Браун конструктор ракет вернер

Обновлено: 28.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Гений и злодейство.
Вернер фон Браун – один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет, член НСДАП с 1937 года и штурмбаннфюрер СС. После Второй мировой - ключевая фигура американской космонавтики. Физик и инженер-ракетчик, главный конструктор ракеты-носителя «Сатурн-5», которая в 1967 году вывела на орбиту космический корабль «Аполлон 11», доставивший экипаж на Луну.

1. Семья.
Барон (Freiherr) Вернер Магнус Максимилиан фон Браун (Wernher Magnus Maximilian von Braun) родился 23 марта 1912 года в городке Вирзиц (Wirsitz, ныне Wyrzysk, Польша) в Пруссии. Отец Магнус фон Браун занимал пост министра продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики, мать, Эмми фон Квисторп, была родом из прусской королевской семьи. В 13 лет, на конфирмацию, именно мама подарила будущему великому ракетостроителю телескоп.
2. Ты вспомни, как всё начиналось.
Первый опыт в ракетостроении оказался не очень удачным – 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости на автомобилях с ракетными двигателями Макса Валье и Фрица фон Опеля, взорвал игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард, на переполненной улице. Маленький изобретатель впервые был взят под стражу, его забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

В 1930 году Вернер поступает в Берлинский технический университет, где присоединяется к группе «Общество космических путешествий» (Verein für Raumschiffahrt - «VfR»), принимает участие в испытаниях ракетного двигателя на жидком топливе, позже учится в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Его диссертация от 16 апреля 1934 года называется «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе» и становится секретной по требованию Вермахта. В конце 1934 года группа под его руководством успешно запускает две ракеты, которые достигают высоты 2,2 и 3,5 километров. С 1937 по 1945 год фон Браун работает на ракетной базе Пенемюнде на берегу Балтийского моря, где участвует в создании так называемого «оружия возмездия».
3. Оружие возмездия.

«Фау-2», (V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название: А-4 — Aggregat-4) - одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе. Запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта — до 6120 км/ч, дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Средняя стоимость — 119 600 рейхсмарок.

Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянной корректировки с земли, координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета и любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

4. Боевая эффективность.
Оружие возмездия, на которое так уповал Гитлер, и которое должно было навести ужас на жителей Лондона и Антверпена, фактически было бесполезно. Ракета была серьёзно недоработана, а уровень тогдашних технологий не мог обеспечить приемлемой точности, из выпущенных ракет до цели долетала половина, да и та работала по принципу «на кого Бог пошлёт».

В Великобритании от ракетных ударов погибло 2724 человека, то есть каждая ракета, это дорогостоящее чудо немецкой инженерии, убивала по одному-два человека. Однако для гражданского населения ужас этих ракет заключался в другом: об их приближении не могли предупредить сирены воздушной тревоги, «Фау-2» поражали внезапно и являлись фактором деморализации.

На самом деле «Фау-2» нанесла ещё один ужасный урон – её главными жертвами стали те, кто её собирал. Пленные трудились на круглосуточно работавшей подземной фабрике «Миттельверк», многих узников, владевших необходимыми техническими навыками, например, сварщиков свозили из других лагерей. Условия существования узников были ужасающими: людей держали без солнечного света, в антисанитарии, они голодали и недосыпали.

Имелись случаи убийства пленных за попытку саботировать работы: по свидетельствам очевидцев, провинившихся демонстративно вешали на кранах сборочных линий и штурмбаннфюрер фон Браун был свидетелем этих казней.
5. Карьера в SS.

Сам Вернер фон Браун меньше всего походил на наивного простака, бравшего у нацистов деньги ради осуществления светлой мечты о космосе. Он был не только членом нацистской партии, он сделал карьеру в Ваффен СС от унтерштурмфюрера до штурмбаннфюрера (соответствует армейским званиям лейтенанта и майора), он прекрасно знал, что на заводе по изготовлению его ракет работают заключенные из концлагеря.

Он регулярно общался с высшим нацистским командованием, и не надо было большого ума, чтобы понять, на какой режим он работает. Именно фон Браун убедил Гитлера сосредоточить усилия на изготовлении ракеты «Фау-2» и тот факт, что в военном смысле эта ракета оказалась неэффективной, не освобождает её создателя от ответственности – после «Фау-2» в Пенемюнде начали разработку новой, более мощной ракеты, рассчитанной на поражение крупных объектов, но закончить проект просто не успели.

6. Операции «Скрепка».
Весной 1945 года фон Браун и его сотрудники решили сдаться в плен американцам. В июне 1945 года переезд самого шефа и его сотрудников в Америку был одобрен на уровне госсекретаря США, но до 1 октября 1945 года американской общественности ничего об этом известно не было. Спецслужбы «отмыли» фон Брауна от нацизма, он попал в число учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США (Joint Intelligence Objectives Agency, JIOA) создало фиктивные биографии и удалило упоминания о воинских званиях, членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей.

В итоге, фон Брауну, лично ответственному за обстрел Лондона, Антверпена, Парижа и гибели заключённых, вместо судебного разбирательства в качестве военного преступника, поручили возглавить американскую космическую программу.
7. Старт космической гонки.
Америке достался фон Браун, Советскому Союзу – сборочный завод «Миттельверк» и несколько уцелевших «Фау», правда без чертежей и расчётов. Как и американцы, русские ракетчики разобрали трофей до винтика и полностью скопировали. Это оказалось не просто, в стране для ракетостроения пришлось создавать современную техническую базу – к примеру, в конструкции «Фау» использовалось более 40 различных сортов резины, в то время как промышленность СССР производила только восемь.

Первая советская баллистическая ракета Р-1 была изменённой модификацией Фау-2, однако последующие Р-2 и Р-5 стали технологическим прорывом, а переработанная Р-7, двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, стала носителем первых искусственных спутников Земли.
Причём тут фон Браун? Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за эти 70 лет. Конструкция всех ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы - все эти решения были впервые внедрены на его разработках. Мы всё ещё продолжаем жить в эпоху «Фау-2».
8. Карьера в США.
После нескольких переездов фон Браун и оставшаяся часть его команды из Пенемюнде обосновались в Форт Блисс, штат Техас, на крупной базе американской армии к северу от Эль-Пасо. Работа продвигалась медленно, любое предложение, касающееся новых идей о ракетах, отвергалось: американцы считали каждый цент. С 1956 года Браун возглавил программу разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» и космических ракет на его основе — «Юпитер-С», «Юнона» и спутника «Эксплорер».

Толчком к ускорению работ и их финансированию послужил запуск Советским Союзом первого искуственного спутника, только после этого Браун получил разрешение на запуск «Юноны» - спутник попал в космос с опозданием в один год. Именно вариант ракетоносителя «Редстоун» был использован в 1961 г.оду для запуска в космос первого американского астронавта Алана Шепарда.

9. Награды не обошли выдающегося учёного.

А неплохо бы все награды разом смотрелись вместе, да ещё на чёрном мундире?
10. Аполитичный гений.

Когда стало ясно, что Америка может смести целый город одной-единственной бомбой,
некий ученый, обратившись к отцу, сказал: "Теперь наука познала грех".
И знаете, что он сказал? Он сказал: "Что такое грех?"

Безусловно, Вернер фон Браун олицетворяет тот тип учёного, который напрочь лишён какого-либо подобия морали. Всё, что он делал, было успешным: можно бомбить Лондон или запускать людей на Луну – важен конечный результат. После войны он ни разу не выразил раскаяния по поводу своего участия в преступлениях нацистов – даже показного и формального. и тем не менее, на сайте американского Управления по космическим исследованиям НАСА ему дается такая характеристика: «Без всякого сомнения, Вернер фон Браун был величайшим в истории ученым в области ракетной физики».

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун ( нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun ; 23 марта 1912 , Вирзиц , провинция Позен , Пруссия — 16 июня 1977 , Александрия , Виргиния , США ) — немецкий, а с 1955 года — американский конструктор ракетно-космической техники , один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет , член НСДАП с 1937 года, штурмбаннфюрер СС (1943-1945). В США он считается «отцом» американской космической программы.

Вернер фон Браун родился в городе Вирзиц в провинции Позен тогдашней Германской империи. Его семья принадлежала к аристократическому роду, он унаследовал титул «фрайхерр» (соответствует баронскому). После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а семья Вернера, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине. В 1930 году фон Браун поступил в Берлинский технический университет, где присоединился к группе «Verein für Raumschiffahrt» («Общество космических путешествий»). В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе. В 1932 году был принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера.

Фон Браун работал над своей диссертацией, когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер и НСДАП. Ракетостроение практически немедленно стало важным вопросом повестки дня. В июле 1934 года фон Брауну была присвоена степень доктора физических наук (ракетостроение).

Новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным. Для этого был построен огромный ракетный исследовательский центр в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море, военным руководителем которого стал Дорнбергер. С 1937 года Вернер фон Браун — технический руководитель центра в Пенемюнде и главный конструктор ракеты A-4 (Фау-2), применявшейся во Второй мировой войне для обстрела городов Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии.

«Фау-2», (V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название: А-4 — Aggregat-4) — одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе. Запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянной корректировки с земли, координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета и любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

В последний день января фон Браун собрал начальников секторов и отделов, а также своих заместителей у себя в кабинете и объявил, что он только что получил приказ от генерал-лейтенанта СС Ганса Каммлера о срочной эвакуации персонала и оборудования, используемых в наиболее важных проектах, на юг Германии. Фон Браун подчеркнул, что это приказ свыше, а не просто предложение. Позже он признался, что было несколько приказов из различных ведомств, и они противоречили друг другу. Фон Браун выбрал тот, который более всего совпадал с его планами.

Началась подготовка к отправке на юг страны. Было собрано уникальное оборудование и тонны документации. К началу марта 1945 года эвакуация из Пенемюнде практически была завершена.

2Блайхероде

Фон Браун обосновался в городке Блайхероде, а Вальтер Дорнбергер, оказывавший помощь в эвакуации, выбрал городок Бад-Захза в центре Германии. Оба эти города находились довольно близко от подземного завода «Миттельверк», где еще год назад собирались первые ракеты «Фау-2».

3Обераммергау

Одиннадцатого апреля генерал Каммлер пригласил Вернера фон Брауна к себе и объявил, что вынужден по долгу службы покинуть Обераммергау, а фон Браун и его люди останутся под защитой заместителей генерала. На следующий день Каммлер действительно исчез, и если не считать короткого послания, отправленного им в ведомство Гиммлера, то о нем больше никто ничего не слышал.

В последующие дни люди фон Брауна рассеялись по деревням, окружавшим Обераммергау. У склонов Альп они чувствовали себя в относительной безопасности.

1 мая 1945 года германское радио сообщило весть о том, что Фюрер Адольф Гитлер погиб. На следующий день фон Браун и шесть членов его команды, включая младшего брата Магнуса фон Брауна и учителя Вальтера Дорнбергера, сдались американцам.

После пленения Браун сказал прессе: «Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

4Гармиш-Партенкирхен

Американцы держали фон Брауна с его командой под арестом в тихом курортном городке Гармиш-Партенкирхен, в предгорьях Альп. Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. По результатам интенсивных допросов немедленно предпринимались меры, спешно направлялись в разные уголки Германии специальные поисковые группы для изъятия документации, материалов и розыска людей.

Американцы держали фон Брауна с его командой под арестом в тихом курортном городке Гармиш-Партенкирхен, в предгорьях Альп. Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. По результатам интенсивных допросов немедленно предпринимались меры, спешно направлялись в разные уголки Германии специальные поисковые группы для изъятия документации, материалов и розыска людей.

19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен. Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен, а на следующий день — на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен, находившийся в американской зоне оккупации. Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин», где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы.

20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку. Браун вошёл в число тех учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США создало фиктивные биографии и удалило упоминания о членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей. «Отмыв» их от нацизма, американское правительство таким образом дало учёным гарантии безопасности для работы в США.

5Форт Блисс, США

Первые семь специалистов, включая Вернера фон Брауна, прибыли в Соединённые Штаты на военный аэродром в Ньюкасле, штат Делавэр, 20 сентября 1945 года. Затем они перелетели в Бостон и на лодке доставлены на базу разведывательного управления армии США в форте Стронг в Бостонской бухте. Затем все кроме Брауна прибыли на Абердинский испытательный полигон в штате Мэриленд, чтобы разобрать взятые в Пенемюнде документы. Эти документы должны были позволить учёным продолжить эксперименты с ракетами.

В конце концов, фон Браун прибыл в Форт Блисс, штат Техас, на крупную базу американской армии к северу от Эль-Пасо. Поскольку у американцев не было опыта в деле разработки больших ракет, и особенно таких, как «Фау-2», они попросили фон Брауна сообщить имена тех людей, которые помогли бы в кратчайшие сроки наладить производство боевых ракет для армии Соединенных Штатов. Сделать это фон Брауну было легко. Он прекрасно знал, кто из его людей верен ему и обладает высокой квалификацией. Всего он назвал 118 фамилий.

До 1950 года Вернер фон Браун работал в Форт Блиссе, а затем — в Редстоунском арсенале в Хантсвилле (штат Алабама). В 1956 году он был назначен руководителем программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» (а также ракет на его основе — «Юпитер-С» и «Юнона») и спутника серии «Эксплорер». С 1960 года фон Браун — член Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA. Руководитель разработок ракет-носителей серии «Сатурн» и космических кораблей серии «Аполлон». С 1970 года — заместитель директора NASA по планированию пилотируемых космических полётов, с 1972 года работал в промышленности на посту вице-президента фирмы «Фэрчайлд спейс индастриз» в Джермантауне, штат Мэриленд. После ухода из НАСА в 1972 году прожил всего пять лет и умер от рака поджелудочной железы.

Всем известно, что с начала 50-х годов минувшего столетия СССР и Штаты соревновались в так называемой космической гонке. Но не все знают, что отцом-основателем американской космической программы был беглый штурмбанфюрер СС, тайно вывезенный из Германии в 1945 году. Чем прославился и что скрывал этот во многом примечательный инженер-конструктор?

Аристократ, гений, эсэсовец, чуть не уничтоживший мир

Имя Вернера фон Брауна известно каждому, кто всерьез или на досуге увлекается космосом. Биография его пестра и неоднозначна. Выходец из аристократической семьи, дальний родственник прусских королей, фон Браун в детстве не был силен ни в физике, ни в математике. Но в 16 лет он прочел книгу «Ракета для межпланетного пространства» и заболел идеей космических полетов. Возможно, именно тогда он решил посвятить свою жизнь ракетостроению.

Правда, в 30-40-е годы прошлого века он разрабатывал прежде всего ракетное вооружение для Вермахта. Фон Брауна не смущало, что он работает на режим, идеология которого строится на конспирологических расовых теориях и угнетении «недолюдей». Он вступает в НСДАП, становится членом СС и в конце концов получает звание штурмбанфюрера.

Главным детищем фон Брауна эпохи его работы на Третий рейх считается первая в мире баллистическая ракета дальнего действия V-2 («Фау-2»). Сам инженер будет потом оправдывать разработку этого смертоносного оружия тем, что на самом деле он создавал аппарат для полетов в космос. Одна из самых известных приписываемых ему фраз, якобы сказанная после бомбежки Лондона только что построенными «Фау-2»: «Ракета показала себя великолепно. Только упала не на ту планету».

Кто знает, что ждало бы Землю, успей гитлеровцы оснастить V-2 ядерной боеголовкой. Но история рассудила иначе, и в 1945 году Рейх пал, а фон Брауна вместо того, чтобы судить… оперативно и без шума вывезли в Штаты. Потому что будь ты хоть трижды эсэсовец, использовавший на своих фабриках рабский труд (сам фон Браун потом говорил, что знал об этом, но был бессилен что-то изменить), а полезными инженерами разбрасываться не принято.

Эта история началась 4 октября 1957 года. С космической орбиты начал подавать сигналы первый советский спутник. У американцев проектами межконтинентальных ракет и орбитальными спутниками занималась конструкторская группа ВМФ США. Но их проект провалился. Их ракета взлетела только на 1 метр.

Работа над новой ракетой поручили бывшему нацисту, члену СС, сдавшемуся в 1945 году американцам, немецкому конструктору Вернеру фон Брауну. В 1960 году он стал директором Центра космических полётов NASA. Фон Браун работал с напряжением всех сил, надеясь первым вывести в космос человека.

5 мая 1961 года ракета Вернера фон Брауна «Редстоун» позволила американцу Алану Шепарду совершить первый суборбитальный полет. Но немец проиграл — за три недели до него, 12 апреля 1961 года Сергей Королев на «Востоке» отправил Юрия Гагарина в полноценный орбитальный полет.

Президент США Джон Кеннеди провозгласил, что в ответ Америка должна первой достигнуть Луны. На эту программу Вернер фон Браун получил невероятные средства, которые были несопоставимы с тем, что имел Королев в Советском Союзе. Началась великая Лунная гонка.

К сожалению, в январе 1966 года Королев ушел из жизни. 27 марта 1968 года гибнет Гагарин. Да и Джона Кеннеди уже нет.

Но в 1969 году разработанная Вернером фон Брауном ракета «Сатурн-5» доставила к Луне корабль «Аполлон», и американец Нил Армстронг первым ступил на поверхность спутника Земли. За этот полёт Браун был награждён медалью NASA «За выдающуюся службу». Но уже в 1970 году Вернер фон Браун, к тому времени директор NASA и начальник космодрома на мысе Канаверал, впадает в немилость. С января 1970 года — он всего лишь заместитель помощника администратора НАСА по планированию пилотируемых космических полётов, а в 1972 году и вовсе покидает космическое агентство.

Так кто же он был, этот немец, гений и преступник? И совершил ли он то, что обещал Джону Кеннеди? Ведь многие люди до сих пор считают, что полёты людей на Луну это величайшая мистификация 20 века. И кто тогда американские астронавты – герои, безумцы или проходимцы?

Отложим пока в сторону версию об эпическом обмане всего человечества. Давайте рассмотрим риски, с которыми неминуемо должна была столкнуться программа такой сложности.

1. Ракета и её двигатели.

Для доставки миссии с людьми на Луну, нужна была ракета огромной грузоподъемности. Она называлась «Сатурн-5». Основой её были супермощные однокамерные двигатели F-1, конструкции фон Брауна, каждый развивающий тягу 690 тс. Однокамерные двигатели имели серьёзные проблемы с нестабильностью процесса горения, которые иногда приводили к катастрофическим авариям. Инженеры в СССР отказались от такой конструкции. Сопоставимый по мощности (740 тс), но гораздо более поздний РД-170, используемый в ракете «Энергия», имел четыре камеры сгорания. Лунная ракета СССР, Н-1, испытываемая в то время, имела 30 двигательных установок. И она взрывалась на старте все 4 раза, когда пыталась взлететь. Фон Браун как-то решил эту проблему. И хотя некоторые экземпляры F-1 до сих пор хранятся в музеях, такой тип двигателей больше нигде не применяется.

Ракета «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т (эта масса включает в себя корабль «Аполлон» и массу последней ступени с остатками топлива для разгона к Луне), и на траекторию к Луне 47 т полезного груза (65,5 т вместе с 3-й ступенью носителя).

Первый испытательный полёт был совершён 9 ноября 1967 года. Второй полёт был 4 апреля 1968 года, и он был неудачным. Во время работы первой ступени через 2 минуты полёта возникли вибрации, превышающие нормы. Через 4 минуты 38 секунд полёта возникают проблемы в работе второй ступени. Затем на второй ступени отключились два двигателя. После двух витков на низкой орбите, должен был повторно включиться двигатель третьей ступени. В лунных экспедициях это включение отправляло корабль с астронавтами к Луне. Однако двигатель повторно включить не удалось, и корабль был отделён от третьей ступени на низкой орбите. Было израсходовано почти всё топливо, и это не позволило в дальнейшем разогнать корабль на нисходящей ветви до второй космической скорости. Скорость входа в атмосферу составила приблизительно 10,0 км/с, на 1,2 км/с меньше расчётной, а место посадки отклонилось на 600 км.

Из-за целого ряда сбоев, специалисты НАСА официально признали итоги полёта не достигшими поставленных целей ("not a success in accordance with . . . NASA mission objectives").

В советской пилотируемой программе было принято правило: пилотируемый полёт возможно осуществить только после проведения трёх полностью успешных «зачётных» беспилотных отработочных полётов. Один раз это правило было нарушено (торопились запустить корабль «Союз» к годовщине революции), и погиб космонавт Комаров.

У американцев подобного правила, наверное, не было. Потому что, после неудачного испытания «Сатурна-5» с беспилотной миссией «Аполлон-6», они помещают в «Аполлон-8» троих астронавтов и отправляют их вокруг Луны! Вот он, пример величайшего героизма американских астронавтов и величайшего авантюризма руководителей американской космической программы, включая фон Брауна!

Но это ещё не всё.

2. Командный модуль и атмосфера в нём.

Какой бы ни была мощной ракета фон Брауна, приходилось облегчать все конструкции, экономить каждый килограмм. Отчасти для этого была выдвинута оригинальная идея – заставить дышать астронавтов не обычным воздухом, в котором кислорода только 21%, а чистым кислородом, но при уменьшенном давлении. Это позволяло сделать тоньше стенки орбитального модуля и уменьшить его вес. Во время полёта в вакууме рабочее давление в кабине составляло примерно 1/3 атмосферы. Однако во время тренировок на земле и при подготовке к старту использовать пониженное давление внутри закрытой кабины было нельзя, так как корабль был рассчитан на избыточное давление изнутри, а не снаружи.

Но кислород, как известно, сильнейший окислитель. И во время подготовки к первому пилотируемому полёту по программе «Аполлон», планировавшемуся на 21 февраля 1967 года, на борту корабля случился сильный пожар, и весь экипаж погиб. В огне погибли астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. После злополучного пожара директор департамента пилотируемых полётов НАСА Джозеф Ши, ответственный за разработку космических аппаратов «Аполлон», был отстранён от проекта, а пилотируемые полёты по программе были задержаны на полтора года.

Даже кухонный нож и тот может стать оружием, если попадет в руки неправильного человека. Что уж говорить о высоких и прорывных технологиях, которые чаще всего становились оружием массового поражения, прежде чем закрепиться в виде мирной технологии, работающей во благо человечества. Так было с ядерными разработками и ракетами. Сегодня, в годовщину высадки человечества на Луне мы расскажем, как бывший нацист и отец «Фау-2» стал натурализованным американцем и героем лунной гонки.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — писал поэт Александр Кушнер. Вернеру фон Брауну, с одной стороны, посчастливилось жить на заре эпохи ракетостроения, быть передовым ученым, рукастым и мозговитым. А с другой — его становление как ракетчика проходило в нацистской Германии, где во главе угла стояла смертоносная эффективность ракетных технологий. Кто знает, как сложилась бы история и кто был бы первым на Луне, родись фон Браун в другой географической точке и при отсутствии всех тех обстоятельств, которые привили ему заочную любовь к космическим путешествиям.

Вернер фон Браун обрел известность благодаря двум совершенно разным достижениям: немецкой управляемой ракете «Фау-2» и лунной ракете «Сатурн-5». Страшное оружие войны стало предшественником удивительного транспортного средства, которое доставило человека на Луну.


Одно известно точно: военная разработка Вернера фон Брауна не имела решающего значения в исходе Второй мировой. Управляемая баллистическая ракета «Фау-2» добавила к многомиллионному списку жертв войны около 9 тыс. человек, погибших от ее атак, и еще около 12 тыс. заключенных концлагерей, которые трудились над ее созданием. Как кощунственно бы ни звучало, но это лишь капля в море по сравнению с другими злодействами военного времени.


Тем не менее об этом условно маленьком зле Вернера фон Брауна позабыли, стоило такому ценному специалисту и сотням его помощников попасть в американский плен, следом за которым началась его новая трудовая жизнь во благо США и американского народа. Забыли и о вступлении фон Брауна в СС и НСДАП. Мы хотим сосредоточиться как раз на этом периоде, который привел к космической гонке между СССР и США и высадке американских астронавтов на Луну.

Первый спутник США

Вернер фон Браун и его коллеги не хотели оказаться в плену у СССР, а потому к концу войны, когда советские войска подобрались на расстояние 160 километров к Пенемюнде, где находился центр разработки и создания «Фау-2», немецкие конструкторы предпочли сдаться американцам и их союзникам. Те, в свою очередь, были только за. Обе будущие сверхдержавы понимали, насколько важно захватить не только образцы перспективного немецкого вооружения, но и людей, которые его разрабатывали. А потому многие немецкие инженеры после войны успели потрудиться во благо как советской, так и американской промышленности.

В Штаты в период с 1945 по 1959 год было перевезено около 1,6 тыс. немецких ученых, инженеров и механиков. Эмиграцией в рамках секретной операции «Скрепка» заведовали разведчики. Примечательно, что основой для этого перечня перспективных ученых послужил список немца Вернера Озенберга, который отбирал политически благонадежных ученых для возвращения с фронта и с тыловых работ обратно к интеллектуальному труду — в частности, над постройкой «Фау-2» в Пенемюнде. Этот список в марте 1945 года случайно обнаружил польский лаборант в туалете университета Бонна. В американском же списке Вернер фон Браун был на первом месте по важности.


Биографии рекрутированных немецких ученых были отбелены, где следует, а самих их переправили в США в форт «Блисс» — большую военную базу в Техасе. Условия содержания там, конечно, отличались от немецких, им было запрещено покидать форт без военного эскорта, но работа оставалась прежней.

В рамках проекта «Гермес» (американского ответа немецким «Фау-2») захваченные инженеры должны были отремонтировать, собрать и запустить ряд ракет, привезенных из Германии. Но в основном работа сводилась к изучению дальнейшего потенциала ракет для военных нужд. А потому про этот период работы фон Брауна в США информации совсем мало.

Известно, что к 1958 году немецкие ракетные инженеры поставили на вооружение американцам баллистическую ракету малой дальности PGM-11 Redstone, которая была прямым наследником «Фау-2». Это была первая американская ракета с ядерной боеголовкой, а на ее исторических испытаниях присутствовал и главный инженер Вернер фон Браун.

На вооружении ракета пробыла всего лишь шесть лет, но она сыграла значительную роль в американской космонавтике. В качестве директора департамента развития Армейского агентства по баллистическим ракетам в Алабаме Вернер фон Браун модифицировал «Редстоун» и на ее основе разработал четырехступенчатую ракету-носитель «Юнона-1». Именно она сумела доставить на орбиту первый американский спутник.


Это была довольно интересная ракета-носитель, которая первоначально имела название «Юпитер-С», но была переименована фон Брауном, который не хотел связывать ее мирный запуск с военным прошлым. В отличие от военной модификации, «Юнона-1» состояла из четырех ступеней. И если первая использовала для старта жидкое топливо, то три другие были оснащены ракетными двигателями Sergeant на твердом топливе. Вторая ступень состояла из кольца 11 уменьшенных копий этого двигателя, третья представляла собой кластер из трех таких двигателей, а верхняя, четвертая ступень — это, по сути, еще одна ракета Sergeant с неотделяемой полезной нагрузкой.


После успешного запуска советского «Спутника» и череды американских неудач ракета Вернера фон Брауна стала той самой палочкой-выручалочкой, которая включила США в космическую гонку. Сперва президент Дуайт Эйзенхауэр не хотел, чтобы баллистическая ракета, предназначенная для военных целей, несла первый американский спутник. Но когда в декабре 1957 года ракета Vanguard после старта взорвалась перед камерами, он передумал: все-таки читать про Kaputnik в заголовках новостей было обидно.

Что касается фон Брауна, то для него этот запуск стал билетом в мирное ракетостроение, так как Америка нуждалась в конструкторе, способном потягаться с Королевым.

На Луну и обратно

Следом за успешным запуском первого спутника Штаты создают Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), а спустя два года агентство открывает Центр космических полетов имени Джорджа Маршалла. Туда-то и переходит из армии команда Вернера фон Брауна, чтобы заниматься научно-исследовательской деятельностью по покорению космоса.

До этого команде фон Брауна в 1958 году предоставили возможность разрабатывать многоступенчатую гигантскую ракету «Юнона-5». Однако спустя год военные свернули эту разработку, так как не увидели перспективы применения столь гигантской ракеты. Позже фон Браун называл этот нереализованный проект «Сатурном»-младенцем. Дорабатывать его под новым именем он продолжил уже в NASA.

А времени было в обрез. В 1961 году Советский Союз отправил в космос первого человека — Юрия Гагарина. США проигрывали гонку по всем фронтам. Оставался последний вариант: первыми покорить Луну.


«У нас есть отличные шансы одержать победу над Советами, совершив первую высадку экипажа на Луне… Если мы предпримем ударную программу, эта задача может быть выполнена в 1967—1968 годах», — так Вернер фон Браун убедил президента в необходимости ввязаться в лунную гонку.

В это время в NASA было, по сути, два проекта того, как достичь Луны, и опирались они на два концепта ракет: «Нову» — разработку NASA — и «Сатурн» — проект фон Брауна. Согласно первому, большой космический аппарат выходил на околоземную орбиту, а потом разгонялся до Луны и садился на спутнике. Фон Браун же хотел сократить массу выводимой за раз нагрузки и предлагал собирать корабль по частям уже на орбите. Но ни один из этих вариантов не был идеальным: требовалось либо слишком много запусков, либо слишком высокая тяга.


Пока конкретный путь доставки человека на Луну не был выбран, фон Браун с немецкими коллегами (у многих из которых, включая самого Вернера, уже несколько лет как было гражданство США) приступил к проектированию экспериментальной ракеты-носителя «Сатурн-1». Она могла выводить около 10 тонн на низкую опорную орбиту и, по сути, была экспериментальной. На ней обкатывалась работа общих с последователями узлов. Тем не менее все 10 пусков ракеты оказались успешными.

На усовершенствованной версии этой ракеты-носителя «Сатурн-1Б» испытывали корабль «Аполлон», который и должен был доставить астронавтов к Луне, а также водородный двигатель. Все девять запусков этой двухступенчатой ракеты также признаны успешными.

Стоит отметить, что разработка и запуски всех этих ракет, включая «Сатурн-5», шли почти параллельно: лунная программа США постепенно отрабатывала каждый свой элемент, дабы не допустить ошибки на каком-либо из этапов.

Перед «Сатурном-5» и его конструкторами стояла сложная задача: корабль нужно не просто вывести на орбиту Земли, а закинуть его поближе к Луне. При этом сама ракета-носитель была размерами с 40-этажный дом, а ее масса в снаряженном состоянии достигала 3000 тонн.

На первой ступени ракеты были установлены уникальные двигатели F-1, которые развивали тягу в 680 тонн. Они был действительно гигантскими — 5,9 метра в высоту каждый. В таком огромном устройстве было сложно добиться устойчивого горения из-за высокочастотных колебаний в камере двигателя, что на этапах испытаний ранних прототипов приводило к авариям. Каждая секунда работы сжигала 2578 килограммов жидкого кислорода и керосина. В целом же разработка этого двигателя заняла около семи лет.

Вторая ступень ракеты была оборудована пятью двигателями J-2 на топливной паре жидкого водорода и жидкого кислорода. Аналогичный двигатель был установлен на третьей ступени, которая, по сути, была полезной нагрузкой с кораблем «Аполлон».

Все это венчал корабль, состоявший из трех частей: командного модуля, модуля обслуживания и лунного модуля, который и совершал посадку на спутник.


Вернер фон Браун умер в 1977 году в госпитале после двух лет борьбы с раком. По этому поводу Белый дом выпустил заявление: «Для миллионов американцев имя Вернера фон Брауна было неразрывно связано с нашим исследованием космоса и творческим применением технологий. Не только люди нашей нации, но и люди по всему миру получили выгоду от его работы».

А что с семьей?

Дети фон Брауна отмечали его маркетинговые способности.

— Я думаю, что одним из его наибольших талантов были способности продавца. Он уговорил Конгресс дать нам денег на полет к Луне. Это была тяжелая работа.


Судя по воспоминаниям его детей, Вернер фон Браун был замечательным отцом, который, несмотря на серьезную должность и загруженность, много времени уделял их воспитанию. В США у Вернера и Марии фон Браун родилось трое детей. Судя по информации из открытых источников, все они живы, но крайне редко соглашаются общаться с прессой.

Средняя дочь, Маргарет Сесилия фон Браун, в 2012 году выступала на мероприятиях, посвященных 100-летнему юбилею со дня рождения ее отца, давала интервью для СМИ, где делилась своими детскими воспоминаниями.

— Мы знали, что наш отец много работал. Он любил работать, и у него была мечта. Но когда он был с нами, это было единственным, что имело для него значение, — отвечала дочь конструктора, когда ее спрашивали о соревновании с Saturn V за отцовское внимание.

По ее словам, Вернер фон Браун любил спагетти и китайскую кухню, жарить стейки по выходным и купаться в озере. Огромную роль в бытовом укладе семьи фон Браун играла музыка. Это и неудивительно, ведь еще в детстве глава семейства получил серьезное музыкальное образование. Он сочинял прелюдии и короткие пьесы для фортепиано и виолончели и, вероятно, стал бы профессиональным музыкантом, если бы отец не отговорил его от этого.

Ни один из детей фон Брауна не вошел в «семейный бизнес». Но ближе всех оказалась Маргарет, которая стала профессором и инженером-экологом.

Что подумал бы Вернер фон Браун о столь замедлившемся покорении дальнего космоса?

— Я думаю, что если бы он был жив, то испытывал бы какое-то разочарование в том, что дела не пошли так быстро, как он ожидал. Но как человек с большой мечтой, он воспринимал бы это как временную задержку, — заключила дочь конструктора.

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Читайте также: