Богомолов конструктор ракетных двигателей

Обновлено: 02.05.2024

Владисла́в Никола́евич Богомо́лов (14 сентября 1919, деревня Тараканово, Шуйский уезд Иваново-Вознесенская губерния — 9 февраля 1997, Королёв, Московская область) — советский конструктор-двигателист.

Содержание

Биография

Родился в 1919 году в деревне Тараканово Южской волости Шуйского уезда Иваново-Вонесенской губернии (ныне Южский район Ивановской области).

В 1937 году поступил в Московский авиационный институт. В связи с войной обучение было прервано. С 1940 по 1944 годы работал конструктором на заводе № 301 в Химках, затем в Новосибирске, куда завод был эвакуирован.

В 1946 году окончил институт и был распределён в НИИ-1 МАП. С этого момента карьера Богомолова связана с Алексеем Михайловичем Исаевым. Благодаря своему опыту, выпускник института сразу был назначен ведущим конструктором по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 разрабатывался для первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и был принят на вооружение в 1952 году.

В 1947 году в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А. М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948 года оно передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. В 1952 году на базе отдела №9 образуется ОКБ-2 НИИ-88.

В марте 1952 года Богомолов назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2.

В 1958 году за разработку двигателей для второй ступени ракет ЗРК С-75 Богомолов награждён Ленинской премией.

ОКБ-2 разработало тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применялась и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

В 1971 году после смерти А.М. Исаева Богомолов становится главным конструктором Конструкторского бюро химического машиностроения (переименовано из ОКБ-2 в 1967 году).

Под руководством В. Н. Богомолова или с его участием созданы ЖРД и двигательные установки для космических кораблей «Салют», «Мир», автоматических аппаратов «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Космос».

В 1985 году по состоянию здоровья Владислав Николаевич уходит на пенсию, но остаётся работать в КБ на должности старшего научного сотрудника и консультанта вплоть до 1992 года.

Умер 9 февраля 1997 года. Похоронен на Невзоровском кладбище (Московская область, Пушкинский район).

Память

  • Именем Богомолова названа улица в Королёве.
  • На доме в Королёве по адресу ул. Богомолова 2 — в 2001 году установлена мемориальная доска с текстом: «Улица названа в память Богомолова Владислава Николаевича, главного конструктора КБ Химмаш им. А.М. Исаева, Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии, почетного гражданина г. Королева». [1]

Награды

    1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос Богомолову В. Н. присвоено звание Героя Социалистического Труда.
  • Награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.
  • Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР.
  • Заслуженный деятель науки и техники РФ.
  • Почётный гражданин города Королёва.

Литература

  • Сын земли русской: к 90-летию В.Н. Богомолова: [очерки] / Кол.авт. КБ Химмаш им. А.М. Исаева; Сост. Дудин Леонид Анфиногенович, Общ. ред. Петрик В. А.. — Москва: Интеллект- Центр, 2009. — 171 с., [4] л.

Примечания

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 14 сентября
  • Родившиеся в 1919 году
  • Родившиеся в Ивановской области
  • Умершие 9 февраля
  • Умершие в 1997 году
  • Умершие в Московской области
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Октябрьской Революции
  • Лауреаты Ленинской премии
  • Лауреаты премии Совета Министров СССР
  • Конструкторы ракетно-космических систем
  • Персоналии:Королёв
  • Инженеры СССР
  • Похороненные на Невзоровском кладбище
  • Машиностроители

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Богомолов, Владислав Николаевич" в других словарях:

Богомолов — (Богомолова) распространённая русская фамилия. Богомолов Богомолов, Александр: Богомолов, Александр Александрович (род. 1983) российский (с 2011 года) и американский теннисист. Богомолов, Александр Викторович (род. 1976) российский… … Википедия

Соловьёв, Всеволод Николаевич (учёный) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соловьёв. В Википедии есть статьи о других людях с именем Всеволод Соловьёв. В Википедии есть статьи о других людях с именем Соловьёв, Всеволод Николаевич. Всеволод Николаевич Соловьёв … Википедия

Челомей, Владимир Николаевич — Владимир Николаевич Челомей Дата рождения: 17 (30) июня 1914(1914 06 30) Место рождения: город Седльце, Люблинская губерния, Царс … Википедия

Куксенко, Павел Николаевич — Куксенко Павел Николаевич Дата рождения: 25 апреля 1896(1896 04 25 … Википедия

Бабакин, Георгий Николаевич — Георгий Николаевич Бабакин Дата рождения: 31 октября (13 ноября) 1914(1914 11 13 … Википедия

Лауреаты Ленинской премии — Медаль лауреата Ленинской Премии Лауреаты Ленинской премии Данный список является неполным. Ленинская премия ежегодно присуждалась 22 апреля, в день рождения … Википедия

Список Героев Социалистического Труда (Боболев — В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «Б». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

История города Королёва — Город Королёв (бывш. город Калининград) город в России, один из крупн … Википедия

Конструкторское бюро химического машиностроения им. А. М. Исаева — КБХМ Тип ФГУП Год основания 1959 Расположение … Википедия

Невзоровское кладбище — кладбище Невзоровское Страна РоссияРоссия … Википедия

Богомолов Владислав Николаевич - заместитель главного конструктора ОКБ-2 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике, Московская область.

Родился 14 сентября 1919 года в деревне Тараканово ныне Южского района Ивановской области. Русский.

В 1937 году, окончив школу, поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Учёба была прервана войной. Работал в должности конструктора на заводе №301 в Химках. В октябре 1941 года завод №301 и ОКБ М. Гудкова были эвакуированы на Новосибирский авиазавод №153. Здесь Богомолов был назначен в ОКБ начальником конструкторской бригады, работавшей над самолётом ГУ-1.

В январе 1946 года получил диплом об окончании института и распределение в научно-исследовательский институт ракетной авиации - НИИ-1 Министерства авиационной промышленности. Молодой специалист, но уже вполне сформировавшийся, опытный специалист стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 предназначался для наших первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и был успешно сдан на вооружение в 1952 году.

Вскоре выяснилось, что в авиационной промышленности перед ЖРД самостоятельных перспектив не оказалось: их перекрыли гораздо более экономичные ГТД (газотурбинные двигатели). В январе 1948 года В.Н. Богомолов, как и весь коллектив, был переведен в НИИ-88 Министерства вооружений (город Калининград Московской области) и в июне 1948 года назначен начальником группы специального конструкторского бюро отдела №9. В разгар работы по СУ-1500 А.М. Исаев постоянно привлекал В.Н. Богомолова к новым разработкам, и он, как это ни удивительно, со всем справлялся. В марте 1952 года Богомолов был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2.

Главной задачей исаевцев в это время стало создание двигателей для зенитных ракет - сначала для ОКБ С.А. Лавочкина, а затем для ОКБ П.Д. Грушина. Отвечал в ОКБ за разработку двигателей зенитных ракет В.Н. Богомолов.

Несмотря на самый широкий фронт разнообразных задач, стоявших перед ОКБ-2, С.П. Королёв сумел уговорить А.М. Исаева взяться за ещё одно ответственное дело, совершенно новое, - за создание двигательных установок для космических аппаратов. Богомолов был назначен ответственным за космическое направление КБ. Главная задача, стоявшая перед конструктором, обеспечить безотказный запуск двигателя в невесомости и в космическом пространстве. В самый короткий срок задача создания ТДУ-1 - тормозной двигательной установки для космического корабля "Восток" - была решена, при минимальных габаритах и весе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта советского человека в космическое пространство Богомолову Владиславу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

До 1971 года В.Н. Богомолов был первым заместителем начальника и главного конструктора ОКБ-2 (с 1967 года - Конструкторское бюро химического машиностроения). Наряду с космическими проблемами (КА "Восток", "Восход", КК "Марс", "Венера", "Луна", "Зонд", "Союз", "Молния", "Космос" и др.), пришлось вникать во все проблемы ЖРД для баллистических и крылатых ракет.

В 1971 году, после смерти А.М. Исаева, Богомолов принял на себя руководство предприятием, всю ответственность по всем направлениям деятельности, и руководил им в течение 14 лет. На это время - с 1971 по 1985 год - приходится пик работ по освоению новых изделий. За всю историю коллективом КБ Химмаш было создано более 120 ракетных ЖРД, двигательных установок (ДУ) и жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ), которые использовались практически во всех направлениях ракетной и космической техники: в авиации, в ракетах-носителях наземного и морского базирования, в зенитных, авиационных и метеорологических ракетах, в космических аппаратах для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемых космических кораблях и станциях.

С 1985 по 1992 год В.Н. Богомолов отдавал свои знания и силы на посту старшего научного сотрудника и консультанта в своем же КБ, ныне - Конструкторского бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева.

Жил в городе Калининграде Московской области (с 1996 года - Королёв). Скончался 9 февраля 1997 года. Похоронен на Невзоровском кладбище (Московская область, Пушкинский район).

Награждён тремя орденами Ленина (1956, 1961, 1971), орденом Октябрьской Революции (1976), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1958) и премии Совета Министров СССР. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор. Почётный гражданин города Королёв Московской области.


Владислав Николаевич Богомолов родился 14 сентября 1919 г. в деревне Тараканово Вязниковского уезда Владимирской губернии. Как и многие его сверстники увлекся авиацией. Однако пытливый юноша не ставил самоцелью научиться летать, его увлекала перспектива создания советских самолетов, которые, как гласил лозунг середины 1930-х годов, могли «летать выше всех, быстрее всех, дальше всех».


Владислав Николаевич Богомолов

В 1937 г. Владислав Николаевич стал студентом Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Целеустремленно и с увлечением постигал он в одном из ведущих столичных вузов сложную науку авиастроения. Однако в планы будущего инженера авиационной техники вмешалась война.

Специалист с незаконченным высшим образованием В.Н.Богомолов с началом Великой Отечественной войны получил назначение на завод №301 в г. Химки, где работал в должности конструктора. В октябре 1941 г. завод и образованное при нем еще в конце мая 1939 г. ОКБ-301 под руководством авиаконструктора М.И. Гудкова были эвакуированы в город Новосибирск на авиазавод № 153. Здесь В.Н. Богомолов был назначен в ОКБ на должность начальника конструкторской бригады, работавшей над самолётом ГУ-1.

Первый испытательный полет Гу-1 12 июня 1943 г. закончился катастрофой. М.И. Гудков был лишён звания главного конструктора, а коллектив ОКБ-301 передан в ОКБ-21 под руководством С.А. Лавочкина. Однако тяжелые неудачи не могли перечеркнуть всю работу коллектива ОКБ-301.

Молодой авиационный специалист В.Н. Богомолов в годы Великой Отечественной войны уже состоялся как конструктор-двигателист. Он хорошо понимал, что идеи М.И. Гудкова - перспективные, за ними будущее. Одним из первых советских авиаконструкторов Гудков предложил строить истребители с турбореактивным двигателем (проект самолёта Гу-ВРД). По разработанной Гудковым, «реданной схеме», предлагалось решать проблему компоновки ТРД-двигателя в фюзеляже самолёта. В дальнейшем эта схема использовалась другими отечественными конструкторами реактивных самолётов.

В 1946 г. В.Н. Богомолов окончил институт и был распределён в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, которым руководил Алексей Михайлович Исаев. С этого момента судьбы этих двух выдающихся людей были неразделимы. Благодаря производственному опыту, полученному в годы Великой Отечественной войны, выпускник МАИ сразу был назначен ведущим конструктором по разработке стартового жидкостного ракетного ускорителя (СУ-1500) для первых советских реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14, которые в 1950-е годы стали основой советской стратегической авиации.

В 1947 г. в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева, которое непосредственно участвует в советском ракетном проекте.

В 1948 г. весь коллектив ОКБ-2, в том числе и В.Н. Богомолов, был переведен в НИИ-88 Министерства вооружений, в город Калининград Московской области и преобразован в отдел №9 Специального конструкторского бюро. Владислав Николаевич возглавил группу отдела №9 СКБ, которая отвечала за разработку двигателей зенитных ракет сначала для ОКБ С.А. Лавочкина, а затем для ОКБ П.Д. Грушина. В результате этих работ появились ЗРК «Нева» и «Десна», которые не раз неприятно удивляли потенциальных противников СССР. Например, 1 мая 1960 г. ракетой комплекса С-75 «Десна» под Свердловском (ныне Екатеринбург) на высоте 21 км был сбит высотный самолёт-разведчик США «Локхид U-2», пилотируемый летчиком из подразделения ЦРУ «10-10» Фрэнсисом Гэри Пауэрсом.

В 1952 г. на базе отдела №9 образуется ОКБ-2 НИИ-88. Именно в этот период времени С.П. Королев убедил А.М. Исаева включиться в работу по реализации совершенно нового дела - отечественного космического проекта. Исаев и его конструкторский коллектив должны были создавать двигательные установки для космических аппаратов, обеспечив при этом их безотказную работу в космическом пространстве, в условиях невесомости. За космическое направление работ ответственным был назначен В.Н. Богомолов, назначенный в марте 1952 г. заместителем главного конструктора ОКБ-2. Именно он предложил А.М. Исаеву создавать не только собственно двигатель, а именно двигательную установку. Задача разработки тормозной двигательной установки (ТДУ-1) при минимальных габаритах и весе была решена ОКБ-2 в самые короткие сроки. Именно она применялась на космическом корабле «Восток», а в дальнейшем на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

С 1959 г. по 1971 г. В.Н. Богомолов работал первым заместителем начальника и главного конструктора ОКБ-2, переименованного в 1967 г. в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБ Химмаш). В эти годы он был непосредственным участником работки двигательных установок как для космических аппаратов (космические корабли «Восток», «Восход», автоматические аппараты «Марс», «Венера», «Луна», «Зонд», «Союз», «Молния», «Космос» и др.), так и для баллистических и крылатых ракет.

Вскоре после полета в космос Ю.А. Гагарина, указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 г. за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос В.Н. Богомолову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

После смерти А.М. Исаева, 26 августа 1971 г. Владислав Николаевич Богомолов был назначен начальником - главным конструктором КБ Химмаш. В течение 14 лет Владислав Николаевич руководил коллективом, который под его руководством или с его участием вел разработку более 40 наименований комплексов жидкостных ракетных двигателей, двигательных установок, жидкостных ракетных двигателей малой тяги различного класса и назначения. В том числе для космических кораблей «Салют», «Мир», космических автоматических аппаратов, баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, корабельных и самолетных крылатых ракет, зенитных управляемых ракет и т.д.

КБ Химмаш под руководством В.Н. Богомолова было создано пять типов двигательных установок для пилотируемых космических аппаратов - «Союзов Т», «Союзов ТМ», «Прогрессов М», «Миров», «Алмазов», «Кванта», «Кристалла». На непилотируемых космических аппаратах использовались девять типов двигательных установок. Они предназначались для «Фобосов», «Ресурсов» и др.

Только для Военно-воздушных Сил в КБ Химмаш было разработано три типа двигателей, для Военно-Морского Флота - семь типов (в том числе для ракет РСМ-50, РСМ-54), для Противовоздушной обороны страны - один тип, для Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-космических сил - 16 типов двигателей.

Герой Социалистического Труда главный конструктор КБ Химмаш В.Н. Богомолов был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РФ, он стал лауреатом Ленинской премии и премии Совета Министров СССР. Владиславу Николаевичу также было присвоено звание почетного гражданина города Королева.

«Талантливый инженер и конструктор с замечательными человеческими качествами, снискавшими ему глубокое уважение и любовь сотрудников предприятия и многих, кому посчастливилось общаться с ним», - так говорили о нем все, кто знал Владислава Николаевича.

В.Н. Богомолов умер 9 февраля 1997 года. В городе Королеве в честь Героя названа одна из улиц. Она заканчивается у проходной КБ Химмаш. На доме 2 улицы Богомолова, Главному конструктору установлена мемориальная доска.


Родился 20 мая (2 июня) 1913 года в деревне Ситское ныне Юхновского района Калужской области.

C 1923 года жил в Москве. В 1927 году окончил школу-семилетку, в 1929 году — 1-й Московский институт трудового воспитания. В 1929—1932 годах работал в организации «Стройэлектро»: электромонтажником, бригадиром, старшим электриком. Из «Стройэлектро» был направлен на учебу в Московский энергетический институт. Окончил МЭИ в 1938 году.

Богомолов А. Ф. участник Великой Отечественной войны, командир взвода, затем инженер по радиолокации зенитно-артиллерийских частей Ленинградского Фронта. А. Ф. Богомолов был награжден орденом Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

В конце 1945 года Алексей Федорович был отозван из армии в МЭИ и приступил к работе на кафедре Радиотехнических приборов. Преподавал на Высших инженерных курсах МВТУ в 1947—1954 годах, на радиотехническом факультете МЭИ. В 1949 году он защитил кандидатскую диссертацию. В 1955 году А. Ф. Богомолов был избран заведующим кафедрой Радиотехнических приборов.

Богомолов был главным конструктором (директором) ОКБ МЭИ с 1954 по 1989 годы. Основные направления работы ОКБ МЭИ в это время были: радиотелеметрия, траекторные измерения, фазовая пеленгация, антенные системы. А. Ф. Богомолов и возглавлявшийся им коллектив сотрудников ОКБ является создателем средств радиотелеметрии и траекторных измерений, обеспечивших разработку и испытания первых баллистических ракет, межконтинентальных ракет, запуск первых искусственных спутников Земли, проведения научных экспериментов в космосе.

Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года.

Специалист в области разработок радиоастрономических и радиофизических комплексов и проведения важнейших исследований в космосе. Главный конструктор радиотехнических систем, учёный радиотехник. Член-корреспондент по Отделению общей и прикладной физики (радиофизика и радиотехника) с 1 июля 1966 года. Академик по Отделению общей физики и астрономии (астрономия) с 26 декабря 1984 года. Основные работы по радиотехнике и радиофизике, в том числе разработка больших радиотелескопов для приёма телепередач через ИСЗ «Молния» в системе «Орбита».

Жил в Москве. Вышел на пенсию в 2000 году. Умер 12 апреля 2009 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. [1]

Деятельность

Специалист в области разработок радиоастрономических и радиофизических комплексов и проведения важнейших исследований в космосе. Главный конструктор радиотехнических систем, учёный радиотехник. Член-корреспондент АН СССР по Отделению общей и прикладной физики (радиофизика и радиотехника) с 1 июля 1966 года. Академик АН СССР по Отделению общей физики и астрономии (астрономия) с 26 декабря 1984 года (c 1991 года — РАН). Основные работы по радиотехнике и радиофизике, в том числе разработка больших радиотелескопов для приёма телепередач через ИСЗ «Молния» в системе «Орбита».

А. Ф. Богомолов пользовался большим уважением и доверием со стороны С. П. Королева. Академик А. Ф. Богомолов входил в состав Совета Главных конструкторов, возглавлявшегося С. П. Королевым. Личная дружба связывала его со многими выдающимися деятелями ракетно-космической техники и радиоэлектроники: А. Г. Иосифьяном, М. И. Борисенко, Б. Е. Чертоком и многими другими. В 1960—1965 годах под руководством А. Ф. Богомолова были сооружены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем с диаметром 64 м (Медвежьи озера, под Москвой) для обеспечения связи с межпланетными исследовательскими аппаратами, запускаемыми к планетам Солнечной системы.

Награды и звания

  • В 1958 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
  • Награждён 3 орденами Ленина (1955, 1958, 1961), орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 2-й степени (1985), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (1945), «Знак Почёта», медалями.
  • Награждён золотой медалью имени А. С. Попова за совокупность работ «Создание уникальных радиотехнических систем в области связи и телевидения, космической техники и радиоастрономии» (1989).
  • Присуждена Государственная премия 1986 года за разработку и создание бортового космического комплекса «ВЕНЕРА-15», «ВЕНЕРА-16».
  • Богомолов А. Ф. действительный член АН СССР по Отделению общей и прикладной физики (радиофизика и радиотехника) с 1 июля1966 года, академик по Отделению общей физики и астрономии (астрономия) с 26 декабря1984 года.
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
  • Лауреат Ленинской премии (1966) и двух Государственных премий СССР (1978, 1986).

Интересные факты

Из воспоминаний руководителя подготовки советских космонавтов Каманина Н. П. (4.07.1963 г.) «Был на торжестве в Московском энергетическом институте, где отмечали 50-летие Богомолова Алексея Федоровича. На юбилее были Столетов, Елютин, Королев, Янгель, Колесников, Титов, Одинцов и более 200 работников института и ОКБ. Богомолов учился и работает в институте, умело сочетая большую конструкторскую работу с профессорской деятельностью. Алексей Федорович сам молод душой и опирается на молодой студенческий коллектив. Вся радиоэлектроника, работающая сейчас в космосе и на ракетах, создана коллективом, возглавляемым А. Ф. Богомоловым. Мы верим и надеемся, что Богомолов и возглавляемый им коллектив сделают еще многое в деле освоения космоса». Богомолов А. Ф. — отец математика Фёдора Алексеевича Богомолова и известного российского писателя Андрея Алексеевича Молчанова.

Публикации

Примечания

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои




Богомолов Владислав Николаевич (14.09.1919-09.02.1997)
Главный конструктор и директор КБ ХимМаш, специалист в области жидкостных ракетных двигателей. Герой Социалистического Труда, награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями. Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР. Заслуженный деятель науки и техники РФ. Почётный гражданин города Королёва.

Краткая биография

14.09.1919. Родился в деревне Тараканово Южской волости Шуйского уезда Иваново-Вонесенской губернии (ныне Южский район Ивановской области).

1937. поступил в Московский авиационный институт (МАИ) имени Серго Орджоникидзе. Обучение было прервано войной.

1940. Начал работать конструктором на заводе № 301 в Химках.

Октябрь 1941-1944. Завод №301 и ОКБ М. Гудкова были эвакуированы на Новосибирский авиазавод №153. Здесь Богомолов был назначен в ОКБ начальником конструкторской бригады, работавшей над самолётом ГУ-1.

Молодой специалист, но уже вполне сформировавшейся, опытный специалист стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 предназначался для наших первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и был успешно сдан на вооружение в 1952 году.

Январь 1946. Окончил МАИ имени Серго Орджоникидзе и был распределён в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности (МАП).

1946. С этого момента карьера Богомолова связана с А. М. Исаевым. Опытный молодой специалист стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 разрабатывался для первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14.

1947. В НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А. М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике.

1948. Вскоре выяснилось, что в авиационной промышленности перед ЖРД самостоятельных перспектив не оказалось: их перекрыли гораздо более экономичные ГТД (газотурбинные двигатели). В январе 1948 года В.Н. Богомолов, как и весь коллектив, был переведен в НИИ-88 Министерства вооружений (город Калининград Московской области)

Май 1948. ОКБ-2 передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро.

Июнь 1948. В. Н. Богомолов назначен начальником группы специального конструкторского бюро отдела №9. В разгар работы по СУ-1500 А.М. Исаев постоянно привлекал В.Н. Богомолова к новым разработкам.

Главной задачей исаевцев в это время стало создание двигателей для зенитных ракет - сначала для ОКБ С.А. Лавочкина, а затем для ОКБ П.Д. Грушина. Отвечал в ОКБ за разработку двигателей зенитных ракет В.Н. Богомолов.

1952. На базе отдела №9 образуется ОКБ-2 НИИ-88. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 реактивных бомбардировщиков принят на вооружение.

Несмотря на самый широкий фронт разнообразных задач, стоявших перед ОКБ-2, С.П. Королёв сумел уговорить А.М. Исаева взяться за ещё одно ответственное дело, совершенно новое, - за создание двигательных установок для космических аппаратов. Вначале А.М. Исаев считал, что нужно создавать только двигатель, а В.Н. Богомолов предложил создать двигательную установку. Это предложение было принято. Главная задача - обеспечить безотказный запуск двигателя в невесомости и в космическом пространстве. Богомолов был назначен ответственным за космическое направление. В самый короткий срок задача создания ТДУ-1 - тормозной двигательной установки для космического корабля "Восток" - была решена, при минимальных габаритах и весе.

Март 1952. Богомолов назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2.

1958. За разработку двигателей для второй ступени ракет ЗРК С-75 Богомолов награждён Ленинской премией.

ОКБ-2 разработало тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применялась и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

17.06.1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос Богомолову В. Н. присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1967. ОКБ-2 переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБ ХимМаш)

1971. После смерти А.М. Исаева Богомолов становится главным конструктором КБ ХимМаш.

Под руководством В. Н. Богомолова или с его участием созданы ЖРД, жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ), ДУ и другие двигательные установки для космических кораблей «Салют», «Мир», автоматических аппаратов «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Космос», БРПЛ, корабельных и самолетных крылатых ракет, зенитных управляемых ракет и т.д.

1985. По состоянию здоровья Владислав Николаевич уходит на пенсию, но остаётся работать в КБ на должности старшего научного сотрудника и консультанта вплоть до 1992.

09.02.1997. Умер в Королеве, похоронен на Невзоровском кладбище в Пушкинском районе.

Именем Богомолова названа улица в Королёве.

2001. На доме в Королёве по адресу ул. Богомолова 2 установлена мемориальная доска с текстом: «Улица названа в память Богомолова Владислава Николаевича, главного конструктора КБ Химмаш им. А.М. Исаева, Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии, почетного гражданина г. Королева».

2009. Выпущена книга "Сын земли русской: к 90-летию В.Н. Богомолова: очерки". Кол. авт. КБ Химмаш им. А.М. Исаева; Сост. Дудин Леонид Анфиногенович, Общ. ред. Петрик В. А.

Читайте также: