Челомей конструктор ракетных двигателей биография

Обновлено: 28.03.2024

Владимир Николаевич Челомей родился в городе Седлец, Привислинского края Российской империи (теперь Польша) 30 июня 1914 года.

Владимир Николаевич Челомей родился в городе Седлец, Привислинского края Российской империи (теперь Польша) 30 июня 1914 года.

Как говорил сам Челомей «Я из Полтавы, там Гоголь жил». В Полтаву будущий генеральный конструктор попал в трехмесячном возрасте из-за начавшейся первой мировой войны.

В 1932 году Челомей поступает в Киевский политехнический институт на авиационный факультет. Куда семью годами ранее поступил Сергей Павлович Королев. Так судьба начинает сводить двух самых выдающихся конструкторов космической техники и готовить их для противостояния.

В 1940 году Владимир Челомей принят в докторантуру при АН СССР, где становится самым молодым кандидатом в доктора из 50 избранных лучших молодых ученых страны.

Но защитить докторскую диссертацию ему помешала Великая Отечественная война.

В 1944 году Черчилль дарит Сталину два неразорвавшихся снаряда «Фау-1». Сталин решает сделать точную копию немецкого снаряда и поручает это Челомею. Который все эти годы занимался как раз доведением до ума своего ракетного двигателя. За одни сутки Челомей становится и.о. главного конструктора КБ и директором опытного завода №51. Ровно в 30 лет Челомей повесил на дверь своего первого в жизни кабинета табличку «Профессор В.Н. Челомей» не будучи им, но никто не возражал.

Начало холодной войны послужило толчком к созданию крылатых ракет. И на первое место выходит Челомей с его революционными идеями «атаковать авианосцы американцев с подводных лодок крылатыми ракетами» и делать ракеты со сложенным крылом. Первые пуски экспериментальной ракеты состоялись в 1957 году и были весьма успешны. Детищем Челомея стали перевооружать весь подводный флот.

Следующим безумным детищем стала крылатая ракета «Аметист», она выпрыгивала из глубины в 50 метров. Страшная и неожиданная, за что получила свое название – сатана.

Крылатая ракета «Москит», которую американцы назвали «убийцей авианосцев», была разработана в ОКБ Челомея. Она безошибочно их выбирала, узнавая по контуру и размерам. Национальная задача борьбы с флотом противника была решена с созданием ракетного комплекса П-5 (название челомеевской модификации крылатой ракеты).

Для более четкого взаимодействия ракеты с целью Челомей придумывает космические спутники и впервые в мире выступает с идеей создания системы глобальной морской космической разведки.

С этого момента начинается соперничество между Королевым и Челомеем.

Челомей первый заговорил о космической станции, которая решит задачу оберегать страну от удара из космоса, о ракетопланах, которые будут летать по орбите, спускаться и садиться на аэродромы (тогда американских «шаттлов» и в проекте не было).

Когда в 1960 году Хрущев на трибуне ООН пригрозил всему миру «кузькиной матерью» встал вопрос о создании носителя для самой мощной ядерной бомбы. Челомей предложил сверхмощную ракету УР-500. Он показал ее 42-метровый макет Хрущеву и макет шахтной пусковой установки для нее. Обалдевший Хрущев, узнав, сколько это будет стоить, сказал: « мы коммунизм будем строить или шахты для УР-500». Выход напрямую на главу государства дорого стоил Челомею. Он нажил себе смертельного врага в лице министра обороны и члена Политбюро Д.Ф. Устинова.

Было принято решение о создании двух шахтных установок под УР-500, но до их строительства дела не дошло. После смены власти, ракеты УР-500 объявлены вне закона.

Установка ракеты-носителя "Протон" со спутником "Гранат" на стартовую позицию космодрома Байконур

К счастью для Челомея все свои ракеты он разрабатывал, как универсальные, это и спасло УР-500. При участии академика Келдыша удалось отстоять ракету не как боевую, а как ракету-носитель космических аппаратов. В июле 1965 года стартовала ракета, получившая новое название «Протон». Мало кто знает, что эти самые мощные ракеты, летающие до сих пор, придуманы Челомеем. А все потому, что его имя всегда было окутано тайной. Как говорили в то время: « Королев работает на ТАСС, а Челомей на унитаз». Челомей разрабатывал исключительно военно-космическую технику, благодаря гонке вооружения, век ее был недолог. Даже самые гениальные изобретения очень скоро оказывались на свалке истории.

Изобретения Челомея были уникальны в своем роде: если крылатая ракета, то первая в мире с раскрывающимися крыльями, если ракета-носитель, то самый мощный, если грузовой корабль – то самый вместительный, если спускаемый аппарат, то многоразового использования. Именно его дешевые межконтинентальные ракеты УР-100 стали первым ракетным щитом страны. Может быть, наличие этих ракет не позволило начаться третьей мировой войне, так как благодаря их превосходящему количеству арсенала Америки, Пентагон не решился на ракетный удар по СССР.

Космическая станция "Алмаз"

Однажды Челомей сказал: « Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь также много не открытого и необъясненного. Только мы часто, проходим мимо, совершено необычных явлений, не замечая их. Очень важно научиться видеть эти необычные явления, а потом понять их и объяснить». Гений Челомея был таков, что любую фантастическую идею мог воплотить в жизнь.

Владимир Николаевич Челомей умер 8 декабря 1984 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Ракета-носитель "Протон", первоначально УР-500. Одна из наиболее используемых в советской космонавтике. Одна из самых надёжных из когда-либо созданных. Всего за последние почти полвека разные модификации этой ракеты-носителя совершили более 360 стартов. А появился "Протон" на свет благодаря настойчивости знаменитого конструктора Владимира Челомея.

Когда-то Владимир Челомей сказал: "Только слабые покоряются и забываются, сильные же вызывают на неравный бой сильную судьбу". О нем же самом говорили много: плохое и хорошее, низкое и высокое. Ученый Сергей Хрущев, сын бывшего Первого секретаря ЦК КПСС, работал с Челомеем над "Протоном". Он вспоминал о нем: "Он родился личностью и личностью прожил свою жизнь". И вот с этим мало кто поспорит.

Начало пути

Владимир Челомей родился на территории современной Польши в 1914 году – всего за месяц до начала Первой мировой. Его родители были учителями. Вскоре семья переехала в Полтаву. Там мальчик попал в интеллектуальную среду. Челомеи жили в одном доме с потомками Пушкина и Гоголя — Быковыми и Данилевскими, у которых часто бывали Макаренко и Короленко. Кстати, лучшим другом Владимира был праправнук Пушкина – Александр Данилевский, в будущем известный ученый-энтомолог, один из основоположников теории фотопериодизма насекомых.

Взлеты и падения

Владимир Челомей уже на втором курсе начал свою научную деятельность. За всю жизнь он написал множество трудов по динамике и конструкции машин, теории колебаний, теории сервомеханизмов, динамической устойчивости упругих систем и т. д. В 1940 году он входит в число 50 лучших молодых ученых СССР, которых принимают в специальную докторантуру при Академии наук. При чем 26-летний Владимир Челомей – самый молодой из них. И хотя докторская диссертация была написана и защищена в кратчайшие сроки, война меняет планы. Челомей начинает работу в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. Баранова.

13 июня 1944 было совершенно первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1. Удар был нанесён по Лондону. Все конструкторы мира задались целью воспроизвести немецкую ракету, новое невиданное оружие. Свое первое КБ Челомей получил еще в конце войны как раз для этого. Но попал под горячую руку руководства. Конструктора преследовала серия неудач, генсек назвал Владимира Челомея "фантазером", и КБ у него отобрали. На 9 лет ученый остался без серьезных проектов.

Но сдаваться было не в духе конструктора. Прошло время, и он опять занялся забытым проектом. В 1957 году начались испытания первой в мире ракеты с автоматически раскрывающимся в полете крылом, стартующей из герметичного контейнера минимальных габаритов. Туполев назвал эту затею цирком, но когда на испытании ракета взлетела, великий авиаконструктор пожал руку Челомею. Так появилась П-5.

Засекреченный генеральный конструктор

В 1959 году Челомея назначают генеральным конструктором авиационной техники СССР. При этом, все знали и боготворили именно Королева. Его рассекретили сразу же после смерти, превратили в легенду. Когда же умер Владимир Челомей, его имя стало известно только через 5 лет. И то непонятно, по той ли причине, что решили: пора. Или потому, что на дворе стоял 1989 год, и многие вещи уже и так стали доступны общественности.

В КБ у Владимира Челомея работал сын Хрущева – Сергей. Было ли это причиной основной или дополнительной, но правление Никиты Сергеевича было золотой эпохой для конструктора. Генсек сокращает авиацию и флот, поощряя при этом конструкторов ракетно-космических систем. Так, Владимиру Челомею досталось авиастроительное ОКБ-23 Владимира Мясищева и авиационный завод им. Михаила Хруничева – лучшее на то время предприятие такого профиля в Союзе. Это породило шутки, что "к одинокой реутовской "пуговице Челомея" пришили "хруничевское пальто", а Большой театр срочно готовится к закрытию по причине передачи его Челомею в качестве "красного уголка". Но в 1964 когда Хрущева отсранили, для конструктора начались трудные времена.

Непростой характер

Владимир Челомей был очень противоречивым человеком. С одной стороны, он мог быть хитрым и даже пронырливым. Рассказывают, что однажды притворился больным, чтобы получить право первым представлять свой проект генсеку. С другой, не любил никому подчиняться, мог поссориться с подчиненными, коллегами, начальством. Однажды на министерском совещании, не выдержав потока аргументов против своего перспективного проекта, Челомей бросил в лицо высокопоставленному чиновнику: "Вы – центрпробка!". Возможно, другому бы за такое не поздоровалось, но конструктор к тому временем был уже практически незаменим. Тем не менее, такой тяжелый характер не способствовал хорошему отношению власти.

Пришедший к власти Брежнев не то, чтобы притеснял конструктора, но и не благоволил ему. Это легко проиллюстрировать на истории с космической программой "Алмаз". В то время, как Владимир Челомей уже занимался подготовкой к запуску, ему поступило указание сверху – передать все чертежи и готовые корпуса орбитальной пилотируемой станции в другое КБ, которое раньше возглавлял Сергей Королев. Первую в мире долговременную орбитальную станцию переименовали в "Салют", и 19 апреля 1971 года запустили в космос на ракете-носителе "Протон", которую разрабатывал все тот же Челомей.

Конструктор-гений

Умер Владимир Челомей от сердечного приступа в больнице, куда изначально попал с переломом ноги. Зимним утром 8 декабря 1984 года он позвонил супруге и сказал: "Я такое придумал. Я такое придумал!" Это были последние слова гениального конструктора. Ему было 70 лет.

Имя Владимира Челомея увековечено в названиях улиц, учебных заведений и даже астероида. Его памятники и бюсты установлены во многих городах. В 2011 году монумент единственному в мире конструктору, который с блеском разрабатывал и долговременные орбитальные станции, и космические аппараты, и крылатые ракеты поставили и на аллее выдающихся ученых в родном КПИ.

Родился 30 июня 1914 г. в г. Седлец Привислянского края Российской империи (ныне г. Седльце на территории Польши) в семье учителей Николая Михайловича Челомея и Евгении Фоминичны (Клочко). Вскоре после начала Первой мировой войны семья переехала в Полтаву (Украина), в 1926 г. - в Киев.

В 1937 г. с отличием окончил Киевский авиационный институт им. Е. К. Ворошилова (ныне - Национальный авиационный университет) по специальности "инженер-механик". В 1937-1939 гг. учился в аспирантуре Академии наук Украинской ССР (АН УССР).

Доктор технических наук (1951). В 1939 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций". Профессор (1952).
В 1958 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1962 г. академиком. Являлся членом Отделения технических наук АН СССР.

Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии (1959) и Государственных премий СССР (1967, 1974, 1982).
Награжден пятью орденами Ленина (1945, 1959, 1964, 1974, 1984), орденом Октябрьской Революции (1981), золотой медалью им. Н. Е. Жуковского (1964; за лучшую работу по теории авиации) и золотой медалью им. А. М. Ляпунова АН СССР (1977; за цикл работ "Динамическая устойчивость сложных колебательных систем").

Действительный член Международной академии астронавтики (1974).
Почетный гражданин подмосковного г. Реутова (1984), занесен в Почетную книгу трудовой славы и героизма Чувашской АССР (1984). В 2019 г. ему было присвоено звание "Почетный гражданин города Байконур" (посмертно).

Автор 87 изобретений и научных трудов по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Первый труд Челомея ("Векторное исчисление") был издан в 1936 г.

Супруга - Нинель Васильевна. Дочь - Евгения Талызина. Сын - Сергей (1952-1999), работал в НПО машиностроения инженером-испытателем, заведовал кафедрой "Космические летательные аппараты и аэрокосмические системы" МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Советский конструктор ракетно-космической техники. Ученый в области механики и процессов управления. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР. Профессор. Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР. Возглавлял Совет главных конструкторов.

Владимир Челомей родился 30 июня 1914 года в города Седльце, Польша. Родители мальчика являлись учителями в местной народной школе. В 1937 году, молодой человек с отличием окончил Киевский авиационный институт. После окончания института, приступил к работе в Институте математики АН УССР и продолжил обучение в аспирантуре.

В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций» и сосредоточил научные интересы на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе данных исследований, молодой ученый получил важные теоретические результаты, впоследствии, нашедшие применение на практике.

Летом 1941 года Челомей назначен начальником группы реактивных двигателей ЦИАМ имени Баранова, где в 1942 году, создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов.

Приказом Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года, назначен на должность Главного конструктора и директором опытного авиационного завода №51, где к началу 1945 года создан самолет-снаряд 10Х. Затем, ученый отошел от практической конструкторской работы, и занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет не оставил.

Позже, разработками Челомея заинтересовалось командование Военно-морского флота, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе №500 была организована специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В прототипе создаваемой ракеты, реализовывались ряд новых идей опытного конструктора, что позволило опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.

В 1955 году Владимиру Челомею перешел в подчинение механический завод в городе Реутов, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. За короткое время, под непосредственным руководством Владимира Николаевича КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.

С 1956 года начался этап признания места Челомея и возглавляемого им КБ в ряду ведущих предприятий оборонных отраслей промышленности. Возрождение конструкторского бюро в Реутове позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом, а также выиграть соревнование в условиях жесткой конкурентной борьбы со сложившимися авиационными КБ Микояна, Ильюшина и Бериева и открыть дорогу к перевооружению Военно-Морского Флота страны комплексами ракетного оружия.

В 1958 году конструктора избирали член-корреспондентом АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1959 года за заслуги в деле создания крылатой ракеты П-5 Челомею Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1959 году Челомей получил назначение на должность Генерального конструктора ОКБ-52. В 1959 году ОКБ-52 приступило к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для доставки на территорию противника ядерных зарядов. Под его руководством разработан ряд проектов ракет: УР-100, УР-200, УР-500, УР-700, от легкого до сверхтяжелого класса.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных данным оружием, и перевооружения кораблей ВМФ Челомей Владимир Николаевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

Ученому принадлежит заслуга в создании основной ударной силы РВСН, знаменитой «сотки» - межконтинентальной ракеты УР-100, обеспечившей стратегический паритет с США.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 апреля 1962 года, конструктор приступил к разработке тяжелой универсальной двухступенчатой МБР УР-500 «Протон». Ракета задумывалась как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. Первый пуск ракеты-носителя «Протон» состоялся 16 июля 1965 года.

За время эксплуатации ракетой-носителем «Протон» во всех ее модификациях выполнено более 300 пусков. В космос выведен целый ряд спутников связи и телевидения, спутников серии «Космос», межпланетные станции «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос», космические аппараты глобальной навигационной системы «Глонасс», основные блоки орбитальных станций «Салют» и «Мир» и модули для международной космической станции.

Начиная с 1974 года, параллельно с трудовой, научной и общественной деятельностью, Челомей Владимир Николаевич являлся депутатом Верховного Совета СССР. Отмечен государственными наградами и знаками отличия. Лауреат Ленинской и Государственных премий.

Владимир Николаевич Челомей скончался 8 декабря 1984 года в городе Москва. Похоронен великий ученый на Новодевичьем кладбище столицы.

Достижения Владимира Челомея

Создатель ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители «Протон», искусственные спутники Земли «Протон» и «Полет», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС

Являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита».

Основные труды Владимира Челомея

Основные научные труды: Конструкция и динамика машин, теории колебаний, динамическая устойчивость упругих систем, теория сервомеханизмов.

Награды Владимира Челомея

Дважды Герой Социалистического Труда
Пять орденов Ленина
Орден Октябрьской Революции
Различные медали
Ленинская премия
Три Государственных премии

Память об Владимире Челомее

Памятник на площади Академика Челомея в городе Реутов

Памятник на Лефортовской набережной в городе Москва

Памятник на аллее Космонавтов в городе Москва

Бюст в городе Байконур во дворе Международной космической школы имени академика Владимира Челомея

Мемориальная доска на здании школы № 10 в Полтаве

Бюст на аллее славы Киевского политехнического института имени Игоря Сикорского

Бронзовая мемориальная доска на фасаде здания Киевского института инженеров гражданской авиации

Мемориальная доска в МГТУ имени Баумана, в корпусе «Специальное машиностроение», на кафедре СМ2 «Аэрокосмические системы»

Также имеются бюсты ученого у входа в МГТУ имени Баумана, в центральном сквере НПО «Машиностроение» в городе Реутов, на могиле академика на Новодевичьем кладбище

Семья Владимира Челомея

Супруга - Челомей Нинель Васильевна

Сын - Челомей Сергей Владимирович
Дочь - Талызина Евгения Владимировна

Трудно переоценить значимость гения Сергея Королева в советской космонавтике. Однако история помнит единственного конструктора, из-за которого Королёва решено было отстранить от военной тематики. А КБ второго ведущего разработчика Янгеля перепрофилировали в обычное заводское. Звали этого конструктора Владимир Челомей. Почему же перед ним цепенели выдающиеся изобретатели?

Космическая одиссея Владимира Челомея

Именно Владимир Николаевич Челомей был тем самым человеком, который разработал и впервые реализовал в железе базовые принципы конструирования космических ракет.

Не удивляйтесь, если вы ничего не знаете про этого советского авиаконструктора. Его жизнь и профессиональная деятельность и по сей день окутана завесой тайны, а при жизни в лицо его знали несколько десятков человек. Но в его кабинете рождались идеи, которые до сих считаются фантастикой. Одной из таких можно назвать «космический десант».

Космический десант — это совокупность сил и средств для нанесения массированного космического удара по территории противника. К этой программе предъявлялся ряд требований:

  • космическая разведка района применения;
  • организация взаимодействия всех космических сил с наземными;
  • доставка необходимого количества живой силы и техники для выполнения поставленной задачи.

И к середине 60-х годов поставленная задача была выполнена. Средством выведения всех элементов программы стала самая совершенная и по сей день тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета УР-500, более известная как «Протон».

Приближается релиз одного из самых амбициозных российских IT-стартапов — проекта SFERA. Прямо сейчас вы можете оставить заявку на регистрацию в новую интеллектуальную экосистему. Узнайте больше по ссылке .

Как Королёв проиграл Челомею

В 1962 году разразился Карибский кризис, за год до него США разместили ракеты в Турции. Никита Хрущев воспринял это как личное оскорбление. Ответом стало размещение советских ракет на Кубе. В то время американцы имели ядерный потенциал мощнее советского и уже испытанные лёгкие баллистические ракеты «Минитмен». А в СССР 7 лет попыток разработки массовой готовой к мгновенному запуску ракеты не увенчались ничем. Ситуация была катастрофической!

Каждый запуск разработанной под руководством Королёва ракеты Р-7 стоил бюджету страны полмиллиарда рублей. Хрущёв, по воспоминаниям его сына, обратился к Королеву со словами:

«Сергей Павлович не потянем, если нам поставить хотя бы 100 стартов, то у нас ни хлеба не будет, ни домов не будет.

Решение, которого никто не ожидал

В 1963 году Хрущев принимает решение, которого никто из военных авиаконструкторов не ожидал. В марте месяце вышло постановление, которое обязывало Владимира Челомея заняться разработкой ответа на следующий вызов: американцы развертывали 1000 ракет лёгкого класса «Минитмен». Надо было ликвидировать колоссальный разрыв.

Задача была поставлена не Министерству оборонной промышленности, а Министерству авиационной промышленности, которое прежде не занималось баллистическими ракетами.

Челомея, который вышел из чужого министерства, жутко не любили. Но он сделал то, что не удалось Королеву и Янгелю, ведущим авиаконструкторам ракетной техники.

Упомянутая выше УР-500 — это универсальная ракета. От Земли ее отрывают 6 двигателей на топливных блоках. Однако ее универсальность заключается не только в разных нагрузках, которые можно выводить. Применявшиеся технологии позволяли на базе одной ракеты создавать другую. Например, лёгкую баллистическую УР-100. Ведь каждый из 6 топливных блоков — это уже ракета. УР-100 стала самой дешёвой в мире баллистической ракетой с ядерным зарядом. Она могла храниться годами в заправленном состоянии и готовилась к пуску в течение 3 минут.

Было принято ещё несколько жёстких решений. Особое КБ Янгеля перепрофилировали в простое заводское для производства ракет Челомея. У Королёва было решено забрать военную тематику полностью и переориентировать его на космос.

Таким образом, Владимир Челомей одержал оглушительную победу в противостоянии умов и определил развитие советского ракетостроения на десятилетия. И это действительно конструктор, который заслуживает, чтобы его имя звучало наравне с Сергеем Королевым, но его достижения остались забыты.

Читайте также: