Бармин конструктор стартовых комплексов

Обновлено: 27.04.2024

Бармин Владимир Павлович - главный конструктор Государственного конструкторского бюро специального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР.

Родился 4 (17) марта 1909 года в Москве. Из семьи служащего. Русский. Учился в Московском реальном училище, переименованном после Октябрьской революции в среднюю школу первой и второй ступени (1917-1924).

Окончил механический факультет Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1930 году. Работал на заводе «Компрессор» в Москве инженером-конструктором (1930-1931), старшим инженером-конструктором (1931-1932), руководителем компрессорной группы (1932-1940). С 1940 года - главный конструктор завода «Компрессор». За время работы в предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Вот некоторые из них: ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности (1933-1935), первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов (1934), первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов (1934), углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В.И. Ленина (1935), передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации (1935). В 1935-1936 годах находился в длительной производственной командировке в США.

В 1945-1946 годах входил в бригаду советских инженеров, командированных в Германию и другие страны Европы для сбора сведений и документации о немецком реактивном вооружении. Там познакомился и стал единомышленником С.П. Королева, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгина.

За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом "совершенно секретно") от 20 апреля 1956 года Бармину Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1957 году под руководством В.П. Бармина были завершены работы по созданию стартового комплекса для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Со стартовых комплексов «Восток» и «Союз» осуществлён запуск ракет с первым в мире искусственным спутником Земли (1957), с первым космонавтом мира Ю.А. Гагариным (1961), всех советских космических кораблей и спутников. Бармин возглавлял разработку стартового комплекса для ракеты «Протон» (1965) и универсальной космической системы «Энергия»—«Буран» (1987-1988), а также универсального стенда-старта, который позволяет не только проводить наземную отработку двигателей и ракеты, но и пуск ракеты (1988). Всего под его руководством создано свыше 20 стартовых ракетных комплексов.

Одно из направлений конструкторской деятельности Бармина - создание автоматических установок для работы в условиях планет Солнечной системы и производства неорганических материалов и биологически активных веществ в космосе. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ под руководством Бармина сконструированы грунтозаборные устройства (ГЗУ) (1975). С помощью одного из таких устройств (ГЗУ ЛБ-09) взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метров без нарушения порядка залегания пород и обеспечена доставка его на Землю. Благодаря использованию ГЗУ ВБ-02 осуществлён забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры и получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о химическом составе пород Венеры (1982 и 1985).

Как один из 6 бессменных членов совета главных конструкторов, возглавляемого С.П.Королёвым, Бармин внёс большой вклад в создание уникальных образцов оборонной техники.

Наряду с конструкторской деятельностью принимал активное участие в подготовке учёных и специалистов высокой квалификации. С 1931 года он преподавал в МВТУ (в 1959-1989 годах возглавлял кафедру), с 1945 года - одновременно в Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского.

Доктор технических наук (1958), профессор (1960). Автор большого количества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.

С 1966 года - действительный член Академии наук СССР (член-корреспондент Академии наук СССР с 1957 года). Член Международной академии астронавтики. Член бюро Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР и РАН. Почётный президент Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Почётный президент Международной ассоциации учёных, инженеров и изобретателей имени Т. Эдисона.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).

Полковник (1945). Награждён шестью орденами Ленина (15.03.1943, 20.04.1956, 17.03.1959, 17.06.1961, 17.03.1969, 16.03.1979), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (29.03.1944, 17.09.1975), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1943), трёх Государственных премий СССР (1967, 1977, 1985). Золотая мадель имени В.Г. Шухова (посмертно).

Имя выдающегося ученого присвоено Федеральному государственному унитарному предприятию «Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П.Бармина» и малой планете. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В городе Байконур установлены бюст и мемориальная доска (1999) в честь Героя.

Отец Байконура

Один из первопроходцев советской космонавтики создал пусковые комплексы, открывшие стране дорогу к звездам
В отличие от большинства других знаменитых конструкторов космической техники — Сергея Королева, Валентина Глушко, Михаила Тихонравова, Юрия Победоносцева, которые начали изучать вопросы реактивного движения еще в 20–30-е годы, Владимир Бармин пришел в ракетостроение относительно поздно — лишь в годы войны. До войны Бармин занимался производством… холодильников. Талантливый юноша, проявлявший живой интерес к теплотехнике, в 1926 году он поступил на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (впоследствии переименованного в МВТУ имени Н.Э. Баумана), где защитил дипломную работу на прикладную тему «Пермский городской холодильник». Получив справку об успешном завершении учебы в институте, Бармин был направлен на московский завод «Котлоаппарат», занимавшийся производством холодильного оборудования.

Он очень быстро зарекомендовал себя как хороший специалист и руководитель: без обиды принимал конструктивную критику, умел найти подход к подчиненным. Бармин включился в проектирование нового, современного вертикального компрессора, который должен был заменить устаревшие громоздкие модели аммиачных компрессоров, выпускаемых заводом. Вскоре компрессор был готов, и руководство завода, видя рабочие качества молодого специалиста, поручило ему возглавить компрессорную группу конструкторского бюро. В тридцатые годы группа, которой руководил Бармин, разработала множество компрессоров самого разного назначения — мощные воздушные для угольной промышленности, первый отечественный тормозной компрессор для электровозов и первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор для морских судов, передвижной компрессор высокого давления для авиации… Особняком среди этих разработок стоит компрессор государственной важности, предназначавшийся для холодильной установки Мавзолея: чтобы хранить тело Ленина нетленным, требовалось поддерживать в саркофаге особый микроклимат. Разработанный группой Бармина аппарат в течение почти двух десятилетий служил решению этой задачи.

В середине тридцатых Бармин даже побывал в США: знакомился с местными успехами в области холодильных установок. Перед отъездом инженер получил два личных поручения от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе: изучить производство домашних холодильников и понять, как американцам удается получать прозрачный лед (в СССР холодильные установки тогда могли делать лишь мутный, с вкраплениями пузырьков воздуха). Доклад, который он сделал по итогам поездки в США, мог бы задать новый вектор развитию холодильной промышленности в СССР. Но судьба решила иначе — всего через несколько лет заводу пришлось решать другие задачи.

Даю установку

В самом начале войны завод, как и многие другие, был переведен на производство военной продукции. 30 июня 1941 года Владимира Бармина и директора завода вызвал к себе нарком общего машиностроения Петр Паршин, поставивший перед ними задачу полностью перестроить завод, переключив его на разработку и серийное производство пусковых устройств для ракет. Задача была непростой еще и потому, что руководителем создаваемого на заводе СКБ стал инженер Реактивного института Андрей Костиков — человек исключительно амбициозный, сразу вступивший в конфликт с Барминым, назначенным его замом. Яблоком раздора стала серьезная проблема: разработанные в Реактивном институте пусковые установки были выполнены недостаточно технологично и не годились для серийного производства.

Бармину пришлось переработать конструкцию многих узлов установки, однако Костиков воспринял эти улучшения как личную обиду. Чтобы не срывать сроки выполнения правительственного задания, Бармин на свой страх и риск принял решение запустить в производство свой, улучшенный вариант установки. Оскорбившийся Костиков направил жалобу в секретариат партии, требуя снять Бармина с должности. Конфликт разбирала специально созданная комиссия, которая подтвердила правоту Бармина: Костикова с работы сняли, а Бармина назначили на его место.

И уже через месяц после начала войны — 23 июля — «Компрессор» (название завода «Котлоаппарат» с 1931 года) изготовил и направил на полигон первую боевую установку БМ-13-16. В августе она была принята на вооружение и сыграла свою роль в боях за Москву. Всего под началом Бармина завод создал для Красной Армии 78 типов экспериментальных и опытных конструкций «катюш», из которых 36 типов были приняты на вооружение. Среди них была и усовершенствованная боевая машина БМ-13Н, которая служила основной многозарядной пусковой установкой советских войск до самого конца войны. За свои заслуги конструктор был награжден несколькими орденами – Ленина (кстати, за всю жизнь Бармин получил 4 таких ордена), Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени. Кроме того, он стал лауреатом высшей премии того времени — Сталинской премии I степени.



Бармин справился со своей задачей так хорошо, что по окончании войны его обратно к холодильникам уже не отпустили — как высококлассного специалиста его назначили директором Государственного союзного конструкторского бюро специального машиностроения «Спецмаш». На предприятие была возложена задача по созданию наземных систем и агрегатов для подготовки к пуску баллистических и зенитных ракет. Бармина привлекли к самому секретному проекту того времени — ракетно-космическому. Сразу же после капитуляции Германии высшее руководство СССР направило в страну группу советских инженеров, которая должна была изучить немецкие крылатые снаряды Фау-1 и баллистическую ракету Фау-2. Бармин, который был в составе этой группы, сумел найти немецкий военный архив, где хранилась документация на различные образцы военной техники. Архив перевезли в Москву и тщательно изучили — техническая информация, хранившаяся в нем, стала основой для советского ракетно-космического проекта.

Сплошные комплексы

Бармин стал членом легендарного Совета главных конструкторов — так называемой «Большой шестерки», группы из шести главных конструкторов, коллективы которых создавали основные компоненты всего космического комплекса. Главой «Большой шестерки» был, разумеется, Королев, руководивший созданием ракеты-носителя. Двигателями занимался Глушко, системами управления — Николай Пилюгин, радиотехническими системами — Михаил Рязанский, гироскопами — Виктор Кузнецов. Группе Бармина поручили одну из самых ответственных частей работы — создание стартовых комплексов для баллистических ракет. Под его руководством были созданы комплексы для первой советской крупной баллистической ракеты Р-1, а также для ее «младших родственников» — Р-2, Р-11, Р-5 и Р-5М — первой советской ракеты с ядерным боевым зарядом.


Управляемая боевая ракета Р-1, установленная на месте первой стартовой площадки на полигоне Капустин Яр. Фото: Михаил Дюрягин / ТАСС


И, наконец, начали работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, эскизный проект которой был закончен в 1954 году. Именно этой ракете предстояло вывести на орбиту сперва первый искусственный спутник Земли, а затем и первого космонавта. Предстояла обширная работа. Многие части стартовой системы, состоящей из многотонных бетонных и стальных конструкций, должны были обладать высокой подвижностью — например, в момент старта организаторы запуска располагали лишь несколькими секундами на то, чтобы отвести опорные фермы от ракеты. Поскольку стартовый комплекс имел огромное число связей с ракетой — как силовых, так и коммуникационных, здесь особенно была важна работа в команде, способность взаимодействовать с остальными конструкторскими группами, чтобы вырабатывать технические решения, которые были бы удобны для всех назначенных разными группами целей.

Бармин обладал такой способностью в полной мере. «Это был талантливый ученый, конструктор, что называется, от Бога, посвятивший свою жизнь служению Родине, — вспоминает советский историк космонавтики, конструктор Эдуард Белобородько, 40 лет проработавший с Барминым. — Я знал и запомнил его как широко образованного, эрудированного специалиста, интересы которого распространялись далеко за пределы технических областей. Он был достаточно жестким и требовательным руководителем, любил четкость и однозначность формулировок в изложении, не выносил, как он говорил, «политеса». Для него не было мелочей. Держался независимо и с достоинством. Ни разу я не слышал, чтобы он повысил голос в общении. Его ценили и уважали на всех уровнях, он был авторитетом и среди шестерки Главных еще с германской послевоенной командировки».

Порой между Королевым и Барминым возникали острые споры. И, как правило, Бармину удавалось убедить Главного конструктора в своей правоте. Например, непростая дискуссия возникло по конструкции Р-7: группа Бармина предложила оптимальное решение удержания ракеты на старте в «висячем положении»: ракета запирала себя на опорных фермах собственным весом и освобождала себя сама, развивая ускорение при подъеме. Королев это решение счел недостаточно надежным, потребовав заменить механическим отводом ферм. Бармин отказался наотрез и доказал свою правоту при помощи эксперимента на Ленинградском механическом заводе, имитировавшего сход ракеты. В итоге Королев признал правоту Бармина.

Стартовый комплекс для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 потребовал строительства нового полигона — более современного, чем Капустин Яр, где ранее проводились испытания советских ракет. В 1955 году началась история Байконура: поскольку именно разработанные командой Бармина комплексы привели к строительству этого нового комплекса, конструктора в шутку называли «отцом Байконура». В целом работа по сооружению новых ракетных комплексов существенно укрепила оборонную мощь страны. Отныне советские межконтинентальные ракеты были способны доставить ядерные заряды в любую точку планеты. Конечно, использование новых ракет Р-7А не было лишь военным. На их базе в дальнейшем были созданы ракеты-носители «Восток» и «Молния», а позднее — «Союз», позволившие начать исследование естественного спутника Земли — Луны, а также ближайших планет — Марса и Венеры.э



Дорога к звездам

Первый шаг в космос, которым явился запуск «Спутника-1», вызвал в мире шок. Несмотря на то, что СССР был главным победителем в недавней войне, его представляли довольно отсталой страной. И вдруг русское слово Sputnik замелькало на страницах всех газет мира. Это вызывало у правительств западных стран, в том числе, и страх. Отношения между сверхдержавами стремительно ухудшались, и в 1961 году возглавляемое Королевым ОКБ-1 получило новую задачу — разработать двухступенчатую межконтинентальную ракету с отделяющейся головной частью (Р-9А). Руководящей организацией по созданию незащищенного наземного стартового комплекса и его оборудования приказом Госкомитета по оборонной технике от 13 ноября 1962 года было определено ГСКБ «Спецмаш». Для запуска этих ракет «Спецмашем» были разработаны наземные стартовые комплексы нового типа — впервые они были автоматизированными, что явилось крупным научно-техническим достижением в мировой космонавтике. Кроме того, в 60-е «Спецмаш» провел работу по созданию защищенных шахтных стартовых комплексов для ракет Р-12, Р-14 и Р-9А, строительство которых велось на полигонах Капустин Яр и Байконур.

В 1960-х годах команда Бармина участвовала в создании ракетно-ядерного щита над страной: в сотрудничестве с коллективами Королева и Янгеля «Спецмаш» в 1962–1965 годах разработал наземный стартовый комплекс для ракеты «Протон». И уже в 1967 году со стартового комплекса РН УУР-500К был осуществлен первый пуск ракет этого типа, который вывел на орбиту космический спутник «Космос-146». А в 1978 году на космодроме Байконур был введен в эксплуатацию второй стартовый комплекс для запуска «Протонов».

С именем Бармина связан еще один громкий советский космический проект — он был главным конструктором стартового комплекса многоразовой ракетно-космической системы «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран». Работая над задачей, команда Бармина нашла множество принципиально новых решений, не имеющих аналогов в зарубежной практике. В мае 1987 года проект увенчался успехом — была запущена ракета-носитель «Энергия», а в следующем году она вывела в космос корабль многоразового использования «Буран». Задел, который оставил Бармин в своей сфере, продолжает служить отечественной космонавтике и после его смерти. Отметим, что наряду с конструкторской деятельностью, он принимал активное участие в подготовке нового поколения конструкторов, возглавляя кафедру «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов» МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Видеобиография

В.П. Бармин родился 17 марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году поступил в Московское реальное училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступает на механический факультет Московского механико-машиностроительного института, который оканчивает в 1930 году по специальности «инженер-механик по холодильным машинам и аппаратам». Бармина направляют работать на московский завод «Котлоаппарат» инженером-конструктором. В.П. Бармин участвует в проектировании нового, современного компрессора ВП-230. В короткий срок ему удалось выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, организовать изготовление и проведение контрольных испытаний компрессора.

Вскоре В.П. Бармин становится руководителем компрессорной группы КБ завода. В 1933-1935 годах под его руководством были разработаны компрессоры серии ВГ для угольной промышленности, первые отечественные компрессоры: тормозной ТВ-130 для электровозов и вертикальный углекислотный УВ-70/2 для морских судов. В 1935 году КБ поручили задание особой государственной важности — в сжатые сроки спроектировать холодильную установку для охлаждения саркофага в Мавзолее В. И. Ленина. В. П. Барминым был разработан углекислотный компрессор УГ-160 для этой холодильной установки.

Начиная с 1931 года В.П. Бармин ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н. Э. Баумана, где читает курс термодинамики и курс «Расчет и конструирование поршневых компрессоров», кроме этого он руководит курсовыми и дипломными проектами. В конце 1940 года В.П. Бармина назначают главным конструктором завода «Компрессор», однако его планам по дальнейшему развитию холодильной техники не суждено было сбыться.

Великая Отечественная война коренным образом изменила направленность работ В.П. Бармина. 30 июня 1941 года заводу «Компрессор» приказом наркома общего машиностроения была поставлена задача развернуть на заводе серийное производство реактивных снарядов РС-132 (М-13) и пусковых установок для них. Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ объединялись в СКБ при заводе «Компрессор». В.П. Бармин назначается начальником СКБ и заместителем главного конструктора, а позднее — главным конструктором СКБ. В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В. П. Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши», из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.

В.П. Бармин вместе со своим коллективом внес огромный вклад в дело создания ракетно-ядерного щита страны. В 1960-х годах в ГСКБ «Спецмаш» создают шахтные стартовые комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100. Под руководством Бармина были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракет-носителей УР-500 («Протон») и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Наряду с конструкторской деятельностью, В. П. Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации. С 1959 по 1989 гг. он возглавлял кафедру «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». В МВТУ им. Н. Э. Баумана В. П. Бармин являлся почетным президентом Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, членом Международной академии астронавтики.


Владимир Павлович Бармин (1909–1993) — основоположник отечественной космонавтики, конструктор ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.

В. П. Бармин родился 17 марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году поступил в Московское реальное училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступает на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в дальнейшем МВТУ имени Н. Э. Баумана), который оканчивает в 1930 году по специальности «инженер-механик по холодильным машинам и аппаратам».

Бармина направляют работать на московский завод «Котлоаппарат» (с 1931 года завод «Компрессор») инженером-конструктором. В. П. Бармин участвует в проектировании нового, современного компрессора ВП-230. В короткий срок ему удалось выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, организовать изготовление и проведение контрольных испытаний компрессора.

Вскоре В. П. Бармин становится руководителем компрессорной группы КБ завода. В 1933-1935 годах под его руководством были разработаны компрессоры серии ВГ для угольной промышленности, первые отечественные компрессоры: тормозной ТВ-130 для электровозов и вертикальный углекислотный УВ-70/2 для морских судов. В 1935 году КБ поручили задание особой государственной важности — в сжатые сроки спроектировать холодильную установку для охлаждения саркофага в Мавзолее В. И. Ленина. В. П. Барминым был разработан углекислотный компрессор УГ-160 для этой холодильной установки.

Начиная с 1931 года В. П. Бармин ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н. Э. Баумана, где читает курс термодинамики и курс «Расчет и конструирование поршневых компрессоров», кроме этого он руководит курсовыми и дипломными проектами.

В конце 1940 года В. М. Бармина назначают главным конструктором завода «Компрессор», однако его планам по дальнейшему развитию холодильной техники не суждено было сбыться.

Великая Отечественная война коренным образом изменила направленность работ В. П. Бармина. 30 июня 1941 года заводу «Компрессор» приказом наркома общего машиностроения была поставлена задача развернуть на заводе серийное производство реактивных снарядов РС-132 (М-13) и пусковых установок для них. Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ объединялись в СКБ при заводе «Компрессор». В. П. Бармин назначается начальником СКБ и заместителем главного конструктора, а позднее — главным конструктором СКБ.

В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В. П. Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши», из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.

С 1946 года В. П. Бармин становится начальником и главным конструктором ГСКБ «Спецмаш» — головного предприятия по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов. В. П. Бармин становится членом Совета главных конструкторов, созданного С. П. Королевым для координации работ по созданию ракетной техники.

В. П. Бармин вместе со своим коллективом внес огромный вклад в дело создания ракетно-ядерного щита страны. В 1960-х годах в ГСКБ «Спецмаш» создают шахтные стартовые комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100.

Под руководством Бармина были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракет-носителей УР-500 («Протон») и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Наряду с конструкторской деятельностью, В. П. Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации. С 1959 по 1989 гг. он возглавлял кафедру «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». В МВТУ им. Н. Э. Баумана В. П. Бармин являлся почетным президентом Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, членом Международной академии астронавтики.

«Барминград. Возвращение на Луну»
Телестудия Роскосмоса / ФГУП «ЦЭНКИ», 2019

Во время ВОВ Япония сковывала 28% численности РККА

Во время ВОВ Япония сковывала 28% численности РККА

В западной историографии, а нередко и в писаниях отечественных «ниспровергателей исторических концепций тоталитарного периода» расхожим является утверждение о том, что успехом контрнаступления под.

Семь мифов о Cталинграде

Семь мифов о Cталинграде

Будет у России армия – будет и Россия. Это непреложное правило на все времена. Но за предвыборными битвами мы стали забывать битвы настоящие. В которых наши деды показали всю мощь и блеск русского.

Южные врата Российской Империи

Южные врата Российской Империи

По мнению многих историков, первыми на территории современной Одессы появились греческие племена. В античную эпоху, а конкретно в VI-ом веке до нашей эры они пришли на Северное Причерноморье, основав.

Русская земля перед Батыевым нашествием. Проблема

Русская земля перед Батыевым нашествием. Проблема "монгольского" нашествия на Русь

7 февраля 1238 года, после пятидневной осады, войска Батыя приступом взяли столицу Северо-Восточной Руси город Владимир. До этого армия Батыя разорила Рязань и Рязанское княжество, разгромило.

Гибель БПК «Отважный»

Гибель БПК «Отважный»

В Севастополе на территории кладбища Коммунаров можно встретить небольшой, скромный памятник. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту.

Штурмовые бригады Красной армии

Штурмовые бригады Красной армии

Последние годы власть только и говорит о недопустимости фальсификации истории Великой Отечественной войны, но на самом деле палец о палец не ударила, чтобы перейти от слов к делу. Как показывали по.

Ракета таран

Ракета таран

Как немцы, так и японцы поняли, что с растущим превосходством союзников в воздухе нельзя бороться огнем одной лишь зенитной артиллерии. Но ни в Германии, ни позднее в Японии уже не имелось ни.

Русское ракетное оружие 19 века

Русское ракетное оружие 19 века

Рассказ о ракетной технике XIX столетия следует начать с упоминания имени выдающегося русского конструктора, организатора производства и боевого использования ракет генерала Александра Дмитриевича.

Почему за русского врача молились пленные немцы

Почему за русского врача молились пленные немцы

В мамином семейном альбоме вот уже 70 лет хранятся фотографии немецких женщин и детей, которых она никогда не видела, и которые не имели ни малейшего представления о существовании москвички Евгении.

Как Америку к миру принудили

Как Америку к миру принудили

Беспрецедентное поражение США в почти десятилетней Вьетнамской войне и в целом в Индокитайской войне по сей день обсуждается историками, экспертами, публицистами. Что и неудивительно: потери США в.

Сталинградские дни

Сталинградские дни

Великий русский филолог академик Олег Николаевич Трубачев (1930-2002), ученый с мировым именем, широко известен, прежде всего в научных кругах, своими поистине гениальными трудами. Это и «Этногенез.

Можайский десант

Можайский десант

В преддверии юбилея Великой Победы хочется вспомнить чудеса времён Великой Отечественной Войны. Чудеса, совершённые советскими солдатами во имя спасения нашей Родины. Героизм народов Советского.

Потомки жены Геббельса – подпольные миллиардеры

Потомки жены Геббельса – подпольные миллиардеры

История промышленной империи Квандтов началась в 1883 году, когда её основатель Эмиль Квандт унаследовал от своего отчима текстильную компанию. Незадолго до начала ХХ века Эмиль передал компанию.

70 лет назад окончательно потерпел крах гитлеровский замысел овладеть Кавказом

70 лет назад окончательно потерпел крах гитлеровский замысел овладеть Кавказом

70 лет назад завершилась Северо-Кавказская наступательная операция. Окончательно потерпели крах военно-стратегические замыслы Берлина по захвату Кавказа, выходу на границу с Турцией. В результате.

Забытые герои

Забытые герои

Не секрет, что молодежь любит смотреть фильмы о героях и их подвигах. И щедро льются с экранов на наших детей «повести» о неуловимом Джеймсе Бонде, справедливых шерифах, невидимках-ниндзя… А ведь в.

Василий Верещагин – солдат, художник, патриот

Василий Верещагин – солдат, художник, патриот

Василий Васильевич Верещагин является тем примером редкого типа русских художников, кто посвятил свою жизнь батальному живописному жанру. Это неудивительно, поскольку вся жизнь Верещагина неразрывно.

Кто создал

Кто создал "чёрный" миф о "кровавом тиране" Иване Грозном

Чтобы понять целую эпоху, связанную с именем великого государя Ивана Васильевича, надо разобраться с источниками о ней свидетельствующими. Благодаря усилиям западников различных эпох и пропаганде.

К 70-летию высадки десанта и образования плацдарма Малая земля

К 70-летию высадки десанта и образования плацдарма Малая земля

В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года по заданию Военного Совета Черноморского флота в тыл противника под Новороссийск был выброшен парашютно-десантный отряд в количестве 57 человек, состоящий из моряков.

Герой войны и мира

Герой войны и мира

Возвращение к Надежде

Возвращение к Надежде

Сентябрь 2008 года в Башкирии выдался на редкость холодным. Дождик неторопливо осыпал мелкими холодными каплями немногочисленных пассажиров, спешащих к поданному под посадку скорому поезду.

Листовка с полуострова Ханко

Листовка с полуострова Ханко

О событиях 1941 года на полуострове Ханко написано много. И по-разному. Я не стану вдаваться в подробности, расскажу только об одном моменте. Октябрь 1941 года. На полуострове работала типография.

Если бы конвой PQ-17 охраняли американские авианосцы

Если бы конвой PQ-17 охраняли американские авианосцы

Предпосылки к разгрому конвоя PQ-17 лежат не в британском Адмиралтействе, а гораздо дальше и глубже – в Вашингтоне. Неприятности арктических конвоев во многом были связаны с поправкой к закону о.

Украинское наследие СССР

Украинское наследие СССР

Добро «империи зла» не могут поделить уже третье десятилетие. Значит, не так уж оно и плохо. 30 декабря 1922 года Первый Всесоюзный съезд Советов одобрил подписанный накануне договор об образовании.

Санкт-Петербург — «колония образованных малороссиян»

Санкт-Петербург — «колония образованных малороссиян»

Украинские адреса в Петербурге — бесчисленны. Автор песни «Очи черные» Евгений Гребинка так и назвал его еще во времена Шевченко: «Колония образованных малороссиян». Из современной украинской школы.

© 2010-2022 «Военное обозрение»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.

Читайте также: