Авианосец адмирал кузнецов конструктор sluban

Обновлено: 16.05.2024

В начале XX века королями океанов были линкоры – большие корабли с мощным артиллерийским вооружением и прочной бронёй. Однако, через какое-то время ситуация изменилась. Появились авианосцы, и палубная авиация стала гораздо более эффективным оружием, чем крупнокалиберные пушки.

Первой страной, полностью оценившей все преимущества авианосцев стали Соединённые Штаты. Но через какое-то время создавать такие корабли начали и другие государства.

А что в Советском Союзе?

В СССР ситуация сложилась, прямо скажем, странная. Первые идеи по постройке авианосцев появились ещё в середине Великой Отечественной войны. Но воплотиться этим идеям в жизнь не дали.

Во время ВОВ «главным по флоту» был Народный комиссар (позже – Главнокомандующий ВМФ) Николай Кузнецов. Перед Великой Отечественной этот человек сыграл значительную роль в укреплении флота, находившегося тогда в не самом лучшем состоянии.

Кузнецов понял, насколько перспективны могут быть авианосцы. После войны он предложил программу дальнейшего развития военно-морского флота, в которой было уделено внимание и им. Но у адмирала возникли разногласия со Сталиным. Кузнецов в итоге отделался очень дёшево: его не расстреляли и не отправили в лагерь. Сначала его лишь сняли с должности Главнокомандующего и сделали начальником Управления военно-морских учебных заведений. В дальнейшем Кузнецова вместе с другими адмиралами судили, признали виновным по не совсем понятным обвинениям, но, в отличие от его «коллег», всё же, не посадили. К тому времени Кузнецов имел высшее морское звание из существующих в СССР – адмирал флота. Кузнецова понизили до контр-адмирала и послали служить на Дальний Восток.

Через несколько лет Кузнецова, всё же, вернули на должность «главного по ВМФ» – теперь она называлась «военно-морской министр». После смерти Сталина возвратили и звание адмирала флота. Но ненадолго. Хрущёву Кузнецов тоже не понравился. В итоге министра снова понизили – в этот раз до вице-адмирала – и отправили в отставку, уже окончательно. Кроме того, в официальной советской истории заслуги Кузнецова перед флотом и страной (а они были действительно велики) с этого момента начали сильно занижать.

Само собой разумеется, что при таких условиях Сталин, а позже Хрущёв, не стали рассматривать предложенную адмиралом программу развития. И авианосцы в СССР оказались никому не нужны. Более того. Началась активная пропаганда: якобы, боевые возможности авианосцев сильно преувеличиваются, никакой ощутимой роли эти корабли в войне не играют, и вообще строить нужно крейсеры с ракетным вооружением.

Первые ласточки

Как бы там ни было, со временем всё-таки стало очевидно, что корабли с авиационным вооружением для военно-морских сил необходимы. Советский Союз, однако, решил пойти своим путём. В 1970-м началось строительство «Киева» – так называемого тяжёлого авианесущего крейсера. «Киев» имел полное водоизмещение немногим более 41 тысячи тонн. Для сравнения: водоизмещение американского «Enterprise», спущенного на воду в 1960-м, было почти в 2,5 раза больше. Но основной проблемой «Киева» стал не размер, а сама концепция. В СССР изначально решили создать не «полноценный» авианосец, а именно «промежуточный» корабль, своеобразную помесь авианосца с крейсером. Это подразумевало, что, помимо, авиации, корабль будет иметь и дополнительное ракетное вооружение.

Но. На практике авианосцы всегда используются не «самостоятельно», а в составе большой группы кораблей, поэтому в собственном дополнительном вооружении они не нуждаются. А вот непосредственно «авианосные» возможности у «Киева» были, мягко говоря, скромные. «Нормальные» самолёты он нести не мог вообще, и был рассчитан только на самолёты вертикального взлёта, в данном случае – Як-38, которые по сравнению с «нормальными» самолётами (как американскими, так и советскими) были неудачными. Мало того, что лётные качества и вооружение у Як-38 были откровенно слабыми, эти самолёты ещё и не имели радиолокационной станции! При этом, число «Яков» на корабле ограничивалось всего двенадцатью, и это было очень мало.

По каким-то причинам было построено ещё несколько подобных «Киеву» тяжёлых крейсеров. Возможно, Советский Союз стал жертвой собственной «антикузнецовской» пропаганды и до сих пор не верил в необходимость создания именно полноценных авианосцев. Возможно, были очень переоценены сами Як-38. А, может быть, советским инженерам просто не хватало умения или же финансирования, чтобы сделать такой сложный и дорогой корабль как авианосец. В итоге создать корабль для размещения «нормальных» самолётов в СССР решено было только в 1982-м году.

Кстати, что касается «Киева», то в 1993-м, в связи с износом оборудования и недостатком денежных средств, из состава флота он был выведен. Позже его продали в Китай, где он стал одновременно выставочным экспонатом и отелем.

Появление «Кузнецова»

Итак, в 82-м, в Советском Союзе, наконец, начали строительства корабля, способного нести на себе полноценные самолёты. И снова к делу подошли по-своему. Корабль опять обозвали «тяжёлым авианесущим крейсером» и сделали не очень большим. Водоизмещение его составило около 60 000 тонн. Ракетное вооружение оставили. Но, всё же, это был шаг вперёд. Новый крейсер уже мог нести нормальные самолёты – определённые модели тех же МиГ и Су. Правда, количество их по-прежнему было не слишком велико: не более двадцати шести.

Во время проектирования крейсеру сначала дали название «Советский Союз». Потом его переименовали сначала в «Ригу», потом в «Леонида Ильича», а ещё потом – в «Тбилиси». Но в 1990-м, к концу испытаний, корабль получил своё окончательное имя: «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Да, в честь того самого Кузнецова, который предлагал делать авианосцы почти полвека назад.

Каким корабль получился? Скажем честно: оценки у него в целом нелестные. По версии, например, одного из американских журналов, «Кузнецов» занял первое место в списке худших авианосцев всех времён. В частности, критике подверглось устаревшее оборудование корабля и его низкая надёжность, а также силовая установка. Последняя достойна отдельного упоминания.

Авианосному кораблю больше всего подходит атомная силовая установка. Несмотря на то, что в СССР давно делали, например, атомные ледоколы, «Кузнецову» почему-то дали не ядерный реактор, а котлотурбинную установку, работающую на мазуте. Возможно, роль тут сыграла дешевизна мазута, а также обслуживания такого мотора. Ещё одна распространённая причина критики «Кузнецова» – использование для взлёта самолётов не катапульт, а трамплина. Это упрощает конструкцию корабля, но сильно ограничивает возможности базирующейся на нём авиации.

И что дальше?

В июне 2021-го года стало известно, что «Адмирал Кузнецов» скоро отправится на ремонт и модернизацию, в ходе которой, возможно, некоторые его недостатки удастся устранить. Что из этого получится на практике, и есть ли у такого корабля какой-то потенциал – покажет время.

Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, первоначально названный Рига, переименованный в Брежнев, затем Тбилиси, тяжёлый авианесущий крейсер, известный на западе как "Кузнецов" класс, "Орёл" класс или как тип 1143.5, был построен на Черноморским судостроительном заводе в г.Николаев, Украина. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР Адмирал Горшков (бывший Баку), проект 1143.4, который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у "Адмирала Горшкова").

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Командный состав 40

Длина по ватерлинии 270 м

Ширина по ватерлинии 35,4 м

Стандартное водоизмещение 43000 т

Полное водоизмещение 55000 т

Максимальное водоизмещение 58600 т

Количество паровых турбин 4 x 50,000 л.с.

Гребные винты 4 винта фиксированного шага

Энергетическая мощность турбогенераторов 9 x 1,500 кВт

Энергетическая мощность дизельных генераторов 2 x 50,000 л.с. 6 x 1,500 кВт

Полный ход 29 узлов

Дальность при максимальной скорости 3,850 миль при 29 узлах

Скорость при максимальной дальности 18 узлов

Максимальная дальность 8,500 миль при 18 узлах

Автономность 45 дней

Крейсер служит как флагман российских военно-морских сил. Первоначально был введён в строй Советского военно-морского флота, и должен был стать головным судном в своём классе, однако строительство единственного корабля этого же типа Варяг, который был заложен в 1988 году, так и не было завершено. Варяг был продан Украиной в Китайскую Народную Республику при условии, что корабль никогда не будет переоборудован в боевой.

Крейсер Кузнецов назван так в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Адмирал Кузнецов поддерживает стратегические ядерные подводные лодки, военные корабли и морскую ракетную авиацию Российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели.

В декабре 2007 года Адмирал Кузнецов отправился в плавание по программе военно-морских учений в Средиземном море, которые завершились в феврале 2008 года.

Взлетно-посадочная полоса на палубе составляет 14,700 м², и взлет самолетов производится с трамплина под углом 12°. Палуба оснащена громоотводами. Два лифта на правом борту поднимают самолеты из ангара на взлетную палубу.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Корабль может нести 16 самолетов Яковлева Як-41M (кодовое название в НАТО - Freestyle), 12 самолетов Сухова Су-27K (кодовое название в НАТО - Flanker), воздушные суда с неподвижными крыльями и несколько вертолетов, включая вертолет Камова Ka-27-ЛД (кодовое название у НАТО - Helix), 18 вертолетов Камова Ka-27 PLO и два Ka-27-С.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Авианосец оснащен противокорабельной системой Гранит, оснащенной 12 ядерными ракетными установками класса "земля-земля". Ракеты Гранит (кодовое название в НАТО - SS-N-19 Shipwreck) имеют радиус поражения до 400 км и способны нести как ядерные, так и обычные боеголовки.

Противовоздушная система обороны Клинок, обладая 24 вертикальными установками и 192 ракетами, защищает корабль от ракет противника, самолетов и морских судов. Система имеет многоканальный электронный военный радар и может достuгать скорости стрельбы до одной ракеты каждые три секунды. Корабль способен поражать четыре цели одновременно в секторе 60° x 60°. Зона действия системы оставляет 12 км на 15 км.

Противовоздушное оружие / ракетная система, которую производят в конструкторском бюро и на ТулМашЗаводе в Туле, обеспечивает защиту от точечного оружия, включая антикорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиацию и малые морские цели.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Здесь есть восемь систем вместе с ракетной пусковой установкой, 30 мм двойное орудие и радарный / оптоэлектронный прибор наведения. Зона поражения ракет с лазерным наведением – от 1.5 км до 8 км. Орудие может стрелять до 1000 раз в минуту на расстояние от 0.5 км до 1.5 км. Шесть 30 мм противовоздушных орудий AK630 AD также входят в состав корабля.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 21 декабря корабль прибыл в Видяево. В 1992-1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводит в море, участвует в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33[5]. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов[источник?]. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 в составе группы из 9 кораблей кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нес боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до февраля 2008 года.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

6 декабря 2011 года ТАВКР отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море — к берегам Сирии.

в сентябре 2013 участвовал в учениях Северного флота.

7 дальний поход корабля был завершен в мае 2014.

С 14 мая по 20 августа 2015 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в доке 82-го судоремонтного завода (Росляково).

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

На сегодняшний день в составе российского флота находится один единственный авианосец – «Адмирал Кузнецов». В своем классе он уникален, но не один в других характеристиках. Оценки качеств и полезности многой российской боевой техники чаще всего неоднозначны.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» тоже этого не смог избежать. Кто-то говорит, что он «смеется над НАТОвскими кораблями», указывая на его мощнейшее вооружение, а кто-то считает корабль «позором российского флота», якобы тот находится долгое время на ремонте.

Но авианосец «Адмирал Кузнецов» уже успел повоевать, и был награжден орденом Ушакова, так что заявлять о его «позорности» слишком поторопились.

Краткая история авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его особенности

На самом деле «Адмирал Кузнецов» не является авианосцем в привычном понимании, поскольку помимо авиакрыла на его борту имеется и тяжелое ракетное вооружение, в частности противокорабельные ракеты «Гранит». Именно поэтому этот корабль определяется как тяжелый авианесущий крейсер, и спектр выполняемых им задач несколько отличается от целей обычных авианосцев.

История «Адмирала Кузнецова» началась еще в 1981 году, когда проект корабля был одобрен, и через год началось его строительство. Сложный период в жизни страны повлиял на этот процесс, так что работы длились почти 10 лет, а полный ввод в эксплуатацию завершился лишь к 1995 году.

Название «Адмирала Кузнецова» менялось очень часто – изначально авианосец назывался «Ригой», затем «Леонидом Брежневым», а после «Тбилиси» и только в 90-м году корабль получил свое нынешнее имя.

Планировалось выпустить несколько кораблей такого типа, объединенных в класс «Кузнецов», сам же «Адмирал Кузнецов» должен был стать флагманом. На черноморской верфи даже было заложено сестринское судно «Варяг», однако после распада Союза Украина продала его корпус Китайской Народной Республике, которая завершила строительство на своей территории.

Краткая история

В период с 1991 по 2015 год «Адмирал Кузнецов» совершил всего несколько боевых походов, а крупная модернизация на его борту проводилась лишь раз.

В 2016 году авианосец принял участие в Сирийской кампании, но после двух инцидентов, приведших к потере самолетов, авиакрыло было решено перебазировать на сушу. После этого «Адмирал Кузнецов» участвовал в учениях, а затем отправился на модернизацию в Мурманск, однако дата окончания работ остается неизвестной. И позже станет ясно почему.

Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Почему же на Западе «Адмирала Кузнецова» окрестили одним из худших авианосцев? Конечно, историю этого корабля нельзя назвать впечатляющей, однако причины такой неприязни скрываются в первую очередь в крайней степени ненадежности данного авианосца.

Практически каждый поход «Адмирала Кузнецова» завершался поломкой или серьезным инцидентом.

Так, к примеру, еще во время первого развертывания 1995 года на борту возникла острая нехватка воды, вызванная поломкой опреснителя. А в 2005 году с его палубы упал самолет «Су-33». К катастрофическим последствиям привел и третий поход корабля в Средиземном море – в 2009 году на его борту возник пожар из-за устаревшей проводки, а позже, в том же году, во время дозаправки произошел крупный разлив нефтепродуктов объемом в сотни тонн.

Наибольшее же количество проблем «Адмирала Кузнецова» вызвано ненадежностью его двигательной установки. Корабль приводится в движение паровыми турбинами, однако вся система вместе с восемью котлами настолько нестабильна, что авианосец постоянно сопровождается буксиром, на случай ее отказа.

Иностранные наблюдатели, побывавшие на борту авианесущего крейсера, не раз заявляли, что российский корабль снаружи выглядит блестящим, однако внутри он ужасает. Водопроводная система не рассчитана на заморозки – вода просто замерзает. Чтобы избежать разрыва труб, большая часть кают и сантехнических узлов просто отключена от водоснабжения.

Учитывая, что экипаж авианосца может превышать 1900 человек, а максимальная длительность нахождения в море составляет 45 дней, такие меры приводят к значительному ухудшению условий на борту.

Что же касается операции в Сирии, то и здесь поход «Адмирала Кузнецова» не прошел гладко. Прежде всего, количество самолетов, которые могли одновременно подниматься в воздух, было ограниченно из-за недостатка обученных пилотов.

Что не так с авианосцем

В первый месяц операции самолет «МиГ-29К», принадлежавший авиакрылу «Адмирала Кузнецова», упал в море, поскольку у него кончилось топливо – задержка была вызвана ремонтом троса аэрофинишера, необходимого для посадки.

Менее чем через месяц еще один самолет «Су-33» вновь упал в море при попытке совершить посадку. Трос аэрофинишера не был исправен и не смог его затормозить. После этого инцидента авиакрыло «Адмирала Кузнецова» перебазировалось на сушу.

Описание корабля

Особенностью конструкции “Кузнецова” стало отсутствие паровых катапульт на взлётной палубе — их заменили трамплином. Такое решение сэкономило массу и полезное пространство, положительно повлияло на живучесть. Но это не даёт возможность использовать для старта всю полётную палубу, а самолёты с недостаточно мощными двигателями взлетать с трамплина просто не могут.

Это привело к появлению серьёзной слабости авианосца — в составе авиагруппы не было специализированных разведывательных самолётов с большим радиусом действия. Позже проблема была решена с помощью установки на палубные истребители “электронных разведывательных контейнеров”. Впрочем, они по-прежнему зависят от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием размещаются не на одном истребителе, а на группе из трёх.

Силовой установкой корабля стали восемь котлов и четыре паровые турбины. Ничего необычного в такой системе нет, однако в своё время она послужила поводом для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым из трубы единственного российского авианосца расценили, как знак плохого состояния “Адмирала Кузнецова”.

А дело всего лишь в том, что работают котлы крейсера на мазутном топливе. А при стоянке корабля двигатели работают в таком режиме, при котором в трубе откладывается нагар.

Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченной дальности плавания, как ядерные реакторы, но проще и гораздо дешевле в обслуживании. А заполненные топливом отсеки входят в систему противоторпедной защиты.

Когда авианосец разрабатывался, в него закладывалась устойчивость к близким взрывам ядерных боеприпасов (мощностью до тридцати килотонн). Ожидалось, что полётная палуба в любом случае из-за радиоактивного заражения станет непригодной к эксплуатации, и корабли противника придётся поражать с помощью ракет “Гранит”.

Противоторпедная защита состоит из многих переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с пустыми. Она рассчитана на защиту от взрывов мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.

Описание корабля

Для того чтобы авианосец мог атаковать вражеские корабли, не поднимая в воздух самолёты и не прибегая к услугам судов сопровождения, его вооружили дальнобойными тяжёлыми ракетами П-700 “Гранит”.

По прямому назначению ракеты никогда не применялись. Вероятной представлялась доработка “Гранитов” для атаки наземных целей, но судя по тому, что сейчас пусковые установки уже демонтированы, осуществлена она не будет.

Противовоздушную оборону крейсера обеспечивают зенитные ракеты “Кинжал”, ракетно-пушечные установки “Кортик” и шестиствольные автоматические пушки АК-630 калибра 30 мм. Для защиты от вражеских торпед и субмарин применяется реактивный бомбомёт “Удав”.

Первоначально авиагруппу “Адмирала Кузнецова” должны были составлять палубные модификации тяжёлого истребителя Су-27, лёгкого МиГ-29 и штурмовика Су-25.

Фактически на протяжении 90-х годов использовались только “сушки”, причём Су-25 только в учебно-тренировочном варианте.

Истребители МиГ-29К стали поставляться только в 2015, причём ожидается, что именно они заменят большинство Су-33. Оставшиеся “сушки” предполагают использовать, как штурмовики, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолётов авианосца — противолодочные Ка-27ПЛ, недавним пополнением стали штурмовые Ка-52К.

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля — “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).

Если в ходе модернизации ударное ракетное оружие будет “Кузнецовым” утрачено — возможность он может потерять. Но вряд ли это критично, так как черноморский регион в авианосцах не очень нуждается.

Второй корабль проекта — “Варяг”, несколько отличающийся по конструкции, в 90-е годы отошёл Украине и не достраивался. Затем он был продан в Китай, якобы для перестройки в плавучий отель. В итоге с 2012 под названием “Ляонин” он служит в ВМФ НОАК.

В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.

ТАКР “Адмирал Кузнецов” USS Nimitz (CVN-69) Charles de Gaulle (R91) HMS Queen Elizabeth
Длина, м 305 332,9 261,5 284
Ширина полётной палубы, м 70 76,8 64,36 73
Полное водоизмещение, т 55000 106300 42000 65000
Скорость хода, узлы 29 30 27 25
Дальность плавания 8000 миль при скорости 18 узлов Неограниченная Неограниченная 10000 миль при скорости 15 узлов
Вооружение 12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав” 2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов 4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудий Нет данных
Авиагруппа 28 самолётов, 14 вертолётов 90 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов
Экипаж, чел 1960 свыше 5000 1950 до 1600

Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии — пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.

Дискуссии о развитии вооружений в данном направлении продолжаются еще с 2000-х годов. Без авианосных кораблей Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их проектирование и сборка требуют значительных финансовых затрат. Также нет и оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.

С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально осуществлялась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется продолжительными испытаниями и затяжными ремонтами. Позднее акцент смещен на участие в учениях и боевых дежурствах. Восстановительные работы проводятся после каждого крупного перехода.

Участие в учениях и боевых условиях

Первый этап эксплуатации корабля проходил с 1992 до 1994 года, в конце 1995 судно вышло на боевую службу в Средиземное море, почти два года затем провело в ремонте.

Участие в учениях и боевых условиях

В 1998 крейсер принимал участие в масштабных учениях, в 1999 дважды выходил на боевую подготовку. Участвовал в учениях 2000 года, в которых затонул К-141 «Курск», принимал участие в поисковых и спасательных операциях.

В 2001-04 корабль находился на плановом ремонте. Затем участвовал в месячном походе в Северную Атлантику в составе нескольких других судов. В 2005-07 продолжил нести боевую службу, после чего до 2008 вновь возглавил поход группы кораблей в Атлантический океан и Средиземное море.

После похода был проведен новый капитальный ремонт с обновлением ряда агрегатов корабля. В 2011 вместе с несколькими кораблями Северного флота совершил переход к берегам Сирии, поход завершился в 2014. В 2015 и 2016 находился на восстановительном ремонте.

В конце 2016 и начале 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. С борта корабля совершено около 420 боевых вылетов с ударами по позициям террористов. В феврале 2017 корабль вернулся на место постоянной дислокации в Североморске. 23 февраля 2020 крейсер получил Орден Ушакова.

В 2017-20 году корабль проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после окончания работ срок службы судна будет увеличен на 10 лет. Возврат в состав флота ориентирован на 2021 год. Сколько эти работы продлятся на практике — неизвестно.

Оценка проекта и перспективы

Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.

Оценка проекта

Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.

Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.

В целом, на сегодняшний день это полностью готовый к службе боевой корабль, который продолжают модернизировать. Он единственный в своем роде, и более подобных авианосный крейсеров строить не планируют.

По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.

Угон автомобиля отнюдь не редкое событие в нашей жизни. Угоняют, хотя и гораздо реже, самолеты. В 1991 году российские моряки угнали из Крыма авианосец «Адмирал Кузнецов», на который заявила свои права Украина.

Первый настоящий советский авианосец ТАВКР "Тбилиси" 1990

Корабль был заложен на верфи в Николаеве в 1982 году. Время его строительства пришлось на буйные перестроечные годы, что отразилось уже в многочисленных переименованиях корабля. В проекте это был «Советский Союз», закладывалась «Рига», спускался на воду «Леонид Брежнев», проходил испытания уже «Тбилиси».

Угнать авианосец, история

В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.

Официально «Адмирал Кузнецов» не был первым авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Однако корабли предыдущих серий были носителями самолетов вертикальных взлета и посадки. По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты традиционной схемы с неподвижным крылом. Он был первым и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.

Угнать авианосец, история

ТАВКР "Адмирал Кузнецов", 1991

Кравчук: «Это мой авианосец!»

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт, провозглашавший Украину независимым государством. Вместе с Актом было принято постановление, подчинявшее все военные формирования, дислоцированные на территории Украины, новообразованному государству.

В ноябре 1991 года крейсер проходил испытания под Феодосией. В один из последних дней осени командир получил телеграмму за подписью Леонида Кравчука, объявлявшего крейсер собственностью Украины и предписывающий оставаться ему на рейде Севастополя до вынесения соответствующего правительственного решения. Офицеры недоумевали: зачем Украине с ее Черным морем океанский крейсер? И на каком основании она заявляет права на корабль, приписанный к российскому Северному флоту?

Однако были среди офицеров и такие, кто не прочь был сменить российское северное море на теплое украинское Черное. Гнетущая неопределенность тяжелым туманом накрыла крейсер. Привыкшие подчиняться приказам военные люди ждали, какое решение примут политики и высшее командование. Из Заполярья пришла телеграмма, что в Севастополь вылетел вице-адмирал Юрий Устименко — первый заместитель командующего Северным флотом. Офицеры с нетерпением ждали высокого гостя.

Угнать авианосец за 60 секунд

1 декабря около 21:00 адмирал с украинской фамилией поднялся на борт крейсера. Поздоровавшись с экипажем и распустив команду, Устименко приказал командиру корабля капитану I ранга Ярыгину срочно сниматься с якоря и идти в Северодвинск. На замечание Ярыгина, что на 2/3 офицеров и мичманов находятся на берегу, последовал ответ «На поезде догонят». «А наши самолеты, оставшиеся на береговом аэродроме?» — «Сами долетят». Неопределенность кончилась. Кто-то на самом верху принял решение крейсер Украине не отдавать. В 23:40, не зажигая ходовых огней, в кромешной мгле «Адмирал Кузнецов» покинул рейд и взял курс на Босфор.

Угнать авианосец, история

Плавание с приключениями

Босфор прошли беспрепятственно, а у Гибралтара крейсер встретила американская авианосная группа. Янки начали «давить на психику»: вертолеты и самолеты летали над кораблем, каждый раз имитируя боевую атаку, по курсу корабля кидали учебные бомбы. Не обращая внимания на эти маневры, «Адмирал Кузнецов» шел, не меняя курса, однако настроение у офицеров и матросов было пакостное: никто из офицеров и матросов не знал, все ли бомбы будут учебными и не станет ли очередной заход американского самолета боевым?

Угнать авианосец, история

СКР «Задорный» 1 июня 1988 года в Средиземном море

Настроение улучшилось, когда возле крейсера появился сторожевик «Задорный». Оправдывая свое имя, сторожевик сам начал пугать американцев своими маневрами. Эстафету сопровождения российского корабля янки передали английскому фрегату, а тот – норвежскому сторожевику. Более трех недель длился переход. 27 декабря «Адмирал Кузнецов» пришвартовался в Северодвинске.

Судьбы авианосцев, доставшихся Украине

В украинских СМИ эпопея с крейсером до сих пор именуется как кража россиянами украинского корабля. Но моряки считают, что «Адмиралу Кузнецову» выпала просто прекрасная судьба. Достаточно посмотреть, как Украина распорядилась доставшимся ей богатством.

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» Украина продала Китаю, сделавшего из него увеселительный аттракцион с отелем и рестораном.

Угнать авианосец, история

Угнать авианосец, история

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

На 2/3 построенный «Варяг» продали китайцам под самое большое в мире плавучее казино. Китайцы не стали делать из корабля игорный дом, а достроили судно и переименованный в «Ляонин»

Угнать авианосец, история

«Варяг» стал первым авианосцем ВМС КНР – гордостью Поднебесной и головной болью Тихоокеанского флота США.

Угнать авианосец, история

Угадайте, за сколько Украина продала авианосец с готовностью выше 90%? Не угадаете. В 1998 году тяжелый авианесущий крейсер продан за 23 миллиона долларов (Ан-142 стоит 30 миллионов, танк 2-3 миллиона). Даже думать не хочу сколько десятков миллионов взяток положили в карманы участники продажи.

Угнать авианосец, история

ТАВКР "Варяг", май 1999

Заложенный на николаевской верфи однотипный с «Адмиралом Кузнецовым» «Ульяновск» украинские власти, так и не сумев достроить, разрезали на металлолом.

И только «Адмирал Кузнецов» гордо бороздит моря и океаны под родным Андреевским флагом, и радуется, что в свое время не достался Украине.

Контр-адмирал Михаил Чекмасов рассказал о перспективах российских авианосцев

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

– Страны НАТО провели на Балтике учения Baltops-2022. Еще раньше ВМС США завершили учения с ВМС Южной Кореи. Насколько авианосцы – частые участники таких учений и о чем говорит их привлечение?

– В учениях Baltops-2022 участвовал один авианосец от ВМС Великобритании Queen Elizabeth. Корабль Kearsarge ВМС США – это универсальный десантный корабль. Не лишним будет отметить участие еще одного крупного десантного корабля-дока от ВМС США – Gunston Hall.

Состав привлекаемых сил зависит от отрабатываемых на учениях задач и авианосцы привлекаются не всегда. Например, к учениям НАТО Trident Juncture-2018, которое проводилось в Норвежском море, авианосец США привлекался впервые за последние 30 лет.

Участие авианосцев, безусловно, наводит на мысль об отработке конкретных действий, как правило ударных, но оценивать нужно не присутствие авианосца на учении, а группировку сил в целом.

Судя по составу участников Baltops-2022 – помимо уже указанных сил в них участвовали два эсминца управляемого ракетного оружия (УРО), три фрегата УРО, пять корветов и патрульных кораблей, еще один десантный корабль от Польши и 15 тральщиков – не сложно предположить, что отрабатывались противоминные действия и высадка морского десанта.


Контр-адмирал Михаил Чекмасов

Фото из личного архива

– В декабре прошлого года американская авианосная ударная группа во главе с авианосцем USS Harry Truman вошла в Средиземное море. По данным Пентагона, эта группа останется там до августа, затем ее сменит другая. Осложняет ли присутствие авианосной группы в Средиземном море ситуацию на Черном, особенно на фоне появившихся в ряде западных СМИ заявлений о готовности США нанести удар по Черноморскому флоту России, если его корабли продолжат блокировать порты Украины и не обеспечат безопасный вывоз зерна?

– Развертывание авианосцев США с кораблями сопровождения в Средиземное море со времен холодной войны является обычным делом в рамках передового присутствия и реализации их стратегии «Морская мощь XXI».

Что касается ситуации на Черном море, то осложняет ее не присутствие авианосной ударной группы ВМС США в Средиземном море, а выставленные Украиной мины на подходах к своим портам.

Вывоз украинского зерна не является проблемой России, но дает Западу повод «повесить» на нее ответственность за это. Повод весьма хлипенький и «назначить стрелочника» у них не получится. Об этом заявлял президент России Владимир Владимирович Путин, делались соответствующие заявления Минобороны и других ведомств.

Достаточно посмотреть «Извещения мореплавателям» (международный сборник, уведомляющий о всех изменениях и нововведениях в навигационной обстановке морей всего мира, а также о вновь обнаруженных морских опасностях – прим. ред.), чтобы убедиться в том, что гражданское судоходство в Черном море никем, кроме самой Украины, не блокируется. К тому же инфраструктура украинского порта Измаил на Дунае вполне пригодна для вывоза зерна в любом направлении. На самом Дунае, включая этот порт, и на подходах к нему из Черного моря, помимо судов других государств, лоцируются и суда под флагом Украины.

Поэтому заявления в СМИ, чьи бы они ни были, о готовности нанести удар по Черноморскому флоту из Средиземного моря через воздушные пространства других государств, пусть даже и членов НАТО – пока не более, чем «холостой выстрел», сотрясающий воздух. Впрочем, не буду отрицать его возможность в принципе, потому что может найтись «горячая голова».


Авианосец USS Harry S. Truman, 2015 год

M. J. Lieberknecht/U.S. Navy via AP

– Как действуют авианосные группировки США и как им может противостоять российский флот?

– Ни для кого не секрет, что у США самый большой опыт применения АУГ, которые являются центральным звеном всех их морских концепций со времен Второй мировой войны. Но если во Второй мировой они применялись в морских сражениях на Тихом океане против флота Японии по принципу «флот против флота», то в послевоенных вооруженных конфликтах основным принципом применения стал «флот против берега».

При этом в обоих случаях основной ударной силой была палубная авиация. По мере развития технологий, а за ними и средств поражения, удельный вес авиации в ударах по объектам на территориях атакуемых государств стал смещаться в пользу крылатых ракет морского базирования, но не заменил ее.

В военных образовательных учреждениях тому, как действует АУГ и как ей можно противостоять, посвящаются отдельные лекции. Задача по поражению АУГ противника вполне решаема для ВМФ России совместно с Воздушно-космическими силами. Для этого уже созданы и новые ракеты, включая гиперзвуковые «Циркон» и «Кинжал».

Относительно преимущества флота, у которого есть авианосец, следует отметить, что в послевоенный период АУГ США применялись практически в полигонных условиях, не имея реального противодействия со стороны оппонентов. В отношении России и Китая такой вариант не пройдет – отпор будет неминуемым.

– В США создают стелс-авианосцы типа Gerald R. Ford, которые отличаются от прежних типа Nimitz внедрением ряда новых технологий. На них и электромагнитная катапульта, и новая конструкция аэрофинишера, и новая конструкция подъемников – доля новизны зашкаливает за 50%. Не сыграет ли такой избыток новшеств со стелс-авианосцами злую шутку?

– Американцы обладают не только уникальным опытом применения авианосцев, но и огромным опытом их проектирования и строительства – это объективно. Авианосец в ВМС США, а точнее АУГ – это священная корова, инструмент проецирования силы в любом кризисном районе Мирового океана.

Что касается конструкции корпуса, то стелс-авианосца из Gerald R. Ford не получилось. Строился он на основе конструктивных решений авианосцев Nimitz. Проблем у этой американской мечты, судя по информации из открытых источников, действительно много, и чем закончится процесс доводки авианосцев типа Gerald R. Ford, можно только гадать.

Думаю, что они найдут необходимые решения, но ценой отказа от некоторых недоработанных систем в пользу отработанных серийных при строительстве последующих кораблей этого типа.

– В строю ВМС США находятся 11 авианосцев. У России – фактически нет ни одного подобного корабля. Единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» стоит на ремонте и вернется в строй, по последним данным, в 2024 году. Нужен ли ВМФ России еще авианосец или несколько авианосцев?

– Необходимость наличия авианосцев в СССР и России обсуждается со времен окончания Великой Отечественной войны. Их строительство предусматривалось в двух десятилетних программах с 1946 по 1955 год и с 1956 по 1965 год. Эти программы предлагал адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, но их отвергло руководство государства.

Только благодаря усилиям адмирала флота Советского Союза, организатора отечественного ракетно-ядерного флота Сергея Георгиевича Горшкова, годы управления ВМФ СССР которого считаются золотым веком военного кораблестроения, с 1971 по 1990 год удалось построить пять авианесущих кораблей и еще два находились на заводе в Николаеве в разной степени готовности.

Трудно представить, с какими чувствами морские офицеры в перестроечно-постсоветское время вынуждены были молча наблюдать за тем, как режут флот «на иголки» и продают «Новороссийск» в Южную Корею, «Киев», «Минск» и «Варяг» – в Китай, а «Горшков» – в Индию. Два последних хотя бы продолжают нести службу в дружественных государствах под другими именами, но ведь могли бы и у нас.

Благодаря решительным действиям командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова «Адмирала Кузнецова» под командованием капитана 1 ранга Виктора Степановича Ярыгина, после получившего звание вице-адмирала, удалось «увести из-под носа» Украины на Северный флот.

Согласно Основам государственной политики России в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, которые утверждены указом президента России в 2017 году, в качестве одного из приоритетов в области строительства и развития ВМФ планируется создание морского авианесущего комплекса.

То есть положительные решения по этому вопросу приняты.

– «Адмирал Кузнецов» прошел боевое крещение в Сирии. Он, конечно, вернется на флот после ремонта, но в стратегическом смысле насколько он самодостаточен?

– Ни один авианосец, чей бы он ни был, не является самодостаточным. Поэтому и стоит задача о создании морского авианесущего комплекса. Проще говоря, речь идет не о строительстве отдельно взятого авианосца, а о комплексном подходе к решению этой задачи.

Думаю, что целесообразно рассматривать ее в рамках создания авианосных соединений, какие и были у нас в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Разумеется, что это не только авианосцы. В их состав должны быть включены многоцелевые корабли океанской и дальней морской зон, отвечающие современным и даже перспективным требованиям по системам вооружения и управления.

Читайте также: