Армейский снегоход конструктор схема сборки

Обновлено: 02.05.2024

Снегоход для мотострелка, пограничника или спецназовца — незаменимый транспорт. Особенно в условиях Крайнего Севера, далеких от автобанов. Снежные поля и ледяные торосы не так просто преодолеть. Без специализированной техники сделать это практически невозможно.

Вот почему отечественные разработчики давно ломали голову над облегченными средствами доставки на плацдарм групп реагирования и боевого патрулирования специальных подразделений. Так появился снегоход «Беркут». Название словно подчеркивает аксиому — от зоркого глаза российских военных враг не спрячется, невзирая на огромные расстояния арктического шельфа.

Комплектующие только российского производства придают нашим снегоходам «Беркут-2» уникальные качества, главными из которых является надежность и проходимость. Однако, это не только средство передвижения. Установка в закабинной части на турели 7,62-мм пулемета «Печенег», разработанного на основе пулемета Калашникова-М, дает возможность поражать не только живую силу противника, его огневые и транспортные средства, но и воздушные цели. На месте водителя расположен прибор ночного видения. На крыше установлена фара-прожектор.

Нельзя не отметить и бросающийся в глаза изящный дизайн этой машины, которая весьма понравилась зрителям Парада Победы 2018 года в Москве, где она впервые была продемонстрирована широкой общественности. Строгость линий и лаконичная красота подчеркивалась белоснежной маскировочной расцветкой. Белые снегоходы российского производства, безусловно, достойны любого голливудского боевика, где экшен и погоня превалируют над тонкостями драматической линии.

Однако, у наших пограничников и мотострелков к этим машинам вполне прагматичное отношение. Они используются в ежедневной боевой работе. Патрулирование 80-ой отдельной мотострелковой бригады (арктической) без «Беркутов» не обходится.

В кабине всегда тепло

Задачей отдельной арктической бригады, входящей в состав 14-го армейского корпуса Объединенного стратегического командования «Северный флот», является контроль территорий от Мурманска до Новосибирских островов. Мотострелки, несущие боевое дежурство в оперативном взаимодействии с частями ВДВ и морской пехоты СФ, регулярно задействуются на проходящих учениях на российских арктических островах и на Таймыре.

Эти совместные маневры показали, что снегоход «Беркут-2», получивший новую пластиковую кабину с открывающимися на 180° и фиксируемыми вдоль бортов дверями, весьма удобен в эксплуатации. Стабильность управления машиной обеспечена виброакустической изоляцией кабины от моторно-трансмиссионного агрегата. Для этого используются сайлент-блоки.

Благодаря изоляции серьёзно уменьшен шум в салоне. На снегоходе установлен гидроусилитель рулевого управления от Шевроле-Нивы. Улучшенная система отопления в кабине позволяет сохранять +18 °C даже при −50 °C за бортом. Этот температурный режим поддерживается благодаря двум печкам.

Машина может перевозиться на большие расстояния в кузове грузовика. Заезд осуществляется по импровизированному трапу.

Помимо снегоходов «Беркут» с отапливаемой кабиной, основу транспортной техники арктической бригады составляют также гусеничные тягачи, в том числе двузвенные, полноприводные грузовики Урал и КАМАЗ, адаптированные к экстремально низким температурам (до −52°С) и снегоходы А-1.

Буксировка отделения мотострелков

Об этих армейских снегоходах высокой проходимости стоит рассказать отдельно. В отдельной арктической мотострелковой бригаде Северного флота снегоходы А-1 применяются при ведении разведывательных и дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций. Стоящие на вооружении разведывательных подразделений бригады, данные снегоходы не раз участвовали в экспериментальных маршах, в том числе протяжённостью около 500 километров.

Базой для создания армейского снегохода А1, проявившего себя в условиях вечной мерзлоты как надежная машина, послужила уже хорошо зарекомендовавшая себя модель «Тайга Патруль 551 СВТ» с двухтактным двухцилиндровым двигателем РМЗ-551. Его мощность составляет 65 лошадиных сил. Армейское наполнение включает в себя крепление для установки двух пар лыж, гранатомета, автомата АК-74 и винтовки СВД. Бензобак снегохода А-1 имеет самозатягивающееся покрытие.

Снегоход имеет увеличенный багажник для установки двух металлических канистр емкостью 20 литров каждая. Двигатель снабжен системой предпускового подогревателя. Для комфорта есть подогреватели рукояток пассажира. Тяговитость позволяет снегоходу осуществлять буксировку целого отделения лыжников, снегоход способен перемещать сцепки из нескольких саней-волокуш с полезным грузом. Приборная панель имеет расширенные функции.

Арктическая кухня — вкусная новинка

В современных условиях ведения войны роль мобильных групп, способных минимальным числом произвести максимальный ущерб врагу, возрастает с каждым годом. При выполнении противодиверсионных задач важна не только скорость передвижения к объекту, но и быстрота отхода на исходную позицию. Снегоход А1 и мотовездеход АМ1 хорошо приспособлены именно для таких целей. Они предназначены для поражения живой силы противника мобильными экипажами до двух человек на скорости до 80 км/ч.

Обладающий большой мощностью и высокой проходимостью, а главное —способностью автономного передвижения на большие расстояния, снегоход становится для мотострелка важнейшим фактором мобильности. Эта техника усилиями отечественных разработчиков может одинаково хорошо функционировать как в условиях северных широт, так и во время плюсовой температуры, что в сезон для Северного Края уже не редкость.

Простота повседневной эксплуатации и неприхотливость в обслуживании — огромное преимущество в суровых условиях Крайнего Севера. Снегоход не заглохнет и в южных широтах — эффективная система жидкостного охлаждения и система раздельной смазки двигателя дают возможность эксплуатации снегохода при плюсовых температурах на малых скоростях.

Однако на то он и снегоход, чтобы бороздить снежные просторы. И его там не занесет. Скромный работяга не заносчив. Он помогает в силу свих ТТХ доставлять наших бойцов в нужное время в нужную локацию для выполнения поставленной боевой задачи.


Начну с предисловия: это уже третий снегоход, который мы строим. Первый был на 13 лошадиных сил и выглядел вот так:


Позже появилась идея построить ещё один снегоход, который был бы легче и мощнее (с мотором на 15 лошадиных сил).
Получился он таким:


Бегает он весьма недурно:

По данному снегоходу также снимался видеоблог о постройке и те, кому интересно, могут посмотреть его ЗДЕСЬ:

После 15-ти сильного снегохода появилась мысль построить что-то кардинально новое на абсолютно другой раме, более длинной гусенице и, главное — с более мощным мотором. Данный проект получил название "Вепрь".


О нем мы сегодня и поговорим.

Постройка началась с приобретения мотора. Очень удачно и за адекватные деньги подвернулся американский двигатель briggs & stratton серии vanguard. Б/у с пробегом 200 моточасов он обещал выдать свои "не китайские" 22 лошади. Во многом это нас и подкупило.


Далее стали прикидывать раму с абсолютно новой компановкой моторного отсека, рулевой колонки и гусеницы. Двигатель было решено разместить максимально близко к гусенице, тем самым улучшив развесовку. Обо всем этом более подробно рассказывается в первой части видеоблога:

Как говорится, начало положено!
Далее приехали наши заказанные запчасти из Рыбинска, самой главной из которых был реверс-редуктор.
Многие в комментариях к первым снегоходам писали: "А задний ход есть?"
А зачем он нужен, когда снегоход весит не более 150 кг? Не составит большого труда спрыгнуть и развернуть его на месте.
Ну, а на "Вепре" все же решили попробовать поставить.
Встречайте! Реверс-редуктор производства г. Рыбинск с нутром от "Бурана":


Почему я его назвал главной запчастью? Да потому что очень многое зависит от того, насколько компактно удастся установить его в моторный отсек в паре с двигателем и вариатором. Весит он немало и ради сохранения поперечной развесовки нам пришлось смещать двигатель. Обо всем этом более подробно во второй части видеоблога:


Далее начались работы по рычагам передней подвески.
На этот раз решили делать "двухрычажку". Закупили рулевые наконечники, трубу и — вперед — гнуть, варить, пилить! Чем двухрычажная подвеска лучше однорычажной повествуется в третьем выпуске видеоблога:

После изготовления рычагов можно было приступать к изготовлению рулевой колонки.
Т.к. двигатель смещен ближе к водителю, то колонку пришлось делать над ним, для чего потребовалось изготовить надрамник:

В итоге у нас получилась конструкция, подобная тем, что используется на современных снегоходах, только более упрощённая.



Первый запуск!
Очень важным моментом постройки стал первый запуск. Напомню, что двигатель мы брали б/у и ранее не запускали. Поэтому было очень важно убедиться в его полной исправности. Накинули топливный бак, подключили датчик давления масла, соединили с АКБ и…

Двигатель нашел свое место, исправно работал и можно было приступать к изготовлению глушителя. Глушитель пришлось изготавливать самим от начала до конца, т.к. стандартный упёрся бы в вариатор. Как мы это делали и что у нас получилось — смотрим в шестом выпуске:

Ну что, на этот момент наша конструкция приобретает черты настоящего снегохода.


Дабы показать получившийся общий вид и кинематику работы подвески, выходит один из самых интересных выпусков:

Завершим сегодняшний рассказ началом работ над внешним видом снегохода, а именно изготовлением облицовки:





Обшиваем ABS пластиком. Как и чем придаем ему форму, смотрите в восьмом выпуске:

На этом работы не заканчиваются. Все самое интересное впереди, ведь скоро первый выезд! Спасибо всем, кто досмотрел и дочитал. Надеюсь, было интересно :)

В состав конструктора входят 290 прочных безопасных пластиковых детали для сборки копии Армейского снегохода и комплекта укрепления солдата. У снегохода.

Старая цена: 0.00 руб.

Цена: 1 632.00 руб.

Доступность: более 10 10 шт.

В состав конструктора входят 290 прочных безопасных пластиковых детали для сборки копии Армейского снегохода и комплекта укрепления солдата. У снегохода поворачивается руль, наклоняется корпус, предусмотрены места для фигурок и крепления вооружения. Цвет и маркировка техники, формы мини фигурок максимально приближены к используемым в Российской Армии. В комплекте мини копии вооружения и снаряжения для экипировки фигурок. Модель характеризует высокая детализация и точность подбора комплектующих. Набор снабжен инструкцией, которая легко позволит собрать данную модель. Кубики конструктора упакованы в пакетики, что гарантирует их сохранность до начала сборки. Конструктор развивает мелкую моторику рук, мышление и усидчивость. Набор является полностью совместимым с конструкторами известных мировых производителей. Модель поставляется в индивидуальной картонной упаковке. Внимание, содержит мелкие детали! Рекомендуется для детей старше 6 лет.

Заводской артикул: 8949850
Количество заказов: 80
Возрастные ограничения: 6+
Материал изделия: abs-пластик
Комплектация: инструкция по сборке; минифигурка - 3 шт.
Количество элементов (шт): 290
Вес с упаковкой (кг): 0.4 кг
Страна производитель: Китай
Возрастная группа: для детей

ольга


Ирина

Вчера заказали данный набор.Сегодня уже забрали в пункте доставки.Качество просто ужасное,инструкция краткая,сложно что либо понять.Детали не подогнаны и разваливаются.Ребенок 7 лет сам собрать не смог,хотя с лего отлично ладит.Но и муж с инженерным образованием с трудом собрал все воедино.Пришлось склеить детали,чтобы хоть как то держались.За такую цену и с таким брендом можно было проследить за качеством продукции.Больше такое не купим и другим не советую.Очень жаль,что у лего нет таких моделей


Рама собрана и сварена из профильной трубы по собственным чертежам.

Были закуплены:
двигатель, гусеница, ролики, ведомый и ведущий валы со звездочками, ведущий и ведомый вариаторы (ведущий вариатор "Сафари").


Двигатель "Lifan 188FD" 13л.с. с электростартером.


лента от мотобуксировщика "Райда" Ширина 500мм.

После этого началась сборка ходовой части:



Склизы от снегохода "Тикси", ролики от снегохода "Буран".

Начался процесс сборки:
Установка ведомого вариатора с ремнем на раму.


Сборка передней подвески, установка двигателя и регулировка вариаторов.
Двигатель, для меньшей вибрации, установлен на резиновые подушки.



Все узлы и агрегаты были установлены на свои места, после чего началось изготовление обшивок:
Накладки моторного отсека изготовлены из пластика (полипропилена).




Изготовлено сидение на металлическом каркасе с мягкой набивкой и обтянуто искусственной кожей.



И вот он, красавец! Стоит во дворе и ждет снега :)



Лобовое стекло от снегохода "Тикси", фара от скутера "Атлант", капот изготовлен из капота ВАЗ2110. Лыжи от снегохода "Тайга".

Есть свободный доступ к узлам и агрегатам для ремонта и регулировки:




Окончательно с цветом и названием не определились. Ждем ваших вариантов )

Метки: снегоход, самодельный, своими руками

Комментарии 227


А вариатор отдельно покупали? от чего он?


Я так понял он у вас без заднего хода?



не пробовали от бурана реверс поставить?


У нас на новом снегоходе стоит реверс с бурановского нутром. Смотрите личный блог.


Понятно, ща гляну, спасибо)


А какая длина склизов у вас получилась?


Не помню… Замерить надо будет.


Можно ещё фото задней ходовой части, чтобы можно было лучше рассмотреть. Собрались строить снегоход. Очень понравился ваш вариант. Заранее спасибо.


Это надо будет еще сфотографировать отдельно, т.к. кроме тех, что в этой записи, больше нет.


Если можно конечно и нетрудно)


Блииин ты молодец. классный аппарат.


Супер. Но я б взял дизелек китайский ни 25лосей. По цене примерно тоже


а фара как зацеплена от штатного генератора двигателя?лампочки ещё не перегорали?


а поделиться чертежом рамы можно?


К сожалению, чертежей нет как таковых.


Даа, не перевелись кулибины!
Кстати, Что в баллоне из под R22, пропан?



Бюджет:
Двигатель 12,5т.р.
Вариаторы примерно 9т.р.
Лента 7,5т.р.
Лыжи 5т.р.
Валы ведущий и ведомый 2т.р.
Склизы и ролики на 4т.р.
Лобовое стекло 1т.р.
Фара 450р.
В агрегатах везде установлены 205 подшипники.
Остальное из подручных материалов. Токарные работы не учтены.



Бюджет:
Двигатель 12,5т.р.
Вариаторы примерно 9т.р.
Лента 7,5т.р.
Лыжи 5т.р.
Валы ведущий и ведомый 2т.р.
Склизы и ролики на 4т.р.
Лобовое стекло 1т.р.
Фара 450р.
В агрегатах везде установлены 205 подшипники.
Остальное из подручных материалов. Токарные работы не учтены.

просто супер!
как подвеска себя чувствует?


Беляш!
Великолепный практический пример того, что если руки и голова растут из нужных мест можно и в космос полететь )


Руки из правильного места!


Да, нет слов, просто супер!отличная работа!могу сказать воплотил мою мечту)))интересно, чертеж когда делал, размеры брал с чего-то снимал или воображение так развито?


Размеры прикидывались навскидку по картинкам различных снегоходов. Да и сам чертеж — это несколько набросков на листочке сделанные от руки.


По — моему "пеликан" будет самое то


Это просто волшебство. вот это у тебя руки. Красавчик просто слов нет


Вообще нормально получилось, но думаю 13 сил мало все таки для снежика) в рысе 40 и то маловато)


Наверняка Рысь намного тяжелее.


250 кг в рысе 119


Это просто фантастика! Ты красавчик, такое замутил!
Если это не комерческая тайна, то может выложишь чертежи какие есть, здесь есть люди которым такой аппарат нужен и они могут его сделать но голова до такого не дошла.
Удачи во всех начинаниях!


гениально! руки из нужного места!



цвет думаю как охртничий камуфляж "камыш" только белый(винил).
а название "йети" или какая нибудь "чупакабра"))


Бомба! Мечтаю что то подобное построить!


Название Кит )) похож в профиль)) респект!


сколь стоит вариатор, шкив ремень?трансмиссия в общем

Вариаторы по 4000 каждый, ремень 600руб.




какую скорость развивает


Еще не испытывали. Снега нет )


Это офуенно! Слов нет.


Снегоходных дел мастер!





Видео давай, снегоход что надо!




действительно пици цену вложений и всех затрат



руки откуда нужно!
Молодец!




все просто и наверняка очень надежно


круть во сколько встал в итоге?



Зачет! Видно с какой любовью и инженерной мыслью создавался аппарат!




Охренеть. Вот это объём рабооооот!


Круто, очень круто! Боеву или спортивную окраску и будет вообще улёт!
Установи ролик натяжения цепи, провисание великова-то.


Хороший вариант ) На нижних фотографиях есть натяжитель )


СУПЕР! Всех благ!


Голосом Генерала:"Ну, вы блин даете!"


Офигеть, люди ваще не парятся… взяли и сделали снегоход. =)




Зимний камуфляж думаю самое то будет


А натянителя для цепи никакого не предусмотрено? И еще вопрос, а где собственно тормоза?)
А в остальном работа очумительная! Респект и уважуха


На нижних фотографиях есть натяжитель. Дисковые тормоза установим на вариаторе )


Классно получилось! Думаю ему хорошо подойдет камуфляжный окрас и было бы неплохо приделать сзади ящик для всяких инструментов и мелочей чтобы и сзади он смотрелся массивнее, заодно небольшую спинку сделаешь для пассажира. А руль нужно сделать немного прямее и опустить вниз как на спортивных мотоциклах


Руль регулируемый по наклону. Спинка для пассажира предусмотрена в дальнейшем ) Ящик для инструментов находится под сидениями.




Мое почтение, молодец!


Супер!
Теперь квадроцикл начинай ))


В проекте, на этом же двигателе и вариаторе думаем собрать квадрик )


класс!
похож на лягушонка…правда одноглазый)))



Уважение! голова и руки от туда растут где им место !


грандиозный проект.отлично построен


Молодец.
Только дизайн слабоват.


Доработки еще будут )


Вес двигателя 31кг + рама с агрегатами примерно 50кг

вот бы видео посмотреть как да че и покатушки.


Постараемся сделать подробное видео )


Молодец-мужик! 5+ Это лучше, чем водку пьянствовать.


а в какую сумму это всё вылилось?


Бюджет:
Двигатель 12,5т.р.
Вариаторы примерно 9т.р.
Лента 7,5т.р.
Лыжи 5т.р.
Валы ведущий и ведомый 2т.р.
Склизы и ролики на 4т.р.
Лобовое стекло 1т.р.
Фара 450р.
В агрегатах везде установлены 205 подшипники.
Остальное из подручных материалов. Токарные работы не учтены.


круто, спасибо за подробности!


красава тоже думаю но времени пока нет.для каких целей делался?


Просто покататься и можно на рыбалку съездить )


так и назови .золотые руки и голова.или золотая голова и руки)))


Ну блин, Вы даёте! Класс!


Да молодцы! Много работы сделали.


Круто. Просто нет слов.



Бюджет:
Двигатель 12,5т.р.
Вариаторы примерно 9т.р.
Лента 7,5т.р.
Лыжи 5т.р.
Валы ведущий и ведомый 2т.р.
Склизы и ролики на 4т.р.
Лобовое стекло 1т.р.
Фара 450р.
В агрегатах везде установлены 205 подшипники.
Остальное из подручных материалов. Токарные работы не учтены.

Баллон является ресивером для краскопульта )

они рассчитан на давление, по разным данным, от 18 до 24 бар. Этого хватает? учитывая и объем и давление, которое набивается компрессором
просто есть возможность (теоретическая, мы вообще-то их повыбрасывали, потому что они одноразовые и их нигде не принимают) взять пару таких баллонов. Вот думаю, как их можно применить быту

Представляю читателям почтенного журнала «Моделист-конструктор» простой по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, вполне доступный для самостоятельной постройки. Проектировался он так, чтобы не было проблем с запчастями (например, в нём нет ни одной точки смазки: шарикоподшипники — закрытые, все втулки долговечные: металлографитовые и фторопластовые, да и купить их можно в любом автомагазине).

Снегоход сравнительно лёгкий (масса — около 70 кг) — так называемый «картоп» («кар» — автомобиль, «топ» — верх, то есть предназначенный для перевозки на крышном багажнике или в салоне легкового автомобиля). Габариты «картопа» для перевозки (со снятыми лыжами и опущенным рулём) -1450x700x500 мм.

Снегоход предназначен в первую очередь для рыболовов-любителей подлёдного лова на замёрзших реках и озёрах. Он очень манёвренный, что важно для неожиданного объезда ледяных торосов и старых лунок. На случай непредвиденного попадания в воду снабжён оригинальной системой спасения как водителя, так и машины. Система состоит из спасательного круга-буя из автомобильной камеры, используемой в обычных условиях как часть водительского сиденья, капронового шнура (15м) и безынерционной катушки. Машина поднимается из воды за этот шнур.

Снегоход можно использовать для передвижения и охотникам, и любителям прогулок на мототехнике по заснеженным полям и лесным массивам. Однако эксплуатировать его при температуре окружающего воздуха ниже минус 25°С и на высоте более 1500 м над уровнем моря, а также для преодоления ледяных торосов, снежных отвалов и т.п. не рекомендуется.

СНЕГОХОД-«КАРТОП»

Снегоход-«картоп» «Рыбак-2»

Снегоход-«картоп» «Рыбак-2»:

1 — управляемая лыжа (2 шт.); 2 — рулевые тяги; 3 — поворотный кулак (2 шт.); 4 — топливный бак; 5 — фонарь; 6 — руль; 7 — глушитель; 8 — цилиндр двигателя; 9 — картер встроенных цепного редуктора и сцепления; 10 — средство спасения (камера колеса автомобиля «Жигули»); 11 — рама; 12 — брызговик (резиновая полоса); 13 — натяжной каток гусеницы (резина s20, 2 шт.); 14 — натяжной механизм гусеницы; 15 — гусеница; 16 — опорная лыжа-«полисклиз»; 17 — цепная передача (t=12,7); 18 — натяжное устройство цепи; 19 — ручка «газа» (от мотоцикла «Восход»); 20 — рычаг сцепления; 21 — рулевой вал; 22 — ведущая звёздочка цепной передачи (z=11, от мотоцикла «Восход»); 23 — ведомая звёздочка цепной передачи (z=43, от мотоцикла «Восход»); 24 — защитный щиток (стальной лист s0,6); 25 — сиденье; 26 — сцепное кольцо-фаркоп

Натяжное устройство цепи

Натяжное устройство цепи

Натяжное устройство гусеницы

Натяжное устройство гусеницы

Несмотря на незначительные габариты, на снегоходе вполне умещается и пассажир. Он может ехать также на бесполозном санном прицепе-волокуше.

Прежде чем начать рассказ о конструкции снегохода — несколько слов об истории его создания.

Десяток лет тому назад, занимаясь организацией автокросса и руководя около 30 лет секцией «Багги» в СЮТ, решил сделать небольшой снегоход с двигателем от скутера объёмом 50 см3 и мощностью чуть больше 4 л.с. И хотя до этого у меня уже имелся опыт строительства с двигателями Т-200, «Восход», миниснегоход потребовал совсем другого подхода: всемерной экономии массы и соблюдения габаритных размеров.

В конце концов всё удалось. Было сделано и испытано несколько миниснегоходов с разными двигателями и трансмиссиями и дело дошло даже до серийного производства на одном из предприятий Академгородка в Новосибирске.

Ну а теперь конкретно о конструкции «Рыбака-2м».

Силовой агрегат снегохода -марки Kiроr (аналог Ноndа) китайского производства, 1-цилиндровый (рабочий объём 210 см3), 4-тактный, мощность 6,5 л.с. при 3600 об/мин (степень сжатия — 8,5), с встроенным цепным редуктором с передаточным отношением 1:2 и автоматическим сцеплением в масляной ванне, с принудительным воздушным охлаждением. Стартер — ручной, минимальные устойчивые обороты — около 800 в минуту, сцепление срабатывает примерно при 1400 оборотах. Топливо — Аи-92, бак для него -объёмом 3,6 литра, хватает на 50 -60 км, или 3-4 часа работы.

Силовой агрегат смонтирован впереди елевой стороны. Несимметричное расположение двигателя -решение компромиссное. В «техническом задании» для «Рыбака-2м» были жёсткие ограничения по длине и чуть менее жёсткие — по массе. Перенести двигатель вперёд значило увеличить длину на 400 мм, а как следствие — и массу тоже. При расположении мотора сзади — следует увеличивать площадь опорной лыжи и гусеницы, чтобы сохранить заданное удельное давление.

Рядом с мотором справа остаётся площадка размерами 380×400 мм — для ступней ног в обуви даже 45-го размера достаточно. Небольшой поворот ног вправо при повороте компенсирует перегруз левой лыжи, снегоход не заваливается… А левой ноге даже комфортно — прислонишь к движку — и он её пригревает…

Трансмиссия — одноступенчатая цепная передача с шагом 12,7 мм. Пара звёздочек (ведущая и ведомая) может меняться в зависимости от предполагаемых условий передвижения: 16 и 43 зуба (скоростной вариант), 14 и 51 зуб (универсальный вариант) или 11 и 51 зуб (тяговый, для тяжёлых условий). Во впадинах зубьев выполнены небольшие поперечные прорези для отвода снега, попавшего под ролики цепи. Сначала цепную передачу закрывали кожухом, но в нём скапливался снег и лёд. Поэтому ограничились козырьком «безопасности», прикрывающим цепь сверху.

Натяжение цепи производится перемещением силового агрегата с помощью винта и гайки, приваренной к кронштейну на подмоторных направляющих.

Рама

Рама:

1 — лонжероны (сталь 30, труба d25x1,2,2 шт.); 2 — передняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2, 2 шт.); 3 — основная поперечина (сталь 30, труба d25x1,2); 4 — задняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2,2 шт.); 5 — опорная дуга площадки сиденья (Ст.3, труба d20x1,5,2 шт.); 6-дута заднего ограждения площадки (Ст.3, труба d16x1,5, 2 шт.); 7 — стойка опорной дуги (Ст.3, труба d20x1,5, 4 шт.); 8 — задняя стойка (Ст.3, труба d20x1,5,2 шт.); 9 — поперечина площадки (Ст.3, труба d20x1,5, 4 шт.); 10 — задняя поперечина ограждения (Ст.3, труба d16x1,5); 11 -подрамник опорной лыжи-«полисклиза» (Ст.3, труба 20x20x1,5); 12 — подрамник пола (Ст.3, труба d16x1,5); 13 — защитная траверса гусеницы (Ст. 3, уголок 30×30)

Рама снегохода — пространственная, сварена из стальных труб различных диаметров: лонжероны и три поперечины — из трубы диаметром 25 мм с толщиной стенки 1-1,2 мм, верхняя ограждающая часть — из трубы диаметром 20×1,5 мм; подкосы и другие вспомогательные детали — из трубы диаметром 16×1 мм. Нижняя рама изготовлена из квадратной трубы сечением 20x20x1,5 мм. Габаритные размеры рамы: длина — 1400 мм, ширина — 665 мм, высота — 290 мм. И ещё. Между наклонными трубами подрамника пола приварена поперечина из уголка с полками 30×30 мм. Она выполняет несколько функций: во-первых, защищает движитель (гусеницу); во-вторых, служит местом крепления при транспортировке.

Кроме этого, по ходу монтажа агрегатов и узлов к раме привариваются втулки стоек поворотных кулаков и наконечника рулевого вала, подмоторные полозья, различные кронштейны.

Движитель «гусеница вокруг лыжи» считаю для лёгких снегоходов непревзойдённым: по проходимости, малой массе, равномерному её распределению. Поэтому выбрал именно этот тип. К тому же самодельная гусеница позволяет скорректировать площадь опоры в ту или иную сторону, изменять соотношение длины-ширины. Удельное давление гусеницы рассчитывалось в начале строительства снегохода. Для маломощного снегохода нормальное давление в пределах 22 -28 г/см2. Ширина гусеницы (длина трака) — 580 мм. Расстояние между траками (шаг) — 90 мм.

Ленты гусеницы (2 штуки) сечением 30×7 мм использованы от трёхслойной транспортёрной ленты с капроновыми нитями. Длина «кольца» — около 1800 мм. Концы соединены внахлёст между двумя соседними траками — скорости небольшие и дисбаланс незаметен. Если же ленты толще, то концы на длине стыка можно сточить на клин наждаком или срезать на половину толщины.

Расстояние между центрами приводного вала и осью натяжных катков каретки гусеницы — 720 мм (плюс-минус 50 мм — на натяжение гусеницы). Для их монтажа к лонжеронам рамы прикреплены корпуса подшипников.

Узел приводного вала гусеницы

Узел приводного вала гусеницы

Узел приводного вала гусеницы:

1 — приводной вал (стальная труба 32х 1,5); 2 — внутренний (приваренный) фланец (сталь 30, лист s1,5, 2 шт.); 3 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s20, 2 шт.); 4 — наружный фланец (сталь30, лист s1,5, 2 шт.); 5 — правый наконечник ведущего вала (сталь 30, круг 29); 6 — подшипник 80104 (4 шт.); 7 — крышка корпуса подшипников (сталь); 8 — корпус подшипников (сталь); 9 — болт М6 крепления корпуса подшипников к раме (4 шт.); 10 — лонжерон рамы (обстановка); 11 — ведущая звёздочка цепной передачи; 12 — шпонка (сталь 20); 13 — гайка М16; 14 — шайба; 15 — левый наконечник ведущего вала (сталь 30, круг 29)

Приводные зубчатые колёса (звёзды) гусеницы сначала сделали из резины от техпластин толщиной 20 мм (можно и из боковин покрышки колеса трактора К-700), режется она легко ножом, со смазкой водой. Потом перешёл на капроновые зубчатые колёса от «Бурана», ставя траки через один зуб, но особой разницы не почувствовал и потом опять вернулся к резиновым.

Расчёт и чертёж сначала сделали на бумаге, а изготавливали — на плазе 1:1 по расчётным диаметрам и градусам. У «Рыбака-2» зубчатые колёса имеют пять зубьев с шагом 90 мм.

Погрузка снегохода на легковой автомобиль

Погрузка снегохода на легковой автомобиль

Основным отличием от других подобных снегоходов является опорная лыжа движителя. Изготовлена она из набора нескольких полиэтиленовых (ПЭТ) толстостенных труб (от 17 до 20, в зависимости от наружного диаметра), поэтому называю такую опорную лыжу «полисклизом». Объединены трубы в единую конструкцию только спереди бандажом из стального листа и сзади — гребёнкой (П-образным профилем с зубцами на нижней полке, которые вставляются в каждую трубу). Поэтому каждая труба имеет относительную свободу и может самостоятельно слегка изгибаться при езде по ледяной ряби или наезженному и уплотнённому гусеницами снегу, то есть работать как катки тележек резиновых гусениц у промышленных снегоходов.

Устройств, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы (лыжи или катков) в гусеничном блоке нет, так как расстояние между осями зубчатых колёс и натяжных катков небольшое и гусеница провисает незначительно. Натяжение гусеницы производится с обеих сторон винтом и гайкой, приваренной к кронштейну на раме.

Траки гусеницы (их 20 штук) сначала делали деревянными, из качественной берёзы: высотой 20 мм и шириной 45 мм (с таким же шагом крепили траки на лентах гусеницы). Потом пришла довольно интересная идея изготовить и установить металлопластиковые: стальная труба, запрессованная в нагретую полиэтиленовую трубу. Стальная труба диаметром 16×1,5 мм, пожалуй, предельно малая для этих целей. Как, впрочем, длина таких траков (ширина гусеницы) не должна превышать 580 мм. Иначе надо усиливать армирование и применять двигатель увеличенной мощности, что неминуемо утяжелит конструкцию. Провели сравнительные испытания гусениц с траками из дерева и полиэтиленовых круглых труб, армированных стальными. Опорная лыжа — те же полиэтиленовые трубы, только толстостенные, с антифрикционными присадками — спецзаказ. Результаты таковы. Плюсы полиэтилена: надёжность, возможность длительное время двигаться по льду без смазки, меньшая масса. Минусы: сравнительно дорогой материал (почти в двадцать раз), большое сопротивление при трогании с места (сравнивались дерево со снежной смазкой и полиэтилен по полиэтилену). Проходимость по снегу любой толщины одинаковая, на льду — деревянные ведут себя лучше (с трубами — большие заносы при резком повороте), У «Рыбака» удельное давление на снег при нагрузке 100 кг — 24 грамма на см2. Максимальная скорость -около 22 км/ч.

Опытный экземпляр эксплуатировался четыре сезона. За это время наездили около 3 тыс. км. Испытания показали достаточную надёжность и высокую износостойкость.

Узел поворотного кулака

Узел поворотного кулака

Узел поворотного кулака:

1 — стойка (сталь, круг 18); 2 — опорная шайба (сталь, круг 35, приварена к стойке); 3 — нижний упорный подшипник скольжения (бронза, круг 35); 4 — пятка втулки кулака (сталь, круг 35, приварена к втулке кулака); 5 — втулка кулака (сварная деталь — стальная труба 25×1,5, приварена к раме); 6 — сошка кулака (труба 20x20x1,5, сварная деталь); 7 — малая втулка сошки (стальная труба d21x1,5, приварена к сошке); 8 — подшипник скольжения (металлографитовая втулка d18x3); 9 — большая втулка сошки (сталь, круг 35, приварена к сошке); 10-винт М8; 11-шайба; 12 — верхний упорный подшипник скольжения (бронза, круг 35); 13 — шпонка (Ст.3); 14 — подшипник скольжения стойки (металлографитовая втулка d22x2,2 шт.); 15 — передний конец лонжерона рамы (обстановка)

Руль

Руль

Узел рулевого вала

Узел рулевого вала:

1 — рулевой вал (сталь 30, труба d25x2,5); 2 — наконечник (Ст.3, круг 25); 3 -втулка наконечника (сталь 30, труба d25x2,5); 4 — упорный подшипник скольжения (металлографит, от стартера); 5 — сошка (труба 20х20х 1,5); 6 — ось рулевых тяг (Ст.3, круг 12); 7 — хомут; 8 — подшипник скольжения (бронза, круг 30); 9 — втулка рулевого вала (сталь 30, труба d30x2,5); 10 — хомут руля; 11 — рамка переднего щитка (обстановка, труба 16×1,2); 12 — передняя траверса рамы (обстановка)

Рулевое управление — смешанное (мотоциклетно-автомобильное): рулевой вал поворачивается рычажным рулём, а управляемые лыжи -посредством тяг (из стальных труб диаметром 16х1,5 мм) и поворотных кулаков. Наклон рулевого вала от вертикали — 23°, такой же наклон и у втулок (а соответственно, и у стоек) поворотного кулака. Наклон переднего щитка — 15°. Удобное положение руля можно подобрать индивидуально — его наклоном в клемме при сборке снегохода из транспортного состояния в рабочее.

Тормозов на «Рыбаке-2» нет -выбег (движение по инерции со сброшенным «газом») со скорости 20 км/ч — небольшой, менее 4 м. Но нетрудно смонтировать велосипедный тормоз, закрепив его диск на выходном валу двигателя.

Опорная лыжа-«полисклиз»

Опорная лыжа-«полисклиз»

Опорная лыжа-«полисклиз»:

1 — элемент «полисклиза» (полиэтиленовая или полипропиленовая труба d22x3, компл.); 2 — бандаж (стальной лист s 1,5); 3 — «гребёнка» (стальной лист s 1,5); 4 — подрамник; 5 — кронштейн крепления «полисклиза» к подрамнику (труба 20x20x1,5,4 шт.); 6 — косынка (стальной лист s 1,5); 7 — лонжерон рамы (обстановка)

Задняя «гребёнка» опорной лыжи-«поли-склиза»

Задняя «гребёнка» опорной лыжи-«полисклиза»

Узел натяжной оси

Узел натяжной оси

Управляемые лыжи на снегоходе (в транспортном положении)

Управляемые лыжи на снегоходе (в транспортном положении)

Гусеница

Гусеница

Гусеница:

1 — лента 30×7 (от транспортёрной ленты с капроновым кордом, 2 шт.); 2 — трак (полиэтиленовая труба 24×4, армированная стальной трубой 16×1,5 (компл.); 3 — ограничительный ролик (полиэтиленовая труба 24×4, армированная стальной трубой 16×1 (компл.); 4 — болт М6 с гайкой и уширенной шайбой (компл.); 5 — «полисклиз» (обстановка); 6 — рама (обстановка); 7 — труба «полисклиза»

Управляемая лыжа

Управляемая лыжа:

1 — корпус (стальной лист s0,6); 2 — полоз (сталь 40Х, лист э1,5,2 шт.); 3 — подрез (сталь 40Х, лист s2, 2 шт.); 4 — кабанчик (сталь 40Х, лист s1,5, 2 шт.)

Система спасения (крышка-сиденье снята)

Система спасения (крышка-сиденье снята):

1 — кожух гусеницы (площадка сиденья); 2 — обечайка (фиксатор камеры), приваренная к кожуху; 3 — безынерционная катушка; 4 — кронштейн крепления катушки к снегоходу; 5 — капроновый шнур

Направляющие лыжи изготовлены из стального листа различной толщины: полозья (сталь 40Х) и кабанчики — из 1,5-мм листа, штампованный выгнутый верх — из 0,6-мм, подрезы, как и полозья, — из «нержавейки», только 2-мм толщины (высота конька — 15 мм, смещены назад для стабилизации). Отдельные элементы лыжи соединены в единую конструкцию контактной сваркой.

Снегоход оснащён сцепным устройством для буксировки санного прицепа массой с грузом до 250 кг или промышленных пластмассовых бесполозных саней (типа тобогган) размерами 1600×900 мм (стоят 3 тыс. руб.) с грузом до 100 кг. Прицеп можно использовать и для буксировки самого снегохода вручную, в случае поломки. Но для начала мы изготовили самодельную волокушу из стального листа по ширине трака и длиной, как гусеничный блок. Места на нём сравнительно немного, но для рыбацких снастей достаточно. Для крепления поклажи есть четыре отверстия по бортам.

В ходе эксплуатации появились мысли по усовершенствованию снегохода:

1. Крышку-кожух сделать откидной для очистки снега и льда перед погрузкой в машину для транспортировки.

Читайте также: