Аркадий швецов конструктор авиадвигателей

Обновлено: 02.05.2024

В 2022 году исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского конструктора авиационных двигателей, основателя пермской конструкторской школы Аркадия Дмитриевича Швецова (возглавлял ОКБ-19, ныне «ОДК-Авиадвигатель» с 1939 по 1953 год).

А.Д. Швецов родился 12 (25) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода Красно-уфимского уезда Пермской губернии (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Пермское Алексеевское реальное училище (в настоящее время — Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова). В 1921 году закончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана), получил диплом инженера-механика по двигателям внутреннего сгорания.

С 1922 года по 1934 год работал на авиамоторном заводе № 24 (г. Москва, ныне ФГУП НПЦГ «Салют»). Прошёл путь от заведующего техническим бюро до технического директора завода.

В 1925—1926 годах под руководством Швецов был разработан пятицилиндровый звёздообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820 Cyclone. Для освоения и адаптации двигателя построили завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого назначили А.Д. Швецова.

В 1939 году конструкторский отдел завод преобразован в ОКБ-19, главным конструктором назначен Швецов. К началу Великой Отечественной войны коллектив КБ под его руководством создал семейство звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения. Они устанавливались на самолеты Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Сухого, Ильюшина, Антонова и сыграли важную роль в победе над фашизмом. Среди наиболее известных:

М-62 и его модификации для истребителя И-153, транспортных Ли-2 и Ан-2;
М-63 для истребителя И-16;
АШ-82 и его модификации для истребителей Ла-5, Ла-7, бомбардировщика Ту-2 и другие.

Швецовские моторы отличались надежностью и безотказностью, обеспечивая советским военным летчикам успешное выполнение боевых операций. Двигатели марки «АШ» победили в великой битве моторов Второй мировой войны.

Заслуги пермского конструкторского бюро в создании поршневой авиационной техники были отмечены в 1943 году орденом Ленина. Лидирующие позиции ОКБ №19 сохранило и после Великой Отечественной войны. Практически все новые проекты создания поршневой техники для военной и гражданской авиации были сосредоточены в Перми. В серийное производство было передано 15 типов поршневых двигателей конструкции А.Д. Швецова, не считая их модификаций. Общее количество серийно изготовленных поршневых двигателей разработки ОКБ №19 превысило 105 тысяч.

А.Д. Швецову были присвоены звания доктора технических наук, генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы, героя Социалистического труда. Четырежды лауреат Сталинской премии, Швецов был награжден пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова I степени, четырьмя медалями.

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в Перми. На родине конструктора, в городе Нижние Серги, установлен памятник.

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный.

Создатель знаменитых моторов

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный. Порою его видели в штатском костюме, порою в генеральском мундире. Этого человека можно было встретить везде: на концерте и в театре, в музее и на набережной Камы. Но главная его дорожка вела на моторостроительный завод, где он возглавлял конструкторский коллектив. Это был Аркадий Дмитриевич Швецов, первый в Перми Герой Социалистического Труда, первый доктор технических наук и лауреат высших премий государства.

Источник фотографии - ОАО «Авиадвигатель»

Источник фотографии — ОАО «Авиадвигатель»

А.Д. Швецов родился в 1892 году в Нижнесергинском заводе на Урале. Окончил реальное училище в Перми и Высшее техническое училище в Москве. В 20-х годах увлекся созданием авиационных двигателей и в дальнейшем стал основателем школы конструкторов авиамоторов воздушного охлаждения.

Его трудовая деятельность началась на моторостроительном заводе с усовершенствования лицензионного мотора, который выпускал завод в 1930-е годы. Однако Аркадий Дмитриевич хотел создать принципиально новую конструкцию мотора. После долгих поисков пришел успех. В начале 1939 года на совещании по вопросам авиационной промышленности, которое проходило в Кремле, Швецов докладывал о так называемой двухрядной звезде. Суть заключалась в следующем: размещенные по лучам двух одинаковых звезд, цилиндры задней звезды вписывались в интервалы между цилиндрами передней звезды, тем самым обеспечивалось равномерное воздушное охлаждение. В короткоходовом варианте конструктор решил уменьшить лобовую площадь двигателя и для этого снизить высоту цилиндров. Чтобы не пострадала мощность, он задумал увеличить подачу топлива в цилиндры, повысив таким образом число оборотов.

Эта конструкторская идея Швецова открывала замечательные перспективы. Такой двигатель позволял выбрать наилучшие формы фюзеляжа, то есть решительно уменьшить лобовое сопротивление самолета. А это значило повысить скорость! То, над чем бились в конструкторских центрах многих стран мира, в одном из вариантов было решено в Перми. Новый двигатель мог развить мощность до 1700 л.с. Это была весомая заявка на большие высоты. Двигатель получил марку М-62 и за месяц до начала Великой Отечественной войны прошел испытания.

Автор фотографии - VargaA

Автор фотографии — VargaA

Двухрядной звездой Швецова заинтересовался Андрей Николаевич Туполев. Он создал двухмоторный бомбардировщик с двигателем водного охлаждения, но, как только появился новый двигатель, Туполев заменил им старую силовую установку. Скоростной бомбардировщик был принят на вооружение.

Аркадий Дмитриевич Швецов

Вскоре Швецов узнал о замысле ученика Туполева Владимира Михаиловича Петлякова, который решил модифицировать скоростной четырехмоторный бомбардировщик, созданный некогда на основе одного из туполевских самолетов. Петляков хотел повысить скорость и увеличить дальность полета, для чего собирался поставить на свою машину двухрядную звезду. Эту идею осуществили коллеги Петлякова после его гибели. Пе-8 был принят на вооружение.

Авиакоиструктор Семен Моисеевич Лавочкин также использовал двигатель Швецова и представил на государственные испытания истребитель Ла-5 с двухрядной звездой. Лавочкин выбрал модифицированный вариант двигателя. Во время испытаний машина показала себя превосходно: высокая скорость, хороший вертикальный маневр — вот что отличало новый истребитель. Звездообразный двигатель был менее других уязвим для пулевых и осколочных попаданий и весьма основательно прикрывал летчика. На новом истребителе летчики смело шли в лобовые атаки. Своими скоростными данными он превосходил немецкий серийный Ме-109Г почти на 50 км/ч.

Автор фотографии - Mike1979 Russia

Автор фотографии — Mike1979 Russia

Следующий двигатель М-82ФН оказался еще мощнее, при этом габариты его остались прежними. Это способствовало скорейшему внедрению установки в серийное производство: не требовалась коренная переделка самолета.

Аркадий Дмитриевич Швецов

С виду очень похожий на своих предшественников, новый двигатель отличался в самом главном: он не имел карбюратора, вместо него была установлена аппаратура непосредственного впрыска горючего в цилиндры. Одновременно конструктор улучшил системы всасывания и охлаждения головок цилиндров, повысил надежность важнейших элементов. Это обусловило высокую мощность 1850 л. с, что превосходило все прежние моторы Швецова. Так получил фронтовую прописку замечательный истребитель Ла-5ФН.

В 1944 году за создание моторов Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Суворова и ему присвоили звание генерал-майора. Двигатели Швецова официально «оформились» в семейство АШ после того, как он стал генеральным конструктором и созданные им моторы получили его имя. Это семейство многодетное: АШ-11, АШ-25, АШ-62, АШ-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-2… Последний был уже с четырехрядной звездой и имел мощность 4500 л.с. Конечно, в век реактивной техники на смену моторам Швецова пришли другие конструкции, однако семейство АШ и его создатель — ярчайшая страница в истории отечественной авиации.

Автор фотографии - smirnov-prm

Автор фотографии — smirnov-prm

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы А.Д. Швецов умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Пермяки хорошо знают и помнят своего земляка. Его имя носят авиационный колледж и одна из улиц города.

Швецов Аркадий Дмитриевич - главный конструктор Объединённого конструкторского бюро №19 при Молотовском моторостроительном заводе имени Я.М. Свердлова Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Родился 12 (24) января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, ныне город Нижние Серги Свердловской области. Сын народного учителя. Русский. Беспартийный.

Окончил Алексеевское реальное училище в Перми в 1908 году. После окончания училища в 1910 году приехал в Москву для получения технического образования. Из-за недостатка средств несколько раз приходилось прерывать обучение. С 1917 года работал техником-конструктором на московском заводе «Динамо».

Окончил Московское высшее техническое училище только в 1921 году. Работал на государственном авиационном заводе № 4 "Мотор" (затем авиационный завод имени М.В. Фрунзе) в Москве инженером, с 1922 года был там начальником технического бюро, в 1924 году стал главным инженером завода. В 1925–1926 годах создает пятицилиндровый звездообразный авиационный мотор М-11, который по результатам испытаний побеждает в конкурсе и становится первым отечественным серийным авиационным двигателем воздушного охлаждения. Он устанавливался на самолёты По-2 (У-2), АИР-6, УТ-2, Як-18. В 1931 и в 1933 годах выезжал в командировки в США для изучения зарубежного опыта.

В 1934 году Аркадий Швецов назначается главным конструктором строящегося Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19 при нём, которым остался до конца жизни. Численность его конструкторского бюро составляла 16 человек. Сначала он приступил к разработке отечественных модификаций лицензионного американского поршневого двигателя фирмы «Райт». Первая из них - пятицилиндровый М-25А мощностью 625 л.с. - была выпущена в 1936 году (устанавливался на истребителях И-15 и И-16). В 1937-м появился мотор М-25Б, мощность которого на 10,5% превосходила мощность американского двигателя, а в следующей модели - М-62 - этот показатель был выше уже на 43% (под новым наименованием АШ-62 устанавливался на Ан-2). Также в 30-е годы Швецовым созданы двигатели М-22 и М-63. Авиадвигатели Швецова применялись на истребителях И-15, И-16.

В декабре 1939 года конструкторское бюро Пермского моторостроительного завода было реорганизовано в самостоятельный опытно-конструкторский цех, в составе конструкторское бюро, механического и сборочного цеха, опытно-летной испытательной станции. Такое объединение позволило значительно сократить процесс разработки и доводки двигателей.

В период с 1934 по 1953 год под руководством А.Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ ("Аркадий Швецов"), охватывающее всю эпоху развития этого типа двигателей. Четырнадцатицилиндровый АШ-82 устанавливался на истребителях Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиках Ту-2. Поршневые звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-62ИР применялись на транспортных самолётах Ли-2 и Ан-2. Эти и другие двигатели Швецова устанавливались на самолеты Туполева, Ильюшина, Лавочкина, Поликарпова, Яковлева, внесшие определяющий вклад в дело завоевания господства в воздухе в Великой Отечественной войне.

"За выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1942 года Швецову Аркадию Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В годы Великой Отечественной войны конструкторское бюро Швецова с полной самоотдачей трудилось над созданием двигателей для новых типов самолетов. Стремительное перевооружение авиации всех воюющих сторон требовали разработки и внедрения новых авиадвигателей в самые сжатые сроки. Так, КБ швецова создало двигатель большой мощности воздушного охлаждения АШ-73 для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4.

Сразу после войны Швецов создает уникальный двигатель АШ-2ТК, мощность которого достигала 4300 л. с. Он планировался для установки на стратегические бомбардировщики. Этот двигатель стал непревзойденной вершиной отечественного поршневого двигателестроения, но в серию не пошел: наступала эпоха реактивной авиации.

Двигатели АШ-82ФН устанавливались на пассажирских самолётах Ил-12, Ил-14. Выдающимся достижением Швецова стало создание принципиально новых двигателей для только что появившихся вертолётов, в частности для Ми-4, Як-24 и др. Всего на различных самолётах и вертолётах Советского Союза работало свыше 200 тысяч авиамоторов Швецова, в серийное производство запущено 15 типов швецовских моторов и ещё несколько десятков их модификаций.

А.Д. Швецов создал школу конструкторов двигателей воздушного охлаждения. Его учеником был заменивший рано скончавшегося учителя Герой Социалистического Труда выдающийся отечественный двигателестроитель П.А. Соловьев. В 1947 году А.Д. Швецов был "повышен" в должности и стал генеральным конструктором.

Скоропостижно скончался от остановки сердца 19 марта 1953 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Доктор технических наук (1940).

Генерал-майор инженерно-технической службы (19.08.1944).
Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (17.07.1948).

Награждён 5 орденами Ленина (28.12.1936, 24.01.1942, 21.06.1943, 02.07.1945, 1949, 1952), орденами Суворова 2-й степени (19.08.1944), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (1952), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948). Депутат Верховного Совета СССР 2-3 созывов (с 1946 года).

В городах Пермь и Нижние Серги Свердловской области установлены бюсты А.Д.Швецова. Его имя носят авиационный техникум и улица в Перми.
















Родился 12 января 1892 года в рабочем посёлке Нижне‑Сергинского завода Красно‑уфимского уезда Пермской губернии в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Пермское Алексеевское реальное училище (в настоящее время — Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова). В 1921 году закончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана), получил диплом инженера‑механика по двигателям внутреннего сгорания.

С 1922 года по 1934 год работал на авиамоторном заводе № 24 (г. Москва, ныне ФГУП НПЦГ «Салют»). Прошёл путь от заведующего техническим бюро до технического директора завода.

С 1 апреля 1934 года назначен главным конструктором завода № 19 (г. Пермь), с июня 1938 года одновременно стал техническим директором завода.

С 11 декабря 1939 года по 19 марта 1953 — главный конструктор ОКБ завода № 19 (ОКБ-19).

В 1940 году А. Д. Швецову была присуждена учёная степень доктора технических наук.

В 1943 году присвоено звание главного конструктора 1‑й степени по моторам.

6 марта 1944 года Постановлением Государственного комитета обороны «О введении новых названий авиационных моторов» двигателям Аркадия Швецова был присвоен индекс «АШ» (аббревиатура «Аркадий Швецов»).

В 1944 году присвоено воинское звание генерал‑майора авиационно‑технической службы.

В 1947 году присвоено звание Генеральный конструктор.

В 1948 году Советом Министров СССР присвоено воинское звание генерал‑лейтенанта инженерно‑авиационной службы.

Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии, награждён пятью орденами Ленина, орденом Суворова II степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями Советского Союза.

Депутат Верховного Совета СССР 2‑го и 3‑го созывов.

Скончался 19 марта 1953 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (г. Москва).


Звезда Аркадия Швецова

Аркадия Дмитриевича Швецова, выдающегося конструктора авиационных поршневых моторов, сейчас мало кто вспоминает. А когда-то его двигатели стояли на многих сотнях советских истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. На самолётах с моторами Швецова устанавливались мировые рекорды скорости. Его имя было широко известно и у нас в стране, и за рубежом. В 2022 году ему бы исполнилось 130 лет.

Начало пути
Аркадий Швецов родился в семье учителя. Именно здесь, в домашней обстановке, развились и укрепились три его увлечения: тяга к знаниям, любовь к музыке, склонность к точным наукам – физике и математике. Но больше всего влекла к себе будущего конструктора техника. В 1910 году он поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища. Здесь Швецов прослушал знаменитый курс лекции профессора Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания». Под руководством выдающегося русского моторостроителя Н. Бриллинга он изучал стационарные двигатели внутреннего сгорания.

Однако только после фантастических полётов первых русских военных лётчиков Михаила Ефимова и лейтенанта Дыбовского Швецов почувствовал, что его призвание – в авиации, в конструировании моторов. В 1921 году молодой способный инженер, становится во главе технического бюро завода «Мотор» в Москве и с тех пор неутомимо работает над созданием авиационных двигателей.

Первое творение
Первым знаменательным творением А. Швецова явился пятицилиндровый звёздообразный двигатель воздушного охлаждения М-11. Он оказался на редкость безотказным и прочным, успешно прошёл испытания, был одобрен специальной комиссией в 1925 г. и запущен в производство. Так родился серийный мотор воздушного охлаждения, который эксплуатировался до 60-х годов прошлого столетия! Отрасль не знает другого такого примера долговечности двигателя. А на небосклоне авиации взошла яркая звезда Аркадия Швецова, советского конструктора авиационных моторов.

В 1934 году Аркадий Дмитриевич становится техническим директором и главным конструктором крупнейшего моторостроительного завода в родной Перми. Здесь были созданы и освоены большинство его двигателей.

На предприятии были созданы моторы М-62, М-62ИР для самолётов Ан-2, Ли-2. Они также широко использовались на истребителях И-15, И-16, И-153. В мае 1939 года пошёл в серийное производство М-63. Два года спустя решилась судьба М-82 и началось его массовое изготовление.

Это была действительно «звёздная» работа конструктора. Двигатель позволял за счёт увеличения количества цилиндров достигнуть большей мощности. Oн был более «живуч». Выход из строя одного или нескольких цилиндров от попадания снарядов, например, практически не влиял на его характеристики. Звёздообразный мотор, стоящий на истребителе впереди кабины лётчика, защищал его от поражения во время воздушной схватки.

Поршневой звёздообразный двигатель М-82

Вспоминая о работе над М-82, конструктор Н. Манюров говорил:

– Аркадий Дмитриевич почти не вмешивался в ход проектирования, но следил за нашими делами внимательно. Ну, а нас, молодых проектантов, доверие главного окрыляло. Будучи до предела загруженным человеком, Швецов тем не менее по несколько раз в день приходил в группу перспективного проектирования, подсказывал, в сложных случаях сам брался за карандаш, за счётную линейку. Меня поражало его умение просто и быстро решать сложные задачи.

В соответствии с Постановлениями СНК от 9 и 10 мая, а также приказом НКАП от 13 мая 1941 г. было принято решение о начале серийного выпуска двигателей воздушного охлаждения М-82 и прекращении выпуска двигателей АМ-35А на заводе №19. В связи с этим Главным конструкторам А.И. Микояну, Н.Н. Поликарпову, П.О. Сухому и А.С. Яковлеву требовалось обеспечить установку М-82 на своих самолётах и начать лётные испытания.

МиГ-9
Первый опытный экземпляр (№6501) истребителя МиГ-3 с двигателем М-82А, получивший вскоре название МиГ-9 (первый самолёт с таким названием), был построен летом 1941 г. и передан в ЛИИ на заводские лётные испытания. Первый вылет состоялся 23 июля 1941 г., самолёт пилотировал лётчик-испытатель военного представительства М.И. Марцелюк. Однако уже на первом этапе испытаний стало ясно, что расчётную скорость 630 км/ч получить не удастся. Одними из причин стали недоведённость карбюратора и отсутствие необходимого винта. Завершить испытания и закончить выпуск войсковой серии не позволила эвакуация завода №1 в Куйбышев (ещё было построено три самолёта МиГ-9 – №№6503, 6504, 6505). Самолёт №6501 был эвакуирован вместе с ЛИИ в Казань.

В январе 1942 г. в Куйбышеве возобновились испытания МиГ-9 №6502. После возвращения из эвакуации ОКБ провело доводку самолётов МиГ-9. В июне для проведения войсковых испытаний в 34 ИАП 6 ИАК ПВО были переданы три МиГ-9 войсковой серии (№№6503,6504,6505), которые приняли участие в боевых действиях. Кроме того, один самолёт (№6502) был передан в лётную инспекцию ВВС, которая затем передала его в 12 Гв.ИАП 6 ИАК ПВО. Однако 27 октября 1942 г. полёты в 34 ИАП из-за выявленных дефектов были прекращены и самолёты вернули ОКБ-155 для доработки.

7 сентября 1942 г. самолёт МиГ-9 №6502 был передан в НИИ ВВС на государственные испытания, которые неоднократно прерывались в связи с доводкой винтомоторной группы (ВМГ) самолёта. Испытания проводил лётчик-испытатель В.Е. Голофастов. Испытания завершились 5 ноября с неудовлетворительными результатами, так как основные лётные характеристики МиГ-9 оказались значительно хуже, чем у самолёта Ла-5. Максимальная скорость составила всего 565 км/ч на высоте 6150 м.

Однако на этом история истребителя МиГ-9 не закончилась. 27 июня 1943 г. три самолёта (№№6501,6502,6503) были переданы в состав 260 САД 7 ВА Карельского фронта, где они эксплуатировались вплоть до списания по износу в 1944 г.


МиГ-9 (МиГ-3М-82)

Особенный год
Год 1943-й был для Швецова особенным. Внедрение в серийное производство двигателя М-82ФН, наиболее совершенного из всего сделанного конструктором, произошло в рекордные, даже в условиях военного времени, сроки. Мотор стал самым мощным в своем классе и устанавливался на истребителе Ла-7 и фронтовом бомбардировщике Ту-2. За тысячи километров от линии фронта, в тишине кабинета, Швецов вёл свой бой в войне умов, талантов.

К концу войны советская авиация получила абсолютное господство в воздухе благодаря истребителям Ла-5, Ла-7, бомбардировщику Ту-2. На всех этих самолётах стояли «звёзды» Швецова.

В год победы Аркадий Дмитриевич ускорил работу по созданию мотора АШ-73ТК мощностью 2500 лошадиных сил для советской «летающей крепости» Ту-4. В конце 1946 года мотор был предъявлен на самолётные 50-часовые испытания.


Ту-4 с двигателями АШ-73ТК

В том же году на КБ было возложено проектирование и доводка мощного турбореактивного двигателя. Создание новой техники потребовало не только оригинальных конструкторских решений, но и разработки новаторских технических методов, не применявшихся до этого времени в моторостроении Советского Союза.

В 1949-51 годах продолжались работы по увеличению ресурса АШ-73ТК. Создавался мотор для транспортной авиации – самолёта Ил-14. Проектировался двигатель для вертолётов Миля и Яковлева (Ми-4 и Як-24). Создав новую конструкцию, Швецов никогда не считал свою работу законченной. Уже в процессе разработки, особенно после её окончания, проводилась тщательная проверка технологичности чертежа.

Аркадий Дмитриевич Швецов скончался в марте 1953 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве Его имя присвоено техникуму и улице в его родной Перми. Звезда таланта конструктора Швецова долго будет светить продолжателям его дела.

Читайте также: