Бабакин конструктор космических кораблей

Обновлено: 07.05.2024

Георгий Николаевич Бабакин ( 13.11.1914 , Москва — 3.8.1971, Москва) - главный конструктор советских автоматических станций для исследования Луны и планет Солнечной системы, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН СССР.

Уже через год после запуска первого спутника Земли Сергей Королёв выступил с инициативой привлечения к работам по исследованию космического пространства новых сил и организаций. Он занимался ракетами, спутниками, подготовкой запуска человека в космос, появлялись новые идеи, но даже такой мощной организации, как ОКБ Королева, было невозможно все контролировать, всем управлять. Так появились специализированные КБ, родился Совет главных конструкторов.

Оставив себе пилотируемую космонавтику, Королев передал в другие руки морское ракетостроение, информационные спутниковые системы, разработку станций для исследования Луны, Марса и Венеры. Последнее направление досталось Бабакину, который был человеком удивительного таланта. 7 классов, курсы радиомонтеров — вот его образование. Экзамены за 10–й класс сдал экстерном в 23 года. Тогда же поступил в Заочный институт связи и окончил его через… 20 лет, пройдя за это время путь от монтера телефонной сети до заместителя главного конструктора ведущего оборонного предприятия СССР — КБ знаменитого авиаконструктора Семена Лавочкина.

Георгий Бабакин родился в Москве 13 ноября 1914 года. Его отец, Николай Бабакин, был выпускником МГУ и дипломированным химиком. Когда началась Первая мировая, он добровольцем ушел на фронт, отважно сражался там, получил ранение, был награжден боевыми орденами. В ходе Февральской революции подпоручик Бабакин был выбран солдатами в полковой комитет, но в мае 1917 (Гоше тогда исполнилось три года) Николай неожиданно для всех умер от сердечной недостаточности. Мальчик рос вместе с мамой, отчимом и младшим братом Алексеем, всю жизнь боготворившим Георгия.
Семья его жила в огромной коммунальной квартире, расположенной по адресу: Староконюшенный переулок, дом 10. Любопытный факт, в этой многосемейной коммуналке конструктор прожил больше сорока лет (с 1920 по 1961 гг.). Георгий рос обычным московским мальчишкой. Летом играл во дворе в футбол и лапту, зимой катался в Сокольниках на коньках. Среди сверстников выделялся жизнерадостным и веселым нравом, считался общительным и компанейским парнем и на свое прозвище Купец никогда не обижался.

Крайне сложное материальное положение семьи, напряженная работа и гражданская война не позволили Георгию получить классическое образование. Выдающийся конструктор окончил всего семь классов школы в Хамовниках (в 1929 году), после чего отправился учиться на курсы радиомонтёров, открытые при Центральной радиолаборатории. К слову, эти шестимесячные курсы стали единственным местом очного обучения Бабакина. Курсы радиомонтёров он окончил в 1930 году в числе лучших учеников. С этого момента началась трудовая биография Георгия Николаевича — в свои неполные шестнадцать лет он получил направление на работу радиотехником в радиослужбу при столичной телефонной сети. В это время радио только-только начинало входить в быт широких масс, опытных радистов было очень мало, а потому диплом даже полугодичных курсов значил много. Георгию Бабакину сразу же поручили самостоятельную и ответственную работу, во многом стимулировавшую становление юного специалиста, вынуждая его трудиться над повышением квалификации. С этих пор и на всю жизнь у него выработалась привычка вникать в детали, въедливо искать причины неисправностей в аппаратуре, придумывать варианты их устранения. За два года работы при Московской телефонной сети Бабакину неоднократно довелось принимать участие в трансляциях и радиопередачах с вступающих в строй заводов-гигантов, с митингов и парадов на Красной площади. Читать дальше на сайте

Бабакин пришел со стороны. Он не работал в закрытых КБ, связанных с обороной страны, когда в 35 лет разработал проект зенитной управляемой ракеты, превзошедший разработки специалистов.

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».


В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».


В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.


Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.


Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.


Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».


Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

РОСКОСМОС-СПОРТ

Бабакин Георгий Николаевич


(1914-1971) — советский ученый и конструктор в области космической техники, член-корреспондент АН СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1970). После окончания в 1930 специальных радио курсов наркомата связи работал радиотехником, конструктором, научным сотрудником, в 1937-43 в Академии Коммунального хозяйства, в 1943-49 — в НИИ. С 1949 Бабакин занимался вопросами развития отечественной авиационной и космической техники. В 1957 окончил Всесоюзный заочный электротехнический институт связи. С 1965 главный конструктор КБ. Под руководством Бабакина созданы серии КА для исследования Луны и планет Солнечной системы типа «Луна», «Венера» и «Марс», в том числе ИСЛ, ИСМ, «Луноход-1», «Луна-16», и «Луна-20», доставившие на Землю лунные породы. Ленинская премия (1966).

Бабакину присуждена медаль Национального Центра космических исследований Франции. Награжден оденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Бабакина назван кратер на Луне.

Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство «Советская энциклопедия» 1985

Годы жизни и деятельности

1914, 13 ноября родился Г.Н. Бабакин (отец — Николай Алексеевич, мать — Мария Сергеевна)

1917 — смерть отца

1920 — переезд Г.Н. Бабакина к отчиму Н.Д.Банкетову (Староконюшенный пер., д.10. кв.4)

1923-1929 — учеба в показательной школе 7 Хамовнического района г. Москвы (Кривоарбатский пер., д.15)

1929 — неудачная попытка поступить в институт связи

1929 — 1930 учеба на курсах радиомонтеров

1930 — 1932, октябрь — работа в радиослужбе при Московской городской телефонной сети сначала монтером, а затем техником (с 1932 г. эта служба именовалась Московской Городской радиосетью)

1932 — 1935 — работа техником, а затем старшим техником на радио узле в СПКиО

1936, январь-июль — был призван в армию и служил рядовым третьего стрелкового полка Московской пролетарской стрелковой дивизии. Летом получил освобождение от военной службы по болезни сердца.

1936, август — 1937, сентябрь -старший техник радиоузла ЦПКиО

1937 женитьба на Анне Яковлевне Гойхман, 20 июля — сдал экстерном экзамены за 10 кл. школы

поступил в Заочный институт связи, 16 ноября — поступил лаборантом в сектор санитарной техники в лабораторию автоматики Академии коммунального хозяйства (Кузнецкий мост, д.9),

1941 — лаборатория сектора санитарной техники выделяется в самостоятельную единицу — лабораторию электронной техники

1942 — Г.Н.Бабакин назначается руководителем темы

1943 — Г.Н.Бабакин — старший научный сотрудник

1943, октябрь — 1949, декабрь — институт автоматики при ВСНИТО (пр. Владимирова, д.4, директор В.П.Лебедев, Г.Н.Бабакин — заведующий лабораторией, затем начальник КБ и главный конструктор)

1944, 31 октября — родился сын Николай

1946 — начало работы по ракетной тематике — разработка многоцелевого комплекса обнаружения целей и поражения их ракетой 112

1949 — успешная сдача работы по ракете 112 в НИИ-88 и приказ правительства о переводе группы Г.Н.Бабакина в НИИ-88

1949, декабрь — 1951,сентябрь — начальник отдела в НИИ-88

1951, октябрь — перевод по приказу Правительства в ОКБ С.А.Лавочкина начальником отдела

1956 — Г.Н.Бабакин награждается орденом Трудового Красного Знамени

1957 — окончание Всесоюзного заочного института связи

1960 — Г.Н.Бабакин назначается заместителем главного конструктора по управления системами

1965 2-ое марта — назначение Г.Н.Бабакина главным конструктором автоматических станций для исследования Луны и планет солнечной системы и главным конструктором ОКБ 04 октября — присутствие Г.Н.Бабакина и его управленцев на Запуске АЛС «Луна-7» в качестве наблюдателей 03 декабря — работа Г.Н.Бабакина и его управленцев по управлению полетом АЛС «Луна-8»

1966 31 января — запуск автоматической станции «Луна 9», которая впервые в мире совершила мягкую посадку, в 4 февраля 1966 года приступила к обзору лунного ландшафта и передаче его изображения на Землю. Открыт новый этап исследования небесных тел на их поверхности 31 марта — запуск первого в мире искусственного спутника Луны

24 августа — запуск второго ИСЛ «Луна 11» 25 октября — запуск третьего искусственного спутника Луны «Луна 12», фотографирование поверхности Луны 24 декабря — запуск АЛС «Луна 13» — исследование характеристик лунного грунта

ОКБ Г.Н.Бабакина получает почетный диплом ФАИ за АЛС «Луна 9» и «Луна 10», а так же Ленинскую премию

1967 избран депутатом Московского обл. Совета депутатов трудящихся и был им до 1971 года

12 июня — стартовала станция «Венера 4». Первое изучение атмосферы Венеры с помощью спускаемого аппарата, 1,5 часа продолжался репортаж о физико-химических параметрах атмосферы Венеры

1968 командировка во Францию (в Париж) по проекту «Розо» 04 апреля — запуск «Луны 14», исследование Луны и космического пространства с орбиты искусственного спутника Луны

1969 05 и 10 января — запуск автоматических межпланетных станций (АМС) «Венера 5» и «Венера 6» для исследования в окрестностях Венеры, их спускаемые аппараты предназначены одновременного зондирования атмосферы Венеры. Произведено более 70 измерений давления и более 50 измерений температуры 18 июня — родилась внучка Марина Николаевна Бабакина 13 июля — запуск «Луны 15» автоматической станции нового поколения, Исследование лунного пространства. Станция не выполнила своей задачи по исследованию лунного грунта.

1970 17 августа — запуск АМС «Венера 7». Первая мягкая посадка на Венеру, Спускаемый аппарат в течение 23 минут передавал с поверхности планеты. Впервые автоматический аппарат передавал информацию с другой планеты на Землю

12 — 24 декабря — успешно осуществлена первая в истории человечества беспилотная экспедиция на Луну с целью доставки лунного грунта на Землю. Открыт третий этап исследований небесных тел аппаратами, управляемыми с Земли

10 ноября — старт АЛС «Луна 17» с самоходным аппаратом—лабораторией «Луноходом 1». Впервые в истории космонавтики был доставлен автоматическим беспилотным аппаратом и приступил к научным исследованиям автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли. Он функционировал 322 суток, и прошел 10,5 км.

09 ноября — указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Бабакину Георгию Николаевичу звания Героя Социалистического Труда 24 ноября — Г.Н.Бабакин — член корреспондент АН СССР по отделению механики и процессов управления

1971 май-декабрь — произведены запуски АМС «Марс 2» (19.V.71) и «Марс 3» (28.V.71). Спускаемый аппарат АМС «Марс 3» осуществил первую мягкую посадку на поверхность Марса. После отделения спускаемых аппаратов АМС «Марс 2» и «Марс 3» стали искусственными спутниками Марса 3 августа — Георгий Николаевич Бабакин скончался

1973 — решение XV Ассамблеи Международного астронавтического Союза о присвоении одному из кратеров на обратной стороне Луны имени Бабакина

1974 — присвоение имени Бабакина кратеру на Марсе

1986 — при НПО им. С.А.Лавочкина организован научно— испытательный центр имени Г.Н. Бабакина

Использованы материалы из книги Н.Г. Бабакина, А.Н. Банкетова, В.Н. Сморкалова


Сегодня, 13 ноября 2019 года, исполняется 105 лет со дня рождения Георгия Николаевича Бабакина — выдающегося советского ученого и конструктора в области ракетно-космической техники, с 1965 г. по 1971 г. — главного конструктора Машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина.

Герой Социалистического Труда (1970 г.), лауреат Ленинской премии (1966 г.), член-корреспондент АН СССР (1970 г.), доктор технических наук (1968 г.), кавалер Ордена Ленина (1970 г.) и ордена Трудового Красного Знамени (1956 г.). Под руководством Георгия Бабакина созданы серии космических аппаратов для исследования Луны и планет Солнечной системы.

В их числе: «Луна-10» — первый искусственный спутник Луны; «Луна-16», впервые в мире обеспечившая бурение и доставку лунного грунта на Землю автоматическими средствами; «Луна-17», доставившая на поверхность Луны первую в мире подвижную исследовательскую лабораторию «Луноход-1»; «Венера-7», обеспечившая первую в истории мягкую посадку спускаемого аппарата на Венеру и передачу научной информации с поверхности планеты; «Марс-3», совершивший первую в мире посадку на поверхность Марса. В этот же период положено начало работам по созданию серии искусственных спутников Земли «Прогноз».

Георгия Николаевича высоко ценили как талантливого инженера, человека, горящего своим делом, знающего, смело подходящего к решению сложнейших технических задач. Платформы и отдельные узлы космических аппаратов, разработанные под его руководством, в дальнейшем, в 1970-е — 1980-е годы, дали возможность реализовать уникальные миссии по исследованию планет: Венеры (станции «Венера-9, . −16»), Марса (станции «Марс-4, . 7»), а также Луны (станции «Луна-21, . −24») и кометы Галлея (станции «Вега-1» и «Вега-2»).

3 августа 1971 г. Георгий Николаевич скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Федерацией космонавтики России учреждена медаль им Г.Н. Бабакина, НПО Лавочкина — медаль и корпоративная премия его имени. Имя Г.Н. Бабакина было присвоено кратерам на Луне и на Марсе, одной из улиц и школе в г. Химки Московской области.

Сегодня, к 105-летию со дня рождения Георгия Николаевича, НПО Лавочкина предлагает к прочтению статью, написанную тринадцать лет спустя после кончины главного конструктора, когда ещё необычайно свежи были воспоминания о нём среди его соратников. Этот материал, как нельзя лучше — кратко и ёмко — характеризует личность Георгия Бабакина и его вклад в дело развития отечественной космонавтики


Сегодня исполняется 100 лет со Дня рождения Георгия Николаевича Бабакина, выдающегося советского ученого в области ракетно-космической техники, главного конструктора ОКБ им. С.А. Лавочкина с 1965 по 1971 гг.

Успехи отечественной космонавтики в начале 1960-х привели к необходимости выделить в самостоятельное направление создание автоматических межпланетных станций (АМС). Георгий Николаевич возглавил это направление, с его именем связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью АМС.

Возглавляемое Г.Н. Бабакиным конструкторского бюро приступило к созданию АМС для полетов к Луне и планетам Солнечной системы в 1965 году – в момент, когда советские и американские станции совершали полеты к Луне уже регулярно, но все попытки мягкого прилунения заканчивались неудачей. Георгий Николаевич успешно решает эту задачу - 3 февраля 1966г. «Луна-9» совершает первую в мире мягкую посадку в районе Океана Бурь. Телевизионные изображения лунной панорамы при различных условиях освещенности передавались на Землю в течение четырех сеансов. Полученная информация впервые дала возможность изучить микрорельеф лунного грунта.

21 сентября 1970 г. «Луна-16» совершила посадку в районе Моря Изобилия. Впервые в мировой практике возвращаемый космический аппарат осуществил бурение, забор образцов лунных пород и доставку проб на Землю. За это выдающееся достижение Г.Н. Бабакину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А спустя два месяца, 17 ноября 1970 г., «Луна-17» доставила в Море Дождей «Луноход-1» — первый самоходный исследовательский аппарат, управляемый экипажем с Земли.

Параллельно с напряженной работой по выполнению лунной программы под руководством Г.Н. Бабакина создавались автоматические межпланетные станции для полетов на Венеру и Марс. 15 декабря 1970 г. спускаемый аппарат «Венеры-7» впервые совершил мягкую посадку и работал на поверхности Венеры 22 мин. 58 сек. За это время космический аппарат смог передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.

Для достижения Марса Бабакину потребовалась замена ракеты-носителя, так как автоматические межпланетные станции серии «Марс» стали более массивными. Так, на смену «Молнии» пришел «Протон». В 1971 г. было осуществлено два успешных пуска АМС - «Марс-2» и «Макрс-3» осуществили первую мягкую посадку и передали видеосигнал, ретранслировавшийся через орбитальный аппарат. Орбитальные станции «Марс-2» и «Макрс-3» свыше 8 месяцев осуществляли комплексную программу исследований планеты с орбит его спутников.

Автоматические межпланетные станции "Марс-2" и "Марс-3" предназначались

для исследования планеты Марс с орбиты искусственного спутника

и с помощью посадочного аппарата на его поверхности

Для выполнения возложенных задач судьба отвела Георгию Николаевичу всего шесть лет, но это были исключительно яркие и плодотворные страницы не только в его биографии, но и в летописи мировой беспилотной космонавтики.

Читайте также: