Астров николай александрович конструктор

Обновлено: 28.04.2024

Этот танк самый быстро спроектированный в мире. Его приняли на вооружение в кратчайшие сроки и с самого начала планировали выпускать тысячами, чтобы покрыть потребности всех фронтов и военных округов СССР. Советское руководство возлагало на Т-60 большие надежды, а немцы прозвали его «неистребимой саранчой», потому что они при наступлении шли в первых рядах, быстро гибли, а на их месте сразу появлялись новые.

В начале войны СССР сделал ставку на лёгкие танки не потому, что производить их было проще и дешевле, а потому, что главным родом войск считалась пехота, а лёгкие танки способствовали ее эффективному применению. Немцы пошли другим путем, у них была концепция стального кулака – мощные механизированные соединения наносили основной удар.

Т-60 был прост, как три копейки, надежен, как винтовка Мосина. Легендарный конструктор Николай Александрович Астров, который вел разработки отечественных лёгких танков 1941 году, на фоне катастрофической нехватки военной техники предложил модернизировать и улучшить свою хорошо отработанную конструкцию. Кремль тут же откликнулся, на завод приехал Малышев зампред Совнаркома, который предложение одобрил, но предложил заменить пулемет на пушку. И за две недели из плавающего танка Т-40 появился сухопутный Т-60.

Конструктор усилили лобовую броню и увеличили угол ее наклона. После дополнительного бронирования лоб танка стал 35 мм, башня 35 мм, борта 15 мм, а дно 10 мм. Вместо ДШК в башню установили модернизированную автоматическую авиационную 20-мм пушку. Ее ствол дополнительно защищался броневым кожухом. Рядом был установлен пулемет ДТ. Пушка не было мощной, но с задачей поддержки пехоты справлялась хорошо. На все проектно-конструкторские работы ушло 9 дней – мировой рекорд. В сентябре 1941 года первые Т-60 сошли с конвейера.

На танк устанавливали карбюраторный ГАЗовский 6-цилиндровый рядный двигатель. Его дефорсировали с 85 до 70 л. с. для увеличения моторесурса. По инструкции запускать двигатель полагалось рукояткой, а слабый и не надежный стартер использовался для запуска «горячего» двигателя во время боя. Топливо располагалось сзади за стенкой, что повышало выживаемость экипажа.

У Т-60 насчитывалось почти 300 вариантов комплектации. Каждый из четырех заводов, которые занимались производством этого танка что -то добавлял, изменял и переделывал. Ни один танк не может похвастаться таким разнообразием во внешнем виде. В 1942 году танк стали выпускать с дополнительной лобовой защитой, которая добавила 10 мм брони и почти тонну к общей массе. Испытания показали отличные результаты. Скорость и расход топлива практически не изменились и усиленная защита пошла в серию.

В 1942 году на собранные эвакуированными в Сибирь детьми деньги был выпущен Т-60, получивший название «Малютка». Механиком-водителем этого танка стала девушка небольшого роста – Екатерина Петлюк, у которой тоже было прозвище «Малютка». Вскоре это прозвище приклеилось и к остальным танкам этой модели.

Главной боевой операцией Т-60 стал прорыв блокады Ленинграда. Их переправляли в блокадный город на баржах между кучами угля. Такие баржи курсировали по Ладоге регулярно, не вызывая у немцев особого интереса, и редко обстреливались. Из переправленных «Малюток» сформировали танковую бригаду, которая сыграла важную роль в прорыве блокады.

Советские заводы производили Т-60 в течение полутора лет, за это время было выпущено почти 6 тысяч танков, которые проявили себя с наилучшей стороны.

Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал .

Среди конструкторов бронетанковой техники широко известны создатели танков Т-34 (Михаил Ильич Кошкин), КВ (Жозеф Яковлевич Котин) и ИС (Александр Александрович Морозов). Но в истории отечественного танкостроения есть заслуженные, но менее известные конструкторы, которые создавали так необходимые фронту боевые машины.

Один из них — создатель целого семейства легких танков Т-60, Т-70, Т-80 и гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» Николай Александрович Астров . 28 апреля исполняется 116 лет со дня рождения конструктора.

Танки, созданные в тяжелое время

Ощутимые боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы войны обусловили спешное конструирование более простых в изготовлении танков, которые требовали минимальных затрат времени и ресурсов.

В конце июля 1941 года Конструкторское бюро завода №37 под руководством Николая Астрова буквально за несколько недель спроектировало и изготовило первый опытный образец легкого танка, получившего наименование Т-60 , который стали выпускать уже с сентября 1941 года.

В конце осени того же года этим коллективом был создан и лёгкий танк Т-70 . Боевую машину стали выпускать с апреля 1942 года.

В условиях острой нехватки танков на советско-германском фронте главным достоинством Т-60 и Т-70 была простота конструкции. Она допускала их производство на автозаводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов, что существенно повышало возможность ремонта и технического обслуживания боевых машин в условиях фронта.

Танки Астрова в боях

В начальный период войны лёгкие советские танки Т-60 и Т-70 широко использовались во всех бронетанковых подразделениях РККА. Так, в отдельных танковых бригадах, формировавшихся в конце лета – начале осени 1941 года, насчитывалось больше половины танков модели Т-60. Боевое крещение танки этого типа получили в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, которая вела оборонительные бои на Украине.

Танки участвовали в обороне Москвы, сражениях за Сталинград, в Курской битве, а также прорывали блокаду Ленинграда.

Подвиг экипажа Т-60

12 января 1943 года, во время проведения операции по снятию блокады Ленинграда, которая получила название «Искра», одним из первых танковых соединений, начавших наступление по льду Невы, была 61-я танковая бригада. В её составе находилось 65 единиц Т-60.

18 января танк командира роты 549-го отдельного танкового батальона лейтенанта Дмитрия Ивановича Осатюка и механика-водителя старшины Ивана Михайловича Макаренкова вступил в неравный бой с четырьмя немецкими средними танками Pz-III из состава 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Маневрируя, танк Осатюка заманил немецкие машины под огонь советской артиллерии. В итоге два вражеских танка оказались подбиты.

Экипажем танка было уничтожено большое количество вражеской пехоты, что позволило освободить Рабочий поселок №5 и прорвать блокаду Ленинграда. За этот бой Осатюк и Макаренков получили звания Героев Советского Союза.

Т-70 и дальнейшие модификации

Танки Т-70 активно принимали участие в Прохоровском танковом сражении 12 июля 1943 года. Машины этого типа составляли до 50% участвовавших в бою танков. За свою высокую скорость, маневренные характеристики, а также их большое количество на поле боя немецкие танкисты прозвали их «саранчой».

Позже, когда начали выпускать всё больше средних и тяжёлых танков, лёгкие боевые машины конструкции Николая Астрова использовали в качестве основы для самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-76М.

Т-20 «Комсомолец» и самоходка на его базе

Кроме того, развитие артиллерийского вооружения в 1930-х годах шло по пути усиления огневой мощи орудий, повышения дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Конная тяга к тому времени уже не обеспечивала необходимую подвижность на марше и в бою новых артиллерийских систем. Нашей армии был необходим легкий, быстрый и малогабаритный гусеничный тягач.

Под руководством Николая Александровича такой тягач к концу 1936 года был сконструирован коллективом КБ №37. Он получил название Т-20 «Комсомолец».

В 1937 году начался его серийный выпуск на головном заводе в Москве, на Сталинградском тракторном и Горьковском автомобильном заводах.

Всего с 1937 по 1941 год предприятия изготовили 7780 «Комсомольцев».

Выпуск тягача « Комсомолец » был прекращен в июле 1941 года из-за необходимости наращивания производства легких танков Т-60.

Летом 1941 года на заводе №92 в Горьком по инициативе главного конструктора Василия Гавриловича Грабина на базе оставшихся тягачей Т-20 были созданы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Истребитель танков получил наименование « ЗИС-30 ». В июле установки прошли войсковые испытания и вскоре приняли участие в боевых действиях.

Во второй половине 1943 года Астров стал главным конструктором оборонного завода №40. С 1948 года предприятие стало именоваться Мытищинским машиностроительным заводом.

Послевоенные разработки

Коллектив предприятия под руководством Николая Александровича сконструировал первую отечественную легкую самоходную установку для Воздушно-десантных войск – АСУ-57, которая выпускалась с 1950 по 1962 год. Она поступала на вооружение дивизий и полков ВДВ, пока ей на смену не пришла более новая и совершенная АСУ-85, разработанная там же.

На заводе Николай Александрович трудился до 1985 года. Им была создана самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска», часть из которых и сегодня состоит на вооружении нашей армии.

В экспозиции нашего музея «Подвиг Народа» вы сможете узнать больше о деятельности советских ученых, работе заводов во время войны и в целом о вкладе тружеников тыла в Победу.

Астров Николай Александрович родился в Москве в 1906 г. Его отец был профессором в колыбели российской инженерии — Императорском Московском техническом училище (ИМТУ), после революции МВТУ. Среди выпускников ИМТУ – МВТУ такие творцы отечественной техники как А.Н.Туполев, С.П.Королев, другие выдающиеся инженеры и ученые. В их числе был А.А.Липгарт, учеником, коллегой и другом которого в дальнейшем станет Николай Астров.

Жизнь не баловала будущего конструктора. В 1919 г.его отца и старшего брата уничтожила ВЧК. Мать Астрова и 13 летний Николай были высланы из города. После окончания школы в 1924 г. Н.Астров смог поступить на работу в недавно созданный НАМИ чертежником. Здесь он приобрел начальный, но важный опыт конструирования, участвуя в работе по созданию первого советского автомобиля НАМИ-1.


В автомоторном институте Астров познакомился с Андреем Липгартом, который также работал в НАМИ, и прошел здесь путь от чертежника до главного конструктора автомобильного отдела. Казалось, что происхождение Н.Астрова, трагедия семьи, закрыла ему путь к высшему образованию. Но Николаю Александровичу удалось перехитрить систему. Он смог поступить и закончить единственный в стране частный ВТУЗ – Московский электро-машиностроительный институт, стал дипломированным инженером. Затем была работа конструктором на Московском электрозаводе. Но уже в 1929 г. он был арестован по ложному обвинению, и помещен в специальное КБ — «шарагу» ОГПУ. Вместе с другими заключенными инженерами, Николай Александрович проектировал первые отечественные плавающие танки ПТ-1.


Работая в «шарашке» Астров своей творческой деятельностью завоевал авторитет, как у коллег по работе, так и у властьимущих. В результате в 1934 г. молодого инженера не только освободили, но и назначили главным конструктором завода №37, расположенного в Москве, на Преображенке. (Теперь на месте завода находится предприятие НИИДАР.)

На заводе под руководством Николая Александровича была разработана целая линейка легких гусеничных машин, выпускавшихся серийно.

Т-38

Плавающий танк Т-38

Т-40

Его дальнейшее развитие плавающий легкий танк Т-40

Т-20 «Комсомолец»

И легкобронированный тягач Т-20 «Комсомолец» для буксировки противотанковых орудий

Конечно, легкие танки не могли тягаться по толщине брони и огневой мощи со средними, и тем более тяжелыми танками. В то же время, задачи для «малышей» в боевых действиях были достаточно разнообразны и важны. Легкие танки предназначались для ведения разведки, использовались, как связные машины, применялись для непосредственной поддержки пехоты, буксирования артиллерии. Словом, работы на войне таким машинам хватало, а производство их было более дешевым и оперативным, чем выпуск бронетехники старших рангов. К концу 30-х годов появилась доктрина применения большого количества малых – легких танков на поле боя, по сути, аналог конной «лавы» 20-х годов.Однако, начавшаяся Великая Отечественная потребовала более совершенного легкого танка, чем Т-40. В инициативном порядке Н.Астров предложил вариант танка, хотя и не плавающего, но имеющего усиленную броню и автоматическую пушку. Военным эта идея понравилась, завод получил задание на создание и производство легкого танка нового поколения.

Т-60

Впоследствии немцы оценили советские легкие танки, назвав их «неистребимой саранчой». Уже в сентябре танк был принят на вооружение, и должен был производиться сразу на нескольких предприятиях. Но завод №37 был спешно эвакуирован в Свердловск, а Н.Астров был отправлен заместителем главного конструктора по спецтехнике на ГАЗ, где и должен был заняться развертыванием серийного производства Т-60. В Горький Николай Александрович прибыл не на поезде или автомобиле, а на предсерийном образце Т-60, и пришел в заводоуправление в танкистском комбинезоне и шлеме. Так война снова свела Н.А.Астрова и А.А. Липгарта. Танк был запущен в серию, и производился на ГАЗе до 1943 г. Общее количество выпущенных Т-60 составило почти 6 000 шт. Здесь на ГАЗе Николай Александрович плодотворно работал в коллективе заводских инженеров-конструкторов, руководил, и сам проходил прекрасную школу конструкторского мастерства у А.Липгарта, главного конструктора ГАЗ. После освоения серийного производства Т-60, Н.А.Астров и его инженерно-конструкторский коллектив спроектировали новый легкий танк с улучшенными характеристиками. Уже в январе 1942 г. легкий танк Т-70 был принят на вооружение.

Т-70

А. А. Липгарт и А. Н. Астров на испытаниях нового танка

А. А. Липгарт и А. Н. Астров на испытаниях нового танка

Танк производился на ГАЗе, и других заводах до средины 1943 г. Общий выпуск составил более 8 тыс.шт. В средине 1943 г. наркоматом танкостроения был объявлен конкурс по созданию самоходной артиллерийской установки с пушкой 76 мм конструкции Грабинв В.Г., на базе ходовой части легкого танка. Судьба первого варианта этой самоходки СУ-76 была драматична и печальна. Ее разработали и начали выпускать на заводе №38 в г.Кирове. Силовой установкой самоходки были два карбюраторных двигателя ГАЗ-202, работающих на общий вал в параллель. К сожалению, конструкторы завода не обладали необходимыми знаниями двигателестроения, и не смогли заставить согласованно работать два мотора. Отправленные на фронт первые партии СУ-76, быстро выходили из строя, и становились небоеспособными. В результате КБ завода фактически разогнали, а автора проекта самоходки Гинзбурга С.А. отправили на фронт, где он и погиб под Курском. Однако потребность в такой технике в войсках была большой. Объявленный конкурс выиграл коллектив Астрова. Самоходка была перепроектирована, конструкторы ГАЗа применили уже отработанную на Т-70 спарку двух двигателей. В результате уже в конце 1943 г. вариант СУ-76М был запущен в крупносерийное производство сразу на трех заводах, на ГАЗе, заводе №38, и на заводе №40 в Мытищах, куда же был переведен главным конструктором Н.А.Астров с частью своего коллектива инженеров-разработчиков.

СУ-76 на поле боя

СУ-76 на поле боя

Самоходка оказалась удачной по конструкции, и востребованной в войсках. Бронирование СУ-76М было противопульным и противоосколочным. Машина не предназначалась для дуэлей с танками противника. Зато двигаясь в боевых порядках наступающей пехоты, самоходка прикрывала солдат от кинжального огня немецких пулеметов MG-34, MG-42, имевших в войсках горькое название «вдоводел». Обнаружив огневую точку противника, СУ-76М прямой наводкой своей мощной пушки уничтожала пулемет врага. Пехота могла наступать дальше. Много солдатских жизней сохранила самоходка! Высокую оценку машине дал маршал К.К.Рокоссовский: "… Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту…" Всего тремя заводами было выпущено более 14 тысяч СУ-76 всех модификаций. Второй результат после легендарного Т-34!

Покинув ГАЗ, Н.А.Астров сохранил дружеские отношения с коллегами завода, в том числе А.А.Липгатом, которого считал своим учителем. Вот слова Астрова об Андрее Александровиче: «…я думаю, что если бы судьба не свела меня с Андреем Александровичем, я не был бы чего-то стоящим конструктором…»


Вот два замечательных Конструктора уже в послевоенное время

Закончилась война. А.Н.Астров продолжил проектирование военной техники на заводе №40, впоследствии ММЗ – Мытищенский машиностроительный завод. История предприятия достаточно интересна. Год рождения завода — 1897г. Одним из основателей предприятия стал известный российский меценат Савва Иванович Мамонтов. Завод изначально выпускал вагоны для конки, затем пришла очередь трамваев. В тридцатых годах стали делать вагоны для московского метро. В начале войны на заводе был налажен ремонт военной техники. После войны возобновился выпуск вагонов метро, но полным ходом шло и производство военной техники. Главным конструктором этого направления был Н. А. Астров.

На заводе были разработаны и подготовлены к серийному выпуску самоходные установки для ВДВ АСУ-57 и АСУ-58.

ЗСУ-37

Спроектирована и серийно выпускалась первая в стране бронированная зенитная самоходная установка на гусеничном шасси ЗСУ-37

ЗСУ-23-4, легендарная «Шилка»

Ее дальнейшее развитие ЗСУ-23-4, легендарная «Шилка»


Были спроектированы и серийно выпускались гусеничные шасси для мобильных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ПВО «Тор», «Куб», «Бук», «Тунгуска-М1».

ЗРК «Тор 1М»

Мобильный зенитный комплекс «Тунгуска»

Мобильный зенитный комплекс «Тунгуска»

Всего под руководством Главного конструктора Астрова было спроектировано и принято на вооружение армии 26 типов гусеничной техники. Прекрасная продуктивность!

Одновременно, параллельно разработке военной продукции, коллектив под руководством Н.А. Астрова занимался мирной автомобильной продукцией. Уже в 1947 г. был выпущен первый самосвал на базе грузовика ЗИС-5. Машина получила название ЗИС-ММЗ-05

ЗИС-ММЗ-05

Затем, когда завод ЗИС перешел на новую базовую модель грузовика, мытищенцы освоили выпуск самосвала ЗИС (ЗИЛ)-ММЗ-585.

ЗИС (ЗИЛ)-ММЗ-585

ЗИС (ЗИЛ)-ММЗ-585

Затем, когда завод ЗИС перешел на новую базовую модель грузовика, мытищенцы освоили выпуск самосвала ЗИС (ЗИЛ)-ММЗ-585.

Народное хозяйство требовало много самосвалов, шло послевоенное восстановление страны. Машины перевозили все, песок, раствор, бетон, грунт. Ни одна стройка не могла обойтись без этого трудяги. Работали эти самосвалы и в сельском хозяйстве.

После перехода завода им. Лихачева на новую модель, грузовик ЗИЛ-130 мытищенсий завод освоил выпуск самосвала ЗИЛ-ММЗ-555.

ЗИЛ-ММЗ-555

Интересно, что в это время на ЗИЛе Главным конструктором трудился А. М. Кригер, так же как и Астров ученик и коллега А. А. Липгарта.


Возле первого варианта ГАЗ-51. Крайний справа А. А. Липгарт, рядом с ним А. М. Кригер. Для своего коллеги по ГАЗу Н. А. Астров и его КБ разработали более 15 модификаций самосвала на базе грузовиков семейства ЗИЛ. Здесь были самосвалы с объемом кузова 2,5 — 3 куб.м., сельхоз варианты, другие модели.

Самосвалы ЗИЛ-ММЗ




В начале 70-х годов по инициативе Н.А.Астрова был спроектирован и запущен в серию прицеп для легковых автомобилей ММЗ-8102.

Прицеп ММЗ-8102

Прицеп ММЗ-8102

Этот прицеп можно было встретить по всей стране, от Калининграда до Сахалина. Прицеп был настоящим подспорьем и для дачников, и для тех, кто что-то строил для себя, для тех, кто начинал заниматься бизнесом в 90-е. Вспомним, что полуторок «Газелей» еще не существовало, нанимать грузовики ГАЗ и ЗИЛ было хлопотно и разорительно. Прицеп ММЗ отлично заполнил нишу транспорта для личных перевозок. Его подвеска его, сделанная по образу «Жигулевской», служила верой и правдой, легко ремонтировалась. Колеса могли переставляться на автомобиль, а запаска в те годы тотального автодефицита была подарком для покупателя прицепа. Любой владелец прицепа мог бы сказать «Спасибо!» автору этого транспорта. Если бы знал кому.

В 1985 г. Николай Александрович вышел на пенсию. За годы своей плодотворной работы он был удостоен 3-х сталинских премий, одной государственной. Стал Героем СоцТруда. Был награжден орденами и медалями. Из жизни Н.А.Астров ушел в 1992 г. Похоронен в Подмосковье. На его могиле стоит скромный памятник с прекрасной надписью.

Астров Николай Александрович – главный конструктор Мытищинского машиностроительного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, инженер-полковник, Московская область.

Родился 15 (28) апреля 1906 года в Москве. Русский. Сын профессора Императорского технического училища.

В 1919 году отец был арестован органами ВЧК и расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. Окончил школу в 1924 году. Поступил чертёжником в научный автомоторный институт (НАМИ), где участвовал в проектировании заднего моста первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. В 1928 году окончил Московский электромашиностроительный институт. С 1928 года — конструктор на Московском электрозаводе. В 1929—1930 ассистент в Московском электромеханическом институте.

В 1930 году* был арестован. Находясь под следствием в Бутырской тюрьме, работал в особом конструкторском бюро ОГПУ. С декабря 1931 по май 1934 - инженер-конструктор технического отдела, затем начальник Автотракторного КБ при техническом отделе экономического управления ОГПУ СССР, где в качестве ведущего конструктора работал над первыми советскими плавающими колёсно-гусеничными танками ПТ-1 и ПТ-1А, участвовал в проектировании трёхбашенного колёсно-гусеничного танка Т-29 (Т-29-4, Т-29-5).

В 1934 году назначен главным конструктором завода № 37 в Москве, где под его руководством были созданы малые плавающие танки Т-38 (1935) и Т-40 (1939), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936).

В годы Великой Отечественной войны с августа 1941 года - заместитель главного конструктора Горьковского автозавода (ГАЗ) по спецпроизводству. В ноябре 1941 года арестовывался органами НКВД за «контрреволюционную деятельность», через несколько дней освобождён, суду не подвергался. В Горьком руководил созданием лёгких танков Т-30, Т-60 (1941), Т-70 (1942), Т-80 (1943), САУ СУ-76М (на базе танка Т-70, 1942) и ряда других опытных образцов танков и САУ.

С 1943 работал на заводе № 40 в Мытищах, который с 1948 года именовался Мытищинским машиностроительным заводом (ММЗ). С октября 1946 года Астров — главный конструктор ММЗ: под его руководством созданы гусеничные шасси для авиадесантных артиллерийских самоходных установок АСУ-57 (1950) и АСУ-85 (1959), зенитного артиллерийского комплекса ЗСУ-23-4 «Шилка» (1964), полубронированного артиллерийского тягача АТП, зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».

За большие заслуги в создании отечественной боевой техники, указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1976 года Астрову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Всего Н.А. Астровым было создано 26 типов боевых машин пяти семейств, принятых на вооружение в Советской Армии. С 1985 года - на пенсии.

Жил в Москве. Скончался 4 апреля 1992 года. Похоронен на Аксиньинском кладбище в Одинцовском районе Московской области.

Доктор технических наук (1971), профессор. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979).

Инженер-полковник (3.03.1945). Награждён 3 орденами Ленина (20.01.1943, 22.08.1966, 21.05.1976), орденом Отечественной войны II степени (16.09.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (28.10.1944, 19.05.1956), орденом Красной Звезды (10.03.1936), медалями.

Лауреат трёх Сталинских премий (1942, 1943, 1951), Государственной премии СССР (1967).

На здании завода в Мытищах установлена мемориальная доска (2010).

* По другим данным, был арестован в 1929 или даже в 1931 году.


Астров
Николай
Александрович

Родился в 1906 году в Москве, в семье профессора Московского высшего технического училища (ныне — МГТУ им. Н. Э. Баумана). В 1919 году отца и брата будущего конструктора легких танков расстреляли за «участие в контрреволюционном заговоре». Николая вместе с матерью выслали из Москвы. В 1924 году, после окончания школы, Николай Астров поступил чертежником в Научный автомоторный институт (НАМИ), где участвовал в проектировании первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. После окончания Московского электромашиностроительного института стал работать конструктором на Московском электрозаводе. В 1929 (по другим данным — в 1930) году был арестован по ложному обвинению и помещен в «шарашку» при Бутырской тюрьме.

С декабря 1931 по май 1934 года работал инженером-конструктором, затем, уже как вольнонаемный, возглавлял автотракторное конструкторское бюро в ОГПУ. В КБ вместе с инженерами, осужденными по «делу Промпартии», разрабатывал первые советские плавающие танки ПТ-1, ПТ-1А и средний колесно-гусеничный танк Т-29. В 1934 году, после расформирования «шарашки» был назначен главным конструктором завода №37 в Москве. Там строил малые плавающие танки Т-38 (1935 г.) и Т-40 (1939 г.), а также гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936 г.). В 1941—1943 годах был заместителем главного конструктора Горьковского автозавода (ГАЗ) по танкостроению. В октябре 1941 года из Москвы в Горький конструктор приехал на легком танке Т-60 собственной конструкции. На ГАЗе он руководил созданием легких танков Т-30, Т-60 (1941 г.), Т-70 (1942 г.), Т-80 (1943 г.), незаменимых во время боев в городских условиях.

За разработку Т-40 и Т-60 получил первую сталинскую премию. За годы Великой Отечественной войны радикально усовершенствовал автомобильные агрегаты ГАЗ и ЗИС, что позволило использовать эти узлы в конструкциях послевоенных автомобилей.

С 1943 года и до ухода на пенсию в 1985 году работал главным конструктором на Мытищинском машиностроительном заводе, где проектировал гусеничные шасси для авиадесантных артиллерийских самоходных установок АСУ-57 и АСУ-85, зенитного артиллерийского комплекса ЗСУ-23-4 «Шилка», полубронированного артиллерийского тягача АТП, зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».

За 55 лет работы конструктором создал 26 типов боевых машин пяти семейств.

Николай Александрович Астров награжден тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды

Лауреат трех Сталинских премий (1942, первой степени), 1943, 1951 (третьей степени) и Государственной премии СССР (1967)

Инженер-полковник (1945 г.), Герой Социалистического Труда (27.04.1976 г.), профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979 г.), доктор технических наук (1971г.). Николай Александрович Астров скончался в 1992 в Москве.

Читайте также: