Безгранично сложный конструктор нашего языка

Обновлено: 28.03.2024

11. Укажите правильное объяснение расстановки знаков препинания в
предложении.
Прошел короткий ливень ( ) и на улицах запахло горькой сладостью
березовых почек.
1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не
нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором была покрыта росой.
1) 1
2) 2, 3
3) 3
4) 1, 3
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Ученые говорят (1) что лен сберегает здоровье человека (2) и я решил
носить (3) льняную рубашку.
1) 1
2) 2
3) 1, 2
4) 1, 2, 3
14. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить
ПРОСТУПОК?
1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в
ПОСТУПКИ.
2) Этот молодой человек способен на благородные ПОСТУПКИ.
3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК
одноклассника.
4) Когда-то моего друга за большой ПОСТУПОК хотели отчислить из
школы.
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) мокла под дождем
2) косвенных падежов
3) чудеснейшим образом
4) здоровые десны
16. Определите, сколько местоимений в данном тексте.
Безгранично сложный конструктор нашего языка создан человеком не
для бессмысленного звучания каждого слова или длинных словосочетаний, а
чтобы мы могли всем передавать свои мысли, чтобы эти самые мысли
вообще могли рождаться в наших головах и при необходимости становиться
всеобщими.
1) 5
2) 6
3) 7
4) 8
17. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя состав слова,
1) у меня возник вопрос.
2) укажите морфемы.
3) мне поставили «отлично».
4) часто не указывается основа.
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
В любой роли талантливый актер чувствует себя свободно и
естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) он
обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
1) 1,2,3,4;
2) 1,3,4;
3) 1,4;
4) 2,4.
19. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного
предложения нельзя заменить обособленным определением,
выраженным причастным оборотом?
1) Два дня спустя Кирила Петрович, который уже обдумал лестное
предложение гостя, отправился с дочерью к князю.
2) Князь продемонстрировал коллекцию картин, что были куплены им в
чужих краях.
3) Князь Верейский обратил внимание на вид, который открывался из окон.
4) Вместе с гостями он прогуливался по аллеям парка, в котором только
недавно были установлены привезенные из-за границы скульптуры.
20. Определите, к какому стилю речи относится текст.
Радар служит для обнаружения объектов, расположенных на большом
расстоянии или вне поля зрения. Современный радар – это прибор,
излучающий при помощи антенны электромагнитные волны, которые
распространяются на очень большое расстояние. Если на их пути попадается
какой-либо объект, они отражаются от него и возвращаются обратно в точку
излучения, то есть на антенну радара. Радар воспринимает отраженные
волны, определяет по ним, на каком расстоянии находится объект, и
отмечает это расстояние на специальном экране.
1) публицистический
2) художественный
3) научный
4) официально-деловой

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

6/19/2022


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

6/19/2022

6/19/2022

Сколько местоимений в данном предложении?Безгранично сложный конструктор наше.

Сколько местоимений в данном предложении?
Безгранично сложный конструктор нашего языка создан человеком не для бессмысленного звучания каждого слова или данных словосочетаний, а чтобы мы могли всем передавать свои мысли, чтобы эти самые мысли вообще могли рождаться в наших головах и при необходимости становиться всеобщими.

Проставить ударения в словах1 команда2 командаНачался Бензопровод Зазвонит Жа.

Проставить ударения в словах
1 команда
2 команда
Начался
Бензопровод
Зазвонит
Жалюзи
Мастерски
Кольраби
Танцовщица

Конкурс командиров «Дальше,дальше,дальше!»1.Определите слово по его лексическ.

Конкурс командиров
«Дальше,дальше,дальше!»
1.Определите слово по его лексическому значению
Цвет фиалки и сирени…

2.Найди в предложении ошибку в словоупотреблении, исправь ее.
Этот человек был полный невежа в вопросах искусства

3. Определить значение слова АЛЬТРУИСТ, выбрать правильный ответ
а)человек, живущий только ради себя;
б)человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим;
в)воинское звание
4. Замените выделенное слово другим, точно передающим данное понятие:
После оттепели снова ударил мороз и на снегу образовалась ледяная корка.

5. Какие из приведенных существительных можно причислить(грамматически) к одушевленным?
Дуб, кукла, млекопитающее

6. Определите род существительного КОФЕ

7. Назовите существительные,которые не имеют формы единственного числа.
Встречи, консервы, заслуги.

Дальше… 8. ДОГОВОРЫ или ДОГОВОРЫ? 9. Образуйте от слова ИНЖЕНЕР форму множе.

8. ДОГОВОРЫ или ДОГОВОРЫ?

9. Образуйте от слова ИНЖЕНЕР форму множественного числа.

10. Каких звуков больше в русском языке?

11. Как называются глаголы с постфиксом –СЯ?

12. Исправьте ошибку.
Ходить как в воду окунутый

13. Выберите правильный вариант ответа.
Их было (пять, пятеро)‏

14. Как называется образное художественное определение?

15. Как в современном языке звучит древнерусское слово ГРАД?

16. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?

Дальше, следующий командир!Определите слово по его лексическому значению. Зар.

Дальше, следующий командир!
Определите слово по его лексическому значению.
Заранее намеченный путь следования.

2.Найдите в предложении ошибку в словоупотреблении, исправьте ее.
Он облоктился локтем на стол.

3. Определите значение слова АПЕЛЛЯЦИЯ, выберите правильный вариант:
а) просьба о пересмотре какого-либо решения;
б) музыкальное произведение;
в) косметическая процедура

4. Замените выделенное слово другим, точно определяющим данное понятие.
Мы пересаживаем рассаду в землю.
5.Какие из приведенных существительных можно причислить(грамматически) к одушевленным?
Народ, чудовище,

6. Определите род существительного КЕНГУРУ

7. Назовите существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Чернила, кеды, клипсы.

Проверяем дальше! 8. ТОРТЫ или ТОРТЫ? 9. Образуйте от слова ПРОФЕССОР форму.

8. ТОРТЫ или ТОРТЫ?

9. Образуйте от слова ПРОФЕССОР форму множественного числа.

10. Как называется разговор двух или более лиц?

11. Как изменяются наречия?

12. Исправьте ошибку.
Князь Игорь убег из плена.

Выберите правильный вариант ответа.
С (обеих, обоих) сторон.

14. Какой частью речи является выделенное слово?
Надо быть исключительно внимательным.

15. К какому пласту лексики относятся слова ПЕРСТ, ОЧИ, ВНЕМЛИ?

16. Закончите логическую цепочку: согласование, управление, …

«Темная лошадка»-1-Я родился 10 ноября 1801 года в Лугани ( Луганск).

«Темная лошадка»-1
-Я родился 10 ноября 1801 года в Лугани ( Луганск),
получил образование в Петербургском Морском кадетском корпусе. По окончании учебы был направлен мичманом на Черноморский флот. В это время начал записывать диалектные слова и приступил к главному делу своей жизни-созданию Толкового словаря живого великорусского языка. В 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В 1829 году защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работал в полевом госпитале хирургом. Много ездил по России, всюду вел наблюдения как этнограф, натуралист, статистик. В течение 40 лет выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский.

«Заморочки из бочки»Откуда эти строчки: Славная осень! Морозные ночи, ясные.

«Заморочки из бочки»
Откуда эти строчки: Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни.
Приведите примеры названий литературных произведений, которые являются фразеологизмами или стали фразеологизмами.
Отгадайте загадку:
У него петух в горле засел(назовите, что случилось с человеком, о котором говорят эти слова)‏
Приведите примеры крылатых выражений из басен Крылова, которые имеют такой смысл: а) дело не двигается, а вокруг происходят бесполезные разговоры, б) не заметить самого главного, в) для дела необходимы умение и талант, г) каждый должен заниматься своим делом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

 Презентация на тему «Язык и речь»


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Презентация на тему «Язык и речь»

Презентация
на тему «Язык и речь»

Презентация на тему «Язык и речь»Безгранично сложный конструктор нашего языка.

Презентация на тему «Язык и речь»
Безгранично сложный конструктор нашего языка создан человеком не ради простого бессмысленного звучания отдельных слов или словосочетаний.
Конструктор языка нужен нам для того, чтобы мы могли передавать друг другу свои мысли . Больше того, он необходим, чтобы эти самые мысли могли рождаться в наших головах и при надобности становиться всеобщими.
( Л. Успенский )

Презентация на тему «Язык и речь»

Презентация на тему «Язык и речь»

Презентация на тему «Язык и речь»проявление и функционирование языка; сам про.

Презентация на тему «Язык и речь»
проявление и функционирование языка;
сам процесс общения;
единична для каждого носителя языка;
явление, переменное в зависимости от говорящего лица.
РЕЧЬ:

Презентация на тему «Язык и речь»

Презентация на тему «Язык и речь»

Презентация на тему «Язык и речь»коммуникативная (язык – это средство общения.

Презентация на тему «Язык и речь»
коммуникативная (язык – это средство общения между людьми. Основная функция языка);
мыслеформирующая (язык используется как средство мышления в форме слов);
когнитивная (язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Презентация на тему «Язык и речь»

Презентация на тему «Язык и речь»

Презентация на тему «Язык и речь»коммуникативная - функция передачи какого –.

Презентация на тему «Язык и речь»язык – это средство общения, речь – это вопл.

Презентация на тему «Язык и речь»
язык – это средство общения, речь – это воплощение и реализация языка;
язык абстрактен, формален; речь - материальна;
язык стабилен и статичен, речь – активна и динамична;
язык независим от ситуации и обстановки общения, речь – контекстно и ситуативно обусловлена;
язык и речь образуют единый феномен человеческого языка и соотносятся как общее и частное: общее – язык – выражается в частном - речи.
СООТНОШЕНИЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ


Тип 0 № 605

В списке ниже отделите аббревиатуры (сложносокращенные слова) от графических сокращений. Сформулируйте отличительные признаки аббревиатур.

УрФУ (Уральский федеральный университет)

гр. (гражданин)

р/с (расчетный счет)

завхоз (заведующий хозяйством)

эсер (социалист-революционер или — сегодня — член партии «Справедливая Россия»)

вуз (высшее учебное заведение)

ун-т (университет)

млн (миллион)

Аббревиатуры: УрФУ, завхоз, эсер, вуз (по 1 баллу за слово).

Они являются самостоятельными словами и употребляются соответственно: учиться в УрФУ (4 балла). Многие аббревиатуры являются изменяемыми словами: завхоза, эсерами (2 балла). Как правило, в составе аббревиатур не используются точка, дефис и косая черта (2 балла).


Тип 0 № 637

Используя материал ниже, сформулируйте, какие специальные функции может выполнять дефис. В текстах какого рода дефис чаще выполняет эти функции?

1. ИГРАТЬ, -аю, -аешь. 1. Забавляться, резвиться, развлекаться (Толковый словарь).

2. —А-аблака-а. — вопил Медвежонок, — белогривые лошадки! (С. Козлов).

3. Вы посмотрите, что стало с клумбами. Ведь на них кра-пи-ва рас-пус-ка-ет-ся! (Ю. Домбровский).

4. Всё это события до-памятные, для меня как бы доисторические (В. Ходасевич).

5. В качестве примера на уроке обсуждали слово под-рост-ок.

Дефис выполняет ряд специальных функций.

1. В лингвистических (т. е. научных) текстах дефис применяется для записи частей слова, в словарях — для записи конечной части слова.

2, 3, 4. В любых текстах (чаще в художественных, публицистических и письменной записи разговорной речи) дефис может использоваться в выразительных целях:

1) для передачи протяжного звучания гласных,

2) для передачи произношения по слогам с разными целями (произнесение говорящим незнакомого слова, смысловое выделение важного слова и др.),

3) для выделения (смыслового и произносительного) какой-либо части слова.

5. В учебных и научных текстах дефис применяется для обозначения членения слова на значимые части или на слоги.

По 2 балла за каждое объяснение (1 балл за указание на функцию, 1 балл — за указание на стиль, тип текста.


Тип 0 № 596

Разделите приведенные ниже примеры на случаи раздельного и дефисного написания. Объясните Ваш выбор в каждом случае.

(Общественно)государственная подготовка, (общественно)опасный преступник, (общественно)ценные чувства, (общественно)политическая жизнь, (общественно)значимый процесс, (общественно)жилищная комиссия, (общественно)историческое развитие.

Как можно объяснить, что при правильном раздельном написании сочетания общественно полезный в реальной практике письма существует вариативность?

Через дефис пишутся сложные прилагательные общественно-государственная подготовка, общественно-политическая жизнь, общественно-жилищная комиссия, общественно-историческое развитие. Основы, от которых они образованы, обозначают равноправные понятия: общественно-государственный = общественный и государственный.

Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного общественно опасный преступник, общественно ценные чувства, общественно значимый процесс. Слово общественно в этих случаях можно заменить на существительное для общества: общественно опасный = опасный для общества (по 4 балла за каждую группу с объяснением). Сочетание общественно полезный (полезный для общества) употребляется часто и занимает промежуточную смысловую позицию, так как воспринимается некоторыми как сочетание равноправных признаков (общественный и полезный). Орфографической нормой это не стало (6 баллов).


Тип 0 № 608

В каком предложении (предложениях) нет подлежащего? Объясните Ваш выбор в каждом случае.

Общаться с ними очень сложно.

Как люблю рисовать в такую погоду!

Двадцать метров — хорошая площадь для комнаты.

Мне очень холодно.

Уходи, стужа, до следующей зимы!

Не нравится нам это.

Как люблю рисовать в такую погоду! — односоставное определенно-личное предложение.

Мне очень холодно — односоставное безличное предложение.

Уходи, стужа, до следующей зимы! — односоставное определенно-личное предложение; слово стужа является обращением и членом структуры не является.

В других предложениях подлежащее есть:

Общаться с ними очень сложно (подлежащее — неопределенная форма глагола).

Двадцать метров — хорошая площадь для комнаты (подлежащее — сочетание числительного и существительного).

Не нравится нам это (подлежащее-местоимение находится после сказуемого) (по 2 балла за каждый случай).


Тип 0 № 619

Прочитайте анекдот, приведенный ниже. На чем основан комический эффект? Какие языковые средства задействованы для его создания?

Приходит мошенник к гадалке и спрашивает:

— Мне сегодня картошка сырая приснилась.

— Очень просто, милый: или по весне посадят, или по осени уберут.

Комический эффект основан на явлении многозначности (6 баллов). Слово посадят можно понимать как «посеют для выращивания» (о картошке) или как «заключат в тюрьму» (о преступнике). Слово уберут — как «соберут урожай» (о картошке) или как «физически уничтожат, убьют» (о человеке) (12 баллов).


Тип 0 № 643

Слова ТАКСИ, МАШИНА, МОТОР, ТАКСОМОТОР, ТАЧКА являются синонимами, если обозначают «специальный автомобиль для перевозки пассажиров и грузов с оплатой проезда обычно на основании показаний счетчика, а также любой частный автомобиль, на котором за плату можно доехать до места назначения». В чем Вы видите разницу в значении и употреблении этих слов? Поясните каждый случай.

Разница в значении и употреблении этих слов следующая.

ТАКСИ — слово с наиболее точным для ряда и нейтральным значением.

МАШИНА — в значении «такси» употребляется в разговорной речи (заказать машину, взять машину) и имеет сниженный характер. В основном значении обозначает более широкое понятие.

МОТОР — так же, как и машина, разговорное.

ТАКСОМОТОР — то же, что такси, но в настоящее время употребляется редко.

ТАЧКА — не литературное слово (можно называть его просторечным, разговорно-сниженным или жаргонным).

3 балла за каждое верное объяснение.


Тип 0 № 644

Две буквы русского алфавита пишутся с использованием надстрочных знаков. Что это за буквы? Почему нельзя считать, что эти знаки используются для уточнения значения букв (как, например, знак ударения)? Есть ли факты, связанные с алфавитами других языков, которые подтверждают ваше мнение?

С использованием надстрочных знаков пишутся буквы Ё и Й (2 балла). Надстрочные знаки здесь не указывают на изменение произношения звуков, которые обозначают буквы Е и И (4 балла). Надстрочные (или диакритические знаки используются в разных алфавитах для уточнения произношения. Например, таковы во французском языке начертания é, è, ê отдельными буквами не являются (2 балла за пример из любого алфавита).


Тип 0 № 645

Используя материал ниже, сформулируйте, какие специальные функции может выполнять косая черта. В текстах какого рода этот знак встречается чаще?

1. Заказчик и/или Исполнитель вправе потребовать изменения или расторжения договора.

2. В магазине продаются вещи б/у (бывшие в употреблении).

3. Скорость автомобиля по шоссе 100 км/ч, а по бездорожью — 10 км/ч.

4. Переходность/непереходность глагола внешне выражается в наличии или отсутствии прямого дополнения.

5. Цифровой вход/выход может использоваться для синхронизации нескольких аудиокарт.

Это необходимо для наращивания количества каналов записи/воспроизведения.

Косая черта чаще всего встречается в научных и деловых текстах и выполняет следующие функции.

1, 4, 5. Функция, близкая к союзам и и или, как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия.

2,3. Для обозначения графических сокращений. в том числе в сокращенных обозначениях составных единиц измерения.

По 2 балла за каждое объяснение (1 балл за указание на функцию, 1 балл — за указание на стиль, тип текста.


Тип 0 № 649

Многие слова, которые пришли в русский язык из старославянского, содержат так называемые неполногласные сочетания с согласными Р и Л. Им соответствуют исконно русские полногласные сочетания. Сравним: прах (старослав.) — порох (русск.), глава (старослав.) — голова (русск.), брег (старослав.) — берег (русск.), млечный (старослав.) — молоко (русск.). В тексте, приведенном ниже, найдите слова, содержащие неполногласные сочетания. Для аргументации приведите их полногласные аналоги.

Овидий, я живу близ тихих берегов,

Которым изгнанных отеческих богов

Ты некогда принес и пепел свой оставил.

Твой безотрадный плач места сии прославил;

И лиры нежный глас еще не онемел.

Там нивы без теней, холмы без винограда;

Рожденные в снегах для ужасов войны,

Там хладной Скифии свирепые сыны,

За Истром утаясь, добычи ожидают

И селам каждый миг набегом угрожают.

Ты, с юных лет презрев волненье жизни ратной,

Привыкнув розами венчать свои власы

И в неге провождать беспечные часы,

Ты будешь принужден взложить и шлем тяжелый,

И грозный меч хранить близ лиры оробелой.

Неполногласные сочетания содержат следующие основные слова: глас, хладной, власы, хранить (8 баллов, 2 балла за слово). Им соответствуют полногласные сочетания в словах голос, холодной, волосы, хоронить(4 балла).

Кроме того, старославянские особенности есть у слов:

винограда — русский корень город;

презрев — русские слова с приставкой пере-;

шлем — русский вариант в устаревшем слове шелом.

За указание любого из перечисленных слов (даже всех) начисляется 3 дополнительных балла.


Тип 0 № 651

Слова АВТОМОБИЛЬ, АВТО, ДРАНДУЛЕТ, КОЛЁСА, КОЛЫМАГА являются синонимами, если обозначают «колесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по асфальтированным, грунтовым и т. п. дорогам».

В чем Вы видите разницу в значении и употреблении этих слов? Поясните каждый случай.

Разница в значении и употреблении этих слов следующая.

АВТОМОБИЛЬ — слово с наиболее точным для ряда и нейтральным значением.

АВТО — употребляется в разговорной речи (ехать на автó) и имеет сниженный характер.

ДРАНДУЛЕТ — чаще обозначает старый и неисправный автомобиль (1 балл); слово употребляется в разговорной речи и имеет шутливый оттенок (2 балла).

КОЛЁСА — не литературное слово (можно называть его просторечным, разговорно-сниженным или жаргонным)

КОЛЫМАГА — чаще обозначает громоздкий или старый, требующий ремонта автомобиль (1 балл); слово употребляется в разговорной речи и имеет шутливый или пренебрежительный оттенок (2 балла).

3 балла за каждое верное объяснение, с учетом особенностей слов драндулет и колымага.


Тип 0 № 655

Рассмотрите значения слов, приведенных ниже, и объясните правописание в них пропущенной буквы И или Е.

1. ПР. ЁМНИК. То же, что Радиоприёмник — устройство для получения и преобразования радиоволн в звуки, изображение.

2. ПР. ЕМНИК. Продолжатель чьей-либо деятельности или тот, кто занял место, должность своего предшественника.

3. ВОСПР. ЕМНИК. 1. В христианском обряде крещения: человек, которому передают на руки ребенка из купели; крестный отец. 2. Книжн. Человек, развивающий чьи-либо убеждения, идеи и т. п., последователь.

4. ПР. ЁМЩИК. Работник, который получает что-либо от того, кто сдаёт; тот, кто проверяет, определяет готовность чего-либо к эксплуатации и т. д.

1. ПРИЁМНИК, ПРЕЕМНИК, ВОСПРИЕМНИК, ПРИЁМЩИК (по одному баллу за верно вставленные буквы, всего 4 балла).

2. Слово приёмник образовано от глагола принимать (волны), для которого актуально значение приближения, присоединения. Слово преемник связано с глаголом перенимать (опыт, знания) и, следовательно, со значением приставки пере-. Слово восприемник происходит от глагола воспринимать, т. е. принимать ребенка из купели или — в другом значении — чьи-то взгляды, идеи. Ср. со словом приёмник. Слово приёмщик также образовано от глагола принимать. За каждое верное объяснение начисляется по 3 балла (всего 12).


Тип 0 № 664

Людмила Петрушевская — автор цикла сказок под названием «Пуськи бятые». Тексты цикла в основном состоят из несуществующих слов, которые при этом образованы и употребляются по принципам русского языка. Приведенное ниже предложение из этих историй разберите по членам, указав части речи. Объясните (обозначьте) причины определения части речи и члена предложения для каждого придуманного слова.

Из бурдысьев высяпывает Бутявчонок, а с Бутявчонком сяпает Кукуся, клямсы в клямсы с Бутявчонком, сяпалка за сяпалку.

Объяснения можно строить следующим образом.

● Из бурдысьев — существительное в род. п. мн. ч. (предлог из, окончание -ев).

● высяпывает — глагол с окончанием -ет, (наст. вр., 2-е лицо, ед. ч.). Кроме этого, в нём можно выделить приставку вы- и суффикс -ыва-, которые одновременно встречаются в глаголах несовершенного вида.

● Бутявчонок — существительное мужского рода в им. п. ед. ч. (имеет нулевое окончание). Слово пишется с заглавной буквы — следовательно, относится к именам собственным. Кроме этого, в нём можно выделить суффикс -онок-, который используется для образования существительных, обозначающих детенышей или имеющих уменьшительно-ласкательное значение.

● с Бутявчонком — это же самое существительное в тв. п. ед. ч. (предлог с, окончание -ом).

● сяпает — глагол с окончанием -ет, (наст. вр., 2-е лицо, ед. ч.). От слова явно образован глагол высяпывать (см. выше).

● Кукуся — существительное женского рода в им. п. ед. ч. (имеет окончание ). Слово пишется с заглавной буквы — следовательно, относится к именам собственным.

● клямсы в клямсы — предположительно сложное наречие (ср. след в след, нога в ногу). с Бутявчонком — см. ранее.

● сяпалка за сяпалку — также предположительно сложное наречие (ср.: шаг за шагом, друг за другом, ряд за рядом).

2 балла начисляется за верный разбор предложения, 2 — за верное определение частей речи. В грамматических объяснениях могут использоваться окончания слов (2 балла), суффиксы (2 балла), предлоги (2 балла), реальные слова для сопоставления (2 балла), элементы графики (написания слов) или фонетики (2 балла). Кроме того, 2 балла начисляются за верно определенные сложные наречия.

Морфология. Подготовка к ГИА. 9 класс

№ слайда 1

Морфология. Подготовка к ГИА. 9 класс

Возможные формулировки заданий. В каком ряду все слова являются существительными

№ слайда 2

Возможные формулировки заданий. В каком ряду все слова являются существительными? В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа? Сколько имён прилагательных в данном предложении? В каком ряду словосочетаний все прилагательные относятся к разряду относительных?

В каком ряду все имена числительные употреблены правильно? В каком предложении г

№ слайда 3

В каком ряду все имена числительные употреблены правильно? В каком предложении глагол не является безличным? В каком примере слово как является наречием? Какая морфологическая характеристика слова является правильной? Сколько союзов употреблено в тексте? В каком предложении выделенное слово является кратким прилагательным?

Сколько имён существительных в предложении? 7 8 9 10 Добавление поваренной соли

№ слайда 4

Сколько имён существительных в предложении? 7 8 9 10 Добавление поваренной соли в воду для полоскания приведёт к тому, что вывешенное зимой бельё не замёрзнет, цветные вещи не полиняют, махровые полотенца и халаты останутся пушистыми, очень грязные занавески легко отстираются.

Сколько имён существительных в предложении? 7 8 9 10 Добавление поваренной соли

№ слайда 5

Сколько имён существительных в предложении? 7 8 9 10 Добавление поваренной соли в воду для полоскания приведёт к тому, что вывешенное зимой бельё не замёрзнет, цветные вещи не полиняют, махровые полотенца и халаты останутся пушистыми, очень грязные занавески легко отстираются.

Сколько местоимений в данном предложении? 5 6 7 8 Безгранично сложный конструкто

№ слайда 6

Сколько местоимений в данном предложении? 5 6 7 8 Безгранично сложный конструктор нашего языка создан человеком не для бессмысленного звучания каждого слова или длинных словосочетаний, а чтобы мы могли всем передавать свои мысли, чтобы эти самые мысли вообще могли рождаться в наших головах и при необходимости становиться всеобщими.

Сколько местоимений в данном предложении? 5 6 7 8 Безгранично сложный конструкто

№ слайда 7

Сколько местоимений в данном предложении? 5 6 7 8 Безгранично сложный конструктор нашего языка создан человеком не для бессмысленного звучания каждого слова или длинных словосочетаний, а чтобы мы могли всем передавать свои мысли, чтобы эти самые мысли вообще могли рождаться в наших головах и при необходимости становиться всеобщими.

Какая морфологическая характеристика предложения является неверной? 4 наречия 5

№ слайда 8

Какая морфологическая характеристика предложения является неверной? 4 наречия 5 глаголов 2 частицы 3 причастия Вот я начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка припоминается мне то зелёный огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюблённый в прелестную девушку, возвращался домой и потирал руки от холода.

Какая морфологическая характеристика предложения является неверной? 4 наречия 5

№ слайда 9

Какая морфологическая характеристика предложения является неверной? 4 наречия 5 глаголов 2 частицы 3 причастия Вот я начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка припоминается мне то зелёный огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюблённый в прелестную девушку, возвращался домой и потирал руки от холода.

В каком предложении выделенное слово является прилагательным? Беседа протекала м

№ слайда 10

В каком предложении выделенное слово является прилагательным? Беседа протекала мирно. Мы жили очень спокойно. Старик легко встал и, не прощаясь, ушёл. Помещение было сыро и грязно.

В каком предложении выделенное слово является именем существительным? Утром так

№ слайда 11

В каком предложении выделенное слово является именем существительным? Утром так сладко спится. Зимой я отправляюсь в Антарктиду. За весной наступит лето. Приеду я к вам завтра вечером.

В каком примере употреблено наречие? (в)плотную бумагу Испугаться (на)смерть Вст

№ слайда 12

В каком примере употреблено наречие? (в)плотную бумагу Испугаться (на)смерть Встать (в)первые ряды Сумка свешивалась (с)плеча Испугаться насмерть

В каком примере употреблено наречие? Страус лишь (от)части птица. Я молчу, глядя

№ слайда 13

В каком примере употреблено наречие? Страус лишь (от)части птица. Я молчу, глядя (в)даль моря. (В)начале жизни мы полны сил и энергии. Не надейся (на)силу, надейся на ум. Страус лишь отчасти птица.

В каком примере употреблено наречие? Всё скрылось (в)дали степной. Люблю грозу (

№ слайда 14

В каком примере употреблено наречие? Всё скрылось (в)дали степной. Люблю грозу (в)начале мая. С окраины мы опять повернули (в)глубь города. Мы взбирались по лестнице (на)верх. Мы взбирались по лестнице наверх.

Сколько служебных частей речи в предложении? 6 7 8 9 Я шёл по берегу и смотрел н

№ слайда 15

Сколько служебных частей речи в предложении? 6 7 8 9 Я шёл по берегу и смотрел на хрупкий лёд, но смог ли бы я что-нибудь увидеть на таком расстоянии!

Сколько служебных частей речи в предложении? 6 7 8 9 Я шёл по берегу и смотрел н

№ слайда 16

Сколько служебных частей речи в предложении? 6 7 8 9 Я шёл по берегу и смотрел на хрупкий лёд, но смог ли бы я что-нибудь увидеть на таком расстоянии!

В каком примере выделенное слово не является предлогом? Идти (в)течени_ получаса

№ слайда 17

В каком примере выделенное слово не является предлогом? Идти (в)течени_ получаса. Совершить ошибку (в)следстви_ рассеянности. Перевести деньги в банк (на)счёт управляющего. Победить (не)смотря на сложности.

В каком примере выделенное слово не является предлогом? Идти в течение получаса.

№ слайда 18

В каком примере выделенное слово не является предлогом? Идти в течение получаса. Совершить ошибку в следствие рассеянности. Перевести деньги в банк на счёт управляющего. Победить несмотря на сложности.

В каком предложении нет частицы? Мы решили непременно купить тот или другой буке

№ слайда 19

В каком предложении нет частицы? Мы решили непременно купить тот или другой букет. Не заболел ли ты? Ну как, нравится, а? Я чуть-чуть было не опоздала на встречу.

В каком предложении нет частицы? Мы решили непременно купить тот или другой буке

№ слайда 20

В каком предложении нет частицы? Мы решили непременно купить тот или другой букет. Не заболел ли ты? Ну как, нравится, а? Я чуть-чуть было не опоздала на встречу.

В каком предложении вместо пропуска нужно употребить частицу НЕ? … одна свежая с

№ слайда 21

В каком предложении вместо пропуска нужно употребить частицу НЕ? … одна свежая струя не проникала в открытые окна. Ленивые руки … родня умной голове. Откуда … возьмись у чугунной решётки вспыхнул огонёк. Как волка … корми, а он всё в лес смотрит.

В каком предложении вместо пропуска нужно употребить частицу НЕ? НИ одна свежая

№ слайда 22

В каком предложении вместо пропуска нужно употребить частицу НЕ? НИ одна свежая струя не проникала в открытые окна. Ленивые руки НЕ родня умной голове. Откуда НИ возьмись у чугунной решётки вспыхнул огонёк. Как волка НИ корми, а он всё в лес смотрит.

В каком предложении придаточная часть присоединяется с помощью союза что? Тогда

№ слайда 23

В каком предложении придаточная часть присоединяется с помощью союза что? Тогда я ещё не знал, что придумали дети. Им овладела такая тяжёлая ненависть, что у него даже заболела голова. То, что я увидел, настолько поразило меня! Нетрудно себе представить, что случилось потом.

В каком примере слово как является наречием? Ах! Как игру судьбы постичь? Как! Е

№ слайда 24

В каком примере слово как является наречием? Ах! Как игру судьбы постичь? Как! Её подозревают, упрекают! И в чём! Как стемнело, Поршнев ушёл и вернулся только около полуночи. Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой.

Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Опре

№ слайда 25

Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Определительное местоимение Личное местоимение Притяжательное местоимение Имя прилагательное. Нас очень тревожило ЕЁ самочувствие.

Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Прич

№ слайда 26

Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Причастие Имя существительное Наречие Предлог Небо молнией летучей опоясалось КРУГОМ.

Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Вопр

№ слайда 27

Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Вопросительное местоимение Наречие Личное местоимение Частица ЧТО же ты не дождался меня?

В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова? Н

№ слайда 28

В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова? Наш – притяжательное местоимение Не – отрицательная частица Триста пятьдесят шестой – сложное количественное числительное Принимая – деепричастие несовершенного вида

В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова? Т

№ слайда 29

В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова? Трое – собирательное числительное Потому что – подчинительный союз Вкусное мороженое – существительное среднего рода Печатающий – деепричастие несовершенного вида

В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова? Ч

№ слайда 30

В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова? Что-нибудь – неопределённое местоимение Компьютерный – притяжательное местоимение Просмотрел – глагол прошедшего времени, мужского рода, единственного числа Снова -- наречие

В каком предложении слово вокруг является предлогом? Все боязливо стали осматрив

№ слайда 31

В каком предложении слово вокруг является предлогом? Все боязливо стали осматриваться вокруг. От этого луча солнца всё вокруг посветлело. Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. Там вокруг высились тёмные сизые сопки.

Какой частью речи является слово куда, употреблённое в данном предложении? Союз

№ слайда 32

Какой частью речи является слово куда, употреблённое в данном предложении? Союз Наречие Частица Прилагательное Так родилась Красная книга, куда занесены редкие виды птиц, а также такие, что находятся под угрозой исчезновения.

В каком примере используется союз тоже? Казалось, что под водой то(же) продолжае

№ слайда 33

В каком примере используется союз тоже? Казалось, что под водой то(же) продолжается трава. Дрозд – живая, бодрая, весёлая и в то(же) время певчая птичка. Он видел всё то(же): снега, лунный блеск, звёзды. Друг мой, со мной было то(же) самое.

В каком примере используется союз тоже? Казалось, что под водой тоже продолжаетс

№ слайда 34

В каком примере используется союз тоже? Казалось, что под водой тоже продолжается трава. Дрозд – живая, бодрая, весёлая и в то же время певчая птичка. Он видел всё то же: снега, лунный блеск, звёзды. Друг мой, со мной было то же самое.

Какая характеристика является правильной по отношению к слову дороги в предложен

№ слайда 35

Какая характеристика является правильной по отношению к слову дороги в предложении? Существительное Причастие Прилагательное Наречие Сменяются поколения, но каждому из них дороги эти сокровища.

Читайте также: