших наименование Medium T1 на общую сумму 241500 долларов, что по сегодняшнему курсу превышает 31000000 долларов. Три из них передали пехоте, где они обозначались как Medium Tank T3 и были переданы 67-му пехотному батальону, в то время как четыре Combat Car T1 передали кавалерии. Специально для производства танков Кристи организовал компанию.
Танк Christie M1931 с установленной башней и вооружением. На месте механика-водителя сам Джон Уолтер Кристи

Танк Combat Car T1. На башне танка сам Дж.У. Кристи


Танки, согласно принятой в кавалерии системой обозначений, получили название Combat Car T1. Дело в том, что в 1920 году армейское руководство решило, что танковые подразделения могут использоваться только для поддержки пехоты, а кавалерия может вполне обойтись одними бронемашинами. Поэтому кавалеристам приходилось хитрить, называя собственные полноценные танки “боевыми машинами”.
В течении 1932-1933 гг. обширные испытания Т3 проводились на полигоне Форт Беннинг. Танки Кристи показали абсолютное превосходство в скорости и ходовых качествах над старыми 6-тонниками, но при этом отмечали сильный перегрев двигателей.
Колонна танков Medium Tank T3 на марше


Пехота запросила ещё 5 модернизированных танков Т3Е2 и даже выделила на их сборку часть средств, однако Кристи, целиком поглощенный созданием более современных шасси, сдал всего три. В отличии от более ранних вариантов Т3Е2 получил абсолютно новую восьмигранную башню, оснащенную одной 37-мм пушкой М1916 и пятью пулеметами.
Танк Medium Tank Т3Е2. 1934 год



В очередной раз немного изменили форму корпуса в носовой и кормовой части, но в остальном конструкция осталась прежней. На танке устанавливался двигатель Curtiss TD12 мощностью 435 л.с., что позволяло развивать скорость до 111 км\ч на колесах и до 65 км\ч на гусеницах при полной массе 12910 кг. Впрочем, дальнейших заказов на Т3Е2 не последовало. Дальнейшее развитие танков с подвеской Кристи оказалось непродолжительным. Почти одновременно фирма Cunningham представила колесно-гусеничный танк Т4, у которого вместо башни была установлена неподвижная бронированная рубка. Впрочем, и эти машины остались только в опытных экземплярах.

t3e2_1936_1

Танк Medium Tank Т3Е2 на испытаниях . 1936 год

Последним заказчиком выступила британская армия, представители которой по достоинству оценили возможности танков БТ-5, продемонстрированные на Больших Киевских маневрах в сентябре 1936 г. Уже в октябре британское военное ведомство дало согласие на закупку у Кристи танка М1931 (одного из образцов не принятого американской армией), которому заранее присвоили индекс А13Е1. Американский конструктор был искренне рад продать свою машину, однако препятствием для осуществления подписанного контракта стал запрет Конгресса на продажу новейшей техники. В те годы американское правительство действовало по принципу "сам не гам и другим не дам" только лишь из опасений, что танки и самолёты новых конструкций могут попасть в руки вероятного противника - то есть Германии, СССР и Японии. А карательные санкции за нарушение этого запрета были весьма жестокими. Печальная участь авиационного конструктора А.Северского, продавшего в 1939 году документацию и опытный образец многоцелевого самолёта 2РА японцам, была наглядным тому примером. В такой ситуации Кристи не оставалось ничего другого, как пойти на хитрость - он разобрал М1931 на части и, упаковав в контейнеры, продал его по документам как партию фруктов.
После проведения повторных ходовых испытаний британцы сделали вывод, что Кристи действительно оказался прав по части наделения танка высокими скоростными характеристиками, но отсутствие башни и размещение вооружения только в корпусе было воспринято как недостаток конструкции. На базе документации, полученной из США, фирмой Naffield были начаты работы по созданию крейрского танка Mk.III, который стал "прародителем" целой серии аналогичных машин.
Проданный под видом фруктов англичанам танк М1936


Так закончилась история одного из самых удачных танков конструкции Дж.У.Кристи. До настоящего времени сохранился только один танк Кристи – это один из Т3, проданных в 1932 году американской армии и носящий имя “Tornado”. Сейчас он находится в экспозиции танкового музея в Абердине.
Танк Medium Tank T3 с собственным именем “Tornado”. 1934 год

Он же в экспозиции танкового музея на Абердинском полигоне

Сегодня танки по-прежнему остаются главной ударной силой сухопутных войск. Однако, представляя грозную тяжеловооруженную и бронированную гусеничную машину, мы всегда рассматриваем ее в аспекте действий исключительно на земле. Однако XX век, особенно его первая половина, были богаты на смелые эксперименты и идеи. Одной из таких идей стала попытка научить танки летать. Сегодня достаточно широко известны проекты «летающих танков», над которыми работали в США и СССР.

Одним из известных и признанных первооткрывателей в области бронетанковой техники был американский конструктор Джон Уолтер Кристи. В нашей стране он хорошо известен как изобретатель оригинальной системы подвески (подвеска Кристи), которая широко использовалась в советских серийных танках серии БТ и Т-34. Джон Уолтер Кристи родился 6 мая 1865 года в небольшом городке Риверэдж в штате Нью-Джерси. Будущий конструктор обучался в вечерней школе Купер Юнион. А позднее, уже работая на металлургических заводах, принадлежащих компании «Деламатер Айрон Воркс», поступил в бесплатную школу для рабочих в Нью-Йорке. Позднее он смог стать инженером-консультантом в одной из пароходных компаний Америки. Именно на этой работе к нему и пришел первый успех — он смог получить патент на изобретение карусельного станка, предназначенного для обработки деталей башен морских орудий.


В 1904 году Кристи, который испытывал большой интерес к нарождавшейся автомобильной технике, смог построить несколько гоночных переднеприводных автомобилей, ему даже удалось выиграть национальный приз за самую удачную конструкцию гоночного автомобиля. В 1912 году на призовые деньги он сумел основать небольшую компанию по производству гоночных автомобилей и колесных тракторов, но успеха на рынке добиться не сумел. В гору дела начинающего предпринимателя пошли с началом Первой мировой войны, когда Кристи занялся созданием различных образцов бронетанковой техники.

Так, он в довольно сжатые сроки смог сконструировать артиллерийский тягач, самоходное зенитное орудие калибра 76,2-мм, 203-мм самоходную гаубицу, а также разработал целую линейку САУ, вооруженных орудиями 75, 100 и 155 мм. В 1919 году Кристи получил заказ на выпуск первого своего танка, который назвал M1919 — по году разработки. Создавая все свои танки, конструктор давал им возможность перемещаться как на колесном, так и на гусеничном ходу, делая ведущими переднюю пару катков. Такая универсальность стала настоящей визитной карточкой американского конструктора в мире танкостроения начала XX века. Любопытно, что американские военные не проявляли к изделиям Кристи особого интереса. Ни одна из его межвоенных машин не была запущена в серийное производство в США, однако полученные на их постройку деньги покрывали расходы на их создание.


В США автор не находил понимания у военных, однако за океаном его разработки оценили — в СССР и Великобритании. Сам Кристи предложил свою концепцию быстроходных танков, разработав шасси и оригинальную систему подвески, названную его именем. Данная подвеска применялась на танках, участвующих во Второй мировой войне. В СССР в рамках концепции быстроходных танков было создано семейство танков БТ, в Великобритании — крейсерских танков, к которым относились Covenanter и Crusader. Помимо этого, «подвеска Кристи» использовалась на советском среднем танке Т-34 и английском среднем танке Comet.

В период между двумя мировыми войнами Джон Уолтер Кристи создал и использовал в своих прототипах боевых машин элементы, которые стали актуальными на десятилетия вперед в разных странах: использование колесно-гусеничного движителя и унифицированных узлов; плотная компоновка; двигатель в едином блоке с трансмиссией; использование в бронезащите танка баллистически выгодных контуров и применение сварки; использование в ходовой танка резиновых шин катков гусеничного хода с индивидуальной подвеской.

Но это далеко не все, что предлагал Джон Уолтер Кристи. Идея поднять танк в небо также принадлежала талантливому американскому конструктору. Именно он в 1932 году предложил новую концепцию танка, который смог бы перемещаться по воздуху. Американские газеты тех лет восприняли идею конструктора с восторгом: в газетах печаталась схема летающего танка, который должен был уберечь страну от любых нападений и проявлений агрессии. При этом уже тогда у идеи было немало критиков и скептиков, которые сомневались в реализации проекта. Пожалуй, единственным человеком в США, который на 100% был уверен в необходимости постройки и успехе летающего танка, был сам Уолтер Кристи. К достижению своей цели он шел с фанатичным упорством, и уже одно это заслуживает уважения.

В 1930-е годы Кристи уже создал несколько удачных боевых машин, которые способны были действовать в тылу противника в отрыве от своих войск. Однако «крылатый танк» занимал в его мыслях особое место, реализовать этот проект на практике он пытался на протяжении нескольких лет. Его «крылатый танк» представлял собой 5-тонную колесно-гусеничную машину, на корпус которой должна была устанавливаться коробка с крыльями бипланной формы и воздушный винт, вращение которого должен был обеспечить танковый двигатель.

К 1932 году конструктору удалось спроектировать максимально облегченный танк, большая часть деталей и узлов которого (там, где это позволяла его конструкция) производились из нового для тех лет материала — дюралюминия. По сути, корпус танка был двойным. Внутренняя его часть собиралась из листов дюралюминия, а внешняя из броневых листов толщиной 12,7-мм (лоб корпуса) и 9 мм (борта корпуса). Колесно-гусеничную часть конструктор оставил без изменений — она состояла из 4-х опорных катков (передняя пара при движении на колесном ходу была управляемой), переднего направляющего и заднего ведущего колес на каждый борт. При этом каждое из опорных колес также изготавливалось из дюралюминия и оснащалось пневматическими шинами Firestone. Башня на этом танке не ставилась, предполагалось размещение орудия в корпусе танка, что также должно было экономить вес машины. Общая масса этой боевой машины без боекомплекта, топлива и экипажа не превышала 4-х тонн, а при полной загрузке масса танка доходила до 5 тонн.

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи

Этот изначально создававшийся для переброски по воздуху танк Кристи и выбрал для своих экспериментов над «летающей» машиной. На М1932 был установлен очень мощный на тот момент времени V-образный 12-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza, развивавший мощность 750 л.с. Благодаря установке такого двигателя, танк мог достигать просто невероятных «авиационных» скоростей: 120 миль в час (около 190 км/ч) при движении на колесах по автостраде и до 60 миль в час (96,5 км/ч) при движении на гусеницах. Даже если цифры выглядят завышенными, скоростные возможности танка были очень высоки. Танк мог легко перепрыгивать рвы 6-метровой ширины и преодолевать уклоны до 45 градусов. Надгусеничные полки были сконструированы достаточно широкими и располагались высоко над опорными катками. Фактически они выглядели как небольшие крылья, повышая «летучесть» машины. Коробка передач была четырехскоростной: имелось три скорости для движения вперед и одна — назад.

Согласно замыслам Кристи, первые 70-80 метров разбега при взлете танк должен был совершать на гусеницах. После чего механик-водитель (он же пилот) должен был переключить редуктор трансмиссии с гусениц на установленный на танке воздушный винт. Проехав еще примерно 90-100 метров и достигнув скорости 120-135 км/ч, танк должен был подняться в небо. При этом механик-водитель располагался на своем обычном месте в передней части боевой машины. Во время полета мотор должен был питаться горючим от двух баков, которые находились в танковом корпусе. В воздухе, по приведенным расчетом, скорость «летающего танка» должна была составлять примерно 150-160 км/ч.


Благодаря наличию независимой подвески, танк мог спокойно сесть прямо на поле боя, которое было изрыто воронками. После совершения посадки водитель-пилот должен был с помощью специального рычага сбросить каркас с крыльями и оперение, после чего можно было вступать в бой. При этом экипаж танка должен был состоять всего из двух человек — водителя-пилота и стрелка. Приземление танка осуществлялась на гусеницы, что должно было помочь ему погасить скорость планирования, добравшись до шоссейных дорог, гусеницы можно было снять.

Несмотря на проработку проекта и попытки реализации, на практике осуществить задуманное Кристи так и не удалось. Главной на тот момент причиной неудачи стала сложность изготовления дистанционного переключения привода от мотора с колес танка на воздушный винт и обратно. При уровне развития техники и технической мысли тех лет — это была довольно сложная проблема. К тому же американская армия не была готова тратить большие средства на подобные разработки, не удалось реализовать и идею с транспортировкой танка под днищем тяжелого бомбардировщика или транспортного самолета, так как перспективные самолеты так и не были приняты на вооружение ВВС. На отношениях Кристи и американских военных негативным образом сказывались и его переговоры с представителями СССР.


В принципе, ничего технического невероятного в предложенной Кристи конструкции «летающего танка» не было, однако эта красивая идея в США так и не была реализована, вновь подняв голову уже в Советском Союзе, где в годы войны в единственном экземпляре был построен летающий танк А-40 Олега Антонова. Изначально Антонов предлагал использовать свою боевую машину для поддержки партизан. Летные испытания этой необычной машины проводились с 7 августа по 2 сентября 1942 года.

Возвращаясь к Кристи, можно отметить, что в свое время он был явно недооценен, причем именно в США. В своей небольшой брошюре «Современная мобильная оборона», которую он написал во время своего нахождения в Великобритании, тестируя свои шасси вместе с заказчиками, он уже в 1930-е годы обозначил основные задачи конструирования танков, которые остаются актуальными и сегодня. «Моей первой и главной задачей, писал Кристи, было создание такого шасси, которое смогло бы защитить человека, решившего доверить ему свою жизнь на поле боя. Именно по этой причине фронтальная проекция должна была быть трудноуязвимой для любых типов боеприпасов. Помимо этого, конструируя наши шасси, мы старались, чтобы они были как можно более низкими, а значит незаметными. Также мы продумали вариант повышения защищенности машины за счет увеличения ее скорости. Скорость как для самолетов, так и для наземной боевой техники имеет одинаково важное значение. Обладая высокой скоростью движения, можно легко обойти противника или оторваться от него, быстрее занять удобные позиции для ведения огня, а также очень быстрой уйти из-под обстрела». Многое из этого актуально и в XXI веке, причем не только в реальности, но и на полях виртуальных баталий в современных компьютерных онлайн-играх.

Впервые о танке У. Кристи я узнал в далеком-далеком детстве из журнала 1929 года «Наука и техника», в котором было написано про появившийся в США танк-скороход, развивавший на колесах скорость 119 км/ч по шоссе и 86 км/час на гусеницах. Потом прочитал, что У. Кристи передал свой танк СССР из «классовых соображений, симпатизируя ему как первой стране социализма». Потом, в книге «Удар и защита» и «Рыцари брони», что «просто продал», а никакими особыми идеями не заморачивался. Потом, уже в 1989 году, будучи членом британской ассоциации моделистов БТТ М.А.F.V.А. я начал получать оттуда книги и прочел одну – просто замечательное исследование всего жизненного пути и всех танков У. Кристи. О чем-то я написал в «Танкомастер» и хотел написать в «Науку и технику», но хорошие книги читают и другие люди, и там уже вышла серия статей об этом танке другого автора. В любом случае, У. Кристи заслужил того, чтобы о нем писали. Ибо нет на свете другого столь же результативного конструктора, по идеям которого было бы создано столько танков. Да, танков национальных конструкторов! Но основанных либо целиком на его идеях, либо ставших результатом их прямого развития.

Cruiser Mk III в танковом музее в Бовингтоне, графство Дорсет.

Например, это он же написал в своей книге «Мобильная оборона», что броня танков должна иметь наклон, обеспечивающий рикошет попадающих в нее пуль и снарядов. Что танки должны иметь такую скорость хода, чтобы «увертываться» от атак самолетов с воздуха. Танки БТ-2,5,7, Т-34, «английские крейсеры» и ряд других менее значимых машин стали прямыми продолжателями его конструкции и воплощением его идей. Причем, хотя некоторые его идеи вроде «летающего танка» и были сначала отвергнуты, нет никаких «противопоказаний» к тому, что на новом витке развития к ним не вернутся вновь. Например, «летающий танк-робот», доставляемый дроном на территорию противника, может быть создан уже сегодня. Но это сейчас, а тогда, в те же 30-е годы уровень технологии, экономики и… политики заставлял военных и инженеров очень осторожно искать новые пути в области военной техники.

Тем не менее, именно в 30-х годах английские военные пришли к по-настоящему революционному решению поделить танки всего на три класса. До этого танки подразделялись по корабельному принципу. Танкетки (аналоги торпедных катеров), легкие танки (аналоги эсминцев), средние танки (аналоги крейсеров), трехбашенные танки (аналоги тяжелых крейсеров) и пятибашенные танки – аналоги линкоров. От танкеток отказались полностью. Хотя в свое время и настроили их больше всех. Слишком уж они были слабы. Легкие танки сохранялись для разведки. Но зато появился совсем новый класс: «пехотный танк», с толстой броней для сопровождения пехоты. А вот многочисленные средние танки с разным количеством башен следовало унифицировать в один тип – кавалерийский или крейсерский танк. Основной задачей которого должно было бы стать быстрое перемещении по полю боя и рейды по тылам противника. В соответствие со взглядами У.Кристи именно они должны были за счет своей высокой скорости и маневренности быстро выходить во фланг неприятельским танкам и занимать наиболее выгодное положение для ведения огня. То есть они же должны были и вести борьбу с вражескими танками. Однако написать на бумаге можно ведь все, что угодно. Впрочем, для развитой английской промышленности это не было особой проблемой. Как итог первым танком нового класса крейсерских танков стал A9, или Cruiser Tank Mk.I, созданный фирмой Vickers. Внешне это была грозная машина. Три башни! Три пулемета «Виккерс» с водяным охлаждением – более чем достаточно для любого, даже более тяжелого танка. Ее шасси было хорошо отработано и впоследствии на нем был сделан танк «Валентайн». Две проблемы делали его никуда негодным крейсером: броня и скорость. Последняя составляла всего лишь 40 км/ч. А вот броня… Ее максимальная толщина составляла всего лишь 15-14 мм и стояла она без наклона. Дизайн всего этого обилия башен был таков, что в танк достаточно было просто попасть, и этого было уже достаточно для его поражения. Куда-никуда – лишь бы попасть, а там уже снаряд «сам найдет себе отверстие». Получалось так, и с этим ничего нельзя было поделать. То есть дизайн можно было поменять и впоследствии англичане на «Валентайне» так и сделали, но танк армии требовался как всегда немедленно.

Cruiser Tank Mk 1 A9 на полигоне.

Cruiser Tank Mk 1 A9 в танковом музее в Бовингтоне.

Cruiser, Mark ICS – вариант «непосредственной поддержки» (англ. Close Support), вооруженный 94-мм гаубицей. Немец удивляется: «Вот это калибр!»

И вот тут свою роль в оснащении британской армии новыми танками довелось сыграть помощнику начальника отдела механизации Военного министерства, подполковнику Гиффорду Ле Квесне Мартелю. Тому самому, что в 20-ые годы создал одну из первых танкеток и всячески ее пропагандировал. В 1936 году в качестве военного наблюдателя он побывал в СССР на маневрах Киевского военного округа и… сотни движущихся на полной скорости танков БТ-5 потрясли его до глубины души. Вернувшись в Англию, он доложил об увиденным и со свойственной ему энергией начал пропагандировать теперь уже крейсерские танки. Как раз после его визита в СССР танк A7 и приняли на вооружение в качестве крейсерского танка, но все понимали, что советским машинам он серьезно уступает. А что «не уступает». Не уступает «исходник» — танк конструктора Джона Уолтера Кристи. И англичане, ничуть не кичась своим славным бронетанковым прошлым, тут же отправились за океан и уже 3 октября 1936 года подписали соглашение между его собственной Wheel Track Layer Corporation и британской Morris Motor Company о покупке у вышеназванной американской фирмы одного танка. По контракту за номером 89, за него было заплачено 8000 фунтов стерлингов. Более того, Кристи лично отправился в Англию доводить свой танк, а заодно еще и взял с собой своего главного испытателя.

Christie M1937 во время рекордного заезда на аэродроме Фарнборо.

Почему-то многие считают, что англичане купили его скандальный авиадесантный танк M1932. Но на самом деле им достался тот же самый танк Christie M1931, что и проданный в СССР. В США именно этот танк стал предшественником серийных машин T3 Medium Tank («средний танк» машина для пехоты с 37-мм пушкой) и T1 Combat Car («боевая машина» — танк для конницы с 12,7-мм пулеметом). В июне 1932 года Кристи попытался продать его Департаменту Вооружений армии США за $20 000. Но сделка не состоялась, поскольку у военных армии США было свое видение нового танка, а у У.Кристи – свое.

Танк четыре года простоял во дворе Департаменту Вооружений армии США. Но будучи продан, M1931 подремонтировали и быстро отправили морем в Англию. Машина получила индекс A13E1, регистрационный номер T.2086, и по документам называлась трактором. Все, как и в случае с этим же танком, проданным в СССР. Танк A13E1 интенсивно испытывался на полигоне в районе города Олдершот, в графстве Хэмпшир более года, прошел 1085 километров, из которых 523 по бездорожью, и в итоге был принят на вооружение.

Опытный образец танка A13E2. Обратите внимание, что гусеничные ленты от все еще танка Кристи.

Тем временем на английские деньги Кристи создал новый танк Christie M1937 с двигателем 430 лошадиных сил, и в чисто гусеничном варианте. В «свечную подвеску» добавили параллельно установленные амортизаторы. Это сразу же увеличило плавность хода и позволило даже на гусеницах развить скорость 102,5 км/ч.

Но вот продать его англичанам так и не удалось. Сумма в 320 000$ показалась им слишком большой. К тому же у них уже был танк Cruiser Tank A13E2, в котором инженеры многопрофильного концерна Nuffield Mechanization & Aero (в который превратилась компания Morris Motor Company) от танка Кристи взяли ходовую часть, двигатель, трансмиссию и систему охлаждения. То есть практически всю его механику, а сами сконструировали башню с вооружением и… все. Но нужно отметить, что англичане еще до знакомства с моделью танка Кристи 1937 года отказались от смешанного колесно-гусеничного хода и остановились на чисто гусеничном типе движителя.

Танк даже чисто внешне получился красивым, функциональным и каким-то стремительным.

Одной из причин стала высокая надежность новых гусениц. Дело в том, что к концу 30-х годов ресурс гусеничных траков смог наконец-то перешагнуть рубеж в 1000 километров, что лишило колесно-гусеничный движитель одного из своих главных конкурентных преимуществ. Максимальная скорость нового танка превысила 50 км/ч, что для танка-крейсера, по мнению британских военных, было вполне достаточно.

Силовую установку поэтому заменять не стали, оставив на танке 12-циллиндровый V-образный авиационный двигатель Liberty L-12. Лицензионному мотору дали двойное название Nuffield-Liberty.

Двигатель Nuffield-Liberty. Использование этого мощного, но капризного мотора было вынужденной мерой, поскольку специальные танковые двигатели у англичан в это время попросту отсутствовали.

Сначала траки на гусеницы танка были использованы американские, т.е. совершенно плоские. Они стояли на танке A13E2 без каких-либо изменений и приводили к довольно быстрому износу резиновых бандажей на катках. Поэтому по результатам испытаний на следующем образце A13E3 траки уже поставили новые, а сама гусеница стала мелкозвенчатой.

Авиаконструкторам с мирской славой повезло гораздо больше, чем танкостроителям. Самолёты мы в основном знаем по именам их создателей: «Мессершмитт», «Лавочкин», «Боинг» и так далее. С бронетехникой дело обстоит совершенно иначе – навскидку можно вспомнить разве что «Фердинанд» доктора Порше, и то название было полуофициальным. Если поскрести по чуланам памяти, можно отыскать «танк Лебеденко» или «танк Гротте», но эти выкидыши танкостроительной мысли были и навсегда останутся казусами, забавными кунштюками, не оставившими никакого реального следа в истории.

И тем не менее одно имя мы можем назвать поистине знаковым – Кристи. Разработки знаменитого американца Кристи эпохи двадцатых и тридцатых годов и большинство созданных им прототипов носили буквенный индекс, год создания и фамилию инженера, например «Christie M1935». Но в остальном припомнить «именную» бронетехнику практически невозможно. Если конструкторы боевых самолётов наподобие Ильюшина, Петлякова или Сухого увековечены в металле, то можно лишь сожалеть, что отсутствуют танки «Жозеф Котин», «Николай Попов» или «Михаил Кошкин».


Джон Уолтер Кристи. На этом фото ему около сорока лет

Впрочем, Джону Уолтеру Кристи тоже не особенно повезло, особенно если учитывать, что созданная им подвеска помогла СССР и союзникам выиграть Вторую мировую войну и использовалась на многих советских и британских танках. При том, что на родине, в Соединённых Штатах, его имя накрепко забыто и известно лишь специалистам.

При всей гениальности Кристи, с обязательной искрой технического безумия, ему почему-то редко улыбалась удача. Существует расхожая формулировка: «Он опередил своё время». Нельзя не согласиться: Кристи следовало бы работать не после Первой мировой, а в пятидесятые-шестидесятые годы ХХ века, где его неожиданные идеи и озарения оказались бы востребованы. Даже несмотря на охватившую весь мир «танковую эйфорию» межвоенного периода, работы Кристи серьёзно недооценили – конструктор, в самом буквальном смысле этих слов, «ошибся эпохой».

Между тем именно ему принадлежит честь первооткрывательства колёсно-гусеничной схемы, и странность состоит в том, что раньше никто не догадался совместить эти два движителя. Идея лежала на поверхности, протяни руку да возьми. Однако ничего подобного не случилось: немцы, французы и англичане предпочитали полугусеничную технику, а работавший в Российской империи инженер Адольф Кегресс, личный шофёр царя Николая II, создал свою оригинальную подвеску, использовавшуюся на полугусеничных броневиках и даже частных автомобилях с 1913 года! Но приз выиграл Кристи, рассудив, что обрезиненные катки большого диаметра вполне сочетаются со съёмными гусеницами — на твердом покрытии танк может ехать на колёсах, а в случае если впереди болотце или просто слишком мягкая почва, машина «переобувается».

Эта революционная идея посетила Кристи в самый что ни на есть революционный 1917 год, так что общепринятое мнение о рождении колёсно-гусеничной бронетехники в тридцатые годы ошибочно. Год спустя кончилась Первая мировая война, а ещё через год военное ведомство США решает, что армии необходимы не только тяжеленные и медленные «ромбы», созданные по британскому образцу, а также лёгкие танки наподобие далеко не самого удачного (говоря откровенно – абсолютно провального по сравнению с Renault FT-17) «Форд 3 тонны» образца 1918 года, но и средние машины. Опыт создания среднего танка по тем временам был один-единственный: Medium Mk A Whippet, развивавший скорость аж в целых 14 километров в час, и американцы решили догнать и перегнать англичан — Уолтер Кристи получает заказ на машину сопоставимых характеристик, но чуть потяжелее. Масса не 14, а максимум 18 тонн, скорость до 20 километров в час, противопульная броня. Само собой, конструктор подошёл к вопросу творчески.

Подвеска Кристи была решена до крайности оригинально – по три больших катка на борт, с передними рулевыми колёсами. Проходимость была весьма так себе, что обусловлено схемой: колесо не способно преодолеть высокие препятствия. Кристи перед затруднением не спасовал: был сконструировал механизм, с помощью которого средние колеса приподнимали танк, и он мог переехать камни или низенький барьер. Ничего даже близко похожего вообще никто и никогда не делал.


Christie M1919


Christie M1919

Отдельные решения военным понравились. К примеру, неслыханно прогрессивная для 1919 года вращающаяся башня, да ещё и с командирской башенкой – Кристи интуитивно чувствовал, что спонсоны или расположение орудия в переднем бронелисте ведут в тупик. Кроме того, танкисту необходим максимальный обзор. Добавим к общей картине рациональный наклон лобовой брони. Однако недостатки перевесили, и комиссия военного министерства раскритиковала танк в пух и прах, прежде всего — ходовую часть, с неподрессоренными катками. Ни о какой амортизации, кроме толстого резинового бандажа, и речи не шло, что гарантировало экипажу шишки, а то и выбитые зубы – в конце концов, танки обычно ездят не по асфальту или ровным грунтовкам.

Как и все гении, Кристи не обращал особого внимания на малозначащие мелочи. Например, на вентиляцию — её на данной модели танка попросту не было, а двигатель сильно нагревал рубку. Технологические отверстия для доступа к двигателю на случай ремонта также не были предусмотрены: корпус наглухо заклёпан, для доступа к мотору придётся разбирать машину едва ли не целиком. Условия работы экипажа – экстремальные: жара, духота и невероятная теснота.

В итоге Кристи, не дожидаясь отрицательного вердикта армии, начинает дорабатывать танк. Управился он довольно быстро, к 1921 году, и основные изменения касались подвески. Центральные катки исчезли, их заменила самортизированная тележка с двойными опорными катками – нечто похожее впоследствии сделает английская фирма «Виккерс-Армстронг» на своем Vickers Mk E, ставшем прямым предком советского Т-26. Армейцы опять остались недовольны, и конструктор, чтобы не потерять контракт, снимает машину с испытаний и полностью её переделывает. Результат становится настолько неожиданным, что ставит в тупик всех технических специалистов Комитета по вооружениям.


Christie M1921


Christie M1921

Получилась первая в мире САУ классической компоновки, хотя термин «самоходка» в его современном понимании тогда даже не был изобретён. Из ворот сборочного цеха выехал агрегат, отдалённо похожий на маленькую СУ-85 позднейших времен. Неудобную башню Кристи убрал, сделал возвышающуюся над корпусом надстройку, в которую поместил 57-ммиллиметровую пушку. И, конечно же, доработал шасси: передние колёса подрессорили, тележку по центру выполнили более изящно. Прекрасная машина для действия из засад против бронетехники противника – низенькая, довольно шустрая, с мощным орудием. Проходимость оставляла желать лучшего, конечно, но сам факт!

Вполне естественно, что столь экстравагантную техническую находку военные моментально забраковали. Во-первых, танки с танками не воюют, а сопровождают пехоту – это аксиома! Никто и предположить не мог, что класс ПТ-САУ будет настолько востребован в течении следующей Мировой войны. Во-вторых, никто даже не понял, в каком качестве можно использовать модель Christie M1921! Артиллерийский танк? Броня слабовата. Пехотный? Углы наведения орудия ничтожные, да и пулемётов мало. В конце концов машину обфыркали, заявив, что эдакий футуризм может оставаться частным развлечением конструктора, но армии нужен нормальный танк! Как, например, FT-17! Разочарованные бюрократы из правительства предпочли новые контракты с Джоном Уолтером Кристи не заключать, абсолютно не предполагая, что на основе его разработок однажды будет создан лучший танк Второй мировой.


Кристи верхом на своём детище

Справедливости ради надо сказать, что все до единого проекты среднего танка, выставленные тогда на конкурс министерства обороны, были забракованы. Только без малого двадцать лет спустя в Соединённых Штатах спохватились, что в стране нет ни средних, ни тяжёлых танков, и начали клепать неимоверных страшилищ вроде М3 Lee или М6. Впрочем, американцев можно отчасти понять – возле границ отсутствует реальный противник, потом началась Великая Депрессия, и стало не до танков – прокормиться бы. В реальность новой большой войны до поры до времени никто не верил. Да и Кристи не остался без работы.

Тем не менее, самый продуктивный период его деятельности приходится именно на двадцатые годы - Кристи фонтанировал идеями, заразившись танкоманией. Всего за пять лет Джон Уолтер Кристи создал несколько десятков образов военной техники — самоходные зенитки и артиллерийские САУ, полугусеничные транспортёры, плавающие артиллерийские платформы, танки, первая и единственная на тот момент ПТ-САУ, это не считая гражданских машин: он увлекался автогонками. Военное министерство купило у него пятнадцать различных прототипов, которые, как все уже догадались, в серийное производство не пошли. В Германии и России по тем временам такого человека не то что на руках носили бы, а завалили деньгами, понавешали орденов и поставили золотой конный памятник на главной площади столицы – только работай!


Кристи (слева) и министр ВМС Эдвин Денби у артиллерийской платформы

Впрочем, была одна попытка запустить доработанную модель Christie M1921 в серию – странным танком могли заинтересоваться в Польше, где своя школа танкостроения полностью отсутствовала и польское военное ведомство с интересом наблюдало за работой заграничных конструкторов. Конкурс на создание танка для Войска Польского был объявлен в 1925 году и имел условием проектирование машины весом до 12 т, со скоростью 25 км/час и запасом хода 200–250 км. Для участия в конкурсе Кристи создаёт проект танка, известного как Christie tank M1927.


Модель Christie tank M1927 для участия в конкурсе на танк для Войска Польского. Машина так и не была воплощена в металле

Процититуем К. Ромасёва и В. Бута, отрывок из книги «Первые колёсно-гусеничные военные машины Джона Уолтера Кристи»:

Была переделана компоновка – корпус разделён на два отделения – переднее и заднее. Переднее отделение, аналогично танкам Кристи М1921 и М1923, являлось совмещённым боевым и управления. В переднем листе корпуса предусматривалась установка основного вооружения, включающего 75- или 47-мм пушку. Пушка была спарена с крупнокалиберным 12,7-мм пулемётом, конструкция установки со сферическим щитом была подобна конструкции установки основного вооружения танка М1921. По сравнению с моделью М1921 для удобства действий расчёта при оружии высота корпуса была увеличена, что позволяло работать стоя в полный рост. Дополнительное вооружение включало два пулемёта калибра 7,92-мм, смонтированных в шаровых установках в спонсонах по бортам танка. Для уменьшения мёртвой зоны при обзоре вперёд рабочие места были высоко подняты, а люки закрывались высокими крышками-колпаками со смотровыми щелями.

Вновь получилась ПТ-САУ, а не танк в классическом понимании. Кроме того, Кристи в очередной раз не повезло – он не успел подать заявку на участие в конкурсе польского военного министерства и проект M1927 так и остался только в чертежах и макетах.

Но очень скоро в КБ Джона Уолтера Кристи появится некто И. А. Халепский – начальник Управления моторизации и механизации РККА, и хотя новая работа конструктора М1931 не произвела на гостя из СССР особого впечатления, был заключён контракт на покупку двух машин, получивших в Советском Союзе индекс БТ-2.

Но эта история требует отдельного рассмотрения.


5 июля 1930 года, Москва

Т-34-85 - советский средний танк конца Великой отечественной войны. | Фото: warwall.ru.


Многие знают или как минимум свято уверены в том, что наш Т-34 и был самым лучшим танком Второй мировой войны. Если уж говорить начистоту, то это звание он заслужил в основном благодаря своей простоте и технологичности, позволявшей штамповать его десятками тысяч экземпляров. Большая война очень быстро доказала, что победы достаются не тем, у кого есть самая крепкая броня, самая мощная пушка и самая лучшая оптика в прицеле, а тем, у кого самый «длинный» конвейер. И вот тут «тридцатьчетвёрка» и показала себя с лучшей стороны: с 1941 по 1945 год удалось изготовить более 58000 танков (вместе с Т-34-85).

То, что создателем «тридцатьчетверки» был Кошкин, мы тоже знаем, про него даже сняли фильм «Главный конструктор». Но вот основу основ любого танка - ходовую часть, придумал не он, а американский изобретатель, чье имя почти забыли на родине и довольно редко вспоминают у нас. Ирония судьбы состояла в том, что созданные им машины принимались на вооружение где угодно, кроме США, несмотря на то, что в них были заложены идеи, опередившие свое время на несколько десятков лет. Что это были за идеи, и почему его собственные творения выглядели как реквизит к фантастическому боевику, и почему у него так ничего и не получилось - давайте разберёмся.

Mark I – самый узнаваемый танк Первой мировой войны. | Фото: tanks-encyclopedia.com.

Впрочем начнём мы не со стандартных слов про «жил, родился, учился и первую свою железку сконструировал во столько-то лет», а с теории. Итак, какую же проблему пытался решить американский гений? И копать нам придётся глубоко.

Танки появились на поле боя под конец Первой мировой войны и стали одним из средств решения проблемы невозможности наступления, которую ещё часто называют «позиционным кризисом». А в чём этот кризис состоял? Ну да, мы всё знаем: колючая проволока, пулемёты и газы, Ремарка все читали. Но ответ не так-то прост. Проблема была вовсе не в том, что нельзя было перекопать передовые окопы неприятеля снарядами и послать туда несметные орды пехоты. Стали думать о том, что делать дальше и как развивать достигнутый успех?

Пехота по полю боя ходит очень медленно, а снабжение «тормозит» ещё больше - по изрытой окопами и воронками местности на грузовике не проедешь, а на себе много патронов и пайков не унесешь. А противник в это время не спит, а перебрасывает к месту прорыва всё новые и новые резервы, так что даже самое удачное наступление в итоге захлёбывалось в крови.

В годы Великой войны для большинства солдат танки были по-настоящему адскими машинами. | Фото: action.nova.cz.

В годы Великой войны для большинства солдат танки были по-настоящему адскими машинами. | Фото: action.nova.cz.

Идущие вместе с пехотинцами танки позволяли прорвать передовые линии обороны с куда меньшими потерями, и уже к концу войны многие офицеры стали понимать, что эти машины способны полностью изменить ситуацию. Вот почему в 1930-х годах во многих армиях мира начали развивать «теорию глубокой операции» и создавать под неё специальные подвижные соединения, в которые помимо танков входила мотопехота и артиллерия на механической тяге. Апофеозом всего стала немецкая танковая дивизия - волшебный «золотой ключик» блицкригов 1939-41 годов. Прорвав фронт противника, такие соединения за сутки могли уходить на десятки километров в его тылы, по пути сокрушая артиллерию, резервы, штабы и грузовики со снабжением и захватывая ключевые пункты.

Реконструкция боевых действий с участием британских танков Mark I. | Фото: awartimelife.blogspot.com.

А после Первой мировой войны как раз в гусеницы всё и упёрлось. Точнее - в их ресурс. Казалось бы, ну ведь простая деталь: одна металлическая плитка зацеплена за другую крючками или петлями, из всего этого сделана лента, ну что в этом такого? Только вот этой ленте предстоит выдерживать вес многотонной машины и ехать отнюдь не по ровному асфальту, а ещё будут остановки, повороты и попавшие под танк предметы разной степени твердости. Короче, в те времена когда ресурс танковых двигателей составлял уже более двух сотен километров, гусеницы не выдерживали и десятка. Какие вам ещё глубокие операции, тут сильно повезёт если сможешь проехать через окопы противника и не застрять.

Немецкий танк A7-V «Adalbert» загружен на железнодорожную платформу. Франция, весна 1918 года. | Фото: imgur.com.

Как везти танк от завода до действующей армии было понятно - по железной дороге. А как ехать дальше? А если от станции до линии фронта вообще никакой дороги нет? А если потом сразу придётся вступать в бой?
В разных странах на эти вопросы отвечали по-разному. Немцы и англичане начали возить свои танки на грузовиках. Но производство машин с грузоподъемностью свыше пяти тонн, а тем более - специальных танковых транспортёров, было «хайтеком» того времени и стоило дорого. А требовались они и без того в огромных количествах - надо и пушки таскать и снаряды подвозить, так что танк «верхом» на грузовике - это не вариант.

В Швеции и некоторых других странах стали разрабатывать танки-трансформеры с колёсными и гусеничными шасси одновременно. Надо ехать - опускаем на рычагах колёса, надо воевать - переключаем на гусеницы. Такие танки получались очень сложными в производстве и очень дорогими. Не выход.

Ещё один вариант предложил сбежавший во Францию шофёр Николая II Адольф Кегрессе: «А давайте сделаем гусеницы из резины, можно будет поменять за пять минут». Увы, но то, что работало на автомобилях из царского гаража, в лучшем случае годилось для броневиков, но никак не для танков.

Танк Кристи со снятыми гусеницами. | Фото: tankarchives.blogspot.com

Четвёртый способ как раз и нашёл наш герой - Джон Уолтер Кристи . Он тоже взялся за идею колёсно-гусеничного хода, но совершенно с другой стороны. В те времена классическая ходовая танка состояла аж из четырех разных элементов: спереди - ведущее колесо, сзади - направляющее, снизу идёт ряд опорных катков или тележек, а сверху - ряд маленьких поддерживающих катков. Кристи додумался упростить всю эту цветущую сложность, совместив опорные и поддерживающие в один большой каток размером с колесо, а вместо ведущего колеса кинуть привод на переднюю пару катков. Дальше всё просто: надо воевать - надеваем гусеницы, надо ехать - снимаем, и наш танк превращается, превращается. в автомобиль, а катки - в колёса.

Свои самые первые образцы колёсно-гусеничной военной техники Кристи построил ещё во время Первой Мировой войны. Это был не танки, а всего лишь самоходный лафеты для 76-мм зенитной пушки, 100-мм пушки и гаубиц калибром 155 и 203-мм. Термина «самоходная артиллерийская установка» тогда ещё не было, но по сути это были именно они.

Самоходная артиллерийская установка на шасси конструкции Кристи. | Фото: landships.info.

Renault FT-17 – главное достижение французов в танкостроении в годы Первой мировой войны. | Фото: ww2incolor.com.

Впрочем Америка прекрасно справилась и без «самоходок» Кристи, благо немцев оставалось лишь добить. А после войны выяснилось что наиболее перспективными танками в итоге оказались не британские «ромбы» и не немецкий «железный капут» A7V, а маленький французский Renault FT-17, который имел компоновку, ставшую с тех пор мэйнстримом: гусеницы ниже корпуса + пушка во вращающейся башне. Армия США тоже захотела себе такой и Кристи предложил свой M1919.

Экспериментальная машина Christie M1919. | Фото: seryj221221.livejournal.com.

Тележка посредине не должна вас обманывать: танк всё равно колёсно-гусеничный, а эта штуковина - просто специальное устройство для лучшего преодоления препятствий. Американская военщина от танка отказалась: дело в том, что катки не имели никакой амортизации кроме резиновых бандажей, что гарантировало экипажу выбитые зубы на первом же ухабе. Но Кристи не пал духом, а предложил армии родной М1921.

Американская самоходка Christie M1921. | Фото: seryj221221.livejournal.com.

Да, сам того не зная, он создал первую в мире САУ классической компоновки за 16 лет до того, как немецкая StGIII стала мэйнстримом. Военные её тоже забраковали, не видя перспектив для подобной машины - ну кто же знал, что уже в ходе следующей войны противотанковые САУ и штурмовые орудия начнут клепать из всего, что подвернётся под руку. Не беда - у Кристи уже готов проект M1927 для Войска Польского.

А также М1928, на котором Кристи впервые реализует другое своё великое изобретение - «свечную» подвеску. Подвеска - это важнейшая часть ходовой танка, нужная как раз для того чтобы амортизировать толчки и удары. Мэйнстримом в 20-х-30-х годах считались варианты с рессорами или с торсионным валом. А Кристи предложил вариант с приделанным к каждому катку индивидуальным пружинным амортизатором.

Испытания колесно-гусеничного танка Christie M1928. | Фото: tankarchives.blogspot.com.

Именно этот танк M1928 в доработанном варианте M1931 и приобрела закупочная комиссия Управления по моторизации и механизации РККА под руководством комкора И. А.Халепского. В СССР производство «американца» развернули на Харьковском Паровозостроительном заводе под именем БТ-2. Дальнейшее развитие серии БТ и дало нам «тридцатьчетвёрку».

Но вернёмся к Кристи, ведь он в то время озаботился ещё одним волновавшим умы конструкторов всего мира вопросом - как научить танк летать? Вопрос не праздный - уже тогда многим было понятно, что воздушный десант скажет своё веское слово в грядущей войне. Но учитывая постоянно появлявшиеся инновации в артиллерии и танкостроении, десантнику требовалось кое-что помощнее стрелкового оружия, при этом способное взлететь в воздух и приземлиться. Между тем десантные планера того времени вмещали в лучшем случае джип.

Летающий танк конструкции Кристи в 1930-е годы привлекал внимание не только военных, но и многих обывателей. | Фото: roadabletimes.com.

Кристи снова садится за доработку M1928 и создает прототип M1932. Этот танк был максимально облегчён за счет изготовления большей части его узлов из «крылатого металла» - дюралюминия, а также за счёт отказа от башни. Со снятыми гусеницами по шоссе M1932 мог развивать фантастическую скорость в 193 км/ч, а на гусеницах он мог мчаться со скоростью в 96 км/час. Современные танки до сих пор не приблизились к этим показателям. Но «изюминкой» проекта была система, позволявшая превратить танк в планер и даже в самолёт - на танк сверху ставился комплект крыльев и хвостового оперения, а крутящий момент на пропеллер передавался с ротора двигателя танка. Понятно, что взлететь M1932 сам не мог, и затаскивать в воздух его должен был бомбардировщик при помощи буксира. Над точкой десантирования трос отцеплялся и. полетели!

Воздушный бой с участием танка Christie М1932. | Фото: gf9.com.

Журналы 30-х годов очень любили рисовать бои с участием летающих танков. Но вот армию США в отличие от иллюстраторов «Популярной Механики» эта идея не вдохновила, так что Кристи снова пролетел - в прямом и переносном смысле. И вот тут он видимо окончательно ушёл в те пределы, которые не постигнуть обычным человеческим разумом, и стал предлагать один за другим всё более и более футуристичные образцы, не имевшие ничего общего с реальными потребностями армии. Да и время он выбрал для себя неподходящее: по Америке как раз ударила Великая Депрессия, армейский бюджет был урезан и денег не хватало даже на обычные танки, а не то что на плавающие или авиадесантные. И всё же - какую он творил красоту!
M1936 AirborneTank был уже чисто гусеничным, зато сверхскоростным. Гоночным болидом мира танков. И тоже не пригодился.

Суперрикошетная броня танка Christie M1942. | Фото: pinterest.com.

Последней работой непризнанного гения стал созданный за два года до смерти M1942 - этакая избушка на гусеницах вместо курьих ножек, зато с пушкой. Но к тому моменту, когда этот смешной домик впервые выехал на испытательный полигон, в Африке уже дебютировали немецкие «Тигры», на фоне которых быстроходные танки Кристи годились разве что для музея курьёзов.

Советский легкий танк БТ-2 был одним из основных танков в довоенном СССР. | Фото: bestmodels.su.

Знаменитый средний танк Т-34. | Фото: vsetanki.com.

Зато «дети» проданного на сторону M1928/ 31 расплодились по всему миру: БТ и Т-34 в СССР, британские Crusader и Covenanter, польский 7TP и так далее. Да и многие современные танки числят себя «потомками» машин Кристи, например, свечная подвеска, которая изначально считалась пригодной только для лёгких танков, в наши дни стоит на израильской «Меркаве». На другом уровне материалов и технологий идеи американского неудачника оказались вполне востребованными.

Так почему же у Кристи тогда ничего не получилось? Ответ кроется в замечательном документе, переведённом на русский язык и известном как «Отчёт об испытаниях Т-34 в Соединённых Штатах». Там перечисляются все основные недостатки, которые в своё время и заставили американских военных отказаться от шасси Кристи. Во-первых, колёсно-гусеничная схема и свечная подвеска не оставляли много места для боевого отделения, из-за чего экипажу приходилось работать в жуткой тесноте. Ну а во вторых свечная подвеска в то время оказалась очень плохим амортизатором, и танк трясло на любых кочках. Именно поэтому ни БТ, ни Т-34 не могли толком стрелять на ходу. То есть стрелять-то они могли, а попадать - уже нет.

Линия сборки танка Т-34 на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. | Фото: warspot.ru.

Американцы в качестве основного танка предпочли более технологически сложный «Шерман», а вот СССР в условиях военных поражений лета 1941-го, захвата чуть ли не половины территории и спешной эвакуации промышленности на восток пришлось выбирать что попроще. Так Т-34 и стал лучшим, потому что самым массовым и дешёвым, а самым массовым и дешёвым - потому что лучшим.

Ну а немцы не оставляли попыток и надежд при помощи мощнейшей техники одержать победу в войне. Сегодня мы знаем, чем все закончилось, тем не менее разработка «Ratte» - танка-исполина Третьего рейха, который должен был изменить ход истории, впечатляет.

Читайте также: