Армия россии конструктор авианесущий крейсер

Обновлено: 15.04.2024

Китай спустил на воду свой уже третий авианосец. Это поистине колоссальное достижение, особенно с учетом того, в каком состоянии находилась эта страна всего лишь сорок лет назад. Как ВМС Китая удалось совершить этот прорыв и какую роль в нем сыграли корабли, созданные в СССР?

Утром в пятницу произошло важнейшее событие в военном строительстве Китая – страна спустила на воду свой третий авианосец. Корабль получил имя «Фуцзянь» в честь одной из провинций страны. Перед нами технологическое достижение значительного размера, и тем интереснее вспомнить, какой путь прошел Китай для того, чтобы оно стало возможным.

Китайские военные окончательно поняли выгоды от авианосцев тогда же, когда и их советские коллеги – в начале 1970-х годов. Вот только если СССР ударился в разработку авианосцев сразу (проекты 1160, 1153, а потом воплотившийся в металле 11435), то у Китая такой возможности в принципе не было.

Надо понимать положение китайцев тогда. Отношений с США еще не было, а отношений с СССР уже не было. Брать продукты современной технологии было негде. Это сейчас китайцы могут разработать и произвести сами массу разных вещей, а тогда.

Тогда жители южных деревень Китая не могли позволить себе иметь обувь. Она была слишком дорогой. Носки были подешевле, на пару носок можно было заработать месяцев за шесть, максимум за девять. Но без обуви в них не было смысла, и китайские крестьяне с юга среди горожан, которые могли себе позволить ботинки и кеды, носили кличку «черноногие». Сказать, что Китай был беден – значит, не сказать вообще ничего, это просто невозможно себе представить в наши дни.

С техникой было то же самое. Китайцы имели копии советских истребителей 1950-х годов, но они были вооружены только пушками. Сделать надежную ракету «воздух – воздух» китайцы тогда не могли.

Но у них была вера в будущее, несокрушимая убежденность в том, что однажды этот разрыв в возможностях с Западом и СССР будет преодолен, и готовность работать для этого. А пока было решено изучить вопрос.

Авианосные амбиции

В мае 1982 года Австралия вывела из боевого состава ВМС свой, как потом выяснилось, последний авианосец – «Мельбурн». Австралийцы демонтировали с корабля то оборудование, которое они хотели засекретить, и не глядя продали его на разделку как металлолом Китайской объединенной судостроительной корпорации.

Китайцы немало удивились тому, какое огромное количество оборудования австралийцы посчитали несекретным. В 1985 году «Мельбурн» встал на прикол в китайском порту. Его разделали на металл только в 2002-м. Китайцы скопировали оттуда все, что могли: подъемники, катапульты, массу вспомогательного оборудования, которое на Западе не считалось чем-то особенным, но Китаю было неизвестно. Опыт китайцы получили просто гигантский. Китай пытался купить у Австралии даже чертежи корабля, но получил отказ.

В 1990-х годах Китай попытался выкупить конструкторскую документацию на испанские проекты легких авианосцев. Не вышло, но испанцы, построившие к тому времени два маленьких эскортных авианосца для себя и для Таиланда, а также имевшие опыт проектирования кораблей побольше, в 1995-1996 годах проконсультировали китайских инженеров по некоторым вопросам.

В том же 1995 году китайцы купили советский авианесущий крейсер «Минск», в котором от авианосца было очень много. Его внимательно изучили перед тем, как отдать в эксплуатацию коммерсантам.

В 1996-м Китай выкупил в России первый советский авианесущий крейсер «Киев», который тоже изучали, а в 1997-м китайцы попытались купить выводимый из боевого состава ВМС Франции «Клемансо». Это не вышло, но тогда они уже успели собрать огромный массив информации об устройстве авианесущих кораблей разных конструкторских школ. Российские инженеры, например, столько информации не имели никогда.

Первый. «Ляонин»

Годом позже китайцы вытянули свой лотерейный билет – стоявший в Николаеве под украинским контролем советский «Варяг», достроенный на 68%. Это была победа – Украина продала этот корабль частной компании из Макао, якобы на металлолом. Вот только вместе с «металлоломом» туда очень много чего ушло, даже находившийся на территории Украины корабельный истребитель Су-33, что очень помогло китайцам. Одна только масса чертежей и документов по кораблю составила сорок тонн, китайцы везли их потом на восьми грузовиках.

Турция не пропускала корабль через Босфор в течение целого года, и понадобилось вмешательство китайского правительства, чтобы он прошел проливы, до этого его год (!) таскали кругами по Черному морю. Именно на этом этапе вскрылось, что за покупкой стоит не предприниматель, который хотел превратить корабль в плавучий развлекательный центр, как «Минск», а китайское государство.

Потом его не пропустили через Суэц, и корабль потащили в обход Африки. На военно-морскую верфь в Даляне корабль прибыл только весной 2002 года, а потом стоял там некоторое время, пока китайские переводчики и инженеры разбирались с сорока тоннами чертежей и спецификаций.

В 2005 году корабль перевели в сухой док. Китайская авианосная программа началась. Это был масштабный проект. Китаю нужно было не только восстановить корабль, но и разработать для него ряд систем, которых до этого Китай не производил, весьма сложных. Так, у китайцев была задержка с поставкой аэрофинишеров. Параллельно нужно было, используя купленный Су-33 и имевшийся опыт по копированию Су-27, создать палубный самолет.

25 сентября 2012 года корабль был принят в боевой состав под именем «Ляонин», в честь одноименной провинции, после трудных, аварийных и поэтому опасных испытаний. В ноябре корабль получил «крещение» – 4 ноября 2012 года китайская «Летающая акула» J-15 (истребитель разработанный с использованием Су-33) выполнила касание палубы. А через два месяца после приема в боевой состав, 25 ноября, была выполнена первая посадка на аэрофинишер. Китайская палубная авиация стала реальностью.

«Ляонин» использовался и используется в значительной степени как учебный корабль. На нем китайцы отрабатывали и организацию движения самолетов по палубе, массовые вылеты, тактические приемы, на нем обучали и обучают пилотов. На нем они поняли то, к чему американцы пришли много лет назад ценой немалых потерь: пилота-палубника надо учить сразу как палубника, чтобы у него нарабатывались правильные рефлексы и другие чисто «авианосные» вещи, которых у базовой (береговой) авиации нет.

Первые две полных авиагруппы морской авиации ВМС НОАК обучились на «Ляонине». Этот корабль стал «партой», за которой вырос весь китайский авианосный «бизнес»: инженеры и конструкторы, летчики, моряки, кораблестроители, военные теоретики. Простой пример: нынешний командир авианосца контр-адмирал Лю Чжэ имеет степень доктора военных наук в области стратегии, опыт службы офицером в штабах и на ракетных кораблях разных классов, служил командиром фрегата – и только потом попал на авианосец. Такой отбор там был у всех, кто не начал службу в авианосном флоте «с нуля». И это было только начало.

Второй. «Шаньдун»

«Ляонин» не был построен в Китае, он был там достроен, требовалось сделать первый шаг. Первым шагом китайцы решили сделать копию «Ляонина», но теперь свою полностью. В 2013 году на той же верфи в Даляне, где до этого изучали и восстанавливали «Варяг-Ляонин», начали формировать задел для постройки первого полностью китайского авианосца, а в 2015 году произвели его закладку.

Стройка шла в китайских темпах. Через год уже был сформирован корпус и установлен трамплин, в 2017 году корабль был уже спущен на воду. Весной 2018 года начались испытания, а 17 декабря 2019 года корабль был принят в боевой состав. К этому моменту, благодаря «Ляонину», у китайцев были и летчики, и самолеты, и понимание того, что такое авианосец, уставы корабельной службы, кадры для корабельных частей и подразделений, береговая инфраструктура.

Корабль получил имя «Шаньдун». Его нельзя считать копией «Ляонина». У него надстройка-остров меньше, а спонсоны больше, это обеспечило летчиков большей по площади палубой и упростило палубные работы с самолетами. Ангар увеличен. Изменен угол схода с трамлина в сторону уменьшения, что снизило перегрузки при взлете и в целом его упростило.

Из инноваций появился самолет-постановщик помех J-15D на базе истребителя J-15, крайне необходимая вещь на войне. Для ударов по кораблям они тоже очень нужны, и факт появления такого самолета говорит о том, что задачей китайских авианосцев является не только защита кораблей от ударов с воздуха. Авиагруппа увеличена – если «Ляонин» нес 24 самолета и 12 вертолетов, то «Шаньдун» уже 32 самолета и 12 вертолетов.

В основе конструкция похожа на «Ляонин» и его предка «Кузнецова». Например, так же, как и на старых советских кораблях, у «Шаньдуна» котлотурбинная главная энергетическая установка. Это неэффективное решение, но китайцам нужно было просто «подойти к штанге» – попробовать построить корабль самим. Они попробовали, и Китай стал одной из двух на тот момент стран в мире, имеющих более одного авианосца, наряду с США. При этом Китай имел для них и авиацию, и пилотов, и корабли эскорта.

Третий. 003

Но планы китайцев шли намного дальше. Пока летчики и флотские офицеры осваивали «Шаньдун», на земле строились экспериментальные катапульты для запуска палубных самолетов. С них даже запускали специальным образом модернизированный J-15. Шла работа над корабельным истребителем нового поколения J-31.

И катапульта, и новый самолет предназначались для первого настоящего китайского авианосца – тяжелого катапультного 003 («Фуцзянь»), который 17 июня 2022 года сошел на воду.

Это по-настоящему амбициозный проект. Крупный корабль водоизмещением 80000-85000 тонн будет иметь электромагнитные катапульты и электродвижение. Последнее значит, что на гребные винты будут работать электродвигатели, а турбины будут только генераторы крутить.

На этом корабле впервые появится полноценная авиагруппа. С истребителями, ударными самолетами, вертолетами и палубными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) KJ-600. Численный состав авиагруппы неясен, но то, что авиации там будет больше, чем на «Шандуне», это однозначно.

Корабль начали строить примерно в 2015-м. Срок постройки получается не по-китайски большим. Видимо, на пути создания такого огромного и сложного корабля встали какие-то трудности. Но то, что Китай вытягивает такую амбициозную программу, как одновременное создание тяжелого ударного авианосца и всех необходимых для него самолетов, уже огромное достижение.

Путь вперед

Что дальше? Дальше достройка «Фуцзяня» с одновременной постройкой еще более тяжелого атомного 004. Доводка J-31 и KJ-600. Формирование авиагрупп и освоение кораблей во флоте.

Все ли пойдет у китайцев гладко? Нет. У них был огромный объем проблем с J-15, а J-31 пока «не получился». У «Шаньдуна» масса проблем в конструкции. Но китайцы доказали делом, что могут такие проблемы решать. И дело тут не столько в экономической мощи. Дело в людях, которые двигают вперед эту китайскую машину.

В день первой посадки J-15 на «Ляонин», в день, когда у китайцев появился первый летчик-палубник, на борту корабля умер главный конструктор этого самолета Ло Ян. У самолетов были гигантские проблемы, их надо было оперативно и на месте решать, и он решил, дотянул до той самой заветной посадки, встречал первый в истории китайский палубный истребитель в 20 метрах от точки касания палубы, а дальше не выдержал. Его детище сейчас в строю.

Почему у Китая, не имевшего еще сорок лет назад вообще ничего, получаются такие грандиозные проекты? Массы людей, готовых даже на самопожертвование, готовых выкладываться на 101% не за деньги или власть, а чтобы их страна шла вперед, любой ценой для них лично – вот что стало первопричиной китайского успеха. Люди на высших постах – ответственные патриоты, стремящиеся сделать свою родину лучше.

И отбор по интеллекту есть, и сменяемость кадров, и ответственность за результат. И стратегия, которая не меняется десятками лет. И последовательность в достижении когда-то давно поставленных рациональных целей, выстроенных вокруг прогресса для своей страны. И поэтому Китай спускает на воду тяжелый ударный авианосец, первый в своей истории. А всего – уже третий.

В состав конструктора входят 1379 прочных безопасных пластиковых деталей для сборки копии Авианесущего крейсера. В комплекте 4 мини копии самолетов, 1 мини копия.

Старая цена: 0.00 руб.

Цена: 6 300.00 руб.

Доступность: более 10 46 шт.

В состав конструктора входят 1379 прочных безопасных пластиковых деталей для сборки копии Авианесущего крейсера. В комплекте 4 мини копии самолетов, 1 мини копия вертолета. Внутри модели два бункера, куда с помощью специальных лифтов размещаются для хранения копии самолетов. Модель имеет шасси, которые позволяют катать ее по поверхности. Уникальность данной модели придает маркировка техники, приближенная к реальным цветам, используемым в Армии России. Модель характеризует высокая детализация и точность подбора комплектующих. Набор снабжен инструкцией, которая легко позволит собрать данную модель. Кубики конструктора надёжно упакованы в пакетики, что гарантирует их сохранность до начала сборки. Развивает мелкую моторику рук, мышление и усидчивость Набор является полностью совместимым с конструкторами известных мировых производителей. Модель поставляется в индивидуальной картонной упаковке. Внимание, содержит мелкие детали! Рекомендуется для детей старше 6 лет.

Заводской артикул: 8949851
Количество заказов: 20
Возрастные ограничения: 6+
Материал изделия: abs-пластик
Комплектация: инструкция по сборке; минифигурка - 5 шт.
Количество элементов (шт): 1379
Вес с упаковкой (кг): 2.08 кг
Страна производитель: Китай
Возрастная группа: для детей

Татьяна

Конструктор пришел частично собран. Все пакеты с деталями вскрыты. Инструкция мятая. Обидно и неприятно. Однозначно возврат.


Мария

Логичная инструкция,сборка долгая вообщем не сложная,ребёнку скорее всего понадобится помощь взрослого.Красивая модель.

В состав конструктора входят 1379 прочных безопасных пластиковых деталей для сборки копии Авианесущего крейсера. В комплекте 4 мини копии самолетов, 1 мини копия вертолета. Внутри модели два бункера, куда с помощью специальных лифтов размещаются для хранения копии самолетов. Модель имеет шасси, которые позволяют катать ее по поверхности. Уникальность данной модели придает маркировка техники, приближенная к реальным цветам, используемым в Армии России. Модель характеризует высокая детализация и точность подбора комплектующих. Набор снабжен инструкцией, которая легко позволит собрать данную модель. Кубики конструктора надёжно упакованы в пакетики, что гарантирует их сохранность до начала сборки. Развивает мелкую моторику рук, мышление и усидчивость Набор является полностью совместимым с конструкторами известных мировых производителей. Модель поставляется в индивидуальной картонной упаковке. Внимание, содержит мелкие детали! Рекомендуется для детей старше 6 лет.

Конструктор Армия России Авианесущий крейсер

<<product.web_name></p>
<p>> >_>

<<product.web_name></p>
<p>> >_>

<<product.web_name></p>
<p>> >_>

<<product.web_name></p>
<p>> >_>

<<product.web_name></p>
<p>> >_>

<<product.web_name></p>
<p>> >_>

<<product.web_name></p>
<p>> >_>

Контр-адмирал Михаил Чекмасов рассказал о перспективах российских авианосцев

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

– Страны НАТО провели на Балтике учения Baltops-2022. Еще раньше ВМС США завершили учения с ВМС Южной Кореи. Насколько авианосцы – частые участники таких учений и о чем говорит их привлечение?

– В учениях Baltops-2022 участвовал один авианосец от ВМС Великобритании Queen Elizabeth. Корабль Kearsarge ВМС США – это универсальный десантный корабль. Не лишним будет отметить участие еще одного крупного десантного корабля-дока от ВМС США – Gunston Hall.

Состав привлекаемых сил зависит от отрабатываемых на учениях задач и авианосцы привлекаются не всегда. Например, к учениям НАТО Trident Juncture-2018, которое проводилось в Норвежском море, авианосец США привлекался впервые за последние 30 лет.

Участие авианосцев, безусловно, наводит на мысль об отработке конкретных действий, как правило ударных, но оценивать нужно не присутствие авианосца на учении, а группировку сил в целом.

Судя по составу участников Baltops-2022 – помимо уже указанных сил в них участвовали два эсминца управляемого ракетного оружия (УРО), три фрегата УРО, пять корветов и патрульных кораблей, еще один десантный корабль от Польши и 15 тральщиков – не сложно предположить, что отрабатывались противоминные действия и высадка морского десанта.


Контр-адмирал Михаил Чекмасов

Фото из личного архива

– В декабре прошлого года американская авианосная ударная группа во главе с авианосцем USS Harry Truman вошла в Средиземное море. По данным Пентагона, эта группа останется там до августа, затем ее сменит другая. Осложняет ли присутствие авианосной группы в Средиземном море ситуацию на Черном, особенно на фоне появившихся в ряде западных СМИ заявлений о готовности США нанести удар по Черноморскому флоту России, если его корабли продолжат блокировать порты Украины и не обеспечат безопасный вывоз зерна?

– Развертывание авианосцев США с кораблями сопровождения в Средиземное море со времен холодной войны является обычным делом в рамках передового присутствия и реализации их стратегии «Морская мощь XXI».

Что касается ситуации на Черном море, то осложняет ее не присутствие авианосной ударной группы ВМС США в Средиземном море, а выставленные Украиной мины на подходах к своим портам.

Вывоз украинского зерна не является проблемой России, но дает Западу повод «повесить» на нее ответственность за это. Повод весьма хлипенький и «назначить стрелочника» у них не получится. Об этом заявлял президент России Владимир Владимирович Путин, делались соответствующие заявления Минобороны и других ведомств.

Достаточно посмотреть «Извещения мореплавателям» (международный сборник, уведомляющий о всех изменениях и нововведениях в навигационной обстановке морей всего мира, а также о вновь обнаруженных морских опасностях – прим. ред.), чтобы убедиться в том, что гражданское судоходство в Черном море никем, кроме самой Украины, не блокируется. К тому же инфраструктура украинского порта Измаил на Дунае вполне пригодна для вывоза зерна в любом направлении. На самом Дунае, включая этот порт, и на подходах к нему из Черного моря, помимо судов других государств, лоцируются и суда под флагом Украины.

Поэтому заявления в СМИ, чьи бы они ни были, о готовности нанести удар по Черноморскому флоту из Средиземного моря через воздушные пространства других государств, пусть даже и членов НАТО – пока не более, чем «холостой выстрел», сотрясающий воздух. Впрочем, не буду отрицать его возможность в принципе, потому что может найтись «горячая голова».


Авианосец USS Harry S. Truman, 2015 год

M. J. Lieberknecht/U.S. Navy via AP

– Как действуют авианосные группировки США и как им может противостоять российский флот?

– Ни для кого не секрет, что у США самый большой опыт применения АУГ, которые являются центральным звеном всех их морских концепций со времен Второй мировой войны. Но если во Второй мировой они применялись в морских сражениях на Тихом океане против флота Японии по принципу «флот против флота», то в послевоенных вооруженных конфликтах основным принципом применения стал «флот против берега».

При этом в обоих случаях основной ударной силой была палубная авиация. По мере развития технологий, а за ними и средств поражения, удельный вес авиации в ударах по объектам на территориях атакуемых государств стал смещаться в пользу крылатых ракет морского базирования, но не заменил ее.

В военных образовательных учреждениях тому, как действует АУГ и как ей можно противостоять, посвящаются отдельные лекции. Задача по поражению АУГ противника вполне решаема для ВМФ России совместно с Воздушно-космическими силами. Для этого уже созданы и новые ракеты, включая гиперзвуковые «Циркон» и «Кинжал».

Относительно преимущества флота, у которого есть авианосец, следует отметить, что в послевоенный период АУГ США применялись практически в полигонных условиях, не имея реального противодействия со стороны оппонентов. В отношении России и Китая такой вариант не пройдет – отпор будет неминуемым.

– В США создают стелс-авианосцы типа Gerald R. Ford, которые отличаются от прежних типа Nimitz внедрением ряда новых технологий. На них и электромагнитная катапульта, и новая конструкция аэрофинишера, и новая конструкция подъемников – доля новизны зашкаливает за 50%. Не сыграет ли такой избыток новшеств со стелс-авианосцами злую шутку?

– Американцы обладают не только уникальным опытом применения авианосцев, но и огромным опытом их проектирования и строительства – это объективно. Авианосец в ВМС США, а точнее АУГ – это священная корова, инструмент проецирования силы в любом кризисном районе Мирового океана.

Что касается конструкции корпуса, то стелс-авианосца из Gerald R. Ford не получилось. Строился он на основе конструктивных решений авианосцев Nimitz. Проблем у этой американской мечты, судя по информации из открытых источников, действительно много, и чем закончится процесс доводки авианосцев типа Gerald R. Ford, можно только гадать.

Думаю, что они найдут необходимые решения, но ценой отказа от некоторых недоработанных систем в пользу отработанных серийных при строительстве последующих кораблей этого типа.

– В строю ВМС США находятся 11 авианосцев. У России – фактически нет ни одного подобного корабля. Единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» стоит на ремонте и вернется в строй, по последним данным, в 2024 году. Нужен ли ВМФ России еще авианосец или несколько авианосцев?

– Необходимость наличия авианосцев в СССР и России обсуждается со времен окончания Великой Отечественной войны. Их строительство предусматривалось в двух десятилетних программах с 1946 по 1955 год и с 1956 по 1965 год. Эти программы предлагал адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, но их отвергло руководство государства.

Только благодаря усилиям адмирала флота Советского Союза, организатора отечественного ракетно-ядерного флота Сергея Георгиевича Горшкова, годы управления ВМФ СССР которого считаются золотым веком военного кораблестроения, с 1971 по 1990 год удалось построить пять авианесущих кораблей и еще два находились на заводе в Николаеве в разной степени готовности.

Трудно представить, с какими чувствами морские офицеры в перестроечно-постсоветское время вынуждены были молча наблюдать за тем, как режут флот «на иголки» и продают «Новороссийск» в Южную Корею, «Киев», «Минск» и «Варяг» – в Китай, а «Горшков» – в Индию. Два последних хотя бы продолжают нести службу в дружественных государствах под другими именами, но ведь могли бы и у нас.

Благодаря решительным действиям командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова «Адмирала Кузнецова» под командованием капитана 1 ранга Виктора Степановича Ярыгина, после получившего звание вице-адмирала, удалось «увести из-под носа» Украины на Северный флот.

Согласно Основам государственной политики России в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, которые утверждены указом президента России в 2017 году, в качестве одного из приоритетов в области строительства и развития ВМФ планируется создание морского авианесущего комплекса.

То есть положительные решения по этому вопросу приняты.

– «Адмирал Кузнецов» прошел боевое крещение в Сирии. Он, конечно, вернется на флот после ремонта, но в стратегическом смысле насколько он самодостаточен?

– Ни один авианосец, чей бы он ни был, не является самодостаточным. Поэтому и стоит задача о создании морского авианесущего комплекса. Проще говоря, речь идет не о строительстве отдельно взятого авианосца, а о комплексном подходе к решению этой задачи.

Думаю, что целесообразно рассматривать ее в рамках создания авианосных соединений, какие и были у нас в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Разумеется, что это не только авианосцы. В их состав должны быть включены многоцелевые корабли океанской и дальней морской зон, отвечающие современным и даже перспективным требованиям по системам вооружения и управления.

Я хотел бы сделать краткий очерк по авианесущим кораблям нашей страны, некоторые из них конечно с натяжкой можно назвать авианесущими, скорей аэростатонесущими, вертолето-несущими. и. т. д. Я не буду конечно перечислять современные корабли имеющие 1 -3 вертолета на борту, так как эти вертолеты имеют вспомогательную функцию. Итак поехали.

Первым русским кораблем выполняющим "авианосные" функции был германский пароход "Лан", купленный на средства графа Строганова для 2 Тихоокеанской эскадры. Пароход сменил название на " Русь" и был переоборудован в 1904 году под воздухоплавательный крейсер - аэростатоносец (вроде как первый в мире! ). Корабль был предназначен для ведения дальней разведки в морских пространствах за счёт привязных аэростатов. Пароход водоизмещением около 10 тыс. тонн был оснащен 8 аэростатами (4 змейковых и 4 сигнальных) и одним воздушным шаром. Корабль участвовал в злосчастном походе эскадры адмирала Рожественского.

Следующие авианесущие корабли появились в России в 1 мировую войну в качестве гидроавиатранспорта или гидроавианосца. На Балтийском флоте это был пароход "Орлица", вооруженный мелкими пушками и 4 гидросамолетами, появился он в 1915 году. На ЧФ было 2 таких парохода: "Император Николай I" (6 -120мм орудий, 2 - 75мм и 7 гидросамолётов) и "Император Александр I" (8 пушек и 8 гидроаэропланов), после гражданской войны эти параходы были угнаны белогвардейцами во Францию.

А в гражданскую войну на Волжской флотилии использовалась "авиабаржа" "Коммуна" имеющая на борту 6 гидроаэропланов и 3 истребителя "Ньюпор".

Следующие авианесущие корабли появились в СССР в 1960-е годы: это была серия многоцелевых противолодочных крейсеров с ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны проекта 1123 " Кондор" . Эти корабли - вертолетоносцы предназначались для борьбы с атомными подводными лодками, предполагался круглосуточный поиск АПЛ вертолетами. Всего в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе (он стал кузницей и для последующих авианосцев) было выпущено два крейсера : "Москва"(1967) и "Ленинград" (1969) .

Эти крейсера - вертолетоносцы прослужили на ЧФ ВМФ СССР больше 20 лет, после развала СССР были списаны ("Москва" 1996 г., "Ленинград" 1992г.), я думаю послужили ещё если бы не случился развал страны.

Эти противолодочные крейсера имели:

  • водоизмещение 15 тыс тонн,
  • длину 176м, ширину 34м,
  • паротурбинный двигатель,
  • скорость 29 узлов, автономность 10 суток, экипаж 650 человек.
  • 4 - 57мм пушки, 2 - 45мм,
  • ЗРК "Шторм" - 96 ракет,
  • Ракетный противолодочный комплекс "Вихрь" - 8 ракет, РБУ 6000 - 240 бомб,
  • 14 вертолетов К - 25.

Следующим проектом за "Кондором" стал проект 1143 "Кречет" .

В 1968 году была свёрнута разработка модернизированного проекта 1123.3 "Кондор" и начата разработка нового проекта авианесущего крейсера "Кречет", проект 1143.

В задачи кораблей нового проекта входило:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Всего было заложено 7 крейсеров проекта "Кречет и они все отличались друг от друга, поэтому вкратце расскажу о них.

Читайте также: