Аттестация стенда главного конструктора

Обновлено: 28.04.2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заявление и подтверждение характеристик

Shock testing machines. Declaration and verification of characteristics

Дата введения 2011-12-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным учреждением "Центр испытаний и сертификации - С.-Петербург" (ФГУ "Тест - С.-Петербург") и Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация и удар"

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 8568:2007* "Удар. Стенды испытательные. Характеристики" (ISO 8568:2007 "Mechanical shock - Testing machines - Characteristics and performance", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает характеристики ударных стендов и условия проверки соответствия этих характеристик заявленным значениям. Информация о характеристиках ударных стендов может быть использована при выборе испытательного оборудования в соответствии с конкретными целями испытаний.

Настоящий стандарт распространяется на ударные стенды, применяемые в испытаниях с формированием импульсного воздействия для оценки прочности и устойчивости изделий согласно соответствующим стандартам серии МЭК 60068, в целях диагностических исследований объектов, для подтверждения их целости, а также при контроле качества продукции.

Настоящий стандарт не распространяется на устройства для имитации землетрясений, звуковых ударов, взрывов, испытаний на разрыв, а также на технологические машины для механической обработки материалов, ковки и т.п.

Настоящий стандарт распространяется на методы создания ударного воздействия как простой (импульсной), так и сложной формы. Воспроизведение переходных процессов может быть получено с использованием ударного спектра и системы управления испытаниями.

Примечание 1 - В приложении А описаны устройства для создания импульсных воздействий заданной формы. В приложении В рассмотрены методы применения ударных спектров. В приложении С рассматривается возможность применения вибростендов для воспроизведения ударных процессов. В приложениях D и Е рассмотрены методы определения некоторых характеристик ударных стендов.

Примечание 2 - Характеристики вибростендов установлены в [1]-[3].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:

ISO 2041:1990, Mechanical vibration, shock and condition monitoring - Vocabulary (Вибрация, удар и контроль состояния. Словарь)

Заменен на ISO 2041:2009.

ISO 5347 (all parts), Methods for the calibration of vibration and shock pick-ups (Методы калибровки датчиков вибрации и удара)

ISO 5348, Mechanical vibration and shock - Mechanical mounting of accelerometers (Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров)

ISO 15261, Vibration and shock generating systems - Vocabulary (Системы воспроизведения вибрации и удара. Словарь)

ISO 16063 (all parts), Methods for the calibration of vibration and shock transducers (Методы калибровки датчиков вибрации и удара)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 2041 и ИСО 15261, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 контрольная точка (check point): Точка крепления, ближайшая к геометрическому центру поверхности стола ударного стенда из всех точек крепления, имеющих с поверхностью стола жесткую механическую связь.

3.2 номинальная нагрузка (nominal load): Указанная изготовителем максимальная нагрузка, которую используют при испытаниях ударного стенда.

3.3 ударный стенд (shock-testing machine): Устройство, позволяющее подвергнуть образец воздействию управляемого и воспроизводимого механического удара.

Примечание - Ударным стендом может быть специальное устройство, создающее ударное воздействие за счет потенциальной энергии поля силы тяжести или рабочей среды (механизма), или вибростенд, электродинамический или гидравлический, работающий в режиме удара.

4 Исполнение ударных стендов

4.1 Общие положения

Принцип действия ударного стенда заключается в относительно длительном накоплении необходимой для воспроизведения удара энергии и последующем ее высвобождении в устройстве преобразования энергии в течение короткого времени.

В стендах свободного падения необходимую энергию накапливают за счет работы против силы тяжести. Если направление удара должно отличаться от вертикального, а также если стенд свободного падения не обеспечивает необходимых характеристик удара, например, не позволяет достичь требуемой скорости, то применяют ударные стенды, использующие потенциальную энергию эластичных шнуров, пружин, пневмо- и гидроаккумуляторов. Для создания ударного воздействия используют также такие физические процессы, как высвобождение энергии сжатого газа, взрыв, передача движения от одной движущейся массы к другой.

4.2 Формирование ударного воздействия

В соответствии с физическим процессом, лежащим в основе работы ударного стенда, их подразделяют на стенды свободного падения, стенды с принудительным разгоном, газовые пушки, стенды взрывного действия, стенды с пневмо- и гидроприводом и вибростенды (электродинамические или гидравлические).

Требуемую форму ударного импульса (простую или сложную) обеспечивают применением формообразующего устройства, размещаемого либо на столе (каретке) ударного стенда, либо на наковальне, либо на том и другом. В зависимости от способа преобразования кинетической энергии формообразующим устройством может быть получено большое разнообразие форм импульсов. Рекомендации по выбору формообразующего устройства приведены в приложении А.

Конструкция формообразующего устройства зависит от того, реализовано ли ударное воздействие с отскоком или без отскока испытуемого образца. Обычно устройство, к которому крепят испытуемый образец, разгоняют до соударения с неподвижной массой с последующим отскоком от нее, во время которого происходит формирование ударного импульса. Однако в ряде случаев (испытания образцов большой массы, нежелание подвергать образец ускорению до удара и др.) применяют другой механизм: разгону подвергают не испытуемый образец, а инерционное тело (молот), при этом ударный импульс формируется в процессе столкновения инерционного тела с устройством, на котором закреплен образец. Такой режим называют режимом без отскока.

Другой способ формирования ударного воздействия состоит в воспроизведении импульсного сигнала с заданным ударным спектром с помощью вибростенда. Вибростенды электродинамического и гидравлического типов способны воспроизвести движение как в форме классического импульса (трапецеидального, пилообразного или полусинусоидального), так и в форме заданной акселерограммы процесса с известным ударным спектром. В последнем случае вибростенд должен иметь систему управления, обычно цифровую. Недостатком применения вибростендов для воспроизведения ударов являются их ограниченные возможности в создании импульсов с большими значениями скорости и перемещения. Возможности применения вибростендов для создания ударных воздействий рассмотрены в приложении С. Характеристики вибростендов - по [1]-[3].

4.3 Классификация по видам испытаний

4.3.1 Стенды для испытаний с воспроизведением классического ударного импульса

4.3.2 Стенды для испытаний с воспроизведением ударного спектра

Такие стенды создают воздействие в виде суммы кратковременных переходных процессов. Измеряют ударный спектр воспроизведенного воздействия, сравнивают его с заданным и полученную разность используют для изменения формы следующего импульса. Обычно для получения удовлетворительной точности воспроизведения ударного спектра описанную процедуру необходимо повторить несколько раз. После этого сформированное ударное воздействие прикладывают к испытуемому образцу. Заданный ударный спектр может быть либо стандартизованным (см. приложение В), либо полученным по результатам измерений вибрации в реальных условиях применения изделия.

4.4 Состав ударного стенда

Ударный стенд включает в себя следующие узлы:

a) жесткий стол или каретку с элементами крепления объекта испытаний и формообразующего устройства;

b) систему направляющих для задания движения каретки;

c) средства накопления потенциальной энергии, необходимой для воспроизведения удара, например, устройства для сжатия или растягивания пружин или шнуров, прикрепленных к каретке;

d) устройство для закрепления каретки на заданной высоте (в заданном положении) перед воспроизведением удара;

e) механизм высвобождения;

f) наковальню или инерционное тело, с которым происходит соударение каретки;

g) систему формообразования импульса, торможения и возврата или систему генерирования сигнала по заданному ударному спектру;

h) систему управления;

i) систему измерения параметров ударного движения;

j) вспомогательные системы энергообеспечения, охлаждения и др. (при необходимости).

5 Характеристики ударного стенда

Ударное движение стола (каретки) должно быть задано либо ударным спектром, либо зависимостью параметров движения от времени. В зависимости от типа ударного стенда (специализированный ударный стенд или вибростенд, работающий в режиме удара) следует, по возможности, заявлять следующие характеристики с допустимыми отклонениями:

a) формы воспроизводимых импульсов;

b) максимальное изменение скорости;

c) максимальное перемещение;

d) диапазоны пиковых ускорений воспроизводимых импульсов в зависимости от их длительности;

е) ускорение в предударном и послеударном участках сигнала;

f) минимальную длительность импульса;

g) диапазон частот вейвлетов, используемых для синтеза сигнала с заданным ударным спектром;

h) отклонение ударного спектра от постоянного значения в пределах 1/3 октавы, 1/6 октавы или 1/12 октавы;

Мы предлагаем полный комплекс услуг по аттестации испытательного оборудования, который включает в себя:

  • Метрологическую экспертизу технической документации;
  • Разработку программы первичной (периодической) аттестации;
  • Организацию и проведение аттестации;
  • Оформление результатов аттестации – протоколов и аттестата на испытательное оборудование.

Программа и методика аттестации

Перед проведением аттестации оборудования составляется программа, которая определяет:

  • методику проведения всех необходимых измерений. В ней предусматривается также алгоритм определения метрологических характеристик аттестуемого оборудования, регламентируется форма отчетности, составления всех сопровождающих документов (протокол аттестации);
  • средства испытаний, средства измерений, эталоны, вспомогательные средства, позволяющие с высокой точностью измерить физическую величину, воспроизводимую оборудованием;

Процедура аттестации оборудования, применяемого для проведения испытаний, призвана выявить его характеристики, а также убедиться в том, что они полностью соответствуют требованиям, приведенным в технической документации для конкретного объекта. После завершения аттестации составляется протокол, в котором подводятся итоги.

Особенности первичной аттестации испытательного оборудования

Достаточно важное значение имеет процедура первичной аттестации испытательного оборудования, которая позволяет не только определить технические характеристики конкретного объекта, но и выполнить следующие действия:

  • провести экспертизу всей технической и эксплуатационной документации на оборудование;
  • определить метрологические характеристики, по которым в дальнейшем будет проводиться аттестация оборудования.

Для проведения первичной аттестации разрабатывается программа и методика аттестации (ее разработкой должно заниматься именно то предприятие, которое будет проводить процедуру), а также собирается комиссия, куда включаются: представители подразделения, непосредственно эксплуатирующее оборудование; представитель метрологической службы предприятия; представитель организации, уполномоченной проводить первичную (периодическую) аттестацию испытательного оборудования.

Первичная аттестация может проводиться на основании как уже установленных нормативов, так и требований, разрабатываемых для конкретного вида оборудования тем предприятием, которое и будет осуществлять испытания.

Испытательное оборудование представляет собой технические устройства для воспроизведения условий испытаний. Они делятся на несколько основных групп:

  • Испытательные стенды: вибрационные, ударные, для тряски, поворотные, имитации транспортирования.
  • Испытательные камеры: климатические, радиационные, сушильные. А также камеры соляного тумана, дождя, пониженного атмосферного давления и т. д.
  • Испытательные машины: растяжение, скручивание, сжатие, центрифуги и прочие.
  • Испытательные приборы: изоляция, водонепроницаемость, твердость.

Все испытательные устройства имеют свои технические характеристики и параметры, согласно которым выявляются особенности и возможности испытуемых объектов. Например, энергопотребление, влияние на окружающую среду, уровень вибрации, электромагнитные излучения и т. д. Все технические характеристики испытательного оборудования являются нормированными метрологическими характеристиками и отражены в паспорте и (или) эксплуатационной документации.

Виды аттестаций

Согласно установленным требованиям и нормам законодательства, государственных стандартов и метрологии все испытательное оборудование должно быть подвержено аттестации:

  • Первичная аттестация. В ходе процедуры проводится исследование возможности устройств воспроизводить и поддерживать условия и режим испытаний согласно заданных параметров и со стабильной точностью. При первичной аттестации проверяются соответствие характеристик с паспортными данными, а также проводится наблюдение за безопасностью оборудования.
  • Повторная или периодическая аттестация. Обязательна к проведению после некоторого периода эксплуатации испытательного оборудования после первичной либо через определенный интервал после последней повторной. Периодичность аттестации обычно отражено в паспорте объекта либо других эксплуатационных документов.
  • Внеочередная аттестация оборудования проводится после длительного хранения, после транспортировки, ремонта, модернизации, в случае ухудшения качества выпускаемой продукции, а также по указанию контролирующих и проверяющих органов. Внеочередная процедура аттестации проводится по аналогичной методологии, как первичная и повторная.

Какое испытательное оборудование должно проходить аттестацию?

Чтобы обеспечить безопасность на производстве, повысить качество продукции, а также увеличить рентабельность предприятия руководство обязано следить, чтобы испытательное оборудование своевременно прошло аттестацию и имело соответствующий аттестационный сертификат. Поэтому проходить данную процедуру должны все виды испытательного оборудования: стенды любых испытательных предназначений, гидро- и высоковольтное оборудование, лабораторные приборы, различные испытательные камеры и прочее.

Программа аттестации испытательного оборудования

В каждой программе участвует утвержденная комиссия, а по результатам оформляется протокол. Основная схема программы процедуры аттестации стендов и другого оборудования в обязательном порядке включает:

  • Внешний осмотр, в т. ч. комплектность, отсутствие повреждений, наличие соответствующих документов и функционирование отдельных узлов.
  • Измерение характеристик различными контрольно-измерительными средствами в разных условиях (освещенность, повышенная влажность, температурный режим и т. д.).
  • Сравнение полученных результатов с заявленными в паспорте объекта, а также с общепринятыми стандартами.
  • Выявление величины погрешности и отклонения показателей, составление графиков, таблиц, диаграмм.
  • Заключение о результатах аттестации, рекомендации по дальнейшей эксплуатации и выдача соответствующий документации владельцу испытательного оборудования.

Какие документы выдаются после успешного прохождения аттестации?

По результатам проведения аттестации оборудования выдаются:

Обращайтесь в Орехово-Зуевский филиал ФБУ "Ростест-Москва". Достоверность, качество и оперативность мы обеспечим в первую очередь.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

АТТЕСТАЦИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

State system for ensuring the uniformity of measurements. Verification of testing equipment. General provisions

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 053 "Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2017 г. N 2121-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. фЕВРАЛЬ 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:

- основные положения и порядок проведения аттестации испытательного оборудования;

- порядок разработки программы и методики аттестации испытательного оборудования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

ГОСТ Р 8.654 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

ГОСТ Р 8.883 Государственная система обеспечения единства измерений. Программное обеспечение средств измерений. Алгоритмы обработки, хранения, защиты и передачи измерительной информации. Методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

испытательное оборудование: Средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний.

Примечание - В состав испытательного оборудования могут включаться средства контроля параметров испытываемой продукции и программное обеспечение.

аттестация испытательного оборудования: Определение нормированных точностных характеристик испытательного оборудования, их соответствия требованиям нормативно-технической документации и установление пригодности этого оборудования к эксплуатации.

средство испытаний: Техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения испытаний.

условия испытаний: Совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта при испытаниях.

3.1.5 заказчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заказывающие услугу (проведение работы) по аттестации испытательного оборудования.

3.1.6 исполнитель: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услугу (проводящее работу) по аттестации испытательного оборудования.

1 Исполнитель в добровольном порядке может пройти процедуру подтверждения компетентности в области аттестации испытательного оборудования.

2 Заказчик вправе требовать у исполнителя подтвержденную компетентность в области аттестации испытательного оборудования.

3 Допускается совмещение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем функций заказчика и исполнителя.

ввод в эксплуатацию: Событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке.

Примечание - Для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением.

начало эксплуатации: Момент ввода изделия в эксплуатацию.

3.1.9 транспортирование: Перемещение изделия в заданном состоянии с применением при необходимости транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и заканчивающееся разгрузкой на месте назначения.

3.1.10 программное обеспечение испытательного оборудования: Программы и программные модули, предназначенные для функционирования испытательного оборудования и обработки данных при измерениях физических величин.

метрологически значимая часть программного обеспечения: Программы и программные модули, выполняющие обработку измерительной информации и реализующие функции по идентификации и защите программного обеспечения средств измерений.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГНМИ - Государственный научный метрологический институт;

ГРЦМ - Государственный региональный центр метрологии;

ЕСКД - Единая система конструкторской документации;

ИО - испытательное оборудование;

СИ - средство измерений;

СО - стандартный образец;

ТСУИФ - технические системы и устройства с измерительными функциями;

ПО - программное обеспечение;

ПА - программа аттестации;

МА - методика аттестации;

МЭ - метрологическая экспертиза;

ЭД - эксплуатационный документ.

4 Общие положения

4.1 Услуга по аттестации ИО может выполняться как в интересах заказчика, так и другого юридического лица (индивидуального предпринимателя), которое в соответствии с законодательством уполномочило на это заказчика. При необходимости по согласованию с заказчиком исполнитель в соответствии с законодательством может привлекать для выполнения услуги других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, в том числе ГНМИ и (или) ГРЦМ.

4.2 Основная цель аттестации ИО - подтверждение характеристик ИО и возможности воспроизведения условий испытаний продукции или определенных видов испытаний в заданных пределах с допускаемыми отклонениями и установление пригодности использования ИО в соответствии с его назначением.

Различают первичную, периодическую и повторную аттестации ИО.

4.3 ИО подвергают первичной аттестации по ПА и МА, разработанным в соответствии с разделом 8 до начала эксплуатации.

Место проведения первичной аттестации ИО определяется, исходя из требований к установке и (или) применению ИО. При этом должны учитываться:

а) наличие соответствующих СИ, СО, веществ, материалов и вспомогательных средств для проведения первичной аттестации;

б) наличие (отсутствие) факторов, влияющих на технические характеристики ИО при его транспортировании.

Примечание - В случае, если в ЭД отсутствуют указания о возможности транспортирования ИО с гарантией сохранности определенных при аттестации значений точностных характеристик, первичная аттестация ИО проводится только на месте его применения;

в) влияние на результаты испытаний места, способа монтажа, условий окружающей среды и других внешних воздействий;

г) возможность создания условий окружающей среды и других воздействующих факторов, которые существуют на месте эксплуатации ИО.

При проведении первичной аттестации ИО должны учитываться обязательные требования, установленные к данному оборудованию в нормативных правовых актах (при их наличии).

4.4 В процессе эксплуатации ИО подлежит периодической аттестации. Перечень характеристик ИО в виде перечня пунктов ПА и МА, которые выполняются при проведении периодической аттестации ИО, а также интервалы времени проведения периодической аттестации определяются по результатам первичной аттестации ИО.

Примечание - Интервалы времени периодической аттестации могут быть уменьшены по результатам контроля состояния ИО в процессе его эксплуатации. Если ИО состоит из отдельных, функционально независимых друг от друга блоков (элементов, узлов), допускается устанавливать для них отдельные интервалы.

4.5 После ремонта или модернизации ИО (например, включение дополнительных измерительных каналов, замена основных узлов, перевод на полуавтоматический или автоматический режим, замена программного обеспечения и др.), проведения работ с фундаментом, на котором оно смонтировано, перемещения стационарного ИО и других причин, которые могут вызвать изменения характеристик воспроизведения условий испытаний, ИО подлежит повторной аттестации.

Челпанов М.

Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5 – 9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10 – 11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.

Позиция сравнения Первое поколение ФГОС Второе поколение ФГОС
Знание Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение Система знаний как бы существует в вакууме Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение Односторонняя комуникация учитель → ученик Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
Сотрудничество Единоличное руководство учителя Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

  • Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку . Подход коснется всех уровней школы.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

  • Например, патриотическое воспитание​

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.

Краткие выводы

  1. Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
  2. Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
  3. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
  4. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Нас читают 286 человек

Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 2 раза в месяц.

Подтвердите электронную почту

На отправлено письмо для подтверждения.
Вы можете изменить адрес

Вы подписаны на рассылку

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.

В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».

В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».

В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»

Коммуникативная компетентность педагога

"Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.".

Каким образом, интересно, если согласно законодательству (Приказ Министерства Просвещения от 31 мая 2021 г. N 286 ) - прием на обучение по прежним
ФГОС заканчивается 01 сентября 2022, а прием заявлений на 2022-2023 год для первоклассников проходит по 30 июня 2022, после чего в течение 3 календарных должен быть акт о зачислении - т.е. ДО 01.09.2022! И в момент подачи заявления - согласно Приказу от 2 сентября 2020 г. N 458 - представители ребенка УЖЕ должны быть ознакомлены с аккредитованными программами обучения, которые сейчас есть только по ФГОС-2.

намеренно вводите в заблуждение!

Так все таки кто-нибудь объяснит, для чего я учила косинусы и синусы, тангенс,катангенс? Где мне их применять? Разве что при нарезке теста на печеньки? Так вроде формочки есть.

О ,, новейших,, ФГОС: НАДУТАЯ ЧУШЬ! Работала и буду работать по старой СОВЕТСКОЙ системе. Итак, советское образование базировалось на трех основных «китах»:
энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов,
наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря патернализму и бесплатным внешкольным занятиям,
уважение к учительскому труду и институту школы в целом.
А вот что касается непосредственно моего предмета: В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» Вот так и буду работать! Ибо Все, что мне предлагают сейчас выглядит как : С точки зpения банальной эpудиции каждый индивидуум, кpитически мотивиpующий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии утопического субьективизма, концептуально интеpпpетиpуя общепpинятые дефанизиpующие поляpизатоpы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблему усовеpшенствования фоpмиpующих геотpансплантационных квазипузлистатов всех кинетически коpеллиpующих аспектов. Лично я вообще не поняла что от меня хотят в ,, новых,, ФГОС. А на курсах, где меня сейчас ,,учат,, не получила никакой информации по своему предмету Физическая культура.

Елена, вы абсолютно правы, в советской системе образования и воспитания было много положительного. Хорошо было бы эти плюсы перенести на нашу современность, сохранив все актуальное. Будем надеяться, что когда-нибудь наши предложения будут учитываться при формировании новых ФГОС. Спасибо вам за активность и неравнодушие!

Читайте также: