Браун немецкий конструктор ракет

Обновлено: 19.05.2024

Основоположник теоретической космонавтики Герман Оберт, живший в румынском городке Германштадт (Медиаш), в июне 1923 года выпустил небольшую книгу «Ракета в межпланетное пространство» (Die Rakete zu den Planetenräumen), в которой обосновывалась возможность создания ракет, способных выйти на космические траектории. Особый интерес вызывали детально проработанные чертежи, ведь ничего похожего в те годы у других пионеров ракетостроения попросту не было. Благодаря Оберту образованная часть общества увидела, что космонавтика — не только область интересов писателей-фантастов, но и вид деятельности, в которой могут проявить свои способности инженеры и промышленники. Немецкий конструктор Вернер фон Браун с моделью ракеты A-4 (V-2) National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Основоположник теоретической космонавтики Герман Оберт, живший в румынском городке Германштадт (Медиаш), в июне 1923 года выпустил небольшую книгу «Ракета в межпланетное пространство» (Die Rakete zu den Planetenräumen), в которой обосновывалась возможность создания ракет, способных выйти на космические траектории. Особый интерес вызывали детально проработанные чертежи, ведь ничего похожего в те годы у других пионеров ракетостроения попросту не было. Благодаря Оберту образованная часть общества увидела, что космонавтика — не только область интересов писателей-фантастов, но и вид деятельности, в которой могут проявить свои способности инженеры и промышленники. Немецкий конструктор Вернер фон Браун с моделью ракеты A-4 (V-2) National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Немецкий конструктор Вернер фон Браун с моделью ракеты A-4 (V-2) National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Немецкий конструктор Вернер фон Браун с моделью ракеты A-4 (V-2) National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

В 1930 году Обертом была опубликована статья «Три стороны ракеты» (Die drei Gesichter der Rakete), в которой наряду с общими соображениями высказывалась идея о потенциальной возможности нанесения ракетного удара из Европы по Нью-Йорку. Статья сопровождалась соответствующей иллюстрацией: дымные следы падающих ракет, взрывы и пожары на улицах американского города.

Воплотить планы Оберта в жизнь взялся его лучший ученик Вернер фон Браун. Биографы последнего любят подчёркивать, что до знакомства с книгой «Ракета в межпланетное пространство» молодой человек мечтал о поприще композитора, но космонавтика так увлекла его, что он занялся точными науками и стал блестящим инженером.

Как быстро показала практика, без помощи военных реализовать сколько-нибудь масштабную программу ракетостроения было невозможно. 1 октября 1932 года фон Браун стал «гражданским служащим» рейхсвера и под непосредственным руководством артиллериста Вальтера Дорнбергера начал работу над проектом ракеты «А» (от Aggregat) с двигателем на спирте и кислороде. Робкая поначалу инициатива позднее выросла в колоссальную программу серийного производства баллистических ракет А-4, способных доставлять тонну взрывчатки на расстояние до 320 км. Для проведения испытаний на балтийском острове Узедом, поблизости от рыбацкого посёлка Пенемюнде, были возведены сооружения полигона и исследовательского центра. Вальтер Дорнбергер, возглавивший полигон Пенемюнде, вспоминал:: «Наше воображение понеслось галопом. Имея в своём распоряжении мощные ракетные двигатели и многоступенчатые ракеты, мы будем строить космические корабли, способные на высоте 480 километров огибать Землю, развивая скорость до 28 800 километров в час. Можно будет запускать на постоянные орбиты вокруг Земли космические станции и стеклянные контейнеры с забальзамированными телами пионеров ракетостроения. Для космических путешественников будут проложены постоянные орбиты вокруг земного шара. Популярной темой разговоров была и экспедиция на Луну». Впрочем, условия военного времени диктовали совершенно иные приоритеты. Первый успешный пуск А-4 состоялся 3 октября 1942 года, однако ракета оставалась «сырой» Пользуясь случаем, ракетчики провели серию вертикальных пусков на полигоне в Пенемюнде. Наконец-то А-4 смогла продемонстрировать свои возможности по достижению космической высоты. Дорнбергер писал в мемуарах о пуске 14 июня 1944 года ракеты с серийным номером MW 17809:
«Мы вели наблюдение, стоя на низком холме примерно в 270 метрах от маленького каменного домика и ветхой конюшни. Стартовала первая ракета. Солнце светило нам в спину, и его лучи освещали тёмно-зелёную маскировочную раскраску ракеты, за которой тянулся длинный огненный хвост выхлопа, когда она вертикально поднималась над чёрной стеной леса. В воздухе стоял громовой гул.
Я пристально рассматривал ракету в бинокль, следя за её стремительным подъёмом. Не начнёт ли она сейчас отклоняться? Её корпус лишь чуть отклонился от линии полёта к цели. Она поднималась всё выше и выше. Высоко в небе колыхались клочки белых облачков.
Ракета едва успела миновать их, когда я кое-что заметил. Я никогда раньше не видел, чтобы корпус ракеты вдруг покрывался словно сахарной ледяной пудрой. Она ярко блестела в слепящих лучах солнца. Когда ракета проходила сквозь тёплые и влажные слои воздуха, на её корпусе образовалась влага, которая и заиндевела в холодных слоях воздуха. Изморозь исчезла так же внезапно, как и появилась.
Ракета продолжала идти вверх.
Она поднялась примерно на 50 километров выше, чем её предшественники. Сколько ценной информации она могла бы доставить на Землю! Хвост испарений извивался зигзагами, в долю мгновения сообщая о направлении и скорости движения воздушных потоков в различных слоях атмосферы — одно это было достойно внимательного изучения.
И сколько ценнейшего опыта могло бы получить человечество, когда ракета поднималась в почти безвоздушное пространство! Какой кладезь знаний она могла доставить!». Вероятно, это был первый старт, при котором А-4 преодолела условную границу космоса, поднявшись до 140 км. Через несколько дней аналогичные эксперименты состоялись на испытательной площадке острова Грайфсвальдер-Ойе, расположенного к северу от Узедома. 20 июня ракета с серийным номером MW 18014 достигла рекордной высоты 174,6 км (если верить утверждению Дорнбергера, то 188 км).

Советское руководство отнеслось к ракетам дальнего действия серьёзно, благо перед войной в СССР сложилась своя школа ракетостроения, уступавшая немецкой только из-за общей отсталости производственной базы. Новое военно-политическое противостояние побуждало осваивать нестандартные виды вооружений, поэтому в Польшу, Германию, Австрию и Чехословакию были отправлены группы специалистов для изучения А-4.
Охотники за трофеями не успели завершить работу за рубежом, а наиболее инициативные из них уже предложили проект суборбитального запуска с использованием немецкого «агрегата». Он вошёл в историю под названием ВР-190 («Победа»), а его авторами стали Михаил Клавдиевич Тихонравов и Николай Гаврилович Чернышёв. Свои намётки в общем виде они оформили в середине 1945 года. Предлагалось доработать одну из трофейных А-4, снабдив её герметичной кабиной на двух пилотов, созданной с использованием опыта изготовления гондол довоенных стратостатов. Главной задачей было изучить комплексное влияние вибрации, перегрузки и последующей невесомости на организм человека.
В проекте BP-190 впервые предлагались решения, которые позднее нашли применение в конструкции реальных космических кораблей. При достижении вершины баллистической траектории кабина отделялась от ракеты за счёт подрыва соединительных пироболтов, опускалась на парашюте и приземлялась с применением двигателей мягкой посадки, которые включались выдвигаемой электроконтактной штангой. В разрежённой атмосфере, где воздушные рули не годились, для стабилизации полёта кабины предлагалось использовать маленькие реактивные двигатели. Продумана была и система жизнеобеспечения. Интересно, что аэродинамические обводы кабины, выполненной в виде «фары», оказались близки к обводам современных спускаемых аппаратов космических кораблей . Вот такая вот статья про развитие ракетной техники от нашего Виталия. Читаем,думаем,спорим.

Вернер фон Браун. Ракетный барон на службе NASA


Январь 1945-го. Пенемюнде угрожают советские войска. Фон Браун покидает ракетный центр и укрывается на альпийском лыжном курорте, где в начале мая появляются его долгожданные спасители – американцы. К сдаче американцам фон Браун готовился заранее. Накануне эвакуации из Пенемюнде он собрал всех своих инженеров и обратился к ним с просьбой определиться в вопросе о сдаче в плен. По понятным причинам фон Браун и его конструкторы не желали сдаваться советской армии. Они прекрасно знали о зверствах фашистов на русской земле и боялись мести. Поэтому сотрудники фон Брауна приняли решение сдаться американцам.

В один из первых майских дней 1945 года, заметив американского солдата, брат и коллега Вернера фон Брауна Магнус догнал его на велосипеде и обратился на ломаном английском:
«Я Магнус фон Браун. Мой брат – изобретатель Фау-2. Мы бы хотели сдаться».

Сохранился близкий фрагмент интервью Вернера фон Брауна, которое он дал после своего пленения: «Нам известно, что факт создания нами нового оружия ставит нам перед моральным выбором, какой победившей нации мы передадим наше детище. Этот вопрос стоит перед нами острее, чем когда бы то ни было ранее. Мы не хотим, чтобы мир оказался вовлечённым в очередной конфликт. Мы считаем, что передав наше новое оружие
людям, живущим по библейским законам, мы будем уверены, что мир защищён». («Люди, живущие по библейским законам» через несколько месяцев после этого интервью фон Брауна сбросили на Хиросому и Нагасаки атомные заряды. Жертвами двух бомбардировок стали более 250 000 человек. По оценкам подавляющего большинства военных аналитиков, бомбардировка не имела никакого значения в плане завершения разгрома Японии. Бывший нацистский конструктор фон Браун, впрочем, не имел к этому никакого отношения. – Прим. автора).

Вторая мировая война плавно перетекала в войну Холодную. И, поскольку мировая ракетная гонка уже была объявлена нацисткой Германией, а вместе с нею началась и охота за ракетными и ядерными секретами, американцы не стали медлить и уже летом 1945 года перевели группу фон Брауна с ракетами, комплектующими и документацией в Форт Блисс (штат Техас), расположенный в непосредственной близости от ракетного полигона Уайт Сэндз в соседнем штате Нью Мексико. Именно эти места следует считать колыбелью американской ракетной программы.

В течение последующих 15 лет Вернер фон Браун работал в вооружённых силах Соединенных Штатов, создавая управляемые баллистические ракеты V-2, он следил за их запусками на испытательном полигоне Уайт Сэндз в рамках проекта «Гермес» (Hermes), который стартовал менее чем через год после пленения фон Брауна – 16 апреля 1946 г.

В 1950 году конструкторская группа фон Брауна была переведена в арсенал Redstone близ Хантсвилла (штат Алабама) (такое же название носит одна из ракет фон Брауна). Здесь специалисты начали строительство армейской баллистической ракеты Юпитер-С (Jupiter) на базе баллистической «Редстоун».
В 1955 году фон Браун получил гражданство США, а до этой поры конструктор не был представлен широкой общественности, постоянно находясь под наблюдением сотрудников спецслужб.

1960 год стал очередной поворотной датой в судьбе конструктора. Ракетный центр фон Брауна был передан в ведение Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, NASA и сразу же получил заказ на строительство ракет «Сатурн» (Saturn). Карьера фон Браун продолжала своё стремительное восхождение. Он был назначен первым директором Центра космических полетов (Marshall Space Flight Center) NASA, а также был утверждён в должности главного конструктора ракеты «Сатурн-5» (Saturn V). Именно эта ракета-носитель предназначалась для осуществления пилотируемых полетов на Луну в рамках программы «Аполлон». Кроме того, фон Браун руководил работами над искусственными спутниками Земли «Эксплорер» и корабля «Аполлон».

Бывший нацистский конструктор фон Браун, не пожелавший сдаться СССР, стал одним из ведущих исследователей космического пространства в Соединенных Штатах. Кульминацией карьеры Вернера фон Брауна стал 1972 год, когда его назначили заместителем директора NASA и управляющим космодромом на мысе Канаверал. Однако в этом же году экономика США испытала спад, что стало одной из причин сворачивания лунной программы. Космическому мечтателю, фанату исследования Космоса фон Брауну предложили заняться более выгодными с экономической и военной точек зрения программами запуском технических и разведывательных спутников. По-видимому, конструктор не нашёл общего языка с вышестоящим руководством и был отправлен в отставку. Лунная программа была свёрнута, а о полётах космических кораблей к Марсу – давней цели фон Брауна – человечество продолжает мечтать и по сей день.

Последней должностью фон Брауна был пост вице-президента компании Fairchild Space Industries, которая производила аэрокосмическую технику.
В 1973 году Вернер фон Браун перенёс операцию по удалению раковой опухоли. Однако в 1974 году он ещё продолжал работу над проектом спутника, а всё свободное время отдавал полётам на планере. Но болезнь и старость взяли своё, и в июне 1977 года «ракетный барон» Вернер фон Браун умер.


Капитуляция Германии в 1918 году и последовавший за этим Версальский мирный договор стали отправной точкой создания нового вида оружия. Согласно договору, Германия ограничивалась в производстве и разработке вооружений, а немецкой армии воспрещалось иметь на вооружении танки, самолеты, подводные лодки и даже дирижабли. Но о зарождающейся ракетной технике в договоре не было ни слова.

Ракеты ФАУ — «оружие возмездия»

В 1920-х годах многие немецкие инженеры работали над созданием ракетных двигателей. Но только в 1931 году конструкторам Риделю и Небелю удалось создать полноценный реактивный двигатель на жидком топливе. В 1932 году этот двигатель неоднократно испытывался на опытных ракетах и показал обнадеживающие результаты.
В том же году начала всходить звезда Вернера фон Брауна, получившего степень бакалавра в Берлинском технологическом институте. Талантливый студент привлек внимание инженера Небеля, и 19-летний барон одновременно с учебой становится подмастерьем в ракетном конструкторском бюро.
В 1934 году Браун защищает диссертацию под названием «Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». За туманной формулировкой докторской скрывались теоретические основания преимуществ ракет с жидкостными реактивными двигателями над бомбардировочной авиацией и артиллерией. После получения диплома доктора философии фон Браун привлек внимание военных, а диплом был строго засекречен.

В 1934 году недалеко от Берлина была создана испытательная лаборатория «Вест», которая располагалась на полигоне в Куммерсдорфе. Это была «колыбель» немецких ракет — там проводились тесты реактивных двигателей, запускались десятки опытных образцов реактивных снарядов. На полигоне царила тотальная секретность — немногие знали, чем занимается исследовательская группа Брауна. В 1939 году на севере Германии, недалеко от города Пенемюнде, был основан ракетный центр — заводские цеха и самая большая в Европе аэродинамическая труба.

В 1941 году под руководством Брауна была сконструирована новая 13-тонная ракета А-4 с двигателем на жидком топливе.


В июле 1942 года была изготовлена опытная партия баллистических ракет А-4, которые немедленно отправили на испытания.

На заметку: Фау-2 (Vergeltungswaffe-2, Оружие возмездия-2) — одноступенчатая баллистическая ракета. Длина — 14 метров, вес 13 тонн, из которых 800 кг приходилось на боевую часть с взрывчатым веществом. Жидкостный реактивный двигатель работал и на жидком кислороде (около 5 тонн), и на 75-процентном этиловом спирте (примерно 3,5 тонны). Расход топлива составлял 125 литров смеси в секунду. Максимальная скорость — порядка 6000 км/ч, высота баллистической траектории — сто километров, радиус действия до 320 километров. Запуск ракеты осуществлялся со стартового стола вертикально. После отключения двигателя включалась система управления, гироскопы отдавали команды рулям, следуя указаниям программного механизма и прибора измерения скорости.


К октябрю 1942 года были проведены десятки пусков А-4, но лишь треть из них смогла достигнуть цели. Постоянные аварии при старте и в воздухе убедили фюрера в нецелесообразности продолжения финансирования ракетного исследовательского центра Пенемюнде. Ведь бюджет КБ Вернера фон Брауна за год равнялся расходам на производство бронетехники в 1940 году.
Обстановка в Африке и на Восточном фронте склаывалась уже не в пользу вермахта, и Гитлер не мог позволить финансировать долгосрочный и дорогой проект. Этим воспользовался командующий ВВС Рейхсмаршал Геринг, предложив Гитлеру проект самолета снаряда Fi-103, который разрабатывал конструктор Физелер.



На заметку: Фау-1 (Vergeltungswaffe-1, Оружие возмездия-1) — управляемая крылатая ракета. Масса Фау-1 — 2200 кг, длинна 7,5 метров, максимальная скорость 600 км/ч, дальность полета до 370 км, высота полета 150-200 метров. Боевая часть содержала 700 кг взрывчатого вещества. Запуск производился с помощью 45-метровой катапульты (позднее проводились эксперименты по запуску с самолета). После старта включалась система управления ракетой, которая состояла из гироскопа, магнитного компаса и автопилота. Когда реактивный снаряд оказывался над целью, автоматика выключала двигатель и ракета планировала к земле. Двигатель Фау-1 — пульсирующий воздушно-реактивный — работал на обычном бензине.



Осенью 1943 года Гитлер, обеспокоенный тревожной ситуацией на Восточном фронте, а также возможной высадкой союзников в Европе, вновь вспомнил о «чудо-оружии».
В ставку командования был вызван Вернер фон Браун. Он продемонстрировал кинопленку с запусками А-4 и фотографии разрушений в результате попадания боеголовки баллистической ракеты. «Ракетный барон» также представил фюреру план, по которому при должном финансировании в течение полугода можно было выпустить сотни Фау-2.
Фон Браун убедил фюрера. «Благодарю вас! Почему я до сих пор не верил в успех вашей работы? Меня просто плохо информировали», — сказал Гитлер, ознакомившись с докладом. Восстановление центра в Пенемюнде началось в удвоенном темпе. Подобное внимание фюрера к ракетным проектам можно объяснить с финансовой точки зрения: крылатая ракета Фау-1 в массовом производстве стоила 50000 рехсмарок, а ракета Фау-2 — до 120000 рейхсмарок (в семь раз дешевле танка «Тигр-I», который стоил порядка 800000 рейхсмарок).


13 июня 1944 года были запущены пятнадцать крылатых ракет Фау-1 — их целью был Лондон. Пуски продолжались ежедневно, и за две недели число погибших от «оружия возмездия» достигло 2400 человек.
Из изготовленных 30000 самолетов-снарядов около 9500 были запущены в Англию, и только 2500 из них долетели до столицы Великобритании. 3800 были сбиты истребителями и артиллерией противовоздушной обороны, а 2700 Фау-1 упали в Ла-Манш. Немецкие крылатые ракеты уничтожили порядка 20000 домов, около 18000 человек было ранено и 6400 убито.


8 сентября по приказу Гитлера были произведены запуски баллистической ракеты Фау-2 по Лондону. Первая из них упала в жилой квартал, образовав посреди улицы воронку глубиной десять метров. Этот взрыв вызвал переполох среди жителей столицы Англии — при полете Фау-1 издавала характерный звук работающего пульсирующего реактивного двигателя (англичане называли его «жужжащей бомбой» — buzz bomb). Но в этот день не было ни сигнала воздушной тревоги, ни характерного «жужжания». Стало ясно, что немцы применили какое-то новое оружие.
Из 12000 произведенных немцами Фау-2 более тысячи были выпущены по Англии и около пятисот на занятый союзными войсками Антверпен. Общие число погибших в результате применения «детища фон Брауна» составило около 3000 человек.
Последняя Фау-2 упала на Лондон 27 марта 1945 года.


«Чудо-оружие», несмотря на революционную концепцию и конструкцию, страдало недостатками: невысокая точность попадания вынуждала применять ракеты по площадным целям, а низкая надежность двигателей и автоматики часто приводили к авариям еще на старте. Уничтожение инфраструктуры противника с помощью Фау-1 и Фау-2 было нереальным, так что можно с полной уверенностью назвать это оружие «пропагандистским» — для устрашения мирного населения.


Это интересно: американские спецслужбы внимательно следили за работой фон Брауна. В 1944 году был разработан план «Paperclip»(«канцелярская скрепка» в переводе с английского). Название происходило от нержавеющих скрепок, которыми скрепляли бумажные дела немецких ракетных инженеров, хранившиеся в картотеке американской разведки. Целью операции «Пейперклип» были люди и документация, имеющие отношение к ракетным разработкам немцев.

Это не миф!
Операция «Эльстер»

В ночь на 29-е ноября 1944 года в заливе Мен неподалеку от Бостона всплыла немецкая подводная лодка U-1230, от которой отчалила небольшая надувная лодка, на борту которой находились два диверсанта, оснащенные оружием, фальшивыми документами, деньгами и драгоценностями, а также разнообразной радиоаппаратурой.
С этого момента вступила в активную фазу операция Elster (Сорока), спланированная министром внутренних дел Германии Генрихом Гиммлером. Целью операции являлась установка на самое высокое здание Нью-Йорка, Empire State Building, радиомаяка, который в будущем планировалось использовать для наведения немецких баллистических ракет.


Вернер фон Браун еще в 1941 году разработал проект межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью полета около 4500 км. Однако только в начале 1944 года фон Браун поведал фюреру об этом проекте. Гитлер был в восторге — он потребовал немедленно приступить к созданию опытного экземпляра. После этого приказа немецкие инженеры в центре «Пенемюнде» вели круглосуточные работы по проектированию и сбору экспериментальной ракеты. Двухступенчатая баллистическая ракета А-9/А-10 «Америка» была готова в конце декабря 1944 года. Она оснащалась жидкостно-реактивными двигателями, вес достигал 90 тонн, а длина составляла тридцать метров. Экспериментальный запуск ракеты состоялся 8 января 1945 года; после семи секунд полета А-9/А-10 взорвалась в воздухе. Несмотря на провал, «ракетный барон» продолжил работы над проектом «Америка».
Неудачей закончилась и миссия «Эльстер» — ФБР засекло радиопередачу с подводной лодки U-1230, и на побережье залива Мен началась облава. Шпионы разделились и по отдельности добрались до Нью-Йорка, где в начале декабря их арестовало ФБР. Немецких агентов судил американский военный трибунал и приговорил к смертной казни, но после войны президент США Трумэн отменил приговор.


После потери агентов Гиммлера план «Америка» оказался на грани срыва, ведь все еще требовалось найти решение для максимально точного наведения ракеты массой в сто тонн, которая должна поразить цель после перелета в пять тысяч километров. Геринг решил пойти максимально простым путем — он поручил Отто Скорцени создать отряд пилотов-смертников. Последний пуск экспериментальной А-9/А-10 состоялся в январе 1945 года. Существует мнение, что это был первый пилотируемый полет; документальных подтверждений этому нет, но по этой версии место в кабине ракеты занял Рудольф Шредер. Правда, попытка окончилась неудачей — через десять секунд после взлета ракета загорелась, и пилот погиб. По этой же версии, данные об инциденте с пилотируемым полетом до сих пор находятся под грифом «секретно».
Дальнейшие эксперименты «ракетного барона» прервала эвакуация на юг Германии.

Америка перенимает опыт

В ноябре 1945 года в Нюрнберге начался Международный военный трибунал. Страны-победители судили военных преступников и членов СС. Но на скамье подсудимых не было ни Вернера фон Брауна, ни его ракетной команды, хотя они были членами партии СС.
Американцы тайно вывезли «ракетного барона» на территорию США.
И уже в марте 1946 года на полигоне в Нью-Мехико американцы начинают испытания вывезенных из «Миттельверка» ракет Фау-2. Руководил запусками Вернер фон Браун. Лишь половина запущенных «Ракет возмездия» сумела взлететь, но это не остановило американцев — они подписали сотню контрактов с бывшими немецкими ракетчиками. Расчет администрации США был прост — отношения с СССР быстро портились, и требовался носитель для ядерной бомбы, а баллистическая ракета — идеальный вариант.
В 1950 году группа «ракетчиков из Пенемюнде» переезжает на ракетный полигон в штате Алабама, где начались работы над ракетой «Редстоун». Ракета практически полностью копировала конструкцию А-4, но из-за внесенных изменений стартовая масса возросла до 26 тонн. При испытаниях удалось достигнуть дальности полета в 400 км.
В 1955 году жидкостная ракета оперативно-тактического назначения SSM-А-5 «Редстоун», оснащенная ядерной боеголовкой, была развернута на американских базах в Западной Европе.
В 1956 году Вернер фон Браун возглавляет американскую программу баллистической ракеты Jupiter.
1 февраля 1958 года, через год после советского «Спутника», был запущен американский «Эксплорер-1». На орбиту его доставила ракета «Юпитер-С» конструкции фон Брауна.
В 1960 году «ракетный барон» становится членом Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Спустя год под его руководством проектируются ракеты Saturn, а также космические корабли серии Apollo.
16 июля 1969 года стартовала ракета Saturn-5 и через 76 часов полета в космосе доставила космический корабль Apollo-11 на лунную орбиту.
20 июля 1969 года космонавт Нил Армстронг ступил на поверхность Луны.

Вернер фон Браун.

Сторонники тезиса «В советской истории не было ничего хорошего» приходят в неописуемый гнев, когда слышат аргумент «А что насчет космоса?» .

Отрицать тот факт, что первый спутник Земли и первый полет человека на орбиту — советские достижения, невозможно.

Но на это у ниспровергателей есть свой аргумент: «Настоящий отец космонавтики — не Сергей Королев, а Вернер фон Браун. Королев добился успеха лишь благодаря его разработкам».

Такое утверждение очень далеко от истины. Но действительно, первые годы покорения космоса вылились в дуэль между Королевым и фон Брауном.

У поклонников Вернера фон Брауна непростая задача — ведь , вопреки словам поэта, ученый успешно совмещал в своей биографии гений и злодейство.

Он родился 23 марта 1912 года в городе Вирзиц в провинции Позен Германской империи. Правда, сегодня родовое гнездо ученого находится на территории современной Польши. Вернер происходил из аристократической семьи. Отец его во времена Веймарской республики занимал пост министра продовольствия и сельского хозяйства.

После Первой мировой войны семья фон Браунов переехала в Берлин, где Вернер совмещал увлечение астрономией и техническими новинками. В возрасте 12 лет он попытался превратить игрушечный автомобиль в гоночный, прикрепив к нему петарды. Машинка благополучно взорвалась, а «изобретателя» отправили в полицейский участок, откуда его пришлось забирать отцу.

Сергей Королёв.

Энтузиаст космоса и военные ракеты

В школе Вернеру лучше всего давались физика и математика. Однажды ему попалась в руки книга «немецкого Циолковского» Германа Оберта «Ракета для межпланетного пространства». После этого юноша буквально заболел идеей покорения космоса.

В 1930 году он поступил в Берлинский технический университет, где вступил в группу «Общество космических путешествий», работавшую над созданием ракетного двигателя на жидком топливе.

На талантливого студента обратили внимание немецкие военные. Версальский договор серьезно ограничивал Германию в разработках оружия. Но тогда, когда договор подписывался, всерьез о ракетной технике речь не шла. Пользуясь этой лазейкой, германское командование решило заняться работами по ракетному оружию.

В 1932 году с группой ученых Вернер фон Браун начинает работать над ракетным вооружением, испытывая первые образцы на полигоне близ Куммерсдорфа.

В 1933 году к власти пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером. Для немецких ученых настало время выбора — одни решили покинуть страну, другие приняли условия нового режима. Вернер фон Браун относился ко вторым.

Он получил средства для экспериментов, нужных для диссертации «Конструктивные, теоретические и экспериментальные соображения к проблеме жидкостных ракет», и в июле 1934 года с успехом защитил ее, став самым молодым в Германии доктором наук.

К декабрю 1934 года образец А-2 поднялся на высоту 2300 метров. Успехи фон Брауна убедили военных в том, что ему нужно создать максимально комфортные условия для работы. В 1937 году были созданы полигон и исследовательский центр в Пенемюнде.

Вернер фон Браун держит в руках модель Фау-2.

На стороне зла

Поклонники фон Брауна пытаются представить его «роман» с нацистами как вынужденный. На практике, однако, это не так — ученый стал членом сначала НСДАП, а затем и офицером СС.

«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистическую партию. В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде. Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Моё членство в партии не означало для меня участия в какой-либо политической деятельности. Весной 1940 года ко мне в Пенемюнде приехал штандартенфюрер СС Мюллер и сообщил мне, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер прислал его с приказом убедить меня присоединиться к СС. Я немедленно позвонил своему военному начальнику. генерал-майору В. Дорнбергеру. Он мне ответил, что. если я желаю продолжить нашу совместную работу, то у меня нет другого выбора, кроме как согласиться», — давал после войны конструктор письменные объяснения американцам.

Историки смотрят на это скептически: для нацистов фон Браун был слишком ценным специалистов, и никто не стал бы заставлять его надевать эсэсовскую форму. Свидетели утверждали, что фон Браун, дослужившийся до звания штурмбанфюрера СС, любил щегольнуть эсэсовской формой, хотя сам фон Браун уверял, что надевал ее всего лишь несколько раз на официальные мероприятия.

Фау-2.

Тысячи жертв профессора фон Брауна

В 1942 году Вернер фон Браун провел первые успешные испытания «Фау-2». Это была первая в мире баллистическая ракета дальнего действия. Нацистское руководство, включая Гитлера, пришло в восторг, фон Браун получил звание профессора.

Боевые пуски «Фау-2» начались в 1944 году. В результате ракетных ударов по Лондону погибли около 3000 человек, однако «оружием возмездия» «Фау-2» так и не стала.

Это сегодня позволяет поклонникам Вернера фон Брауна утверждать, что он даже. способствовал поражению Германии. Ссылаются они при этом на слова гитлеровского министра вооружения Альберта Шпеера, который назвал «Фау-2» «нелепой затеей», на которую были потрачены огромные деньги.

На самом деле, фон Браун просто не успел. Его ракеты были еще не слишком надежны, не отличались высокой точностью, а с востока уже приближалась Красная Армия. Но даже страшно подумать, как бы повернулось дело, если бы немецкие атомщики преуспели бы в создании атомного заряда для детища Вернера фон Брауна.

На работах по строительству и дальнейшему обслуживанию объектов полигона Пенемюнде использовался рабский труд заключенных, в первую очередь советских военнопленных.

Вернер фон Браун после войны признавался, что видел «отвратительные» условия, в которых находились рабочие, но не мог ничего с этим поделать. О массовых смертях он якобы вообще ничего не знал.

Однако французские заключенные Ги Моран и Робер Казабон свидетельствовали, что конструктор лично отдавал распоряжения о телесных наказаниях, а также присутствовал при казнях заключенных.

Подземный завод «Миттельверк», который производил ключевые узлы «Фау-2», обслуживался заключенными концлагеря «Дора». Когда эта территория была освобождена, в лагере было обнаружено захоронение 25 000 погибших узников. Еще примерно 5000 гитлеровцы казнили непосредственно перед отступлением, чтобы заключенные не выдали их секреты.

Верить в то, что обо всем этом не был информирован офицер СС и член НСДАП Вернер фон Браун, может только очень наивный человек.

В. фон Браун после сдачи в плен союзникам в мае 1945 года. Слева — Дорнбергер.

В. фон Браун после сдачи в плен союзникам в мае 1945 года. Слева — Дорнбергер. Источник: Public Domain

Американский «трофей»

Надо сказать, что в 1944 году фон Браун две недели провел в заключении. Находившемуся в дурном расположении духа Гитлеру донесли, что главные ракетчик с помощниками обсуждает перспективы. полетов к Марсу. Разгневанный фюрер приказал арестовать фон Брауна. Лишь заступничество генералитета и министра вооружений Альберта Шпеера позволило освободить конструктора.

К весне 1945 года Вернер фон Браун прекрасно понимал, что дело нацистов проиграно. Понимал он также, что его команда — ценный приз для победителей. С тем, кому сдаваться, конструктор определился довольно быстро. Сам он потом скажет прессе: «Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

Думается, однако, что его рассуждения на самом деле были проще — на его совести были смерти тысяч советских военнопленных, и Вернер фон Браун опасался, что в СССР за это с него спросят по всей строгости.

Ему пришлось проявить крайнюю изворотливость в марте-апреле 1945 года — эсэсовская охрана получила из Берлина указание расстрелять всех ученых, если возникнет опасность их попадания в плен. Но и охрана видела к чему идет дело, так что фон Брауну удалось убедить их не выполнять данный приказ.

В рамках операции «Скрепка» Вернер фон Браун вместе со своей группой отбыл для работы в США. Американцам достались и главные технические разработки Пенемюнде. Когда на полигон прибыл Сергей Королев и другие советские технические эксперты, им достались, что называется «крохи с барского стола». В итоге отец советской космической программы, начав с копирования немецких наработок, очень скоро пошел своим путем, который привел его к триумфу.

Участники операции «Скрепка» по эвакуации немецких учёных и конструкторов из разгромленного Третьего рейха в США. Вернер фон Браун 7-й справа в 1-м ряду.

Участники операции «Скрепка» по эвакуации немецких учёных и конструкторов из разгромленного Третьего рейха в США. Вернер фон Браун 7-й справа в 1-м ряду. Источник: Public Domain

Немецкий конструктор как «запасной вариант»

А что же фон Браун? По правде говоря, само его попадание в Америку было нарушением американских же норм. Дело в том, что директива президента США Гарри Трумэна ясно говорила о недопустимости вербовки тех, кто «был членом нацистской партии и был более чем формальным участником её деятельности или активно поддерживал нацистский милитаризм».

Проблему решили просто — для фон Брауна и таких, как он, были созданы фиктивные биографии без упоминания про НСДАП и СС.

Правда, первые годы в США для группы фон Брауна были не самыми веселыми. Американцы обращались с немцами крайне пренебрежительно, ограничивали их в средствах. Группе фон Брауна позволили работать только над ракетами малой дальности.

В 1955 году Вернер фон Браун получил американское гражданство. Он рвался к работам над спутником, но они были доверены конструкторской группе ВМФ США.

Американцев было можно понять — еще не хватало, чтобы первенство в космосе им обеспечил какой-то бывший эсэсовец. Но когда проект ВМФ провалился, а 4 октября 1957 года с орбиты начал подавать сигналы первый советский спутник, стало, что называется, не до жиру — Вернер фон Браун получил карт-бланш.


Первый на Луне

Фон Браун работал с напряжением всех сил, надеясь первым вывести в космос человека. В 1960 году он стал членом Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA.

5 мая 1961 года ракета Вернера фон Брауна «Редстоун» позволила американцу Алану Шепарду совершить первый суборбитальный полет. Но немец проиграл — 12 апреля 1961 года Сергей Королев на «Востоке» отправил Юрия Гагарина в полноценный орбитальный полет.

Президент США Джон Кеннеди провозгласил, что в ответ Америка должна первой достигнуть Луны. На эту программу Вернер фон Браун получил невероятные средства, которые были несопоставимы с тем, что имел Королев в Советском Союзе.

Вернер фон Браун и президент США Джон Кеннеди.

И все-таки мы не знаем, чем бы закончился новый раунд этой схватки, если бы в январе 1966 года Королев не ушел из жизни.

В 1969 году разработанная Вернером фон Брауном ракета «Сатурн-5» доставила к Луне корабль «Аполлон», и американец Нил Армстронг первым ступил на поверхность спутника Земли.

За этот полёт Браун был награждён медалью NASA «За выдающуюся службу».

Лунная программа принесла США триумф, но фон Браун хотел большего. Выведя на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», конструктор с головой погрузился в чертежи лунной базы и в планы полета на Марс.


Великая справедливость

Но здесь Вернеру фон Брауну, к тому времени заместителю директора NASA и начальнику космодрома на мысе Канаверал, посоветовали умерить пыл. Соединенные Штаты, насладившись победой на Луне, ужаснулись, подсчитав, во сколько им это обошлось. Тратить еще больше на новые проекты фон Брауна никто не собирался — США и СССР сбавили обороты «космической гонки». Конструктору предложили заняться чем-то попроще, например, коммерческими спутниками. Фон Браун отказался от этого и покинул NASA, став вице-президентом одной из компаний, работавших в космической отрасли. Он продолжал работать на космос, но, лишившись возможности реализовывать масштабные проекты, конструктор словно лишился жизненных сил. Вскоре у него был диагностирован рак, и 16 июня 1977 года его не стало. Вернеру фон Брауну было 65 лет.

Человеческая история — весьма несправедливая штука. Но иногда она делает правильный выбор. И в том, что человечество в космос вывел советский конструктор, а не офицер СС, есть великая справедливость, каким бы гением не был Вернер фон Браун.

Всем известно, что с начала 50-х годов минувшего столетия СССР и Штаты соревновались в так называемой космической гонке. Но не все знают, что отцом-основателем американской космической программы был беглый штурмбанфюрер СС, тайно вывезенный из Германии в 1945 году. Чем прославился и что скрывал этот во многом примечательный инженер-конструктор?

Аристократ, гений, эсэсовец, чуть не уничтоживший мир

Имя Вернера фон Брауна известно каждому, кто всерьез или на досуге увлекается космосом. Биография его пестра и неоднозначна. Выходец из аристократической семьи, дальний родственник прусских королей, фон Браун в детстве не был силен ни в физике, ни в математике. Но в 16 лет он прочел книгу «Ракета для межпланетного пространства» и заболел идеей космических полетов. Возможно, именно тогда он решил посвятить свою жизнь ракетостроению.

Правда, в 30-40-е годы прошлого века он разрабатывал прежде всего ракетное вооружение для Вермахта. Фон Брауна не смущало, что он работает на режим, идеология которого строится на конспирологических расовых теориях и угнетении «недолюдей». Он вступает в НСДАП, становится членом СС и в конце концов получает звание штурмбанфюрера.

Главным детищем фон Брауна эпохи его работы на Третий рейх считается первая в мире баллистическая ракета дальнего действия V-2 («Фау-2»). Сам инженер будет потом оправдывать разработку этого смертоносного оружия тем, что на самом деле он создавал аппарат для полетов в космос. Одна из самых известных приписываемых ему фраз, якобы сказанная после бомбежки Лондона только что построенными «Фау-2»: «Ракета показала себя великолепно. Только упала не на ту планету».

Кто знает, что ждало бы Землю, успей гитлеровцы оснастить V-2 ядерной боеголовкой. Но история рассудила иначе, и в 1945 году Рейх пал, а фон Брауна вместо того, чтобы судить… оперативно и без шума вывезли в Штаты. Потому что будь ты хоть трижды эсэсовец, использовавший на своих фабриках рабский труд (сам фон Браун потом говорил, что знал об этом, но был бессилен что-то изменить), а полезными инженерами разбрасываться не принято.

Читайте также: